Yahoo потеряет независимость, а Марисса Майер уйдет с поста руководителя
Компания Yahoo и ее портал были входной дверью в интернет для первых пользователей. Сейчас сервисы компании продолжают привлекать пользователей — суммарная посещаемость всех сервисов достигает нескольких сотен миллионов уникальных посетителей в месяц.
Но бизнес оставляет желать лучшего — фактически, Yahoo теряет деньги каждый день в течение многих месяцев. Поэтому сейчас оставшиеся активы было решено продать. Эпоха Yahoo завершилась с подписанием договора о продаже основного бизнеса компании и ее земельных владений Verizon. Сумма сделки составляет $4,8 млрд. После продажи у держателей акций компании остается еще доля в Alibaba, которая оценивается сейчас в $41 млрд. Остается независимой компания Yahoo Japan, плюс небольшое количество патентов.
В прошлом году убытки компании составили $4,4 млрд. Причина — реструктуризация компании, переоценка некоторых активов, включая Tumblr. Этот ресурс был куплен в 2013 году за $1 млрд. Сейчас его цена упала в несколько раз.
Некогда компания оценивалась в $125 млрд — такова была капитализация Yahoo в 2000 году. Многие компании, которые возникли с Yahoo примерно в одно и то же время, и за несколько лет превратившиеся в гигантов, «сдулись» после первого бума доткомов.
Но Yahoo продолжала расти и развиваться. Все начиналось, как обычный каталог сайтов. Новые сайты добавлялись в каталог вручную сотрудниками компании. Для подавляющего большинства пользователей Yahoo была стартовой страничкой в Интернете, откуда начинался сам интернет. Вскоре добавились такие сервисы, как поиск, электронная почта, покупки и новости. Эти сервисы были бесплатными для пользователей, которым во время серфинга показывалась реклама партнеров Yahoo.
Долгое время эта модель работала отлично. Рекламодатели очень хотели получить новых клиентов, и деньги лились на счета Yahoо рекой.
Основатели Yahoo, Дэвид Файло и Джерри Янг, 1997 год
Но через несколько лет появились конкуренты — Google и Facebook. Эти компании быстро начали быстро создавать новые сервисы, что привело к уходу многих пользователей и части рекламодателей.
Google, новая компания, появившаяся через несколько лет после Yahoo, предложила пользователям автоматический поиск сайтов в Сети. Всего за пару лет компания стала очень популярной, получив большое количество пользователей. И Yahoo заключила четырехлетний договор с Google в 2000 году. Суть договора — использование поискового сервиса «Корпорации добра» в качестве поиска по умолчанию на своем сайте. Позже руководство Yahoo пыталось договориться о покупке Google, но было решено разработать собственный поисковый сервис.
Yahoo стала позиционировать себя, как контент-компания, в то время, как Google специализировался на поиске.
Но уже в середине 2000 у Yahoo начались проблемы. Веб-порталы, как их называли в компании, перестали играть важную роль для пользователей. Стали появляться социальные сервисы и ресурсы, квинтэссенцией чего стала Facebook. Google стал мировым лидером в сфере поиска, также компания предлагала рекламодателям очень эффективную рекламную сеть.
В 2007 году Джеффри Янг отклонил предложение корпорации Microsoft о покупке бизнеса Yahoo за $44.6 млрд. Это предложение выглядело очень привлекательно, и было даже выше рыночной цены компании. Многие акционеры были несогласны с мнением Янга, а Карл Иканн, один из крупнейших держателей акций Yahoo, повел против Янга настоящую войну. В конце-концов, Янгу пришлось уйти с поста руководителя компании. Эту должность после него занимали несколько человек, но ничего хорошего Yahoo они не принесли. Стоимость продолжала падать, убытки увеличивались.
В 2012 году руководить Yahoo стала Марисса Майер, ранее работавшая топ-менеджером в Google. Она считалась очень эффективным руководителем, и многие инвесторы Yahoo воспрянули духом. Майер сразу же заявила о том, что компании необходимо сфокусироваться на чем-то одном, выбрать основное направление для своего бизнеса. Но, к сожалению, этот фокус так и не был найден.
Майер сначала решила сделать Yahoo лидером интернет-поиска, сформировав команду из 1000 человек. Затем она решила начать производство оригинального и качественного видео-контента. Майер стала покупать десятки различных компаний, вливавшихся в Yahoo. Наиболее заметной покупкой стал Tumblr.
Все это практически не дало результатов, компания продолжала терять деньги. Правда, у Yahoo оставался очень ценный актив — 40% Alibaba. Этот актив был куплен в 2005 году за $1 млрд. К 2014 году Yahoo продала большую часть пакета акций китайского интернет-гиганта, но оставшиеся 15% стоили на то время уже $31 млрд.
Все остальные активы компании представляли собой тающий кусок льда в руках Мариссы Майер, и она это знала. Тем не менее, никаких серьезных действий по выводу компании из кризиса она уже не предпринимала. Инвесторы давили на нее, но добиться ничего не могли. И в конце-концов оставшиеся активы Yahoo, кроме пакета Alibaba, было решено продать. Кроме Verizon покупателей больше не нашлось.
Verizon, телекоммуникационный гигант из США, планирует объединить активы Yahoo с AOL, компанией, купленной в прошлом году. AOL, кстати — это еще один пионер интернет-сферы, эта компания долгое время являлась конкурентом Yahoo. По мнению Verizon, сервисы Yahoo помогут компании оказывать более качественные услуги своим клиентам, обеспечив их новыми сервисами и услугами.
Майер уйдет с поста руководителя Yahoo, получив денежную компенсацию в размере $57 млн. За несколько лет руководства, по оценке Equilar, она получила более $218 млн в виде наличных денег и акций.
А что думает Майер?
Комментируя сделку с Verizon, она заявила, что под ее руководством компания была преобразована. Также Майер говорит, что она максимально довольна своими достижениями на посту руководителя Yahoo: «Мы инвестировали в мобильную сферу, видео, нативную и социальную сферу, начав с нуля в 2011 году и закончив прибылью в $1,6 млрд в 2015 по GAAP (национальный стандарт бухучета в США). За это же время, как говорит Майер, компании удалось в три раза увеличить число пользователей мобильных сервисов, получив более $1 млрд прибыли с рекламы.
Yahoo, утверждает СЕО компании, улучшила и модернизировала практически каждый продукт компании, значительно улучшив и работу рекламной сферы.
Как уже говорилось, Майер, скорее всего, уйдет из Yahoo после закрытия сделки. Хотя сама она говорит, что любит компанию и планирует остаться. Сделка будет закрыта до 1 квартала 2017 года.
Руководство Verizon заявляет, что компания еще не приняла решения о той роли, которую будет занимать Майер после закрытия сделки. В то же время, представители Yahoo и Verizon ожидают, что Майер будет оставаться на своем посту во время выполнения условий сделки, и будет следить за тем, чтобы все прошло гладко.
Комментарии (32)
reactoranime
25.07.2016 13:47+1Интересно получит ли Mozilla свои деньги? geektimes.ru/post/278226
vanyatwo
25.07.2016 14:52-3Это США, там условия договора принято соблюдать.
nochkin
25.07.2016 16:56+5К стране это имеет слабое отношение. Люди, которые не соблюдают условия могут жить везде, а правильно профинансированные юристы могут им в этом помогать.
vanyatwo
25.07.2016 16:58-3Я думаю, когда в договоре четко сказано «если Yahoo будет куплен, то Mozilla будет получать выплаты», а так скорее всего и есть, то никакие «профинансированные» юристы не помогут.
nochkin
25.07.2016 17:03+1Как во многих договорах там есть условия, а не просто «будет получать».
Kondra007
25.07.2016 17:11Ну так там и есть условие: "Если Mozilla не понравится покупатель". А уж скорчить недовольную мину ради щедрого бонуса совсем несложно.
fly4546
26.07.2016 12:32Это еще надо посмотреть и понять что лучше/хуже.
Ведь еще надо понять, возможно мозилла + веризон = золотая жила для первых. Там не дураки сидят — они точнол будут выжидать последнего и смотреть где им выгоднее.
tersuren
25.07.2016 19:10… где это вы в больших корпоративных договорах видели четкие условия :) Там сто мильонов оговорок.
herr_kaizer
25.07.2016 20:38Я бы так не сказал. В России такие договоренности очень легко могут признать незаконными.
qazqazasda
25.07.2016 21:37Договора принято соблюдать везде — в этом смысл договоров.
Просто в США законодательство англо-саксонское, прецедентное.
А в Европе (ну кроме Великобритании, само собой) и в России — континентальное, германо-романское, основанное на законах.
За счет этого в США в договоре можно выкрутиться как угодно уникально.
У нас же — закон выше договора.
Welran
26.07.2016 07:53Мозилла получит деньги если расторгнет договор с Yahoo, а вот если она это сделает то через 3 года потеряет доход от размещения поисковика по умолчанию, так как ни гугл ни майкрософт не горят желанием платить за установку своего поисковика по умолчанию в файрфоксе. Так что договор есть, его будут соблюдать, но применит ли свое право расторгнуть договор мозилла или нет это ещё совсем не ясно.
Kasatich
25.07.2016 14:18+1Вот это я понимаю — эффективный менеджмент. Компанию с подобными активами вогнать в убытки)
Andrusha
25.07.2016 14:19+4Волнуюсь за Flickr, боюсь, что порежут халявный терабайт.
Да и почта у них неплохая, не GMail, но свои фишки есть.yadobr
25.07.2016 16:03Flickr это очень круто!
Я не фотограф, но почти каждый день встречаю что-то классное. Отпали за не надобностью сервисы с обоями =)
betrachtung
26.07.2016 07:25Пользуюсь их почтой несколько лет, и почту хуже представить будет непросто.
DrPass
25.07.2016 14:48+4> Google, новая компания, появившаяся через несколько лет после Yahoo, предложила пользователям автоматический поиск сайтов в Сети.
Заслуга Google была не в том, что она предложила автоматический поиск сайтов в Сети (поисковиков тогда была куча, а самый крупный вон даже на фото основателей в уголке указан). Гугл набрал свою аудиторию как раз благодаря тому, что они не предлагали ничего, кроме поиска. Заходишь на сайт Yahoo или AltaVista в те годы, а там на тебя десять тонн рекламы выпрыгивает из всех углов. Заходишь на сайт Google, а там строка для ввода запроса и кнопка «Найти».equand
26.07.2016 15:27Собственно, что предложил фейсбук в свое время. Время фейсбука подходит к концу, злобный фейсбук летит за яху
qwerty135
25.07.2016 15:08+1В 2007 году Джеффри Янг отклонил предложение корпорации Microsoft о покупке бизнеса Yahoo за $44.6 млрд. — повторил фатальную ошибку Жана-Луи Гассе (когда Apple предложил ему купить Be,Inc за 150 миллионов).
Murmand
25.07.2016 15:18Я помню какие тогда были дебаты о пользе и целесообразности этой сделки и в итоге акционеры Яху проиграли доверившись очередному «эффективному» менеджеру
qwerty135
25.07.2016 15:40+1Да, Марисса разочаровала ((
Видимо она вдохновилась опытом facebook, когда те кидали миллиард туда-миллиард сюда, но не учла что Yahoo всё-таки не fb.
dile
25.07.2016 17:36+1Акционеры, как мне кажется, ничуть не проиграли — вы забываете о стоимости акций Алибабы. Только они стоили гораздо больше чем 44 млрд
prioron
25.07.2016 17:36+1Мда… с 125 милиардов до почти 5… удачный пример неудачного управления на вышем уровне.
mbait
25.07.2016 19:55+1Мариса конечно ещё тот управленец, но она получила уже тонущий корабль. Причина падения компании не в плохом управлении, а в том, что в условиях возникновения подрывных инноваций, коими стали FB и G, никто буквально не знает. В книге «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании» рассказывается про это явление. На мой взгляд, именно поэтому последние несколько лет мы видим, как компании закрывают протоколы, уходят от модели общего взаимодействия и стараются замкнуть пользователей на себе.
Equin0x
25.07.2016 20:50Когда прочитал в новостях, что Марисса решила разделаться с удалеными работниками — стало ясно, что ее компетентность в IT сильно преувеличена…
solariserj
25.07.2016 22:21Ну Yahoo! уже всё, правда думал что его купят китайцы(Baidu например) чтоб выйти на американский рынок, но
>Кроме Verizon покупателей больше не нашлось.
быстро сольются постепенно и остальные активы (ну кроме почты и финансов)
Dioxin
26.07.2016 11:46посмотрел на график изменения цены компании — восходящий тренд, все нормально.
AlexanderS
Хорошая новость для Mozilla =)
vadimzz
Хорошая новость для Мариссы :)