Yahoo потеряет независимость, а Марисса Майер уйдет с поста руководителя





Компания Yahoo и ее портал были входной дверью в интернет для первых пользователей. Сейчас сервисы компании продолжают привлекать пользователей — суммарная посещаемость всех сервисов достигает нескольких сотен миллионов уникальных посетителей в месяц.

Но бизнес оставляет желать лучшего — фактически, Yahoo теряет деньги каждый день в течение многих месяцев. Поэтому сейчас оставшиеся активы было решено продать. Эпоха Yahoo завершилась с подписанием договора о продаже основного бизнеса компании и ее земельных владений Verizon. Сумма сделки составляет $4,8 млрд. После продажи у держателей акций компании остается еще доля в Alibaba, которая оценивается сейчас в $41 млрд. Остается независимой компания Yahoo Japan, плюс небольшое количество патентов.



В прошлом году убытки компании составили $4,4 млрд. Причина — реструктуризация компании, переоценка некоторых активов, включая Tumblr. Этот ресурс был куплен в 2013 году за $1 млрд. Сейчас его цена упала в несколько раз.

Некогда компания оценивалась в $125 млрд — такова была капитализация Yahoo в 2000 году. Многие компании, которые возникли с Yahoo примерно в одно и то же время, и за несколько лет превратившиеся в гигантов, «сдулись» после первого бума доткомов.

Но Yahoo продолжала расти и развиваться. Все начиналось, как обычный каталог сайтов. Новые сайты добавлялись в каталог вручную сотрудниками компании. Для подавляющего большинства пользователей Yahoo была стартовой страничкой в Интернете, откуда начинался сам интернет. Вскоре добавились такие сервисы, как поиск, электронная почта, покупки и новости. Эти сервисы были бесплатными для пользователей, которым во время серфинга показывалась реклама партнеров Yahoo.

Долгое время эта модель работала отлично. Рекламодатели очень хотели получить новых клиентов, и деньги лились на счета Yahoо рекой.


Основатели Yahoo, Дэвид Файло и Джерри Янг, 1997 год

Но через несколько лет появились конкуренты — Google и Facebook. Эти компании быстро начали быстро создавать новые сервисы, что привело к уходу многих пользователей и части рекламодателей.

Google, новая компания, появившаяся через несколько лет после Yahoo, предложила пользователям автоматический поиск сайтов в Сети. Всего за пару лет компания стала очень популярной, получив большое количество пользователей. И Yahoo заключила четырехлетний договор с Google в 2000 году. Суть договора — использование поискового сервиса «Корпорации добра» в качестве поиска по умолчанию на своем сайте. Позже руководство Yahoo пыталось договориться о покупке Google, но было решено разработать собственный поисковый сервис.

Yahoo стала позиционировать себя, как контент-компания, в то время, как Google специализировался на поиске.

Но уже в середине 2000 у Yahoo начались проблемы. Веб-порталы, как их называли в компании, перестали играть важную роль для пользователей. Стали появляться социальные сервисы и ресурсы, квинтэссенцией чего стала Facebook. Google стал мировым лидером в сфере поиска, также компания предлагала рекламодателям очень эффективную рекламную сеть.

В 2007 году Джеффри Янг отклонил предложение корпорации Microsoft о покупке бизнеса Yahoo за $44.6 млрд. Это предложение выглядело очень привлекательно, и было даже выше рыночной цены компании. Многие акционеры были несогласны с мнением Янга, а Карл Иканн, один из крупнейших держателей акций Yahoo, повел против Янга настоящую войну. В конце-концов, Янгу пришлось уйти с поста руководителя компании. Эту должность после него занимали несколько человек, но ничего хорошего Yahoo они не принесли. Стоимость продолжала падать, убытки увеличивались.

В 2012 году руководить Yahoo стала Марисса Майер, ранее работавшая топ-менеджером в Google. Она считалась очень эффективным руководителем, и многие инвесторы Yahoo воспрянули духом. Майер сразу же заявила о том, что компании необходимо сфокусироваться на чем-то одном, выбрать основное направление для своего бизнеса. Но, к сожалению, этот фокус так и не был найден.



Майер сначала решила сделать Yahoo лидером интернет-поиска, сформировав команду из 1000 человек. Затем она решила начать производство оригинального и качественного видео-контента. Майер стала покупать десятки различных компаний, вливавшихся в Yahoo. Наиболее заметной покупкой стал Tumblr.

Все это практически не дало результатов, компания продолжала терять деньги. Правда, у Yahoo оставался очень ценный актив — 40% Alibaba. Этот актив был куплен в 2005 году за $1 млрд. К 2014 году Yahoo продала большую часть пакета акций китайского интернет-гиганта, но оставшиеся 15% стоили на то время уже $31 млрд.

Все остальные активы компании представляли собой тающий кусок льда в руках Мариссы Майер, и она это знала. Тем не менее, никаких серьезных действий по выводу компании из кризиса она уже не предпринимала. Инвесторы давили на нее, но добиться ничего не могли. И в конце-концов оставшиеся активы Yahoo, кроме пакета Alibaba, было решено продать. Кроме Verizon покупателей больше не нашлось.

Verizon, телекоммуникационный гигант из США, планирует объединить активы Yahoo с AOL, компанией, купленной в прошлом году. AOL, кстати — это еще один пионер интернет-сферы, эта компания долгое время являлась конкурентом Yahoo. По мнению Verizon, сервисы Yahoo помогут компании оказывать более качественные услуги своим клиентам, обеспечив их новыми сервисами и услугами.

Майер уйдет с поста руководителя Yahoo, получив денежную компенсацию в размере $57 млн. За несколько лет руководства, по оценке Equilar, она получила более $218 млн в виде наличных денег и акций.

А что думает Майер?




Комментируя сделку с Verizon, она заявила, что под ее руководством компания была преобразована. Также Майер говорит, что она максимально довольна своими достижениями на посту руководителя Yahoo: «Мы инвестировали в мобильную сферу, видео, нативную и социальную сферу, начав с нуля в 2011 году и закончив прибылью в $1,6 млрд в 2015 по GAAP (национальный стандарт бухучета в США). За это же время, как говорит Майер, компании удалось в три раза увеличить число пользователей мобильных сервисов, получив более $1 млрд прибыли с рекламы.

Yahoo, утверждает СЕО компании, улучшила и модернизировала практически каждый продукт компании, значительно улучшив и работу рекламной сферы.

Как уже говорилось, Майер, скорее всего, уйдет из Yahoo после закрытия сделки. Хотя сама она говорит, что любит компанию и планирует остаться. Сделка будет закрыта до 1 квартала 2017 года.

Руководство Verizon заявляет, что компания еще не приняла решения о той роли, которую будет занимать Майер после закрытия сделки. В то же время, представители Yahoo и Verizon ожидают, что Майер будет оставаться на своем посту во время выполнения условий сделки, и будет следить за тем, чтобы все прошло гладко.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (32)


  1. AlexanderS
    25.07.2016 13:41
    +11

    Хорошая новость для Mozilla =)


    1. vadimzz
      25.07.2016 17:24
      +5

      Хорошая новость для Мариссы :)


  1. reactoranime
    25.07.2016 13:47
    +1

    Интересно получит ли Mozilla свои деньги? geektimes.ru/post/278226


    1. vanyatwo
      25.07.2016 14:52
      -3

      Это США, там условия договора принято соблюдать.


      1. nochkin
        25.07.2016 16:56
        +5

        К стране это имеет слабое отношение. Люди, которые не соблюдают условия могут жить везде, а правильно профинансированные юристы могут им в этом помогать.


        1. vanyatwo
          25.07.2016 16:58
          -3

          Я думаю, когда в договоре четко сказано «если Yahoo будет куплен, то Mozilla будет получать выплаты», а так скорее всего и есть, то никакие «профинансированные» юристы не помогут.


          1. nochkin
            25.07.2016 17:03
            +1

            Как во многих договорах там есть условия, а не просто «будет получать».


            1. Kondra007
              25.07.2016 17:11

              Ну так там и есть условие: "Если Mozilla не понравится покупатель". А уж скорчить недовольную мину ради щедрого бонуса совсем несложно.


              1. fly4546
                26.07.2016 12:32

                Это еще надо посмотреть и понять что лучше/хуже.
                Ведь еще надо понять, возможно мозилла + веризон = золотая жила для первых. Там не дураки сидят — они точнол будут выжидать последнего и смотреть где им выгоднее.


          1. tersuren
            25.07.2016 19:10

            … где это вы в больших корпоративных договорах видели четкие условия :) Там сто мильонов оговорок.


        1. herr_kaizer
          25.07.2016 20:38

          Я бы так не сказал. В России такие договоренности очень легко могут признать незаконными.


      1. qazqazasda
        25.07.2016 21:37

        Договора принято соблюдать везде — в этом смысл договоров.
        Просто в США законодательство англо-саксонское, прецедентное.
        А в Европе (ну кроме Великобритании, само собой) и в России — континентальное, германо-романское, основанное на законах.

        За счет этого в США в договоре можно выкрутиться как угодно уникально.
        У нас же — закон выше договора.


    1. Welran
      26.07.2016 07:53

      Мозилла получит деньги если расторгнет договор с Yahoo, а вот если она это сделает то через 3 года потеряет доход от размещения поисковика по умолчанию, так как ни гугл ни майкрософт не горят желанием платить за установку своего поисковика по умолчанию в файрфоксе. Так что договор есть, его будут соблюдать, но применит ли свое право расторгнуть договор мозилла или нет это ещё совсем не ясно.


  1. Kasatich
    25.07.2016 14:18
    +1

    Вот это я понимаю — эффективный менеджмент. Компанию с подобными активами вогнать в убытки)


  1. Andrusha
    25.07.2016 14:19
    +4

    Волнуюсь за Flickr, боюсь, что порежут халявный терабайт.
    Да и почта у них неплохая, не GMail, но свои фишки есть.


    1. yadobr
      25.07.2016 16:03

      Flickr это очень круто!
      Я не фотограф, но почти каждый день встречаю что-то классное. Отпали за не надобностью сервисы с обоями =)


    1. engine9
      25.07.2016 19:40

      О это точно. Фликр лучших фотохостинг планеты.


    1. betrachtung
      26.07.2016 07:25

      Пользуюсь их почтой несколько лет, и почту хуже представить будет непросто.


  1. deepone
    25.07.2016 14:34
    +1

    Чёрт!… там было слово «патенты», которые теперь не для основного бизнеса.


  1. DrPass
    25.07.2016 14:48
    +4

    > Google, новая компания, появившаяся через несколько лет после Yahoo, предложила пользователям автоматический поиск сайтов в Сети.
    Заслуга Google была не в том, что она предложила автоматический поиск сайтов в Сети (поисковиков тогда была куча, а самый крупный вон даже на фото основателей в уголке указан). Гугл набрал свою аудиторию как раз благодаря тому, что они не предлагали ничего, кроме поиска. Заходишь на сайт Yahoo или AltaVista в те годы, а там на тебя десять тонн рекламы выпрыгивает из всех углов. Заходишь на сайт Google, а там строка для ввода запроса и кнопка «Найти».


    1. equand
      26.07.2016 15:27

      Собственно, что предложил фейсбук в свое время. Время фейсбука подходит к концу, злобный фейсбук летит за яху


  1. qwerty135
    25.07.2016 15:08
    +1

    В 2007 году Джеффри Янг отклонил предложение корпорации Microsoft о покупке бизнеса Yahoo за $44.6 млрд. — повторил фатальную ошибку Жана-Луи Гассе (когда Apple предложил ему купить Be,Inc за 150 миллионов).


    1. Murmand
      25.07.2016 15:18

      Я помню какие тогда были дебаты о пользе и целесообразности этой сделки и в итоге акционеры Яху проиграли доверившись очередному «эффективному» менеджеру


      1. qwerty135
        25.07.2016 15:40
        +1

        Да, Марисса разочаровала ((
        Видимо она вдохновилась опытом facebook, когда те кидали миллиард туда-миллиард сюда, но не учла что Yahoo всё-таки не fb.


      1. dile
        25.07.2016 17:36
        +1

        Акционеры, как мне кажется, ничуть не проиграли — вы забываете о стоимости акций Алибабы. Только они стоили гораздо больше чем 44 млрд


  1. prioron
    25.07.2016 17:36
    +1

    Мда… с 125 милиардов до почти 5… удачный пример неудачного управления на вышем уровне.


  1. mbait
    25.07.2016 19:55
    +1

    Мариса конечно ещё тот управленец, но она получила уже тонущий корабль. Причина падения компании не в плохом управлении, а в том, что в условиях возникновения подрывных инноваций, коими стали FB и G, никто буквально не знает. В книге «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании» рассказывается про это явление. На мой взгляд, именно поэтому последние несколько лет мы видим, как компании закрывают протоколы, уходят от модели общего взаимодействия и стараются замкнуть пользователей на себе.


    1. saboteur_kiev
      26.07.2016 03:11

      Как ни странно акции yahoo под ее управлением подросли почти вдвое.


  1. Equin0x
    25.07.2016 20:50

    Когда прочитал в новостях, что Марисса решила разделаться с удалеными работниками — стало ясно, что ее компетентность в IT сильно преувеличена…


  1. enabokov
    25.07.2016 21:36

    >В 2007 году Джеффри Янг отклонил предложение
    Джерри Янг.


  1. solariserj
    25.07.2016 22:21

    Ну Yahoo! уже всё, правда думал что его купят китайцы(Baidu например) чтоб выйти на американский рынок, но

    >Кроме Verizon покупателей больше не нашлось.

    быстро сольются постепенно и остальные активы (ну кроме почты и финансов)


  1. Dioxin
    26.07.2016 11:46

    посмотрел на график изменения цены компании — восходящий тренд, все нормально.