Привет, Хабр! Запускаю цикл статей про автопополнение запасов с помощью SAF F&R – систему прогнозирования спроса и управления запасами на уровне целевое местоположение-местоположение поставщик. Система входит в состав решения SAP SCM (Управление цепочками поставок) и внедряется в двух вариациях:

  • SAP F&R SCM – внедрение с бесшовной интеграцией с SAP-системами;
  • SAP F&R OI – система для интеграции с неSAP-системами.

В данном посте рассмотрим текущий и планируемый на ближайшее будущее функционал SAP F&R.

Что сейчас?


Текущий функционал SAP F&R можно условно разбить на 4 основных блока:

  • Обработка входных данных
  • Расчет прогноза
  • Расчет потребности
  • Оптимизация потребности

На выходе в системе формируются проекты заказов, исключения, возникшие в процессе расчета, и аналитические отчеты. Каждому проекту заказов присваивается светофорный статус. Предполагается, что заказы утверждаются согласно их статусу (без проверки или с проверкой эксперта).

image

Об интерфейсе


Все, кто когда-либо имел дело с продуктами SAP, знают о специфике пользовательского интерфейса и UX SAP-овских систем и решений. Совсем недавно компания SAP взяла вектор на обновление интерфейса своих продуктов, а то и написание их функционала с нуля. Примером подобного обновления может служить SAP IBP – решение для интегрированного бизнес планирования, полностью функционирующее в оболочке SAP Fiori, которая является интуитивно понятной и доступной без SAP UX. F&R также коснулось данное обновление.

image

SAP HANA


SAP HANA (High-Performance Analytic Appliance) — это высокопроизводительная NewSQL платформа для хранения и обработки данных, в основе которой лежит технология вычислений in-memory с использованием принципа поколоночного хранения данных, платформы, разработанной и выведенной на рынок компанией SAP SE. Архитектура HANA обеспечивает как высокоскоростную обработку транзакций, так и работу со сложными аналитическими запросами, совмещая решение этих задач в рамках единой платформы.

Кроме самой СУБД, в составе HANA предусмотрены встроенный веб-сервер и репозиторий управления версиями, необходимые для разработки приложений. Приложения HANA могут создаваться с использованием кода JavaScript на стороне сервера и HTML-кода.

SAP F&R переводят на СУБД HANA. Это позволит упростить интеграцию с системой SAP S/4 HANA, а так же ускорить процесс расчета заказов, выполняемый в критическое временное окно (время, когда магазины закрываются и данные продаж с кассовых аппаратов поступают в ERP). Ранее в F&R использовались СУБД от Microsoft, Oracle и IBM.

Fresh add-on


Это разработка для учета специальных требований к товарам категории ультрафреш со сроком годности не превышающим 3 дней. Использование fresh add-on обеспечивает повышение точности прогнозирования и скорости реакции прогнозной модели. Система уменьшает возможные списания товара при расчете потребности и предлагает отчет о будущих возможных списаниях, что приводит к повышению качества автопополнения.

Оффлайн-обзор проектов заказа на мобильных устройствах


Это приложение, интегрированное с SAP F&R, SAP ERP и SAP Offline Mobile Store by GK (или другими решениями для магазинов). В приложении можно изменять заказ, корректировать графики поставок, а также просматривать сообщения об исключительных ситуациях, возникающие в процессе расчета. В приложении используется интерфейс Fiori

image

Интеграция с UDF


UDF (Unified Demand Forecast) – это модуль единого прогноза спроса, который может использоваться с любой системой SAP. Его использование позволить расширить возможности прогнозирования в F&R, а также добавить функцию планирование ассортимента. Модуль позволяет учитывать неожиданные факторы, влияющие на спрос, возникающие внутри недели (например, изменение погоды), улучшить обработку входных данных, используя методы Байесовской статистики, обеспечить прогноз для продуктов с коротким жизненным циклом. В модуле используются средства визуализации данных Fiori.

image

Вывод


Несмотря на обилие систем прогнозирования спроса на рынке, SAP F&R выигрывает по двум основным пунктам:

  • Использование математических методов при планировании (а не методик, высосанных из пальца, чем любят промышлять российские производители программных решений);
  • Для того чтобы пользоваться SAP F&R нет необходимости в знании высшей математики. Любой пользователь способен общаться с системой после обучающего семинара.

К минусам SAP F&R можно отнести SAP GUI интерфейс (и интерфейс F&R OI), который будет обновлен в ближайшее время. Более того, для SAP F&R OI возможна разработка любого пользовательского интерфейса, чем активно пользуются компании, внедрившие F&R.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (11)


  1. evr1ka
    18.08.2016 12:14
    +1

    Реализации SAP для бизнеса в таком сегменте товаров как «ультрафреш со сроком годности не превышающим 3 дней» звучит в статье красиво и привлекательно, показывая «возможность» что в будущем оно еще будет и «красиво» выглядеть, а не как сейчас — не знаешь что и где, а сам фиг угадаешь.
    Поэтому вывод в статье, что алгоритмы на основе математических моделей (писанные индусами), проданные грамотными SAP консультантами, за ОЧЕНЬ большие деньги оправдаются — сомнителен.
    Объективности ради — почему вы считаете что алгоритмы расчета сторонних производителей менее идеальны, чем в SAP?


    1. AlliePushkova
      18.08.2016 18:49

      Только на своем опыте общения с клиентами, которые уже внедрили себе систему автозаказа от других вендоров, получаем много жалоб на неточный прогноз или на слишком большие требования к знаниям пользователя, это если не учитывать стандартные жалобы «система виновата все сломалось», когда внедрение по факту часто перестраивает бизнес-процесс, и это всегда сложно.

      По поводу будущих обещаний SAP — конечно, никто из партнеров не может взять на себя ответственность за их выполнение, но передать информацию массам, почему нет?)

      А к слову об оправдании вложенных средств, конечно есть отзывы, истории успеха, референсы… и моделирование работы системы, которое позволяет оценить окупаемость.


  1. zhak55
    18.08.2016 12:36

    В целом автоматизация прогнозирования спроса — плохая идея. Возможно, в краткосрочном периоде это будет работать по принципу «лучше что то, чем ничего», но надежность таких прогнозов крайне сомнительна.


    1. AlliePushkova
      18.08.2016 18:51

      В системе осуществляется только оперативный прогноз продаж. Подобные системы работают только под определенные категории продуктов (например, food), но спрос на мобильные телефоны, которые устаревают в среднем за 3-6 месяцев, действительно бесполезно прогнозировать.

      В остальном — результаты противоречат вашим словам)


      1. zhak55
        18.08.2016 19:40

        Хотите сказать, что в данной системе заложены все особенности региональных рынков, учитывается тип сложившейся рыночной структуры, особенности конкурентов и т.д.? Что-то очень сильно сомневаюсь. Реальные модели спроса и предложения строятся на базе систем одновременных эконометрических уравнений или тождеств, количество которых может достигать нескольких сотен.


        1. AlliePushkova
          19.08.2016 10:37

          Конечно нет, но все эти «особенности» отражены в статистике продаж, которая нужна в среднем за 2 года.


    1. Kario
      19.08.2016 11:23

      Такие системы как F&R решают в первую очередь проблему подсортировки точек продаж, а их могут быть тысячи. Помню, в одной одежной сети в период становления в РФ, склад принимал потребность от магазинов по телефону (по телефону, Карл!). Когда магазинов 10, 20, даже 100, группа экспертов, которые понимают продукт и рынок могут справляться более или менее эффективно (хоть и человеческий фактор всегда вмешивается), но дальше справляются только системы, которые каждый затачивает под свои особенности, специфику регионов, погодные условия и прочее.


  1. Sergey1987
    18.08.2016 14:19

    Коллеги, приветствую.

    К сожалению не смог понять принципы алгоритмов расчета покупательского спроса, описанные в данной статье.

    Предлагаю дополнить статью сквозных примером с цифрами, из которого будет понятно как работают алгоритмы и как они позволяют спрогнозировать покупательсий спрос.

    Спасибо.


    1. AlliePushkova
      18.08.2016 18:52

      Сергей, обязательно приведу пример с цифрами. Будет отдельный пост, follow. :)


      1. RENION
        19.08.2016 16:14

        Добрый день! Спасибо Вам за интересные и довольно подробные статьи.

        Действительно было интересно подробнее узнать про алгоритм восстановления спроса. Например, как система предлагает учитывать дефицит товаров при восстановлении и прогнозе спроса?

        Если возможно, можете подробнее рассказать про про оптимизацию потребности. Какой мат. аппарат используется? Что является целевой функцией?


  1. Kario
    19.08.2016 11:18

    Насколько я знаю, FnR это технология, купленная SAP'ом. Раньше штуковина называлась SAF SuperStore.

    В принципе, вещь и неплохая в определенных индустриях, но ее потенциал раскрывается в масштабной интеграции в глубину бизнес-операций: когда не только магазины автоматически подсортировываются, но и склады на подконтрольной территории автоматически пополняются заказами поставщикам. А многие компании, даже большого размера, вполне могут обойтись более простыми решениями по динамическому поддержанию запасов при помощи простой статистики (вроде сглаживаний временных рядов) или вообще по скорости продаж SKU (как в fashion, где продажи выглядят как бинарный код, 2 продажи на SKU в магазине за неделю — уже бестселлер).

    Самая интересная реализация FnR на моей памяти у Бургер Кинга в Германии — ни один человек не может создать или изменить хоть какой-нибудь завалящий заказ, все продукты закупаются и развозятся по точкам полностью автоматически, при этом эффективность зашкаливает.