В самом начале прошлого года компания Uber заявила о намерении разработать собственную технологию автономного управления автомобилем. Тогда казалось, что Uber до получения полноценного автомобиля еще очень далеко — минимум года 2-3. И это при том, что такой гигант, как корпорация Google ведет работу в этом направлении уже несколько лет. Но нет, на днях глава компании Трэвис Каланик (Travis Kalanick) объявил о том, что уже в этом месяце в Питтсбурге (Пенсильвания, США) в тестовом режиме начнет работать первый в мире сервис роботизированных такси.
Компания собирается использовать около 100 модифицированных автомобилей Volvo XC90s. Каждое такое такси оснащается полноценной системой автономного управления. Правда, машины не будут ездить по дорогам Питтсбурга без людей. За рулем будет находиться сотрудник компании — инженер, который сможет в случае непредвиденной ситуации взять управление в свои руки. Рядом с ним на пассажирском сидении будет находиться «второй пилот»: человек, который займется анализом обстановки. В поездке «второй пилот» будет делать заметки об особенностях работы автономной системы управления. А в багажнике автомобилей разместят компьютер с жидкостным охлаждением, это центральная часть всей системы, ее «мозг».
Как у компании Uber получилось создать собственную версию автономного автомобиля настолько быстро? Дело в том, что руководство понимало сложность поставленной задачи, и решило нанять лучших специалистов, которые работают в сфере разработки слабой формы ИИ. Наняты были десятки человек. Штаб-квартира проекта была открыта в том самом Питтсбурге, где и проходит обкатка роботакси.
В этом городе находится Университет Карнеги—Меллон. В этом университете, на факультете робототехники учились многие специалисты, известные сейчас своими наработками в сфере автономных систем управления автомобилями. В частности, именно здесь учился и работал создатель подразделения автономных автомобилей Googe Себастьян Тран (Sebastian Thrun). В университете он занимался вопросом роботизации автомобилей семь лет, после чего стал работать над этой же темой уже в качестве сотрудника Google. Аспирантом этого университета был и экс-руководитель подразделения робомобилей Google Крис Урмсон (Chris Urmson).
Глава Uber уже давно хотел создать собственный робомобиль. Об этом рассказал глава компании Carnegie Robotics Джон Барес (John Bares). Сейчас эта компания производит компоненты для автономных промышленных роботов, использующихся при добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве и в военном деле. «Я старался опустить его с небес на землю три раза. Но в этом случае [создание роботакси — прим. ред.] он был настойчив», — говорит Барес о руководителе Uber. Сам Барес присоединился к транспортной компании в январе 2015 года, и с тех пор нанял сотни инженеров, специалистов по робототехнике и обычных механиков для участия в проекте создания автономного автомобиля Uber. Цель компании очень амбициозна — заменить более 1 миллиона своих водителей автономной системой управления в кратчайшие сроки.
Многие ученые утверждают, что до создания полностью автономных систем управления автомобилем остаются еще многие годы, возможно, десятилетия. Каланик с этим не согласен, утверждая, что его компания способна сделать все гораздо быстрее. Все потому, говорит он, что Uber — коммерческая компания, а не научно-исследовательский институт, и работать нужно быстро. Ведь прямо сейчас аналогичную технологию разрабатывают многие компании, включая Google, Tesla Motors, Ford, Volvo, Mercedes и другие компании.
Volvo и Uber подписали договор о сотрудничестве, договорившись инвестировать около $300 млн для создания полноценного роботизированного автомобиля, который смог бы попасть на дороги городов США и других стран уже к 2021 году. Uber заключила сделки такого рода и с другими компаниями. Компания продолжает нанимать специалистов по робототехнике и способных механиков, которых также вовлекают в проект роботакси.
В отличие от Google и Tesla компания Uber не планирует производить собственные автомобили. Вместо этого она разрабатывает унифицированные системы автономного управления для авто других производителей, прежде всего, для моделей от Volvo Cars. Система автономного управления автомобилем, которой оснащаются Volvo XC90, включает камеры, лазеры, радарную установку и GPS модули.
Уже в этом месяце жители Питтсбурга смогут вызывать роботакси, используя обычное приложение Uber для мобильного телефона. Пассажиры смогут размещаться лишь на заднем сидении машины. Зато такая поездка будет полностью бесплатной в пределах города. Пассажирам на время поездки будут предоставляться планшеты, на дисплее которых будет показываться оставшийся до цели путь. Клиенты компании смогут видеть и пояснения относительно того, как работает машина с автономным управлением.
Самым сложным моментом поездки по мнению разработчиков роботокси Uber являются мосты. Их в Питтсбурге более 500, и каждый из них отличается от других. Сотрудник компании, который занимает место водителя, будет брать руль в руки, если при приближении к мосту или любому другому месту прозвучит одиночный звуковой сигнал. Второй сигнал будет означать, что компьютер взял управление на себя.
Много месяцев компания Uber работала над созданием детализированных карт для своих роботакси. Карты включают не только дороги, на них отмечены здания, сооружения, пожарные гидранты, светофоры и вообще все, что есть на улицах Питтсбурга. Начиная двигаться, автомобиль автоматически собирает данные об окружающих его объектах. Вся эта информация обрабатывается при помощи ПК, находящегося в багажнике, о чем упоминалось выше. Автомобиль при движении сравнивает то, что есть на карте с текущей обстановкой. Роботакси при этом способно распознать пешеходов, велосипедистов и другие объекты.
Работа продвигается очень быстро. Как видим, компания делает определенные успехи. По словам Каланика, все это становится возможным благодаря тому, что компания все время нанимает новых талантливых специалистов. «Если Uber желает обогнать Google и быть лидером в сфере автономных систем управления автомобилями, у нас должны быть лучшие умы», — говорит он.
Комментарии (36)
ApplejackApple
18.08.2016 21:41В моих влажных мечтах автомобили, в основном, передвигаются на автопилоте. При этом все машины обьединены в единую сеть, помимо собственно автопилота, который оценивает окружающую обстановку, ими управляет некая общая система, которая оценивает и наиболее эффективно управляет траффиком глобально, в целом. А еще машины обмениваются информацией друг с другом, если едут рядом, что позволяет реагировать на различные ситуации сразу сообща. При этом основные дороги убраны под землю, никаких перекрестков и светофоров, только развязки. Машины едут по этим магистралям с большой скоростью, намного большей, чем может себе позволить человек без риска навредить кому-то. Дистанция между машинами тоже небольшая. И все это вместе работает четко, слаженно, машины едут в потоках по своим полосам, в нужный момент быстро перестраиваясь перед сьездами. Не знаю, зачем я это написал, фантастики обчитался наверное.
UDiy34r3u74tsg34
18.08.2016 22:05+3>ими управляет некая общая система,
а потом этут систему взломают и случится кармагедон.pda0
18.08.2016 22:14У Кинга в «Грузовиках» так и было. Только взламывали пришельцы вроде.
braineater
18.08.2016 22:36Там, кажется, вообще не объяснялось кто их «взломал»
pda0
18.08.2016 23:03Увы мне, я лишь экранизацию смотрел. Там что-то было в конце насчёт советский спутник сбил нло в хвосте кометы галлея и всё прекратилось. :) Но за давностью лет могу и не вспомнить.
Neyury
18.08.2016 22:35Я вижу общую систему в другом свете, а именно как источник информации (пробки, где сколько машин планируют проехать и т.д) + более развитое общение между машинами, для оптимального выбора полос (кто где сворачивает, перестраивается), для одновременного старта и торможения, предупреждения и т.д
tossshik
18.08.2016 22:26+1Для машин на автопилоте не нужны развязки. Они смогут пересекать перекрестки «в шахматном порядке» без всяких светофоров.
am_devcorp
19.08.2016 10:08Вы, наверное, смотрели "Я, Робот"?
Soffort
19.08.2016 16:27А мне больше напомнило «Особое мнение». Городское и магистральное движение автоматизировано, за городом берёшь руль в руки и едешь куда хочешь.
ZhenyaZero
20.08.2016 07:39Мечтать так мечтать: не под землю, а в воздух (летающие аппараты). Пространства для манёвра больше, почти нет непредсказуемых препятствий (пешеходов), никаких пробок даже в случае аварий и прочих ЧП. В случае подземной трассы и минимальных дистанций один неожиданно сломавшийся автомобиль может привести к очень неприятным последствиям.
kryvichh
18.08.2016 22:35+1Мозг в з… багажнике? В автономных электроавтомобилях весьма кстати освободилось место под капотом — для бортового компьютера. И радиаторную решетку получается рано списали в Теслах.
Вообще, всем желаю успеха в этом деле: и этим ребятам, и Илону Маску, и даже софт-инженерам Cognitive Technologies с КАМАЗом. Хочется наконец забыть про вождение машины, и просто ехать.Goodkat
19.08.2016 05:01+10Хочется наконец забыть про вождение машины, и просто ехать.
Я уже много лет так делаю каждый день — трамвай называется :)
IvanGur
19.08.2016 00:37+1Популяризация — хорошее дело. Поездка бесплатна + ликбез в виде комментариев от инженеров. Соответственно уровень доверия к автономным(полу-автономным) авто повысится.
nkie
19.08.2016 07:44бедные инженеры, за весь день по 100 раз одно и тоже рассказывать
IvanGur
20.08.2016 00:50Предполагаю, что от силы 50 поездок в день на машину наберётся (даже с учётом того, что перевозка бесплатна).
Ну и думаю, что выбирать инженеров будут с учётом того, что им необходимо будет больше контактировать с пассажирами.
DanNsk
19.08.2016 05:45Интересно что такие робомобили делают (будут делать) на многоуровневых улицах, мосты это хорошо, а например Lower Wacker в Чикаго — и темно и без GPS, разве что инерциалка.
Seven-ov
19.08.2016 08:56Инерциалки, более подробное описание с дополнительными параметрами этих мест, в конце концов установка в эти места дополнительных датчиков, указывающих местоположение автомобиля.
Кстати!
В РЖД сейчас применяют систему бесконтактных RFID меток заложнных в путь (врезаных в шпалу). Сделаны они для точного определения местоположения локомотива.
Метки врезаются как попало, примерно на каждых 100 метрах (1 пикет) потом поезжает специальный вагон и автоматически сопоставляет номер RFID мети с координатой по путейской привязке и привязки GPS, потом эта база используется в локомотивах и ремонтных машинах для точного определения местоположния. Эти метки у нас легко считываются на сокростях до 140км/ч (быстрее пока не пробовали, но сокро разрешат ехать 160км/ч)
Кому интересно, система называется «ВПИ Навигатор»bak
19.08.2016 10:55А почему бы просто не ставить gps в локомотивы?
DMGarikk
19.08.2016 11:05GPS уже давно стоит в локомотивах в составе КЛУБ
но РЖД были бы не РЖД, а наша ЖД отрасль не нашей ЖД отраслью если бы разные её части друг с другом сотрудничали в плане совместимости и вообще совместной работы…
Seven-ov
19.08.2016 11:47+4В локомотив может и пошло бы, но изначально система строилась для ремонтных машин, а там нужна высокая точность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ привязки. Как пример:
Проезжает вагон-путеизмеритель и составяет точную диаграмму пути (точность 0,1мм), параметры, которые он запиывает: Рихтовка пути в плане, растояние между рельсами (шаблон) и уровень (разница в высоте между правым и левым рельсом). и координата каждой точки. Ориентируется вагон по этим меткам, каждая метка — это точка привязки высокой точности (около 10см точность)
После того, как составлена диаграмма пути, на путь выкатывают выпровочную машину (ВПРС, ДОУМАТ, УНИМАТ и т.д.) в их компьютер загружается записанная диаграмма, компьютер привязывается к метке и с точностью в 10см по координате начинает на ходу автоматически выправлять путь в идеальную пряму (или кривую).
Использование этой технологии позволяет выправлять путь с высокой скоростью и точностью.
Добиться от GPS точности в 10см (по крайней мере в то время, когда та система создавалась) нельзя.
PS Но в целом, да, вся система «ВПИ Навигатор» неоправданно сложная, дорогая и показывающая низкую эфективность
Вся суть системы:
Была машина выправляющая путь, работала она так — машина проехала и записала параметры пути (40км/ч), вернулась и по своей записи выправила путь.
Это показалось слишлом долго и что бы ускорить процесс разделили его на две мышины, одна осуществляет запись параметров, вторая выправку по этой записи и что бы синхронизировать работу двух машинин они…
Оснастили путь сотянями тысяч электронных меток, оснастили вагоны-путеизмерители сотянми считывающих устройств, создали целый отдел по выправке пути по системе «ВПИ Навигатор» создали отдельную фирму, которая за денюжку делает конвертацию файлов с машины, которая записывает на машину, которая выправляет, систему контроля, документооборота, заявок, распоряжений, правил и методичек, теперь между съемкой параметров пути и выправкой проходит минимум неделя, путь успевает немного изменить параметры и выправка получается не точной =)
Короче, это РЖДLoki3000
19.08.2016 12:03А почему нельзя было выправляющую машину просто прицепить вторым вагоном к измеряющей? Ведь это бы разом решило все проблемы позиционирования:)
DMGarikk
19.08.2016 12:08Измеряющий вагон проезжает перегон внутри рабочего графика, а выправляющая машина работает в специально выделенном «окне»
плюс приведение её в рабочее положение (и потом обратно в транспортное) занимает определённое время, а размер окна опять таки ограничен
Seven-ov
19.08.2016 13:35Самый простой и действенный вариант, как по мне, это было бы просто увеличить численность выпровочных машин, вместо построения такой сложной и неэфективной системы.
Ну и стоит отметить ПОЛНОЕ ОТСУСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СЛУЖБАМИ!!! (!!!)
Удивительно, но между службой пути, движками, вагонниками, службой тяги и т.д. взаимодействие настолько отвратительное, что приходится идти на какие-то абсолютно абсурдные действия.DMGarikk
19.08.2016 13:49увеличить численность выпровочных машин
Которые надо гдето хранить, обслуживать, ремонтировать. Т.е. бОльшую часть времени они будут простаивать без дела, а что будет делать персонал их обслуживающий?
ПОЛНОЕ ОТСУСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СЛУЖБАМИ!!
ситуация двоякая, с одной стороны ДА! так и есть, а с другой хорошие взаимоотношения между службами приводят к тому что они начинают покрывать косяки друг друга, при мне например на вагонах лепили трафареты о пройденном деповском ремонте но из-за недостатка вагонов под график физически вагоны на ремонт не ездили… депо получает + за якобы ремонт, а эксплуатация + за поддержание графика не заморачиваясь подменными вагонами… такое возможно при тесном «побратимстве» между службамиSeven-ov
19.08.2016 14:36+1Ну, скажем, за последние 10 лет выпровочных машин стало меньше в 5-7 раз (У каждой дистанции пути была собственная машина, обслуживающий персонал, база). Сейчас же у нас несколько машин на целую дорогу! Нас все время заставляют составлять графики выправки на 3(!) года вперед и каждый год срезают 70-80% от нашей потребности, оставшиеся 20-30% необходимой выправки еще уменьшаются из-за локальных проблем типа «Не дали окно», «Машина вышла из строя», «Машина не может добраться из-за поездной обстановки».
Как итог имеем просроченые ремонты по несколько лет, запоротые капитаные ремонты из-за не проведенных послеосадочных работ, сотни кривых участков пути лежащих не по проекту, просто БЕСКОНЕЧНЫЕ выплески, которые более не устраняются а заливаются солярой, что бы их не было видно, ну и естественно, как показатель общей картины постоянно увеличение неудовтетворительных километров и постоянное увеличение балловой оценки состояния пути.
PS Вы что, в руководстве РЖД работаете, похоже только они решают проблему отсутсвующего контроля на местах искуственным ухудшением взаимодействия структур =)DMGarikk
19.08.2016 15:16Я работал лет 10 назад в одном депо, простым бригадиром. и насмотрелся на «правильное» взаимодействие структур на собственном опыте… когда эксплуатация договаривается с ремонтом что «мы не будем писать на вас рекламацию, а вы нам на бумажке напишите что ремонт сделали»… я уж молчу про истории когда вместо поводка у вагонной тележке швабру вставляли (чтобы осмотрщик не придрался)… потому что «ну все свои же!!! вы же понимаете!»
… у нас даже специальный человек был на которого вешали все косяки в случае если чтото серьезное случалось и между собой договорится не удавалось…
эх во было время… как я рад что оттуда ушёл… хотя очень люблю железную дорогу
sashamori
19.08.2016 11:37Конкуренция это отлично, разный подход – здорово!
Главное что бы в итоге был единый стандарт для всех типов автопилотов всех компаний, для беспроблемного взаимодействия между всеми участниками движения и уличной инфраструктурой. А не как это было с зарядниками для мобильников в свое время.
Оффтоп, уникальный, не общего стандарта, вход для зарядки только у Теслы, а у остальных единый стандарт, или тут тоже зоопарк?
Uris
19.08.2016 11:38+5Uber начинает тестировать роботакси в Питтсбурге
Я один прочел, что в Петербурге? )
Roboserv
Хех, этот Себастьян Тран (Sebastian Thrun) вообще легенда в сфере беспилотных машин. Его книгу нам рекомендовали на лекциях, она стандарт в современной робототехнике. По статье же это просто прекрасная новость — побыстрее бы заменить всех водителей на роботов. Я уже взял поп корн и жду луддитов, которые с палками будут пытаться ломать паровые машины в 2016 :)