Вчера был очередной семинар Хабра о том, как надо делать корпоративные блоги, и я там не выдержал и рассказал эту историю.



Конечно, это был не совсем я, но близко. Дело в том, что давным-давно мне предложили помочь Вымпелкому с блогом. На немного необычных условиях. Первым стало отсутствие всякой официальщины – отсюда и совершенно отрывные посты (за часть из которых в корпоративном сегменте смело оторвали бы руки и не только), и самые актуальные темы (Базовая станция вредная? Ещё как!), и вообще много всего.

Но начну с самого начала. Итак, Хабр тогда был торт — большой и зверски агрессивный, хабов не было, а корпоративные блоги были чем-то вроде раздела «тупиковый отстой». За любую ссылку или рекламу тогда почти банили. Или забивали до -50 за час, например. С корпоративным рылом в такой калашный ряд было никак нельзя.

И ещё – Билайн, как и любой сотовый оператор, имел тысячи людей, не очень довольных его существованием. Поэтому первый пункт стратегии был довольно необычным, и мало кто мог позволить себе его повторить. Всё просто: пишут исключительно технари, а маркетинг на пушечный выстрел не подходит к постам.

Технари, кстати, оказались совершенно офигенные. Только плевать они хотели на Хабр, по большому счёту. Как и везде.

Первый главный вопрос — зачем это вообще надо сотовому оператору. Понятно, пиар и все дела, но – зачем? Ответ очень прост: на самом деле не так уж много мест, где ОПСОС может показаться хорошим или продуманным. У него всё как у сисадмина или сантехника – вспоминают только, когда что-то не работает. Так вот, техническая работа и закапывание в дебри того, как всё устроено и почему – это есть положительный контакт. Интересно? Да. Полезно? Ещё как. Позже, по мере развития истории, где-то на втором году, стало понятно, что это ещё и отличная возможность информировать о том, как вообще работается внутри компании. Не секрет, что сегодня каждый второй корпоративный блог у нас тут решает задачу HR PR – то есть поиска новых людей или создания образа положительного работодателя. Третий фактор – делали материалы перед большими внедрениями (типа первого NFC в Петербурге). План такой: пресс-конференция с умными словами для журналистов – и дидактические материалы для них и для обычных людей на Хабре в тот же день. Понятное техническое объяснение от ликбеза до хардкора, что же это такое, снимало массу вопросов и недопониманий. Ну и плюс несколько раз стояла задача набрать бета-тестеров – она тоже отлично решалась. Авторов этих постов с «приходите тестировать» просто сносило волной желающих.

Естественно, всё это тащилось наружу на большой охват в соцсетях и, кроме того, привлекало внимание журналистов.



А дальше – полная свобода, надо просто находить интересные темы и писать. Такой хорошей работы в рекламном бизнесе не было давно. Потому что, по сути, если убрать всю рутину, которую взяла на себя моя компания, я встречался с лучшими техспециалистами, и они рассказывали, что делают.

Тут надо немного остановиться и объяснить, что обычно инженеру Хабр вообще-то до лампочки. Равно как и журналисты. Равно как и другие люди, которые отвлекают его от настройки спутникового поста, калибровки атмосферного лазера или ковыряния в новом оборудовании. Более того, журналистов к такому человеку пускать чаще всего опасно. Потому что без понимания того, что технарь говорит, могут родиться новые сенсации в духе «Учёный изнасиловал журналиста».

Так вот, чтобы техспециалист что-то написал, надо его уговорить. А ещё лучше – сделать так, чтобы он всё рассказал, мы это записали и оформили в виде поста. Или чтобы он дал нам материалы, а мы это сформулировали. Или – чтобы мы вместе полдня поработали, и он всё показал. В общем, чаще всего мы встречались с неосознанным знанием и нежеланием что-то писать вообще.

В этот момент стало понятно, что у моей команды (конкретно — рекламного агентства Loft, которое мы давно чуть ли не по приколу основали с выпускницей городского школьного пресс-центра Астрахани koterina) есть офигенная компетенция. Раньше-то мы думали, что наша главная история – это напрочь долбанутая безбашенность в плане пиар-ходов. Было интересно иногда решать задачи клиентов, которые требовали такого подхода. Ну и эти мои знания постоянно применялись в Мосигре. Вообще, надо сказать, что Мосигра – это сплошняком рекламный бизнес пополам с когнитивистикой. Потому что сначала надо было научить людей играть в настольные игры (точнее, восстановить культуру), а потом продвигать свою сеть и производство. Поэтому опыт был, и мы иногда брались за весёлые заказы крупных клиентов. Могли позволить себе выбирать и работать только с теми, кто нравится.

Но вернёмся к Вымпелкому. После первой пары встреч состоялась сцена на выходе из переговорки. Квинтэссенция: «Слушайте, вы первый контрагент, который вообще понимает, что инженер говорит. Более того, не просто понимает, а задаёт вопросы». Это был сюрприз. Я-то по наивности своей думал, что пиар технических компаний делается адекватными людьми. Как потом выяснилось – нет, никогда технаря со стороны агентства не пустят напрямую к заказчику. Потому что либо его нет, либо ему тогда не надо агентство.

Поначалу мой опыт работы со связью дал о себе знать: получалось задавать правильные вопросы. Культурный код у нас был общий, и байки-примеры тоже. Потом, чуть позже, когда мы всё больше и больше узнавали про специфику оборудования, планирования сети и так далее, знания стали складываться в единую структуру. Можно было точно сопоставить, что и с чем связано, и задать вопрос, который заставлял инженера крепко задуматься, потом заинтересоваться самого и начать копать. Это было самое ценное, потому что когда инженеру становилось интересно, дальше материал был точно очень и очень хорош.

Попадались и контактные люди. Например, настоящей находкой для Хабра стал «дедушка» Власов, известный ещё чуть ли не со времён эхоконференций как специалист по связи. Он и ещё пара человек (технические главы отделов) начали сами предлагать темы или же отвечать на вопросы.

Довольно быстро сформировался список правил для поведения на Хабре. Вот примерный чеклист:

  • Пост пишет только тот, кто имеет непосредственное техническое отношение к теме. Если пост собирался силами нескольких сотрудников – публикует тот, кто сможет наиболее точно отвечать на вопросы.
  • Каждый сотрудник обязательно должен иметь на момент публикации поста точную должность в профиле (у нас была пара безопасников, они писали что-то нейтральное, вроде менеджера, плюс некоторые через неделю должность убирали). Это нужно для того, чтобы человек, комментирующий пост, точно знал, с кем говорит.
  • После публикации 4 часа автор на связи, чтобы быстро отвечать на комментарии. Это же время на связи пиар, если вопрос будет касаться политики компании. Отвечать на вопросы про компанию в целом можно только уточнив у пиара, не сболтнули ли чего лишнего (Билайн – акционерная компания, и любая случайно выданная инсайдерская информация может стать неприятным инцидентом).
  • Никто и никогда не говорит от имени компании, только от своего личного.
  • Комментарии, не обращённые непосредственно к автору, можно пропускать: обычно люди пытаются превращать комментирование в диалог себя с аудиторией. В нашем случае было важно, чтобы диалог шёл между читателями.

Я старался не лезть в обсуждение и не показывать никак своего отношения к компании. Тем более, не играть за оператора на стороне оператора. Потому что знаете – «когда ты начинаешь заказывать ту же марку консервированной фасоли, что объект твоей разработки, ты выгораешь». За всё время прокомментировал их посты всего несколько раз.

Теперь как выбирались темы. Нашим основным контактом были пиарщики. Надо сказать, что это просто безумно крутые люди: сначала Катя Турцева («стальная леди», которая начинала с оператора колл-центра, сейчас она где-то в Бостоне в IT), потом Надя Иванова (она умела находить общий язык с любым человеком в компании и точно знала, как кого заинтересовать) и Катя Лебедева (идеально разбирающаяся в технологиях и знающая, что у кого спросить, человек-честность, всегда очень тщательно выверяющая факты; сейчас она в Яндексе), Лена Симкина (она монстр коммуникаций и «свой пацан», способный быстро разрулить сложные согласования). Сначала мы просто подняли, что в Вымпелкоме есть интересного для журналистов, а потом начали копать глубже. И ещё глубже. Настолько глубже, что многое из «выкопанного» становилось сюрпризом для самих сотрудников центрального офиса. Иногда. Общий язык со связистами устаканивался сразу после того, как они понимали, что перед ними не журналист.

Были, конечно, и сложные случаи, иногда – совсем. В них, когда я не мог снять информацию и разобраться точнее, приходилось пользоваться старым добрым методом «мы это тобой подпишем» — писался «гуманитарный» текст, который пиар предлагал подписать эксперту. Эксперт предсказуемо вставал на дыбы и вносил правки, то есть, по факту, переписывал всё. И, пышущий праведным гневом, предлагал публиковать это. Что мы и хотели.

Рабочий процесс выстроился так. Примерно раз в месяц была большая встреча в Билайне, там собирались специалисты разных направлений. Они рассказывали, что у них и как. Ещё я часто ездил по стране, и встречался в новых городах с местными экспертами. Расскажу про самые яркие посты, чтобы стало чуть понятнее.

Первый пост-приветствие был тем, что мы категорически не хотели публиковать. Дело в том, что без знания специфики Хабра выходить на ресурс и говорить «Привет, это ёжик, и он будет жить здесь» — самоубийственная затея. У нас уже был пример Сбербанка, которого тепло поприветствовали в таком же посте «Изыди обратно в ад». Единственная естественная реакция на то, что сотовый оператор появляется у тебя в соцсети – это сообщить какой-нибудь баг. Если совсем выбесило – то добавив оценочное суждение. После долгих боёв всё же пришлось публиковать его так – но я уговорил Катю соединить его с постом про набор бета-тестеров, чтобы хоть что-то полезное оставалось. Пост вышел в +59, что меня несказанно удивило. Дело в том, что, во-первых, его поддержала, кажется, вся команда ТМ, из-за чего он вышел на главную за считанные минуты, а, во-вторых, это был важный прецедент для Хабра.

Потом особо отметился пост «На выезд с ремонтной бригадой» — одна из бригад просто фотографировала рабочий процесс, а мы наткнулись на этот набор картинок. Тут произошло сразу две вещи. Во-первых, их руководитель увидел это на Хабре и охренел от разных мелких нарушений техники безопасности. Во-вторых, комментаторы офигели от того, как всё круто и «официально» и однозначно решили, что это постановка, мол, не бывает так чисто в реальном мире.

Потом совершенно внезапно Власов решил ответить на пару частых вопросов про SIM-карты. Получился эпохальный пост про процессор, память и файловую систему чипа. Параллельно люди пробовали писать просто про свои направления – то Блекберри, то телевидение. Мы смотрели на то, как реагирует Хабр, и учились, как делать надо, а как не надо.

Было очень тяжело протащить пост про вред базовых станций, но в конце концов это сделали. Его читали скопом юристы, пиарщики и безопасники (скорее всего, это были они).

В корпоративный блог парень из Краснодара запостил пару фотографий с наводнения в Крымске, куда их пустили для восстановления связи. Это была первая чрезвычайная ситуация, и случай хорошей журналистской работы упускать было нельзя. Мы поймали «ликвидатора» Юрия прямо перед отлётом из Москвы (он приезжал в командировку) в кафе на Белорусской и час расспрашивали, что же там было. Пост – фактически, его записанная прямая речь (чуть обработанная) плюс сохранившиеся фотографии. Каким чудом это прошло фильтры – это просто счастье. Менее адекватная компания просто не пропустила бы «как бы чего не случилось». Кажется, пиар и сам тащился от того, что можно рассказывать такие вещи. Возможно, сыграло то, что у Билайна традиционно сильное планирование сети, и тут они давали каналы другим операторам. О, да, кстати, когда мы начали копаться в архитектуре сети, родилась целая серия постов от локальных вещей до уровня магистралей. Ощущения — как будто говоришь с создателями Ассемблера.

Потом мы нашли контакты спецов, которые живут и работают на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке и в других интересных местах. Был целый цикл историй про связь на месторождениях и далёких заводах. Вот первый. Было чертовски интересно созваниваться с этими «дикими» местами и слушать через жёсткий треск помех и двойную спутниковую задержку, что там и как. Очень увлекали фотографии: то базовая станция на грузовике под лёд провалилась, то снег надо веником с тарелки сбивать. Конечно, парни, в отличие от московских инженеров, кое-как фильтрующих базар, рассказывали всё как есть, обозначая, кто именно олень и в какой ситуации. Мы узнали много нового про подрядчиков, поставщиков и особенности оборудования. Ну и заодно пару ласковых про маркетинг. Всё это попало в посты в виде экивоков и намёков, учтите. Поэтому когда будете читать в корпоративном блоге что-нибудь вроде «поставщик несколько раз удивил» — знайте, это «мы тут в край охренели от того, что они вытворяли».

В этот момент мы начали выяснять, что вообще заставляет делать устойчивые системы и как развивается сеть. Сначала к нам вышел профессиональный параноик – человек, который считает деньги компании и знает теорию вероятности. Вот его пост. Работа мечты просто. Почти сразу мы встретили самого главного в планировании сетей — banderass. Это был просто гикпорн.

Параллельно ездили в гости с Катей Турцевой к Охлобыстину. Кто сомневался, что он это он, не сомневайтесь. История в том, что регистрировался он на Хабре в дороге, очень рано утром перед съёмками, и первый раз указал почту gmail.ru вместо gmail.com. Так его основной ник оказался занят им же самим. Я тут же отправил второй инвайт, он сделал всё правильно и опубликовал пост (сверстали его мы заранее, как и для других специалистов). Но тут начались съёмки, и отвечать Иван долго не мог. Мы звонили его помощникам, а они говорили – нет, сейчас эпизод закончим, тогда придёт к вам. Отстаньте, грёбаные блоггеры. В общем, пост, конечно, был ураганный, но я крепко запомнил – не надо таких людей на Хабр. Инженеры тут свои, остальные – нет.

К этому году мы набрались опыта и хорошо знали, что на Хабре работает, а что нет. Ещё в середине проекта случилась важная вещь. Я попросил ТМ прикрутить статистику просмотров поста, чтобы её видел автор (тогда никто не знал, сколько людей читают пост – это было только в корпоративной статистике). Хабр взял и открыл её для всех – вот та самая иконка глаза внизу поста со счётчиком просмотров. С этим глазом ещё одна замечательная история – благодаря быстрому обновлению статистки, стало можно ориентироваться не по росту рейтинга, а по просмотрам. Это дало возможность ставить быстрые тесты.

Вот, например, маленькие вещи, которые помогали поднимать посты:

  • Пост вышел, автор сразу добавляет пост в своё избранное. Раньше это было просто что-то вроде «touch %пост%», после появления новой боковой панели – ещё и способ уведомить своих «друзей» (подписчиков в новой схеме) о публикации.
  • Публиковались по утрам – тогда это было крайне важным, чтобы попасть в «лучшее за сутки». Напомню, первые пару лет не было возможности выбирать несколько хабов, поэтому мы сначала клали в «Связь» или «Инфраструктуру», а потом, на +15 (когда пост появлялся внизу лучшего за сутки), перекладывали в корпоративный. То есть материал уходил в RSS на 50 тысяч человек, а потом уже, когда был на главной и в лучшем от этого, переносился в корпоративный блог. Этому фокусу я научился у Бурума ещё когда он не работал в ТМ. Кстати, его печальная судьба с IBM была прекрасным предупреждением по поводу того, что никакого кроилова. Даже если маркетинг что-нибудь такое предлагал, у нас был железный тяжёлый довод.
  • Когда выходил новый пост, делалась корпоративная рассылка по всем сотрудникам с аккаунтами – мол, смотрите, чего, проголосуйте. В лучшие дни (ближе к концу блога) эта рассылка доросла до 30 пользователей с правом голоса. Тем не менее, голосов с неё было удручающе мало: 2-3, редко – 4-5.
  • В личку присылали опечатки. Их сразу исправляли и плюсовали в карму, если могли. Иногда спикеры не могли и писали либо мне, либо в пиар (у Кати был пользователь с кармой +60, плюс потом у другой Кати был +15) – тогда плюсовали они.
  • За каждый полезный комментарий с новой информацией к посту плюсовали в карму.
  • Выяснилось, например, что отлично работают сразу две картинки до ката (потом много кто повторял этот приём). Там же я выяснил, что подпись к фотографии до ката добавляет внимания посту, и так узнал про то, что любые глянцевые картинки, хоть как-то отдающие официальностью – это сразу крест на материале.
  • Любая попытка пронести что-то официальным языком – минус 30% как минимум к прочтениям поста.

В общем, экспы привалило море.

В это же время вышел второй пост-катастрофа про наводнение на Дальнем Востоке. Как они там работали – это просто сказка. Здесь мы нашли и фотографии в отчётах, и сняли хронику по рабочим записям команд, и смогли разобраться, кто и что делал. Волшебный дед, которого не оставили без связи в селе с водой вокруг, доказал лично мне, что не все сотовые операторы – злые гады. Его офигенная цитата, кстати, потом разошлась по пресс-релизам.

Или вот один из первых на Хабре постов баек основал новый жанр. Надо сказать, что баек было в два раза больше, и там был совсем-совсем хардкор вроде того, как девушка звонила в колл-центр и просила сдать телефон и ФИО монтажника, приезжавшего в мае, чтобы она смогла поздравить новоиспечённого отца. Но большую часть пришлось убрать – где-то безопасники крутили пальцем у виска, где-то юристы ошалели (не то слово) от реальности, а где-то пиар решил, что ну его нахрен. Даже с нашим безбашенным подходом – ну его нахрен.

Появился ещё один новый жанр для Хабра – FAQ, вот первый такой пост. Потом были ещё, но именно этот стал знаковым по крутости. Главное – найти вопросы, ответы на которые просто негде нагуглить.

В этот период устаканились рабочий процесс и стратегия вообще. Выходил новый автор, получал гору плюсов и инвайт, звал следующего. В комментариях мы собирали интересные вопросы и разбрасывали через пиар по компании. Плюс пиар давал нам все свои источники, и мы знали, что происходит внутри. Пост готовился примерно три недели: сам материал либо снимался устно со спикера (и потом превращался в пост), либо же писался самим спецом, и показывался нам. Потом инженер тихо тащился от того, как официальные формулировки можно заменять на человеческий язык. Но коллеги убеждали его, что так и надо, и всё проходило ровно. Пост финально согласовывался (мы очень тщательно настаивали на проверке фактов и железном отвечании за базар, поэтому пиар перепроверял пост с кем-то ещё в теме), юрист (если надо), безопасник – и вперёд. Кстати, резали процентов 10 поста каждый раз. Заметив тенденцию, мы начали писать всё безбашеннее и откровеннее, а безопасники (кажется, это были они) каждый раз вырезали самое вопиющее. Но только одно. Так блог становился всё ближе и ближе к реальности.

Теперь надо рассказать про комментарии. Инженеры старались реагировать на то, что не надо, и не реагировать на нужное. Мы учили очень простым вещам. Во-первых, если ругают оператора, а не тебя – не волнуйся. Во-вторых, на свои вопросы отвечай точно и детально. Тут очень помогла команда – авторы других постов приходили и помогали. Технари, кстати, реально уважали друг друга. И были не то чтобы дружны, но чувствовали, что в одной лодке. К нам пару раз в посты приходили парни из Мегафона и МТС и тоже выручали. «Наши», кстати, помогали им в их постах иногда. Вообще, конкуренции среди инженеров не было – она была где-то там далеко, где планировались тарифы. Надо сказать, встретилось десяток случаев минимум, где они совершенно спокойно работали друг с другом на объектах, потому что было надо – если не работать, люди остались бы без связи. Если бы конкурировали – то пальцем бы не шевельнули, смотрели бы, как из-за сбоев абоненты у «врага» уходят. Но нет, связь как таковая – важнее. То же самое в комментариях, территория общего дела. Кстати, это очень яркий контраст по сравнению с тогдашним блогом Мейл.ру, где своему же автору в комментарии могли прийти коллеги и начать весело его опускать.

Ещё было очень важно не превращать каждый пост в антирекламу сети. Например, вот так делать не надо (пример Мегафона, один из поздних постов):



Пост набрал, мягко говоря, не очень много просмотров (значит – был неинтересный или слишком официальный), но, что важнее, те пять тысяч человек, которые его прочитали, тут же увидели, что-то, вообще-то говоря, совсем противоположное. В первом же комментарии – сплошной негатив. С моей точки зрения, пост с точки зрения пиара отлично решил одну простую задачу: донёс, что с Мегафона надо уходить. Это вопрос качества подготовки материала и умения отвечать за базар.

Так вот, чтобы всё было хорошо, комментарии надо рассматривать как продолжение поста и работать с ними.

Работать с негативом очень помогала позиция того, что мы не пускали никого, кроме инженеров, в блог. «Чего у вас тариф такой дорогой?» — и с какого-то момента сами читатели стали защищать авторов – мол, не трогай дядьку, он гайки крутит. Дядька же мог максимум помочь более высоким приоритетом тикета, но не более. С другой стороны, пара заковыристых технических багов всё же досталась – их расследовали с жаром и интересом прямо на месте.



В этот момент случилась ещё одна серьёзная радость: Билайн внезапно активировал свой проект «Белая книга». Типа, надо быть честным и вообще. Пост получился странным – поначалу его мало читали. Я смотрел на это и думал: чёрт побери, огромная компания, признаёт ошибки, а я во всём этом участвую. Только бы не выброс, только бы не выброс.

Ещё пара громких постов – про Якутию и про Камбоджу – (раз, два). Протащить Камбоджу тоже было сложно – во-первых, автор был не из Билайна (точнее, он уже работал в европейской штаб-квартире и не подчинялся России), во-вторых, как раз тогда операция в Камбодже сворачивалась, и это было не самое удачное время для Вымпелкома там. Но опыт оказался важнее, и благодаря, опять же, мегаадекватности отдела пиара, уже прямо залипавшего на Хабр, всё получилось.

Пиар внезапно упоролся и издал книгу. Натурально, книгу со всеми постами сотрудников с Хабра. Вышла толстенная фиговина: похожей плохие американские полицейские бьют мелких преступников в криминальных фильмах. Не телефонный справочник, конечно, но ушатать вполне можно было. Думаю, каждому автору было приятно держать в руках такую штуку. А я узнал, что 20-30 постов – это очень дофига букв, и тоже задумался уже о своей книге про Мосигру. Чем кончилось – ну, вы, скорее всего, знаете.

Опять вернёмся к Билайну. Вот, например, запомнившиеся истории ещё. Про перенос сотового номера – на самом деле очень спорная вещь, и выпустить её другой оператор просто не смог бы. Надо было детально разобраться в теме-о-которой-нельзя-говорить, вспомнить про сюрпризы закона, вспомнить про кривые дедлайны, вспомнить про нежелание мелких операторов сотрудничать… Короче, там было то ещё болото. И большую часть всего этого разгребали технари. Посмотрите пост – это максимально гламурная версия того, что случилось. Вот прекрасный givtone написал про свои роутеры и попросил посмотреть, что получилось. Заголовок мы согласовывали пару дней, но он вышел именно таким, ачивка. Ещё пост про магистрали с отличными фотографиям с полей. Его мы тащили почти три месяца – юристы не могли согласовать карту и статус владения некоторыми линиями. Вот первый пост из моей родной Астрахани — я помню, как почти «с ноги» вломился в кабинет директора по региону и начал объяснять, что я хочу. Оказалось, он бывший монтажник. Уже через 20 минут мы стояли на крыше здания через два квартала, и он, отряхивая брюки и пиджак (пришлось пройти на четвереньках метров пять по очень пыльной конструкции), с огоньком в глазах рассказывал про монтаж. Я, наверное, ещё долго не забуду, как он не раздумывая плюхнулся в этом официальном виде в грязь и пополз.

Ну и последние посты, где мы помогали, пока 4 года контракта не кончились – это про спутниковую станцию (вот первый, но читать стоит всё от автора). Специалист – мастер на все руки, знает про спутниковую связь вообще всё. Скромный. Неразговорчивый. Информацию из него вытащить – нереально. До этого пробовали – не дался. Тут я второй раз в жизни применил журналистский приём «студента» — не особо тщательно представился, и он решил, что я изнутри компании такой стажёр, которому объяснили про спутниковую связь, мягко говоря, через жопу. Дальше как по рельсам – я говорил свою версию, как что работает (он принимал у меня своего рода «экзамен»), его коробило, и он поправлял. Я писал, стоя под снегом на крыше, пытаясь закрыть одновременно рукой объектив от снега. Потом он разговорился и начал травить байки, показывая то на место, где ворона вскипела, то на то, откуда они тарелку поднимали на крышу. Был машзал воспоминаний. Ну а потом показал архив фотографий ещё с плёнки. Это всё было просто волшебно, ради такого, наверное, я и взялся когда-то за проект. В конце я чувствовал, что за этими всеми словами стоит целая жизнь и целая история спутниковой связи в России.

Получилось прекрасно. Больше всего я тащился, когда givtone вдруг сказал про Мосигру, а его заплюсовали:



И это имело под собой основания. Например, Мейл.ру (лидер сейчас и тогда по корпоративному рейтингу) делал средний пост на 22.514 просмотров (15.300 человек по медиане), рейтинг — 31,8 (по медиане — 25,5), Мегафон как прямой конкурент Билайна на площадке – прочтений на 33.373 в среднем, средний рейтинг поста — 20,8. Медианный рейтинг всего 13,5, просмотров – 22.650 на пост (мало постов, есть выброс с интересным именно инженерным постом, выделяющимся в линейке – если смотреть за два года, то там вообще 9600 на пост и рейтинг 9). Мосигра имела 64.790 средних просмотров на пост (медиана – 52.800 человек на пост), средний рейтинг 97,3 (медиана 78). А Билайн – 51.887 просмотров (медиана 40.401) со средним рейтингом 57 (46 по медиане).

Финальные советы такие:

  1. Тема, которая так или иначе касается всех (+20%)
  2. Что-то удивляющее внутри, — как сказал один из читателей, «one mistery solved» (+20%)
  3. Чёткий заголовок без желтизны (+10%)
  4. Никаких попыток что-то продавать. Никаких выводов за читателей. Мы раскладываем факты, решает каждый за себя сам (+30%).
  5. Очень точная проверка фактов и сразу вопрос себе: «до чего бы тут докопался злой конкурент» (страхует от критических ситуаций).
  6. Хорошая картинка, снятая в поле или нарисованная прямо специалистом (+10%).
  7. Чёткие ответы на комментарии (+10%)

К этому — правильное время публикации в момент максимального плюса кармометра или почти гарантированного попадания в лучшее с застреванием там как можно дольше на время дневных пиков трафика на Хабре. Плюс – отсутствие корпоративного брендирования (многие тогда закупали яркие страницы, от которых казалось, что ты где-то на другом сайте после Хабра) и, вообще, понимание, что посты должны быть полезны аудитории, а не аудитория должна быть полезна Билайну.

Вот как-то так.

Надеюсь, вам понравилась та феерия, которую удалось создать. Мы, по сути, скопили целую библиотеку инженерных знаний, которые было бы очень трудно получить другим путём. И напоследок хочу ещё раз сказать спасибо всем тем, с кем удалось познакомиться за это время. Было невероятно интересно.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (106)


  1. TheRaven
    19.08.2016 10:34
    +4

    А можете проанализировать посты Билайна вышедшие на хабре после окончания вашего с ними контракта? Они научились сами писать «как надо»?


    1. Milfgard
      19.08.2016 10:36
      +21

      Ну, скажем так, там невооружённым взглядом видно.


      1. Serenevenkiy
        19.08.2016 11:24
        +7

        Зашёл. Посмотрел. Там прямо действительно «Ой».


      1. Halt
        19.08.2016 13:46
        +10

        А ведь было все это время смутное ощущение, что стиль автора знаком :) И посты читались на одном дыхании. А потом как отрезало.


      1. Alexko
        19.08.2016 14:08

        По рейтингам можно чётко определить дату окончания контракта с Вымпелкомом ))


        1. Serviceman
          19.08.2016 16:14
          +2

          Я бы добавил и ещё одну причину снижения активности в блоге.
          За первое время было опубликовано много материалов и с хорошим темпом, но потом возникла проблема с поиском интересных тем, после того, как «сливки» интереса были сняты в первое время.


          1. Milfgard
            19.08.2016 16:17

            Serviceman вместе с geran_utran вдвоём могут ответить на любой технический вопрос в комментариях так вкусно, что после этого захочется раскрутить их на пост.


            1. Serviceman
              19.08.2016 16:27
              +2

              Спасибо за комплимент.
              Но, к сожалению, не всё вопросы тянут на отдельный полновесный пост.
              Да и некоторые интересные истории некорректно было бы вытаскивать на публику, чтобы не обижать коллег или поставщиков, допустивших ошибки.


              1. kodin
                19.08.2016 17:15

                спасибо что зашли! Тогда расскажите, почему на Ячейках Вы снизили активность тогда, когда вполне проявляли ее здесь. И почему пенсия охладила Ваш интерес к просвещению молодежи.


                1. Serviceman
                  19.08.2016 22:18
                  +3

                  Ну, вообще-то, я в тот период работал.
                  Причем не только руководил командой, а имел ещё и кучку «своих» дел — я был интерфейсом по техническим вопросам между ВымпелКомом и Apple. Перед запуском всех новых моделей телефонов и планшетов Apple, новых версий iOS мы проверяли их работу в сети и с услугами на соответствующем наборе моделей. Плюс разборки с проблемами работы изделий Apple в сети, которые время от времени возникали. Ведь пользователи Apple, как правило, люди нетерпеливые, и хотели быстрого устранения проблем! :-)
                  Времени на просмотр богатой переписки на Ячейках не хватало, хотя я иногда встревал в дискуссии, главным образом по наводке коллег.
                  Пенсия в первую очередь лишила оперативного доступа к актуальной технической информации по работе сети и устройств в ней. Без неё остается теоретизирование и гадание на кофейной гуще.
                  Плюс я попытался наверстать упущенное за последние годы — рыбалка, строительные дела на даче.
                  Хотя, на Ячейки изредка заглядывал.
                  Кстати, интересующиеся (в том числе и с Ячеек) задавали вопросы по почте, и я старался отвечать.


                  1. apode
                    20.08.2016 19:35

                    спасибо!
                    Если уже истек срок NDA, то расскажите какой-нибудь пример допиливания Яблок под условия сети Билайна и изначальную причину таких расхождений.
                    Про подобную рихтовку многих прошивок многих изготовителей постоянно пишет некий мобильный аналитик, широко известный в узких кругах,
                    но недавно его поймали на элементарной нестыковке — на примере лицензирования Андроида 6 версии — вот мне и интересно, насколько велики и часты такие рихтовки под конкретную сеть в реальной жизни.


                    1. Serviceman
                      20.08.2016 22:02
                      +2

                      Ну, на самом деле, в NDA ограничения срока не было.
                      А главное, особо рассказывать нечего.
                      К тому же, устройства, работающие в сетях мобильной связи, должны соответствовать стандартам и местным требованиям регулятора (в России Минсвязи).
                      И надо сказать, что Apple старалась обеспечить соответствие очень тщательно.
                      Они часами буквально допрашивали меня по вопросу оформления документов в Минсвязи.
                      Очень тщательно мы отрабатывали с ними операторские настройки, которые позволяли бы пользоваться устройствами с наименьшими усилиями.

                      А вообще, Apple большая и строго организованная компания, которая действует исходя из своей выгоды. Если она продаёт большим операторам много айфонов и айпадов, то она внимательно изучает их потребности и запросы, и именно с ними наиболее быстро запускает продажи новых моделей.
                      А зачем сильно париться, если продажи на каком-то рынке мизерные? Именно поэтому сначала в России запускали айфоны где-то в третьем эшелоне. Правда, когда продажи пошли, то стали запускать уже во второй волне.
                      К нашим отзывам они прислушивались, но с учётом вышеуказанного. Если проблемы были серьёзными и могли негативно повлиять на восприятие продукта потребителями, то исправления вносились быстро. Но некоторые оплошности, которые ими оценивались, как не очень существенные, могли ждать устранения довольно долго. Впрочем, наверное, это правильно. Например, отображение каких-нибудь старых кодировок кириллицы в сообщениях электронной почты или вложенных файлах, или затейливых версиях графических файлов.
                      Если кто ещё помнит, в первых версиях операционной системы не было поддержки MMS. Я долго «бодался» с ними, убеждая, что нужно бы реализовать, так как эта услуга есть и используется. Возможно, на эту тему канючил не только я, но функция MMS в конечном счёте появилась.
                      Много было боданий по поводу LTE. Ведь первой моделью с поддержкой LTE был iPhone 5, но он не поддерживал «российские» диапазоны (Band 20 и Band 7). Маркетологи мечтали, но обломились.
                      В iPhone 5s/5c уже были наши диапазоны, но пришлось много потрудиться, чтобы эту функцию в телефонах «открыли».
                      Apple хотела быть уверенной, что у пользователей не будет технических проблем, например, с входящими звонками, а сеть LTE была ещё «сырой».
                      Руководство и маркетологи наивно полагали, что функция LTE будет активной сразу по умолчанию, а я по многолетнему опыту работы с Apple знал, что LTE не откроют до тех пор, пока не убедятся, что всё будет работать нормально.
                      Поэтому в течение нескольких месяцев пришлось бороться за то, чтобы заставить наших технарей устранить выявленные недостатки в настройке сети, и убедить Apple в том, что телефоны в сети будут работать нормально.
                      Уже после старта продаж, когда руководство убедилось, что LTE по умолчанию не работает, был большой «бумс» с криками, топаньем ногами и требованием «немедленно обеспечить».
                      В общем, осень 2013 года получилась весьма жаркой. Мы с коллегами несколько дней готовили и проводили драйв-тесты в соответствии с программой и методиками Apple, чтобы убедиться в нормальной работе и голосовой связи и пакетной передачи информации, включая работу в движении.
                      Но всё получилось, причём именно так, как я предсказывал ещё летом того года.


                      1. apode
                        20.08.2016 22:38

                        спасибо снова, и снова уточнение моих вопросов: про разные полосы частот понятно, а бывали ли какие-то другие и более тонкие различия и\или несовместимости? И в чем причина их существования\появления?

                        Правильно ли я понял, что Вы были спецом не только техническим, но и спецом по вопросам оформления документов в Минсвязи?

                        И про ММS тогда расскажите: почему их популярность сегодня драматически мала, по-Вашему?


                        1. apode
                          20.08.2016 22:43

                          … но цену на них никто не снижает…
                          … но никто не снижает цены и на SMS, хотя Б3 имеет тарифы с драматически низкой ценой или даже вообще бесплатными ежедневными минутами\сутками на голос и без какой-либо абонентской платы. Да и нагрузка на оборудование как самого оператора, так и на СОРМ-хранилища у SMS несоизмеримо меньше…


                        1. Serviceman
                          21.08.2016 14:17
                          +5

                          Как я уже написал, Apple очень старается следовать стандартам.
                          Но за время работы я несколько раз сталкивался с проблемой разного понимания одного и того же текста стандарта разными читателями. Это вообще несколько отдельных историй, но описывать их в публичном пространстве не хочу, чтобы не обидеть проспоривших партнёров. :-)

                          Что касается Apple, то помню только одну историю с непониманием, которая, правда, уже была описана в Интернете.
                          Суть в том, что при тестировании телефона на приборе-имитаторе сети («GSM-тестере»), при переходе в режим разговора, индикатор уровня сигнала на дисплее телефона может постепенно «затухать» до «нуля», при том, что по прибору и уровень подаваемого на телефон сигнала, и уровень, который телефон рапортует на прибор (в сеть), остаются нормальными! Это вызывало недоумение, поскольку в телефонах других производителей такого поведения не отмечалось.
                          Оказалось, что Apple на индикаторе сигнала показывает уровень сигнала того частотного канала, на котором вещается BCCH — канал с управляющей информацией, а не уровень радиоканала, на котором телефону выделен ТСН — канал трафика, который может быть назначен на совсем другой частотный канал.
                          Зачем они так сделали, я не знаю. С моей точки зрения это нелогично, но тем не менее, стандартам это не противоречит, ибо не регламентируется стандартами.

                          «Спецом по вопросам оформления документов в Минсвязи» я себя не считаю, ибо практически этим не занимался. Однако из общения с коллегами, которые занимались этим для изделий Blackberry и партнерами у других производителей, я знал, какой набор документов требуется, где их получать, и каким документам Минсвязи должен соответствовать телефон (мне в качестве представителя ВымпелКома довелось участвовать в подготовке и обсуждении «Правил применения абонентских радиостанций...» для «UMTS 2000», а потом ещё LTE, RAN Sharing). Ну и потом, при выходе новых нормативов от Минсвязи мне приходилось обсуждать, как это реализовывать в продуктах Apple.

                          Что касается MMS, то угасание популярности этой услуги, с моей точки зрения, процесс естественный, результат развития технологий.
                          Ведь технология MMS появилась, как развитие текстовых сообщений возможностью передавать мультимедийную информацию — многоцветные картинки (монохромные можно было передавать ещё в рамках расширения SMS), аудио и видеофайлы.
                          Тогда возможности телефонов и возможности сетей мобильной связи были существенно более скромными. Кстати, Apple аргументировала отсутствие MMS в первых версиях айфонов тем, что мультимедийные файлы можно передавать и через электронную почту.
                          Сейчас есть и популярны более удобные средства передачи и распространения мультимедийного контента — соцсети, мессенджеры, облака и т.п. Они и «убивают» MMS (да и SMS тоже подкашивают), в сочетании с ценовой политикой операторов. :-)
                          Как ни странно, у абонентов на руках ещё довольно много простых телефонов (не смартфонов). Они, как мне кажется, ещё поддерживают «на плаву» SMS, не позволяя убить совсем. А те, кто активнее в соцсетях и работе с мультимедийным контентом, переходят на смартфоны.
                          Хотя я много раз общался с абонентами, имеющими «крутые» смартфоны (айфоны, например), но использующими их, как простые «говорилки». Но «статус» обязывал иметь «крутой» телефон! :-)


                          1. Milfgard
                            21.08.2016 14:21
                            +1

                            Вот о чём я и говорил. Тут и про передачу мультимедийной информации, и про яблоки. Два поста :)


                            1. Serviceman
                              21.08.2016 14:45

                              Так ведь на целый «пост» материала то не набирается.
                              Вода одна, так длинноватые комментарии, и всё.


                              1. Milfgard
                                21.08.2016 15:14
                                +2

                                И про это я говорил :)
                                Инженеру, как теперь выясняется, даже на пенсии, писать не очень хочется.
                                На самом деле, конечно же, там много интересного. Если копать. В передаче — исторические факторы, которые привели к текущей ситуации, особенности протоколов, особенности реализации, волшебные уязвимости, социальные факторы (до сих пор помню парня, которому любовница прислала фото груди, когда он разговаривал с женой), много чего ещё. Яблоки — хардкорный личный опыт. Его взять больше негде.


                                1. Serviceman
                                  21.08.2016 16:38
                                  +4

                                  Конечно не хочется. :)
                                  Одно дело, короткая реплика, и совсем другое дело — связный и интересный текст. :)
                                  Я вон сколько раз собирался написать «мемуары» для коллег, с описанием различных случаев с опытом поиска источников проблем. В этих то «мемуарах» для внутреннего использования вообще никаких ограничений нет, и то, «не взлетает».
                                  А ограничения, которые нужно учесть при подготовке материала для Хабра, усложняют задачу в разы!
                                  Съездить на рыбалку гораздо приятнее — и подготовки меньше и удовольствие от пребывания на природе. :-))
                                  Да и теперь непонятно, куда писать. В блог Билайн, вроде бы нет оснований, да и сложнее стало. Писать «отсебятину» — нет стимула, ибо графоманией не страдаю, как мне кажется.


                                  1. apode
                                    22.08.2016 21:01
                                    +1

                                    спасибо вам обоим за диалог — имхо никакой воды, а очень даже все это интересно до сих пор.
                                    И про графоманию напомню: про книгу основателя Д.Зимина — он никакой не графоман, но на фоне полного молчания конкурентов польза подобных историй для российской истории несомненна. Чем же не повод начать писать потихоньку и не обязательно в формате супер-постов, а хотя бы даже и в виде заметок, но на одной и той же площадке, и не обязательно в своем блоге в ЖЖ или на блогспоте — имхо вряд ли Хабр откажет в таком проекте проверенному автору Сервисмену


                                    1. Serviceman
                                      22.08.2016 22:22
                                      +2

                                      Я ещё раз подумаю на эту тему.
                                      Впереди осень с дождливой погодой… вдруг что получится. :-)


                                      1. yara_73
                                        25.08.2016 11:28

                                        IMHO, очень круто интересно и хардкорно, ваша «отсебятина» была бы интересна для прочтения и даже без особого редактирования много лучше того, что в большинстве есть на хабре


  1. Meklon
    19.08.2016 11:07
    +15

    Спасибо. Целая эпоха перед глазами прошла.
    /me ощутил себя старым как Санта-Клаус


  1. Chesheer
    19.08.2016 11:25
    +8

    Офигительно огромное спасибо за внутреннюю кухню, честность и классные посты.
    Мое знакомство с блогом Билайна на Хабре началось как-раз с поста про работу параноиков. Поделился им с женой, на что она тогда сказала — «вот она работа моей мечты» :)


  1. luciana
    19.08.2016 11:28
    +4

    Скажите, а книгу постов в Билайне с комментами делали? Хочу такую своим авторам.


    1. Milfgard
      19.08.2016 11:30
      +2

      Нет, просто посты с ремастеренными картинками под печать. С комментариями не получится, очень много их. Можете сделать как «Лепрозорий: избранное», когда редакторы выбирали 5-10% самых интересных комментариев.


      1. luciana
        19.08.2016 11:33
        +1

        Да, выбрать самые интересные — это разумно. Спасибо :)


        1. EkaterinaLebedeva
          19.08.2016 12:58
          +2

          Мы делали по итогам года печатные брошюры для авторов — хардкопию их трудов, так сказать :) и рассылали вместе с небольшими сувенирами, практически по всей стране, потому что далеко не все авторы были из центрального офиса. Да, благодаря Milfgard нам очень многих технарей удалось вовлечь и сделать действительно интересные вещи :)


          1. Milfgard
            19.08.2016 13:01
            +6

            Катя, надеюсь, вы когда-нибудь расскажете, как делали всю адову работу изнутри. И ту фееричную историю с журналистами на крыше тоже.

            UPD: Да, знакомьтесь. Катя и Надя покорили моё сердце тем, что привели топовых блоггеров в подвал на пример монтажа. Причём подвал они выбрали один из типичных. Первое, что блоггеры увидели — это как к их ногам медленно выплыл дохлый голубь.


            1. EkaterinaLebedeva
              19.08.2016 13:09
              +29

              Да, подвалы и чердаки — это наша отдельная тема :) До сих пор храню историю, не вошедшую в пост про байки монтажников. «Объяснительная записка: Я, техник Иванов И.И., придя на заявку к клиенту, в результате проведенной диагностики, обнаружил, что необходимо провести работы на ТКД. Поднявшись в техническое помещение к ТКД, я увидел крысу. которая стояла на задних лапах рядом с ящиком и смотрела на меня. Я поднял палку и потыкал ею крысу, после чего она на меня зашипела. Я развернулся и ушел, т.к. побоялся, что она может напасть на меня и нанести повреждения несовместимые с жизнью. Прошу обеспечить безопасность моего рабочего места и устранить причину срыва выполнения заявки».


          1. luciana
            19.08.2016 14:04
            +3

            Вовлекать технарей — это, как мне кажется, вообще самая интересная часть нашей работы :) Ну и радоваться потом, как круто получилось.


    1. Milfgard
      19.08.2016 11:31
      +12

      Кстати, знакомьтесь, это Света из ABBYY. Благодаря ей я узнал три месяца назад, что ПО ABBYY платное. А ещё она очень круто поставила похожий процесс сбора информации внутри своей компании.


  1. comerc
    19.08.2016 11:32
    -4

    Не увидел в конце текста: Билайн, продли контракт, ну пажаласта!


    1. Chesheer
      19.08.2016 11:35
      +19

      Судя по нынешнему состоянию их блога — они сами должны придти и просить об этом.


      1. LoadRunner
        19.08.2016 11:58
        +12

        Может и приходили. Но делали это без уважения.


  1. yurser
    19.08.2016 11:38
    +9

    Спасибо. Это было круто.
    Жаль что все закончилось.


    1. Milfgard
      19.08.2016 12:18
      +5

      Больше всего жаль несостоявшегося поста про физику процесса нагрузки на базовую станцию при телепортации тысячи абонентов в её центр диаграммы направленности. Именно такой эффект есть в метро Петербурга, когда одновременно открываются горизонтальные лифты. К сожалению, Serviceman уже ушёл на пенсию и не смог рассказать. По последним данным от него, там всё куда интереснее, чем представляет обычный инженер — и надо было очень много копать, чтобы разобраться.


      1. rekby
        19.08.2016 16:41
        +2

        Так всё равно надо попросить рассказать, пусть даже с пенсии.


        1. Serviceman
          19.08.2016 17:14
          +2

          На пенсии нет доступа к нужной информации.


  1. Gogino2005
    19.08.2016 11:50

    Спасибо за интересный рассказ!
    Очень заинтересовала книга, купил бы с удовольствием.
    Расскажите пожалуйста поподробнее про нее


    1. Milfgard
      19.08.2016 11:50

      Тираж где-то 200 штук (но я не уверен), распространялась внутри компании. У меня одна, у ТМ был экземпляр, остальное у авторов и где-то ещё внутри компании. Купить вряд ли выйдет. Просто посты, но в правильном порядке, чтобы сложилась цельная база знаний о том, как работает сеть. Возможно, есть пара копий во внутреннем институте Билайна.


  1. Antelle
    19.08.2016 11:54
    +9

    А я-то думал, что это такое случилось с билайном, почему больше ни одного годного поста в блоге. Спасибо за рассказы, читал с удовольствием.


  1. LoadRunner
    19.08.2016 12:08
    +1

    Вот примерный чеклист
    И я даже знаю, кто до сих пор ему следует.

    инженер тихо тащился
    и почему я читаю это как:
    «мы тут в край охренели от того, что они вытворяли»

    На примере поста мегафона я вообще подумал, что статья кончилась, а там ещё почти столько же.

    А, вот ещё интересная фраза, уже про пиар:
    уже прямо залипавшего на Хабр
    Хороший подбор синонимов :)

    А вообще, у меня уже полдень, скоротаю-ка я пятницу (и выходные, судя по всему) за чтением постов по ссылкам. Я не теряю надежды отыскать на Хабре порнорецепт пельменей. Про хлеб-то статья есть.


    1. Milfgard
      19.08.2016 12:14
      +1

      Чёрт, про инженера по медиане угадали.


  1. nmk2002
    19.08.2016 12:12
    +10

    Теперь понятно, почему я перестал замечать активность билайна на хабре.
    Интересно было бы знать, кому еще помогает Milfgard.


    1. Milfgard
      19.08.2016 12:15
      +6

      Я как-нибудь расскажу ещё пару интересных историй. Но не сейчас. И не только про Хабр.


      1. LoadRunner
        19.08.2016 12:18
        +1

        NDA?


  1. datacompboy
    19.08.2016 12:23
    +9

    Правда, отлично. Было очень интересно читать, спасибо :)
    А я еще думал, куда они пропали…


  1. TimsTims
    19.08.2016 12:34
    +14

    OMG! Я знал! Я чувствовал, что это был он!!! Паранойик не подвел

    Спасибо за интереснейшие посты! Кстати, вы случаем КРОК время от времени не пишете)? Или мы это узнаем через еще 5 лет?


    1. devpreview
      19.08.2016 13:22
      +2

      Можете просто посмотреть их портфолио.


      1. kravtsov_dim
        19.08.2016 16:07

        Не зря портфолио подсказывает, что Крок тоже пользуется услугами.


    1. Milfgard
      19.08.2016 14:07
      +2

      Бывает, помогаю, да.


      1. LoadRunner
        19.08.2016 14:11
        +1

        А Вы же до сих пор имеете отношение к тому сайту, что по ссылке выше? Неплохо бы актуализировать информацию, а то она от 2014 года. И судя по ней — с Билайном сотрудничество идёт 3 года, как и с КРОК, но о КРОК «не имеем права рассказывать».

        И про Мейл.ру упомянуто, что тоже любопытно.


        1. Milfgard
          19.08.2016 14:15

          И оттипографить всё, да.


        1. koterina
          19.08.2016 17:01
          +1

          Спасибо, обновим! Тот сайт пилился под конкретный тендер, и с тех пор мы про него почти забыли — в нашем деле рулят не красивые сайты, а сарафанное радио.


          1. LoadRunner
            19.08.2016 17:06

            Да я про красивость даже и не говорил. Мне важна не внешность, а богатый внутренний мир информационная составляющая :) Ну, то есть, я очень любопытен и интересно узнать, кто ещё оказался клиентом, чтобы при случае можно было позадавать неудобные вопросы причастным.


            1. Milfgard
              19.08.2016 17:10

              Надо отметить, большая часть проектов портфолио — чисто работа koterina. Она, фактически, один из моих наставников в работе с журналистами и сервисом.


    1. Botkin
      20.08.2016 09:36
      +1

      Тоже про КРОК подумал как-то сразу


  1. sluge
    19.08.2016 13:07
    +2

    а еще говорят на хабре нельзя поднять денег) ваш пример другим наука


  1. devpreview
    19.08.2016 13:17
    +3

    А вот если бы контракт с ВымпелКомом был бы продлен ещё на 4 года, у вас получилось бы сохранить такой же «тон» публикаций?
    Я к тому, что ещё за 4 года и темы могли бы исчерпаться и рвение поубавиться. Или про большие телекомы можно рассказывать бесконечно?

    И ещё, если не секрет, сколько в среднем занимала времени подготовка одной публикации (от идеи до опубликования)?


    1. Seekeer
      19.08.2016 13:28
      +2

      сколько в среднем занимала времени подготовка одной публикации (от идеи до опубликования)?
      Так вот же об этом: «Пост готовился примерно три недели»


      1. devpreview
        19.08.2016 13:32

        Извините — «прощелкал» :)
        Писал комментарий через пару часов после прочтения статьи. Видимо, в голове «не отложилось».


        1. Acuna
          23.08.2016 18:17

          Как-то меня слова в кавычках просто вымораживают, если честно. Вот какая-то заминка происходит когда глаз начинает читать такие слова. На мой взгляд, это уже вполне устоявшиеся выражения, которые уже нет смысла заключать в кавычки. Иногда даже слово «мышь» (компьютерная) пишут кавычках, это вообще атас! Не знаю, чем при этом руководствуются? Боятся быть заминусованными за использование таких слов? Однако в русском языке сформировалось уже такое огромное количество неологизмов и профессионализмов (а уж об исконных словах и вовсе не говорю), что я вообще не знаю для чего сейчас могут использоваться кавычки кроме прямой речи…


          1. Milfgard
            23.08.2016 21:04

            «Мелкомягкие» «ненавязчиво» «апдейтят» «мою» «Чикагу».


            1. Acuna
              23.08.2016 21:11

              :D Ага, вот-вот) Мне это все почему-то напоминает настолько воспитанных и застенчивых мальчиков, что они даже боятся зайти в комнату, как-бы кому ненароком не доставить неудобство)


              1. Milfgard
                23.08.2016 21:16

                Да ладно вам, сравните, сколько оттенков.

                Мелкомягкие «ненавязчиво» апдейтят мою Чикагу.
                Мелкомягкие ненавязчиво «апдейтят» мою Чикагу.
                Мелкомягкие ненавязчиво апдейтят «мою» Чикагу.
                Мелкомягкие ненавязчиво апдейтят мою «Чикагу».


                1. Acuna
                  23.08.2016 22:22

                  Ооо дааа, я по другому начал чувствовать и видеть красоту и разнообразие этого мира))


                1. Acuna
                  23.08.2016 22:23

                  А может быть даже и «красоту» этого мира, если Вы понимаете о чем я ;)


                1. Acuna
                  24.08.2016 00:50
                  -1

                  Хотя нет, отчего же! Пожалуй, я нашел отличный случай, когда кавычки оказываются действительно к месту:

                  Спасибо за «прекрасную» статью!

                  Поняли суть? :D


    1. Milfgard
      19.08.2016 14:03
      +6

      Там чем глубже копаешь, тем веселее. Даже в одном отделе можно найти очень много всего, а тут — целая страна.


  1. Shamov
    19.08.2016 13:54
    +16

    Некоторые вещи в жизни не меняются. Трюк, когда в текст специально вставляется то, что впоследствии будет убрано безопасниками, которые на этом и успокоятся, широко применялся во времена СССР и назывался «пятиногая собачка». Если художник хотел протащить через цензуру свою картину без изменений, то он специально рисовал где-нибудь в углу пятиногую собачку. У цензуры сразу возникал вопрос: «Вы что этим хотите сказать? В чём смысл метафоры? Видимо, имеется в виду то, что партия нужна народу как собаке пятая нога. Немедленно это уберите!» И после этого к остальной части картины вопросов не было.


    1. toxicdream
      19.08.2016 16:36
      +4

      Да, тоже вспомнил про ядерный взрыв в «Бриллиантовой руке».


      1. Milfgard
        19.08.2016 16:58

        А не в Кин-дза-дза?


      1. Shamov
        19.08.2016 17:06

        Почему «тоже»? Я про это узнал из рассказов Веллера. Хотя про ядерный взрыв у него тоже было. Правда в другой книге.


    1. Botkin
      20.08.2016 09:41

      Да это стандартный приём во многих вещах.
      Я на экзаменах делал «закладки» для преподавателей: специально пропускал часть повествования (пару промежуточных формул в выводе), чтобы у меня спросили: «а откуда у вас это взялось?» и я ответил: «да вот так вот же.». Пара таких «закладок» и всё, доп. вопросы уже вроде как будто бы и задавать не следует.
      Для налоговых проверок, насколько мне известно, тоже делают подобные «закладки»
      «проси больше — дадут сколько нужно» называется этот принцип


      1. Shamov
        20.08.2016 10:02
        +1

        Напоминает лозунг леворадикальных французских беспредельщиков: «Будьте реалистами — требуйте невозможного!»

        А ещё я слышал, что многие бизнесмены перед переговорами специально включают в контракт парочку заведомо непроходных пунктов, которые для контрагента совершенно неприемлемы. А затем, во время переговоров, отказ от этих пунктов преподносят как готовность к компромиссу.


        1. muon
          22.08.2016 03:30
          +1

          У бизнесменов — контракт, а вообще — обычный торг, только в случае поста на хабр торг идёт не на деньги, а на информацию.


  1. questor
    19.08.2016 14:45
    +1

    Перечитал посты по ссылкам, проностальгировал. Где торт хабр?


  1. psychosound
    19.08.2016 16:27

    спасибо за статью!
    А что случилось, что теперь стало возможно раскрытие Вашего авторства в работе на Билайн? И\или чем эта инфа могла быть вредна раньше?
    И про безопасников поясните: они фильтровали инфу ради противодействия фроду, или недопущения влияния на стоимость акций, или недопущения порчи инфраструктуры стратегических объектов, или я вообще не понял :(


    1. Milfgard
      19.08.2016 16:59

      Моего авторства там нет. Повторюсь, это консалтинг. Скажем так: всё это было и так, но надо было задать правильные вектора, чтобы компания могла говорить с аудиторией.


      1. rekby
        19.08.2016 22:02

        Ответ полезный, но мне кажется что на другой вопрос.

        Вопрос был:
        1. почему сейчас можно сказать что ты помогал с блогом
        2. какую функцию выполняли безопасники при фильтрации содержимого

        А ты ответил на: какая была твоя роль и смогут ли они дальше без тебя работать.


        1. Milfgard
          20.08.2016 03:06

          1. Потому что вчера я делал доклад на эту тему на семинаре Хабра. Раньше просто не было поста.
          2. Я не знаю, это чёрный ящик.


  1. EkaterinaTurtseva
    19.08.2016 16:47
    +4

    Спасибо! Было реально круто начинать с вами наш блог в Билайн. Помню, как выбирали темы, и казалось сначала что заинтересовать Хабр не получится, но получилось. И да, я не где-то в ИТ в Бостоне, а в Acronis :-)


    1. Milfgard
      19.08.2016 17:00
      +2

      Да, это было очень круто. Без тебя бы этот проект не стартовал точно, и многое другое не получилось бы.


    1. dokwe
      19.08.2016 17:11
      +2

      EkaterinaTurtseva спасибо за Ваше появление здесь. Вопрос к вам с Milfgard обоим: а как формулировалась цель захвата Хабра? Если не следовало продвигать бренд, как я понял из статьи, то в чем же тогда измерялся успех?


      1. apode
        22.08.2016 20:55

        мучительно нашел некий ответ сам — по ссылке на портфолио image
        Но тогда снова закину удочку:
        1) билайн-пипл.ру выдает ошибку 403 — но почему?
        2) а вот еще была весьма активна некая «Мася» на Ячейках — помошница Д.Зимина, если не ошибаюсь. Ее деятельность никто не застал?


        1. Serviceman
          22.08.2016 22:16
          +1

          Ну я помню, как мы с «Масей» и ещё с несколькими сотрудниками ВымпелКома с Ячейками работали в начале 2000-х. У нас тогда было разделение труда. «Мася» занималась вопросами тарифов и обслуживания в офисах, я работой телефонов в сетях и техническим просвещением, другие коллеги тоже имели свои «сектора» ответственности. :-)
          Тогда наиболее активные участники Ячеек даже собирались почти каждую неделю в кафешках. Сначала в кафе «Теплоприбор» в башне напротив м.Алексеевская, потом места менялись — Китайский Квартал в начале проспекта Мира, в кафе на Николоямской около Садового кольца (название не помню, возможно, оно изменилось) и ещё несколько мест.
          Помню, даже Николая Прянишникова, который тогда был вице-президентом, и ещё нескольких руководителей зазвали на эти посиделки.
          Тогда на Ячейках народ очень активно интересовался технологиями сотовой связи, а не только тарифами и обслуживанием. Вот и пришлось провести с ними несколько встреч с импровизированными лекциями по работе сотовых сетей и абонентских устройств в них. Насколько я понял, ребята положительно оценили наши усилия. Ребята, со своей стороны, провели несколько мероприятий по сравнению работы и сетей и операторов абонентской службы, настолько интересных, что результаты этих экспериментов обсуждали даже в ряде изданий.


  1. Evengard
    19.08.2016 17:22
    +8

    Я теперь хочу с вами контракт заключить. Осталось только придумать продукт и открыть компанию. :D


  1. spmbt
    19.08.2016 18:11
    +1

    Автор: с какими СМИ Вам ещё приходилось работать, чтобы Вы могли рассказать об удобствах-неудобствах работы и популярности в глазах читателей в сравнении с Хабром? Получилось бы интересное сравнение, наподобие того, какое Вы привели с Охлобыстиным.


    1. Milfgard
      20.08.2016 03:19

      С наскоку не ответить, это ведь как сравнивать тёплое с мягким. Опыт есть со всеми крупными площадками Рунета. Отвечу отдельно с вашего позволения, когда соберу числа.


  1. geran_utran
    19.08.2016 19:07
    +1

    Да видимо для такого поста пришло время, спасибо Milfgard за небольшое «итого» :)
    И да — после «адаптации» своего материала для облегчения восприятия хабра-аудиторией, я кипел-бледнел-и правил, правил, правил :)
    Лично себя чувствую должником поскольку анонсировал серию материалов но так её и забросил. Как минимум еще один допилю попозже.


  1. Nikolo-73
    20.08.2016 09:52

    «парень из Краснодара» — ага, так, мимо пробегал, зам. технического директора по эксплуатации ))


    1. Milfgard
      20.08.2016 09:53

      Ну я ж не знал, какая у него должность.


  1. l27_0_0_1
    20.08.2016 14:27

    Во-вторых, комментаторы офигели от того, как всё круто и «официально» и однозначно решили, что это постановка, мол, не бывает так чисто в реальном мире.

    Возможно я читал неправильно, но из 119 комментариев офигевал весь один человек, который и назвал статью показушной.


    1. Milfgard
      20.08.2016 14:27

      Комментировали не только и не столько на Хабре.


  1. artspb
    21.08.2016 13:30

    Пост вышел, автор сразу добавляет пост в своё избранное. Раньше это было просто что-то вроде «touch %пост%», после появления новой боковой панели – ещё и способ уведомить своих «друзей» (подписчиков в новой схеме) о публикации.

    Вот, кстати, это действие до сих пор остается для меня загадкой. Я не знаю, как было раньше, но сейчас информация дублируется, что иногда сбивает с толку.

    Пруф


    1. navion
      21.08.2016 20:09

      Трекер через раз показывает новые публикации, с избранным такого пока не замечено.


  1. niya3
    21.08.2016 13:44

    Начал догадываться, почему мне нравится читать security weak от Касперского =)


    1. Milfgard
      21.08.2016 13:44

      И почему?


      1. niya3
        21.08.2016 13:55

        *week

        Как мне кажется, посты укладываются в прокрустово ложе «финальных советов».


      1. Acuna
        23.08.2016 18:20

        Намек на ваше авторство же ;)


        1. Milfgard
          23.08.2016 21:04

          Нет.


  1. ArMikael
    26.08.2016 09:54

    Отличный пост, я давно превратился из постояльцев Хабра превратился в редкого гостя, но бывают такие вот посты, которые заставляют окунуться в историю и не выходить из нее до последней строчки. Могу сказать, что корпоративные блоги безусловно потеряли толкового специалиста, с вашим уходом из этого направления. Зато, в качестве компенсации тысячи гиков на Хабре узнали о существовании современных настольных игр. С вашей подачи я уже лет 5 серьезно увлекаюсь настолками, даже подумываю о поездке в Эссен в этом году. Так что, я не могу сказать, что сожалею о том, что вы переключились на новое направление и сменили свою сферу деятельности. ))

    Прочитав в данном посту много о внутренней кухне, правдивых зарисовок из разных отрывков вашего сотрудничества с Вымпелком у меня появиалась навязчивая идея попросить вас написать о внутренней кухне российских и европейских издательств настольных игр. Попытаться разобраться как так вышло, что несмотря на вашу харизму и всеобщее восхищение со стороны хабровчан во внутренних кругах настольщиков/издательств вас многие невзлюбили. Что мне кажется достаточно обидными. Я понимаю, чем недовольно сообщество и за что пинают, но рад был бы почитать и ваши мысли по этому поводу.

    Хотелось бы почитать ваши соображения, философствования и идеи связанные с этим. Смотря назад что бы вы изменили и изменили бы? Анонсов больших, серьезных игр от вас тоже давно не читал, оказалось не выгодно? Интересно об этом почитать. А также о том, каким образом на деле сказываются натянутые отношения с другими компаниями на рынке. По честноку, так как вы умеете.


    1. Milfgard
      26.08.2016 10:03

      Ну, про внутренние круги — если копать, то, как правило, это те люди, которых мы выкинули с рынка. Вот и вся внутренняя кухня.


  1. Glavatskiy
    29.08.2016 12:13
    +1

    Спасибо за крайне интересный и познавательный текст!
    Возник вопрос: «когда ты начинаешь заказывать ту же марку консервированной фасоли, что объект твоей разработки, ты выгораешь» — это откуда? :)


    1. Milfgard
      29.08.2016 12:16
      +1

      Гибсон, «Распознавание образов», кажется.