image

Для решения задач мониторинга качества сайтов своих клиентов у меня возникла необходимость в выборе ЦОД в разных регионах России. Для этого воспользовался каталогом российских ЦОД и на основании данных с сайтов поставщиков составил сравнительную таблицу предлагаемых услуг (таблица 1).

Что меня интересовало в первую очередь?

1. Наличие виртуальных серверов низкой производительности (VPS)


Наш программный агент wiProbe оптимизирован под работу на низкопроизводительных устройствах и небольшой виртуальной машины, а значит не очень дорогой, нам будет достаточно. А именно: VPS 1 ядро 2 Гц и оперативной памяти 1 Гбайт будет достаточно.

2. Гарантированный уровень обслуживания (SLA)


Так как мы будем контролировать качество работы информационных систем наших клиентов, мы должны информировать клиентов о реальных проблемах с их системами, а не с серверами наших поставщиков услуг ЦОД. В идеале, нас интересует 100% готовность услуги с финансовой ответственностью за нарушение SLA. Гарантия должна даваться не на электропитание или доступность IP, а на сервис целиком, включая каналы связи до сервера из Интернет.

3. Мониторинг SLA


Показатели, которые указаны в SLA, должны быть подтверждены средствами мониторинга. Результаты мониторинга должны быть доступны нам в режиме 24/7. Система мониторинга предполагает оповещения о плановых работах и возникающих проблемах. В идеале, у системы мониторинга должен быть API, через который мы сможем интегрировать нашу систему и не будем спамить наших клиентов о не существующих проблемах.

4. Финансовая ответственность за нарушение SLA


Штрафные санкции нас интересуют не как возможность экономии, а исключительно как инструмент воздействия на поставщика сервиса. Предпочтительно, чтобы штрафные санкции были с прогрессивной шкалой, т.е. за отказ сервиса на 5 минут предоставляется скидка 1 рубль, за отказ 50 минут – 1000 рублей или месяц бесплатно.

Название дата-центра и раздел сайта Компания VPS (Виртуальный сервер) Соглашение SLA Готовность, % Средства мониторинга Штрафные санкции
Новосибирск
Сибирьтелеком novosibirsk.rt.ru/b2b/service_cloudy/data_center ОАО «Сибирьтелеком» да да не сообщается да нет
«МегаФон» Сибирь nsk.megafon.ru/operators/resheniya/data_centers ОАО «МегаФон» нет да от 99,741% (Tier2) до 99,982% (Tier3) нет нет
РТКомм-Сибирь hosting.rtcomm-sibir.ru/datacenter/benefits ЗАО«РТКомм-Сибирь» да да не сообщается нет
Екатеринбург
Мегафон svr.megafon.ru/corporate/fixed/colocation ОАО «Мегафон» нет да от 99,741% (Tier2) до 99,982% (Tier3) нет нет
Ростелеком ekt.rt.ru/b2bcorp/service_cloudy/data_center ОАО «Ростелеком» да да не сообщается да нет
Красноярск
РТКомм-Сибирь hosting.rtcomm-sibir.ru/datacenter/benefits ЗАО «РТКомм-Сибирь» да да не сообщается нет
Самара
«МегаФон» samara.megafon.ru ОАО «Мегафон» нет да от 99,741% (Tier2) до 99,982% (Tier3) нет нет
Хабаровск
Ростелеком ОАО «Ростелеком» да да не сообщается да нет
Казань
«МегаФон» tatarstan.megafon.ru/operators/resheniya/data_centers ОАО «МегаФон» нет да от 99,741% (Tier2) до 99,982% (Tier3) нет нет
STACK KAZAN stack24.ru/co-location/arenda-yunit-mesta/?sphrase_id=113 ООО «Стек Казань» да да 99, 982% да нет
Санкт-Петербург
Фортис fortiss.ru ООО «Фортис» да да 99,98% да да
ПетерСтар — это мегафон в Спб spb.megafon.ru ЗАО «ПетерСтар» нет да от 99,741% (Tier2) до 99,982% (Tier3) нет нет
Региональный вычислительный центр selectel.ru/services/monitoring Сеть дата-центров «Селектел» да да не сообщается да нет
Stack Data Network www.stackdata.net/services/gear СДН нет да 99,95% нет да
INFOBOX infobox.ru/vps/linux ЗАО «Национальные телекоммуникации» да да 99,99% да да
Linxdatacenter www.linxtelecom.ru/cloud Группа компаний Linx да да 99,9% нет нет
Москва
ЦОДы КРОК www.croc.ru/solution/ikt-infrastructure/cod/?&tab=57945 ЗАО «КРОК ИНКОРПОРЕЙТЕД да да 99, 982% да нет
ЦОДы Караван www.caravan.ru/telehouse/cod ЗАО «Караван-Телеком» да да нет да да
StoreData storedata.ru/ru/services/vps ООО “Научный инновационный центр” да да 99,982% да нет
IXcellerate Moscow One DataCenter ixcellerate.com ООО «Икселлерейт» нет да 99, 999% нет нет
«Ростелеком» moscow.rt.ru ОАО «Ростелеком» М10 да да не сообщается да нет
Дата-центр «Селектел» на ул. Берзарина ООО «Сеть дата-центров «Селектел» да да не сообщается да нет
OST www.dtln.ru ООО «ДатаЛайн» нет да не сообщается нет да
Linxdatacenter (М8) www.linxtelecom.ru/ru Группа компаний Linx нет да 99,98% нет нет
Китай-Город (ЦОД) it-energy.ru/services/tsod IT ENERGY нет да 99,7% нет нет
M1 stack.net ООО «Стек Телеком» да да 100% да да
АКАДО Телеком www.akado-telecom.ru/business/datacenter.html ОАО «КОМКОР» нет да 99, 982% нет нет
Дата-центр SAFEDATA Москва-II safedata.ru/services/clouds/iaas/vdc ООО «Центр Хранения Данных» да да не сообщается нет нет
Data-center MCN Telecom datacenter.mcn.ru/vps-hosting ООО «МСН Телеком» да да 99,75% нет нет
Галактика mixtelecom.ru/arenda-stoek.html ООО «Микс Телеком» нет да не сообщается нет да
Синтерра spb.megafon.ru/corporate ЗАО «Синтерра» нет да от 99,741% (Tier2) до 99,982% (Tier3) нет нет
КЦОД «Астерос» asteros.ru/solutions/outsourcing/engineering/datacenter ЗАО «Астерос» нет да 99, 999% нет нет

Выводы


Проанализировал все дата-центры, приведенные в каталоге российских ЦОД: и региональные, и московские. В сравнительную таблицу попали только те, которые хотя бы минимально сообщают на своем сайте о предоставление SLA. Обратите внимание, что в таблице не учтены ЦОДы, на сайтах которых не смог найти информацию о наличии SLA.

По результатам анализа полученных данных могу сказать следующее:

1. Сложилось впечатление, что я единственный покупатель, который интересуется SLA. Те из ЦОД, которые пишут слова Service Level Agreement, скорее это делают для галочки. Гарантировать готовность сервиса близкой к 100% могут только сетевые поставщики. Чуть больше подобных предложений среди столичных поставщиков. Но это все только на сайте и на бумаге.
2. Системы мониторинга SLA предлагают единичные поставщики. Как правило, это самописные приложения. По этой причине похвастаться статистикой мониторинга по другим клиентам могут единицы.
3. Скидки или штрафные санкции за нарушение SLA являются экзотикой на нашем рынке.

Все перечисленное выше говорит лишь о начальной стадии формирования рынка услуг ЦОД. Если сравнивать с западными поставщиками, то чувствуется разительное отличие в подходах к построению взаимоотношений с клиентами.

В результате для нашего сервиса решил закупать сервера у разных поставщиков и анализировать качество их услуг. Если будет интересно, то буду публиковать статистику.
Нужны ли вам услуги ЦОД с гарантированным уровнем обслуживания (SLA)?

Проголосовало 93 человека. Воздержалось 25 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (26)


  1. SemperFi
    25.08.2016 13:13

    скажите пожалуйста, а НЕ самописные системы мониторинга хоть кто то из ЦОДов называл?


    1. VladimirLenin
      25.08.2016 15:04
      +1

      Да, используют. В большинстве случаев берут за основу open source продукты и делают к ним интерфейс для личного кабинета. Случаи использования коммерческих продуктов мне не известны.


  1. heathen
    25.08.2016 14:26

    Любопытно: а насколько большую цену относительно текущего рынка (на котором нет SLA, потому что фин. ответственности за его нарушение не предлагает почти никто) вы готовы платить при предоставлении гарантий и ответственности за их соблюдение?

    Собственно, этот вопрос я бы задал всем. Возможно, нет спроса на эту услугу просто, всем нужно «дешевле»?


    1. VladimirLenin
      25.08.2016 15:18
      +1

      Да, сейчас цена для многих играет ключевую роль при принятии решения. Но для тех, кому цена важнее, купят сервер в офис и наймут админа, потому что на него можно возложить кучу других задач. Но если ориентироваться на компании, которые реально считают деньги, то покупка серверных мощностей них реальная экономия. Но без гарантии арендованный сервер все равно что его вообще нет. В таком варианте он годится только для девелоперского и тестового контуров. Для продуктива нужен SLA или два сервера в разных центрах. А еще лучше то и другое.

      Я бы заплатил на 10-20% дороже с гарантией. Но только честной гарантией. А если еще предложат мониторинг моих сервисов в рамках этой гарантии, то совсем хорошо. Это как полис КАСКО: платишь 10% и в случае проблем тебе возвращают 100%. Никому не нужны проблемы. Люди арендуют сервера для того, чтобы избежать проблем. И компенсация за низкое качество только повысит уверенность в провайдере и привязанность к его услугам.


      1. heathen
        25.08.2016 16:26
        +1

        Тут ситуация какая: чтобы ЦОД или сервис-провайдер мог гарантировать собственную финансовую ответственность, ему требуется, чтобы такие же условия ему предложили подрядчики, услугами которых он пользуется, либо воспользоваться услугами страховых компаний (не уверен, что в России есть такие, кто будет работать с этой ответственностью), либо страховать это собственными силами, т.е. за свой счёт. Более чем уверен, что цена в этих случаях вырастет существенно больше, нежели на 20%, особенно во втором и, тем более, третьем. Более надёжное железо, больше и более надёжные каналы связи, финансовые резервы на выплату компенсаций (даже если эти выплаты идут неоплатой услуг) — всё это стоит прилично. А в результате окажется, что вы, со своей маленькой и недорогой VPS (нисколько не пытаюсь вас принизить, я это понял из озвученных в статье требований), являетесь единственным (условно) заказчиком, которому эта услуга нужна.

        И в другом более чем уверен: возьмите услуг на $10-20 тысяч в месяц, и вам наверняка предложат особые условия, в том числе и финансовые гарантии. А для VPS стоимостью 250 рублей в месяц в настоящий момент этим никто заниматься не будет, не тот сегмент. Это просто невыгодно.

        Спрос диктует предложение. Может быть, спроса на это просто нет. Хотя есть сегменты, где наличие SLA с финансовой ответственностью будет, как мне кажется, являться существенным фактором. Только вот там другие клиенты и другие финансовые потоки. Совсем другие.

        Поймите меня правильно, пожалуйста, я не против сказанного вами, совсем даже за, но хочется уточнить, есть ли понимание, что это за собой потянет. Готовы ли вы будете платить в два, в три, а то и на порядок больше за более качественную услугу?

        P.S. Я, вообще говоря, не являюсь представителем публичного провайдера таких услуг, но к теме определённое отношение имею, поэтому ваша статья мне крайне интересна, как и диалог по этому вопросу.


        1. VladimirLenin
          25.08.2016 17:16

          Спасибо за развернутый ответ. В целом, согласен с изложенным. И даже осознаю, что повышение качества услуг на 10% влечет увеличение затрат на 30-60%.

          Возможно, я уникален в своих потребностях. Платить 2 тыс.рублей за VPS вместо 1 тыс.рублей — разница не большая. Возможно, появятся другие компании, которым интересна непрерывная работа, например, корпоративного сайта и отказ сервиса на 15 минут будет приводить к потере 2-10 клиентов. Но здесь нужно считать. А чтобы посчитать, нужно произвести измерения. Чем в общем-то мы и занимаемся.

          Время и конкуренция покажут. Рынок открытый и все как на ладони. Как бы не уверяли менеджеры по продажам услуг ЦОД, цена не единственный критерий выбора поставщика, это могу сказать точно!


        1. studenttlt
          26.08.2016 14:36

          Согласен абсолютно. Мы в Linxdatacenter дали одному из заказчиков в Санкт-Петербурге SLA 100%, и успешно его выполняем, т.к. ЦОД работает с аптаймом 100% с момента запуска 5 лет назад. Но там это было финансово интересно, потому что контракт длительный и на значимую сумму ежемесячно. Клиент готов платить, мы готовы гарантировать доступность — все прозрачно.
          Думаю, автор согласится, что он не станет платить, скажем, 100.000 Евро за SLA при цене базовой услуги 1.000 рублей. И это деньги не за бумагу — на них строятся индивидуальные системы защиты, контроля, резервирования и проч.


          1. VladimirLenin
            26.08.2016 17:54

            Странно, но забугорные ЦОДы готовы гарантировать 100% готовность не только платиновым клиентам. Мы же работаем «по знакомству» и считаем знаки после запятой.

            Может пора все предлагать 100% и построить на этом имя?


  1. postgree
    25.08.2016 15:16

    Просто непонятно, что на VPS можно крутить такого критичного, что требуется SLA с штрафными санкциями (копеечными, т.к. размер определяется обычно стоимостью услуги). Напоминает клуб любителей трудностей.


    1. VladimirLenin
      25.08.2016 15:37

      На сервер ставится агент. Например, любые проблемы на канале в ЦОДе будут восприниматься агентом как проблема с контролируемым сервисом. Не буду называть ЦОД, но могу сказать, что агент по каналу Интернет из офиса работает стабильнее, чем агент на сервере в ЦОД. В месяц до 5 перерывов связи. Вопрос: это нормально?

      Вот и ЦБ решил затянуть гайки для страховых компаний и заставить их гарантировать готовность сервиса е-ОСАГО 99,9% (http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=9116875). Как можно выдержать такой KPI на серверах с готовностью 99%? Ведь все хотят продавать услуги, но никто не хочет делать нормальные услуги. Даже сами поставщики не контролируют качество своих услуг.

      Нужен не SLA, а сервер с гарантированной доступностью. SLA — это механизм для достижения цели.


      1. postgree
        25.08.2016 17:35
        -1

        Ну дык — уже есть конторы с несколькими ДЦ, BGP и т.д. И серваки в аренду дают и сетевое оборудование. И SLA подпишут.
        Или вы хотите за 25$ 99.9% аптайма?


        1. VladimirLenin
          25.08.2016 17:41

          Вроде, нормальное требование. VPS — это же не отдельная железка. Если на все VPS в рамках железки повысить ценник на 20%, то цифра будет не плохая. Если процессы нормально организованы, то уровень можно поднять за такие деньги, еще и заработать на этом.


          1. postgree
            25.08.2016 20:20

            1. Добить 0,9% к аптайму от 99% будет стоить дороже, чем 20%. А тем более 0,99%. Это субъективно, но думаю интеграторы могут подтвердить мои слова.
            2. Давайте посмотрим в глаза правде: Вам шашечки или ехать? На примере информации от товарищей ниже тыц снижение «показателей доступности» до 98.9 обойдется в 20% (5$ от 25$ месячных для примеру). И это еще и с «нюансами». Мне, например, не удалось бы оправдаться перед руководством на старой работе компенсацией в такую сумму в случае простоя любого более менее критичного сервиса. Репутационные потери были бы намного больше.

            SLA — это механизм для достижения цели.
            Это механизм получения компенсации, зависящей от цены услуги или иных условий договора*.
            *размер компенсации все равно не может превышать цены услуги.


            1. VladimirLenin
              26.08.2016 17:47

              Я покупаю сервера не для того, чтобы компенсировать затраты на него. Поэтому SLA — это механизм воздействия на провайдера.


    1. VladimirLenin
      29.08.2016 11:59

      FYI Опрос после статьи показал: 77% за SLA для VPS из почти 100 голосов.


  1. 1cloud
    25.08.2016 17:29

    Скажите, пожалуйста, а почему не включили в обзор сервис https://1cloud.ru/services/vps-vds?
    SLA есть, фин. гарантии соблюдаются…


    1. VladimirLenin
      25.08.2016 17:37

      Да, в SLA компенсация есть. А как мониторинг осуществляется? Где можно увидеть цифры по результатам месяца?


      1. 1cloud
        26.08.2016 10:50

        Мы мониторим инфраструктуру в режиме 24*7 используя целый набор программных продуктов, т.к. одним к сожалению все компоненты мониторить проблематично: Zabbix, MS System Center, самописные приложения.

        Если зафиксирован простой, мы рассчитываем процент доступности и отправляем сообщение затронутым клиентам, для которых показатели SLA были нарушены. В нашей практике было несколько случаев, когда мы выплачивали пользователям, по которым, хоть и не значительно, но были нарушены оговоренные в SLA показатели, финансовую компенсацию.

        К сожалению услугу мониторинг для Клиентов мы пока не предоставляем, но это есть в ближайших планах развития сервиса (будет как пользовательский интерфейс, так и программный API).

        Скорее всего изначальная выборка была не совсем корректной, т.к. бизнес ЦОД больше направлен на продажу стоек, нежели на продажу виртуальной инфраструктуры.

        «Или вы хотите за 25$ 99.9% аптайма?» — это вполне естественное требование. Клиент платит деньги и хочет получить гарантию качества. Дело не в том, что данный Клиент арендует только один виртуальный сервер, под него же не строится отдельная виртуальная инфраструктура… На наш взгляд, тут вопрос в следующем: спроектирована ли инфраструктура провайдера таким образом, чтобы гарантировать данную доступность. Наша инфраструктура спроектирована без единой точки отказа (вычислительные мощности отделены от дискового пространства, все критичные сетевые компоненты физически зарезервированы, используются несколько интернет провайдеров, каналы которых проходят по различным физическим трассам и многое другое).

        SLA в первую очередь направлен на то чтобы поставщик и Клиент договорились о том, что считать качественным сервисом. Финансовая гарантия — это инструмент самоконтроля качества для поставщика. Коллеги правильно говорят, что для Клиента компенсация в 5$ это несущественно, а вот если посмотреть со стороны Провайдера у которого, таких затронутых Клиентов тысячи, то сумма получается довольно существенной, не говоря о репутационных потерях. И Провайдер в следующий раз постарается не допустить данного нарушения.

        Насчет агентов для мониторинга – это довольно классическая задача и мониторить доступность необходимо в любом случае из нескольких мест от различных провайдеров (это обязательное условие). Потому что ни один провайдер Вам не сможет гарантировать 100% доступность и поэтому ложные срабатывания в случае с одним поставщиком будут всегда.


        1. VladimirLenin
          26.08.2016 17:51

          Да, согласен. Рассмотрю 1Cloud в качестве одного из вариантов и напишу здесь результата измерения готовности.


        1. VladimirLenin
          26.08.2016 17:59

          Может попробуете взять на борт наш сервис SLAmon?


          1. 1cloud
            29.08.2016 09:27

            Владимир, уточните, пожалуйста, что Вы имеете ввиду под «попробуете взять на борт»?
            Можно в почту partners@1cloud.ru


          1. 1cloud
            29.08.2016 09:43

            В целом, мы за всегда за сотрудничество.
            Так, что пишите. С радостью обсудим, как мы можем быть полезны друг другу.


            1. VladimirLenin
              29.08.2016 11:56

              Видел регистрацию на нашем сервисе с вашего домена. Предложение пришлю на почту.


  1. zapimir
    25.08.2016 18:36

    В своем сервисе sxgeo.city пришли к такой схеме повышения SLA — раскидывание по разным датацентрам VPS'ок. В моем случае требования к ресурсам еще ниже, достаточно простейшей VPS даже 256 МБ памяти, но берем с запасом (в среднем порядка 3 баксов). В данный момент 11 + 2 отдельные VPS, которые используются для мониторинга и синхронизации статистики и биллинга. Мониторинг проверяет больше 70 параметров, как самих систем, так и конкретно сервиса. В случае обнаружения проблем, с помощью ДНС с низким TTL трафик переключается на «здоровый» сервак.


    1. VladimirLenin
      25.08.2016 19:24

      Да, нормальный вариант. А можете сказать uptime по сервису за прошлый месяц?


      1. zapimir
        26.08.2016 21:48

        Ну общий по сервису пока 100%, правда такой вариант системы у нас работает только 3 месяца за это время поймали только на 4 VPS регламентные работы, на это время проблемные серваки переводились в дежурный режим, трафик шёл на остальные.
        В принципе пробовали тестово переключать трафик с одного сервера на другой, довольно быстро переходит, буквально несколько минут (TTL на ДНС стоит 60 секунд). А то были опасения, что такой низкий TTL многие не соблюдают, но всё норм.