Министр образования и науки РФ Ольга Васильева считает необходимым вернуть уроки астрономии в школьную программу.



«Я считаю, что это необходимо. Если вы помните, у нас был час, и я думаю, что этот час нужно вернуть», — сказала она в среду на пресс-конференции, отвечая на вопрос о возможности возвращения в школьную программу предмета «Астрономия».

Министр отметила, что пока не может сказать, как именно предмет будет возвращаться. «Но возврат астрономии будет точно», — сказала она.

Астрономия перестала быть школьным предметом в 2008 году, с тех пор ее элементы входят в курс географии и физики. Это было связано с тем, чтобы ни один из существовавших на тот момент учебников астрономии не был допущен к использованию в школах.

По теме: Точка зрения | Нужна ли астрономия в школе?

Новости.Маил.ру
Интерфакс
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (100)


  1. Shamrel
    21.09.2016 16:22
    +18

    Закончил школу в 2002, астрономии уже не было. Может не в 2008 году отменили?

    P.S.: Светлакову очки не идут.


    1. Leo7777
      21.09.2016 16:25
      +2

      закончил в 2004 году, астрономия была 1 год


      1. prostofilya
        21.09.2016 16:48
        +4

        Закончил в 2011, в качестве факультатива в 9 классе брал астрономию (примерно 2 урока в течении полугода).
        Имхо, подход с факультативами очень хорош — отсеялись историки, любители литературы, двоечники и тд, спокойно и с удовольствием слушал того же самого физика, только в более адекватной обстановке.


        1. slpvm
          22.09.2016 20:12

          В школе вообще должны быть несколько базовых предметов, а все остальное факультативом. Кого-то тошнит от истории и очень нравится химия… вот только на практике это очень сложно наверное ввести.


          1. tmteam
            25.09.2016 19:25

            По опыту себя и своего брата, полностью с вами согласен. Базовые есть базовые. Дополнительные же вылетают насквозь, если не интересно.


      1. Gibboustooth
        21.09.2016 17:59

        Аналогично.


    1. IllariPosselt
      21.09.2016 16:36

      Закончил в 2007, астрономия была год.


    1. lexnekr
      21.09.2016 16:53
      +2

      Закончил в 2004 тоже не было.
      Мне кажется, что в 1 школе района асторомия была. Т.е. вполне вероятно, что некоторые школы её «факультативно» читали. У меня например в 11 классе было 5ч физики в неделю (в расписании, не по факту), так что такие «кастомные конфигурации» вполне возможны.


      1. SchmeL
        22.09.2016 14:11
        +1

        Закончил в 2003м, астрономия была. Но правда вместо нее часто физику ставили, а в конце года за два урока в виде лекций прочитали весь учебник.


    1. Camel
      21.09.2016 18:02
      +1

      Закончил физ-мат (!) школу в Москве в 2001 году, астрономии не было.


    1. Pakos
      22.09.2016 12:39

      Закончил ещё раньше(93) — от астрономии были только плакаты в кабинете физики. Спб. Обычная школа и ФМГ — в обеих не было.


    1. DoctorManhattan
      22.09.2016 20:12

      Возможно от школ зависит. Я в начальной школе в гимназии учился: там в начальных классах были экзотические предметы вроде: Риторики. Да и самых начальных классов информатика была. Потом в обычную перешел — там все стандартно и скучно.
      PS:
      Даже пугает сходство со

      Снежаной Денисовной
      image


    1. selivanov_pavel
      22.09.2016 20:12

      Закончил в 2003, астрономии не было. Насколько я знаю, у знакомых ребят закончивших другие воронежские школы такого тоже не преподавали. А жаль, думаю было бы интересно.


    1. Erelecano
      22.09.2016 20:12

      Я уже в одном из соседних топиков писал про то, как ее отменяли. В середине 90ых астрономию выдвинули в факультатив, но много где этот час заменяли на физику, а потом отменили вовсе. Скорее всего у вас оно проходило факультативом, а час был занят чем-то другим.


    1. kryos
      22.09.2016 20:12

      Окончил в 2009, астрономия была полноценным предметом в 11 классе. Видимо, наши учителя не в курсе были, что ее отменили)


    1. kryvichh
      22.09.2016 20:12
      +1

      Беларусь. Изучение астрономии в школах не прекращалось, бородачей с крестами и полумесяцами в школах нет. Учебники свободно доступны для скачивания на сайте e-padruchnik.adu.by.


  1. Jamato
    21.09.2016 16:23
    +8

    НАКОНЕЦ-ТО! Хоть у кого-то она будет. Я в детстве прочитал толстенную детскую энциклопедию по ней от корки до корки — так интересно было.


    1. Zenitchik
      21.09.2016 16:57
      +3

      Люди бывают двух типов: те, кто прочитал пресловутую энциклопедию (вариант — любую аналогичную), и те, кто не прочитал. Первые на школьной астрономии не узнают ничего нового, вторых она не заинтересует.


      1. sankir
        21.09.2016 17:18
        +8

        Есть еще третий тип: который как раз на уроках о ней и узнает. И заинтересуется.


        1. Zenitchik
          21.09.2016 18:11
          +1

          Что-то не верится, что тот, кто до 11 класса не заинтересовался, внезапно заинтересуется.


          1. LuckyStarr
            21.09.2016 18:25
            +6

            Что-то не верится, что тот, кто в школе чем-то не заинтересовался, внезапно чем-то потом заинтересуется.


            1. Astartes
              23.09.2016 10:52
              +1

              Я историю только после школы полбил, когда отпала необходимость учить её под палкой, бегом и пропуская всё самое интересное. Многое от подачи материала зависит. Та же астрономия у меня точно была, но я вообще не помню в каком формате она шла и сколь долго. Аппетит приходит во время еды, но эта «еда» в школах зачастую пресная, а то и горькая.


      1. Tarisper
        21.09.2016 17:35
        +1

        Есть еще категории людей, у которых не было ни энциклопедии, ни астрономии в школе (закончил школу в 2000 году). Изучал самостоятельно по учебнику, доставшемуся от старшей сестры.


        1. praporweg
          21.09.2016 17:38
          +4

          У меня этот учебник до сих пор на полке лежит
          image


          1. xmonoid
            21.09.2016 18:02

            Я в 11 классе своровал списанный учебник Левитана в библиотеке. Тоже до сих пор стоит на полке.


            1. praporweg
              21.09.2016 18:03
              +1

              Я тоже из библиотеки спер. Правда технически это не воровство, там в стене огромная дыра была от снаряда, учебник на улице валялся с кучей других книг.


          1. webhamster
            21.09.2016 18:46

            А я такой учебник в пятом классе нашел в макулатуре, и забрал себе. Весь прочитал от корки до корки. И не мог понять, почему такую интересную вещь преподают аж в десятом классе.


            1. Zenitchik
              21.09.2016 18:59
              +1

              Именно. В 10 — уже поздно.


            1. kneeze
              21.09.2016 22:24

              Там многое сложно объяснить без стереометрии, динамики, радио- и ядерной физики.


              1. tmteam
                25.09.2016 19:28

                Если на уровне «без формул» — то норм. Главное интересно рассказывать.


          1. Sheti
            21.09.2016 21:32

            Хороший учебник. Если астрономию вернут, то достаточно его перевыпустить. Ещё мне попадался очень интересный учебник по «трудам». В нём было и как сделать проводку и как устроен холодильник. По учебникам можно изучать то время.


          1. sirri
            22.09.2016 20:12

            У меня тоже такая книжечка сохранилась на память. Ностальгия!


        1. Zenitchik
          21.09.2016 18:04
          +1

          А я по книге Воронцова-Вельаминова. ИМХО, подобные книги и учебники — лучше распространённых «энциклопедий обо всём, но никак». Для простоты не стал расписывать все возможные источники знаний. Тем не менее, таким людям школьная астрономия не может дать ничего. Скорее они сами много нового учителю расскажут.


        1. danzealzer
          21.09.2016 18:41
          +1

          А меня тетя (она тогда училась в 11 классе) заставляла убираться дома, пообещав дать на час свой учебник по астрономии (мне было 6). И так 3 раза за неделю весь ее учебный год :)


    1. YouHim
      21.09.2016 18:19

      Не подскажете автора и название? может найду в электронном виде сыну.


      1. Ariez
        21.09.2016 21:15
        +2

        Вполне возможно автор комментария имел в виду то же, о чем я ниже написал — серию энциклопедий для детей и взрослых от Аванты+. Книги великолепные были.
        А даже если он имел в виду что-то другое — эти тоже поищите. Разочарованными не останетесь


        1. gerahmurov
          21.09.2016 22:14

          Ещё можете вот эту книгу посмотреть http://www.labirint.ru/books/492310/

          Я её на русском не читал, но этот тот чувак, который рисует xkcd и ведёт колонку what if. Я вот только после его объяснения физики орбит осознал, как там всё.

          https://what-if.xkcd.com/58/


          1. Ariez
            21.09.2016 22:38

            Спасибо, я тоже гляну :)


        1. Akr0n
          22.09.2016 05:11

          Во времена без интернета эта Книга для меня была окном новую вселенную.


      1. Jamato
        24.09.2016 04:58

        Как написали ниже, это действительно серия от Аванта+


    1. Ariez
      21.09.2016 21:13

      У меня любимыми книгами в школе были «Астрономия» и «Биология» от Аванты+. Замечательные энциклопедии. Астрономией интересовался, так как очень любил (и люблю) хорошую НФ — родители сразу подсовывали Лема, Шекли и Стругацких, чтоб на всяких «космических стрелялок» не отвлекся (за что родителям огромная благодарность). А биологией интересовался в принципе, видимо это и определило выбор профессии )


    1. RedSnowman
      22.09.2016 20:11

      Учитывая проращивание сектантов РПЦ в систему образования, вполне может выйти конфликт. Так что подозреваю, что астрономия будет не той которую ты ищешь.


  1. svitoglad
    21.09.2016 16:37

    Надеюсь с основами православия не объединят.
    P.S. В 1994 у нас была астрономия на притяжении года. :)


    1. vconst
      21.09.2016 17:17
      +7

      Лучше бы основы православия убрала


      1. iborzenkov
        21.09.2016 19:09
        +5

        Не все вместе лучше — больше средств достижения когнитивного диссонанса


  1. igruh
    21.09.2016 16:56
    +4

    Про небесную твердь и черепах расскажут?
    ps. даже твиты нынче по слухам немного информативнее.


  1. daggert
    21.09.2016 17:07

    В 2006, когда я окончил школу, у нас было два года астраномии, по советским учебникам, который лично я получил в наследство от стершей сестры. Мне удалось даже сдать экзамен выпускной по ней, получив свою честную четверку.


  1. pnetmon
    21.09.2016 17:27

    Закончил в 1996 — астрономии не было.
    Интересно какой был выбор школ где ее преподовали?
    Может так же выборочно и вернут :)


  1. clueless
    21.09.2016 17:35
    -1

    Мне интересно, каких учителей они будут набирать и будут ли рассматриваться неугодные атеисты, которые будут противоречить тому, что ученики изучили в классе православия на предыдущем уроке


    1. Named
      21.09.2016 21:46

      А мне вот интересно, откуда берутся подобные комментарии. Предыдущий министр — атеист, почему-то не вводил астрономию в школу, новый министр — православная, почему-то решила, что астрономия — предмет необходимый.


      1. Zenitchik
        21.09.2016 21:51
        +5

        Наверно потому, что вопросы профессиональной деятельности министра — ортогональны его личным религиозным взглядам. Если, конечно, министр адекватен. То же верно и для любой другой профессии.


  1. alibertino
    21.09.2016 17:35
    +2

    Ну вот, как теперь быть НАСА, их астрологический троллинг пропадет всуе.


    1. svitoglad
      21.09.2016 17:40

      Может «астрономический троллинг»?


      1. GamePad64
        22.09.2016 10:00

        Нет, там именно астрологический.


  1. Gibboustooth
    21.09.2016 18:03
    +3

    Вот мнение ученых по этому поводу. Все, как говорится, не так однозначно.


    1. praporweg
      21.09.2016 18:06

      Спасибо за ссылку, добавил к новости.


  1. saipr
    21.09.2016 18:49
    +1

    Это был один из самых любимых предметов. Все верили, что «и на Марсе будут яблони рост».
    Более того мы в суворовском училище проходили ее на французском языке, как и еще несколько предметов.


    1. Zenitchik
      21.09.2016 19:17
      +1

      Дайте угадаю: любимый, потому что легко давался? У меня тоже он был любимый, именно потому, что я знал всё заранее и получал хорошие оценки. Анализируя сей, опыт задаюсь вопросом: а не было ли это пустой тратой времени? В конце концов, в школу мы ходили чтобы получать знания, а не чтобы хвастаться полученными из других источников.


      1. saipr
        21.09.2016 19:25

        Пустая трата времени? Не ожидал, тем более от «зенитчика»!


        1. Zenitchik
          21.09.2016 21:20

          Вы же прочитали мой пост полностью? Позволю себе повторить: «В конце концов, в школу мы ходили чтобы получать знания, а не чтобы хвастаться полученными из других источников.»
          Да. Сидеть в школе и слушать то, что я уже узнал из других источников — это пустая трата времени.


          1. saipr
            21.09.2016 22:38
            -1

            Так, сдали бы экстерном и сразу в Универ! А зачем время тратить зря? Не понимаю. Так можно и жизнь зря потратить


            1. Zenitchik
              21.09.2016 22:53

              «Неправомерное обобщение» детектед. Стыдно.


            1. Zenitchik
              22.09.2016 16:07
              +1

              Кстати, по здравому размышлению, было бы неплохо сдать экстерном вообще всё. Но вряд ли это в человеческих силах.


              1. saipr
                22.09.2016 19:04

                Жизнь экстернои сдать нельзя — ее надо «прожить так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы»


                1. Zenitchik
                  22.09.2016 19:21
                  +1

                  Снова неправомерное обобщение. Речь шла, кажется, об образовании, а не о жизни.
                  Как раз для того, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы», нужно рационально использовать время. Пресловутый урок астрономии в 11 классе для того, кто уже ознакомился с курсом, — это бесцельно потраченное время.


                  1. Zenitchik
                    22.09.2016 19:26
                    +1

                    Не успел поправить.
                    Да, на самом деле надо было сдать его экстерном. Возможно, ещё ряд предметов. А время потратить на что-то ещё. Но тогда это в голову не приходило.


  1. yosemity
    21.09.2016 19:02

    Школу закончил в 2002, но астрономию преподавали то-ли в 3м, то ли в 5м классе, в одной из частных школ. Что было потом не знаю, ушел по середине года в другую школу.


  1. dom1n1k
    21.09.2016 19:09
    +1

    У нас астрономия была 1 год, но чисто формально.
    Во-первых, препод сразу же сказал, что он не специалист в этом вопросе и его принудительно назначили.
    Во-вторых, абсолютному большинству класса (за исключением, может, 2-3 человек) астрономия была непонятна и неинтересна от слова «совсем».
    Так что можно сказать, что не было.


    1. fruit_cake
      22.09.2016 00:17
      +1

      насколько может быть ограничено восприятие людей, что их интересует мир в пределах нескольких километров, они вообще не понимают где они живут и какие процессы происходят вокруг


      1. drafff
        22.09.2016 20:13
        +1

        Моя кошка руководствуется именно этим принципом. Квартиру знает как свои пять коготков, а дальше ей не интересно.


  1. Metus
    21.09.2016 19:17

    А у меня астрономия была в 10-ом классе 1 год. И запомнилась как предмет с опаздывающим преподом и кучей непонятных физических формул. Собственно, она состояла исключительно из формул и определений.


  1. Thero
    21.09.2016 19:54
    +1

    несколько минут усиленно вчитывался в заголовок что-бы убедиться что речь про астрономию а не про астрологию и только потом с облегчением выдохнул, ура товарищи!


  1. aram_pakhchanian
    21.09.2016 21:32
    +2

    Во всем мире уходят от понятия «предмет» в школе, и больше говорят о наборе знаний, получаемых различными методами. Для каждого знания хорош тот метод, который его делает наиболее интересным. Я не думаю, что предмет «астрономия» как набор уроков в классной комнате будет очень интересным. Вместо этого все необходимые для этого знания лучше ввести в другие предметы. Например: окружающий мир (про устройство солнечной системы, звезд и галактик), физика (гравитация, вещество, виды взаимодейстий, термоядерная реакция и т.д), химия (метеориты, химическое строение планет, органические вещества вне Земли, химическое строение комет и т.д), программирование (числовые расчеты траекторий) и добавить практические наблюдения с телескопом в блок выездных практических занятий (по всем естественнонаучным предметам). Так будет и интереснее, и полезнее, и будут остаточные знания и хотя бы базовые навыки наблюдений.


  1. choupa
    21.09.2016 21:35
    +1

    Заканчивал в 1993 году 239 школу в Питере. У нас астрономия была весьма фачным предметом (собственно как и все остальные в 239), сферическую тригонометрию надо было рулить очень круто. Был специальный замечательный и немного забавный в своей увлечённости учитель астрономии Панайотов Лев Александрович (по прозвищу Звездюк).

    Помню даже на факультативе программы писали для астрорасчётов, очень интересно было. А потом ещё и выпускной экзамен по выбору я сдавал именно астрономию.

    Однако не уверен, что имеет смысл её выделять в отдельный предмет, может всё-таки внутри физики.


    1. chieftain_yu
      22.09.2016 10:15

      Мне кажется, ни один из физиков не сможет ее читать так, как читал Панайотов.
      1999-1.


  1. nikitosk
    21.09.2016 23:44
    -2

    а астрологию вернут?


  1. pavlick
    22.09.2016 07:03
    +1

    Других-то проблем в системе образования, конечно же, нет. Поэтому решили начать с самой важной проблемы школьного образования — отсутствия астрономии


    1. Sunexpo
      22.09.2016 11:11

      Отсутствие астрономии в школьной программе — большая проблема. Я заканчивал в 99 и ее уже не было. Изучать все приходилось самому, благо отец учитель физики. А сейчас 9 из 10 человек даже о собственной звездной системе мало что смогут сказать. На мой взгляд, знания об окружающей нас вселенной подталкивают детей развиваться в правильном направлении. а не опускать в темные века.


      1. pavlick
        22.09.2016 12:44

        Я лишь хотел сказать, что отсутствие астрономии — это не первоочередная проблема, а не вообще не проблема


      1. tundrawolf_kiba
        23.09.2016 14:34

        >Я заканчивал в 99 и ее уже не было.
        Судя по комментариям — скорее всего была, но была факультативной, и зависело от многих параметров — например есть или нет лишние часы, есть или нет преподаватель, который согласится читать и т.п. П.С. окончил в 2004, у нас была в последнем классе, преподавала учитель географии.


  1. Anshi85
    22.09.2016 07:29

    Не знаю каким боком это относится к GT, пусть будет на совести автора.

    Вот мое предложение реформы образования.

    После 9 класса, предоставить учащимся выбор, помимо стандартного набора выбрать скажем углубленное изучение точных дисциплин( математика, физика, астрономия), а также технических (программирование, 3D моделирование и тд) чтобы человек за последние 2 года получил знания которые реально ему смогут помочь в будущем, ну а тем кто не хочет учиться никакие реформы не помогут.


    1. Lananull
      22.09.2016 20:13

      для этого существует выбор колледжа/техникума, как вариант


  1. migelle74
    22.09.2016 13:40
    +1

    Сорри, но как же она похожа на Снежану Денисовну… :)


  1. potan
    22.09.2016 16:26
    +1

    Обещал — не значит женился.
    Интереснее, что она про изучение православия скажет.


  1. psylostlife
    22.09.2016 18:02

    Это очень хорошо. А то последние тенденции предполагают вместо точных наук религию в светском государстве — ну ни в какие ворота. Астрономия хоть как-то может людей сможет удержать ближе к реальности, а не к эфимерному размытому мозговому шуму, когда детей уже начинают готовить к смерти и учить, как набивать очки — своровал миллионы — помолись и попадешь в рай. Моральный стержень должен не вставляться извне, а изнутри расти. Как бы пошло это не звучало.


  1. baraboshinkg
    22.09.2016 20:13

    Главное что бы одновременно не увеличили количество часов по православию…


  1. nihonam
    22.09.2016 20:13

    Закончил школу в 1993м (я дед :)) — Астрономии не было. НО! Я учился типа в гимназии. У нас было то ли по 4, то ли по 6 истории и литературы в неделю. (Один хрен ничего не запомнил) Уроки шли парами, почти как в универах. А вот физика была одна в неделю и то полуфакультативно: ставили трояки всем будущим филолухам, а мне аж грамоту дали за особые успехи.


  1. Ddnn
    22.09.2016 20:13

    Закончил школу в 2015 году. Астрономии не было. Честно говоря, очень сомневаюсь, что обязательная астрономия хорошо впишется в школьную программу в ее текущем виде.
    В старших классах это самый настоящий «лишний предмет» — один час в неделю, который интересен далеко не всем, пользы в плане «набрать лучший результат на ЕГЭ\олимпиаде» не приносит, но тем не менее увеличивает учебную нагрузку.
    В средней школе она намного лучше выглядит, но тут возникает другая проблема — нужны нормальные учителя, которые не в каждой школе есть. Плюс ко всему, физики еще никто толком не знает, математики тоже. Возможно, как факультативный предмет, в тех школах, которые могут себе позволить хорошего педагога на нее выделить, астрономия будет хорошо смотреться, иначе — оставит очень странные впечатления.
    P.S. Ни разу не утверждаю, что астрономия — лишние знания и знать ее не нужно. Есть много важных и интересных предметов (например, основы когнитивной психологии), которые хотелось бы поместить в школьную программу, но это не такое удачное и легко осуществимое решение, как иногда кажется.


  1. Lordk
    22.09.2016 20:13

    Поясните, в чем смысл астрономии как школьного предмета?
    Рассказать как наблюдать за звездами? Однако те кому нужно и так узнают, а остальным от этого не будет пользы.
    Лишний раз рассказать, что звезды столь же «неподвижны» как и наше Солнце, которое является центром солнечной системы?
    Лично я в школе предпочел бы один факультативный курс черчения, чем курс астрономии.


    1. Idot
      23.09.2016 07:07

      В старших классах это самый настоящий «лишний предмет» — один час в неделю, который интересен далеко не всем, пользы в плане «набрать лучший результат на ЕГЭ\олимпиаде» не приносит, но тем не менее увеличивает учебную нагрузку.

      Поясните, в чем смысл астрономии как школьного предмета?
      Рассказать как наблюдать за звездами? Однако те кому нужно и так узнают, а остальным от этого не будет пользы.

      Такое можно сказать АБСОЛЮТНО ПРО ВСЕ школьные предметы! Например, если кто-то хочет стать футболистом то ему ничего кроме физкультуры не нужно. Но, это (БЛИН!) не значит, что нужно для всех учеников отменить всё кроме физкультуры.

      Широкий спектр школьных предметов — НУЖЕН, и нужен для того, чтобы попробовав всего понемногу определить свои способности и определиться с будущей профессией. Вот я например, если бы не школа, то никогда бы не узнал, что у меня оказывается есть способности по Химии. И я даже поступил учиться на программиста (после развала СССР — вовремя перевёлся на другой факультет и стал программистом).

      PS
      Лично я в школе предпочел бы один факультативный курс черчения, чем курс астрономии.

      Футболисту — ходить на черчение будет гораздо меньше удовольствия, чем от астрономии.
      Врачу оно тоже нафиг не сдалось.
      А астрофизику нужна именно астрономия.


      1. Lordk
        23.09.2016 22:36

        Как много в стране астрофизиков? Как бы есть и куча предметов более полезных почти всем. Помимо черчения программирование, например, было бы полезней намного большему спектру профессий. Чтобы банальный скрипт под опенофис могли написать. Однако сейчас в школах есть только информатика с очень небольшим количеством часов. Еще есть геология, которая сейчас лишь упоминается на географии и т.д.
        Да и просто физики в школах мало часов, зачем углубляться в астрономию, когда можно просто добавить часов физике? И да, я заканчивал школу с физ-мат уклоном, где часов было больше раза в два, и тем не менее мало.


        1. Idot
          25.09.2016 13:04
          +1

          Футболисту Ваша физика — не нужней, астрономии. Все предметы (помимо физкультуры и биологии) — ему нужны только для того, чтобы над ним не смеялись, называя невеждой который в голову только кушает, то есть нужны только исключительно по верхам.

          Как много в стране астрофизиков?

          А сколько в стране физиков? И нужно ли вообще столько? Помню, мой коллега, тоже физик, рассказывал, что в СССР выпустили огромное число физиков, и лишние физики пошли в м.н.с. Слышали такой советский мем — минэс = младший научный сотрудник? Человек, который формально вроде бы учёный, но по факту чувствует себя лишним, потому что действительно оказался лишним, и будучи лишним получает до обидного мало.
          Для сравнения — чуть ранее, в том же самом СССР, когда ещё не было избытка невостребованных физиков, то зарплаты у физиков были реально крутые, и быть физиком было реально круто!
          => вывод, Вы вряд ли учёный, а скорее всего преподаватель мечтающий о полных аудиториях студентов, а будут ли эти люди потом востребованы — Вам откровенно наплевать.
          Помню как тут цитировали преподавателя программирования мечтавшего о том чтобы программировать умели даже уборщицы, ну а на то что в результате зарплаты программистов упали бы до уровня той же самой уборщицы, ему было откровенно наплевать, так как его мечта — полные аудитории студентов, а будут ли они потом востребованы — ему откровенно наплевать.


          1. Lordk
            25.09.2016 17:04

            Уверен, физиков в стране уж точно больше астрофизиков :) Да и физика нужна не только им, а реально всем, чтобы не чувствовать себя идиотом как минимум, да и без физики вряд ли можно нормально понимать химические процессы. Ряд вещей из биологии тоже завязан на физике, уже не говоря про гелогию и кучу других вещей.
            И по поводу востребованности мне не плевать, просто я уверен, что чем больше будет программистов, тем больше нужно будет программистов.


            1. Zenitchik
              26.09.2016 16:43

              Я бы сказал иначе. Больше программистов — не нужно. Нужно больше специалистов не-программистов (инженеров, врачей, исследователей, прочее, прочее, прочее), способных написать несложную программу для мелкой автоматизации.


  1. Lorian_Grace
    22.09.2016 20:13

    Вопрос изучения астрономии в школе, как мне кажется, не такой простой. (Сама я ее не застала, но мама у меня преподавала астрономию в школе, слышала я про нее много.) Сама я предмет этот люблю, много про него читала. Но вот что забавно. Даже не все взрослые люди, которые закнчивали образование при СССР, когда астрономия, вроде бы, была, ответят на простой вопрос «отчего меняются фазы луны». Это даже не совсем астрономия, это на окружающем мире проходить могут. И даже связаные с физикой люди могут не так ответить (и часто это происходит). То есть, по факту, к сожалению, какие-то общие представления о мире часто куда-то испаряются. Еще тут предлагают выделять астрономию внутри курса физики. Так тоже, насколько я знаю, пытались. Распределив по соответствующим темам. Но астрономии тогда получалось не так много (часы-то не резиновые). А в школе по разным обстоятельствам могут что-то не успеть, или дни пропасть. А значит, надо чем-то жертвовать. В итоге, именно астрономия целиком и жертвовалась.
    Так что как это все решать… Знала бы — сказала. Сама я, когда веду кружок по физике, даю и краткое введение в астрономию — чтобы заинтересовать. Сложность в том, что курс астрономии предназначен для 11 класса (там и логарифм, и геометрия, и представления о ядерной реакции), а 11 класс на данный момент интересуется в основном тем, что войдет в ЕГЭ. Общие представления можно дать и раньше, даже в 5-6-7 классах (не знаю, в каком виде в обычных школах изучается в них окружающий мир, но о планетах и звездах можно начинать и там говорить). Заинтересованный 8-9 класс на кружке может понять довольно много, но лучше давать понятие об астрономии в неком контексте физики и математики, благо, те, кто пришел в такое место, способны осознать подобные концепции.
    Еще можно говорить об астрономии вообще в ином контексте, историко-культурном, мировоззренческом. Она, пожалуй, очень хорошо связана с понятием человека о своем месте в мире, с прогрессом научного метода. В прочем, наука как элемент истории вообще тема интересная, и такой подход, возможно, позволит донести некоторые понятия до совсем другой части школьников.
    Сумбурно как-то получилось… а главное, непонятно, что делать. Возможно, действительно пытаться уже не преподавать отдельные предметы, а как-то их связать, и, возможно, на этих связях и играть. Возможно, еще что-то. Я не знаю, как работать с теми, кто не заинтересован, просто не имею опыта. А для них, возможно, это будет очередной ненужный предмет. И что с этой категорией делать? Плюс, часы школьной программы не резиновые, за счет чего вводить астрономию? Просто интересно.


  1. DarkTiger
    22.09.2016 20:13

    У нас была в 10 классе, в 1987 году. Тоже по книжке Воронцова-Вельяминова (кто читал Стругацких, точнее, уже Стругацкого, помнит эту шутку с двойной фамилией).
    Я бы не назвал астрономию особо интересной, а м.б. неинтересно читали — этим надо жить, а не давать доп.учебную нагрузку преподавателю-физику. Как факультатив пошла бы хорошо, а как обязаловка — так себе.


  1. Aytuar
    22.09.2016 20:13

    Закончил школу в 1999. Астрономии не было, но что интересно зато была олимпиада по астрономии республиканская. Меня на неё и отправили. Правда так уже тогда знания были у школьников не очень, если даже я занял 3 место прочитав пару книжек перед самой олимпиадой.


  1. Borodatus
    22.09.2016 20:13

    Закончил в 1992 году — астрономия была. Мало того — я по ней сдавал выпускной экзамен, выбрав сам по желанию. Любимый предмет.


  1. FastScor
    22.09.2016 20:13

    Закончил в 2000, астрономии не было, брат закончил в 2004 тоже не было такого предмета.


  1. tmteam
    25.09.2016 19:27

    Закончил в 2005. Астрономии было пару часов за всё время обучения. Спустя десять лет открыл на ютубе научпоп лекции и с превеликим удовольствием получил представление о современном положении дел.