Громкий розовый шум вызывает кратковременную потерю слуха. Она защищает водителя и пассажиров от оглушения при выстреле подушек безопасности и грохоте аварии

В автомобилях Mercedes-Benz реализованы десятки разных систем безопасности, в которых используются практически все сенсоры автомобиля. Основная задача — активировать преднатяжители ремней безопасности как можно раньше, до срабатывания подушек безопасности. Акселерометры умеют распознавать переворот. Задействуется радар дистроника. Генератор выдаёт до 18 вольт и больше, чтобы очень быстро опустить окна при перевороте. Сочетание высокой скорости, резкого торможения и сработавших датчиков парктроника расценивается как ДТП. Если машина внезапно меняет траекторию во время заноса, это расценивается как авария (подушки безопасности хорошо распознают только лобовые столкновения). В зависимости от веса и роста человека и вектора столкновения автомобиль может даже активировать преднатяжители без активации подушек безопасности. В общем, когда инженеры Mercedes-Benz говорят о новых мерах безопасности в автомобилях, это действительно интересно. Что ещё придумали эти ребята?

Ещё одно относительно новое изобретение компании Mercedes-Benz относится к области психоакустики. Эта мера безопасности защищает не тело, а слух водителя, уберегая его от оглушения.

Перед неизбежной аварией — когда одна из систем безопасности констатировала неизбежное ДТП — через динамики мультимедийной системы воспроизводится короткий импульс розового шума, известного также как мерцательный шум (фликкер-шум).

Как известно любому звукоинженеру (да что греха таить, любому женатому мужчине), после непродолжительного прослушивания шума человеческий слух становится невосприимчив к какой-либо осмысленной звуковой информации. По задумке инженеров Mercedes-Benz, такая временная глухота призвана уберечь людей от серьёзного оглушения, возможного при выстреле подушек безопасности и грохоте аварии. То есть автомобиль бережно «отключает» слух человека, пока не закончится грохот, — а затем «включает» обратно. По слухам, в американской армии давно задействуют рефлекс стременной мышцы для защиты слуха артиллеристов. Но о применении именно розового шума ничего не известно. Наступает так называемая временная глухота.

Физически эффект временной глухоты объясняется биологическим рефлексом — непроизвольным сокращением стременной мышцы среднего уха, которая располагается за барабанной перепонкой. Сокращение стременной мышцы ненадолго ослабляет связь между барабанной перепонкой и внутренним ухом, защищая человека от звукового шока, то есть мощного звукового давления, которое следует в этот момент. Ведь от чрезвычайно сильного акустического давления человек может вообще оглохнуть. То есть чувствительность уха снижается до такого предела, при котором становится неразличимой человеческая речь.


Стременная мышца (stapedus) располагается за барабанной перепонкой (eardrum)

Система кажется простой, ведь о рефлексе стременной мышцы давно известно. Но на самом деле учёным пришлось провести серьёзные исследования, чтобы наиболее эффективно реализовать эту технологию. Обычно для активации рефлекса требуется звуковое давление около 100 дБ. Настолько громкие звуки не слишком подходят для использования в салоне автомобиля.

Более тщательные исследования показали, что рефлекс вызван не только силой звукового давления, но и характеристиками звука. Выяснилось, что если распределить энергию как в розовом шуме, то можно вызвать рефлекс сокращения стременной мышцы и на меньшей громкости. Достаточно 80 дБ.

Розовый шум — один из нескольких видов шумов, вместе с белым, красным (коричневым, он же броуновский), синим (голубым), фиолетовым и серым.

Шумы разного цвета различаются своей спектральной плотностью, то есть распределением мощности сигнала по частотам. Например, белый шум — это сигнал с равномерной спектральной плотностью на всех частотах и дисперсией, равной бесконечности.

Спектральная плотность мощности розового шума определяется формулой ~1/f, здесь плотность обратно пропорциональна частоте. Другими словами, он равномерно убывает в логарифмической шкале частот. Спектральная плотность такого сигнала по сравнению с белым шумом затухает на 3 децибела на каждую октаву.



Как звучит розовый шум

Мягкое оглушение розовым шумом — одна из технологий Pre-Safe, которые Mercedes-Benz представил в 2002 году. Это набор различных систем, которые активируются непосредственно перед неизбежным столкновением, чтобы подготовить к нему автомобиль, водителя и пассажиров. Разработка этих систем ведётся по результатам анализа реальных инцидентов и помогает спасти человеческие жизни и здоровье. Активация систем PRE-SAFE происходит в доли секунды. Например, включение преднатяжителей ремней безопасности занимает 150 миллисекунд.

Обновление Pre-Safe системой розового шума Pre-Safe Sound состоялось в модели Mercedes-Benz W213, которая появилась в продаже в 2016 году. Вполне возможно, что в будущем технологию внедрят и в другие модели.

Судя по всему, это первый случай в автоиндустрии, когда методы психоакустики используются для защиты людей.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (74)


  1. motpac
    28.10.2016 20:26

    Mercedes, как всегда впереди планеты, начиная от ремней безопасности! Это ж кому то пришло в голову, что можно «оглушить» человека за мгновение до ДТП, дабы защитить слух.


    1. disinvis
      28.10.2016 21:32
      -12

      Ну не глохнут де танкисты во время выстрела!? Ещё во времена ВОВ за доли секунды до выстрела в шлемофоне раздавался щелчок для защиты слуха.
      На этом фоне странно смотрятся «слухи» про американских артиллеристов. Типа у них ноу-хау?


      1. uterr
        28.10.2016 22:17
        +10

        а можно поподробнее про щелчок? Пушка светского танка времен ВОВ, например т-34, для меня было чем-то крайне простым — засунули снаряд, закрыли затвор, нажали спускатель, а что будет включать шум в шлемофонах? Тем более, до выстрела — на сколько я понимаю даже промедление выстрела на доли секунды может быть фатальным.


        1. Wesha
          29.10.2016 00:35
          +2

          Мне кажется, что disinvis почерпнул «инфу 100%» вот отсюда:

          > Большим пальцем правой руки наводчик плавно давит на спуск. С тем, чтобы страшный удар не обрушился на наши уши внезапно, во всех шлемофонах раздается резкий щелчок, заставляя барабанные перепонки сжаться, встречая всесокрушающий грохот выстрела сверхмощной пушки. Щелчок в шлемофонах опережает выстрел на сотые доли секунды, и оттого мы не слышим самогО выстрела.

          — http://www.erlib.com/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2/%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC/2/

          Насколько можно доверять данному источнику — каждый решает для себя.


          1. EviGL
            29.10.2016 13:27

            На самом деле про щелчок в шлемофоне находится гора источников в гугле, но всё это комментарии в каких-то статьях на форумах. Я лично про эту фишку читал лет 10 назад в бумажном журнале.
            Полагаю, щелчок правда существует и у мерседеса скорее адаптация военных технологий (там актуальнее, танк чаще стреляет, чем мерседес в аварию попадает), но никаких документаций и когда именно эта технология появилась найти не смог. Так что про ВОВ может художественное преувеличение предыдущего оратора :)


          1. Piter_Y
            29.10.2016 15:26
            +1

            Сам был наводчиком Т-62, стреляли много, но о щелчке впервые прочитал у Суворова)) Может у нас танки были неправильные?


        1. DanilinS
          29.10.2016 22:33
          +1

          Сказки. Спуск у Т-34 производился с помощью ножного и ручного механических спусков. Они никак не связаны с внутренней связью.
          Тем более внутренняя связь частенько не работала. И команды водителю командир давал толкая ногой в плечи водителя.
          Если наводчик и давал руками «щелчок» в шлемофон — это скорее аналог команды «осторожно». Обо через секунду через башню пролетит в откате казенник орудия.


          1. Aclz
            31.10.2016 15:30

            > Сказки. Спуск у Т-34 производился с помощью ножного и ручного механических спусков. Они никак не связаны с внутренней связью.

            Если малость пофантазировать, то можно сходу придумать несколько способов генерации электромагнитного импульса чисто на механике работы спускового устройства (без какой бы то ни было управляющей электроники и источников питания). А импульс уже воспроизведется в любом катушечном динамике. Можно даже запрограммировать определенную модуляцию импульса и пр.


    1. Leeb
      01.11.2016 17:18

      Трёхточечные ремни безопасности были разработаны и впервые внедрены в серийное производство в Volvo. А до этого из-за неудобства использования ремни в серийных авто практически не применялись.


  1. Hellsy22
    28.10.2016 21:01
    -1

    Не совсем понятно, как связано отключение восприятия сознанием с отсутствием физической травмы слухового аппарата.


    1. kablag
      28.10.2016 21:20
      +1

      отключается именно передача звука


      1. Jeditobe
        29.10.2016 13:27

        Это все Доктор Стрендж!


    1. tormozedison
      28.10.2016 22:13

      Читайте статью внимательно, в органе слуха есть механизм для ослабления чувствительности, приводимый в действие специальной мышцей. Розовый шум вызывает срабатывание этого механизма при меньшей громкости, чем другие виды шума.
      Меня интересует другой вопрос: допустим, в момент аварии аудиосистема была выключена. Тогда надо оперативно включить усилитель, а ему надо от десятков для сотен миллисекунд для зарядки конденсаторов в цепях питания. Держат его постоянно включённым, независимо от того, включена ли аудиосистема? Используют отдельный «дежурный» усилитель?


      1. rstepanov
        28.10.2016 23:01

        Есть же в машине «симпозер», который имитирует огромный V8 под капотом вместо убогой турбо- трешки… Очевидно усилитель при этом работает постоянно.


      1. retnuoc
        29.10.2016 15:26

        Предположу что «прогрев» усилителя можно сделать за несколько секунд до ДТП. Пример преднатяг ремней безопасности в том же Мерседесе при интенсивном торможении, то есть можно выделить несколько уровней угрозы ДТП: безопасное движение->опасная дорожная ситуация->неизбежное столкновение. «Прогрев» усилителя и другие системы предупреждения увечий пассажиров можно включать или «взводить» каждый раз на этапе опасной ситуации, а уже команду на сработку отдавать при переходе ситуации на уровень неизбежного столкновения.


      1. Ghost_nsk
        31.10.2016 09:11

        Штатный усилитель при заведенном двигателе всегда включен.


    1. evilhrom
      28.10.2016 23:42

      Сокращение стременной мышцы ненадолго ослабляет связь между барабанной перепонкой и внутренним ухом, защищая человека от звукового шока, то есть мощного звукового давления, которое следует в этот момент.


  1. Jtu
    28.10.2016 21:28

    Как-то после аварии звук подушки безопасности меня меньше всего напрягал

    >подушки безопасности хорошо распознают только лобовые столкновения
    Подушки ничего не распознают, SRS — исполнительный элемент — за активацию которого отвечает блок управления SRS. Так в простейшем случае этот блок опрашивает датчики деформации, которые расположены под бампером, в боковых стойках и порогах. Идея состоит в том, что если имеет быть место деформация кузова выше определенного предела, то люди могут испытать больше перегрузки, необходимо активировать системы пассивной безопасности, будь то SRS или преднатяжители.

    Так вот, нет никакой разницы, боковой удар или фронтальный, есть деформация, датчик сплющило, контакт в датчике замкнулся, подушки выстрелили. Это простая схема, соответствует принципу 20 процентов усилий, 80 процентов результата.

    В европе с какого-то момента, нельзя будет продавать машины, не оснащенные системой стабилизации (ESP), что предполагает наличие акселеромеров, в этом случае пассивные системы могут сработать превентивно.

    А дистроники, розовый шум — те самые 99% усилий, которые дают 1% результата — но тут не поспоришь — мерседес — премиум — нужно соответсвовать.

    ЗЫ касаемо использование датчиков парктроника для распознавания аварийной ситуации — очень часто на мерседесах выходят из строя они, по крайней мере в наших краях


    1. swarggg
      28.10.2016 22:21
      +1

      а мне казалось, что стоят датчики ускорений, а не «деформации кузова», хотя может уже все изменилось


    1. EmmGold
      30.10.2016 13:16

      Хм, у меня была авария, в левое переднее колесо въехали. Пострадали крыло, фары, бампер и крышка капота. Подушки остались на месте. Удар не особо сильный, но машины на ~метр в сторону отлетела.


  1. Astartes
    28.10.2016 22:02
    +13

    Это они так скоро обезболивающие в попу начнут вкалывать.


    1. ARD8S
      28.10.2016 22:33

      Вместе с подушкой таблеточка анальгина. Сквозь зубы.
      Ну и таки да, теперь едешь такой в ржавом тазе, если сзади орущая матом тёща, то можно представлять, что ты едешь в «мерсе» и слушаешь «розовый шум».


      1. BubaVV
        28.10.2016 23:31
        -1

        Так и до витрификации из «Фиаско» Лема недалеко


  1. agriiii
    28.10.2016 22:34

    А как вернуть потом чуткий слух, а то после ролика я как в шапке сижу.


    1. DenimTornado
      29.10.2016 00:02
      +3

      Серьёзно? А я вообще никакого эффекта не испытал, хм.


      1. masai
        29.10.2016 00:49

        В наушниках на полной громкости надо слушать, если верить статье.


        1. DenimTornado
          29.10.2016 00:56

          Да вроде так и делал, хм.


          1. Fagot63
            29.10.2016 20:41

            Похоже что наушники нужны подороже.
            P.S. Мои то же не смогли.


    1. Lsh
      29.10.2016 01:10

      Хотел послушать, но теперь передумал. =)


    1. DarkByte
      29.10.2016 12:05
      +1

      Послушайте белый шум, и всё станет как прежде. Для себя не отметил какого либо заметно эффекта изменения уровня восприятия звуков во время прослушивания этого «розового шума», и тем более после него.


      1. igrig
        29.10.2016 16:42
        +1

        Послушайте белый шум, и всё станет как прежде.

        Предлагать что-то послушать в то время, когда вы временно оглушены, кажется нелогичным.


  1. tormozedison
    28.10.2016 22:47

    «В зависимости от веса и роста человека»

    Весы под сиденьем — это понятно, а ростомер в салоне где?


    1. rstepanov
      28.10.2016 23:04

      Это как раз несложно, померять копеечным датчиком расстояние от макушки до потолка…


    1. dom1n1k
      29.10.2016 01:02
      +1

      По вертикальному положению сиденья и углу руля (который тоже регулируется) можно вычислить с приемлемой точностью.


    1. rumbleblowingaggregate
      29.10.2016 15:22

      Положение регулировок кресла и руля. Конечно, все люди разные, и им по-разному удобно, но очевидно, что высокий человек сядет пониже, спинку отклонит (чтобы голове место было), отодвинет кресло и руль подальше (ноги и руки длинные).


    1. kma21
      30.10.2016 00:22

      в мерседесе кресло имеет множество настроек, рулевая колонка тоже. вполне может быть, что и педальный узел.


    1. Ghost_nsk
      31.10.2016 09:17

      По положению сиденья, чем дальше назад двигается тем выше рост. По
      этому принципу ремни безопасности на средних стойках двигаются.


  1. SALO-S-KALOM
    28.10.2016 23:43
    -1

    Очень интересно. Аж захотелось купить мерседес.


    1. masai
      29.10.2016 00:51

      По меньшей мере прочитать, что там еще за технологии запрятаны. Не обязательно связанные с авариями. Может, кто ссылку даст?


      1. vsapronov
        29.10.2016 06:11
        +2

        Преднатяжители срабатывали у меня пару раз при резком торможении.
        У меня не самая-самая последняя модель, но «полный фарш».

        Из интересного, есть система слежения за движением в полосе и вибрация руля при обнаружении непреднамеренного покидания полосы. Очень помогает против засыпания за рулем при монотонном вождении.
        А вообще если игнорировать такие предупреждения и рулем активно не двигать, то вмешивается стабилизатор курсовой устойчивости и пытается вернуть машину в ряд. Любопытные ощущения. На последних моделях уже сама крутит рулем.

        Есть анализ стиля езды и выдача предупреждений, что пора отдохнуть, когда плохо ведешь. Алгоритм какой-то навороченный и эвристический. По-разному оценивает разных водителей. Угадывает лютую усталость 100%, но по мелочам не беспокоит.

        Оптика — отдельная тема. «Выхватывание» встречных машин при включенном дальнем и подсветка пешеходов на переферии.

        Ну там, контроль слепой зоны — обычное дело, уже много кто делает.

        Про технологии можно прочитать начальную инфо тут: http://techcenter.mercedes-benz.com/. А еще бывает более информативно взять тест-драйв в хорошем месте. Там и расскажут и поиграться дадут.

        Для меня большим удивлением был радиус поворота. Оказалось, что немцы как-то так все компонуют, что передние колеса выворачиваются значительно больше, чем у других машин. Раньше, вроде, это объясняли задним приводом против переднего. Но у меня честный полный постоянный с центральным дифференциалом…


        1. sergio_nsk
          29.10.2016 15:23

          Я думаю всё-таки не преднатяжители ремня срабатывали пару раз, а фиксаторы втягивающей катушки. Это обычное дело при резком торможении или манёвре. А преднатяжители — штуки одноразовые, и их срабатывание ни с чем не спутаешь — в отличие от фиксаторов он не ловят тебя, а сильно вжимают в кресло.


        1. 5exi
          29.10.2016 15:23

          Передние колеса, в крайних положениях, на бок ещё заваливаются. Это фишка не только Мерседеса.


          1. kma21
            30.10.2016 00:25

            … и называется это кастор.


        1. denis-isaev
          30.10.2016 01:55

          Вот оптика у мерсов — это действительно «отдельная тема». Не знаю что они там напроектировали, но последние GL постоянно слепят, когда едут недалеко позади. Походу фары слишком высоко подняли и при небольшом расстоянии до впереди идущей машины, луч попадает ей в боковые зеркала заднего вида.


  1. 4vacLegs
    28.10.2016 23:43
    +3

    Убить за мгновение перед неизбежной смертью.


    1. andrrrrr
      29.10.2016 01:37
      +1

      это в следующих версиях системы безопасности.
      датчики определят температуру, влажность, наличие льда на дороге, качество дорожного покрытия, загрязнённость воздуха, уровень радиации, наличие токсинов и вредных микроорганизмов, скорость, ускорение, дорожную обстановку, расстояние до немецкой больницы и есть ли там транспорт который успеет доехать до места будущей аварии, и врачи соответствующий квалификации,
      промоделирует будущие травмы пассажиров и водителя. сделает соответствующий вывод — авария неизбежна, и все пассажиры не жильцы.
      и примет трудное решение, произвести безболезненную эвтаназию. до аварии.
      доли секунды спустя после завершения эвтаназии произойдет авария.


      1. General_Failure
        29.10.2016 04:43

        А ещё в следующей — временная эвтаназия? Перед ДТП умертвит, после того как всё закончится — воскресит?


        1. Kenya-West
          29.10.2016 09:30
          +2

          Почувствуй себя Иисусом! Скоро: в каждой модели Мерседеса.


        1. MiDoS
          29.10.2016 15:23

          Как вариант применить наркоз, сомневаюсь что существуют настолько быстрые химикаты, но мощного удара током должно хватить для временного отключения сознания


          1. maxzhurkin
            29.10.2016 19:50

            А если «повезёт» то не временного, а то и не сознания


  1. vvzvlad
    29.10.2016 00:43
    +17

    Как известно любому звукоинженеру (да что греха таить, любому женатому мужчине), после непродолжительного прослушивания шума человеческий слух становится невосприимчив к какой-либо осмысленной звуковой информации.

    Да это же… Пять петросянов из пяти!


  1. stanislavskijvlad
    29.10.2016 01:19

    А еще можно авто-инъекцию сделать с веществами.


    1. SALO-S-KALOM
      29.10.2016 01:33

      А можно и не дожидаться аварии.


    1. vmchaz
      29.10.2016 14:00

      А вот это уже интересно.
      Есть ли какой-то препарат, который бы дал травмированному человеку больше шансов на выживание?
      Например, что-нибудь для остановки кровотечения и т.д.


    1. pacman2ebawer
      29.10.2016 15:26

      Укол морфия через руль


  1. aitras
    29.10.2016 08:51
    +1

    То есть автомобиль бережно «отключает» слух человека, пока не закончится грохот, — а затем «включает» обратно.

    Включает обратно??


    1. simplened
      29.10.2016 11:38

      Видимо, розовый шум будет идти из динамиков пока машина не примет устойчивое положение, пусть даже и вверх ногами


  1. psylostlife
    29.10.2016 12:20

    А сколько км можно будет проехать без слуха, если из впереди идущего камаза внезапно вывалится пустая картонная коробка?


    1. EviGL
      29.10.2016 13:30

      Я так понимаю, механизм синхронизирован с подушками. Если бы подушки срабатывали от пустой картонной коробки, временная потеря слуха вас, я полагаю, волновала бы меньше, чем, например, сломанный нос.

      UPD: вчитался, всё же механизм реагирует на сумму состояния датчиков, а не на само столкновение, как датчики подушек. Так что возможно вопрос наличия ложных срабатываний актуален.


  1. MnogoBukv
    29.10.2016 15:02

    Одного упоминания про коричневый шум недостаточно. Требуется ролик.


    1. psylostlife
      29.10.2016 17:01

      На вики можно послушать все виды шумов.


    1. Fagot63
      29.10.2016 20:50

      Возможно вы спутали коричневый шум с коричневой нотой.


      1. MnogoBukv
        29.10.2016 21:30

        Не то, что бы спутал. Я всё ещё в поиске…


  1. Cedric
    29.10.2016 15:23

    Подушки должны быть ещё в стойках по периметру кузова, при подрыве, стойки будут поджаты изнутри давлением, отсюда появится повышенная жесткость кузова при аварии, человек будет там, как жёсткой клетке.Берите идею.Дарю.)


    1. psylostlife
      29.10.2016 17:04

      Иногда подушки безопасности и шею ломают. А вот кузов не всегда впинается в человека со всех сторон. Думаю, из этих соображений ими все авто и не утыкано, расчет на стойкость кузова и его материалов. А так, если кузов до головы вминается — не вижу причин, по которой подушка не сломает со всей дури шею водителю. Много не мало, но не всегда много лучше, чем мало.


      1. denis-isaev
        30.10.2016 02:03

        Куда там еще больше тыкать-то? :)
        image


  1. igrig
    29.10.2016 15:23

    Интересно было бы увидеть в статье статистику по акустическим травмам во время аварий, на сколько проблема актуальна?

    Ну и мое имхо, предпочел бы скатываться в кювет, не теряя связи с реальностью, а не под розовый шумок.


    1. psylostlife
      29.10.2016 17:07

      А в чем разница — скатываться в кювет оглушенным от розового шума или от звука столкновения? Только вот от столкновения предсказать поражение органов слуха сложнее.


  1. loco777
    29.10.2016 15:26

    Видать розовый шум не на всех действует. У меня после ролика восприятие звука никак не поменялось.


    1. psylostlife
      29.10.2016 17:07

      Наушники студийные?


  1. vvadzim
    29.10.2016 15:26
    +1

    Молодцы. Меня в аварии оглушил именно звук удара, металлический такой, очень громкий, как пудовая гиря на стальную плиту, только много громче. Ощущения — лёгкий нокдаун. Пара секунд мне понадобилась чтобы перезагрузить мозг и начать действовать.


  1. googlodrocher
    29.10.2016 15:26
    +1

    следующая инновация- мерседес звонит в службу спасения или похоронное бюро, в зависимости от показаний дадчигов :)


    1. psylostlife
      29.10.2016 17:09

      Скорее не инновация, а модернизация. Устройства для вызова экстренных служб при проблеме с сердцебиением\пульсом вроде уже давно сделали, лет 10 назад уже читал о таких в журнале «Хакер».


  1. kisaa
    31.10.2016 10:01

    следующая инновация- мерседес звонит в службу спасения

    вики: ЭРА-ГЛОНАСС