Приличный блог в наше время – почти необходимость для всякого работника интеллектуального труда, коих принято непочтительно именовать «креаклами». Если вы хипстер, креативный дизайнер, самозанятый фотограф-бомбила и так далее, то одним фейсбуком вы точно не отделаетесь; нужен собственный сайт, а на сайте собственный блог, где вы выкладываете по вечерам своё крео и селфи, как вы там сидите в «Жан-Жаке» после трудового дня, все такие в клетчатых лосинах и со стаканом сельдереевого смузи. Потеряете пару записей – и всё, плакал креатив, прощай, настроение!
А уж если вы серьёзный учёный, предприниматель или журналист, то всякая ваша публикация в блоге может оказаться, без преувеличения, бесценной. Потому-то резервное копирование (бэкап) вашего блога – занятие во всех отношениях необходимое.
А ещё оно необходимо потому, что вы, имея свежую резервную копию на руках, можете делать без проблем вот какие вещи:
Поэтому для Wordpress-блога на вашем собственном сайте бэкап – не только бэкап, но и способ быстро удовлетворить внезапно возникшие материальные и духовные потребности. Если вдруг зачесались руки что-то поменять, вы просто делаете копию, потом добавляете или убираете то, что хотели, и не беспокоитесь об испорченном впечатлении у читателей и подписчиков. Я, во всяком случае, не раз порадовался своей предусмотрительности, восстанавливая резервные копии студийного блога после экспериментов с дизайном… А хранить копии в последние годы лично я предпочитаю в облаке, например, на диске Google Drive.
Ответ простой: а почему бы и нет? Преимущества резервного копирования в облако в последние годы вполне очевидны. Облако не воруют (если только вы не скомпрометировали пароль), оно не выпадает на мостовую из кармана, не теряется в самый неподходящий момент в ящике комода; вы не забудете его на столе, уезжая в Паттайю, в Ниццу, в Баб-эль-Мандебский пролив… Вирусы, потерянные кластеры, зеркала, синхронизация данных и тому подобные вещи при хранении данных на облачном аккаунте – головная боль администратора облачного сервиса, а отнюдь не ваша. И, наконец, стоимость платного пространства для больших объёмов данных на облачных хранилищах уже вполне сравнима со стоимостью устройств NAS или USB-накопителей, включая накладные расходы на их содержание и обслуживание (т.н. «совокупная стоимость владения»).
В общем, облачные сервисы для бэкапа – это круто! Первые бэкапы своего студийного сайта я хранил на облаке Ubuntu, потом, когда его прикрыли, перешёл на Гугл Диск. Сейчас это дешёвое, хорошее хранилище, к тому же, многие плагины Wordpress и внешние утилиты поддерживают сохранение резервных копий standalone-блогов именно в этом облаке. Особенных идеологических причин предпочитать Google Диск у меня, однако, нет, тем более что моя любимая утилита Handy Backup в последних версиях замечательно поддерживает бэкап Wordpress блогов и на Microsoft OneDrive, и на AmazonS3, и на Dropbox, и на наш посконный Яндекс.Диск, где у меня накопился уже чуть ли не терабайт бесплатного пространства… Тем не менее, в статье пойдёт речь именно о бэкапе независимых блогов на диск Google Drive, так как это облако – своего рода «репрезентатив», самый очевидный и функциональный представитель множащегося семейства облачных сервисов.
Надо помнить, что типичные многофункциональные пользовательские облака данных – это не специализированные решения для резервного копирования. Чтобы извлечь данные из оригинала и сформировать копию, вам потребуются некоторые усилия и некоторые инструменты, о которых в основном и пойдёт речь в данной статье. Я рассматриваю два принципиально разных подхода к бэкапу блога Wordpress на облачное хранилище: первый из них основан на использовании плагина Wordpress, второй – на использовании внешней утилиты, которая избегает работать с Wordpress на логическом уровне. У обоих этих подходов есть как плюсы, так и врождённые недостатки; при этом сами по себе подходы не то чтобы несовместимы, но, как говорят учёные, не порождают синергического действия, то есть, не позволяют усилить друг друга при взаимном использовании. Итак, приступим к рассмотрению!
Скажем честно: решение для мазохистов! Смысл простой, как валенок: каталог Wordpress рассматривается как хранилище данных на FTP (SFTP, FTPS), к нему подключается любимый пользовательский FTP-клиент и вуаля! Можно выкачивать данные. Базу данных Wordpress вы так не скопируете, только статический контент. Разумеется, всё вручную, и с бубном, с бубном… Я так копировал блог на облачный сервис Ubuntu, пока не изобрёл кое-какую автоматизацию. Автоматизация, разумеется, выглядела проще некуда: клиент FTP запускался из консольного скрипта, в свою очередь, управляемого планировщиком cron. Всё отлично работало, вот только пришлось немножко побыть виртуозом консоли и bash, а заодно позаниматься любимым делом всех линуксоидов: «покурить мануалы», как об этом принято гордо писать на форумах. Сказать, что я противник необоснованного курения в не предназначенных для этого местах (включая мозги пользователей) – значит, по сути, ничего не сказать…
Как бы то ни было, этот вариант заслуживает упоминания. Если вы бог терминала, системный администратор с бородой библейского патриарха, способный перезагрузить свитч одним взглядом, то этот метод для вас. Но тогда, скорее всего, вам незачем и читать эту статью, и в «Жан-Жак» нас с вами не пустят; так и будем вместо смузи шашлыки жрать. Зато, если вы освоили этот метод, вы сможете включать ваш бэкап Wordpress в гораздо более сложные задачи обработки данных! Поэтому, если ваша цель не смузи, а эффективное администрирование сайта, не сбрасывайте FTP и старый добрый планировщик cron со счётов; они ещё не раз выручат вас в трудную минуту жизни!
Первый кандидат и, судя по отзывам в Интернете, чемпион среди встроенных средств резервного копирования standalone-блогов на Wordpress. Чтобы им обзавестись, надо залезть в настройки плагинов Wordpress на панели администрирования и ввести название: Google Drive for Wordpress. Дальше начнутся танцы с бубном, так как вам потребуется создать GoogleID в настройках Google, а также проект, связанный с вашим бэкапом. Спешу вас обрадовать: коль скоро вы потянули стэндалон-блог и администрирование личного сайта, так и с настройками плагина вы как-нибудь разберётесь. Когда закончите, настройте расписание резервного копирования; здесь вариантов немного – с периодом, указываемым в днях, или вручную (Days: None). И всё-таки это гораздо лучше, чем чисто ручное управление бэкапом, предлагаемое большинством плагинов как для статических, так и для динамических веб-сайтов.
Резервное копирование вашего бложика этим плагином будет осуществляться, увы, от корки до корки (т.н. full backup–полное копирование). Никаких опций для уменьшения объёма, вроде инкрементального или дифференциального бэкапа, не предусматривается. Это очень обидно, потому что реальные объёмы пространства хранения на Google Диске отнюдь не бесплатные, а передача больших объёмов содержимого блога по сети тоже не лучшим образом влияет на производительность сетевых приложений в целом. Моё резюме: плагин весьма подходит для клиентов «Жан-Жака», а также для людей, не желающих или не имеющих времени заморачиваться со сложными стратегиями резервного копирования. Кроме того, это вроде бы бесплатно, так что решение во всех смыслах имеет привлекательные стороны, несмотря на вышеописанные мелкие недостатки.
Описываемый плагин – не единственный, способный работать со standalone блогами на Wordpress и облаками. Есть, например, отличный и многофункциональный плагин Updraft Plus, премиум-версия которого (к сожалению, платная) позволяет выполнять, например, клонирование и зеркалирование блогов. Все подобные плагины требуют некоторого опыта общения с Wordpress, но способны предоставить взамен немалые удобства в работе.
Я был бы неправ, не включив в обзор свою любимую утилиту. Надо сказать, что в последней версии она слегка изменила дизайн, из-за чего руководство на сайте стало несколько неудобочитаемым; в остальном, всё осталось по-прежнему, если, конечно, не считать списка в добрый десяток поддерживаемых облаков, среди которых, разумеется, есть и Google Диск. Разработчики утверждают, что доступ к облаку Google осуществляется по API, без необходимости в синхронизирующих утилитах или мостиках, и я склонен им верить, так как на моей машине без клиента Google Drive всё заработало без проблем. С архитектурной точки зрения, Handy Backup работает через тот же самый FTP (или его защищённые аналоги), что и вышеописанный метод прямого доступа к каталогу Wordpress. Кроме того, вы можете заодно скопировать и базу данных, выбрав соответствующий плагин для движка и подключив его к общей задаче бэкапа, что, поверьте, чрезвычайно удобно.
Важное отличие от костылей для ручной работы – удобный интерфейс, позволяющий выбирать, какие данные копировать, а какие и даром не нужны. Зато в части настроек и автоматизации всё шоколадно: полный, инкрементальный и дифференциальный бэкап, смешанный бэкап (это когда делается полное копирование, а за ним указанное число дифференциальных, и снова полное); хранение нескольких версий, удаление старых копий, работа по расписанию с точностью от минут до месяцев, перезапуск пропущенных задач… Не забыта и возможность пакетной работы: можно запустить пакетный файл или программу из командной строки до или после запуска задачи резервного копирования (очень удобно, кстати, чтобы останавливать сервер!). Дополнительное преимущество – Handy Backup хранит скопированные данные в исходных форматах, что очень упрощает работу с копиями, если, скажем, вздумалось что-то поправить.
Резюме: по части функциональности разработчики, как всегда, не подвели, но вот любителям бесплатных решений эта программа придётся не по душе. Впрочем, цена вполне подъёмная, учитывая отсутствие регулярных платежей и комиссий, а для любителей халявы есть упрощенная версия, которая тоже копирует данные по FTP в облако – правда, увы, только на Яндекс.Диск. Разумеется, есть и другие аналогичные утилиты для бэкапа; большинство из них тоже отнюдь не бесплатны, а функциональность их весьма разнится и управляется, к сожалению, не ценой.
Так вышло, что я часто пишу здесь про резервное копирование разных данных, и обычно прихожу к какому-то определённому выводу – какой инструмент предпочесть в тех или иных условиях. Должен сказать, что на этот раз чутьё меня подводит. Я установил Handy Backup на собственном сервере (вернее, он и без того давно стоит там, выполняя функции бэкапа всего статического и динамического контента), а для блогов, которые ведут несколько знакомых на веб-хостингах, порекомендовал плагины Wordpress – и не прогадал! Словом, выбор способа Wordpress бэкапа на Google Диск – это классическая задачка на «быстро, удобно, бесплатно – выберите любые два пункта»; надеюсь, что мои замечания о плюсах и минусах каждого из вариантов облегчат вам этот выбор. Надеюсь, ваш блог, защищённый от всех случайностей, станет однажды успешным, и вы попадёте в «Жан-Жак», а то и на обложку «Сноба», с бокалом смузи в руке. А мне пора возвращаться к натурным фотосъёмкам медведей и шашлыкам на пленэре.
До новой встречи!
А уж если вы серьёзный учёный, предприниматель или журналист, то всякая ваша публикация в блоге может оказаться, без преувеличения, бесценной. Потому-то резервное копирование (бэкап) вашего блога – занятие во всех отношениях необходимое.
А ещё оно необходимо потому, что вы, имея свежую резервную копию на руках, можете делать без проблем вот какие вещи:
- Зеркалировать ваш блог и/или сайт;
- Переносить блог на новую платформу, не пользуясь загадочными утилитами;
- Делать копию блога для экспериментов с дизайном или дополнениями;
- Хранить «скрытый контент», т. е., записи, по тем или иным причинам удалённые из блога.
Поэтому для Wordpress-блога на вашем собственном сайте бэкап – не только бэкап, но и способ быстро удовлетворить внезапно возникшие материальные и духовные потребности. Если вдруг зачесались руки что-то поменять, вы просто делаете копию, потом добавляете или убираете то, что хотели, и не беспокоитесь об испорченном впечатлении у читателей и подписчиков. Я, во всяком случае, не раз порадовался своей предусмотрительности, восстанавливая резервные копии студийного блога после экспериментов с дизайном… А хранить копии в последние годы лично я предпочитаю в облаке, например, на диске Google Drive.
Почему Google Drive?
Ответ простой: а почему бы и нет? Преимущества резервного копирования в облако в последние годы вполне очевидны. Облако не воруют (если только вы не скомпрометировали пароль), оно не выпадает на мостовую из кармана, не теряется в самый неподходящий момент в ящике комода; вы не забудете его на столе, уезжая в Паттайю, в Ниццу, в Баб-эль-Мандебский пролив… Вирусы, потерянные кластеры, зеркала, синхронизация данных и тому подобные вещи при хранении данных на облачном аккаунте – головная боль администратора облачного сервиса, а отнюдь не ваша. И, наконец, стоимость платного пространства для больших объёмов данных на облачных хранилищах уже вполне сравнима со стоимостью устройств NAS или USB-накопителей, включая накладные расходы на их содержание и обслуживание (т.н. «совокупная стоимость владения»).
В общем, облачные сервисы для бэкапа – это круто! Первые бэкапы своего студийного сайта я хранил на облаке Ubuntu, потом, когда его прикрыли, перешёл на Гугл Диск. Сейчас это дешёвое, хорошее хранилище, к тому же, многие плагины Wordpress и внешние утилиты поддерживают сохранение резервных копий standalone-блогов именно в этом облаке. Особенных идеологических причин предпочитать Google Диск у меня, однако, нет, тем более что моя любимая утилита Handy Backup в последних версиях замечательно поддерживает бэкап Wordpress блогов и на Microsoft OneDrive, и на AmazonS3, и на Dropbox, и на наш посконный Яндекс.Диск, где у меня накопился уже чуть ли не терабайт бесплатного пространства… Тем не менее, в статье пойдёт речь именно о бэкапе независимых блогов на диск Google Drive, так как это облако – своего рода «репрезентатив», самый очевидный и функциональный представитель множащегося семейства облачных сервисов.
Надо помнить, что типичные многофункциональные пользовательские облака данных – это не специализированные решения для резервного копирования. Чтобы извлечь данные из оригинала и сформировать копию, вам потребуются некоторые усилия и некоторые инструменты, о которых в основном и пойдёт речь в данной статье. Я рассматриваю два принципиально разных подхода к бэкапу блога Wordpress на облачное хранилище: первый из них основан на использовании плагина Wordpress, второй – на использовании внешней утилиты, которая избегает работать с Wordpress на логическом уровне. У обоих этих подходов есть как плюсы, так и врождённые недостатки; при этом сами по себе подходы не то чтобы несовместимы, но, как говорят учёные, не порождают синергического действия, то есть, не позволяют усилить друг друга при взаимном использовании. Итак, приступим к рассмотрению!
Использование FTP для бэкапа блога вручную
Скажем честно: решение для мазохистов! Смысл простой, как валенок: каталог Wordpress рассматривается как хранилище данных на FTP (SFTP, FTPS), к нему подключается любимый пользовательский FTP-клиент и вуаля! Можно выкачивать данные. Базу данных Wordpress вы так не скопируете, только статический контент. Разумеется, всё вручную, и с бубном, с бубном… Я так копировал блог на облачный сервис Ubuntu, пока не изобрёл кое-какую автоматизацию. Автоматизация, разумеется, выглядела проще некуда: клиент FTP запускался из консольного скрипта, в свою очередь, управляемого планировщиком cron. Всё отлично работало, вот только пришлось немножко побыть виртуозом консоли и bash, а заодно позаниматься любимым делом всех линуксоидов: «покурить мануалы», как об этом принято гордо писать на форумах. Сказать, что я противник необоснованного курения в не предназначенных для этого местах (включая мозги пользователей) – значит, по сути, ничего не сказать…
Как бы то ни было, этот вариант заслуживает упоминания. Если вы бог терминала, системный администратор с бородой библейского патриарха, способный перезагрузить свитч одним взглядом, то этот метод для вас. Но тогда, скорее всего, вам незачем и читать эту статью, и в «Жан-Жак» нас с вами не пустят; так и будем вместо смузи шашлыки жрать. Зато, если вы освоили этот метод, вы сможете включать ваш бэкап Wordpress в гораздо более сложные задачи обработки данных! Поэтому, если ваша цель не смузи, а эффективное администрирование сайта, не сбрасывайте FTP и старый добрый планировщик cron со счётов; они ещё не раз выручат вас в трудную минуту жизни!
Плагин Google Drive for Wordpress
Первый кандидат и, судя по отзывам в Интернете, чемпион среди встроенных средств резервного копирования standalone-блогов на Wordpress. Чтобы им обзавестись, надо залезть в настройки плагинов Wordpress на панели администрирования и ввести название: Google Drive for Wordpress. Дальше начнутся танцы с бубном, так как вам потребуется создать GoogleID в настройках Google, а также проект, связанный с вашим бэкапом. Спешу вас обрадовать: коль скоро вы потянули стэндалон-блог и администрирование личного сайта, так и с настройками плагина вы как-нибудь разберётесь. Когда закончите, настройте расписание резервного копирования; здесь вариантов немного – с периодом, указываемым в днях, или вручную (Days: None). И всё-таки это гораздо лучше, чем чисто ручное управление бэкапом, предлагаемое большинством плагинов как для статических, так и для динамических веб-сайтов.
Резервное копирование вашего бложика этим плагином будет осуществляться, увы, от корки до корки (т.н. full backup–полное копирование). Никаких опций для уменьшения объёма, вроде инкрементального или дифференциального бэкапа, не предусматривается. Это очень обидно, потому что реальные объёмы пространства хранения на Google Диске отнюдь не бесплатные, а передача больших объёмов содержимого блога по сети тоже не лучшим образом влияет на производительность сетевых приложений в целом. Моё резюме: плагин весьма подходит для клиентов «Жан-Жака», а также для людей, не желающих или не имеющих времени заморачиваться со сложными стратегиями резервного копирования. Кроме того, это вроде бы бесплатно, так что решение во всех смыслах имеет привлекательные стороны, несмотря на вышеописанные мелкие недостатки.
Описываемый плагин – не единственный, способный работать со standalone блогами на Wordpress и облаками. Есть, например, отличный и многофункциональный плагин Updraft Plus, премиум-версия которого (к сожалению, платная) позволяет выполнять, например, клонирование и зеркалирование блогов. Все подобные плагины требуют некоторого опыта общения с Wordpress, но способны предоставить взамен немалые удобства в работе.
Handy Backup
Я был бы неправ, не включив в обзор свою любимую утилиту. Надо сказать, что в последней версии она слегка изменила дизайн, из-за чего руководство на сайте стало несколько неудобочитаемым; в остальном, всё осталось по-прежнему, если, конечно, не считать списка в добрый десяток поддерживаемых облаков, среди которых, разумеется, есть и Google Диск. Разработчики утверждают, что доступ к облаку Google осуществляется по API, без необходимости в синхронизирующих утилитах или мостиках, и я склонен им верить, так как на моей машине без клиента Google Drive всё заработало без проблем. С архитектурной точки зрения, Handy Backup работает через тот же самый FTP (или его защищённые аналоги), что и вышеописанный метод прямого доступа к каталогу Wordpress. Кроме того, вы можете заодно скопировать и базу данных, выбрав соответствующий плагин для движка и подключив его к общей задаче бэкапа, что, поверьте, чрезвычайно удобно.
Важное отличие от костылей для ручной работы – удобный интерфейс, позволяющий выбирать, какие данные копировать, а какие и даром не нужны. Зато в части настроек и автоматизации всё шоколадно: полный, инкрементальный и дифференциальный бэкап, смешанный бэкап (это когда делается полное копирование, а за ним указанное число дифференциальных, и снова полное); хранение нескольких версий, удаление старых копий, работа по расписанию с точностью от минут до месяцев, перезапуск пропущенных задач… Не забыта и возможность пакетной работы: можно запустить пакетный файл или программу из командной строки до или после запуска задачи резервного копирования (очень удобно, кстати, чтобы останавливать сервер!). Дополнительное преимущество – Handy Backup хранит скопированные данные в исходных форматах, что очень упрощает работу с копиями, если, скажем, вздумалось что-то поправить.
Резюме: по части функциональности разработчики, как всегда, не подвели, но вот любителям бесплатных решений эта программа придётся не по душе. Впрочем, цена вполне подъёмная, учитывая отсутствие регулярных платежей и комиссий, а для любителей халявы есть упрощенная версия, которая тоже копирует данные по FTP в облако – правда, увы, только на Яндекс.Диск. Разумеется, есть и другие аналогичные утилиты для бэкапа; большинство из них тоже отнюдь не бесплатны, а функциональность их весьма разнится и управляется, к сожалению, не ценой.
Заключение
Так вышло, что я часто пишу здесь про резервное копирование разных данных, и обычно прихожу к какому-то определённому выводу – какой инструмент предпочесть в тех или иных условиях. Должен сказать, что на этот раз чутьё меня подводит. Я установил Handy Backup на собственном сервере (вернее, он и без того давно стоит там, выполняя функции бэкапа всего статического и динамического контента), а для блогов, которые ведут несколько знакомых на веб-хостингах, порекомендовал плагины Wordpress – и не прогадал! Словом, выбор способа Wordpress бэкапа на Google Диск – это классическая задачка на «быстро, удобно, бесплатно – выберите любые два пункта»; надеюсь, что мои замечания о плюсах и минусах каждого из вариантов облегчат вам этот выбор. Надеюсь, ваш блог, защищённый от всех случайностей, станет однажды успешным, и вы попадёте в «Жан-Жак», а то и на обложку «Сноба», с бокалом смузи в руке. А мне пора возвращаться к натурным фотосъёмкам медведей и шашлыкам на пленэре.
До новой встречи!
Поделиться с друзьями
winDeD
Хорошо, но сухо. Ждал как минимум 1 строку кода или скрин…