Автомагнитолы исторически были и ценными предметами, и лёгкой добычей для воров – а ещё их без труда можно было заметить в автомобиле. Почему ситуация поменялась?

image

$40 миллионов – столько, по оценкам альянса американских страховщиков, страховые компании выплатили по случаям, связанным с воровством автомагнитол в 1969 году, согласно статье в New York Times 1970 года. Проблема воровства магнитол застала страховщиков врасплох, отмечала газета, и страховщики сначала даже не знали, как обрабатывать эти заявки, начавшие поступать в 1960-х годах. «Даже штатные модели можно было снять всего лишь, открутив несколько болтов, и занимало это не более трёх минут», отметил Джон Ренд [John Wrend], менеджер бюро по изучению убытков страхового альянса. «У вора было время даже вырвать динамики и взломать бардачок в поисках аудиокассет».

Начиная с 1930-х годов, у магнитол богатая история, известная поддержкой инноваций – ведь музыка, как доказал iPod десяток лет назад, это хороший способ завоевать аудиторию. Но, как и белые наушники в 2004 году, автомагнитолы привлекали внимание. Они демонстрировали лёгкую добычу в автомобиле, которую было легко заметить – была ли магнитола броской или простой и практичной.

В ранние годы магнитолы были всего лишь радиоприёмниками. Но постепенно начали появляться улучшения – от кнопки «поиск» до 8-канальных проигрывателей и кассетных дек, а с этим возрастал и риск кражи. В 80-х и 90-х дела были реально плохи. В одной из статей 1983 года в New York Times сообщалось, что нью-йоркская полиция за два месяца нашла ворованных автомагнитол на $115 000.



И сегодня нетрудно найти видеоролики с воровством магнитол на YouTube. Например, на видео паренёк сумел вскрыть автомобиль и украсть магнитолу всего за 10 секунд. Такие ролики представляют воровство магнитол как очень лёгкое занятие, а также отучают вас от хранения ценных вещей в автомобиле.



Автовладельцам такие вещи причиняют страдания, правда, им может помочь просмотр других видеороликов – например, в этом видео рассказывается история человека, догнавшего парочку воров и сдавшего их в полицию. Свою магнитолу он вернул. Конечно же, было бы гораздо лучше, если бы автовладельцам не приходилось гоняться за ворами.

В каком-то смысле, проблема с магнитолами заключается в их расположении – они удобно размещены для того, чтобы управлять ими, в то время, как вы превышаете скорость, мчась по длинному участку шоссе. Но это расположение и делает их лёгкой мишенью. Поэтому магнитолы – интересная с точки зрения безопасности тема. Для их сохранности было протестировано множество интересных идей.



Пять примеров обеспечения безопасности автомагнитол


1. Воровство магнитол, бурно развившееся уже в 70-х, привело к появлению различных хитростей. Например, съёмный проигрыватель от Kustom Kreations (на фото выше) работает в разных местах – дома, на катере или в машине – при этом ему не требуются провода.

2. Компания Pioneer в 1989 году представила первую съёмную панель, и такая технология запомнилась многим владельцам авто. Другие компании работали в том же направлении, но сначала только Pioneer добилась успеха. «Панель магнитолы Pioneer снимается вся целиком, и устройство остаётся в таком виде, который можно спутать с полным отсутствием установленного оборудования», писали в 1990 году в New York Times.

3. Противоугонные сигнализации набирали популярность примерно в то же время, что и универсальные магнитолы, поэтому появление комбинированного устройства было лишь вопросом времени. В 1985 году Sanyo представила Viper, которая работала и как магнитола, и как сигнализация.

4. В поздних устройствах, особенно штатных, использовались коды безопасности, которые позволяли использовать магнитолу только владельцу авто. Проблема была в том, что после нескольких продаж подержанного авто эти коды терялись.

5. Если съёмной панелью не обойтись, всегда можно приспособить поддельную панель. Ложные панели, вроде Incognito Car Stereo Disguise Kit, сделаны так, чтобы выглядеть дешёвыми, тогда как под ними скрывается дорогая магнитола. Один ютубер продемонстрировал подобное устройство собственного изготовления.


Какие уроки можно извлечь в современных системах безопасности из съёмных панелей для аудиомагнитол


Сегодня на ум приходят несколько метафор, связанных с системами безопасности вроде съёмной панели – феноменом, получившим признание в 90-х. В каком-то смысле это похоже на двухфакторную аутентификацию, или брелок для автосигнализации. Вы не сможете прослушать любимую музыку, не имея панельки. Но это не единственный пример, вдохновлённый магнитолами.

В книге 2003 года "Испытав страх: разумное размышление о безопасности в мире неопределённостей" [Beyond Fear: Thinking Sensibly About Security in an Uncertain World] специалист по безопасности Брюс Шнайер [Bruce Schneier] сравнивает съёмные панели с устройствами, предотвращающими кражу одежды в магазине, и разливающими на неё краску в случае кражи. Эту форму безопасности он называет «отмена выгоды». Если ты что-то украл, оно становится бесполезным. Но Шнайер, как специалист, видит недостатки такого подхода.

«Множество таких контрмер, как ярлыки с краской на одежде, основаны на безопасности систем для снятия ярлыков,- пишет он в своей книге. – Если воры получают доступ к устройству для их снятия, эта контрмера уже не срабатывает. Есть и другие ограничения: даже если вы снимаете панель автомагнитолы, покидая авто, некоторым ворам проще сразу разбить стекло, чем сначала убедиться, что внутри есть магнитола».

Но всё-таки эта стратегия достаточно эффективна, поскольку сегодня в смартфонах существует один из её вариантов – возможность стереть информацию с украденного устройства удалённо, и сделать невозможным его использование без логина и пароля. В результате новые смартфоны воруют реже, поскольку они бесполезны без их хозяина.

Съёмные панели – лучшее из известных решений для предотвращения краж, но оно стало только переходным решением этой проблемы. Настоящее решение появилось в автоиндустрии, которая, как отмечено в статье 2009 года, случайно решила проблему кражи путём сложной интеграции аудиосистемы в автомобиль. Вору бессмысленно красть аудиомагнитолу, работающую только в одном типе автомобилей.

«Мало кто из воров может предложить установку системы навигации, видео и аудио с выдвигающимся экраном, Bluetooth-интерфейсом, работающей по оптоволоконным кабелям,- пишет журналист ресурса NPR, Лора Салливан. – А правильная система должна включать ещё OnStar и беспроводной роутер».

Со времени написания той статьи машины стали ещё более сложными и продвинутыми. В результате сегодня с машины проще снять пассажирское сиденье, чем аудиосистему. Если прибавить к этому то, что смартфоны сегодня лучше справляются с воспроизведением музыки, станет ясно, что чёрный рынок ворованных аудиомагнитол стремительно исчезает.

Решение, конечно, не идеальное. Для воров могут открыться и другие пути к причинению неприятностей. Может, они решат воровать автомобили целиком. Может цифровой мозг с поддержкой Ethernet откроет новый путь для атак на автомобили через компьютерный взлом. Но переход к интеграции устройств преподаёт нам важный урок по безопасности: иногда лучшим методом для обеспечения безопасности служит полное устранение самой проблемы. Нельзя украсть аудиомагнитолу, если вы не знаете, где она установлена.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (65)


  1. zloddey
    08.12.2016 14:37

    Настоящее решение появилось в автоиндустрии, которая, как отмечено в статье 2009 года, случайно решила проблему кражи путём сложной интеграции аудиосистемы в автомобиль. Вору бессмысленно красть аудиомагнитолу, работающую только в одном типе автомобилей.

    Кажется, у меня возникла идея для стартапа...


    1. MoscowBrownBear
      08.12.2016 16:28
      +27

      Надеюсь она как то связана с блокчейном, иначе она обречена


  1. Abiboss
    08.12.2016 14:54

    Для воров могут открыться и другие пути к причинению неприятностей. Может, они решать воровать автомобили целиком. Может цифровой мозг с поддержкой Ethernet откроет новый путь для атак на автомобили через компьютерный взлом
    Отличная идея, спасибо! *убежал регистрировать стартап*


  1. ukku
    08.12.2016 15:28
    +6

    Зачастую самое страшное — это не то, что магнитолу украли, а что разбили стекло чтобы ее достать. У самого был такой случай — стекла редкие и найти их сложно, а магнитола стоит всего 3000. В итоге пришлось менять стекла по кругу и обошлось это куда больше чем магнитола.


    1. DMGarikk
      08.12.2016 15:30

      А зачем по кругу стекла менять если одно разбили?


      1. ukku
        08.12.2016 15:31
        +3

        редкий цвет стекла. Ездить с 2 коричневыми и 1 зеленым — ужасно :)


        1. TRIMER
          08.12.2016 16:59

          А какая модель? Машина давно снятая с производства? Просто интересно. Кажется должно быть редкой проблемой.


          1. ukku
            08.12.2016 17:02

            Toyota carina ed кузов st205. 1995 года. Если что, китайские стекла не подходят, геометрия у них не та. А стояли редкие (коричневые) стекла, их даже на разборке не найти почти


    1. Visphord
      08.12.2016 16:57
      +14

      у меня разбили стекло, чтобы забрать 4 настолки от МосИгры (при этом в машине лежало 2 радио-станции + усилитель, инвертор, регистратор, пара новых мобил в бардачке) :-D
      Видимо уж очень «азартные» воры попались.


      1. silvansky
        08.12.2016 17:35
        +15

        Хорошая идея для рекламы! Milfgard, возьмите на заметку. ;)


      1. Milfgard
        08.12.2016 21:41
        +1

        Фигасе. Интересно, что они с ними сделают — у нас из-за воровства в сравнении с соседями потери обычно куда ниже, товар большой и яркий, перепродавать сложно. Воруют мелкое — наушники, кружки, магниты. Ну или самое крупное — катер, мягкого медведя. Игры — очень редко.


        1. Stalker_RED
          08.12.2016 22:23

          Продадут на авито? Или может сами будут играть :)


          1. Milfgard
            08.12.2016 22:30
            +1

            Принцип Гафина подсказывает мне, что это было сделано не для выгоды. Хотя, конечно, они могли и не знать этот принцип.


  1. Areso
    08.12.2016 15:48

    Нет, чтобы сделать крепление на болтах под торпедой. Чтобы снять магнитолу, сначала нужно разобрать всю торпеду)
    А нынче воры отщелкивают фары у дорогих авто, даже стекло бить не надо…


    1. Fuzzy_Waters
      08.12.2016 16:03

      Хитростей промышленного дизайна начитались в какой-нибудь статье типа одной из предыдущих за сегодня и упростили сборку для оптимизации процесса создания продукта.


    1. u010602
      08.12.2016 16:43

      Зеркала у некоторых иномарок снимаются полностью снаружи, три болта под пластиковой заглушкой и клема. Если аккуратно то и сигналка не сработает.


      1. SuhoffGV
        08.12.2016 22:03
        +2

        Поищите в яндексе «порше кайен кража фары», первое же видео. 5 секунд при закрытом капоте и фара снята. Это подороже зеркала будет и никаких инструментов не нужно.


    1. itwasntme
      08.12.2016 16:51
      +1

      пусть лучше отщелкнут магнитолу руками, чем отверткой расковыряют всю торпеду и разорвут всю элетронику. Или вы думаете, что они прежде всего лезут смотреть, как она там сзади прикручена? Я вас умоляю, ломом вырвут если надо.


      1. Areso
        08.12.2016 17:05

        Понятное дело, что если один-два человека такое сделают, то это может плохо кончится. Если все производители так будут делать, то практика сойдет на нет. Магнитолы воруют, потому что их получается воровать быстро. Если оставить машину надолго, то её могут разобрать целиком, независимо от количества болтов.


        1. Wolframium13
          09.12.2016 12:34
          +1

          Ваш пример подтверждает воровство фар с Порше. Пока не было быстросъёмных креплений, воровство фар было редким событием, ибо надо машину вскрывать и ключами махать.


    1. artyfarty
      09.12.2016 17:34

      На некоторых машинах и без того нужно отщелкнуть N пластиковых накладок чтобы добраться до болтов, только вы как владелец будете пытаться сделать это аккуратно (и поминая нехорошими словами тех кто это придумал), а вор просто отдерет нахрен пластик и всё %) А ведь самому установить магнитолу в можно даже в современную машину, кроме разбора передней панели (психологически очень неприятного для новичка) ничего сложного там нет.


  1. Markscheider
    08.12.2016 16:28
    +3

    В список известных контрмер против воровства можно добавить KeyCard — чиповую карточку размером с банковскую, которая вставлялась в магнитолу. Без нее аппарат не работал. Карту автовладелец вынимал, когда выходил из машины.
    Такое точно было у Blaupunkt в начале нулевых.


    1. Zzzuhell
      08.12.2016 16:51
      +3

      Только не в начале нулевых, а в 95-м.

      Вот такая
      image


      1. serafims
        09.12.2016 12:53
        +1

        Вот реально, почему сейчас все не делают подсветку магнитол (да и всех кнопок автомобиля и индикаторов приборной панели) на RGB-светодиодах? Это же какой бы бы кайф выбрать нужный оттенок подсветки и все…


    1. Artemka86
      09.12.2016 14:16

      да, было такое. А в карточке была резистивная матрица


  1. itwasntme
    08.12.2016 16:28
    +4

    Прекрасно помню, как уважаемые дядьки(я просто тогда был подростком еще), дабы показать свою состоятельность в руке всегда держали ключи, бумажник и внешнюю панельку от дорогой магнитолы.


    1. Urvin
      08.12.2016 16:37
      +5

      А то и всю магнитолу за ручку таскали


      1. vconst
        08.12.2016 16:57
        +5

        За ручку — не от хорошей жизни, это значит, что магнитола старая. А панелька была признаком новенькой модели, которую всю вытаскивать не надо


    1. serafims
      09.12.2016 12:54

      скорее барсетку, а не бумажник)


    1. AlexSelivanoff
      09.12.2016 21:04
      +1

      Один знакомый дядька в лихие времена не то что панельку, руль с машины снимал и с собой таскал.


  1. vconst
    08.12.2016 16:36
    +3

    Россия внесла свои коррективы в защиту от воровства. Воровать стали панельки магнитол, которые отдельно не продавались и единственным выходом — была поездка на местный радиорынок, где на развале покупалась украденная, может быть именно у тебя, панелька для магнитолы


    1. Finesse
      09.12.2016 06:34

      Эти панели работают только с конкретно теми магнитолами, с которых сняты, поэтому нужно искать не просто подходящую панель, а украденную конкретно у тебя.


      1. vconst
        09.12.2016 11:09
        +1

        У дешевых — все работало. Но таки да, часто владелец покупал именно свою панельку


      1. Zzzuhell
        12.12.2016 13:29

        Эти панели работают только с конкретно теми магнитолами, с которых сняты

        Их каким-то хитрым образом хакали. Помню из тех времен объявления на рынках «раскодировка магнитол»


  1. Pakos
    08.12.2016 17:18
    +3

    На последних 3-4 машинах магнитолы не только интегрированы, у них даже панельки своей нет (года с, наверное, 2002го). Торпеда или консоль служит панелькой.


    1. Retifff
      08.12.2016 17:57
      +6

      Да, я почему-то думал, что именно поэтому их перестали воровать.


  1. vsb
    08.12.2016 17:41
    +2

    Последние модели айфонов практически невозможно разблокировать, ворованный айфон можно только сдать на запчасти. Интересно, как это повлияло на статистику краж.


    1. ItsGreyDay
      08.12.2016 17:58

      т.е. если я забыл пароль, то телефон бесполезен? а перепрошить на новую прошивку нельзя? ( понятно, что удалятся все данные, но интересен сам аппарат)


      1. DMGarikk
        08.12.2016 18:12
        +2

        перепрошить нельзя, айфон лочится, грубо говоря, по серийнику который прошит в железе


      1. Seven-ov
        09.12.2016 09:51

        Проблема решается письменным обращением в Apple с копией чека (фотографией коробки с IMEI) и сканом некоторых документов. После этого вам проведут процедуру восстановления пароля к аккаунту. Как по мне — вполне разумно.


        1. MTyrz
          10.12.2016 18:14

          Да, опять же конкуренция со стороны вторичного рынка ослабляется.


  1. gxcreator
    08.12.2016 17:44

    Странно, что магнитолы просто не привязали к иммобилайзеру в ключе.


    1. DMGarikk
      08.12.2016 18:16
      +1

      Все иммобилайзеры имеют ф-цию перепрограммирования с помощью «дилерских сканеров», иначе было бы невозможно менять блоки ЭБУ, подписывать доп-ключи и т.п. А магнитолу вполне можно заменить официально, т.е. возможность переписать её на другой иммобилайзер также будет
      ===

      Вообще непонятен нынешний смысл воровства магнитол сегодня, самая дешманская балалайка за пару тыщь уделает любую старую магнитолу, а на новых авто магнитола вообще интегрирована в авто и зачастую не имеет какихто гениальных свойств за которыми все бегают и мечтают получить


      1. alex323
        08.12.2016 22:01

        Иные старые магнитолы уделают по качеству звука любую новую.


        1. DMGarikk
          09.12.2016 10:33
          +1

          В новых машинах зачастую нет DIN места для установки сторонней универсальной магнитолы


          1. alex323
            09.12.2016 22:09

            На самом деле чаще всего есть стандартное DIN или 2DIN место, только передняя панель магнитолы должна иметь хитровыгнутую форму. Иногда даже дефлекторы обдува в центральной консоли являются частью панели магнитолы. Чтобы поставить стандартную магнитолу, зачастую выпускаются заглушки, закрывающие пространство вокруг неродной магнитолы.


            1. DMGarikk
              10.12.2016 00:12

              Да, и эта магнитола выглядит крайне неестественно с этой накладкой-адаптером


        1. hzs
          09.12.2016 11:39

          В машине 2005 года стояла кассетная магнитола Clarion, звук был ну просто ну вообще.
          Года 4 назад поменяли магнитолу на Pioneer, звук как из сортира, никакие настройки звука не помогают, эквалайзером удалось сделать звук как из ванной, но лучше никак.
          раньше думал что Pioneer это хорошо, но сейчас звук у них отвратный.


      1. ingumsky
        09.12.2016 02:33

        Смысл такой же, какой в воровстве шоколадок и макарон из магазина с последующей перепродажей их первым встречным – быстрые деньги, любые быстрые деньги. А деньги нужны на бутылку «чернил» или на упаковку «Момента».


        1. DMGarikk
          09.12.2016 10:37

          шоколадки и макароны — это востребованный товар, который очень просто продать буквально в радиусе полукилометра от магазина где его украли, а в 2016 году универсальную магнитолу дороже чем за 1000р не продашь, и то только владельцам старых и совсем дубовых авто


          1. ingumsky
            09.12.2016 10:41

            Те, кто продаёт ворованные магнитолы, будут рады и купюре пятьсот рублей.


      1. bearpaw
        09.12.2016 07:24

        Смысл в том что пока будут покупать ворованное, магнитолы будут воровать.


    1. alex323
      08.12.2016 22:09
      +1

      Ну почему же не привязывают. Привязывают, только не к ключам, а к блоку иммобилайзера, стоящему в автомобиле.
      Перечислю варианты «электронной» защиты от кражи:
      1. Кодирование. Не знаю, когда появились первые кодированные магнитолы, лично сталкивался со штатными магнитолами с автомобилей от 1986 года выпуска.
      2. Карта. Большого распространения не получили, выпускались в основном в 90-х.
      3. Привязка к автомобилю. Сейчас достаточно популярно, например магнитолы на автомобилях Мерседес примерно со средины 2000-х стали выпускаться привязанными к авто. До этого на Мерседесы ставили кодированные магнитолы.
      4. Магнитолы с так называемым комфортным вводом кода. Привязаны к конкретному автомобилю и код в нем не запрашивают. При подключении к другому автомобилю требуют ввода кода.


  1. AVKinc
    08.12.2016 23:01
    +5

    Снятая панель это совершенно четкий признак, что магнитолу не стоит воровать и это отлично видно снаружи автомобиля. Наркоман же, разбивающий стекло и ворующий магнитолу с карточкой например, нифига не понимает, что воровать ее не имеет смысла.
    Я особо помню не парился, снимал панель и засовывал ее в карман пассажирского сиденья.
    Но таки из соседской машины как то сперли магнитолу (забыл он панель снять). Моя таратайка стояла рядом. Магнитола у меня была довольно дорогая и это было видно и без панели (дисковая была). Интереса не вызвала.


  1. webmasterx
    09.12.2016 03:59

    Но всё-таки эта стратегия достаточно эффективна, поскольку сегодня в смартфонах существует один из её вариантов – возможность стереть информацию с украденного устройства удалённо, и сделать невозможным его использование без логина и пароля. В результате новые смартфоны воруют реже, поскольку они бесполезны без их хозяина.

    Вот только это возможно для устройств apple (но и там есть брешь в безопасности), а для android только удаленная блокировка. Которая работает до первого полного wipe


    1. boingo-00
      09.12.2016 10:19
      +1

      Удаленное стирание тоже есть, причем в оф.проге гугла


  1. ruYeti
    09.12.2016 12:47
    +1

    В очередной раз убеждаюсь, что XC70 2004 года сделана добротно. Фара крепится на 6 болтах, а не на пластиковых защёлках — нужно открыть капот и скинуть часть бампера, чтобы добраться до всех винтов. Магнитола — 2 болта, которые находятся за блоком климат-контроля, который тоже крепится на 2 болта, добраться до которых можно только сняв пластик вокруг рычага АКПП.


    1. artyfarty
      09.12.2016 17:36

      Это палка о двух концах. Когда надо разбирать передок чтобы лампочку поменять – радости мало.


      1. DMGarikk
        09.12.2016 17:40

        Обычно чтобы поменять лампочку, фару снимать не надо


  1. serafims
    09.12.2016 12:57

    На жигулях 2104 видео решение, когда кассетная магнитола закрывалась пластмассовой панелькой, имитирующей штатную заводскую заглушку…


  1. aapazhe
    09.12.2016 14:29
    +3

    Летом 99 года сидим с приятелем, бухаем.


    Вдруг у него начинает брелок сигнализации пищать. Смотрим в окно, а там какой-то пидр точно вот как на видео вашем отгибает водительскую дверь его машины. А надо сказать, что до этого приятелю уже несколько раз били стёкла и ломали замки. Так что приятель впал в аффект, открыл окно и прыгнул со второго этажа на супостата, отчего тот с громким приятным звуком приложился головой об транспортное средство.


    Пока я мчался в прихожую, кеды надевал путаясь в шнурках, по лестнице и вокруг дома бежал — вор получил тяжкие телесные. С трудом оттащил от его окровавленной тушки развеселившегося амиго.


    По итогам подъехали как в кино менты и всех приняли. Меня отпустили через час, приятеля наутро, воришка оказался в розыске за двойное убийство c отягчающими и ему обрадовались как родному.


    1. alex323
      09.12.2016 22:02
      +2

      Меня отпустили через час, приятеля наутро, воришка оказался в розыске за двойное убийство c отягчающими и ему обрадовались как родному.

      Вашему приятелю несказано повезло. Будь у воришки не такое богатое прошлое, приятель мог бы за тяжкие телесные загреметь.


  1. stalinets
    09.12.2016 17:11

    Моё мнение — если машина не имиджевая, где магнитола часть стиля, а обычная поповозка, вместо магнитолы можно поставить спаянный на коленке усилитель и крэдл для смартфона, и управлять музыкой с телефона.
    Смотрите сами: вот такая плата (услитель D-класса, 2*15 Вт) стоит рублей 300 (а кому надо — можно и мощнее). Ещё рублей 50 — два конденсатора для защиты от помех в бортовой сети по питанию. Ещё рублей 150 — хороший 3,5мм штекер и метр провода. Зачем нужна дорогая магнитола с её интерфейсом, если интерфейс на любой вкус для прослушивания музыки есть в смартфоне в виде программы-плеера?

    Если неохота использовать смартфон, можно у тех же китайцев купить вот такой блочок, в котором есть радио, флешка, карта памяти, линейный вход, опционально bluetooth, и сделать на его основе суррогатную магнитолу с вышеупомянутым усилителем, которую точно никто не украдёт.


    1. dion
      10.12.2016 19:45

      Если на то пошло, то в магнитоле УЖЕ есть усилитель. И AUX часто тоже есть. Может не выведен в виде 3.5mm, но есть. :) Но хочется большего.


    1. Zzzuhell
      12.12.2016 13:34

      Забыли про акустику. В «обычной поповозке» в стоке стоят картонные громкоговорители обычно. Их надо заменить на что-то поприличнее, пусть среднего класса.
      Редкие исключения — китайские машины начала нулевых. Даже в а/м эконом класса ставилась такая акустика, что не то что переделывать ничего не надо было, а хотелось все это утащить с собой при продаже машины. С чем это связано — не знаю, возможно, китайцы во всей машине наилучшим образом сделали то, что привыкли делать — электронику :)