OCCI (Oracle C++ Call Interface) — достаточно удобная объектно-ориентированная оболочка над OCI (Oracle Call Interface), позволяющая подключаться и работать с СУБД Oracle из C++ практически с той же легкостью, какую обеспечивают интерпретируемые языки программирования вроде Perl. Однако, OCCI имеет и свои недостатки. В частности, числа в Oracle представлены типом Number, обеспечивающим максимальную точность до 38 значащих цифр, но в OCCI нет метода, позволяющего преобразовать этот тип в 64-битное целое число. Есть возможность преобразовывать в обычное целое число (32 бита), в double (число с плавающей точкой, 64 бита) и long double (число с плавающей точкой, 80 бит (по стандарту С)), но не в 64-битное целое.
Вариант с преобразованием в double и последующим преобразованием в long long может устроить многих пользователей, но далеко не всех, так как он обеспечивает только 52-битную точность (хранимая мантисса числа в типе double имеет размер 52 бита) и, как следствие, возможную потерю точности при больших числах. Казалось бы, проблему могло бы решить промежуточное преобразование в long double, но здесь в игру вступает ограничение компилятора от Microsoft — он не поддерживает 80-битные числа с плавающей точкой и воспринимает тип long double аналогом типа double.
В то же время OCI, лежащий в основе OCCI, проводить преобразование из Number в long long умеет. Для этого в нем есть следующая функция:
Функция принимает в параметрах указатель на исходное число const OCINumber *number, на результирующее число void *rsl, а также размер результирующего числа в байтах uword rsl_length. И среди поддерживаемых размеров результата есть 8, т.е. 64 бита. Теперь остается только получить OCINumber.
К сожалению, здесь мы сталкиваемся со следующей проблемой — в OCCI из ResultSet (класс, являющийся результатом выполнения запроса) получить OCINumber также возможности нет, и класс oracle::occi::Number, представляющий собой оболочку над OCINumber, тоже не предоставляет доступа к своим внутренностям, объявив их как private:
И вот здесь на помощь нам приходит возможность преобразования совершенно разных типов друг к другу в C++. Поскольку класс Number не имеет виртуальных методов, а член OCINumber data является первым в классе, адрес этого члена в памяти совпадает с адресом экземпляра класса! Т.е. нам достаточно написать:
В результате функция преобразования Number в 64-битное целое число (для MSVC) выглядит следующим образом:
А чтобы получить необходимый функции OCI Error Handle, можно воспользоваться следующим кодом:
Вариант с преобразованием в double и последующим преобразованием в long long может устроить многих пользователей, но далеко не всех, так как он обеспечивает только 52-битную точность (хранимая мантисса числа в типе double имеет размер 52 бита) и, как следствие, возможную потерю точности при больших числах. Казалось бы, проблему могло бы решить промежуточное преобразование в long double, но здесь в игру вступает ограничение компилятора от Microsoft — он не поддерживает 80-битные числа с плавающей точкой и воспринимает тип long double аналогом типа double.
В то же время OCI, лежащий в основе OCCI, проводить преобразование из Number в long long умеет. Для этого в нем есть следующая функция:
sword OCINumberToInt (OCIError *err, const OCINumber *number, uword rsl_length, uword rsl_flag, void *rsl);
Функция принимает в параметрах указатель на исходное число const OCINumber *number, на результирующее число void *rsl, а также размер результирующего числа в байтах uword rsl_length. И среди поддерживаемых размеров результата есть 8, т.е. 64 бита. Теперь остается только получить OCINumber.
К сожалению, здесь мы сталкиваемся со следующей проблемой — в OCCI из ResultSet (класс, являющийся результатом выполнения запроса) получить OCINumber также возможности нет, и класс oracle::occi::Number, представляющий собой оболочку над OCINumber, тоже не предоставляет доступа к своим внутренностям, объявив их как private:
private:
/* Private constructor for constructing number from methods inside */
OCINumber getOCINumber() const;
OCINumber data;
И вот здесь на помощь нам приходит возможность преобразования совершенно разных типов друг к другу в C++. Поскольку класс Number не имеет виртуальных методов, а член OCINumber data является первым в классе, адрес этого члена в памяти совпадает с адресом экземпляра класса! Т.е. нам достаточно написать:
oracle::occi::Number number;
OCINumber *ociNumber = (OCINumber*)&number;
В результате функция преобразования Number в 64-битное целое число (для MSVC) выглядит следующим образом:
__int64 OCCINumberToInt64 (const oracle::occi::Number &number, OCIError *hError, bool bSigned)
{
const OCINumber *ociNumber = (const OCINumber*)&number;
__int64 result;
OCINumberToInt (hError, ociNumber, 8, bSigned ? OCI_NUMBER_SIGNED : OCI_NUMBER_UNSIGNED, &result);
return result;
}
А чтобы получить необходимый функции OCI Error Handle, можно воспользоваться следующим кодом:
oracle::occi::Environment env;
...
OCIEnv *hEnv = env->getOCIEnvironment ();
OCIError *hError = 0;
OCIHandleAlloc (hEnv, (void**)&hError, OCI_HTYPE_ERROR, 0, 0);
...
OCIHandleFree (hError, OCI_HTYPE_ERROR);
Комментарии (17)
monah_tuk
29.05.2015 04:16Ещё есть проблема в
__int64 OCCINumberToInt64 (const oracle::occi::Number &number, OCIError *hError, bool bSigned) { const OCINumber *ociNumber = (const OCINumber*)&number; __int64 result; OCINumberToInt (hError, ociNumber, 8, bSigned ? OCI_NUMBER_SIGNED : OCI_NUMBER_UNSIGNED, &result); return result; }
вы тут сохраняете в знаковый int64 как знаковые, так и беззнаковые значения. Судя по всему тестировали только на положительных числах?
Возможно стоило бы переписать как-то так (C++11 доступен? Хотя даже без него можно)
// в случае C++11 #include <type_traits> template<typename T> T OCCINumberToInt(const oracle::occi::Number &number, OCIError *hError) { // тут можно нанаставлять статик ассертов для лимитации типов по размерам const OCINumber *ociNumber = reinterpret_cast<const OCINumber*>(&number); T result; // Если C++11 //const static bool bSigned = std::is_signed<T>::value; // Если нет: const static bool bSigned = T(-1) < T(0); OCINumberToInt (hError, ociNumber, sizeof(T), bSigned ? OCI_NUMBER_SIGNED : OCI_NUMBER_UNSIGNED, &result); return result; }
bSigned тут вычислится один раз для каждого типа.
тогда использовать можно так:
uint64_t unsignedValue64 = OCCINumberToInt<uint64_t>(ociNumber, err); int64_t signedValue64 = OCCINumberToInt<int64_t>(ociNumber, err);
причём не только для 64бит, но внимательно посмотреть и статических ассертов добавить на допустимые длины.
кроме того, я бы не стал использова Си-стиль приведения типов, а использовал бы громкий reinterpret_cast<>().kdekaluga Автор
29.05.2015 07:59вы тут сохраняете в знаковый int64 как знаковые, так и беззнаковые значения. Судя по всему тестировали только на положительных числах?
Справедливое замечание. В моей задаче полученный int64 сравнивается с другими int64 только на равно/не равно, а потом сохраняется в двоичном виде в файл, который читает другой модуль. Поэтому для меня имеет значение только как проведет операцию преобразования OCI — со знаком или без, а это я передаю ему параметром. Но для «библиотечной» функции ваш вариант, конечно, правильней.
причём не только для 64бит, но внимательно посмотреть и статических ассертов добавить на допустимые длины.
Для чисел меньших размеров необходимости в такой функции нет, т.к. сам Number имеет соответствующие операторы преобразования в 1-, 2- и 4-байтные знаковые и беззнаковые целые числа. Проблема именно в отсутствии поддержки 64-битных значений.
bSigned тут вычислится один раз для каждого типа.
А для чего вы определили ее вообще? Можно ведь написать так:
OCINumberToInt (hError, ociNumber, sizeof(T), T(-1) < T(0) ? OCI_NUMBER_SIGNED : OCI_NUMBER_UNSIGNED, &result);
monah_tuk
29.05.2015 09:40А для чего вы определили ее вообще? Можно ведь написать так:
можно. Но для наглядности я бы вообще так сделал:
const static bool bSigned = T(-1) < T(0); const static uword flags = bSigned ? OCI_NUMBER_SIGNED : OCI_NUMBER_UNSIGNED; // в случае C++11 можно и одной строчкой: из контекста и так понятно что происходит, а что такое T(-1) < T(0) сто пудов не сходу вспомнится: //constexpr static uword flags = std::is_signed<T>::value ? OCI_NUMBER_SIGNED : OCI_NUMBER_UNSIGNED; ... OCINumberToInt (hError, ociNumber, sizeof(T), flags, &result);
просто читабельность повыше. Оптимизаторы нынче умные. Можешь пометить как constexpr (C++11) и, я думаю, оно в компайл-тайме посчитается (а может и так соптимизируется). А код разбирать потом зело удобнее будет.
monah_tuk
Опасно. Использовать и молиться, что бы ничего в классе не изменилось.
phprus
Если библиотека гарантирует совместимость ABI, то пока он не изменится ничего в этом конкретном случае не сломается.
А на случай изменения ABI и перекомпиляции приложения такие костыли нужно оборачивать в static_assert, правда как можно сделать проверку в этом случае я сходу не представляю.
kdekaluga Автор
Опасность есть, согласен. Лично для себя (в MSVC12) я использую для проверки вот такой код (его можно вставить в место инициализации программы):
Дело в том, что студия разрешает ассемблерному коду свободный доступ к private членам класса. Таким образом я получаю смещение члена data, а затем проверяю, что оно равно нулю.
Код так же не дает 100% гарантии — если вдруг в будущей версии под именем data будет совсем другой член. Но это маловероятно.
RPG18
В отдельной единице трансляции:
phprus
Так как там есть приватные функции эта замена сломает ABI.
RPG18
Можно поподробней, почему сломается?
phprus
techbase.kde.org/Policies/Binary_Compatibility_Examples#Change_the_access_rights
Может изменится декорированное имя метода (а в MSVC точно изменится).
А вообще, про ABI C++-библиотек есть хорошая документация от KDE: techbase.kde.org/Policies/Binary_Compatibility_Issues_With_C++
RPG18
В С++ есть принцып: не платим за то, что не используем. На этом принципе основаны различные проверки во время компиляции, примеры можно почитать у того же Александреску.
Если мы объявляем функцию
а реализацию изолируем в отдельной еденице трансляции extractOCINumber.cpp
то ничего не сломаем. Зато получаем проверку есть ли член-данное, имеет ли оно нужный нам тип, верное смещение данного в классе.
monah_tuk
после:
я бы добавил:
:-)
phprus
Да, в таком случае если в этой единице трансляции ничего из методов класса oracle::occi::Number вызываться не будет, то ничего сломаться не должно.
Кажется я немного погорячился жесткостью требований для полей. Но для вызова приватных методов это уже не сработает.
kdekaluga Автор
Я всегда был против такого решения. Использовать встроенный asm в данном случае меньшее зло.
monah_tuk
На уровне асма и машинных кодов различий между public/private/protected нет, это асбтракции для человека. Но этим ещё и переносимость ломается. Но под задачу.