Cafe X — так называется новая кофейня, открывшаяся на днях в Сан-Франциско. Здесь обслуживанием посетителей занимается автоматика. Кофейня очень невелика, но её особенность, роботы и автоматизация, привлекает большое количество посетителей. Заказы робот принимает по смартфону, хотя можно воспользоваться и локальным терминалом. Готовит все робот, отдает клиенту заказ — тоже робот. Выглядит это кафе как гибрид торгового автомата и кофейни. Кофе готовится при помощи двух кофемашин WMF. Каждый из аппаратов может готовить семь напитков различного типа, причем есть возможность выбрать один из трех сортов кофе.
При желании в свой напиток можно добавить молоко или сиропы. Стоимость одного напитка составляет $2-3, что, в принципе, не слишком дорого для этого региона. Кофейня называется так же, как и компания, ее создавшая. Cafe X — это стартап, который уже получил $5 млн от инвесторов. Среди компаний, предоставивших средства — The Thiel Foundation, Social Capital, Khosla Ventures, Jason Calacanis, и Felicis Ventures. Благодаря инвестициям Cafe X открылось и в Гонконге. Здесь роботизированная кофейня выдает покупателям около 1000 чашек кофе в неделю.
Роботизированные кофейни не являются чем-то уникальным для Сан-Франциско. Здесь же работает и другая компания, которая создает киоски похожей конструкции. Называется компания Eastsa, правда, подает она не кофе, а киноа — особый сорт крупы. Цель этой компании — максимально быстрое и эффективное обслуживание клиентов.
Что касается компании Cafe X, то у нее схожие цели. «Если вам нужен действительно хороший кофе, часто приходится ждать продолжительное время, если вы спешите, то это проблема», — говорит основатель компании Генри Ху. «Мы считаем, что автоматизировав процесс, позволив клиентам использовать для заказа мобильные устройства, можно быстро обслуживать посетителей, готовя для них отличный кофе».
Когда заказ готов, Cafe X отправляет клиенту текстовое сообщение с четырехзначным числом. Это код подтверждения получения заказа, который необходимо ввести в терминале киоска. Если все правильно, роботизированная рука (производства Mitsubishi) снимет стаканчик с подставки с подогревом и предоставит его покупателю, поставив на полочку. Отсюда стаканчик можно забрать и уже в полной мере насладиться своим напитком.
Код необходим для того, чтобы исключить обман робота. Плюс такого типа обслуживания в том, что робот-бариста всегда услышит своего клиента и никогда ничего не перепутает. Кроме того, миниатюрная кофейня не даст забрать чужой стаканчик с латте или другим кофейным напитком.
К слову, бесконечно робот ждать не будет — если клиент не заберет свой кофе в течение шести минут, напиток будет утилизирован. При этом если клиент все же появится впоследствии, ему будет бесплатно выдан новый напиток. В процессе принятия заказа робот анализирует местонахождение клиента. Так что, в первую очередь, заказы принимаются и отдаются клиентам, которые находятся поблизости. Что касается нескольких минут ожидания и восьми подставок с нагревом, то, по словам разработчиков, их всегда хватает. Клиенты получают все вовремя и без столпотворения даже в Гонконге. В час робот-бариста готовит 120 напитков — это максимум, быстрее робот готовить не в состоянии.
Большой плюс робота в том, что если вы получили от него хороший кофе сегодня, то сможете попробовать этот же напиток и через год. В кафе, где работают бариста-люди, так не получится. Сегодня у баристы может быть отличный кофе, завтра — похуже, а через год — его место и вовсе займет человек, который кофе готовить почти не умеет. Все относительно, но в большинстве случаев это так. Кроме того, роботу-баристе не нужно платить заработную плату, кофейню можно разместить на относительно небольшой площади.
Используются роботы не только в кофейнях, но и в ресторанах, барах и кафе. Правда, держать таких роботов, как оказалось, не слишком выгодно. Например, в Китае несколько роботизированных ресторанов закрылось. Проблема в том, что у таких роботов очень ограниченная функциональность. Зато стоимость среднего по качеству робота-официанта составляет около 8 тысяч долларов США. Плюс нужно еще учитывать и несколько сотен долларов в месяц, необходимых для технического обслуживания и ремонта. Еще в 2015 году на Taobao были выставлены на продажу 170 роботов, но никто из них не был куплен.
Комментарии (45)
FiLunder7
31.01.2017 18:39А если там что-то засорится, приходит специально обученный человек который сидит в этом же кафе? Как вообще с надежностью всей системы интересно.
nikitastaf1996
31.01.2017 18:44+2Относительно недавно прошла новость про робо руку.Называется Franka.Если выпустят то стоимость 10000$.Что не так уж и много.
asci
31.01.2017 19:22+9А в чем отличие от кофемашин, которые на каждом углу? (ну кроме руки, от которой особого толку, кроме вау-эффекта)
dipsy
31.01.2017 19:47+9Действительно, чего-то не хватает в системе, как минимум 3D-принтера и квадрокоптера.
General_Failure
01.02.2017 14:14Что принтер будет печатать, фигурную кофейную пенку? Или чашку?
А квадроккоптер зачем, чтоб сливки и сахар в чашку привозить?Chamie
01.02.2017 15:03Квадрокоптер будет взлетать на месте с номером заказа, распечатанным на 3D-принтере. Вместо флажка и крика «Заберите заказ №…!»
Да, и в стаканчики обязательно встроить NFC-метки с QR-кодом, по которому можно скачать приложение для смартфона, показывающее количество выпитых стаканчиков в статус-баре и позволяющее постить это число в Фейсбук и Инстаграм, подписавшись на официальную страницу кофейни.
tmin10
31.01.2017 20:07Вот тоже сразу подумал о вендинговых кофеавтоматах. Насколько я понимаю, кофе там тоже не сублимированный используется, а мелется непосредственно при приготовлении. Но видимо кофеманы видят разницу…
Kardy
31.01.2017 21:30+1не особо кофеман, (кофе пью где-то раз в месяц), но разница не то что чувствуется, а очень чувствуется. Где-то как между ролтоном и блюдом в итальянском ресторане.
artskep
31.01.2017 22:15+2Сравнивать надо подобное с подобным.
Понятно дело, что бариста, который постоянно стоит у стойки и следит за температурой/качеством и т. д. потенциально будет продавать кофе лучшего качества. Даже если все автоматизировано (хотя эспрессо, если быть честным, изначально автоматизировано в отличие от турки, ибо в этом и суть изобретения — машинным способом прогонять горячую воду через кофе).
И, я полагаю, хорошая вендинговая машина с бОльшим количеством датчиков и бОльшими затратами на настройку/обслуживание могла бы дать как минимум сравнимые результаты с машиной с бариста (правда не факт, что получилось бы дешевле).
Но как заказ по мобильнику и красивая роботизированная рука могут повлиять на вкус кофе — это мне не ведомо.upsilon
31.01.2017 23:03Не знаю про какие вы вендиговые машины, но из них откровенные помои выливаются (и заливается тоже непонятно что). Ну и кнопка регулировки сахара, которая даже на самом минимуме выдает сладкий кофе =)
Nikobraz
02.02.2017 04:03Как работавший в этой отрасли скажу, очень многое зависит от качества ингредиентов(а вы думаю знаете, что особенность национального бизнеса — это экономить на спичках, да и качественные у нас днем с огнем не найти) и от настроек.
Как думаете, как настроит автомат человек, который не понимает в кофе и не любит его? В лучшем случае по стандартной табличке.
cyberly
01.02.2017 06:07А я знаю место, где бариста делает помои)) Думаю, владельцы многих автоматов просто не имеют в виду ценителей, и там используется сырье подешевле и, может быть, по технической части где-то углы срезаются (ТО пореже, тех персонал пониже квалификацией).
darthmaul
31.01.2017 21:29+1Кофе из кофемашины как ни странно хуже приготовленного в ручной эспрессо — машине, не знаю почему. Другой вопрос, неужели модернизировать кофемашину чтобы она делала хороший кофе сложнее, чем разработать этого робота?
artskep
31.01.2017 22:20+2Смотря какая машина. Смотря кто стоит у рожка. И смотря как пробовать.
Когда сам готовишь — есть некоторый человеческий фактор, который искажает восприятие и кажется, что «вкуснее». Хотя первые попытки готовить самому вручную — как правило такое «оно» получается, что никаких сомнений нет (ошибки с помолом, плотностью забивки и т. д.).
Как правило, если не профи, то хорошая (правда недешевая) машина автомат сделает кофе лучше.
black_semargl
03.02.2017 11:301) Качество. Всё-таки кофейня предполагает ответственность за результат — если люди вложили деньги, они будут стараться не потерять клиентов. Владельцам же автомата в проходном месте похрен.
2) возможность заказать кофе заранее и не ждать пока приготовится.
Alter2
31.01.2017 20:12+5Большой плюс робота в том, что если вы получили от него хороший кофе сегодня, то сможете попробовать этот же напиток и через год. В кафе, где работают бариста-люди, так не получится. Сегодня у баристы может быть отличный кофе, завтра — похуже, а через год — его место и вовсе займет человек, который кофе готовить почти не умеет.
Надо же, не знал что умение брать стакан с кофе из кофеварки и ставить его на стол так влияет на вкус кофе.Samoglas
01.02.2017 01:16Вы наверное, кофе не любите? (без этой фразы из Мимино не обойтись ) )
Я его не люблю, но разницу все равно чувствую.
Приходим в кофейню с другом и знаем, что если бариста будет этот, лысый — кофе будет отличный, а остальные его коллеги так готовить не умеют.Ra-Jah
01.02.2017 09:54Эффект плацебо, вы же выделили критерий. Почему не допускаете, что коллеги иногда в хорошем настроении готовят лучше, а лысый заболел(потерял пса) и оплошал? Так эти кофейни работают, в них особо нет нужды, но имя не правильно написали на стаканчике — инфоповод обсудить с друзьями, лысый опять на смене — инфоповод, на доске котика мелом нарисовали — милота, инфоповод. Кто вообще из посетителей спрашивает какой там сорт кофе и проверяет накладные? Главное это стильная тусовка с пончиками (как в фильмах про нью-йоркских полицейских) и вкус кофе сразу становится лучше.
Desprit
01.02.2017 10:47Нет, не эффект плацебо. Разные бариста на одном и том же оборудовании готовят совершенно по-разному. Работал в Венеции и был бар прямо за стеной. Кофе отличался практически всегда. А бариста было что-то около 5 человек. Процесс на вид процентов на 90 автоматический.
Ra-Jah
01.02.2017 10:55Да не, не в том суть. Если в кофейне бездушный аппарат кофе готовит, кто туда пойдет? Где бариста с рыжей прикольной бородой, где пончики для твоей девушки, где милые маршмелоу в форме кошачьих мордочек? Мне кажется хайтек и кофе не совместимы. Скорее морковный сок.
Впрочем, я просто не люблю хайтек, а серьезные джентльмены предпочитают, чтобы кофе им приносила не роборука, а помощница в синей блузке в горошек.Desprit
01.02.2017 16:28К бариста с рыжей бородой когда есть время и к роборуке по дороге на работу, например.
Samoglas
03.02.2017 02:15Эффект плацебо, вы же выделили критерий.
И, надеюсь, Вы правильно поняли, что это — не лысина бариста, а вкус кофе?
Почему не допускаете, что кофе может быть разный и люди могут это узнать на вкус?
Сначала был разный кофе по вкусу, а потом уже стали смотреть, а кто его, собственно, приготовил и почему сегодня он на вкус не так, как вчера.
И да, могу предположить, Вашим следующим аргументом может быть линк на Вики со списком когнитивных искажений. )
>Кто вообще из посетителей спрашивает какой там сорт кофе и проверяет накладные?
Какой смысл, там же ничего не гарантируют по составу сырья? Да и по вкусу то же. )Ra-Jah
03.02.2017 09:51Я допускаю, но часто слышу как люди, которые вчера узнали о кофе, на полном серьёзе рассуждают о его вкусовых качествах и уровнях работы кофеен и дело не в малом опыте, а в отсутствии аргументации. Это все вытекает в подмену понятий и становится «нравится атмосфера заведения» = «хороший кофе». Наблюдая за поведением целевой аудитории могу сказать, что для этих людей в кофейне вкус кофе не главное (разумеется это не должны быть откровенные помои). Подчас, даже большее значение имеет расположение. Никто просто ради стаканчика кофе не пойдет два квартала вниз. Только к хорошо знакомым, или потому что там клёвое место или «всегда там тусуемся». Вот еще из забавного, школьники и студенты любят купить кофе в дорогу и ходить со стаканчиком. Хотя, студента медунивера я еще пойму, выпить кофе в дороге и перекусить находу, это сэкономить 5-10 минут своего времени. Молодежь(ой да и не только) часто подражает, вот именно тут и кроется секрет успеха.
Полная автоматизация кофейни это интересно конечно, без сомнения найдет свою нишу, но вытеснить традиционные кофейни вряд ли сможет. Это мое скромное мнение и оно не распространяется на абсолютно все случаи )
taras
31.01.2017 20:46+3Скорее всего ребятам не хватило ресурсов/времени/мозгов дооформить идею. В идеале, подразумевалось наличие робота-баристы, который именно готовил бы кофе сам, а не действовал в качестве манипулятора для стаканчика.
Идеальное решение:
1. Ночью и во время бездействия робот жарит кофе
2. Непроданный кофе за прошлый день — пакует вечерами по пакетам и продает для употребления дома.
3. Сам занимается помолом
4. Сам регулирует количество воды и молока
5. Умеет рисовать картинки на молочной пенке (в идеале — фоточки из профиля в инстаграме плательщика)
6. Умеет делать 2 и более напитка одновременно в появившиеся промежутки времени
7. Умеет сам обслуживать кофежарку, кофемолку и саму кофеварку.
8. Постит в инстаграмчик свое с покупателем селфи.
Ничего нереализуемого, между прочим здесь нет. Просто не дожали.GoldGoblin
31.01.2017 22:25Поддерживаю, вы описали робота бариста а топик про вендинг аппарат с рукой.
blindozer намного сложней.
upsilon
31.01.2017 23:11Может быть в будущем такой план и есть, но хотят (попытаться) получать прибыль уже сейчас, или выявить возможные проблемы на этом этапе.
sbnur
31.01.2017 22:40Вкус кофе зависит от качества воды и кофейных зерен, не говоря о том, как и когда происходит очистка техники — поэтому кофе кофе сегодня и кофе через год (даже через неделю) — это две большие разницы
ntfs1984
01.02.2017 01:50Не совсем понимаю в чем новизна. У нас в СНГ уже давно стоят кофейные аппараты: бросил монетку — получил стаканчик с кофе. Даже можно выбрать количество сахара и сорт кофе.
Или ребята думают что придав аппарату футуристичный белый глянец, и руку которая не нужна — они изменят суть автоматического кофейного аппарата?
Old_Joe
01.02.2017 01:51При корректном обслуживании, надежность на высоте.
Да и аппаратов на видео два.
А на счёт специально обученного человека, такую кофейню надо ежедневно обслуживать… Мыть, заправлять расходники…
При максимальной нагрузке, заправлять придется значительно чаще…
AleksandrKuzmin
01.02.2017 01:51Ну блин, и стартап — взяли кофемашины WMF и прикрутили к ним манипулятор — это как вместо экскаватора изобрести робота с лопатой в руках) Манипулятор аменяет не бариста, а «младшего подавана», т.к. процесс заварки кофе сосредоточен в автоматической профессиональной кофемашине, к созданию которой устроители сартапа не имеют никакого отношения.
Кофемашины WMF требуют ежедневного ухода, особенно молочная система — ее нужно обслуживать с частичной разборкой некоторых важных узлов, выдающих горячее порционное молоко и молочную пену. Экономия времени тоже весьма сомнтельна, уверен, что аппарат от Costa Express выдает клиентам напитки быстрее и в большем ассортименте)
Smallllk
01.02.2017 01:51Этот робот настолько же бариста, насколько и охранник в аэропотру — пилот. Про повторимость результата, могли бы сравнить еще театр и dvd-диск — если представление записанное на диске вам сегодня понравилось, вы сможете посмотреть точно такое же и завтра, в отличии от ненадежных актеров, которые постоянно болеют, беременеют, подменяют слова, изнашивают костюмы…
igrig
01.02.2017 01:51Мы считаем, что автоматизировав процесс, позволив клиентам использовать для заказа мобильные устройства, можно быстро обслуживать посетителей
Что мешает снабдить того же бариста подобным девайсом
Zoolander
01.02.2017 08:15// Большой плюс робота в том, что если вы получили от него хороший кофе сегодня, то сможете попробовать этот же напиток и через год. В кафе, где работают бариста-люди, так не получится
Через месяц уже робот сгрузит патч, в котором операции с Float будут заменены на операции с Double или, еще лучше, с BigDecimal — и этого будет достаточно, чтобы изменить вкус.
Хотя я согласен, что робот будет заметно стабильнее, чем бариста. Но кроме патчей, не следует также еще забывать о том, что могут и будут меняться ингредиенты — как из-за смены поставщика, так и из-за смены экономической политики хозяина точки.
У нас в библиотеке университета стоит кофейный автомат — никто не мешает хозяину засыпать в него хороший кофе. Но естественно, он засыпает в него самый дешевый.AleksandrKuzmin
01.02.2017 14:20Вкус кофе, приготовленный профессиональными автоматическими кофемашинами зависит не столько от «премальности» кофейного зерна, сколько от его изначальной пригодности для использования в автоматических кофемашинах. При ручной варке опытный бариста подстраивается под особенности кофейной смеси — автомат лишен этого навыка. Поэтому для того, чтобы вкус «автоматического» кофе был неизменен во времени, для кофейных автоматов необходимо использовать смеси, специально изготовленные для автоматических кофемашин, что почти повсеместно игнорируется. В РФ исключение составляют лишь Starbucks, McDonalds и сеть АЗС Газпромнефть — они используют именно такие кофейные смеси, остальные забивают на это технологическое требование и не парятся вкусом кофе в своих заведениях.
Chamie
01.02.2017 15:25Т.е., вот та жижа, которую в «макдаке» продают — это правильный кофе? Или суть просто в том, что во всех «маках» жижа стабильно одинаковая?
Nikobraz
02.02.2017 04:08Иркутск, Nicovend.
По-крайней мере в 2010 году у нас были только специализированные ингредиенты, вплоть до сахара. И это была принципиальная позиция руководства.
Nikobraz
02.02.2017 04:06Авторы робота ни черта не понимают в кофе.
С кофемашиной есть место творчеству, а кофейный автомат, наоборот обеспечивают максимальную повторяемость результата.
kutensky
$2-3 — это очень даже дешево. Если учесть что в Starbucks и Peat's Coffee кофе стоит от $4.
Кстати, для тех кто рядом, он находится по адресу 135 4th Street.
sonca
Вы уже пробовали? Сравнимо со Старбаксом?