Американская компания Apple откроет в России первый собственный сервисный центр полного цикла обслуживания. Причиной этому стали дела, которые Федеральная антимонопольная служба возбудила против российской «дочки» компании из Купертино летом 2016 года.
Регулятор усмотрел в действиях (в данном случае в бездействии, — прим. ред.) Apple нарушение антимонопольного закона «о защите конкуренции». В сообщении на официальном сайте ФАС говорится:
Антимонопольное ведомство установило, что в действиях ООО «Эппл Рус» — единственного поставщика продукции Apple inc в Россию содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по необеспечению возможности использования продукции Apple inc (iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus) в течение срока ее службы.
Причиной к возбуждению антимонопольного и уголовного дела против российского представительства Apple — компании «Эппл Рус» стало обращение в ведомство одного из граждан в 2016 году. Аттестованные Apple сервисные центры отказали ему в замене поврежденного дисплея по причине отсутствия официальных поставок подобных запчастей в РФ. Гражданину предложили произвести замену с доплатой (по всей видимости, за покупку дисплея где-то «на стороне», — прим. ред.), после чего он обратился в ФАС России.
«Эппл Рус» является единственным официальным поставщиком продукции компании в РФ. Произошедшее в ФАС истолковали следующим образом: если официальных поставок ряда запчастей в страну нет, то это нарушает антимонопольное законодательство, то есть компания «Эппл Рус» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке.
За это представительство Apple могло быть оштрафовано, но в отличии Google, которая без конца судится с антимонопольщиками последние полтора года, «Эппл Рус» пошла на мировое соглашение с ФАС.
Юристы компании подали ходатайство о рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона «о защите конкуренции». Согласно его тексту компания могла просто получить предупреждение от регулятора с требованием устранить нарушения, что в свою очередь и сделала ФАС. Исходя из соглашения, «Эппл Рус» обязуется до 1 мая 2017 года открыть официальный сервисный центр на территории Российской Федерации, в котором будет предоставляться весь спектр услуг по гарантийному и прочему обслуживанию техники компании Apple.
Действия ФАС, с оглядкой на мировую практику сложно назвать революционными: пока во всем остальном мире, в особенности на родине Apple, в США, с компанией-производителем борются за право свободного ремонта техники Apple любыми сервисными центрами, в РФ нет поставок комплектующих даже для СЦ, авторизированных самой Apple. И, по всей видимости, компания из Купертино и не планирует их начинать, избрав путь открытия единственного сервисного центра под собственным контролем вместо снабжения запчастями своих партнеров в России.
Необходимо отметить, что отвертеться от ФАС у «Эппл Рус» не выйдет: ведомство не закрыло дело против компании, а просто перенесло его рассмотрение на более позднюю, чем 1 мая 2017 года, дату. Если представитель Apple не выполнит данное им обещание, то о «полюбовном» решении вопроса можно будет забыть. То, что ФАС не боится штрафовать и судиться с технологическими гигантами отчетливо видно по истории с Google.
Комментарии (61)
DmitrySpb79
20.02.2017 22:30Мне всегда казалось что Apple не ремонтируют девайсы, а просто выдают другой.
zikasak
20.02.2017 22:40+1Речь не про гарантийный случай.
А при гарантийном в рф меняют, в США и некоторых других странах — чинят, если возможноmukizu
20.02.2017 23:23У нас тоже чинят. Мне на 6ке, после того как тач перестал работать, сначала что-то там заменили, а потом, когда я при них проверил и указал на то, что проблема осталась, хоть и проявлялась реже — заменили аппарат.
MAXInator
21.02.2017 10:46+1Apple о устранении признанного заводского дефекта:
Для замены аккумулятора найдите участвующий в программе авторизованный сервисный центр компании Apple. Перед любым обслуживанием устройство iPhone будет осмотрено на предмет работоспособности и соответствия условиям данной программы.
Позвоните вашему сервисному представителю, чтобы уточнить, что услуга по замене аккумулятора предоставляется в день вашего визита к нему
Вы:
Apple на любой чих (буквально) меняет аппарат на новый
Сами-то противоречий не замечаете?zikasak
21.02.2017 19:35В такой формулировке противоречие действительно есть. И как выше подсказали, все-таки чинят. Но отзывы о ремонте Apple в РФ не замечал (либо у меня когнитивное искажение и их существование просто игнорировал)…
А вообще текст может быть общим для многих стран (просто переведенным на другой язык).
rudomilov
22.02.2017 06:23Хм, а разве производитель обязан заниматься вопросами негарантийного ремонта? Например, если телефон дядюшки Ляо из самарской Евросети нельзя нигде в Самаре починить — это повод для ФАС? Дядюшка Ляо или Евросеть должна обязать местные СЦ без гарантии ремонтировать данные телефоны за деньги потребителей?
Кстати, где здесь сама по себе монополизация рынка, раз ФАС (антимонопольная служба) вмешивается? Если сами СЦ не хотят ремонтировать телефоны, не хотят ввозить компоненты — причем тут Эппл?
Я совершенно не понимаю сути проблемы и в чем виновата Эппл. Возможно, потому что продуктами Эппл никогда не пользовался, не знаю даже.Ezhyg
22.02.2017 09:17а разве производитель обязан заниматься вопросами негарантийного ремонта?
Встречный вопрос, а кто обязан заниматься не гарантийным ремонтом штукуёвины, выпускаемой одним единственным «производителем», а по совместительству продавцом и надсмотрщиком?
Почитайте Закон чтоли, ну просто ради интереса и общего развития.
сами СЦ не хотят ремонтировать телефоны, не хотят ввозить компоненты — причем тут Эппл?
Ввозить что и откуда?
Даю подсказку — при том, что они (не СЦ, а Йаббл) «производят», владеют и распоряжаются этими компонентами, в том числе их распространением.
Я совершенно не понимаю сути проблемы
В этом и сложность проблемы — не понимаете, но не высказать мнение не можете (здесь и ещё в двух местах ниже)
потому что продуктами Эппл никогда не пользовался
закройте название марки и подставьте %some_brand%rudomilov
24.02.2017 08:56Встречный вопрос, а кто обязан заниматься не гарантийным ремонтом штукуёвины, выпускаемой одним единственным «производителем», а по совместительству продавцом и надсмотрщиком?
Любая желающая фирма. Это же негарантийный ремонт.
Почитайте Закон чтоли, ну просто ради интереса и общего развития.
Т.е. если условный дядюшка Ляо продает через Aliexpress россиянину товар, который невозможно отремонтировать в городе покупателя — он нарушает закон?
Соответственно, дядюшка Ляо для предупреждения проблем с российским законодательством обязан запретить покупку своих товаров россиянами?
Ввозить что и откуда?
Даю подсказку — при том, что они (не СЦ, а Йаббл) «производят», владеют и распоряжаются этими компонентами, в том числе их распространением.
Возить из-за рубежа, например. Что мешает закупать компоненты за рубежом? Или компоненты продуктов Эппл запрещено перепродавать?
В этом и сложность проблемы — не понимаете, но не высказать мнение не можете (здесь и ещё в двух местах ниже)
Не стоит хамить. Пишу я из-за того, что я не вижу проблемы.
Кто-то заставляет покупать продукты Эппл? Нет, это не единственный продукт на рынке. Поэтому о монополии говорить нельзя.
Если человек не нравится что-то в продукте (в т.ч. стоимость негарантийного ремонта) — он может ее просто не покупать, раз есть альтернативы.
закройте название марки и подставьте %some_brand%
Закрыл. Ваш посыл не понял. Если мне что-то в каком-то продукте не нравится — я его просто не покупаю. А не заставляю производителя переделывать продукт под меня.
Покупатель голосует рублем. Хорошие продукты покупает, плохие не покупает. За продукты с хорошим постпродажным сервисом платит, а за продукты с плохой поддержкой — нет.
Как мне подсказывает логика, продавец в паре с производителем обязан заниматься возвратами, гарантийным ремонтом. А почему их хотят заставить что-то куда-то продавать вопреки их воле — это мне непонятно. Эппл — не монополист, не единственный производитель, да и даже не крупнейший поставщик. Имхо, антимонопольное законодательство его по определению не может касаться.
У меня создается впечатление, что ФАС просто хочет чьи-то бизнес-интересы продавить.Ezhyg
24.02.2017 14:25Не стоит хамить.
Это не хамство, это прямое указание на отсутствие присутствия у вас видения всей перспективы. Уж точно не я в этом виноват!
(а чтоб я начал хамить это ещё потрудиться надо :D)
Вы задаёте вопросы на которые есть простые ответы, мало того, уже данные, ещё до ваших вопросов. Судя по всему, прочитав мой комментарий, вы не задумались, не поставили себя на место покупателя или СЦ. Ничем другим ваши фразы ниже я объяснить не могу.
(есть конечно вариант «запереться в раковине», но пока я его не рассматривал)
> не знаю даже.
> Я совершенно не понимаю сути проблемы
> я не вижу проблемы.
> Ваш посыл не понял.
антимонопольное законодательство его по определению не может касаться.
Так может и права потребителя к лешему, т.е. и ЗоЗПП нафиг?
Ниже вы спрашиваете…
есть какое-то установленное законом право
Уж не простите, но я кому ссылку на закон давал в предыдущем комментарии?!
Не хотите читать — идите в сад.rudomilov
26.02.2017 06:00Это не хамство, это прямое указание на отсутствие присутствия у вас видения всей перспективы. Уж точно не я в этом виноват!
Могу сказать ровно то же самое.
Вы задаёте вопросы на которые есть простые ответы, мало того, уже данные, ещё до ваших вопросов. Судя по всему, прочитав мой комментарий, вы не задумались, не поставили себя на место покупателя или СЦ. Ничем другим ваши фразы ниже я объяснить не могу.
Не сомневайтесь, я не раз бывал в магазинах и СЦ. Но даже при всех усилиях не вижу для себя проблемы. Если мне что-то не нравится в товаре — я его просто не покупаю, а не заставляю производителя под меня подстраиваться.
Повторюсь, вы ищете несуществующую проблему.
Так может и права потребителя к лешему, т.е. и ЗоЗПП нафиг?
Какие права потребителя конкретно нарушаются в данном случае?
Уж не простите, но я кому ссылку на закон давал в предыдущем комментарии?!
Прочитал и вам ответил, но вы в очередной раз суете голову в песок. ОК, сделаю копи-паст:
«Т.е. если условный дядюшка Ляо продает через Aliexpress россиянину товар, который невозможно отремонтировать в городе покупателя — он нарушает закон?
Соответственно, дядюшка Ляо для предупреждения проблем с российским законодательством обязан запретить покупку своих товаров россиянами?»
Я бы хотел увидеть правоприменительную практику данной статьи, т.к. она не соответствует логике и практике продаж товаров в России.
Возможно, заодно еще обязать производителей телефонов выпускать новые прошивки в течение н лет? Ну, мол, раз глупенькие покупатели не смотрят на
Ваша логика напоминает мне желание создать СССР-2, где власти будут определять все-все-все до последнего чиха. А вот смотреть на жизнь на остальной части планеты, развивать рыночными методами — это, мол, как-то слишком долго и сложно.
xmax
20.02.2017 23:492 гарантийных случая было — кнопка home на ipad mini 2 иногда не работала с первого-второго-...-пятого тычка. Заменили на новый в АСЦ. Второй случай — процессор на 6s по ходу кончился. Выключился, включаться не хотел, сразу ребут. Из DFU прошивался с 3-го раза и потом хватало на 10-15 минут работы.
В обоих случаях — замена аппарата занимала не более 4 дней. И это включая выходные и то, что АСЦ в СПб.
3aicheg
21.02.2017 04:26+8Почему всякий раз необходимо про компанию из Купертино написать, что она из Купертино? Кому-то, вообще, есть дело до этого Купертино? Кто-нибудь знает — что за Купертино, где оно, зачем оно, чем знаменито, кроме наличия там компании из Купертино? Или, может, горит желанием узнать?
Welran
21.02.2017 05:44+5Видимо переходит в разряд «тот чье имя нельзя называть» :). А серьезно что бы избежать тавтологии.
ProRunner
21.02.2017 10:12+1Как уже отметил welran, чтобы избежать тавтологии. Вы явно никогда не писали новостных сюжетов. Для редактора новостей лучшим другом становится словарь синонимов, чтобы не повторять одно и тоже через каждые два слова.
Наличие Apple в каждом предложении будет выглядеть ещё хуже. Поэтому и приходится фантазировать — Apple, компания, компания из Купертино, «яблочная» компания и т.д.3aicheg
21.02.2017 10:50Пересчитаем употребление «синонимов» в новостном сюжете: Apple, компания из Купертино, Apple, Apple, Apple, Apple, Apple, компания, Apple, компания, Apple, Apple, Apple, Apple, компания из Купертино, Apple. Как видим, автор запросто лепит «Apple» по четыре-пять раз подряд и не заморачивается. Так что нет.
ragequit
21.02.2017 12:10Вы пропустили еще 7 раз «Эппл Рус» между упомянутыми Apple.
vvzvlad
21.02.2017 12:44Это все-таки разные компании, а не синонимы. "Компания из Купертино" можно заменить "Apple", а вот с "эппл рус" это не пройдёт.
3aicheg
21.02.2017 14:03Можно найти адрес главного офиса «эппл рус» и употреблять «компания оттуда-то». Правда, получится, боюсь, что-то в стиле луркморской статьи про героев России…
ub9obe
21.02.2017 07:45Я чёт недогоняю. Если тушка гарантийная, а человеку отказали, видимо случай признали не гарантийным (сам раздавил). Какие претензии к производителю?
Если тушка гарантийная, признали гарантийным, человек отказался на замену и требовал ремонта.
Если тушка не гарантийная, какие претензии к производителю?markmariner
21.02.2017 08:17+1Такие, что если даже Эппл Рус (как официальный представитель) не получает запчастей, а другим Эппл ничего не обязан, то потребитель ограничен в своих правах на ремонт, мол, Эппл специально это делает, чтобы он был вынужден купить новый телефон.
Ранее Петров обратился в авторизованный сервисный центр Apple в России с просьбой отремонтировать дисплей его iPhone SE стоимостью 39 990 рублей (с памятью 64 Гб). Но в центре Apple от ремонта отказались, предложив заменить телефон целиком с доплатой в 22 200 рублей, объяснив это тем, что Apple не поставляет в Россию дисплеи для iPhone. Но по мнению Петрова, по закону производитель должен обеспечить использование товара в течение 10 лет, что подразумевает поставку запчастей. Вместо этого Apple навязывает покупку нового смартфона по цене, которая превышает стоимость замены экрана iPhone (в США эта услуга стоит $129 или чуть более 8000 рублей).
http://www.forbes.ru/news/334937-fas-vozbudila-novoe-delo-protiv-apple-iz-za-remonta-displeev-iphoneub9obe
21.02.2017 10:47-2Как по мне, проблема «высосана из пальца». Ну не хочет авторизованный СЦ зарабатывать на не гарантийных ремонтах, флаг в руки. Понесу деньги в любой сервис где мне поставят модуль от дядюшки ляо, который визуально ничем не отличается от родного…
MAXInator
21.02.2017 11:12+1Этот подвальный ремонт, спровоцированный самим производителем, вызовет ваше поражение в праве получения гарантийного ремонта в последующем. То есть вас вынуждают лишиться гарантии.
rudomilov
22.02.2017 06:16Хм, а где-то законодательно закреплено, что производитель обязан поддерживать возможности негарантийного ремонта своих изделий? Мне всегда казалось, что он обязан гарантию предоставлять и исполнять, а вот если в данном городе (или даже стране) никто не ремонтирует данные изделия просто так, то это не его проблема.
Pshir
21.02.2017 11:16+1Далеко не все согласны идти в любой сервис и ставить модуль от дядюшки Ляо, не получая при этом никаких гарантий работоспособности.
max_bma
21.02.2017 17:48А может СЦ просто не покупает оригинальные запчасти так как понимают что клиенты будут менять только на деловые. Кому в России нужна замена дисплея по цене нового iphone
rudomilov
22.02.2017 06:46Что такое «право потребителя на негарантийный ремонт»? Производитель обязан дать возможность негарантийного ремонта своих изделий? А в течение какого срока с момента выхода продукта? Год, 10 лет, 100 лет?
maxpsyhos
22.02.2017 13:02Ну хотя бы по принципу «для всех одинаково». Раз выпускает запчасти, то продавать должен всем и по одинаковому прайсу. А не так, что своим всё и за дёшево, вот этим только половину и за дорого, а вон те папуасы вообще перебьются.
rudomilov
24.02.2017 09:02Полагаю, что по российским законам фирма не обязана продавать свои изделия всем желающим. Хочет — продает. Не хочет — не продает. Точно так же, как если пришел в ресторан человек в грязной одежде, ведет себя неподобающе или попросту не понравился лицом — заведение может отказаться его обслуживать.
И уж тем более не обязана по одной и то же цена — может быть скидка в зависимости от оборота, срока сотрудничества и Бог еще знает каких критериев.zikasak
24.02.2017 10:53426 ГК РФ.
rudomilov
26.02.2017 05:53По обязанности предоставления услуг вы о данном абзаце?
3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Полагаю, что ни для кого не составит проблемы найти причины отсутствия «возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги».
В противном случае мы имеем, что ресторан обязан обслуживать посетителя, от которого разит мочой и он распугивает посетителей?
А по ценам — речь об этом?
2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.
Ключевая фраза — «соответствующей категории».
В противном случае окажется, что оптовые цены окажутся запрещены. Видимо, 1 кг сахара должны будут продавать по такой же цене, как в пересчете на килограмм 100 т одной партии?
markmariner
23.02.2017 03:36У каждого продукта есть некий срок службы (который больше гарантийного). Вот в течение этого срока и должен обеспечиваться ремонт.
rudomilov
24.02.2017 08:44Хм, а на то есть какое-то установленное законом право? Если не затруднит, где можно про это найти?
markmariner
24.02.2017 22:19Статья 6 ЗоЗПП РФ. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.rudomilov
26.02.2017 06:07Т.е. если условный дядюшка Ляо продает через Aliexpress россиянину товар, который невозможно отремонтировать в городе покупателя — он нарушает закон? Соответственно, дядюшка Ляо для предупреждения проблем с российским законодательством обязан запретить покупку своих товаров россиянами?
К счастью, пока еще разные Амазоны и Ибеи не в курсе, насколько они нелегальны в России. А то заблокируют всех покупателей из России окончательно — они вам и ЗоЗПП спасибо скажут :)
Я бы хотел увидеть правоприменительную практику данной статьи, т.к. она не соответствует логике и практике продаж товаров в России. Если фирма что-то выпустила — она обязана еще много-много лет производить детали к ним? Есть примеры каких-то крупных фирм, привлеченных к ответственности?
Кстати, вы мне вот тогда покажите, где я могу купить в России комплектующие к кухням, снятым буквально пару лет с продаж в Икее? Буду признателен. Или ФАС уже выехала в Икею?
Moony
21.02.2017 13:05Меня тоже поразила ситуация, когда в официальном сервис-центре мне отказались менять разбитый экран, так как у них нет экранов. А на стороне — только китайское г за 50-100$. То есть, разбил ты экран — меняй на новый аппарат с доплатой ок. 400$.
StalkerJS
Не самая привычная для многих новость: ФАС действует в интересах покупателей.
mickvav
Штрафы оно не в пользу покупателей берёт, а совсем даже в бюджет. Покупатель тут — side effect.
PleaseKING
Штрафы, конечно, в бюджет, но штрафы — это мера принуждения, а не компенсации в данном случае.
Ilyasyakubov
Конкретно в этом случае — нет. Например, сейчас, в случае с iPhone, Apple на любой чих (буквально) меняет аппарат на новый. За бугром в тех странах, где есть официальные сервисные центры, iPhone ремонтируют.
Ilyasyakubov
О, на ГТ минусы уже ставят за констатацию фактов? Раньше только за «не мейнстримовое» отношение к фактам %)
Ilyasyakubov
Да я понял, понял! Можешь не утруждать себя, минусатор! %)
Ilyasyakubov
Минусуй, ука! :D
Ilyasyakubov
Сдулся? ;(
berezuev
вы ошиблись вкладкой, здесь не Пикабу
Ilyasyakubov
Давай ты не будешь рассказывать что здесь, ок? Гиктаймс абсолютно ничем не лучше любого другого сайта с возможностью комментирования. Здесь обитают такие же «кастрюльки», которые проходя мимо, ставят минусы просто потому, что какой-то коммент вызвал у них диссонанс с их пониманием вещей. Только эти «кастрюльки» с моноклями и в цилиндрах. Не напишут свою точку зрения, не попытаются объяснить почему комментирующий с их точки зрения не прав, просто минуснут и пойдут дальше. А знаете почему так происходит, потому что на GT/Habr самая репрессивная система рейтинга в рунете, где человеку проще промолчать, чем высказать условно непопулярное мнение, или, что еще хуже, научится угадывать, что понравится «аудитории». Рано или поздно пользователь или забивает комментировать и добровольно переходит в режим рид-онли, или начинает писать только «правильные» вещи. Тьфу!
Ilyasyakubov
Гайс, чет вы меня расстраиваете! :( Очень мало минусов. Я знаю, вы можете лучше!
Ilyasyakubov
Это. Гуд лак энд хэв фан, говноеды!
3aicheg
Энд тхэнкс фор алл зы фиш!
tundrawolf_kiba
Ну вообще-то на Пикабу люди с таким поведением получают примерно такой же итог. Д'Артаньянство мало где приветствуется.
dr_begemot
Примерно за 27-28 тыс. Руб.)
Если вы просто разбили стекло, то заметна в неофициальной мастерской примерно 9 тыс.
lrsi
Вообще-то ФАС всегда действует в интересах потребителя. Просто потребитель обычно не отличается достаточным уровнем знаний, чтоб понять что это действия — в его пользу.
MxMaks
Лично я однажды через ФАС добился отмены в магазинах торговой сети скидок для сотрудников градообразующего предприятия, через 426гк рф. Задело за живое, что в одной кассе пробивали разные цены по цвету кожи и одежды.
MAXInator
А можете поделиться какой-нибудь любопытной информацией по делу? Хочу соориентироваться — может ли ФАС среагировать на, например, предоставление скидок работникам арендаторов ТЦ точками питания, расположенными в этом ТЦ.
serafims
вообще спорная ситуация,
тогда по идее и столовые, которые делают скидки «работающим в бизнес-центре» и т.п. тоже пора прекращать эту затею.
В принципе, теоретически, у сети и предприятия (или его профсоюза) могло быть соглашение о сотрудничестве, в рамках которого такие скидки и предоставлялись, в обмен на какие-то другие услуги.