По мере того, как высокие технологии активно приходят в ритейл, совершать покупки становится не только проще, но и… интереснее. Шопинг все больше напоминает увлекательную игру, в которой товары фактически общаются с покупателем, а роботы помогают сделать выбор и расплатиться.


Фото foodandnutrition.org

Покупателям не понадобятся деньги…


До коммунизма, при котором «все будет бесплатно», мы, похоже, не доживем. Зато шопинг в современном торговом центре без наличных денег и даже банковских карт – это уже наша действительность. Внедряющийся повсеместно процесс оплаты при помощи смартфона предельно прост. Клиент использует либо мобильное приложение своего банка, либо софт, поставляемый ритейлером. Удобно со всех сторон – даже с точки зрения хранения чеков и квитанций, которые приходят покупателю по электронной почте. Похоже, что в скором времени большей неприятностью при поездке в торговый центр станет не забытый дома кошелек, а разрядившийся смартфон. Хотя МЕГА, например, уже решила эту проблему: гости торговых центров могут зарядить свои телефоны в защищенных замками ячейках.

Сегодня смартфон – важнейший союзник ритейла в деле сбора информации о потенциальных клиентах. Эти данные, именуемые Big Data, содержат сведения о «средних чеках», предпочтениях и интересах покупателей.

Большие данные – волшебный ключик к лояльности клиента, который позволяет максимально персонализировать взаимоотношения. Многие ритейлеры разрабатывают для этих целей собственное ПО. С одной стороны, такой софт помогает продавцу собрать еще больше данных. С другой – улучшает сервис для постоянных клиентов. В тех же торговых центрах МЕГА при помощи мобильного приложения покупатель может получить множество приятных привилегий. Например, быстро найти нужный магазин, синхронизировать данные с другими устройствами или поделиться списком покупок с другими членами семьи. Приложение МЕГА также помогает найти самый удобный способ добраться до торгового центра (в зависимости от местоположения пользователя, времени суток и загруженности дорог) и оперативно получать информацию о новых интересных акциях во всех (или определенных) магазинах.  Хит программы лояльности МЕГА — дебетовая или кредитная карта MEGACARD, которая работает как полноценная банковская карта и при этом позволяет накапливать баллы за МЕГА-шоппинг и практически полностью оплачивать ими товары в магазинах торгового центра.

… а магазинам – продавцы


Представьте себе: выбрав в торговом зале нужные товары, вы преспокойно выходите с ними из магазина, не задерживаясь ни на секунду. А деньги автоматически списываются с вашего счета. Такие «магазины без продавцов» в Японии начинают внедрять на правительственном уровне. До 2025 года на эту систему должны перейти порядка 50 тысяч торговых точек страны.

Для учета и контроля все товары будут оснащаться чипами, содержащими информацию о цене и производителе, сроке годности продукта и другие полезные данные. Помимо прочего, такие чипы упростят процесс учета товаров для самих ритейлеров. А также для производителей – информацию можно будет просматривать удаленно.

Внешне эта система напоминает тестовый проект Amazon Go. Впрочем, этот знаменитый оффлайновый супермаркет, открывшийся в Сиэтле в конце прошлого года, не использует чипы. Контроль ведут системы искусственного интеллекта, однако им пока далеко до совершенства. К примеру, если в магазине находится больше 20 человек – система дает сбои. Проблемы возникают и в случае, когда товар меняет свое положение на полке. Например, клиент посмотрел на продукт, покрутил его в руках – и положил на другую полку. А система его уже «потеряла». Так что массовый запуск сети «роботизированных магазинов», планировавшийся изначально на весну 2017 года, не состоялся.


Amazon Go – магазин, в котором не нужны продавцы. Фото engadget.com

В любом случае роботы выполняют в Amazon все больше задач. И довольно эффективно: например, робо-кладовщики Kiva позволили компании снизить складские расходы аж на 20%.

И все же совсем без «человеческого» персонала не обойтись. А вот помочь продавцам в их работе искусственному интеллекту вполне по силам. В этом плане любопытна инновация российских разработчиков из Дубны – алгоритм слежения за эмоциями, распознающий потенциальных покупателей по лицам. Ноу-хау пока что тестируется в единственном магазине спорттоваров в Дубне. Интеллектуальная камера по мимике и другим характерным признакам определяет, когда человек готов совершить покупку. После чего система отправляет сообщение с фотографией клиента ближайшему консультанту.

Тем временем французский ритейлер Auchan успешно протестировал в одном из своих супермаркетов в Португалии робота-носильщика. WiiGO узнает клиента в лицо и следует за ним по торговому залу на расстоянии около полутора метров. В планах компании – использовать такого рода ассистентов для оказания помощи пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, а также женщинам с детьми и беременным. К примеру, WiiGO можно доверить коляску с ребенком или тележку с покупками.

Тележки с планшетами и планшеты без тележек



Кстати о тележках. Оригинальную противоугонную систему CartControl запатентовала канадская компания Gatekeeper Systems. «Умные» колеса автоматически блокируются при попытке пересечь заданный периметр. Администрация может установить необходимые границы – например, в пределах парковки. Теперь и супермаркет не несет потери от «угонщиков», и клиенту не нужно оставлять залог за тележку в виде жетонов или монет.

Такое антиугонное устройство не помешало бы smart-тележке, созданной белорусскими стартаперами. Суть инновации – планшет в антивандальном корпусе, который вмонтирован в тележку. Гаджет Shop Carts помогает выбирать товары и даже оплачивать покупки, избавляя клиентов от необходимости терять время в очередях. Удобная навигация включает голосовой поиск. Поднесите к планшету штрих-код – на тачскрине отобразится цена продукта и другая информация. Гаджет подсчитывает стоимость всех товаров в корзине и без проблем принимает оплату при помощи мобильных телефонов и банковских карт. Shop Carts может хранить информацию о каждом клиенте: в следующий раз «умная» тележка быстро сориентирует вас по сохраненному в «Личном кабинете» списку покупок.


Интерфейс «умной» тележки: исчерпывающая информация о товарах плюс возможность прорекламировать акции магазина.
Фото tech.onliner.by


Стоит отметить, что в китайских супермаркетах тележки с планшетами используются уже давно. Правда, в Китае этот гаджет выполняет сугубо развлекательные и рекламные функции. Не самая плохая идея: клиенты могут просматривать почту или новости, стоя в очереди, или гуглить информацию о товаре в интернете. Однако концепт, предложенный белорусами, открывает перед ритейлом гораздо больше перспектив. Чего стоит только персонализация подхода к каждому клиенту, возможность разработок программ лояльности или сбора пресловутой Big Data! Дальше все зависит от софта. Например, в предложенной разработчиками демоверсии, есть виртуальная помощница, которая эмоционально призывает гостей к шопинговым подвигам.

«Умное» зеркало и непогода в примерочной


После smart-тележки наделенное искусственным интеллектом зеркало впечатляет уже не так сильно. Такие зеркала появились в примерочных магазинах компании Ralph Lauren. Устройство считывает информацию о предметах одежды, которые покупатель принес в кабину. После этого на поверхности зеркала отображаются не только выбранные товары и информация о них, но и похожие модели. Сочетания с другими предметами гардероба, различные цвета и размеры, данные о материалах – все это кликабельно и интерактивно. Нужен другой размер или фасон? Кликните по изображению на зеркале, и консультант тут же принесет заказ. Стоит ли пояснять, что зеркало является одновременно тачскрином? Немаловажно, что система способна запомнить покупателя – с тем, чтобы улучшить его обслуживание в ходе следующего визита.


Зеркала в примерочных Ralph Lauren дают дельные советы по обновлению гардероба.
Фото starfl.com


Впрочем, далеко не все примерочные кабины предназначены для создания комфортных условий – бывает и наоборот. Компания Globetrotter выпускает одежду для экстремальных видов спорта. И примерить ее предлагается в не менее экстремальных условиях. Так, в специально разработанных кабинах для клиентов устраивают настоящий шторм, обливая их водой и обдувая холодным воздухом. А можно понизить температуру до минус 30 градусов, чтобы сымитировать суровую зиму. Опять же, по желанию клиента – с порывистым ледяным ветром. Отличная возможность протестировать товар в приближенных к реальным условиям!

Бывает и так, что примерять одежду по каким-либо причинам не хочется.  Здесь как раз пригодится разработка Texel. Компания — разработчик программного обеспечения и производитель профессиональных 3D-сканеров для получения 3D-моделей людей и крупногабаритных объектов, победитель российского этапа конкурса для стартапов Seedstars World 2015 и финалист прошлогоднего МЕГА Accelerator (подробно о продукте и о том, что ему дал акселератор, мы рассказывали в прошлой публикации).

По словам разработчиков, созданная ими 3D-кабина способна сканировать по 40 объектов в час, при этом полученные с ее помощью модели могут легко использоваться пользователями для 3D-печати, поскольку точность передачи текстуры составляет 1 миллиметр. В ходе пилотного проекта в МЕГА Белая Дача были отсканированы более 20 тыс. человек.

Покупки, которые добираются «своим ходом»


Современный ритейл упрощает не только процесс приобретения товара, но и его доставку. Не исключено, что вскоре торговые центры последуют примеру онлайн-ритейлеров, успешно наладивших оперативную транспортировку посылок беспилотниками. Например, китайский интернет-магазин JD.com к концу года намерен наладить доставку заказов дронами по ста регулярным маршрутам. Кстати, по «дронизации» ритейла Китай уже обогнал Соединенные Штаты. Хотя родоначальник такого типа доставки, упомянутый выше Amazon, продолжает внедрять инновации в «воздушное направление». Компания намерена запускать «складские дирижабли» над районами, в которых наблюдается повышенный спрос. Время доставки таким образом можно будет свести к минимуму.


Беспилотники могут быстро доставить заказ покупателю. Фото gagadget.com

В идеале клиента вообще не должно заботить то, как покупки попадут к нему домой – пусть об этом подумает соответствующая служба магазина. Более того, заботливый ритейлер и покупателю поможет с транспортом. В МЕГЕ этой цели служит интерактивный киоск, через который можно быстро заказать такси. И не только: эти интерактивные дисплеи стараются стать настоящими виртуальными помощниками для наших гостей.

Мы пробежались лишь по некоторым, наиболее заметным инновациям в сфере ритейла. И хотя многие проекты пока находятся в стадии тестирования, можно не сомневаться: в недалеком будущем они найдут свое место в магазинах и торговых центрах. Надеемся, что они вдохновят вас на участие в нашем МЕГА Accelerator 2. Приходите к нам со своими высокотехнологичными идеями о том, как сделать посещение торгового центра интереснее, комфортнее и полезнее для его гостей, получите большую экспертизу, 350 тыс. на создание прототипа и шанс выиграть 2 миллиона рублей.

Подробную информацию можно получить на нашем сайте. Последний день приема заявок — 27 июля.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (2)


  1. super-guest
    27.07.2017 04:34

    Позанудствую:

    Беспилотники могут быстро доставить заказ покупателю. Фото gagadget.com
    Прям фото? Скорее концепт арт, а, значит, этого ещё нет…


    1. vanxant
      27.07.2017 13:20

      Ну как бы уже даже в России пиццу доставляли беспилотниками.