Путешествия самолётами стали обыденностью – но они всё равно влияют на наши тела и мозг


image

Крохотный экранчик, прыгающий в разные стороны, и часто прерывающийся звук, как из кастрюли – таков просмотр видео во время полёта, и его вряд ли можно назвать ощущением с погружением.

Однако люди, часто летающие самолётами, обнаруживают у себя или у других нехарактерный эмоциональный отклик при просмотре даже самых безобидных фильмов во время полёта. Даже такие позитивные комедии, как «Би Муви: Медовый заговор» [Bee Movie], «Девичник в Вегасе» [Bridesmaids] или «Симпсоны» могут вызвать слёзы у пассажиров, обычно не плачущих от просмотра таких фильмов на земле.

Физик и телеведущий Брайан Кокс и музыкант Эд Ширан признавали, что при просмотре фильмов в воздухе их переполняют эмоции. При опросе, проведённом в аэропорту Гатвик в Лондоне, 15% мужчин и 6% женщин сообщили, что при просмотре фильма в полёте у них повышается вероятность всплакнуть по сравнению с просмотром фильма дома.

Одна крупная авиакомпания дошла даже до "предупреждений, связанных с эмоциональным здоровьем", доводимых до сведения публики перед включением фильма, который может расстроить клиентов.

Существует много теорий по поводу того, почему многие пассажиры в полётах становятся больше подвержены риску заплакать – грусть по поводу расставания с близкими, радостное возбуждение по поводу путешествия, тоска по дому. Но есть доказательства того, что на это может влиять сам процесс полёта.

Появляется всё больше исследований, говорящих о том, что полёты на высоте 10 км над землёй в запаянной металлической трубе могут странным образом влиять на наше сознание, менять настроение, работу органов чувств и даже порождать ощущение зуда.

image

«В прошлом исследования на эту тему практически не проводились, поскольку для здоровых людей этот эффект не представляет большой проблемы», – говорит Йохен Хинкельбейн, президент немецкого сообщества аэрокосмической медицины и заместитель директора по неотложной медицинской помощи в Кёльнском университете. «Но с повышением популярности и понижением стоимости воздушных путешествий самолётами стали пользоваться как более пожилые, так и менее здоровые люди. Это привлекает больше внимания к изучению данной области».

Хинкельбейн – один из немногих исследователей, изучающих то, как условия полёта могут влиять на тело и разум человека.

Нет сомнения, что кабина самолёта – очень странное место для человека. Это странное окружение, в котором давление воздуха сравнимо с тем, что присутствует на горе высотой в 2,4 км. Влажность меньше, чем в некоторых из самых сухих пустынь на земле, а закачиваемый в кабину воздух охлаждается до 10 °C, чтобы компенсировать всё лишнее тепло, получаемое от тел и электроники.

Уменьшенное давление может уменьшить количество кислорода в крови пассажиров на 6-25% — если бы это произошло в больнице, доктора назначили бы пациенту кислородное дыхание. Для здоровых пассажиров это не должно представлять большой проблемы, хотя у пожилых и людей с проблемами с дыханием это может вызвать дополнительные трудности.



Некоторые исследования показывают, что даже относительно небольшие уровни гипоксии, кислородного голодания, могут влиять на нашу способность ясно мыслить. При количестве кислорода, аналогичному высоте в 3,6 км над уровнем моря, здоровые взрослые демонстрируют значительные изменения в работе памяти, способности к вычислениям и принятию решений. Поэтому правила полётов настаивают, что пилоты должны использовать кислородные маски, если давление в кабине падает ниже того, что встречается на такой высоте над уровнем моря.

Как ни странно, давление воздуха на высоте 2,1 км над уровнем моря увеличивает время реакции – это плохие новости для тех, кто любит играть в компьютерные игры во время полёта.

Некоторые исследования показывают, что при уровне кислорода, аналогичном высоте в 2,4 км над уровнем моря, может уменьшаться скорость работы когнитивных функций и логического мышления – это уровень кислорода, характерный для салона самолёта. Но для большинства из нас эти эффекты вряд ли поспособствуют серьёзному замутнению сознания.

«У здорового человека, будь то пилот или пассажир, не должно быть когнитивных проблем на такой высоте, – говорит Хинкельбейн. – А если речь идёт о не очень здоровых людях, о людях с гриппом или проблемами со здоровьем, тогда гипоксия может сильнее уменьшить насыщение тканей кислородом, в результате чего когнитивная недостаточность станет заметнее».

Но Хинкельбейн говорит, что небольшая гипоксия, существующая во время полётов, может влиять на наш мозг более очевидным способом – она нас утомляет. Исследования, проводимые в гипобарических барокамерах и над неподготовленными солдатами, прибывающими в горные регионы, показывают, что кратковременное пребывание на высотах более 3 км над уровнем моря может увеличивать усталость, но у некоторых людей эти эффекты могут начаться и на меньших высотах.

«Когда я сижу в самолёте, то после взлёта сразу начинаю уставать и мне легче заснуть, – поясняет Хинкельбейн. – Я не теряю сознания из-за недостатка кислорода, но гипоксия служит одним из влияющих на это состояние факторов».

А если вы всё же дотерпите до того момента, когда команда погасит огни в кабине, вы можете испытать другой эффект пониженного давления. Ночное зрение у людей может ухудшаться на 5-10% на высоте уже в 1,5 км. Это связано с тем, что фоторецепторные клетки сетчатки, необходимые для ночного зрения, крайне нуждаются в кислороде, и им может не хватать его на больших высотах, из-за чего они могут работать менее эффективно.

Полёты нарушают работу и других наших органов чувств. Комбинация низких давления и влажности может уменьшить чувствительность вкусовых сосочков к соли и сахару на 30%. Исследование, заказанное авиакомпанией Lufthansa, показало, что пряности, добавленные в томатный сок, кажутся вкуснее в полёте.

Сухой воздух может ухудшить наше обоняние, из-за чего еда теряет вкус. Именно поэтому многие авиакомпании добавляют побольше приправ к еде, чтобы в полёте она казалась вкуснее. И, вероятно, хорошо, что наше обоняние притупляется во время полётов, поскольку изменения в давлении воздуха могут приводить к учащению выпускания газов у пассажиров.

И если вдыхание газов ваших соседей-пассажиров не кажется вам слишком странным, то знайте, что уменьшение давления также может привести к уменьшению чувства комфорта. Исследование 2007 года показало, что после того, как люди проводят более трёх часов на высотах с давлением, соответствующим давлению в салоне самолёта, люди чаще жалуются на дискомфорт.

Соедините это с низкой влажностью, и не будет ничего удивительного в том, что нам тяжело неподвижно сидеть в течение долгих перелётов. Исследование австрийских учёных показало, что перелёты на дальние расстояния могут высушивать нашу кожу на 37%, что может приводить к появлению зуда.

Низкие давление и влажность также могут усиливать эффекты воздействия алкоголя и похмелья, происходящего на следующий день после его приёма.

А вот ещё больше плохих новостей для тех, кто уже, возможно, и так боится летать.

"Гипоксия может увеличивать уровень тревожности", – поясняет Вэлери Мартиндейл, президент аэрокосмической медицинской ассоциации Королевского колледжа Лондона. Но полёты могут влиять не только на тревожность. Несколько исследований показали, что время, проведённое на большой высоте, может приводить к появлению отрицательных эмоций – напряжённости, враждебности, а также к уменьшению уровня энергии и способности противостоять стрессу.

«Мы показали, что некоторые аспекты настроения могут быть подвержены влиянию давления воздуха, эквивалентного высоте в 1,8 – 2,4 км», – говорит Стивен Легг, профессор эргономики в Университете Мэсси в Новой Зеландии, изучающий влияние небольшой гипоксии на людей. Это может объяснить повышенную склонность к слезам во время просмотра фильмов в полёте, но всё таки большая часть побочных эффектов возникает на высотах, с давлением воздуха меньше, чем на коммерческих авиарейсах. Недавно Легг также показал, что небольшое обезвоживание, часто встречающееся в полётах, также может влиять на настроение.

«Нам очень мало известно по поводу эффектов, возникающих при сочетании нескольких умеренно стрессовых факторов, и влияющих на когнитивные способности и настроение, – добавляет он. – Но мы знаем, что существует эффект утомления, связанный с длительными воздушными перелётами, за который, вероятно, и отвечает комбинация этих умеренно стрессовых факторов».

Но ещё есть исследование, показывающее, что на больших высотах люди могут чувствовать себя более счастливыми.

Однако Стивен Грёнинг, профессор кино и СМИ в Вашингтонском университете, считает, что счастье может выражаться в слезах. Скука полёта и её облегчение, вызванное просмотром фильма, в сочетании с приватность маленького экрана и наушников, может вызвать у человека слёзы радости, а не грусти, считает он.



«Устройство развлекательного центра создаёт ощущение интимности, которое может привести к повышенным эмоциональным откликам, – говорит Грёнинг. – Слёзы в самолётах могут быть слезами облегчения, а не грусти».

Но Хинкельбейн обнаружил ещё одно странное изменение в поведении человеческого тела, тоже способное влиять на его нормальную работу. В новом, ещё не опубликованном исследовании, проведённом с коллегами из Кёльнского университета, они показали, что 30 минут, проведённых в схожих с самолётом условиях, могут изменять баланс молекул, связанных с иммунной системой в крови. Это может означать, что низкое давление изменяет работу иммунной системы.

«Люди считают, что они простужаются или заболевают гриппом в путешествиях из-за изменения климата, – говорит Хинкельбейн. – Но это может быть вызвано изменениями иммунной реакции во время полёта. Это необходимо исследовать более детально».

Если полёты действительно влияют на работу иммунной системы, это может не только сделать нас более подверженными инфекциям, но и влиять на настроение. Считается, что увеличение воспалительных процессов, вызванное иммунной системой, связано с депрессией.

«Воспалительный процесс, вызванный вакциной, может вызвать падение настроение на срок до 48 часов», – говорит Эд Буллмор, глава психиатрического департамента в Кембриджском университете, изучающий влияние иммунной системы на проблемы с настроением. «Было бы интересно узнать, что 12-часовой полёт в другую часть света приводит к подобным результатам».

Комментарии (27)


  1. strib
    04.10.2017 19:08
    +4

    Художественное описание высотной гипоксии. Все что описано в статье изучено, в сети много материала. Люди связанные с высотой все это учитывают в своей деятельности.


  1. bak
    04.10.2017 19:19
    +10

    Ощущение что статью заказали ЖД-компании.


    1. Tachyon
      05.10.2017 12:57

      Ну если так рассуждать, то тогда цены на авиаперелёты — точно заказ ЖД-компаний.

      P.S. Если нет ограниченности во времени, и есть альтернатива авиаперелёту, то выбираю ЖД, просто потому что дорога- это маленькое путешествие, свои эмоции и ощущения, а не Зашел-сел-встал-вышел, как в самолёте. Страна не маленкая, хочется её посмотреть.


      1. jex
        05.10.2017 14:14
        +3

        Авиаперелёт дешевле, чем ЖД, если учитывать потраченое на путь время.


        1. eteh
          07.10.2017 13:14

          Часто летаю из дома в Мурманске в офис в Питере — в конце лета и осенью самолетом чаще дешевле добираться по стоимости, не говоря уже о времени в пути.


  1. yarric
    04.10.2017 19:27
    +3

    на больших высотах люди могут чувствовать себя более счастливыми

    Ещё бы: в 40000 футов от всех своих проблем! :)


    1. Turbojihad
      04.10.2017 22:27
      +6

      А почему не в «полумиллионе дюймов»? Звучит еще внушительнее.


      1. JhaoDa
        04.10.2017 22:56
        +3

        Потому что в гражданской авиации высоту полёта принято измерять в футах, в основном.


      1. yarric
        05.10.2017 08:57
        +1

        Потому что самолёты придумали американцы — соответственно принято использовать американскую терминологию и систему мер. Конкретно высота измеряется в футах.


        1. vershinin
          05.10.2017 18:49

          Был момент, когда это можно было переломить, потому что половина мирового авиапарка была в метрической системе (не только благодаря СССР, но насколько я помню, и французы свои самолёты в метрической системе делали). А теперь даже Аэробус делают по американским стандартам, только Китай держится еще.


  1. foxyrus
    04.10.2017 19:48
    +3

    Лично у меня просыпается жор :) Съедаю все что приносят.


    1. hzs
      05.10.2017 14:54
      +1

      Мне бы ваши проблемы.
      У меня просыпается обратное желание, уж очень я очкую в самолёте.


  1. Equin0x
    04.10.2017 23:26

    Нужно делать как казино и дорогие магазины — нагнетать в кабину кислород, носить по рядам товар и приделать рядом с экраном рычаг однорукого бандита )


  1. DEN_BORODA
    04.10.2017 23:39
    +11

    Больше! Больше воды в статью! Чтобы я зарыдал


  1. tishevich
    05.10.2017 00:59
    +2

    Тоже заметил очень странную реакцию — на борту страшно хочется апельсинового сока, только его всегда и заказываю, даже прошу добавки. Нюанс в том, что будучи на земле — я его ненавижу и никогда пить бы не стал. Даже когда пытаюсь — мерзкий кислый вкус, бррр. И только на самолете это мой любимый напиток, независимо от качества.


    1. AlexWinner
      05.10.2017 10:32
      +2

      Один в один то же самое про томатный сок рассказывают.


      1. hzs
        05.10.2017 14:55

        Дааааа.
        Томатный сок в самолёте, только ради его и стоит перетерпеть полёт :0))


    1. Akon32
      05.10.2017 11:46
      +1

      Может потому, что в условиях низкого давления вкусовые ощущения меняются? (но за собой я такого не замечал)


      1. Celtis
        05.10.2017 18:38

        А я-то все гадал, что это за заговор с одинаково отвратительным кофе абсолютно у всех авиакомпаний.


    1. KotV4
      07.10.2017 13:14
      +1

      Тоже самое, только с томатным соком.


    1. piton-vas
      07.10.2017 13:14

      я еще читал, что потребление томатного сока повышается в самолете, по сравнению с землей.


  1. Moon_Lobster
    05.10.2017 16:03
    +1

    В принципе ни чего нового. Да, давление и высота действительно влияют на человека. Странно, что этому посвятили такую большую статью, а человек еще и посвятил время на ее перевод)


  1. Tertium
    06.10.2017 20:01
    -1

    Забавно, похоже на статью о путешествиях в гиперпространстве: все чувства деформируются, перепады настроения, возможны локальные изменения судьбы.


  1. Dmitry_7
    07.10.2017 13:14
    +1

    Интересно, у пассажиров высшего класса не наблюдается всех этих эффектов?


    Они бы еще в московском метро такие измерения провели, как в час пик увеличивается счастливость


  1. triplebanana
    07.10.2017 13:15
    +1

    Как бы падение парциального давления кислорода, вызывающие легкую гипоксию и сухой воздух (воздух, поступающий из системы кондиционирования, который в свою очередь берется за бортом ВС и почти не содержит влаги на крейсерских эшелонах) — далеко не основные проблемы, влияющие на физиологию человека в полете. Самое наверное печальное — это ночные рейсы, где в принципе возможен т.н. «контролируемый отдых» (40 минут «сна» в кабине), но по факту это не сильно помогает. В итоге при вылете из базового аэропорта в промежутке 18:00-24:00 с возвратом в него же после 05:00 утра (а это время может доходить до 11:00) физиологическое состояние близко к «два зомби в кабине». По себе могу сказать — скорость реакции на внешние раздражители ощутимо падает, скорость принятия решений — аналогично. Самая корончка — это когда после ночного рейса следующий день вылет планируется на промежуток 05:00-09:00 следующего дня. Физиологическое состояние человека можно попробовать себе представить.
    Что касается гипоксии — у нас есть прямая рекомендация использовать 100% кислород на 10 минут в профилактических целях при полетах более 4 часов через каждые 2 часа, но меня терзают смутные сомнения — что больше в этом действии: пользы или вреда для организма. Хотя чистый кислород — да, бодрит.
    И еще один момент, ни коим боком не упомянутый в данной статье — это радиация. На верху — фонит. Чем выше — тем сильнее. Особенно достается пилотам бизнес-джетов, для которых эшелоны типа 450 — нормальное явление (мы же, обычные ВС ГА редко забираемся выше 390 эшелона, стараемся летать ниже). По факту — довольно много людей уходит из летной работы на тот свет по двум причинам: либо от онкологии, либо от сердечно-сосудистых.
    Опять же, отсутствие физического движения это прямой путь к тромбам и иже с ними.
    К чему я все это… Пассажиры, которые делают как минимум один перелет в месяц — пейте как можно больше воды в полете, чтобы компенсировать ее потери в организме из-за пересушенного воздуха. При перелетах более двух часов — не стесняйтесь вставать и делать минимальную зарядку с несколькими приседаниями — ваш организм скажет вам спасибо. Очень не рекомендую летать в пьяном виде — сочетание пониженного парциального давления и алкоголя в крови дает довольно сильный куммулятивный эффект на организм. Ну и спите по ночам — это главное.


  1. AdaKonovalova
    07.10.2017 13:15

    всегда умиляют фразы «Некоторые исследования показывают», «Появляется всё больше исследований» и «Одна крупная авиакомпания» — это как «британские ученые доказали» и гугл выдает пол миллиона страниц коммерческого контента


  1. mihnik
    07.10.2017 13:15

    Автор забыл написать про повышенный, порой в 10-20 раз, радиационный фон на высоте.