В Интернете появилось видео, рассказывающее о проекте Advanced Expendable Launcher INnovative engine Economy (Adeline). Как явствует из названия, проект предполагает частично многоразовые ракетные ступени — пустые баки будут сбрасываться и разбиваться о землю, а двигатель — спасаться в специальном крылатом аппарате:



Разбор ролика


Понятно, что ролик необязательно рисовали люди, разбирающиеся в технике, но некоторые любопытные и забавные факты из него можно извлечь.



Очень забавно смотрятся в ролике стартовые сооружения для ракет-носителей семейства «Союз» в качестве старта новой ракеты. Это очевидная ошибка, потому что компоновка Adeline несовместима с «Союзами», которые подвешиваются на старте фактически за середину ракеты. Судя по закрытой башне обслуживания, создатели ролика вдохновлялись стартом в Куру:



Обратите внимание на боковые ускорители:



По своей форме и пропорциям они очень напоминают твердотопливные ускорители разрабатывающейся ракеты Ariane 6:



По информации с официального сайта, Adeline может быть совместимой с Ariane 6.

После отстыковки и торможения со скорости ~5 М, многоразовая часть раскрывает пропеллеры и может лететь на достаточно длительные расстояния. Разработчики говорят о возможности возврата на космодром, что актуально для того же Куру — к востоку от космодрома море, и взлетно-посадочных полос там нет.



Концепция складного пропеллера давно освоена, хотя широко встречается сейчас только в радиоуправляемых самолетах и мотопланерах:



Долетев до космодрома, многоразовая часть совершает посадку на аэродром:



В целом, схема полета выглядит так:



Также в Интернете есть фотографии испытаний масштабного макета Adeline:





Фичи


По словам разработчиков, проект будет обладать следующими особенностями:
  • Снижение стоимости запуска до 30%. Как утверждают создатели, двигатели стоят 70-80% ступени, поэтому их спасение будет выгодным.
  • Adeline представляет собой, фактически, оболочку для двигателя, поэтому ее можно производить в разных размерах и ставить на разные двигатели, что должно обеспечить большую гибкость.


Попытка оценки проекта


Идея отдельно спасать двигатели ступени достаточно очевидна. Дело в том, что пустая ракетная ступень очень хрупкая, а мягко ее посадить тяжело. Те, кто интересуется космонавтикой, наверняка в курсе, с каким трудом Элон Маск пытается сажать первую ступень Falcon 9, и, несмотря на множество попыток, это у него пока не получилось. Баки ракетной ступени — недорогая вещь. А если их сбросить, оставив только хвостовую часть с двигателем, то размеры и масса спасаемой части резко уменьшатся, и пытаться посадить ее будет проще.

Идея Airbus подкупает простотой технических решений. Да, придется тратить ракетное топливо на разгон крыльев, воздушных двигателей с топливом и шасси, но автоматический полет на крыльях с самолетной посадкой сравнительно легкого аппарата уже давно не представляет сложности.

Сейчас в ракетной технике очевидно увлечение многоразовостью. Очень похожий проект недавно представил ULA, но там двигатели спасаются на парашютах. Если сравнить эти проекты, парашюты легче, но посадка на парашютах неточная и менее комфортная для двигателей.

Не стоит забывать, что многоразовость может сделать ракеты дешевле, но на сегодняшний день опыт человечества здесь отрицательный — многоразовые Спейс Шаттлы вместо того, чтобы сократить на порядки стоимости вывода килограмма на орбиту, оказались самыми дорогими средствами выведения. Без просчитанного технологического процесса подготовки к повторному старту летавшей ступени никакой многоразовый проект не сможет быть успешным — выгоду от повторного использования съедят процессы межполетного обслуживания.

По тегу «облегчение доступа в космос» другие идеи по снижению стоимости вывода килограмма на орбиту — многоразовость, воздушный старт, «большой глупый носитель» и другие.

Самая первая публикация цикла — системы обеспечения мягкой посадки первой ступени ракеты-носителя.

Комментарии (17)


  1. zapimir
    17.06.2015 02:10

    с каким трудом Элон Маск пытается сажать первую ступень Falcon 9, и, несмотря на множество попыток, это у него пока не получилось

    С каких пор 2 попытки посадки стали множеством (еще один раз ступень не садилась так как баржа из-за шторма не вышла в море)? Тем более, что в данном случае Маск просто экономит деньги на тестировании, так как посадки проводили после вывода коммерческих грузов, и далеко не в самое удобное для тестирования время, а удобное для вывода груза. На следующей неделе вроде следующая попытка будет.


    1. lozga Автор
      17.06.2015 06:30
      +1

      Не забывайте про испытательные пуски. Сначала прыгал «Кузнечик», затем первая ступень имитировала посадку на баржу тормозясь у воды. И случай невыхода баржи в шторм я тоже учитываю как попытку, потому что проблема плохой погоды в месте посадки при хорошей погоде в месте старта никуда не денется.


      1. sith
        17.06.2015 06:56

        Были успешные посадки на твёрдую почву.

        Проблемы погоды, как я понимаю, нет — место приземления можно изменить. Если пофантазировать, то в будущем один и тот же Falcon сможет приземляться каждый раз у нового заказчика.


        1. kibitzer
          17.06.2015 09:49
          +3

          Были успешные посадки после «прыжка кузнечика». Нормальной посадки, после вывода полезной нагрузки, пока не было ни на какую поверхность. Всё ещё впереди.

          Если пофантазировать, то это уже будет не Falcon. :)


        1. aikixd
          17.06.2015 16:09

          Ступень может и может отвернуть в сторону, но ее посадка будет всегда находиться в узком конусе по направлению пуска. То есть если к востоку от космодрома есть место для посадки, то запускать можно только на восток +- пару градусов. Это тоже весьма неудобно.


          1. Chamie
            18.06.2015 09:27

            Ну, вообще говоря, в презентациях SpaceX ступени сажались у са?мой стартовой площадки, емнип.


      1. zapimir
        17.06.2015 12:36

        Так с кузнечиками особых проблем с посадкой не было, а тут речь о множестве безуспешных посадок. Как раз если считать кузнечиков, то посадить удавалось. А полноразмерных попыток посадки, было всего 2.


      1. artspb
        17.06.2015 15:17

        Ну, справедливости ради, место взлета и посадки в конечной реализации будет совпадать.


  1. aikixd
    17.06.2015 16:18
    +4

    Идею уже протестировали, скоро выпуск.
    http://imgur.com/mPv9mNx


  1. rroyter
    17.06.2015 19:29
    +2

    Те, кто интересуется космонавтикой, наверняка в курсе, с каким трудом Элон Маск пытается сажать первую ступень Falcon 9, и, несмотря на множество попыток, это у него пока не получилось.


    У него почти не получилось. В первый раз ступень грохнулась под сильным креном из-за недостатка гидравлической жидкости. Во второй раз — шторм, а в третий раз ракета приземлилась отлично, но из-за черезмерной коррекции опрокинулась через несколько секунд.

    Самые главные задачи уже успешно решены:
    1. Торможение со сверхзвука до считанных метров в секунду.
    2. Попадание в яблочко (баржа шириной 50 метров) на расстоянии 20-ти километров.

    Всем ясно, что это всего лишь вопрос тонкой подстройки управляющей программы. Как только это будет сделано Илон сможет сажать первую ступень целиком. Дальше будет вопрос, сможет ли он её сажать назад в космопорт.

    А если их сбросить, оставив только хвостовую часть с двигателем, то размеры и масса спасаемой части резко уменьшатся, и пытаться посадить ее будет проще.


    Да, но идея повторного использования ракеты, заключается именно в том, чтобы иметь возможность ракету заправить и запустить снова. Если для каждого запуска нужна новая ракета, то в чём смысл-то? В некотором снижении расходов? Это что называется рвать яблоки с нижней ветки — вроде и яблоки есть, и стараться сильно не надо.


    1. Chamie
      18.06.2015 09:35

      в чём смысл-то? В некотором снижении расходов?
      Именно! Поскольку
      Как утверждают создатели, двигатели стоят 70-80% ступени
      То снижение получается практически втрое, причём, малыми силами и «прямо сейчас» — добиться посадки на колёса планера с грузом намного проще, чем посадить здоровенный «обратный маятник» вертикальной посадки двигателем вперёд.


      1. rroyter
        18.06.2015 18:33

        Серьезно что ли?

        Здоровенный «обратный маятник» уже посадили. Ещё немного корректировок и он сядет полностью.

        А ракета у которой будет отстреливаться блок движков, потом у них откроются пропеллеры, потому они на этих пропеллерах полетят и сядут на землю звучит немного фантастичней. А ну да, и после того как они сели, их нельзя заправить и полететь снова.


        1. aikixd
          19.06.2015 13:53
          +1

          Ракету Маска тоже нельзя заправить и полететь снова. Двигатель будет разобран, проверен, собран и протестирован.


        1. Chamie
          19.06.2015 14:57

          Здоровенный «обратный маятник» уже посадили.
          Его посадил SpaceX. Чтобы его догнать, Эйрбасу пришлось бы потратить сколько-то лет и сотни денег.


  1. dskozin
    21.06.2015 22:51

    Где то я это видел… (Байкал-Ангара)


    1. lozga Автор
      21.06.2015 23:43

      Похоже, но не совсем — Байкал хотят целиком возвращать


    1. Shubinpavel
      22.06.2015 13:06

      Или даже так :)

      image