Представьте, на дворе, например, 23 век, человечество преодолело сегодняшние проблемы и расселилось по Солнечной системе. Мегаполисы на Луне и Марсе, большие колонии в поясе астероидов, на спутниках Юпитера и Сатурна, а то и дальше (или, наоборот, ближе, на Венере и Меркурии). Очевидно, что все эти люди будут полноценно жить и обмениваться информацией. Как может выглядеть Интернет Солнечной системы через двести лет (или, если вам так больше нравится, в твердой научной фантастике)?


Колония на спутнике Сатурна, Энцеладе, иллюстрация Isaac Fryxelius, источник

Основное ограничение


Наука сегодняшнего дня не только не знает способа, но и прямо запрещает передачу информации быстрее скорости света. Так что если отбросить чудесные ансибли (или аналоги) из фантастики, то именно скорость света, незаметная в земных условиях, будет оказывать наибольшее влияние на организацию информационной инфраструктуры будущего.

Начнем с простого. Среднее расстояние до Луны составляет примерно 380 тысяч километров, то есть 1,26 световой секунды в одну сторону. Соответственно, селенит, живущий в лунном мегаполисе, будет способен участвовать практически во всех обычных интернет-активностях на Земле, кроме требовательных ко времени реакции игр вроде шутеров. Зашедший на земные сервера селенит (и наоборот) вполне может стать персонажем анекдотов. Уже с Марсом ситуация кардинально иная — минимальное расстояние до Земли составляет примерно пять световых минут, а максимальное — в районе 20. Невозможно сидеть в Интернете в привычном режиме, когда ссылка на сервере на другой планете открывается от 10 до 40 минут (ваш запрос должен уйти на сервер, а ответ — прийти с него). От Земли до Юпитера в одну сторону от 33 до 53 минут. До Сатурна — от 67 до 94 минут. А если захотят обменяться информацией два обитателя с противоположных сторон пояса Койпера, то в одном направлении свет будет идти 15 часов.

Такое время задержки кажется некомфортным для современного человека, привыкшего к круглосуточно доступному быстрому интернету, но это только кажется страшным. Даже если отбросить тот факт, что вплоть до последней четверти двадцатого века скорость передачи информации была гораздо меньше, интернет на Церере или Энцеладе может только не очень значительными особенностями отличаться от земного. А используемые при этом решения могут вызвать теплое чувство у тех, кто помнит распространение интернета в России в нулевых годах.

Удаленная колония практически наверняка будет иметь быстрый локальный интернет со всеми прелестями видеоконференций с играми и дата-центр с обновляемым кэшем/буфером/зеркалом какой-то части глобального интернета, в зависимости от местных возможностей. При этом очевидным будет неравенство типов данных: полная современная Википедия занимает 20 гигабайт, ее будущий аналог вместе с библиотеками мира, картинными галереями и всем тем разумным, добрым и вечным, о чем мечтали пионеры интернета, можно будет без проблем хранить даже на самом захудалом астероиде, но вот существующие уже сейчас зеттабайты видео получится разместить далеко не везде. Если же местному пользователю потребуется отсутствующая на месте информация, то, учитывая невозможность интерактивного взаимодействия на межпланетных расстояниях, логично присылать ему контент про запас — на несколько кликов вглубь или связанные темы. Это будет немного похоже на то, как жители многоэтажки нулевых скинулись на интернет, играют, общаются и потребляют контент из локальной сети, а при необходимости робот пришлет тебе архив нужного сайта.

Привычные сейчас вещи вроде удаленной работы могут выглядеть очень похоже — проверять пулл-реквест, правки или другой контент от коллеги-марсианина можно совершенно так же, как и от землянина в другом часовом поясе, разве что на ежедневном митинге с ним не пообщаешься. Также определенная ирония заключается в том, что современные принципы работы соцсетей могут оставить привычным ощущение сидения в интернете — раз твою ленту все равно формируют алгоритмы, какая разница, на какой планете и сколько часов назад сделан предлагаемый следующим контент?

Но необходимо отметить, что описанная выше картина является оптимистичной, если между планетами будут реализованы каналы связи очень большой пропускной способности.

Инфраструктура



Фото Robert Kerton, CSIRO

На фотографии выше комплекс дальней связи в Канберре, один из трех центров сети дальней космической связи NASA. В него входят четыре антенны диаметром от 34 до 70 метров, плюс, в качестве приемника может использоваться отдельно расположенная антенна радиообсерватории Паркса. Сеть дальней космической связи NASA позволяет получать информацию с находящегося на орбите Марса MRO со скоростью от 0,5 до 4 мегабит в секунду, но скорость падает до сотни килобит в секунду на расстоянии до Юпитера и единиц — до Плутона. Такие характеристики, прямо скажем, оптимизма межпланетному интернету не придают. Но, к счастью, есть варианты получше.

Скорость передачи информации определяется теоремами Шеннона-Хартли и Котельникова. Переводя их на простой язык, чем выше мощность передатчика и чувствительность приемника, чем меньше расходимость луча отправленного сигнала, чем слабее фоновый шум и чем выше частота используемого сигнала, тем больше информации можно передать. И уже сегодня ясно, что при всех удобствах радиодиапазон плохо подходит для передачи информации на межпланетные расстояния с большой скоростью.

Наиболее очевидным кандидатом на эту роль являются лазеры. Они используют меньшую длину волны, то есть большую частоту, нежели радио. Также луч лазера расходится гораздо меньше, чем даже у направленной антенны.


Наглядное сравнение расходимости луча лазера и радио, источник

Эксперимент с наблюдением лазеров космическим аппаратом провели аж в 1968 году, когда камера находящегося на Луне аппарата Surveyor 7 увидела два включенных на ночной стороне Земли лазера. В 1995 году японские инженеры впервые получили информацию с находящегося на геостационарной орбите спутника ETS-VI на скорости 1 Мбит/с. В 2013 для работавшего на лунной орбите аппарата NASA LADEE были получены рекордные характеристики 622 Мбит/с вниз и 20 наверх. Оборудование для лазерной межспутниковой связи появилось в версии 1.5 аппаратов Starlink, которые начали запускать с сентября 2021. В декабре 2021 на геостационарную орбиту отправился технологический демонстратор NASA LCRD, который должен будет продемонстрировать скорость 1,2 Гбит/с. На сегодняшний день лазерная связь еще не стала мейнстримом, но ее достоинства гарантируют ей дальнейшее развитие в ближайшие десятилетия. Но в более отдаленной перспективе может быть использован и другой диапазон.

Рентгеновское излучение имеет еще меньшую длину волны (т.е. большую частоту), слабо затухает и имеет низкую расходимость. Таким образом, рентгеновский диапазон обещает еще более высокую скорость передачи данных. На сегодняшний день технология находится на стадии ранних экспериментов, потому что нужно решить технические сложности создания мощного и эффективного излучателя, а также чувствительного приемника. Уже сейчас очевидно, что классические рентгеновские трубки в качестве излучателей не подходят. Недавно был предложен способ, при котором модулированное ультрафиолетовое излучение светодиода попадает на фотокатод, в результате чего получается поток электронов, который разгоняют, а их торможение в мишени испускает поток уже рентгеновских лучей.


Излучатель MXS (внизу) в сравнении с обычной рентгеновской трубкой (вверху), источник

На Международной космической станции с 2017 года работает рентгеновский телескоп NICER. В мае 2019 на станцию доставили пакет экспериментов STP-H6, в котором был и рентгеновский излучатель MXS. Планировалось провести эксперимент по связи в рентгеновском диапазоне на расстоянии 50 метров — STP-H6 установили в одной стороне ферменной конструкции МКС, а NICER располагался с другой. Громких победных реляций не публиковали, но можно найти информацию о наземном эксперименте на расстоянии 600 метров и полученной скорости 50 Кбит/с.

Вне зависимости от рабочего диапазона, без мощных станций, передающих информацию с большой скоростью на межпланетные расстояния, идиллия из первой части невозможна. Скорее всего, такие станции будут орбитальными — видимый свет неплохо проходит через земную атмосферу, но более эффективный с точки зрения передачи данных ультрафиолетовый диапазон, не говоря уже о рентгеновском, сильно поглощается ей.

Очевидно, что, чем более обжита планета, тем больше контента она будет производить, и тем более мощные станции будут располагаться на ее орбите. Совсем олдфаги могут помнить выходивший в 90-х “вечерний интернет” ныне почившего Антона Носика, у обитателей удаленных и малонаселенных колоний может быть что-то похожее: получили какую-то порцию контента системной инфосферы, исходя из доступных ресурсов (уже сейчас сеть дальней космической связи NASA работает по строгому графику и не может выделить всю свою мощность всем аппаратам), и ждите следующей порции.

Отдельной интересной задачей будет маршрутизация всего этого трафика, чтобы оптимизировать пересылку контента. Также в силу орбитальной механики каждые два года Солнце оказывается на прямой линии между Землей и Марсом, что приводит к двухнедельному перерыву в работе марсоходов и орбитальных аппаратов. Пропорция “две недели каждые два года” говорит, что какие-то ретрансляционные мощности будут использоваться, но качество связи на это время наверняка будет ухудшаться — событие происходит слишком редко, чтобы выделили ресурсы на полную компенсацию эффекта.

Впрочем, гипотетически, для межпланетных ретрансляторов может быть востребована внутренняя Солнечная система — с приближением к Солнцу энергия от него растет пропорционально квадрату расстояния: Меркурий расположен в 2,5 раза ближе к Солнцу, чем Земля, а получает в 6,7 раз больше солнечной энергии.

Из сегодня в завтра


Говоря о межпланетном интернете, конечно же, нельзя не упомянуть подход Delay-Tolerant Networking (DTN). Его начали разрабатывать еще в 1970-х для случая, когда каналы связи в сети ненадежны, то появляются, то исчезают, и он пригоден не только для космического интернета, но и для земных условий. Общий принцип заключается в том, что сообщение для конечного узла может храниться на промежуточных и пересылаться, когда устанавливается связь со следующим узлом. Для того чтобы это было возможно, единица информации, сообщение, содержит в себе гораздо больше данных, чем пакеты в привычных нам сетях, чтобы промежуточные узлы понимали, что с ним делать. Называется это Bundle Protocol. На сегодняшний день выделяют три самые известные реализации протокола Bundle V6 и шесть реализаций V7. Эксперименты по связи при помощи протокола DTN в космосе проводятся с 2008 года.

Среди наиболее активных разработчиков межпланетного интернета можно назвать Консультативный комитет по космическим системам данных (The Consultative Committee for Space Data Systems, CCSDS) и Специальную группу по межпланетным сетевым технологиям (InterPlanetary Networking Special Interest Group IPNSIG), в состав которой входит один из пионеров интернета Винтон Серф. В июне 2021 IPNSIG выпустила документ “Стратегия по разработке межпланетного интернета для человечества”. Их видение будущего уходит вперед максимум на век и указывает на конкретную актуальную задачу — переход от существующих сегодня прямых соединений, в лучшем случае через единичные ретрансляторы, к системе связанных между собой узлов.


Изображение INPSIG/NASA

В стратегии проводятся любопытные аналогии между современным состоянием межпланетного интернета и молодостью сети Интернет. Сейчас межпланетной связью занимаются государственные агентства. Используя эту аналогию IPNSIG считает, что, спустя 30+ лет межпланетный интернет станет совместным полем деятельности государственных агентств, частных компаний и научных учреждений, а спустя 100 лет коммерциализируется и станет автономным, хотя государственные участки в нем никуда не денутся.

На сегодняшний день есть отдельные примеры коллаборации космических агентств разных стран, например, Китайское космическое агентство согласилось предоставить ретранслятор “Цюэцяо”, использующийся сейчас для связи с аппаратом “Чанъэ-4” и ровером “Юйту-2” на обратной стороне Луны, для будущих лунных миссий NASA, но понимания общей выгоды от использования стандартизованного межпланетного интернета пока не заметно. Космические агентства до сих пор предпочитают рассматривать миссии отдельно одну от другой и используют классические системы связи из-за их надежности. Такая логика понятна, но она замедляет реализацию миссий-технологических демонстраторов, которые бы показали преимущества межпланетного интернета и скорее привлекли частников. Для успешного развития также желательно, чтобы сформировалась сильная, но разнообразная группа стран и компаний, потому что одна ведущая страна или компания могут захватить контроль над стандартом.

IPNSIG не видит смысла в детальном планировании на сто лет вперед и ставит актуальную задачу на ближайшее время: масштабное тестирование протокола Bundle в земных условиях для проверки работоспособности существующих реализаций. В истории был успешный относительно похожий распределенный проект SETI@Home, так что задача является принципиально возможной. Следующими задачами являются: проверка взаимной совместимости различных протоколов, продвижение концепции межпланетного интернета, тестовые, а затем и рабочие реализации на отправляющихся в космос миссиях.

Комментарии (44)


  1. pontiyleontiy
    22.01.2022 15:51
    +5

    У Юпитера и Сатурна мощнейшая магнитосфера и, как следствие, радиационные пояса, которые облучают ближайшие спутники. По современным данным выжить там невозможно


    1. lozga Автор
      22.01.2022 16:17
      +4

      Если технические решения по защите (например, собственное магнитное поле) не окажутся рациональными, еще остаются Каллисто и Титан, которые расположены на большем расстоянии от планет.


  1. dydyman
    22.01.2022 16:27
    +6

    Впрочем, гипотетически, для межпланетных ретрансляторов может быть востребована внутренняя Солнечная система
    Точки L4 и L5 Солнце-Земля выглядят предпочтительнее, имхо. Там ретрансляторы будут 100% времени видеть и Землю и любой другой объект в системе.


    1. lozga Автор
      22.01.2022 17:08
      +2

      Тоже вариант. Туда легче добраться. Интересный вопрос, кстати, не окажется ли внутренняя Солнечная система не освоенной за ненужностью?


      1. dydyman
        22.01.2022 17:35
        +3

        Внутренняя система остается неосвоенной местами и в научной фантастике, не могут придумать что там вообще делать. На Венере некомфортно, на Меркурий летать дорого.


        1. Don_Koton
          23.01.2022 15:23
          +2

          Ну как же зачем, в отпуск на юга. С учётом температуры Мекрурия и силой солнечного излучения — загар будет отменным. Но получить его можно будет только 1 раз


        1. Wizard_of_light
          24.01.2022 11:51
          +1

          Меркурий скорее всего пригодится в качестве ресурсно-энергетического хаба. Одна и та же установка, использующая солнечную энергию, на Меркурии будет на порядок мощнее, чем на Земле. Дороговизна полёта на Меркурий относительна - dV 13 км/с с низкой земной орбиты только для химических двигателей кажется большой цифрой.


      1. dkom
        22.01.2022 18:44
        +1

        Человечество осваивать Солнечную систему может только ради ресурсов. Пока есть ресурсы на Земле и даже ограниченные, на которые проще задирать цены до небес, пока они будут добываться, никто никуда не полетит, т.к в одно лицо такой проект выполнить нереально, а объединяться нескольким странам ради получения этих ресурсов извне - невыгодно текущим хозяевам. Допустим ты владеешь залежами алмазов и решаешь взять в долю пять стран, построить челнок, базу и добывать алмазы с астероида. Зачем тебе это надо чтобы алмазов стало много и ты перестал контролировать ситуацию в мире? Ты будешь сокращать объемы добычи, поднимать цены, ставить палки в колеса тем, кто все же захочет выйти в космос. Но не допустишь разрушения своей империи.

        А освоение ради ресурсов будет минимально необходимое. Если все нашлось на Марсе никто не полетит дальше. Мало того - на Марсе все будет построено в той степени, насколько это нужно для добычи ресурсов. Просто строить базы и города ради экспансии и исследования - на это не будет денег. Человечество не единый организм, живущий ради одной цели.


        1. Ndividuum
          22.01.2022 20:46
          +1

          Недавно у Андрея видео вышло с подборкой аргументов "а зачем", правда только про Марс, но можно растянуть и на всю Солнечную систему. Довольно любопытное, если кратко - практически все аргументы к колонизации совсем не однозначны и имеют много за и против.

          https://youtu.be/j0RQ4wd7C-w


        1. js_n00b
          23.01.2022 00:00
          +2

          В первые очередь освоение космоса, как и сейчас, будет происходить во имя науки. То есть первые отдаленные поселения людей за пределами Земли будут научные станции, как сейчас в Антарктиде. А там где есть люди есть экономика. Людям на далёких станциях нужно доставлять продукты и инструменты. Космические компании будут бороться за контракты и технологии будут дешеветь. Следом пойдут туристические путешествия.

          Я тоже раньше ставил на добычу ископаемых, но это слишком дорого, мне кажется есть смысл добывать только дефецитны элементы, которые заканчиваются на Земле.

          Рано или поздно освоение СС начнется, это не будет простым делом, но людям скоро надоест сидеть в интернете и обмениваться мемасиками. Они начнут искать в своем существовании высший смысл.

          Может во мне говорят остатки юношеского максимализма, но я всё ещё в это верю.


          1. dkom
            23.01.2022 11:48

            Сейчас все исследования планет и спутников при помощи зондов это начало эры по добыче ресурсов с них. Идет "закидывание удочки" на предмет что есть ее планете, ее состав, есть ли что-то чего нет на Земле, в каком это состоянии и тп. Со стороны это может выглядеть как простые научные экспедиции. Но богатые люди денег на ветер не бросают. Любые вложения в исследования несут под собой поиск выгоды для себя, своей корпорации, своих наследников, которые будут развивать бизнес дальше. Возможно просто понять "а надо ли тратить деньги или там для нас ничего особого не будет", а если что-то добывать будем то где выгоднее копать золото, где тяжелые элементы и тп. Свободные перелеты по планетам ради простого научного интереса начнутся не раньше когда методы перелета будут от современных отличаться также, как отличается переплывание океана на плоту от переплывания на теплоходе. Когда не нужно будет поджидать расположения планет, совершать многомесячные гравитационные маневры. Поэтому мне видится как раз наоборот научные базы, курорты и экскурсии где-то совсем в далеком будущем, когда затрачиваемые на это деньги будут уже не такими огромными. А начало экспансии как раз с получения выгоды (добычи редких элементов) ввиду сложности и дороговизны проектов.


            1. js_n00b
              23.01.2022 11:53
              +1

              Но богатые люди денег на ветер не бросают

              Вот с этого момента уже спорно.


          1. drWhy
            23.01.2022 12:48

            «А там где есть люди есть экономика. Людям на далёких станциях нужно доставлять продукты и инструменты».

            Вспоминается мультфильм "Контракт" по мотивам рассказа Роберта Силверберга, в котором у колониста есть массопередатчик — «Всё необходимое для жизни — бесплатно». Но оказывается, жизненную необходимость можно трактовать по-разному. В итоге колонист заключает союз с торговым роботом конкурирующей компании.

            Контракт


        1. DaneSoul
          23.01.2022 05:40
          +1

          Допустим ты владеешь залежами алмазов и решаешь взять в долю пять стран, построить челнок, базу и добывать алмазы с астероида.
          А если ты не владеешь условными алмазами, а владеешь сетью условных ювелирных и тебе сильно надело за эти алмазы регулярно отстегивать 100500 денег их владельцу из-за чего твоя продукция выходит очень дорогой и ее сложней продать?
          Ювелирка условный пример, а вот какие-нить редкие металлы для электроники или подобного производства вполне могут стимулировать такие разработки в будущем.


          1. CAJAX
            24.01.2022 12:24

            С ювелиркой есть хороший пример из истории. В середине девятнадцатого века самую дорогую делали из алюминия, который несколько лет стоил дороже золота. Сейчас, наверное, алюминиевое колечко будет продать сложнее золотого


  1. runaway
    22.01.2022 19:22
    +5

    Думается, межпланетный интернет пойдёт по пути локалок (отдельная сеть Земли, сеть Марса и т. п.), между которыми будет налажен неспешный и неоперативный обмен данными по типу е-мейла. Ну или будут на каждой планете настроены какие-то локальные копии всяких "википедий", которые потихоньку будут синхронизироваться между собой. Может с отсчётом времени от последней синхронизации для удобства, как в метро от последнего поезда.

    Но общегалактической биржи уж точно не будет.


    1. me21
      22.01.2022 23:40
      +6

      Гипертекстовое Фидо же.


      1. leonidy85
        24.01.2022 08:38

        А смех смехом, для старых железок вообще что-то такое есть, поверх tcp/ip? Для которых современный вэб это не научная фантастика


        1. me21
          24.01.2022 09:10

          Ну теоретически есть Фидо over ip. Другое дело, что само Фидо, наверное, уже не шевелится :(


  1. Ndividuum
    22.01.2022 20:05
    +4

    Зацепила фраза в начале про Землю. Всё же скорость света даже в пределах одной планеты очень заметна во многих ситуациях. На пинге в 200-300 уже некомфортно заниматься многими вещами в сети, а уж биржевые трейдеры даже прокладывают себе отдельное волокно, чтобы сократить задержки на милисекунды.

    В моём представлении межпланетный интернет будет скорее грубой аналогией классической бумажной почты в те времена, когда люди не в падали в истерику, если абонент не отвечает на сообщение в течении нескольких секунд :)


  1. nickolas059
    22.01.2022 20:24

    Вот уж не думал в разрезе данной темы, что в танки не получится поиграть :) только если с ботами, как в CS :)


    1. checkpoint
      22.01.2022 22:40
      +2

      Зато получиться поиграть в Master of Orion и Galaxy в условиях максимально приближенных к боевым. Причем, для последней кроме почтового ящика не требуется ничего.


      1. Politura
        22.01.2022 23:37

        Master of Orion первая часть был сингловой, вторая уже с мультиплеером, но по-моему даже не по сети, а все за одним компом играли. В любом случае, она точно не была PBEM игрой, ибо не было автоматических битв, а без этого больше чем вдвоем играть было-бы не интересно.


        1. checkpoint
          23.01.2022 02:06

          Возможно я попутал чего, давно это было, но помоему все таки то была MoO. Игра каждый ход генерировала набор файликов которые нужно было заюючить и отправить по почте мастеру игры, который собирал файлики от всех игроков и раз в сутки рассылал общий апдейт. ЕМНИП, изначально игра была заточена для игры по локальной сети, путем обмена файлами через общий каталог на файловом сервере, но её адаптировали к отправик апдейтов через NETMAIL или ECHOMAIL.


          1. Politura
            23.01.2022 08:51

            Точно не MoO, первая часть сингловая без вариантов я его заиграл до дыр в свое время, а вторую часть рубились с друзьями на одном компе делая ходы по очереди.

            Чтоб отправлять файлы мастеру, была еще популярная игрушка VGA Planets, может оно?


            1. constb
              23.01.2022 17:07

              или Stars!. до сих пор помню геймплей, и как ходы модемом на 2400 заливали :)


            1. checkpoint
              24.01.2022 00:04

              Да, то был VGA Planets.


      1. vikarti
        23.01.2022 12:10

        VGA Planets же.
        3-й версии


        1. checkpoint
          23.01.2022 13:50

          Точно! Вот жеж проклятый радикулитсклероз.


    1. Politura
      22.01.2022 23:29

      Во времена ФИДО и на стыке ФИДО и интернета был класс многопользовательских пошаговых игр, когда все участники делают какие-то свои действия, отсылают их на общий сервер по почте и тот присылает им текущее стостояние игры. Ну или часто не на сервер, а кому-нибудь домой, тот скармливал файлы ходов программе и отсылал результаты. Например, игрушка Stars! была такая: https://ru.wikipedia.org/wiki/Stars!, были и еще какие-то другие, но я уже не помню названий.


      1. me21
        22.01.2022 23:42

        И сейчас есть, Freeciv, например. Там, правда, не по почте, а прямое подключение к серверу, но ход не будет сделан, пока все игроки не отыграют.


  1. checkpoint
    22.01.2022 22:24
    +8

    При межпланетном взаимодействии необходимо повысить коэфициент полезности информации, т.е. вернуться к текстовому обмену вместо видео шлака: старый добрый e-mail, IM без видео, форумы. Для этого всего-то потребуется переложить технологии UUCP и FTN на современый техничеcкий уровень. В начале 90-х модема на 19200 было достаточно для еженочного выкачивания всей группы эхоконференций fido7. Короче, не вижу особых проблем реализовать такую связь при уже доступных технологиях.


    1. edo1h
      23.01.2022 01:58

      При межпланетном взаимодействии необходимо повысить коэфициент полезности информации,

      так проблема больше не в пропускной способности, а в задержках.


      1. checkpoint
        23.01.2022 02:11
        +1

        Вы помните как работал Fidonet или USENET ? Задержки не имеют никакого значение. Данные копятся и отправляются одним бандлом в заданный момент времени. Точно так же работает связь с Вояджерами.


  1. edo1h
    23.01.2022 01:51

    я думаю, что с учётом задержек получится что-то больше похожее на fidonet, чем на современный интернет


    update: ну вот, пока я писал, несколько раз упомянули ftn )


    1. checkpoint
      23.01.2022 02:21

      А чем это плохо ? В некотором смысле даже IM будет пригоден.

      На само деле тут просматриваются два варианта:

      1) Непрерывная передача и прием пакетных данных. В этом случае будут работать даже существующие приложения на UDP протоколе, требуется только повысить timeout-ы.

      2) Сеансовая передача. Тут все как в Fidonet/Usenet.


  1. Arris
    23.01.2022 04:49
    +2

    Интернет - никаким - пока не будет сверхсветовой связи. Скорее всего будут локальные интернеты и связывать это всё будет что-то вроде FIDO.


  1. OGR_kha
    23.01.2022 10:07
    -2

    Решение ведь уже есть - квантовая запутанность. Запутанные частицы изменяют свое состояние синхронно, независимо от расстояния. И это можно наблюдать. Правда, это уже совсем другая физика.


    1. Ellarihan
      23.01.2022 16:16

      Но эти состояния случайны и не несут информации. Так что, мимо.


  1. kdiguine
    23.01.2022 11:49

    нужен ансибь срочно :)


    1. vikarti
      23.01.2022 12:15

      На пинге в 200-300 уже некомфортно заниматься многими вещами в сети, а уж биржевые трейдеры даже прокладывают себе отдельное волокно, чтобы сократить задержки на милисекунды.

      И вот эти товарищи — способны вложится в прототип если будет во что вкладыватся. Если до статьей вида https://www.forbes.com/sites/brucedorminey/2012/04/30/neutrinos-to-give-high-frequency-traders-the-millisecond-edge/?sh=3185b7ec590c доходит… :)


  1. nixtonixto
    23.01.2022 16:50

    Значит, придумают что-то другое, на пока неизвестных принципах работы или как-то ещё минимизируют задержку или неудобства, создаваемые ею. Сейчас же обсуждение этой статьи напоминает, как 100 лет назад ужасались, что при таких темпах развития к 2000-му году улицы городов будут завалены двухметровым слоем лошадиного навоза… А потом придумали автомобили с ДВС, которые убрали с улиц лошадей вообще.


  1. Kowrick
    24.01.2022 15:41

    Думаю через пару тысяч лет связь будет представлять из себя не высокоскоростную передачу, а что-то вроде телепортации информации. Если с телепортацией материальных объектов есть огромные трудности ещё на теоретическом уровне, нужны колоссальные затраты энергии, то информацию перенести было бы проще.


  1. Uporka
    24.01.2022 18:10

    А как же квантовый интернет?