Однако новые технологии внедряются и в наших образовательных учреждениях. Школы постепенно переходят на электронные учебники, а ученики начинают использовать планшеты и «читалки» не только для развлечений. Сегодня мы расскажем, как цифровые учебники влияют на здоровье и успеваемость и где в России уже используют ридеры для обучения.
Преимущества электронной литературы
По данным исследования Национального центра биотехнологической информации США, тяжелый портфель приводит к сжатию межпозвоночных дисков, что вызывает боли в спине и искривление позвоночника. Поэтому врачи отмечают, что вес снаряженного рюкзака не должен превышать 10% веса школьника.
В России надзорные организации также формируют подобные рекомендации. Например, к 1 сентября 2017 года Роспотребнадзор опубликовал стандарты к «заполненности» ранца школьника. Там написано, что вес комплекта учебников для учеников первых и вторых классов не должен превышать 1,5 кг.
Однако эти требования в современных реалиях реализовать не всегда удается. На сайте «КП» отмечают, что перевес рюкзаков у школьников достигает двух килограмм. Потому что дети носят у себя за спиной тяжелые бумажные учебники, сменную обувь, спортивную форму, альбомы для рисования и др.
Планшеты и электронные читалки способны помочь в решении проблемы. Масса электронного устройства составляет 500–700 грамм, при этом оно заменяет собой стопку учебников. Портфель школьника становится легче — не страдает осанка и здоровье.
Переход на «цифру» положительно влияет не только на осанку, но и на успеваемость школьников. Как отмечает руководитель департамента информационных технологий Москвы Мария Коссе, дети, работающие с электронными книгами, имеют более высокую успеваемость. Поэтому, например, в сентябре школьники части школ Среднего Урала получили планшеты с двумя экранами: один обычный, другой — на электронных чернилах.
Еще с ридерами и планшетами удобнее работать слабовидящим ученикам. Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина, говорит, что информация в большинстве учебников представлена недостаточно удобно: мелкий шрифт, который густо наполняет страницу. Электронные же устройства могут изменять размер шрифта на комфортный для глаз.
Чем заменить книги
Бумажные учебники — это вчерашний день, и переход на «цифровую» литературу в стенах школ положительно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся. В качестве замены книгам можно выделить читалки и планшеты, у которых есть свои преимущества и недостатки.
Среди достоинств планшетов можно отметить то, что часто их покупают детям для «внеучебной» деятельности. Поэтому родителям остается только поставить необходимое программное обеспечение для чтения цифровых учебников, и ребенок может начинать заниматься.
При этом планшеты имеют цветные экраны, что открывает больше мультимедийных возможностей. Ученики могут прямо на уроке просматривать обучающие видео и строить схемы или графики. Планшеты также дают доступ к интерактивным приложениям, способным изменить подход к обучению. Например, есть сервисы, которые учат решать уравнения или помогают выучить иностранный язык. Дополнительно отметим возможность простого доступа в интернет, что упрощает работу над школьными проектами и поиск информации.
Читалки по сравнению с планшетами имеют более узкий функционал, однако в этом есть и плюс — ребенок начинает воспринимать гаджет как «серьезный» инструмент для обучения. При этом экран ридеров, поскольку выполнен по технологии электронных чернил, не утомляет глаза (об этом мы подробнее поговорим далее).
Еще одно достоинство читалок — пониженное энергопотребление. Экраны E Ink расходуют заряд батареи медленнее LCD-дисплеев, потому что он потребляется только в момент перерисовки изображения. Время работы отдельных устройств зависит от размеров экрана, емкости батареи и условий использования, однако в среднем электронная бумага позволяет не заряжать устройство на протяжении недели.
Например, компания Amazon заявляет, что ридер Kindle Paperwhite держит заряд 8 недель. А читалка ONYX BOOX Chronos с батареей 3000 мАч «проживет» гораздо дольше любого планшета.
И хотя планшеты по-прежнему остаются популярным инструментом при переходе на электронные учебники, за последнее время школы все чаще стали обращать свое внимание на ридеры. Ожидается, что к 2019 году стоимость рынка e-paper в образовательном секторе достигнет 1,5 млрд долларов при среднегодовом росте в 17%.
На фото: ONYX BOOX Chronos
Также отметим, что с 2015 года в России работает поправка к закону «Об образовании», согласно которой все школьные учебники должны иметь цифровую версию, повторяющую бумажный аналог (включая иллюстрации). И цифровой копией является точная копия печатного издания, представленная в формате PDF.
Поэтому вне зависимости от того, что выбирает родитель или школа — планшет или ридер — устройство было достаточно большим (с экраном 9,7 дюйма). С такой рабочей поверхностью удобнее читать PDF-документы. Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана и рассматривать формулы, картинки и графики на небольших гаджетах становится неудобно.
Например, у ONYX BOOX есть несколько вариантов ридеров с диагональю 9,7 дюйма. Одной из последних моделей является Chronos. С неё удобно читать учебную и техническую литературу в форматах PDF и DjVu благодаря большому и комфортному для глаз дисплею с подсветкой и технологией SNOW Field. Оптимальную работу с документами обеспечивает двухъядерный процессор в сочетании с 512 МБ оперативной памяти.
Также есть линейка читалок MAX, которые еще больше — они имеют экран в 13,3 дюйма. Например, ридер ONYX BOOX MAX Carta представляет собой полноценное виртуальное пространство формата А4.
На фото: ONYX BOOX MAX Carta
Влияние ридеров и планшетов на зрение
Школьные классы спроектированы с прицелом на использование бумажных книг — большие окна вдоль стены, через которые поступает много света. И при попадании прямых солнечных лучей на экран планшета, контент становится трудно различим.
Яркости встроенной подсветки не хватает, чтобы «побороть» солнце. Экран ридера же по своим свойствам напоминает бумагу, поэтому свет здесь играет на руку — шрифт, наоборот, приобретает контрастность.
Джо Крофт (Joe Croft), соучредитель Research Design and Development, отмечает, что матовая поверхность E Ink экранов и отсутствие отражений (как в случае со стеклом планшетов) меньше утомляет глаза.
В комнате при достойном освещении экран планшета становится хорошо виден. Однако его яркость значительно отличается от яркости фона, а подсветка планшета мерцает. Человек может этого не замечать, но глаза устают быстрее.
Это подтверждает исследование, проведенное учеными из Университета Париж 8. Во время десятидневного эксперимента они измеряли частоту моргания испытуемых и записывали их личные ощущения. В результате было установлено, что при работе с дисплеями E Ink, «усталость» зрения наступает медленнее.
«За годы эволюции человек привыкал смотреть на объекты, освещенные солнцем. Смотреть непосредственно на солнце, а также на огонь, молнию и всяческие светодиоды глаз не привык и поэтому быстро устаёт», — говорит Евгений Суворов, руководитель отдела развития компании «МакЦентр».
Другая проблема связана с тем, что устройства, излучающие свет, не дают организму расслабиться. Врачи из США и Германии провели исследование и установили, что работа с LCD-экранами перед сном приводит к сбоям циркадных ритмов и недосыпу. Это сказывается на здоровье и производительности учеников.
Кто использует читалки
Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ, но возникает вопрос, где они реально применяются?
Одним из примеров может служить кенийская школа Kibera Girls Soccer Academy (KGSA). Руководство учреждения решило обратиться к электронным читалкам потому, что студентам трудно носить с собой тяжелые книги. Им приходится преодолевать по нескольку километров пешком, чтобы дойти до школы. А легкие электронные ридеры портативны и открывают доступ к тысячам книг, включая литературу африканских издателей.
Ридеры также используют в Sharon Elementary School в Роббинсвилле, США, чтобы сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников. В частности, гаджеты позволяют подготавливать персонализированные обучающие программы для детей, которые испытывают затруднения в изучении материала.
В качестве примера внедрения читалок в российских образовательных учреждениях можно привести военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Руководство приобрело ридеры ONYX BOOX C67ML Darwin для удобства и комфорта курсантов и преподавателей. А компания «МакЦентр» разработала специальную прошивку для устройств. В Черноморском училище сделали выбор в пользу электронной бумаги не только с целью совершенствования учебного процесса, но и для сохранения здоровья студентов.
«Мы тщательно подошли к этому проекту, изучили отечественный рынок устройств для чтения электронных книг, — комментирует Дмитрий Феклистов, начальник IT-лаборатории ЧВВМУ. — В результате мы решили остановиться на модели ONYX BOOX C67ML Darwin, которая, на наш взгляд, наилучшим образом соответствует требованиям к индивидуальному мобильному инструменту курсанта (компактность, общая надежность, эргономичность и быстродействие устройства, контрастный сенсорный экран E Ink с подсветкой, чехол, заказная прошивка на базе Android, емкий аккумулятор и приемлемая цена)».
Еще одним образовательным учреждением, которое закупило электронные учебники на базе E Ink, стала Троицкая Православная школа. В качестве поставщика оборудования также выступила компания «МакЦентр». Проект был начат ещё с модели BOOX 60, и руководство докупает современные ридеры ежегодно.
В январе 2015 года платформа LightSail Education провела опрос среди 475 преподавателей по всему миру. 94% опрошенных отметили, что ожидают роста популярности электронных книг в школах. А 52% учителей сказали, что хотели бы «перевести» студентов на цифровую литературу. При этом, согласно отчету Kids and Family Reading Report 2015, число детей, которые читали хотя бы одну книгу в электронном варианте, также увеличилось.
Отчасти это связано с тем, что ученые и инженеры стараются приблизить ощущения от использования электронных читалок к впечатлениям от чтения бумажной книги, параллельно расширяя функционал устройств. Например, компания E Ink разрабатывает портативный ридер со сгибаемым десятидюймовым дисплеем Carta Mobius.
Также E Ink планируют начать выпуск электронных блокнотов совместно с компанией Sony. Возможно, в будущем E Ink экраны «выйдут за пределы» чтения и станут использоваться в школах как универсальные системы для составления заметок и рисования.
P.S. Предлагаем несколько обзоров для тех, кому интересны ридеры ONYX BOOX:
Комментарии (106)
iig
13.12.2017 16:03+1дети, работающие с электронными книгами, имеют более высокую успеваемость
То ли тут сработала магия электронных чернил, то ли читалки распределили среди отличников.Retifff
14.12.2017 09:59А вот в 2011 году была статья тут же: https://geektimes.ru/post/118710/ про исследование, в котором было установлено, что информация с электронных учебников хуже запоминается. Так что лучшая успеваемость что-то мне сомнительна.
saboteur_kiev
14.12.2017 17:18«39 первокурсников», из которых одни только читали, а другие делали себе дополнительные заметки.
Тут и ежу понятно, что те, кто делает заметки запомнит лучше. Но с какого источника читать — не так важно.Retifff
14.12.2017 20:09Но с какого источника читать — не так важно.
А вы только до этого момента прочитали? Как насчет этого:
Но есть и ещё одна, более серьёзная проблема. Цифровой текст разрушает технику запоминания текста, известную как когнитивные карты, когда читатель использует физические «подсказки», такие как расположение текста в книге и его внешний вид, чтобы быстро найти этот текст и даже для запоминания.
saboteur_kiev
16.12.2017 00:47Суть (структура данных) запоминается методом понимания как оно работает. То есть практикой.
А зубрить наизусть какие-то данные, и быстро найти этот текст можно не благодаря тому, что запомнил страницу, а благодаря тому, что можно нажать Ctrl+F или поиск в гугле.
Если ты знаешь что искать — сейчас найти не проблема. Если знаешь только текст, то даже найдя инструкцию не понимаешь зачем и как. Поэтому «как оно работает» — это самое важное, и это изучается на практике, решая задачки.Bookvarenko
16.12.2017 08:28Очень очень толсто. В школе на уроке не должно быть ни «Ctrl+F» ни «поиск в гугле». Никаких мелких бестолковых суетливых движений. Поэтому формулы и таблицы вынесены на форзацы. Поэтому знания подаются в голову ученика упорядоченно и структурировано и последовательно. Поэтому всё необходимое для осваивания базовых методов сведено в один учебник. Который свёрстан, отпечатан и издан, работает без батареек и информация в нём неизменна и всегда доступна.
Bruce_Lee
16.12.2017 14:58Всё правильно. Но использование ридера этому не противоречит. Кроме разве что пункта «работа без батареек». Можно использовать такие же страницы, такой же структурированный текст как в бумажном учебнике. Делать «Ctrl-F» или не делать — чисто технический вопрос. Это зависит от разработчика учебной программы. В принципе, это совсем не обязательно. Но дополнительные преимущества очевидны: масштабирование (для слабовидящих), поиск в словаре (ученик не тратит на это учебное время), обновления, удаленная закачка новых заданий, вся библиотека в одном устройстве, закладки, цитаты и много чего ещё.
Bookvarenko
16.12.2017 16:11Готовы примерить на своего ребёнка роль подопытного? Купите ему читалку, закачайте учебники и всё бумажные учебники снесите на барахолку. Ну, чтобы всё честно было. И пусть он год поучится с одной лишь только читалкой. Потом расскажете про успехи. И чур не мухлевать — в бумажные учебники не заглядывать.
Bruce_Lee
16.12.2017 19:41Читалкой пользуется. Учебников накачал. Только далеко не всё смог найти, к сожалению. Так что совсем без бумажных не обходится.
Я не говорю, что проблем нет совсем — конечно, по-хорошему нужны адаптированные для таких экранов материалы. Но перспектива технологии очевидна. Часть предметов перевести полностью на ридер можно достаточно легко.
saboteur_kiev
16.12.2017 23:23Даже так?
То есть во всех современных школах, где вводят электронные доски, видеоматериалы, презентации с анимацией и динамикой — они оказывается неправильно все делают?Bookvarenko
17.12.2017 11:49Смысл уловлен верно. В соседних темах симулякры обсуждаются. Это он самый и есть. Подмена сути видимостью.
teecat
13.12.2017 16:39В нашей школе получили что-то порядка 20 штук читалок — и в один момент остались без них. Украли
Специфическая проблема. Читалки хранятся в школе (классе) и школа должна предпринимать меры по исключению их кражи/повреждения. Украсть -то их проще, чем обычный компьютерandrewzhuk
13.12.2017 16:52С другой стороны — в сейф тоже удобнее закрыть. Здесь уже как посмотреть
iig
13.12.2017 17:00Сейф, выдача под роспись… Инновация!
andrewzhuk
13.12.2017 17:10Ваши предложения?
iig
13.12.2017 17:21+12 комплекта учебников — для дома и для школы.
Шкафчик с индивидуальными ячейками, как в камере хранения.
Все. Нет проблемы тяжелого рюкзака.andrewzhuk
13.12.2017 19:49Как по мне, дело не столько в весе, сколько в необходимости использования возможностей поиска по всему массиву документов и с другой стороны — возможности быстро исправить ошибку в учебнике или лучше адаптировать тот или иной материал и при этом не переиздавать весь тираж в бумаге.
LexB
14.12.2017 15:31Более того, вот в статье они упомянули мультимедийныей возможности. А как посмотреть ролик? Ученик сам запускает? Может ли учитель на всех устройствах в классе запустить ролик, перемотать, поставить на паузу? Может ли учитель на все устройства в классе вывести картинку, изображение с камеры направленной на доску? Есть ли в партах надежная и удобная подставка для этих планшетов? Можно ли заблокировать не учебные функции во время урока или до выполнения домашнего задания? Вывести расписание, прислать домашнее задание? Может ли больной ученик подключиться к уроку из дома? А безопасность какая, кто отвечает за трояны на устройстве ребенка? Согласитесь если кто-то взломает планшет ребенка и начнет запугивать его — ситуация крайне сложная.
Нужен качественный хорошо отлаженный софт, нужны админы, нужна инфраструктура.Bruce_Lee
16.12.2017 15:01В случае использования ридера большинства «планшетных» проблем можно избежать. Просто бумажный учебник заменяется на устройство. Даже учебную программу менять не требуется.
Garbus
13.12.2017 20:19Мне вот другое интересно. На минутку глянув в гугл вижу упоминание весьма небольшой суммы «за пользование учебниками». Но мне жутко интересно, а насколько успешно можно воспользоваться данной фишкой, и сколько будет стоить комплект расходных тетрадей у учеников начальных классов например? Терзают сомнения, что в условиях «рынка» миллионные тиражи, непременно раскупаемые ежегодно, останутся без внимания желающих погреть на продажах руки.
zartarn
14.12.2017 06:48Так как многие учебники сейчас должна предоставлять школа, издатели начали к учебникам выпускать одноразовые рабочие тетради, причем по 2-4 на каждый. И это выливается тоже в приличную такую сумму. Так же чаще стали делаться переиздания, «школа стерпит», еще и учителя подливают масло в огонь требуя конкретный год и никак иначе.
tormozedison
13.12.2017 19:14Замки Кенсингтона помогли бы, но не видел на читалках гнёзд для них.
mironoffe
14.12.2017 11:06У меня с такого нетбук в Абхазии стащили. Был к батарее пристёгнут, за него же в очно через решетку подтянули и видимо выломали нахрен. Было обидно.
Mishootk
14.12.2017 10:08Школьная читалка должна быть вещью в себе. Т.е. будучи используемой вне учебных целей крайне неудобной, непрактичной и бесполезной.
Крайне тяжелая для перепрошивки, загрузка информации только из прявязанного хранилища (а там только учебники и ограниченный набор литературы по программе), плюс закачка через личный кабинет ученика с отметкой железного серийника уствойства в общей системе (школа и родители могут посмотреть всю историю загрузок, подписанные книги опознать, произвольные тексты забрать из «архива с копроматом»). Личные гаджеты привязываются к профилю ученика, школьные к учереждению (раз в период должно идти подтверждение в устройство, иначе автоматически окирпичивается).
Штампуемая монолитно, ремонтопригодность 0/10 (утрирую), зарядка через самый толстый разьем (а лучше беспроводная), и чтобы продажа на запчасти была не рентабельной. Цена железа минимальная, затраты на разработку скомпенсированы государством. Тираж большой.
Ужасно звучит по отношению к обычному гаджету, но только так уменьшится воровство как общественных, так и личных гаджетов используемых для обучения.Garbus
14.12.2017 12:29Это думаю элементарно решается. Просто ставим чип послабее, да еще в такой конфиграции железа, чтоб подходила только запиленная конкретно под него ОС, а «обычные» не подходили никаким боком. Разве что серийник лучше зашивать намертво, чтоб краденный не было смысла перепродавать.
Но пока гаджеты слишком уж «нежные», уронить/бросить разок сумку это же по пять раз на день. Так надо будет по пачке планшетов покупать на год, или делать откровенно массивные антивандальные варианты. Как говорится «И хочется, и колется...».iig
14.12.2017 12:43Просто ставим чип послабее… только запиленная конкретно под него ОС
… и через год-другой вся серия устройств превратится в тыкву. Процессоры сняты с производства, выпускаются новые, чуть быстрее, чуть экономичнее, чуть дешевле. Но в наши учебники они не подходят. Читалки взамен умерших делать не из чего.
Перепиленная ОС (древний андроид, скорее всего) на новые процессоры не натягивается.
Деньги освоены в полном обьеме, нужно еще больше денег.Garbus
14.12.2017 13:57С какой радости оно превратится в тыкву? Учебники внезапно потяжелеют на порядок другой? Процессоры перестают поддерживать инструкции предыдущих поколений? Так это любую ОС перекорячит, независимо от андроидности или виндовости.
Зачем разрабатывать&использовать уникальные процессоры, неужели не хватает методов «окирпичивания», с уже существующими на рынке вариантами?
А при желании и имении возможности «распилить», это делают независимо от целей проекта.iig
14.12.2017 14:22Учебники внезапно потяжелеют на порядок другой?
Возможно. Во времена библиотеки Мошкова всем было достаточно формата TXT. Сейчас нет.Garbus
14.12.2017 19:53Сколько поколений планшетов сменилось за последние лет 5? А насколько вырос бы за это время учебник? Просто не надо в «карманный» планшет заталкивать кучу 4К видеоуроков, не нужны они там, не его это дело. Текст, картинки, немного роликов&анимации. Не стоит обучающий материал превращать в подобие страничек с кучей выскакивающих баннеров и парой окон на каждый неловкий клик.
iig
15.12.2017 11:01640 к хватит всем.
Fiat 124 — прекрасный автомобиль, зачем что-то менять?Garbus
15.12.2017 13:39Ага, и год без новейшего айфона (и нового автомобиля) для лохов?
Не стоит впадать в крайности, как и говорил, это вообще не особо долговечный инструмент, чтоб по 10-20 лет не менялся.
Про память же скажу — сколько занимали 1000 знаков текста, столько и будут занимать. Даже если его обмазать перекрестными ссылками, вырастет незначительно. Вдогонку, разрешение глаза не спешит регулярно удваиваться, как и появляться на горизонте какому нибудь «голографическому проектору», который покажет метровый экран будучи встроенным в планшет. Так что графика тоже не особо вырастет…Gryphon88
15.12.2017 13:49Зато можно все засунуть в браузер и обмазать густым слоем JS, вместо обычного статичного текста и единого приложения для тестов с поддержкой GIFT. Тут-то и понадобятся гигагерцы с гигабайтами
Garbus
15.12.2017 14:12Конечно можно, вопрос в другом. Зачем обмазывать несколько абзацев и пару картинок до состояния лагающей новогодней елки? Будет ли от этого плюс в процессе обучения, или только ругательства на тормозной и глючащий планшет?
Gryphon88
15.12.2017 14:34Сильно зависит от модели монетизации и от того, как будет развиваться рынок (если будет). Если будет что-то типа *Store, то можно будет навязать разработчикам правила, в ущерб порогу входа и хотелкам заказчика, а если полностью открытый рынок, то будет как сейчас с сайтами.
iig
15.12.2017 15:01сколько занимали 1000 знаков текста, столько и будут занимать
KOI8-R с непониманием смотрит на UTF-16 и с ужасом на UTF-32.
графика тоже не особо вырастет…
На дисплее 800x600 — N точек (PocketBoook 301 от 2008 года). На дисплее 1600x1200 — N*4 точек (PocketBook 840 от 2014 года). 6 лет прошло. Чтобы ворочать в 4 раза возросшим framebuffer'ом — неплохо иметь пропорционально больше памяти и быстрый проц.Gryphon88
15.12.2017 15:26… и даже с такими требованиями больше 1ГГц и 512МБ не нужно.
iig
15.12.2017 16:43Так и есть ;)
В 2008 году:
Тактовая частота (МГц): 400
Оперативная память (Мб): 64
Всего лишь $300
В 2014 году:
Тактовая частота (МГц): 1 000
Оперативная память (Мб): 512
$250
Итого, за 6 лет — цена стала чуть меньше. Экран — больше в 4 раза, проц быстрее, памяти больше. Прогресс.
А вот если дядька из Министерства Образования ткнет пальцем — «а ну вот эту железку с 1 сентября во все школы» — через год окажется, что эта модель уже снята с производства, через 2 — нет запчастей, через 3 — проект по внедрению читалок в школах закончился.Gryphon88
15.12.2017 17:12Извините, не понял изначальный посыл ваших сообщений. Мне показалось, что вы предлагаете гнаться за гигагерцами и гигабайтами как в смартфонах или планшетах. Хотя, если поработать напильником и подумать, то наверняка и в старые требования можно вложиться, у меня такой компьютер на слабом PentiumIII был.
Впрочем, неубиваемую читалку сделать можно (ну, с заменой аккумулятора раз в пару лет), но это отольётся в удвоение веса и отказ от тача, ну и в суровый дизайн aka офицерский планшет, но зачем? Достаточно выложить учебники в открытый доступ и запретить преподавателям гонять учеников за отсутствие бумажного учебника, тут, имхо, как раз тот случай, когда «рынок расставит по местам».iig
15.12.2017 17:40… если поработать напильником..
Не прокатит.
Нет смысла закладываться на конкретное железо, ни устаревшее, ни топовое — в долгоиграющем проекте оно слишком быстро устаревает и обесценивается. Нужен системный подход — а его нет.
выложить учебники в открытый доступ
Ну да. Авторам учебников кушать больше не нужно, и издателей на мороз выгнать. Только откуда потом будут браться новые учебники?
Эта схема с электронными учебниками будет жизнеспособна, если издательство (которое получает заказ от минобразования, т.е. государства, и расплачивается с авторами) будет закрывать учебники DRM и учитывать использование каждой копии. В анархию никто вкладываться не будет.Bookvarenko
15.12.2017 17:46Больше учебников надо. В идеале у каждого ученика свой уникальный учебник по каждому предмету, по любому предмету. Не такой как у одноклассников.
teecat
14.12.2017 13:45За все не поручусь, но то, что проходило через нашу компанию — именно такие. Доступ в Интернет отсутствует, есть только доступ к ресурсам поставщика.
Old_Chroft
14.12.2017 16:11Крайне тяжелая для перепрошивки, загрузка информации только из прявязанного хранилища....
Обратный отсчет взрывателя на дисплей выводиться хоть будет? :-)
1234rfvb
13.12.2017 16:58Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана
Осмелюсь доложить, что у Вас «неправильные пчёлы» (с)
Смените читалку и радуйтесь. Штатная читалка в дешёвейшем TeXeT TB-721HD (не реклама, в продаже не найти) справляется с масштабированием PDF.iig
13.12.2017 17:09+2У вас неправильное представление о пчелах ;)
Нарисовать большую сканированную картинку на небольшом экране несложно. Сложно на ней что-то рассмотреть.DareDen
13.12.2017 17:46pdf зачастую имеют текстовый слой (почти все легальные e-books), который можно использовать на девайсах с малым экраном, а масштабировать только графику, многие читалки так умеют.
iig
13.12.2017 18:21Извернуться можно. Если в наличии большая готовая библиотека с электронными книгами, а дисплей в наличии только такой. Но зачем себя ставить в позу, из которой нужно будет изворачиваться?
DareDen
13.12.2017 18:36Лучше читать хоть как-то, чем не читать никак :)
Bruce_Lee
16.12.2017 15:12Сейчас есть читалки с достаточно большими экранами вплоть до формата A4. Вопрос только в цене.
psycho_zs
13.12.2017 17:36PDF сам по себе статичен, в адаптивную верстку не может. Да и вообще это искусственное протаскивание недостатков бумаги в цифровую среду.
Современный HTML тут был бы очень кстати.0xd34df00d
13.12.2017 20:04Можно просто tex-исходники таскать, а на читалке собирать под её конкретные размеры.
SBKarr
13.12.2017 19:33Имею такой вот агрегат. Читать на нём различную документацию в формате PDF A4 — адъ. Масштабировать то оно масштабирует. Но шрифты становятся адовыми, и скорость перемещения по странице при приближении совсем не впечатляет. Ребёнок от такого будет исключительно бесится и не понимать, почему не дадут нормальную бумажную книжку.
Вообще удивительно, что у нас нет стандарта изначально цифрового учебника, к которому бы уже приделывался стандарт на распечатку его в качестве книги. Всё было бы намного проще. Один фиг сейчас всё изначально в цифре.Exchan-ge
13.12.2017 20:56Вообще удивительно, что у нас нет стандарта изначально цифрового учебника
Не дай бог. Влепят какую-нибудь хююю в требованиях (что бывает сплошь и рядом) — и все будут вынуждены, кряхтя и проклиная — приводить все, что уже нажито непосильным трудом, к какому-то сделанному дилетантом стандарту.SBKarr
14.12.2017 00:00Говорите так, словно в другом государстве живёте. Нет бы сделать народную инициативу, собрать сторонников, а потом выкатить государству готовое решение, созданное коллективным трудом. Как это делается в демократических странах. Нет, будем сидеть на жопе и ждать, пока кто-то придёт и демократизирует. Народовластие, оно, знаете ли, требует народа, способного властвовать.
zartarn
14.12.2017 06:56У военных есть электронные учебники с видео музыкой и прочим. Преподаватели ко всем своим преподаваемым специальностям должны такой предоставить, в т.ч. с тестами. ТАм какой то конструктор который собирает в виде EXE-шника. У каждого курсанта есть флэшка, на которой учебники по всем дисциплинам что он изучает. Другое дело что этим почти не пользуются. Требование есть, гост на электронные уебники есть, а пользоваться активно даже за компом так себе удовольствие.
8_gramm
13.12.2017 17:39Пока не будет дешевых цветных электронных книг, учиться будет трудно. Потому что разбирать графики, состоящие из кучи серых и черных линий, порой невыносимо. Биология, например, тоже мимо может пойти. Ну либо делать серьезную адаптацию учебников для e-inc. Чтобы не всегда возможно. Мне порой сильно не хватает такой читалки, чтобы не таскать с собой какой-нибудь учебник или распечатку.
T-362
13.12.2017 18:44На самом деле ничего страшного в графиках и схемах нет, традиции ЧБ печати учебной литературы развивались чуть ли не с самого изобретения печатного станка, просто надо их использовать.
iig
13.12.2017 18:54Традиции печати цветных учебников тоже немало лет. Вернуться к чб печати? Можно, особенно если это повышает успеваемость ;)
potan
13.12.2017 18:52А эти электронные учебники надо отдельно покупать? Лет пять назад я пытался найти электронные версии, что бы дочке портфель не таскать, но не нашел.
Логично было бы, если бы учебники, разработанные по грантам Министерства Образования выкладывались в свободный доступ.Exchan-ge
13.12.2017 20:19Логично было бы, если бы учебники, разработанные по грантам Министерства Образования выкладывались в свободный доступ.
Поддерживаю!
Exchan-ge
13.12.2017 20:08Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ
Нет у ридеров никаких преимуществ, кроме цены.
«За годы эволюции человек привыкал смотреть на объекты, освещенные солнцем. Смотреть непосредственно на солнце, а также на огонь, молнию и всяческие светодиоды глаз не привык и поэтому быстро устаёт»
Миллионы людей работают за мониторами по 8 часов (и более) в сутки. Уже достаточно много лет (кто начинал — уже успели выйти на пенсию). Статистика достаточная для того, что бы перестать ссылаться на «быстро устаёт».
Бумажные книги используются столетиями — глаз человека уже привык (хи-хи).
Экраны ридеров обладают низкой контрастностью, что не способствует чтению.
Текст любой бумажной книги, даже напечатанная на макулатурной бумаге во времена СССР — имеет более высокую контрастность, чем экран лучшего ридера.
Если бы у ридеров были такие преимущества, как описывают маркетологи — на каждом рабочем столе людей, работающих только с текстом — стоял бы монитор с E Ink.
проведенное учеными из Университета Париж 8. Во время десятидневного эксперимента они измеряли частоту моргания испытуемых и записывали их личные ощущения. В результате было установлено, что при работе с дисплеями E Ink, «усталость» зрения наступает медленнее.
ЖК-мониторы бывают разные. В том числе и вырвиглазные. (да и испытуемые студенты — народ ненадежный, могут гулять до утра, потом пойти на тестирование :)
Обычный, хорошо изданный учебник — много лучше любого планшета или ридера.
У него есть и еще один не вполне очевидный бонус — он не отвлекает на постороннее содержимое (у всех ридеров есть полный комплект — от почты и браузера до набора игр).
Кроме того, все, кто имел опыт преподавания с использованием компьютеров знает, что при их использовании всегда случаются незапланированные сбои — не включается, зависает при работе, тормозит, все работает нормально, но конкретное приложение не запускается (закон подлости). Учитель или препод, вместо того что-бы вести занятие — ходит и устраняет возникшие по ходу проблемы.
Кроме того, сами ученики — разные. Кто-то работает с компьютерными устройствами как профессионал, а кто-то вообще не понимает «куда нажимать». И опять, вместо проведения занятия — учитель должен объяснять — что и как.
Ну, и как вишенка на торте — сами компьютерные устройства имеют способность неожиданно выходить из строя (уж молчу про просто «забыли зарядить»).
Понятно, что с бумажными учебниками таких проблем нет.
Везде ссылаются на тяжесть бумаги. Есть такое.
Но ведь «бумага» — она бывает разная. И по весу тоже.
Почему бы не сделать учебник из «легкой бумаги» (например, использовать пластик)?
Ну, и как вывод: если современная мода диктует необходимость использования компьютерных устройств в школе и существует реальная необходимость использования таких устройств в ВУЗах — (вместо того, чтобы тратить деньги на бесполезные ридеры) необходимо использовать намного более функциональные планшеты (и не менее, чем на 12", в размер А4).
quqdron
14.12.2017 10:04Пруфы на меньшую вредность «чернильных» читалок есть, а на «излучающие»?
Лично мой опыт (10 лет читалок и 35 лет мониторов) говорит: чернила — лучше.Exchan-ge
16.12.2017 04:21Лично мой опыт (10 лет читалок и 35 лет мониторов) говорит: чернила — лучше.
Лично мой опыт говорит: бумажная книга — лучше. Что, собственно, и написано выше.
(мониторы — с 1982 г. :)
andersong
14.12.2017 11:09Но ведь «бумага» — она бывает разная. И по весу тоже.
Да, бывает разная. Недавно в книжном взял в руки толстую книгу и удивился неожиданной легкости. Обсмотрел её вокруг — книга как книга, даже внутрь заглянул — не пустая-ли? )))
Exchan-ge
17.12.2017 03:35Если бы у ридеров были такие преимущества, как описывают маркетологи — на каждом рабочем столе людей, работающих только с текстом — стоял бы монитор с E Ink.
Упс, идеи перехватывают на лету:
«Компания ONYX представила 13,3-дюймовый ридер BOOX MAX2 Professional на основе гибкой электронной бумаги E Ink Carta Mobius. Помимо солидных размеров ридер отличается наличием HDMI-разъема, который позволяет использовать его в качестве второго дисплея для ПК.
Ридер ONYX BOOX MAX2 Professional поступит в продажу 27 декабря текущего года по цене порядка $788 (€671) в комплекте со стилусом Wacom, кабелями USB и micro-HDMI/HDMI, а также защитным чехлом»
Equin0x
13.12.2017 22:54Сын учится в школе, где айпады выдаются всем ученикам, но рюкзак все такой же тяжелый из-за бумажных учебников. Да, школьное расписание онлайн, гугл документы, которые преподаватели шарят с учениками и ученики шарят свои работы с учителями, возможность родителям быть в курсе всего процесса — от заданий до оценок за них — это здорово. Но все равно присутствуют большие толстые книги, которыми пользоваться все равно удобнее. Тут и отставание в разработке электронных учебников, и, как ни крути, маленький экран. Пока не будет легких, долгоиграющих, приятных для глаз падов размером, например, А4 — процесс перехода на электронные учебники по-прежнему будет бегом на костылях.
Retifff
14.12.2017 10:04Да не нужны никакие ридеры для уменьшения размера рюкзака, просто нужно включить мозг (минорбру, как вариант). Все просто, один комплект учебников у школьника дома и в каждом классе по необходимому количеству учебников (с запасом) по тематике предмета, раздали перед уроком, собрали после урока. Всё. В рюкзаке только тетрадки.
Или со шкафчиками, как ниже в комментариях.Areso
14.12.2017 10:25Со шкафчиками недостаток, что нужно 2N учебников, где N количество учеников в данной параллели. С учебниками, которые выдают, нужно M*(P+1), где M максимальное число учеников в классе, P количество параллелей (при условии, что только один класс из параллели сейчас на этом предмете).
zartarn
14.12.2017 06:42Художку читать на ридерах вообще без проблем. А вот когда разбираешься с какой то темой по технической направленности, бывает открыто несколько книг, с заложенными сразу несколькими местами, постоянные перелистывания для уточнения моментов. — с электронкой это тот еще адок. Но это сугубо мой осадочек такой.
Проблемы удобнее решать вторым комплектом учебников, только вот у нас в в большинстве школ нет таких вот шкафчиков где бы можно было всё хранить.solariserj
14.12.2017 09:32Берём пример с американских школ. Где шкафчики в порядке вещей (по фильмам по крайней мере)
littorio
14.12.2017 11:04Мне кажется, перелистывания как раз можно было бы удобно решить на ридерах. Скажем, выделить отдельную панельку для иконок-закладок. Вроде виндового таскбара. Но этим никто заниматься не будет, т.к. это сразу нестандартное решение — на обычных же книжках и ридерах никаких постоянных панелей нет. И потребует нестандартного экрана, вдобавок.
andersong
14.12.2017 11:18А вот когда разбираешься с какой то темой по технической направленности… — с электронкой это тот еще адок.
Мой типичный кейс: открываешь на ПК мануал страниц на 300 — 700, выбираешь страниц 50, печатаешь и можно изучать глубоко — быстро листать, разложить нужные листы по столу, черкаться, делать пометки. Где тут место электронке? Если только как в фантастических фильмах — интерактивный стол в пол-комнаты.
tka4ev
14.12.2017 16:34А вот когда разбираешься с какой то темой по технической направленности, бывает открыто несколько книг, с заложенными сразу несколькими местами, постоянные перелистывания для уточнения моментов. — с электронкой это тот еще адок
Именно так. Что-то полноценно изучать по электронной книге очень неудобно. Практически невозможно. А если ещё и куча нужных книг в одной читалке…
Mishootk
14.12.2017 10:12Можно привести пример крайней необходимости PDF в школьном ридере? Не для внекласнного самообразования и кружкового творчества, а именно для удовлетворения школьной программы? Круг учебников и литературы по программе достаточно ограничен и может быть на 100% сверстан в подходящем формате.
Bookvarenko
14.12.2017 10:37В электронном учебнике проще подменить информацию на актуальную. Например в учебниках истории и географии. Немножко поправить теоремы в алгебре и геометрии. Физику и химию подкорректировать. Так, чтобы вместо "понять" можно было только "выучить" как стишок на иностранном языке.
andersong
14.12.2017 11:20В электронном учебнике проще подменить информацию на актуальную. Например в учебниках истории...
В соответствии с текущей политикой правящей партии)))Bookvarenko
14.12.2017 11:31Самая суть уловлена. «От сего дня повелеваю числу пи быть равным четырём».
Bookvarenko
14.12.2017 11:37Ну и ещё по мелочи там — дефейсы, фейковые апдейты, сотни рекламы, игры, вирусня и прочий саботаж учебного процесса.
Wizard_of_light
14.12.2017 13:26Ужас-ужас. Как кабинеты информатики выжили до сих пор, я просто не представляю.
Bookvarenko
14.12.2017 14:44А вот так и выжили, нашими трудами непрестанными. Хорошо что их всего два было и без интернета.
SchmeL
14.12.2017 11:20пока не победят издательское лобби, мы еще не скоро увидим в школах повсеместный переход на электронные учебники.
iig
14.12.2017 12:35пока не победят издательское лобби
Кто кого должен победить? В одном углу ринга издатели бумажных учебников, в другом — издатели электронных учебников (которых как бы есть, и одновременно нет). Вы уверены, что это разные люди?zartarn
14.12.2017 12:51Только вот «всучивать» бумагу оч удобно. Сейчас учебники меняют как перчатки, плюс к ним теперь еще и рабочие тетради. В разных школах чуть разные наборы учебников. Тут всё не так просто.
Да и элеткронные варианты они не очень то и любят, так как множится парой кликов. А им еще деньги надо зарабатывать.
granade18
14.12.2017 12:55Перехода на электронные учебники и не будет ввиду перечисленых выше проблем, а вот поменять в школах парты — решит множество проблем сразу. Электронные парты, конечно же.
mitrym
14.12.2017 13:06Нет тока — нет читалок, нет запчастей — нет читалок, нет хранилища — нет читалок. Сырость и прочая — хуже чем у книги, т.к. промокшую книгу можно подсушить, читалка в половине случаев пойдет в ведро. Спорная технология. Только для школы и только с дублированием книгами.
mitrym
15.12.2017 09:31Добавлю чутка — пол книги можно читать, можно читать первые пол книги и вторые пол книги..)) Даже десять пол читалок поюзать не выйдет, только 1 комплектную, не ушибленную и с зарядом.
griin
14.12.2017 13:07«только чур в гамаке и стоя».
Не претендуя на изобретение я в нчале 90х будучи школяром возмущался — почему нельзя учебники: 1. Стандартизировать по размерам 2.1.Поделить по четвертям на брошюры собранные в общую обложку на скоросшиватель 2.2. Теоретические материалы при необходимости вынести в отдельную брошюру (математика, русский, физика). На выходе имеем гибко конфигурируемую систему учебников у которой в 4 раза снижается единовременно носимый вес, и как выяснилось теперь — сохраняется «теплая ламповая» бумага, стоимость возрастает незначительно, привлекательность для кражи отсутствует, сломать сложно.M_AJ
14.12.2017 20:59Вы примерно описали университетские «методички» и «конспекты лекций». Почему это не применяется в школе не очень понимаю.
griin
15.12.2017 05:59Видимо от университета зависит. У нас методички были разношерстными, конспект — это только то что сами писали. Но я же сразу сказал «не претендуя на изобретение» — решение лежит на поверхности. Но ? \ _ (?) _ / ?
amarao
14.12.2017 13:41Статья полна FUD. Какая «мерцающая подсветка»? Зачем экрану планшета мерцать? Рассказ про «меньше устают глаза» вы должны рассказывать после того, как хотя бы 300dpi обеспечите на eink'е, а уж количество психологических травм на омерзительно медленном перелистывании…
8_gramm
14.12.2017 15:36Вы, видимо, давно не видели современные электронные книги. Например, товарищи из статьи уже сделали книгу на 300dpi. Проблем с перелистыванием давно уже нет. Хотя у меня и не Onyx.
onyx-boox.ru/boox_robinson-crusoe2amarao
14.12.2017 16:37А можно видео? Всё, что я пока что видел, не может делать быстрое перелистывание. Например, на телефоне я могу свайпать страницы примерно 5 шт в секунду (успевая видеть узор текста и отдельные слова, в поисках нужного места), а как насчёт epaper?
8_gramm
15.12.2017 15:37Нет. 5 штук в секунду точно не отрисуют. =)
Но 1-2 экрана в секунду, думаю, вполне.
А почему бы не использовать поиск? Оглавление?amarao
15.12.2017 17:07Поиск чего? Места, на котором закончил читать? Вы можете процитировать фразу, на которой вы остановили читать книгу?
Оглавление не всегда есть и не всегда коррелирует с тем, где остановился читать.
Визуальное «да, я тут читал» does matter, так же как и случайно выхваченные слова из текста.
Типовой look-n-feel.
Второй аргумент за планшет: можно иметь несколько книг в разных читалках и легко (мгновенно!) между ними переключаться.
Я не видел ни одной читалки (софта или железа), которая бы позволяла переключиться между epub на 10Мб и pdf на 80Мб в течение секунды с сохранением «предыдущего места чтения».8_gramm
15.12.2017 17:41Поиск чего? Места, на котором закончил читать? Вы можете процитировать фразу, на которой вы остановили читать книгу?
Сохранение последнего места чтения же. Ну и почти всегда запоминается хотя бы примерный процент прочитанного.
Второй аргумент за планшет: можно иметь несколько книг в разных читалках и легко (мгновенно!) между ними переключаться.
Перепрошитый Nook у меня так мог. Хотя не мгновенно, конечно.
Я понял вашу позицию. Видимо, вам действительно удобнее так.
У меня так не прокатит, потому что читать технологический регламент производства на планшете в pdf, как правило, боль дикая. Так что если мне надо скакать между приложениями, то я скорее всего буду это делать на ноутбуке или на PC.
И все плюсы чтения с планшета у меня разобьются о две проблемы. Первая, когда читал с планшета, глаза болели уже после часа-двух, на e-ink такого не бывает и после 4х часов.
Второе, автономность. Тащить планшет, который может в любой момент разрядиться, в поход, например, мне не хочется.=)
KOPiten
14.12.2017 16:34Такое ощущение, что пишущие здесь в школе не учились :). Вы помните, что портфели бросались кучей на пол? Или ими играли в футбол? Учебниками дрались, стучали ими по голове, подкладывали под седалище, чтобы удобнее было и сидеть и прочая, прочая… Какой планшет или, тем более е-инк, выдержит малолетних вандалов? Статья — обычная мракетологическая фигня.
saege5b
14.12.2017 22:50Толку от узкоспециализированных устройств — ноль.
Нужен единый портал знаний.
А не как сейчас, 100500 кривых ссылок. Материалы оформлены на "… отстанте".
Нужен контракт с учёными для актуализации информации, типа вики только как БСЭ-онлайн, централизованная.
А то ребёнок читает в младшей школе литературу, а там сказка про времена когда обезъчны нажрались пива и накурились сигарет и от этого их мясо стало несъедобным.
И пошло поехало.
Почему нельзя выложить теже книжки типа Носова, Барто и прочих Чеховых? Не гле-то там, а вот на видном месте, во всех возможных форматах. Неплохо было бы присутстаовать в репозиториях типа Гугл.Книги.
Много устройств со стилусом. Кто-нибудь знает програму, которая гоняя маячок, учила бы ребёнка писать?
Кстати, пользуясь моментом, никто незнает как можно генерировать математические примеры для ребёнка, в пределах счёта до тысячи и четырёх арифметических действиях?
На последок, в ЖЖ встретил идею: в русском тексте, менять некоторые слова на иностранные. И чем дальше читаешь, больше слов меняется. Никто не хочет попробовать реализовать?nomadmoon
16.12.2017 20:05Насчет замены слов — вот штука для изучения японского алфавита тем же методом
www.japlang.ru/soft/index.html
Попробуйте, расскажете насколько эффективно :)
KatbertW
Cам покупал Darwin C67. Неплохой аппарат — подсветка комфортная, наличие обложки сильно порадовало. Только пластик собирает отпечатки пальцев, приходится регулярно протирать
Вот фото: habrastorage.org/webt/sg/m1/gl/sgm1glkta9ush1kgiq_c2f7jods.jpeg
SicYar
Тоже пользуюсь Onyx уже лет 6, самые любимые читалки)
granade18
Че то не видно отпечатков