За последнее десятилетие Эстония стала одной из самых успешных европейских стран в сфере бизнеса, в основном благодаря своим сложным цифровым решениям и прогрессивной модели электронного правительства. Личное взаимодействие между государственными организациями и заявителем минимизировано за счет максимально возможного использования информационных технологий.
Несмотря на то, что эстонский регулятор разделяет подход о применения законодательства о ценных бумагах к секьюрити-токенам проведение ICO в стране разрешено при соблюдении ряда условий.
В Эстонии можно создать компанию онлайн через 15 минут, а оплатить налоги за 3 минуты. Подоходный налог с сохраненной и реинвестированной прибыли составляет 0%, 95% налоговых деклараций подается онлайн. Эстония занимает первое место в International Tax Competitiveness Index Rankings, второе место по индексу экономической свободы Index of Economic Freedom in Europe. Эстония заключила договоры о защите инвестиций с 31 страной, включая США, Германию, Францию, Финляндию, Швецию, Норвегию и Швейцарию, а также соглашения об избежании двойного налогообложения с 53 странами. Все иностранные инвесторы могут создавать компанию и вести бизнес в Эстонии на одинаковых условиях с местными инвесторами.
На уровне Европейского союза (Эстония — член ЕС) ICO не запрещены. 13 ноября 2017 года Европейская организации по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA) установила неисчерпывающий список требований, отметив также, что национальные законы стран-членов ЕС также применимы к регулированию ICO. ESMA определила, что требуется соблюдение следующих режимов и обязательств:
- Директива об управляющих альтернативными инвестиционными фондами (Alternative Investment Fund Managers Directive), устанавливающая правила авторизации, работы и прозрачности управляющих альтернативными инвестиционными фондами, которые управляют и/или продают альтернативные инвестиционные фонды (AIF) в ЕС;
- Четвертая Директива по борьбе с отмыванием денег (Fourth Anti-Money Laundering Directive), запрещающая отмывание денег и финансирование терроризма, 15 декабря 2017 года Европейским парламентом и Европейским советом была принята новая редакция Четвертой Директивы по борьбе с отмыванием денег, которая потенциально применима также и к ICO ввиду того, что транзакции ICO могут нести определенную степень риска отмывания денег;
- Директива о рынках финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive), направленная на создание единого рынка для инвестиционных услуг, инвестиционной деятельности и обеспечение высокой степень гармонизированной защиты для инвесторов в рынках финансовых инструментов;
- Директива о проспекте, подлежащем опубликованию при публичном предложении ценных бумаг или их допуске к торгам (Prospectus Directive as regulatory regimes), направленная на обеспечение инвесторов адекватной информацией при привлечении капитала в ЕС.
- Директива о рынках финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive), направленная на создание единого рынка для инвестиционных услуг, инвестиционной деятельности и обеспечение высокой степень гармонизированной защиты для инвесторов в рынках финансовых инструментов;
- Директива о проспекте, подлежащем опубликованию при публичном предложении ценных бумаг или их допуске к торгам (Prospectus Directive as regulatory regimes), направленная на обеспечение инвесторов адекватной информацией при привлечении капитала в ЕС.
Кроме того, ESMA предупреждает, что ICO несет высокие риски для инвесторов:
- Это неурегулированная сфера, поэтому уязвима для мошенничества и незаконной деятельности
- Высокий риск потери инвестированного капитала
- Отсутствие механизмов выхода и экстремальная волатильность цен
- Неадекватная информация, предоставляемая инвесторам
- Дефекты в технологии. Распределенная сеть или blockchain технология все еще глубоко не протестирована.
Несмотря на неясность регулирования на уровне ЕС, в Эстонии, в общем, ICO разрешен, но принимая во внимание разъяснения Финансового регулятора Эстонии (Estonian Financial Supervisory Authority, EFSA), который считает, что при анализе токенов должны учитываться фактические обстоятельства, а содержание превалировать над формой (ICO также включает концепцию первичного размещения токенов, поскольку криптовалюты и токены трактуются EFSA как синонимы).
EFSA разделяет мнение регулирующих органов в США, Канаде и Сингапуре. Токены, предоставляющие права инвесторам в отношении эмитента, или токены, стоимость которых привязана к будущей прибыли или деятельности компании, с большей вероятностью, будут признаваться финансовыми инструментами. Таким образом, эмиссия таких токенов может быть признана выпуском финансовых инструментов и должна регулироваться законодательством о ценных бумагах (Securities Market Act, Law of Obligations Act). В таком случае потребуется прохождение всех необходимых процедур по уведомлению и регистрации.
Кроме того, в некоторых случаях деятельность компаний-организаторов ICO, а также лиц, реализующих токены на вторичном рынке, может быть признана оказанием инвестиционных услуг. Осуществление такой деятельности требует наличие соответствующих лицензий и разрешений.
В случае если компания занимается предоставлением займов за счет средств, привлеченных в рамках ICO, к ее деятельности могут применяться нормы законодательства о кредитных организациях.
Согласно решению Верховного Суда Эстонии реализация биткоинов в качестве предпринимательской деятельности является оказанием услуг в отношении альтернативных платежных средств. В соответствии с эстонским законодательством о противодействии отмыванию доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма (Money Laundering and Terrorist Financing Prevention Act), для осуществление такой деятельности также требуется разрешение от EFSA.
Поскольку модели ICO и токены широко варьируются, каждое условие ICO должно оцениваться индивидуально. EFSA рекомендует, чтобы любое лицо, планирующее создание организации по выпуску токенов или выпуску эмитентов токенов, ICO организаторы, дистрибьюторы и соответствующие торговые платформы, проводили юридический анализ их соответствия применимому законодательству.
В августе 2017 года Эстония раскрыла, что рассматривает вопрос о создании первой в мире национальной криптовалюты. Названная есткоин (estcoin), цифровая валюта будет частью текущей программы в Эстонии — электронное резидентство (E-residency). Цель этой программы — предоставить практически любому, кто имеет доступ к Интернету, возможность создать бизнес в Эстонии, даже не ступая на землю Балтийского государства.
19 декабря 2017 года управляющий директор эстонской программы E-residency Каспар Корьюс сообщил, программа электронного резидентства является государственной, и, как и большинство сегодняшних стартапов, она может финансироваться за счет ICO.
Корьюс предложил три возможных сценария для выпуска есткоинов:
- Estcoin как первый социальный токен. Он будет использоваться в качестве стимулятора для формирования «цифровой нации». Участники программы e-Residency присоединятся к ней в первую очередь.
- Estcoin как токен для смарт-контрактов, который станет основой безопасной системы идентификации правительством. Будет использоваться для подписи документов и доступа к службам при работе со смарт-контрактами.
- Estcoin как евро. Речь идет не о выдаче альтернативной валюты в еврозоне, а о токене, который будет сочетать в себе преимущества децентрализации виртуальных валют и стабильности бумажных денег. В этом случае только члены e-Residency смогут использовать токен.
Стоить отметить, что президент Европейского центрального банка раскритиковал такое предложение правительства Эстонии о создании своей цифровой валюты, указав, что евро является единственной действующей валютой на территории ЕС. В настоящий момент Эстония изучает комментарии и мнения по поводу есткоина, чтобы лучше понять, как лучше структурировать его.
Намерение создать собственную криптовалюту ярко показывает, что эта маленькая европейская страна готова со стремительной скоростью внедрять новые технологии, в том числе и блокчейн.
Читайте также: ICO в поисках юрисдикции.