Сейчас на российском рынке можно отметить тенденцию к популяризации специальности маркетолога: маркетинг перестал быть отделом, который первым сокращают в кризис, компании начали понимать ценность маркетинга и стараются искать себе хороших специалистов (во множественном числе, а не одного на все руки мастера, что не может не радовать). Рынок резюме стал похож на голубой океан, в просторах которого «обитают» разнокалиберные маркетологи. Как же не ошибиться с выбором и найти хорошего специалиста?
Описание вакансии
Поиск хорошего специалиста по маркетингу правильно начинать с ожиданий. Работодателю нужно самому понимать, какие задачи должен решать специалист, какие цели он должен достигнуть и какой типаж человека для этих задач нужен: аналитик-исследователь, креативщик-энтузиаст или что-то среднее.
- Для вакансии нужно четко сформулировать круг обязанностей — чем понятнее будет описание вакансии, тем выше шанс, что кандидат в принципе рассмотрит предложение о работе.
- Если недостаточно знаний для формирования точного описания обязанностей — стоит формулировать вакансию с упором на цели, которые нужно достигнуть (желательно в цифрах).
- Помните о том, что маркетологи зачастую люди творческие и свободолюбивые, поэтому постарайтесь «продать» компанию как место, где человек сможет реализовать свой потенциал.
Резюме
Знакомство с кандидатом начинается с резюме, которое может о многом рассказать, и это не займет много времени. Как понять, что перед вами хороший маркетолог?
- Помимо текста в резюме присутствуют цифры: ROI, показатели эффективности маркетинговых кампаний, CTR, показатели роста выручки в результате маркетинговых активностей и т.д. Умение оцифровать свои результаты понятным языком говорит о том, что человек умеет ставить себе четкие цели и достигать их. Чем детальнее будут показатели — тем более грамотный перед вами специалист.
- Опыт взаимодействия с отделом продаж — важный критерий. Во многих компаниях маркетинг сложно выстраивает отношения с отделом продаж, а иногда и конкурирует с ним (что противоречит самой сути маркетинга, но это факт). Поэтому наличие опыта взаимодействия маркетолога с отделом продаж, а еще лучше — продуктивного взаимодействия, будет большим плюсом для вашего потенциального сотрудника.
- Образование: вопреки устоявшемуся мнению, немаловажным, хоть и не критичным фактором является профильное образование вашего маркетолога в маркетинге или PR. С одной стороны, на рынке много отличных специалистов без профильного образования, с другой стороны — понимание основ теории сыграет вам только на руку, а знакомства вашего специалиста с университета могут стать хорошим подспорьем для удешевления «маркетинговых сервисов».
- Специализация маркетолога: если кандидата от места к месту «бросает»: с SMM в конкурентную разведку, с организации и проведения ивентов в разработку посадочных страниц, то стоит задаться вопросом, насколько глубокие знания такого маркетолога в плоскости нужных именно вам функций. Старайтесь в первую очередь отсматривать людей с нужной именно вам специализацией.
- Отраслевая специализация: если у специалиста есть опыт работы в вашей отрасли — это плюс, значит, погружаться он будет быстрее, и результаты вы также увидите быстрее. Также если у вас сфера B2C, а вы рассматриваете человека из B2B и наоборот, то смело можно считать, что эффекта от работы вашего маркетинга надо будет подождать: человеку нужно будет привыкнуть и адаптировать свои знания и инструменты к другим законам рынка.
- Продолжительность работы на одном месте: здесь должен быть баланс. Смотрите по сфере деятельности и продолжительности сделок в этой сфере. Если это сфера B2B и жизненный цикл сделки там по 9–12 месяцев, а кандидат ушел оттуда раньше — то, вероятно, он смог оценить результативность своей работы в краткосрочных показателях (просмотры, переходы, лиды), но отследить выливается ли это в сделки — вряд ли. С другой стороны, если видите, что кандидат с десяток лет проработал на благо конкретной компании— будьте готовы к тому, что кругозор и инструментарий человека мог сузиться, и вам принесут опыт и наработки конкретной компании.
Тестовое задание
Для того, чтобы на практике проверить компетенции кандидата, вы можете смело направлять ему тестовое задание для дальнейшей оценки.
- Сделайте задание максимально приближенным к сути дальнейшей работы. Например, если вы ищите интернет-маркетолога, можете попросить подобрать список слов для SEO-продвижения или провести ИТ-аудит пары страниц на вашем корпоративном сайте. Если вы хотите найти SMM-специалиста, попросите подобрать наиболее эффективную социальную сеть для продвижения вашего предложения и написать продающий текст и т.д.
- Потенциальный кандидат не всегда может в сжатые сроки разобраться со спецификой вашего продукта, но по крайней мере вы сможете точно понять, насколько хорошо человек разбирается в инструментарии, понять скорость его работы, посмотреть на детали и просто понять, насколько вам дальше по пути.
Исключение — если вы хантите спеца, в этом сценарии это уже вы охотитесь за ним. При таком раскладе вы ведь уже знаете кого и почему хотите себе заполучить, и эти советы уже ни к чему.
Собеседование
- Детально задавайте вопросы по обязанностям, какие инструменты и подходы использовал, почему именно те, которые называет.
- Вопросы, связанные с результатами работы. Не увидели показателей эффективности работы в резюме кандидата? Вы всегда можете задать все интересующие вас вопрос при личной беседе. Заодно сможете посмотреть на реакцию человека на вопрос и оценить степень его профессионализма с точки зрения оценки результатов собственных действий.
- Спросите о своей компании. Хороший маркетолог всегда изучит компанию, в которую идет на собеседование. Посмотрит сайт, портфель продуктов, сформирует понимает о конкурентном окружении, а может даже придет с парой-тройкой идей по реконструкции бизнеса и готов поделиться с вами pro bono.
- Нестандартные вопросы. Не бойтесь спрашивать у кандидата вещи, не совсем связанные с рабочим процессом: его любимые книги и фильмы, что человек больше всего не приемлет в жизни, а что наоборот, вводит его в состояние потока, любит ли он домашних животных, как проводит свободное время, куда бы он хотел поехать больше всего. Ответы на все эти вопросы помогут понять личностные качества кандидата, и вы сможете понять, насколько хорошо он впишется в коллектив
- Литература и мероприятия по специализации. Узнайте, какую профессиональную литературу, статьи или порталы читает кандидат. Уточните, какие мероприятия, мастер-классы, тренинги или вебинары посещал кандидат и как давно это было, уточните, какие инструменты были внедрены после обучений.
Что спрашивает кандидат
Немаловажным фактом являются те вопросы, которые будет задавать вам кандидат. Чек-лист вопросов, которые характеризуют хорошего маркетолога:
- Какова структура отдела маркетинга? Сколько в нем человек? Как разделяется функционал?
- Есть ли в компании маркетинговая стратегия? Как часто она пересматривается? Кто формирует стратегию?
- Какие инструменты вы использовали/используете в работе? Что из них сработало, а что нет?
- Что входит в обязанности кандидата? Четкий вопрос, который требует максимально четкого ответа. Если маркетолог готов взять на себя все, стоит задуматься.
Предупреждаем сразу: поиск хорошего маркетолога — это целый квест, который вы будете проходить вместе с кандидатом. Помните, что маркетинговые фишки от гуру маркетинга — это просто фишки и не несут ценности без понимания основ маркетинга.
Следуя представленным выше советам, вы сможете наиболее быстро и эффективности взять к себе в команду настоящего профессионала, который отлично впишется в команду и будет радовать вас достижением маркетинговых целей не один год.
Antislovoblud
Прочитал. По порядку.
? Про название статьи, цитата: «Как найти хорошего маркетолога?».
> Разница – «что» есть обобщённое описание исполнения, а «как», это разъяснение о методах и средствах выполнения.
В заголовке написано «как», что расходиться с контекстом статьи, суть которой «что».
Меняем название статьи с «Как найти хорошего маркетолога?».
На «Что делать для поиска хорошего маркетолога?».
? Про хорошего маркетолога.
В статье отсутствует формулировка, о назначении и составе «хороший маркетолог».
Есть только обобщённое описание не имеющее отношения к основной сути в деятельности маркетолога – продать товар применяя полуправду, лож и дезинформацию.
Описание сферы деятельности должности начинается с постановки цели, функций и задач.
> Маркетолог, в первую очередь, должен владеть двусмысленностью, поскольку в ней заключена сила манипулирования потребителем.
Другими словами и более точно, владеть софистикой и демагогией, поскольку именно они позволяют убеждать оппонента, не преследуя своей целью объективность, истинность, точность, достоверность. Ведь нам нужно продать товар или услуг, а не предоставлять потребителю на анализ её присущие характеристики? Не так ли?
Основная функция хорошего маркетолога – умение убеждать потребителя приобретать продукт и услугу, выгодную для продавца, пусть даже невыгодную для потребителя.
Также следует описать функции опорные и качества.
Одной из опорных будет аналитическая, поскольку именно она обеспечивает маркетолога информацией. Кстати, аналитиком маркетологу быть не обязательно*, если не сказать нежелательно, поскольку маркетолог оперирует чувствами и эмоциями, тогда как аналитик объектами и действиями, анализируя и синтезируя их. Далее функции следует декомпозировать на задачи.
? Про описание вакансии.
Выбрасываем обывательские формулировки вида «типаж человека» и т.д. Воздерживаемся от словоблудия, поскольку это нужно в маркетинге, а не при решении конкретной прикладной задачи – формирование требований к вакансии.
Описания должно быть, как минимум два:
1. Академическое – требования к компетентности и компетенции.
2. Обывательская – обобщённые формулировки методом композиции из академического описания.
- Учитывая вышеописанное, по отношению к статье, можно утверждать, что кандидатов Вы ищете по ощущениям, т.е. на основе мнения, нежели по осознаю, т.е. сформированному знанию. Это ни плохо, ни хорошо – это, скорее всего, факт. Главное, не заблуждаться относительно фактически используемых методов, т.е не выдавать желаемое за действительное.
А так, в целом, статья лёгкая в прочтении, но информативно мало значащая, хотя прочитал с интересом.
*Утверждение основывается на тезисе, что маркетинг есть совокупность действий для убеждения потребителя приобрести товар или услугу именно нашей фирмы.
HedgeSky
Такое чувство, что вы зарегистрировали аккаунт (см. nickname) специально для того, чтобы писать такие разбирающие и разбивающие по кусочкам комментарии
kseniya_ro
+1 к отсутствию в статье «Как» :)
По опыту найма сотрудников в отдел скажу, что тут отсутствует главный этап — подготовительный, на котором нужно «поженить» список требований с бюджетом на персонал. Это сложная задача, особенно, когда делать надо всё, и приходится выбирать, чем сможешь пожертвовать и ради каких других навыков у кандидата.