image

Сейчас на российском рынке можно отметить тенденцию к популяризации специальности маркетолога: маркетинг перестал быть отделом, который первым сокращают в кризис, компании начали понимать ценность маркетинга и стараются искать себе хороших специалистов (во множественном числе, а не одного на все руки мастера, что не может не радовать). Рынок резюме стал похож на голубой океан, в просторах которого «обитают» разнокалиберные маркетологи. Как же не ошибиться с выбором и найти хорошего специалиста?

Описание вакансии


Поиск хорошего специалиста по маркетингу правильно начинать с ожиданий. Работодателю нужно самому понимать, какие задачи должен решать специалист, какие цели он должен достигнуть и какой типаж человека для этих задач нужен: аналитик-исследователь, креативщик-энтузиаст или что-то среднее.

  • Для вакансии нужно четко сформулировать круг обязанностей — чем понятнее будет описание вакансии, тем выше шанс, что кандидат в принципе рассмотрит предложение о работе.
  • Если недостаточно знаний для формирования точного описания обязанностей — стоит формулировать вакансию с упором на цели, которые нужно достигнуть (желательно в цифрах).
  • Помните о том, что маркетологи зачастую люди творческие и свободолюбивые, поэтому постарайтесь «продать» компанию как место, где человек сможет реализовать свой потенциал.

Резюме


Знакомство с кандидатом начинается с резюме, которое может о многом рассказать, и это не займет много времени. Как понять, что перед вами хороший маркетолог?

  • Помимо текста в резюме присутствуют цифры: ROI, показатели эффективности маркетинговых кампаний, CTR, показатели роста выручки в результате маркетинговых активностей и т.д. Умение оцифровать свои результаты понятным языком говорит о том, что человек умеет ставить себе четкие цели и достигать их. Чем детальнее будут показатели — тем более грамотный перед вами специалист.
  • Опыт взаимодействия с отделом продаж — важный критерий. Во многих компаниях маркетинг сложно выстраивает отношения с отделом продаж, а иногда и конкурирует с ним (что противоречит самой сути маркетинга, но это факт). Поэтому наличие опыта взаимодействия маркетолога с отделом продаж, а еще лучше — продуктивного взаимодействия, будет большим плюсом для вашего потенциального сотрудника.
  • Образование: вопреки устоявшемуся мнению, немаловажным, хоть и не критичным фактором является профильное образование вашего маркетолога в маркетинге или PR. С одной стороны, на рынке много отличных специалистов без профильного образования, с другой стороны — понимание основ теории сыграет вам только на руку, а знакомства вашего специалиста с университета могут стать хорошим подспорьем для удешевления «маркетинговых сервисов».
  • Специализация маркетолога: если кандидата от места к месту «бросает»: с SMM в конкурентную разведку, с организации и проведения ивентов в разработку посадочных страниц, то стоит задаться вопросом, насколько глубокие знания такого маркетолога в плоскости нужных именно вам функций. Старайтесь в первую очередь отсматривать людей с нужной именно вам специализацией.
  • Отраслевая специализация: если у специалиста есть опыт работы в вашей отрасли — это плюс, значит, погружаться он будет быстрее, и результаты вы также увидите быстрее. Также если у вас сфера B2C, а вы рассматриваете человека из B2B и наоборот, то смело можно считать, что эффекта от работы вашего маркетинга надо будет подождать: человеку нужно будет привыкнуть и адаптировать свои знания и инструменты к другим законам рынка.
  • Продолжительность работы на одном месте: здесь должен быть баланс. Смотрите по сфере деятельности и продолжительности сделок в этой сфере. Если это сфера B2B и жизненный цикл сделки там по 9–12 месяцев, а кандидат ушел оттуда раньше — то, вероятно, он смог оценить результативность своей работы в краткосрочных показателях (просмотры, переходы, лиды), но отследить выливается ли это в сделки — вряд ли. С другой стороны, если видите, что кандидат с десяток лет проработал на благо конкретной компании— будьте готовы к тому, что кругозор и инструментарий человека мог сузиться, и вам принесут опыт и наработки конкретной компании.

Тестовое задание


Для того, чтобы на практике проверить компетенции кандидата, вы можете смело направлять ему тестовое задание для дальнейшей оценки.

  • Сделайте задание максимально приближенным к сути дальнейшей работы. Например, если вы ищите интернет-маркетолога, можете попросить подобрать список слов для SEO-продвижения или провести ИТ-аудит пары страниц на вашем корпоративном сайте. Если вы хотите найти SMM-специалиста, попросите подобрать наиболее эффективную социальную сеть для продвижения вашего предложения и написать продающий текст и т.д.
  • Потенциальный кандидат не всегда может в сжатые сроки разобраться со спецификой вашего продукта, но по крайней мере вы сможете точно понять, насколько хорошо человек разбирается в инструментарии, понять скорость его работы, посмотреть на детали и просто понять, насколько вам дальше по пути.

Исключение — если вы хантите спеца, в этом сценарии это уже вы охотитесь за ним. При таком раскладе вы ведь уже знаете кого и почему хотите себе заполучить, и эти советы уже ни к чему.

Собеседование


  • Детально задавайте вопросы по обязанностям, какие инструменты и подходы использовал, почему именно те, которые называет.
  • Вопросы, связанные с результатами работы. Не увидели показателей эффективности работы в резюме кандидата? Вы всегда можете задать все интересующие вас вопрос при личной беседе. Заодно сможете посмотреть на реакцию человека на вопрос и оценить степень его профессионализма с точки зрения оценки результатов собственных действий.
  • Спросите о своей компании. Хороший маркетолог всегда изучит компанию, в которую идет на собеседование. Посмотрит сайт, портфель продуктов, сформирует понимает о конкурентном окружении, а может даже придет с парой-тройкой идей по реконструкции бизнеса и готов поделиться с вами pro bono.
  • Нестандартные вопросы. Не бойтесь спрашивать у кандидата вещи, не совсем связанные с рабочим процессом: его любимые книги и фильмы, что человек больше всего не приемлет в жизни, а что наоборот, вводит его в состояние потока, любит ли он домашних животных, как проводит свободное время, куда бы он хотел поехать больше всего. Ответы на все эти вопросы помогут понять личностные качества кандидата, и вы сможете понять, насколько хорошо он впишется в коллектив
  • Литература и мероприятия по специализации. Узнайте, какую профессиональную литературу, статьи или порталы читает кандидат. Уточните, какие мероприятия, мастер-классы, тренинги или вебинары посещал кандидат и как давно это было, уточните, какие инструменты были внедрены после обучений.

Что спрашивает кандидат


Немаловажным фактом являются те вопросы, которые будет задавать вам кандидат. Чек-лист вопросов, которые характеризуют хорошего маркетолога:

  • Какова структура отдела маркетинга? Сколько в нем человек? Как разделяется функционал?
  • Есть ли в компании маркетинговая стратегия? Как часто она пересматривается? Кто формирует стратегию?
  • Какие инструменты вы использовали/используете в работе? Что из них сработало, а что нет?
  • Что входит в обязанности кандидата? Четкий вопрос, который требует максимально четкого ответа. Если маркетолог готов взять на себя все, стоит задуматься.

Предупреждаем сразу: поиск хорошего маркетолога — это целый квест, который вы будете проходить вместе с кандидатом. Помните, что маркетинговые фишки от гуру маркетинга — это просто фишки и не несут ценности без понимания основ маркетинга.

Следуя представленным выше советам, вы сможете наиболее быстро и эффективности взять к себе в команду настоящего профессионала, который отлично впишется в команду и будет радовать вас достижением маркетинговых целей не один год.

Комментарии (3)


  1. Antislovoblud
    23.01.2018 17:23

    Прочитал. По порядку.

    ? Про название статьи, цитата: «Как найти хорошего маркетолога?».
    > Разница – «что» есть обобщённое описание исполнения, а «как», это разъяснение о методах и средствах выполнения.
    В заголовке написано «как», что расходиться с контекстом статьи, суть которой «что».
    Меняем название статьи с «Как найти хорошего маркетолога?».
    На «Что делать для поиска хорошего маркетолога?».

    ? Про хорошего маркетолога.
    В статье отсутствует формулировка, о назначении и составе «хороший маркетолог».
    Есть только обобщённое описание не имеющее отношения к основной сути в деятельности маркетолога – продать товар применяя полуправду, лож и дезинформацию.

    Описание сферы деятельности должности начинается с постановки цели, функций и задач.

    > Маркетолог, в первую очередь, должен владеть двусмысленностью, поскольку в ней заключена сила манипулирования потребителем.
    Другими словами и более точно, владеть софистикой и демагогией, поскольку именно они позволяют убеждать оппонента, не преследуя своей целью объективность, истинность, точность, достоверность. Ведь нам нужно продать товар или услуг, а не предоставлять потребителю на анализ её присущие характеристики? Не так ли?

    Основная функция хорошего маркетолога – умение убеждать потребителя приобретать продукт и услугу, выгодную для продавца, пусть даже невыгодную для потребителя.
    Также следует описать функции опорные и качества.
    Одной из опорных будет аналитическая, поскольку именно она обеспечивает маркетолога информацией. Кстати, аналитиком маркетологу быть не обязательно*, если не сказать нежелательно, поскольку маркетолог оперирует чувствами и эмоциями, тогда как аналитик объектами и действиями, анализируя и синтезируя их. Далее функции следует декомпозировать на задачи.

    ? Про описание вакансии.
    Выбрасываем обывательские формулировки вида «типаж человека» и т.д. Воздерживаемся от словоблудия, поскольку это нужно в маркетинге, а не при решении конкретной прикладной задачи – формирование требований к вакансии.

    Описания должно быть, как минимум два:
    1. Академическое – требования к компетентности и компетенции.
    2. Обывательская – обобщённые формулировки методом композиции из академического описания.

    - Учитывая вышеописанное, по отношению к статье, можно утверждать, что кандидатов Вы ищете по ощущениям, т.е. на основе мнения, нежели по осознаю, т.е. сформированному знанию. Это ни плохо, ни хорошо – это, скорее всего, факт. Главное, не заблуждаться относительно фактически используемых методов, т.е не выдавать желаемое за действительное.

    А так, в целом, статья лёгкая в прочтении, но информативно мало значащая, хотя прочитал с интересом.

    *Утверждение основывается на тезисе, что маркетинг есть совокупность действий для убеждения потребителя приобрести товар или услугу именно нашей фирмы.


    1. HedgeSky
      23.01.2018 18:59

      Такое чувство, что вы зарегистрировали аккаунт (см. nickname) специально для того, чтобы писать такие разбирающие и разбивающие по кусочкам комментарии


      1. kseniya_ro
        25.01.2018 12:38

        +1 к отсутствию в статье «Как» :)

        По опыту найма сотрудников в отдел скажу, что тут отсутствует главный этап — подготовительный, на котором нужно «поженить» список требований с бюджетом на персонал. Это сложная задача, особенно, когда делать надо всё, и приходится выбирать, чем сможешь пожертвовать и ради каких других навыков у кандидата.