«О, Германия анонсировала новый закон о гражданстве, можно получить второе гражданство за 3 года», – раздалось от Фёдора.

Меня зовут Артём, я — backend-разработчик (C#, Java/Kotlin). 20 августа 2023 года мы с друзьями решили провести выходные неподалёку от Афин. На тот момент мы с женой жили в Болгарии уже год и начинали задумываться о дальнейших жизненных перспективах. По ряду причин вариант остаться не рассматривался. И вот тем самым утром Фёдор сообщил потрясающую новость. Германия предлагала нам более быстрый и понятный путь к долгосрочной стабильности и проф. росту (количество IT-вакансий в Софии оставляло желать лучшего). Вышеупомянутая новость стала для нас триггером для переезда из Болгарии  в Германию. Сегодня 14 сентября 2025 года и в 10 утра по Берлину я начинаю бежать полумарафон в Копенгагене, а ровно год назад, в это же время, мы сели в машину и поехали в новую жизнь.

Эта статья – не о получении первичной визы, таких гайдов много. Я расскажу  о переезде из одной страны ЕС в другую с уже имеющейся Blue Card и без поддержки работодателя. Основной фокус — на процессе поиска работы, самостоятельном переезде, преодолении бюрократии и первых шагах после переезда.

Статья будет полезна тем, кто:

  1. Планирует похожий переезд внутри ЕС

  2. Хочет понять реальные сроки и подводные камни поиска работы и легализации в Германии.

  3. Ищет практические советы по бытовым вопросам: от аренды жилья до оформления документов на месте.

Вводные данные перед переездом

Опустим подробности о том, как и почему мы в 2022 году оказались в Болгарии. Как говорит один очень уважаемый мной журналист: “Все всё понимают”.

Подробностей про переезд и жизнь в Болгарии не задумывалось. Так что остановимся на вводных, которые предшествуют переезду в Германию:

  1. Я разработчик, проф. опыт работы на тот момент около 7 лет

  2. Имею законченное высшее образование, бакалавриат и магистратура механико-математического факультета НГУ

  3. В Болгарии у меня тип ВНЖ EU Blue Card — тот самый для высококвалифицированных специалистов с высшим образованием и определённым уровнем зарплаты.
    В 2024 году произошли изменения в программе Blue Card. И вместо наличия высшего образования специалисты могут доказать как минимум три года соответствующего профессионального опыта за последние семь лет.

  4. Владею английским на уровне свободного разговора на большинство жизненных и профессиональных тем. Последний раз экзамен сдавал лет 15 назад и тогда был В2. 

  5. У меня жена и 2 собаки.

Единственным основанием для переезда в моём случае является наличие работы в Германии, на основании которой я могу получить ВНЖ, так что с этой сложной темы и начнём.

Поиск работы из другой страны ЕС: стратегия и цифры

В основном я искал вакансии на LinkedIn. Были попытки заглядывания на доп. ресурсы (тот же xing). Но я быстро пришёл к выводу, что набор везде плюс-минус один и тот же, а тратить лишнее мыслетопливо и время, чтобы разобраться в особенностях других досок, было очень жалко. 

Поскольку мой немецкий был на начальном уровне, я сознательно сфокусировал поиск на вакансиях, где знание языка не требовалось. Это позволило сократить время на заведомо проигрышные варианты. 

Помимо этого, после пары попыток, я стал избегать вакансий от рекрутинговых агентств. Не очень интересно разговаривать по телефону (!) с каким-нибудь Абдуллой и слушать от него, что без немецкого С1 даже не стоит пытаться искать работу в Германии. ?

Я понимал, моё местоположение станет главным стоп-фактором для немецких работодателей. Поэтому у меня была заготовленная речь и мотивационное письмо, где я делал акцент на наличии EU Blue Card и подчёркивал свою готовность переехать самостоятельно, без помощи с релокацией. Это повысит ваши шансы. В итоге я нашел работу в компании, офис которой находится в Баварии, примерно в 40 минутах езды от Мюнхена.

Вид из офиса на Альпы
Вид из офиса на Альпы

Когда оффер был уже на руках, я произвел подсчёт. Я откликнулся на 340 вакансий; с этих откликов я прошёл более 50 интервью разного уровня и получил 140 отказов, среди которых были как шаблонные отказы-отбивки, так и отказы, полученные после фейлов на том или ином этапе собеседования. Некоторые компании, как вы понимаете, даже отказа не прислали. Самый поздний отлуп я получил спустя полгода после отклика на вакансию. 

Вывод: будьте готовы, что даже с Blue Card многие рекрутеры не знают об упрощенной процедуре. Запаситесь терпением и помните, что вам нужно найти всего лишь одну работу. Мне это помогало в моменты особенного отчаяния.

Важность изучения языка

Наш опыт в Болгарии показал, что без знания местного языка интеграция и решение любых мелких вопросов сильно усложняются. С Германией мы решили не повторять эту ошибку и начали учить язык с первого дня после возвращения из греческого отпуска.

На YouTube есть просто шикарнейший канал (все полезные ссылки будут в конце статьи). Мы начали заниматься по нему и за 1.5–2 месяца обрели минимальную базу. Спустя это время, мы поняли, что хотим большего прогресса и начали заниматься индивидуально с преподавателем. Мы брали 3 урока  в неделю по 60 минут + около часа в день занимались самостоятельно.

Ключевой результат: до конца года я планирую сдать экзамен на уровень B1. И это было критически важно, потому что уровень В1 владения языком и наличии Blue Card позволяет податься на ПМЖ в Германии через 21 месяц, а не через стандартные 27 (с уровнем А2). Это самый мощный мотиватор. Кроме того, абсолютно все бытовые вопросы (легализация, замена прав, лизинг машины) мы решили на немецком, что сильно упростило процесс.

Временное жильё

Всё, что касается жилья в Германии, — одна большая проблема. Это рынок арендодателя: лендлорды устраивают кастинг, долго выбирают арендатора чтобы быть уверенными, что человек будет платить, и так далее. Соответственно, квартиру на долгосрок удалённо не снимешь (тем более, когда у тебя нет так обожаемых немцами документов). Тут же стоит отметить, что всё жильё в Германии сдаётся пустым. Если повезёт — будет кухня, или что-то предложат выкупить предыдущие арендаторы. Решение? Переезжать изначально во временное меблированное жильё и уже на месте ходить, ездить и искать постоянное.

По запросу Germany furnished apartments в гугле можно найти достаточное количество различных сервисов, которые предлагают жильё в аренду на краткосрок, от 2 до 6 месяцев. Эта квартира будет обставлена мебелью, а ещё там можно прописаться.

Я воспользовался одним из таких сервисов Wunderflats и забронировал квартиру на 2 месяца. Это было очень оптимистично. Нередки истории, когда люди ищут жильё в Германии по полгода. А мы ещё и не самые удобные арендаторы — с двумя собаками средне-крупных размеров.

Квартира, в которой мы жили, располагалась в частном доме: на втором этаже жила одна семья, мы жили на первом. Ее сдала девушка, которая снимает апартаменты с мужем. Мы же вселились на время их отпуска. Какие-то квартиры на подобных сервисах сделаны специально под сдачу — с ремонтом и всё такое, но конкретно эта была очень “уставшая” и грязная. На момент нашего приезда жильцов там с месяц как не было, а все окна были открыты, чтобы не пошла плесень. 

Мы приехали в Германию в воскресенье, когда никакие магазины не работают. Доширак был привезён с собой, пиво найдено в холодильнике.
Мы приехали в Германию в воскресенье, когда никакие магазины не работают. Доширак был привезён с собой, пиво найдено в холодильнике.

Стоимость этой квартиры составляла 1500 € в месяц. Это была цена “под ключ”, то есть ничего сверх этого за коммуналку или интернет мы не платили. Контракт заключался в цифровом виде через сайт сервиса. Помимо указанной месячной ставки с нас взяли 1500 € залога, сервис взял 299 € комиссии и 150 € за уборку. Итого: 4949 € потребовалось всего, из которых 1500 € залога полностью вернули. 

Вывод: при поиске временного жилья удаленно, особенно на длительный срок, старайтесь запрашивать у хозяев свежие фото или видео, и будьте морально готовы к сюрпризам.

Перевозка вещей и переезд

В целом, оформить перевозку вещей внутри ЕС совершенно несложно — в гугле можно найти множество предложений. 

По рекомендации знакомой, которая на тот момент тоже уже совершила переезд из Болгарии в Германию, я воспользовался услугами компании, которая базируется в Эстонии. У неё русскоязычный сайт и менеджеры, с которыми легко можно было всё согласовать.

Мы отправляли одну европаллету, на которую поместилось 4 больших коробки, 4 покрышки радиуса R19 и угольный гриль. И мы запихнули на неё очень мало! Можно было спокойно ещё пару коробок собрать и ехать в машине более комфортно. Пересылка паллеты обошлась в 900 €. К дому в Софии подъехала машина с погрузчиком, забрала паллету, через ~3 недели я получил её в Германии. В коробках уехала очень большая часть вещей, но и такая же часть переезжала с нами непосредственно в машине.

Как уже говорил, у нас две довольно крупные собаки, мы всегда путешествуем с ними, так что переезжали мы просто на машине: 1300 км, через Сербию, Хорватию, Словению и Австрию. Никаких особенных документов для перевозки собак не потребовалось. За всё время жизни тут их паспорта в принципе проверяли 1.5 раза. 

Наши собаки – очень опытные путешестники, обожают ездить на машине, но в этот раз они ехали почти под потолком, под ними находились наши бесконечные вещи.
Наши собаки – очень опытные путешестники, обожают ездить на машине, но в этот раз они ехали почти под потолком, под ними находились наши бесконечные вещи.

Первые шаги на месте

После переезда есть три первоочередные задачи.

1. Регистрация по месту жительства (Anmeldung). Это нужно сделать в течение 14 дней в местной администрации (Bürgerbüro). Без документа о регистрации вы не сможете почти ничего. Процедура занимает 5-10 минут. Уточняйте заранее, нужна ли запись (Termin).

Выполняется процедура в Bürgerbüro (что-то типа нашей администрации), можно гуглить как <название населённого пункта> Bürgerbüro Anmeldung. Оба раза, когда мы это делали, просто приходили в указанные рабочие часы и прописывались. За 5 минут вас вносят в базу и выдают соответствующую бумагу.

Rathaus (ратуша, мэрия) городка Bad Tölz, в котором мы провели первые 2 месяца
Rathaus (ратуша, мэрия) городка Bad Tölz, в котором мы провели первые 2 месяца

1a. Регистрация ушастых. Собак в Германии, кстати, тоже следует регистрировать и платить за них налог. Размер налога зависит от земли, породы и размера собаки и количества собак. В нашем случае налог за наших хвостатых вышел 180 € в год. Регистрацию собак мы делали уже дважды. Первый раз жена сделала это онлайн, после переезда нам предложили зарегистрировать собак в тот же момент, когда мы прописывались сами. После регистрации выдаются вот такие адресники, которые собаки обязаны носить. В случае потери животного по номеру на брелке, можно легко найти, чья это собака и где она живёт. 

Надпись на значке: "Я поддерживаю чистоту в моём городе"
Надпись на значке: "Я поддерживаю чистоту в моём городе"

2. Мобильная связь. Самый простой вариант оформить номер –– купить prepaid симку в любом супермаркете и следовать инструкции по её активации (для которой нужно подтвердить личность, а для этого нужно предоставить регистрацию). Стоит €9.99 в месяц, включает 200 минут/смс и 15 Гб трафика. 

3. Медицинская страховка. Здесь возникает классическая немецкая "вилка": для работы нужна государственная страховка, но она начинает действовать с первого рабочего дня. А для ВНЖ нужна действующая страховка. Возможные пути решения проблемы:

  • Вариант А (мой): У меня была международная страховка на меня и всю семью от Metal-плана Revolut’а. Ещё находясь в Болгарии, я выбрал страховую фирму в Германии, созвонился с ними, обсудили вопрос. Как только мы приехали и прописались, я скинул в страховую свою регистрацию и получил подтверждающие документы о том, что я якобы застрахован/буду застрахован.

  • Вариант Б (более стандартный): Оформить так называемую въездную страховку для экспатов (Incoming-Versicherung). Она покроет период до начала работы.

Теперь, когда мы прописаны, застрахованы и оснащены связью — самое время переходить к следующему этапу легализации, а именно подаче на ВНЖ.

Поиск постоянного жилья

Одним из самых крупных порталов для поиска жилья является ImmoScout24. Есть и другие, но объективно, у этого самый приятный и понятный интерфейс, богатые фильтры для настройки поиска. 

При поиске постоянной квартиры нам крупно повезло. Немцы очень любят бумажки. Такое чувство складывается, что чем больше их будет, тем лучше.

При отклике на жильё арендодатель хочет увидеть:

  • копия паспорта/id’шки

  • заполненная анкета Mieterselbstauskunft (рассказываешь о себе – кто ты, что ты, кем работаешь, сколько зарабатываешь) 

  • Payslips с работы

  • SCHUFA. Если кратко, то в ней отображается ваша способность платить. Например, просрочки по платежам контрактов могут плохо на неё влиять. Самое смешное, что как только вы прописались, вы можете сразу сделать эту выписку. Она будет просто пустая, но это будет лучше, чем её отсутствие. 

  • Mietschuldenfreiheitsbescheinegung – справка о том, что у вас нет задолженности по жилью.

  • Если ранее вы уже снимали квартиру в Германии – по возможности рекомендательное письмо от предыдущего собственника

Как читатель может понимать, тут тоже всё было не так гладко. Мы только переехали, из немецких документов – только рабочий контракт; payslips только из Болгарии; рекомендательного письма от предыдущего владельца у нас нет, т.к. написать он мог бы его только на болгарском. И ещё две здоровых собаки в придачу. 

Жена отправила более 100 откликов на квартиры, 10 из них пригласили нас на просмотр. На одну мы ездили дважды, там было два этапа  – встреча с риэлтором, затем встреча с риэлтором и собственником (в итоге выбрали не нас). Одну квартиру нам были готовы сдать, но она находилась прям в крошечной деревне из двух улиц, очень далеко от какой-то цивилизации и мы отказались. 

10й объект оказался тем самым. Собственники  – люди, переехавшие больше 20 лет назад из Казахстана по программе репатриации. Мы мило пообщались и без каких-либо раздумий с их стороны на следующий день подписали контракт. Таким образом, 15 сентября мы приехали в Германию, а 5 октября уже подписали контракт на квартиру. Собственники также попросили, чтобы к моменту передачи ключей мы также оформили страховку Haftpflichtversicherung. Это страхование гражданской ответственности, то есть покроет расходы, если мы нанесём какой-то ущерб квартире.

Что ещё нас удивило при поиске жилья (нигде в интернетах до этого мы об этом не слышали). Самый первый объект нам показывал риэлтор, и мы уточнили, должны ли мы что-то ему платить в случае заключения контракта. Ответ был “нет”, и он очень подробно объяснил, что в вопросах аренды кто риэлтора нанимает, тот ему и платит.  

К единовременным затратам на аренду можно отнести залог (3хKaltmitte, т.е. 3570 € в нашем случае) плюс затраты на её обустройство. Нам очень повезло, т.к. в нашей квартире была установлена вся кухня, с плитой, духовкой и холодильником, и была стиральная машина, так что нам нужно было только обставить её мебелью. 

Почти всё мы купили с рук (поиск объявлений на Kleinanzeigen), за довольные маленькие деньги, но очень приличного качества. Обустройство квартиры кроватями, столами, стульями и всякой мелочью обошлось в примерно 1600 €. Рабочий стул оплатил мой работодатель (около 200 €).

Огромный шкаф мы также купили с рук за 120€. Шкаф 1980-х годов, по прочности и качеству на голову круче, чем IKEA. На фото - как мы его перевозили. Вы бы видели лицо немки, у которой мы его забирали, когда она посмотрела, как жена села в машину.
Огромный шкаф мы также купили с рук за 120€. Шкаф 1980-х годов, по прочности и качеству на голову круче, чем IKEA. На фото - как мы его перевозили. Вы бы видели лицо немки, у которой мы его забирали, когда она посмотрела, как жена села в машину.

В самом положении о Blue Card написано, что одно из предназначений программы — улучшение мобильности высококвалифицированных специалистов. Что это означает по факту? Предполагается, что если у тебя есть Blue Card, выданная в одной стране-члене ЕС, то при переезде в другую страну процесс переоформления Blue Card на Blue Card таргетной страны упрощается. 

В моём случае, для того чтобы подать на немецкое ВНЖ себя и жену, потребовался следующий список документов. Дам краткое пояснение к каждому пункту:

Прописка (регистрация) по месту проживания в Германии
Про неё выше уже всё необходимое было сказано. 

Сканы паспортов, отметок о въезде и болгарских ВНЖ
Из забавного тут было лишь то, что, так как мы переезжали на машине, то мы въехали в Хорватию, получили штампы — а дальше Шенген. Хорватские штампы тоже устроили. Подозреваю, что если бы был не переезд, а перелёт, то посадочных талонов было бы достаточно. (ведь Болгария теперь в Шенгене, и штампа в паспорте вообще не было бы).

Свидетельства о рождении и свидетельство о регистрации брака
При выезде из РФ в Болгарию мы апостилировали всё, что можно было: свидетельства о рождении, свидетельство о регистрации брака, дипломы о высшем образовании. Соответственно, когда мы делали переводы всех свидетельств, то пришлось за странички с апостилями тоже платить. Перевод всех свидетельств обошёлся в 518 €. Заказывал ещё из Болгарии, по приезду сходил забрал.

Медицинская страховка
Выше я описал, какие документы по поводу страховок у меня были. Эти два документа я и отправил в миграцию. В мою государственную немецкую медстраховку включена и жена — соответствующую бумагу при подаче на ВНЖ жены я тоже приложил.

Диплом о высшем образовании
Несмотря на наличие Blue Card, миграционная служба запросила название университета и специальности на немецком, английском и в виде транслитерации, а также я приложил до кучи и выгрузку из базы Anabin. Перевода самого диплома, сделанного онлайн-переводчиком, оказалось достаточно.

Erklärung zum Beschäftigungsverhältnis (Заявление о трудовых отношениях)
Документ, который заполняет и подписывает работодатель, где рассказывает, что вы действительно у него будете работать — на такой-то должности, за такую-то зарплату и так далее.

Подача документов и получение немецкого ВНЖ

Собрав всё вышеперечисленное, можно подать заявление онлайн. Гуглите свою землю/округ, ищите соответствующую форму, и ваши документы улетают. Заявки на получение ВНЖ для себя и жены я отправлял одновременно, в Ausländerbehörde (ведомство по делам иностранцев) в дальнейшем мы ходили вместе.
Например: Aufenthaltserlaubnis / Aufenthaltstitel / Blaue Karte Berlin.
Наступает этап ожидания.

Процесс получения заветной карточки можно разбить на следующие шаги:

  1. Собрать документы

  2. Подать документы онлайн

  3. Дождаться приглашения в Ausländerbehörde. Там сдать биометрию, заплатить деньги. За 2 ВНЖ я заплатил 226 €.

  4. Получить Fiktionsbescheinigung — подтверждение того, что вы подались на ВНЖ; до получения карточки является вашим главным документом в Германии, подтверждает легальность вашего пребывания.

  5. Прийти через 4 недели в миграцию ещё раз, отдать Fiktionsbescheinigung, забрать готовую карточку.

Поскольку Германия славится своей медленно работающей бюрократией, третий этап может занять неопределённое время (хоть есть и законно установленный срок в 30 дней). У меня так и было. Опущу подробности и просто скажу, что 23 декабря мы отправили все документы, 21 января сходили туда лично, а 20 февраля получили на руки заветные карточки.

Первый полностью валидный немецкий документ
Первый полностью валидный немецкий документ

Согласно директиве EU 2021/1883, принятой Европейским парламентом и Советом 20 октября 2021 года, срок действия Голубых карт должен быть 5 лет. Но каждая страна внедряет эту директиву со своей скоростью, а некоторые (Германия, привет) — не внедряют вовсе. Так что мы получили ВНЖ на 4 года.

Тут кстати, очень интересен вопрос ограничений. В Болгарии у меня было право на работу, у моей жены — нет. Чтобы ей устроиться на работу или открыть ИП , нужно было пройти через кучу бюрократии стоимостью ещё примерно 1000 €.

В Германии порядки отличаются. У жены сразу есть право на работу — условно без ограничений. Допускаю, что для юристов, врачей и прочих жёстко регулируемых профессий будут нюансы. Но условно, если она завтра захочет устроиться тем же бизнес-аналитиком, то не должно возникнуть проблем.

Я же тут нахожусь, напротив, в более зажатой позиции. Если я буду менять работу в течение первого года после получения ВНЖ, то, разумеется, новая работа должна соответствовать требованиям Blue Card (вид деятельности, зарплата), и я должен уведомить Ausländerbehörde (ведомство по делам иностранцев) о том, что собираюсь поменять работу — и они должны это согласовать.

Спустя год менять работу можно без каких-либо уведомлений, но она по-прежнему должна соответствовать требованиям Blue Card.

Жизнь после получения ВНЖ

Если всё пошло по плану и сегодня 14 сентября, то вот уже 5-й месяц, как я закончил решать все наиболее важные вопросы, и мы просто спокойно живём жизнь. Пожалуй, на этом этапе можно поделиться, что мы пережили за это время и как оно вообще сейчас.

Этот переезд дался довольно сложно. У меня не было требования к работодателю, чтобы он целиком и полностью обеспечил мне помощь и поддержку в переезде, так что я был к этому готов. Благо, с одной стороны, информации в интернете куча, плюс процесс именно получения ВНЖ всё равно в той или иной степени стандартизирован.

Тяжело было скорее с моральной стороны, так как здесь, куда мы переехали, у нас не было никаких друзей и знакомых. В другой части Германии — да, в Болгарии — да, но не тут. Однако поддерживало понимание того, что если что-то пойдёт совсем наперекосяк и нужна будет какая-то помощь, то в беде нас не бросят.

Пожалуй, самым сложным испытанием стала задержка с обработкой документов в ведомстве по делам иностранцев, что привело к месяцу вынужденного простоя без работы. 

Ключевой совет: немецкая бюрократия может быть медленной. Заранее закладывайте в свой план финансовую подушку безопасности, которая покроет ваши расходы на 2-3 месяца дольше, чем вы ожидаете. Это сбережет вам нервы и позволит спокойно дождаться всех необходимых документов.

Стоимость жизни

Все любят говорить о деньгах, так что надеюсь, вам будет интересно, сколько сейчас обходится жизнь в Германии.

  • Аренда — 1420 €. Это квартира со спальней, кабинетом и кухней-гостиной общей площадью около 72 кв.м. Также есть огромная терраса около 25 кв. м.
    1420 € состоит из:
    — 1190 € Kaltmiete (холодная аренда — сколько нужно платить за саму квартиру)
    — 230 € Nebenkosten (коммунальные услуги; в них включена какая-то часть оплаты за воду и отопление, потом будет выполнен перерасчёт).

  • Лизинг авто — 400 €
    Audi A4 Avant, 2024 года
    400 € состоит из:
    — 270 € за сам автомобиль + обслуживание
    — 130 € за полное каско.
    Взят на 2 года с ограничением 20 000 км на весь срок, проеханные сверх нормы 2 500 км не оплачиваются, всё, что сверху — 10 центов за 1 км.

  • Корм собакам + мед. страховка на одну из них — 142 € + 54 €

  • Электричество — 73 €
    Тут я погорячился и при оформлении заявки сказал, что мы будем тратить около 300 кВт в месяц. По факту выходит 120–130, на данный момент у нас переплата 480 €. В конце года будет перерасчёт и излишне потраченные деньги либо вернут до цента.

  • Интернет — первые 2 года 23 € в месяц

  • 2 симки — 20 € в месяц

Итого: 2132 € в месяц.

На продукты и всякие домашние штуки мы тратим около 650 € в месяц, но тут всё сильно зависит от индивидуальных аппетитов каждой отдельной семьи. Мы довольно свободны в том, чтобы купить что-то вкусненькое.

Итоговый таймлайн и стоимость переезда

Очень краткая выжимка по итоговой длительности и стоимости переезда и легализации.

Таймлайн 

Скрытый текст

14.09.2024 после обеда погрузились в машину

15.09.2024 приехали в Германию 

16.09.2024 прописались, забрал готовые переводы документов

18.09.2024 подал своё 1е заявление на ВНЖ

03.10.2024 подал заявление на ВНЖ жены 

05.10.2024 подписали контракт на постоянное жильё 

25.10.2024 я уволился с работы в Болгарии

26.10.2024 получили ключи от постоянного жилья 

13.11.2024 переехали в постоянное жильё

21.11.2024 я получил первую версию Fiktionsbescheinigung, подписал рабочий контракт 

25.11.2024 прописались в постоянном жилье и начал коммуницировать с другим Ausländerbehörde

10.12.2024 и я, и жена получили корректные версии Fiktionsbescheinigung

21.01.2025 мы сходили на личный приём в Ausländerbehörde и сдали биометрию 

20.02.2025 получили на руки ID-карточки

Тут, конечно, наша история несколько уникальна тем, что первая миграция очень сильно пролажала и обработка документов затянулась, по сути, на лишние 2 месяца. 

Итого: 5 месяцев и 6 дней. 

Стоимость

Переводы документов: 518 €

Бензин+виньетки+платные дороги по маршруту Болгария - Германия: 300 €

Пересылка вещей: 900 €

Временное жильё: 4949 €/1500 € вернули

Залог за постоянную квартиру: 3570 €

Обстановка квартиры: 1600 €

Выпуск ВНЖ-карточек: 226 €

Из-за бюрократических проволочек я вышел на работу на месяц позже, т.ч. я сюда ещё добавляю некоторую сумму Х, равную недополученной месячной зарплаты. Для оценки масштаба можете включить свою фантазию.

Итого: 12063 €/10563 €

Заключение и советы будущим переселенцам

Это был наш второй крупный переезд за 3 года. И, совместив опыт уже двух смены стран, хотелось бы дать следующие советы, которые помогли нам и, надеюсь, помогут и вам.


Создайте себе источники заземления.
В нашем случае это собаки, спорт (занимаюсь бегом) и занятия немецким.
Переезд — огромный стресс: рвутся нажитые привычки, социальные связи, возникает миллиард банальных ежедневных вопросов, которыми не задаёшься, когда живёшь давно там, где живёшь:
— А где тут мяса нормального купить?
— А что тут за карточки в магазине?
— А где взять кофе во время прогулки?
— Тут парковка платная или нет?
— А как оплатить?

И чем больше у вас будет точек заземления, тем больше вы будете забирать с собой из прошлой жизни (а переезд из одной страны в другую я считаю началом новой жизни) в новую.

Собакам надо гулять — два раза в день и быстрый выход перед сном. Это что-то понятное для вашего мозга: когда вы просыпаетесь каждый день в 7 утра и идёте с собаками. Когда у тебя 3 раза в неделю тренировка — это тоже что-то понятное. Когда у тебя 3 раза в неделю утром урок иностранного языка — это тоже "заземляет".


Повесьте большой ватман и нарисуйте там все дела, связи и сроки.
Это будет давать наглядное представление, что все бюрократические дела — не навсегда.
Используйте обычный канбан: определите задачи с дедлайном, приоритезируйте их и берите в первую очередь, а также держите бэклог — и когда capacity позволяет, вытягивайте новую в работу.


Установите цель и вспоминайте о ней.
Вы же переезжаете зачем-то, по какой-то причине,  не так ли? Очень на это надеюсь.
В моменты отчаяния вспоминайте о ней и о том, сколько вы уже сделали, чтобы оказаться в той точке, где вы сейчас находитесь. Вам не жалко сил, времени, денег и прочих потраченных ресурсов, чтобы вернуться туда, откуда вы прибыли? Ну, такое случается, психологическая составляющая тут влияет очень сильно. Не воспринимайте возврат обратно (куда бы он ни был) как какое-то поражение. В противном случае — посмотрите на план дел, упомянутый выше.

И учите язык той страны, куда собираетесь переезжать.

Полезные ссылки

  1. Директива ЕС по программе Blue Card в целом https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2021/1883/oj/eng

  2. Наиболее достоверная информация по всему, что касается EU Blue Card в Германии https://www.make-it-in-germany.com/en/visa-residence/types/eu-blue-card

  3. Перевозка вещей https://movehome.eu/

  4. Сервис для поиска временного мебелированного жилья https://wunderflats.com/en

  5. ImmoScout24 https://www.immobilienscout24.de/

  6. Доска объявлений Kleinanzeigen https://www.kleinanzeigen.de/

  7. Anabin https://anabin.kmk.org/cms/public/startseite

  8. LeasingMarkt - агрегатор предложений по лизингу авто от многочисленных автосалонов https://www.leasingmarkt.de/

Комментарии (3)


  1. Ninil
    14.09.2025 09:40

    Помимо этого, после пары попыток, я стал избегать вакансий от рекрутинговых агентств.

    О, да! По моему опыту КПД в таких случаях стремиться к нулю.
    Можете подробнее про условия лизинга авто рассказать?


  1. Zod
    14.09.2025 09:40

    Забыли поделиться ютуб каналом, по которому начинали учить немецкий)


  1. olku
    14.09.2025 09:40

    Если правильно понял мотивацию переезда, это карьера и гражданство?