Сегодня, 24 января, примерно в 20:30 по МСК был произведен прожиг РН «Falcon Heavy» (на данный момент самая мощная действующая РН) в сборе на штатном стартовом комплексе LC-39A.
Прожиг был проведен в течении примерно 12 секунд с одновременной работой всех 27 двигателей Merlin-1D. Суммарная тяга РН при прожиге составляла приблизительно 2300 тс.
Судя по второму видео со старта запуск двигателей ступеней был либо разновременным: сначала центральный блок, далее 2 боковых, либо ступенчатым: сначала на режиме малой тяги, затем перевод на полную тягу. Скорее всего был первый вариант.
Подобное количество работающих двигателей на старте мы видим впервые со времен Н-1. Короткое время прожига (с учетом полной отработки блоков по отдельности) определяется в том числе и возможностями старта: опоры стола, удерживающие ракету, должны выдерживать начальную нагрузку порядка 900 тонн, которая с каждой секундой растет с учетом уменьшения веса ракеты. Сам газовый канал также достаточно серьезно нагружается и требует охлаждения во время испытаний, что также ограничивает время испытаний.
Фактически циклограмма работы комплекса и РН полностью имитировала реальный пуск только без отрыва ракеты от стартового стола и ее полета.
Судя по информации из твиттера Илона Маска испытание прошло штатно.
1. Первое видео (автор — twitter.com/ChrisG_NSF.) Оператор находился довольно близко от старта, где-то в 5-ти километрах. На видео отчетливо слышен момент запуска всех ДУ (хлопок и ударную волну) и характерный для мощных ракет потрескивающий шум струй (на сленге иногда называют «poping noise», подобные звуки были характерны для стартов Space Shuttle):
2. Вид непосредственно на стартовом комплексе:
3. Третье видео:
По словам Илона Маска пуск ожидается либо на следующей неделе, либо позже (в феврале).
Изначально прожиг был назначен на середину января, а сам пуск на конец месяца, однако несколько раз прожиг откладывали. С учетом того, что процесс огневых испытаний или прожига включает в себя последующий анализ телеметрии (включая стартовые нагрузки на РН, работу систем ракеты и комплекса), это может занять некоторое время.
Комментарии (150)
vassabi
24.01.2018 22:50лишь бы их стартовую вышку такой тягой не снесло.
Tim_23 Автор
24.01.2018 23:31Вы имеете ввиду рядом стоящую башню? Ну Шаттл не снес, там по более была башня и тяга больше.
dark_ruby
25.01.2018 19:48а зачем эта башня там стоит? она похожа на обычную водонапорную башню, кто-то просвещенный может обьяснить?
romxx
25.01.2018 19:55+2Это и есть водонапорная башня. Вода подается на стартовый стол для гашения акустических колебаний при старте.
Valerij56
25.01.2018 21:14Это две разных башни. Одна — реальная водонапорная башня. Вторая — башня, с которой в своё время обслуживался Сатурн-5 и садился в Аполлон экипаж, затем с помощю этой башни садился Экипаж в Шаттл, а из «чистой комнаты», на подвижной части башни, которая сейчас сносится, загружалась ПН в грузовой отсек Шаттла. В дальнейшем планируется с этой башни производить посадку экипажа в Дракон.
SlimShaggy
25.01.2018 22:33На первом видео башен видно аж 4.
Tim_23 Автор
25.01.2018 23:23Две водонапорные — с бачками на верхушке, одна для обслуживания. А самая высокая — это вроде дивертор-молниеотвод рядом со второй водонапорной.
Valerij56
26.01.2018 08:17Диверторов, на самом деле, на стартовом комплексе четыре штуки. Но они несколько дальше, и редко попадают в один кадр. Стартовый комплекс реально очень большая штука.
Tim_23 Автор
25.01.2018 21:01Башня — это ферма рядом со стартом, это осталось от Шаттлов, возможно будет применятся для пилотируемых стартов.
Водонапорная стоит дальше и на нее никаких воздействий, кроме звука нет. Вода для снижения акустики+тепло.
AndrewRo
24.01.2018 23:05+1Всегда было интересно, подскажите, кто знает:
Суммарная тяга двигателей — 2300 тс, масса Falcon Heavy ~ 1400 т. Следовательно, чтобы ракета не взлетала, нужно нагружать примерно на 900 т, что многократно больше нормальной ПН. Не угрожает ли это силовым структурам ракеты? Значит ли это, что ракету проектируют не на реальную ПН, а на эти ~900т? Или всё-таки в статье ошибка и двигатели запускают не на полную мощность?Tim_23 Автор
24.01.2018 23:17+2Ракету не нагружают «сверху», ее держат снизу. Фактически вся нагрузки идет на нижний силовой пояс. В полете продольные нагрузки больше.
Насчет режима работы двигателей точно не знаю, но судя по результату на видео тяга была полной.
sergku1213
24.01.2018 23:24Её привязывают за хвост… Это сильно упрощенно говоря. Ракета должна стартовать с максимально возможным ускорением, так как на разгон будет использоваться только вся мощность что превышает массу ракеты — она будет расходоваться только на удержание самой ракеты в нулевой позиции. Получается вначале около 2же. По мере опорожнения баков ускорение растет. Близкой аналогией будет выплата кредита. При неудачном соотношении процентов и размеров долга значительная часть будет уходить на покрытие процентов и только часть на выплату. Таким образом, прожигают на полную мощность. Ракета строится таким образом чтобы были места за которые ее можно придержать при прожоге и чтобы она не смялась при старте. Тут, кстати, хорошо помогает наддув баков.
Tim_23 Автор
24.01.2018 23:30Только в начале не 2g, а скорее 1.2-1.6 (максимально перегружен в этом плане был «Зенит»). Стартовую перегрузку стараются выбирать оптимальной в том числе и потому, что в конце работы ступеней продольная перегрузка может быть слишком большой и придется сильно дросселировать движок.
Lexxnech
25.01.2018 11:00Ну и аэродинамические потери забывать нельзя. При слишком высокой тяговооруженности на старте ракета наберет слишком большую скорость в атмосфере, сопротивление которой зависит от скорости квадратично.
nickName0
25.01.2018 11:48сопротивление которой зависит от скорости квадратично.
Причём квадратично — при постоянном давлении.
А при его падении (по мере набора высоты)
оно (сопротивление на вязкое трение) будет снижаться.
Что и является причиной необходимости дросселирования.Lexxnech
25.01.2018 12:02Сопротивление снижается, да. Но скорость в любом случае растет. А если скорость набирается слишком быстро, то потери на сопротивление все равно начинают превышать гравитационные. Это называется терминальная скорость, и ее значение растет с высотой. В идеале, twr должен обеспечивать такой профиль полета, что-бы в атмосфере ракета все время двигалась с терминальной скоростью. Если медленнее, то слишком большой процент топлива идет на гравитационную помеху (предельный случай, twr=1, ракета не меняет скорость, все топливо уходит на поддержание «висения»), если быстрее, то ракета будет тратить лишнее топливо на разогрев и расталкивание воздуха.
wych-elm
25.01.2018 14:47Когда потери на трение превышают гравитационные, то она должна уже гореть от трения, разве нет?
Lexxnech
25.01.2018 15:17Нет. К примеру, что бы разогнаться в свободном падении до сверхзвуковой скорости человеку нужно прыгать из стратосферы. На высоте близкой к уровню моря терминальная скорость для человека вообще около 50-70 м/c (в зависимости от положения тела). Конечно, ТС зависит от аэродинамики аппарата и его плотности, и для ракеты она существенно больше, но все же более чем достижима.
С другой стороны, горение от трения (вернее от сжатия) начинается на достаточно низких (по меркам ракет) скоростях. Например, у SR-71 blackbird на высоте 25км и скорости около 1км/c некоторые поверхности нагревались до 400 °C.Bedal
25.01.2018 16:41Например, у SR-71 blackbird на высоте 25км и скорости около 1км/c некоторые поверхности нагревались до 400 °C.
Это было не трение, а температура торможения.
Температура — мера кинетической энергии молекул. То есть для каждой температуры можно определить среднюю скорость молекул. И, если молекулы с этой скоростью на тебя налетают — эффект такой, будто ты находишься в атмосфере, разогретой до соответствующей температуры. Для 3000км/час получается как раз примерно 300°BigBeaver
25.01.2018 18:48Ну так это оно и есть. В таком контексте под трением редко понимают непосредственно трение — обычно это адиабатическое сжатие некоторого обьема перед собой, что дает нам и силу противодействия и нагрев.
Tim_23 Автор
25.01.2018 19:17Общее название — лобовое сопротивление(включает и трение о поверхность и волновое сопротивление при обтекании тел различной формы)
Bedal
25.01.2018 19:40На школьном уровне — да. Но вообще это разные вещи, температура торможения на передней кромке, определяемая только скоростью, и температура от трения боковых поверхностей в пограничном слое со множеством влияющих эффектов.
И у дрозда указанная температура была именно на передних кромках. Если бы это была температура от трения — он бы весь сварился.Tim_23 Автор
25.01.2018 21:04да, сжатие это не трение, но тут имеется ввиду скорее «трение» как бытовой термин, а технически и научно — это сопротивление. На передней кромке — это волновое сопротивление, как раз от возникновения ударной волны, сжатия и последующего нагрева газа.
Tim_23 Автор
25.01.2018 06:28Вот этим стартовым блоком, который одновременно является и столом удерживается ракета с помощью массивных опор(серый цвет) —
На рисунках кстати видна интересная особенность — стартовый блок или стол является универсальным, то есть может быть модифицирован под F9 с открытым центральным проемом и под FH с тремя проемами. Аналогично сделан стол Ангары, только там стол стационарный, а здесь фактически идет как передвижная рама вместе с установщиком.
SomaTayron
25.01.2018 16:21В вопросе сразу несколько вопросов )))
— рассчитывают исключительно нагрузку на мидель первой ступени — то есть масса на площадь ступени
— дается конечно не вся мощность, равно как и тяга первой ступени набирается не сразу. Дросселирование примерно от 67%. Дают минимум ускорителям, потом наращивают, после чего их опять подгашивают и начинают наращивание первой ступени. Цель не просто проверить тягу, но и согласование на момент отделения.
— по ускорениям (другие посты) пообще то не верная информация — там и 1.5 не набирается, а 3g примерно через 1.5 минуты будет. Опять же перегрузка считается вообще то по 2 осямTim_23 Автор
25.01.2018 16:24Это дросселирование на высоте центрального блока для экономии топлива в центре, но со старта ракеты как правило уходят на полной тяге всех блоков. Примеры — Шаттл, Ангара, Атлас 5, Энергия и другие. Далее если необходимо центральный дросселируют.
pdkdrp
25.01.2018 18:56Для экономии топлива как раз надо на полном режиме лететь, дросселируют по условиям максимального скоростного напора.
Tim_23 Автор
25.01.2018 19:23На макс Q(максимальный скоростной напор) могут и не дросселировать, можно и управлением программным углом атаки снижать перегрузки — наиболее опасные — поперечные(при возникновении подъемной силы). Продольные перегрузки менее опасны, но максимума достигают при окончании топлива в баках и работе ДУ. А макс Q это примерно 12-15 километров высота и 50-60 секунда работы первой ступени
А дросселируют центр именно для того, чтобы не тратить слишком много топлива впустую при отрыве и в то же время продлить время работы второй ступени. В идеале вторая ступень должна включаться после первой, но в пакетных схемах она работает со старта, что с точки зрения многоступенчатости не эффективно.
Alexeyslav
25.01.2018 00:49А никто случайно не знает, что это был за объект в небе 24.01.2017 17:40 по киевскому времени — очень похоже на стартовавшую ракету(по этой траектории часто вижу стартовавшие где-то за океаном ракеты) с запада на восток, но на этот раз свечение было не непрерывное, а как у иридиума и с периодом в 15-20 секунд. Для самолёта слишком быстро движется, вспышка слишком яркая и плавная, не как у самолётов. Врятли по такой траектории летают действующие спутники, скорей всего или недавно запущен или…
thesun2003
25.01.2018 06:13Возможно это был TheHumanityStar, который был запущен в результате запуска #StillTesting командой RocketLab?
Introducing The Humanity Star — a bright, blinking satellite now orbiting Earth, visible to the naked eye in the night sky. Launched on #StillTesting, The Humanity Star is designed to encourage everyone to look up and consider our place in the universe. thehumanitystar.com
Lion17
25.01.2018 06:14на данный момент самая мощная действующая РН
Пока она не вывела хоть грамм полезной нагрузки на орбиту — она недействующая.
Tim_23 Автор
25.01.2018 06:38Имеется ввиду, что она есть в железе и самое главное уже отработана прожигами. Н-1 к примеру так и не вывела нагрузку на орбиту, но при этом мы всегда учитываем ее при сравнении с такими монстрами как С-5, Шаттл, Энергия
Goruhin
25.01.2018 08:50Простите, не удержался. РН мужского рода и в самой статье тоже.
Tim_23 Автор
25.01.2018 09:01+3Термин ракета-носитель — это она, то есть ракета, которая несёт на себе полезную нагрузку. Не путать с ошибочным ракетоносителем, то есть носителем(он), который несёт ракету :)
vp7
25.01.2018 12:01Сам по себе термин корректный, пример ракетоносителя — Ту-160.
Правда в космонавтике малоприменим.
Хотя,… а как назвать РН, у которого в качестве полезной нагрузки будут ракеты? :))BaLaMuTt
25.01.2018 15:49а как назвать РН, у которого в качестве полезной нагрузки будут ракеты?
Многоступенчатый ракета-носитель?Lemis
25.01.2018 17:04Многоступенчатый ракета-носитель?
Велик могучий русский языка. Не путать с «ракетоноситель».lokiby
25.01.2018 18:31Ну, выходить что «ракетоноситель» не может быть ракетой… Или ракета не может быть многоступенчатым… Короче, вы уж разберитесь хотя бы тут как говорить, а мы подхватим
Tim_23 Автор
25.01.2018 18:34Вроде бы и не может, не встречал по крайней мере ракет, которые на себе ещё несут ракету, не являющуюся частью этой ракеты. Исходя из рода слова РН, она может быть многоступенчатой.
Alexeyslav
26.01.2018 10:49Межконтинентальные баллистические ракеты, например. Это большая такая ракета типа земля-земля, которая несёт на себе в виде полезной нагрузки несколько штук более мелких ракет с ядерными боеголовками, которые отделяются у цели и действуют самостоятельно для преодоления ПРО. По факту же — ракета, несёт на борту ещё несколько ракет…
Norno
26.01.2018 11:36Все таки с точки зрения терминологии это не ракеты, а головная часть (с блоками индивидуального наведения) МБР.
differentlocal
26.01.2018 22:55РГЧ ИН — это, все-таки, не вполне ракета, а управляемое падение — не вполне полет. А то у вас и кассетный боеприпас ракетоносцем станет.
Krapiv
25.01.2018 10:45Вообще-то marks и до прожига заявлял, что она "действующая".
Замечание верное — пока ракета не летала, она не может считаться действующей.
UJIb9I4AnJIbIrUH
25.01.2018 15:10Нет, ну SpaceX, конечно, молодцы и всё такое, но прожиг это прожиг, а успешный пуск — это успешный пуск. По большому счёту у ФХ ровно 0 выведений на орбиту, как и у Н-1, стало быть её с ооочень большой натяжкой можно считать прямо таки "действующей". У Н-1 двигатели так-то и поболее работали, но при этом язык не повернётся назвать эту ракету "когда-то действовавшей". Так что ФХ — это по сути очень и очень близкий к первому полушуточному пуску прототип с незавершёнными испытаниями. Опять же, при всём уважении к проекту и вообще.
Tim_23 Автор
25.01.2018 16:05Некоторые ракеты проходят лётные испытания чуть ли не весь срок. Для ракетной техники обычное понимание введение в эксплуатацию не применимо. Многие даже не имеют литеры серийного образца, а летают как опытные образцы.
UJIb9I4AnJIbIrUH
25.01.2018 16:09По-моему тут всё просто: если заказчик готов запускать свой груз на ракете уже сегодня, то она готова. И я не вижу очереди из желающих поставить свой аппарат на этот конкретный запуск, потому что не верю в том, что SpaceX сказало всем "извините, у нас тут шеф хочет отправить свою тачку в космос, так что придётся подождать". А индексы и прочие буковки — это просто бюрократия.
Tim_23 Автор
25.01.2018 16:28Да, первый пуск подобной ракеты рискованное событие, но даже если она запустит Теслу в космос, то можно считать ракета вошла в строй. А остальное действительно формальности. В конце концов фирма частная и заказчиком формально может быть она сама, не так ли?
lokiby
25.01.2018 18:36заказчиком формально может быть она сама, не так ли?
Нет, не так. Испытание — не есть «действующая ракета». Тут полностью согласен с UJIb9I4AnJIbIrUH — пускай ФХ сначала взлетит без аварии. НО если
она запустит Теслу в космос
т.е. достигнет хотя бы первой космической, то ее можно будет записать в действующие
Dessloch
25.01.2018 07:35Прожиг с точки зрения простого обывателя-ничто. Погазовать и подымить могут многие машины, но не факт что поедут. Ждём старта, надеемся на успех.
Tim_23 Автор
25.01.2018 08:46Прожиг, как и любые испытания один из самых сложных этапов разработки ракетной техники. Для обывателя может быть, но для интересующихся людей и особенно для специалистов, работа, которая порой не видна — это различные испытания — один из самых интереснейших моментов, где отлавливаются различные ошибки и подтверждается то, что все сделано правильно. Это как репетиция перед выступлением. Пуск несомненно значимое событие, но за ним стоят годы непростой работы, и это самое интересное.
defmasta
25.01.2018 10:45Новая машина, тест на «погазовать и подымить», варианты развития событий:
— не газует, но дымит
— газует, но не дымит
— педаль газа залипла
— дыма много, тяги нет
— газует и дымит нормально, но это вообще-то тостер…
saboteur_kiev
25.01.2018 13:30Простой обыватель, сидя в драндулете и газуя, не обкладывает машину тысячей датчиков, замеряя результаты подгазовки.
Опять же, простой обыватель газует в автомобиле, обычно серийного производства.
Если бы вы сами сконструировали свой двигатель, то до того, как вообще установить его на автомобиль вы бы газовали и дымили много и часто.monah_tuk
25.01.2018 20:24вы бы газовали и дымили много и часто.
… и, если бы была возможность, и с кучей датчиков тоже
lingvo
25.01.2018 08:12А мне вот интересно — при этом прожиге ракету заправляли полностью или только чуть-чуть? С точки зрения безопасности, если произойдет RUD — меньше топлива — меньше ущерба, иначе там разнесет просто все.
Tim_23 Автор
25.01.2018 08:56Насколько известно была полная заправка. Во-первых, до прожига проводились так называемые холодные испытания — полная заправка с имитацией всей циклограммы работы старта до момента пуска. И финальный этап — это все тоже самое, но с прожигом.
Ещё один момент который надо учитывать, что опоры рассчитаны на определенное усилия, как и вся рама. 2300 тонн это приличная нагрузка, действующая вверх, с другой стороны эта нагрузка компенсируется массой ракеты -1400 тонн. Без полной заправки топлива, и стол и установщик будут подвергаться слишком большим отрывным нагрузкам, тем более, что стол или рама там съемная и элементы крепежа ещё должны работать помимо удержания.
В любом случае нештатная работа может произойти и при старте. Ну и 12 или как тут уже поправили 7 секунд не слишком большое время.lingvo
25.01.2018 11:25Если я правильно понимаю в Фалконах топливо и окислитель выдавливаются из баков гелием или чем-то еще. Так может можно было его заменить на что-то более тяжелое, чтобы сымитировать большую загрузку? Ну просто 1000 тонн топлива и 50 тонн — это же огромная разница в энергии взрыва. Вон даже при посадках пустых первых ступеней они взрывались не хуже бомбы, а тут может пол центра разнести.
vassabi
25.01.2018 11:34да какие полцентра — даже если он взорвется, это будет всего лишь в три раза больше взрыва Ф9 с АМОС6. Каждая стартовая площадка достаточно далеко друг от друга, чтобы такое пережить (я думаю, даже ангар самой площадки 39А не пострадает).
lokiby
25.01.2018 11:58Если я правильно понимаю в Фалконах топливо и окислитель выдавливаются из баков гелием
Нет, гелий нужен для наддува баков, грубо говоря заполнить освободившееся место в баках. Топливо и окислитель качается ТНА и если не подкачивать чего-то в бак, то он схлопнется из-за внутреннего вакуума.lingvo
25.01.2018 12:09Ну так ведь гелий не смешивается с керосином или кислородом, а отделен какой-то мембраной?
Tim_23 Автор
25.01.2018 12:24Не отделен, подаётся прямо над зеркалом жидкости либо керосина, либо кислорода. Если подавать плавно то смешивания не происходит.
lingvo
25.01.2018 12:59Интересно, как же они не смешиваются, когда ступень отделяется и идет на посадку? Там же трясет нехило. И когда двигатели выключаются, там наступает невесомость, как же насосы захватывают топливо и кислород?
Eklykti
25.01.2018 13:26С помощью двигателей ориентации сталкивают жидкость ко дну бака, газ при этом остаётся сверху, небольшая доля растворённого гелия не мешает.
Tim_23 Автор
25.01.2018 11:59Ну вообще подача топлива насосная, но с наддувом баков для исключения кавитационных режимов. Топливо — это пара окислитель+горючее, в данном случае кислород и керосин. Ничем заменить его нельзя, такой тип ракеты.
При взрыве центр не разнесёт, а вот старт пострадает, но вообще говоря ни один старт не рассчитан на взрыва и падение, тут как повезёт. А центр спроектирован специально под возможность взрыва куда более тяжелых Сатурнов и Шаттлов.
ZuOverture
25.01.2018 10:45
NYMEZIDE
25.01.2018 08:29«Из-за приостановки принятия бюджета США SpaceX не сможет производить новые пуски. „
Такая она, частная космонавтика. :)Tim_23 Автор
25.01.2018 08:41Насколько я понял, ситуация в том, что службы слежения за ракетой и контроля — государственные. И окончательное разрешение на пуск даёт государство в лице стартового расчёта космодрома. А космодром в данном случае государственный, хоть площадки и арендует Spacex. Потом каждый пуск — это безопасность авиа полетов — это тоже прерогатива государства.
konst90
25.01.2018 08:42Такая она, частная космонавтика. :)
И не только она. Вот что по этому поводу пишет гражданин США (ЖЖ-ник smoliarm).
Заголовок спойлераОт госслужб и госуслуг зависит МАССА вполне частных компаний.
Примеры навскидку:
*** Частные самолётные и вертолётные экскурсии. Они обязаны — непосредственно перед взлётом зарегистрироваться — в соответствующей ГОСслужбе. Если она не работает — они не летают.
*** Частные морские/рыболовные прогулки на катерах и малых яхтах — по аналогичной причине. Да, Береговая Охрана и Морские спасатели работают ВСЕГДА, никакие шатдауны на них не распространяются. А вот служба регистрации — нет, не работает — увы. А если вы попробуете выйти в море — с клиентами — без регистрации — и вас на этом поймают — страховщики немедленно отзовут вашу страховку.
*** Совсем смешной пример — многие парки в США имеют статус «национальных парков», т.е., ими управляют федералы. Во время шатдауна такие парки могут быть открыты *частично*: музеи не работают, но для гуляющих парк открыт. В таком парке на Кейп Канаверал регулярно выступает мой знакомый (Алекс Фокс, гитарист-виртуоз) — он играет, дочка танцует, им кидают деньги в шляпу и покупают их дивиди. Парк этот именно «национальный», управляет им НАСА, и для выступления там *уличному артисту* надо получить пермит. Пермит этот СОВЕРШЕННО формальный и регистрационный (никто даже не проверит — умеете ли вы играть), и стоит — копейки. Но без него — нельзя — вас оштрафует первый же полицейский. И если случился шатдаун, а у Алекса нет пермита — заниматься этим бизнесом он НЕ МОЖЕТ.
Я думаю, этих примеров достаточно, чтобы НАГЛЯДНО проиллюстрировать главное:
Зависимость от гос-услуг и гос-лицензий — НЕ ЯВЛЯЕТСЯ показателем *не вполне частного* характера данного коммерческого предприятия.novice2001
25.01.2018 09:28Можно было и не метать бисер, это вполне очевидные вещи
Kobalt_x
25.01.2018 18:32Вещи то очевидные, а вот о примерах кроме граждан сша/Канады вряд-ли кто слышал
monah_tuk
25.01.2018 20:29Более того, такие нюансы характерны не только для США. Взять нашу необъятную: организуйте фирму по организации прогулок-полётов на воздушном шаре… А дальше и план полётов и согласования с вполне государственными органами и прочие "вкусности". Но и бизнес частным от этого не перестаёт быть. Пожалуй примеров подобных найти можно не мало.
opxocc
25.01.2018 10:28Вопрос знатокам: а что происходит с оставшимся в ступенях топливом (кислород и керосин)? Как его стравливают/сливают? Сходу ничего не смог найти :(
Tim_23 Автор
25.01.2018 10:47Остатки сливают в специальные отстойные емкости. Сливают через тоже магистрали как и заправляют. Обычно при отмене пуска и закрытии окна, также топливо сливают, ракету увозят со старта до следующего окна.
dimanhursky
25.01.2018 10:45Все идет по-этапно.
Следующим будет пуск со своими этапами: отрыв, работа 3х первых ступеней, отделение боковушек и их возврат, доработка центрального блока и его отделение, плавная посадка на платформу, работа 2-ой ступени и вывод на околоземную орбиту, разгон и уход от Земли, выход на траекторию к орбите Марса.
Чем больше этих этапов пройдет успешно, так больше данных будет у СпейсИкс.
Удачи им!
solariserj
25.01.2018 12:58А кто-то сомневался что прожгут двигатели?
Или потом запустят? Не с первого раза так со второго!!! Не со второго так с третьего!!! Я вообще не вижу повода волноваться за это, я просто знаю что они будут. А то всё преподносится как последний шанс Илона Маска.Tim_23 Автор
25.01.2018 13:31Событие интересное и как минимум необычное. На мой взгляд стоило внимания. Хотя у спейс икс многие вещи уже стали рутиной.
lingvo
25.01.2018 13:46Ну была слабая надежда, что все закончится не дымом, а ярким пиротехническим шоу.
Также как и сам запуск — я думаю, что шансы спасти все три ступени не сильно большие.
Это как футбол Барселона-Локомотив. Все знают, что поводов волноваться нет, но вдруг...ZuOverture
26.01.2018 07:05Самый опасный участок — первые три минуты, до отделения боковых блоков, после этого уже более-менее опробованная область.
Misaka10032
25.01.2018 16:06Не «последний шанс», скорее просто будет очень обидно уронить такую ракету :(
Хотя сам Маск говорил, что если она хотя бы полетит — будет уже хорошо.solariserj
28.01.2018 20:23На то он и тестовый запуск чтоб не обидно было. Но как говорится — дорогу осилит идущий. Если постоянно что-то делать то обязательно получится. Я к примеру не вижу пока нереализуемых целей. Сверхтяжелая ракета — уже была… поэтому это ещё один виток на другом техническом уровне.
SelenIT3
25.01.2018 19:08Маск сам заявлял, что могут быть проблемы с одновременной работой такого количества движков, и шанс на успех с первой попытки далеко не стопроцентный. То, что как минимум несколько секунд движки отработали как надо, добавляет оптимизма.
И этот «первый пробный пуск» Хэви и так переносят уже аж с 13-го года, за это время сама конструкция ракеты и и ее характеристики заметно изменились. Заждались, не терпится! :)
Endeavour
26.01.2018 06:19Впервые со времен Н1 столько двигателей работало одновременно в одной сборке. Насколько я знаю.
Если вспомнить историю, становится понятна значимость этого события.solariserj
26.01.2018 14:53Так и прогресс не стоит на месте.
Если бы был фаер шоу тогда да… Можно было бы и пообсуждать.
Тут собирается тестовый запуск фольклора Хэви Поэтому может и не получится с первого раза, но на неё США уже поставили ставки поэтому первые ннудачи будут простительны
Gryphon88
26.01.2018 17:18Я волновался за синхронность зажигания и вибрации. Много двигателей — это всегда сложно.
differentlocal
26.01.2018 22:56С появлением цифровых систем управления и телеметрии жить стало слегка полегче в этом смысле.
sasha1024
25.01.2018 14:14Блин, уже в который раз наталкиваюсь на эту новость в разных источниках…
Объясните дилетанту в двух словах: что такое «прожиг»?
Поиск по этому слову выводит как раз на новости о Falcon, а не на статьи о термине.
Типа (как я уже вижу из данной статьи) запускают ракету на полную мощность, при этом не давая ей взлетать (жёстко зафиксировав)? А зачем? Это всегда так делают (для новых моделей ракет)?Tim_23 Автор
25.01.2018 14:29В отечественной терминологии — это звучит как Огневые Испытания. У них Static Fire Test. По сути одно и тоже. Есть холодные испытания — это когда ракету или блок ставят на старт и полностью заправляют имитируя подготовку к старту как в реальности, даже отсчёт работает.
Огневые испытания в свою очередь бывают стендовые, а бывают на старте(очень редко и как правило для очень мощных и больших ракет). Стартовые огневые испытания могут быть в виде такого «прожига», а могут быть в виде имитации полного полёта ступени и работы двигателя — например центральный блок Энергии работал в таком положении 5 минут на стенде-старте. У SLS c центральным блоком скорее всего будет такая же ситуация. Целиком пускать сверхтяж в зажатом положении на долгое время вообще проблематично, поэтому пшик на 7 секунд неплохой вариант натурного прожига.
Так делают всегда для новых ракет.
У Илона Маска и его компании кратковременный прожиг фактически является постоянной предпусковой процедурой, хотя у 99 % ракет такой подход не практикуется. У каждой фирмы или главного конструктора своё понимание как обеспечить наибольшую надежность и безопасность пуска, поэтому одинаковых решений нет.sasha1024
25.01.2018 16:09Огневые Испытания
Static Fire Test
Ясно, спасибо.
А почему тогда вместо «огневых испытаний» или «static fire test» везде лепят это непонятное слово «прожиг»? Это тоже термин? Или профессиональный жаргон?Tim_23 Автор
25.01.2018 16:19Скорее жаргон или сленг. Сам тоже уже начал использовать данное слово, плюс оно у всех на слуху. Родословную данный жаргон скорее всего ведёт из тех давних времён, когда стартовое устройство имело название «огневой проем», как у Союза, хотя ни стол ни проем сейчас огневым называть не принято, ибо это не огонь, а струя. Тоже самое можно сказать и поджиг двигателя или воспламенение компонентов.
Marsikus
25.01.2018 16:20Часто вижу слово Burn относительно ракетных двигателей, но его употребляют не только относительно испытаний, но и рабочего включения двигателя.
Tim_23 Автор
25.01.2018 18:29Включение у них часто называется engine ignition. Burn можно ещё как отжиг двигателей. Кстати, я слышал, что твёрдое топливо вроде как «отжигают». Сленг вещь интересная.
differentlocal
25.01.2018 21:14+1Burn — это не engine ignition, это другое немного. Это цикл работы двигателя, например, «Trans-Mars injection burn» — включение двигателей для выхода на траекторию отлета к Марсу.
Tim_23 Автор
25.01.2018 21:34Согласен. Тут же вспоминаются трансляции к примеру ILS при старте Протона с Бризом. Собственно включения ДУ у Бриза — это Burn — 1st, 2nd..., фактически это процесс, а ignition — момент, да и то применяется только к стартам РН с земли.
lingvo
25.01.2018 15:49Есть статья на английском
https://en.wikipedia.org/wiki/Launch_vehicle_system_tests
К сожалению пока переводов нет...Tim_23 Автор
25.01.2018 16:08Статья слабоватая и описывает лишь малую часть тестов. Лучше почитать Губанова про отработку ракеты Энергия, вот там по-настоящему описаны все моменты проектирования и экспериментальной отработки с натурным тестированием ракеты.
sasha1024
25.01.2018 16:15+1Ну, благодаря комментариям от Вас и lingvo хоть ясно теперь, какому англ. термину приблизительно соответствует «прожиг» и в каком направлении копать.
kirass
25.01.2018 16:07А почему они не взяли прототип Сатурн-5? Там 5 маршевых двигателей против 28.Ими же легче управлять.
Ведь такое количество двигателей сыграло роковую роль в нашей Н-1…Tim_23 Автор
25.01.2018 16:10Разные фирмы проектировали -это первое. Второе — технологии и агрегаты Сатурна в том виде в котором они были трудновоспроизводимы сейчас. Хотя где я и слышал, что якобы есть намерение у НАСА сделать современный аналог F1. Но сделать не значит взять чертежи и изготовить. Делать придётся все с нуля.
SelenIT3
25.01.2018 16:45Потому что, как справедливо сказано выше, от Сатурна остались только чертежи (и не факт, что полные), совершенно не заточенные под сегодняшнюю производственную базу. А блоков первых ступеней F-9 (в т.ч. уже летавших), которые можно практически в готовом виде цеплять в F-H в качестве боковушек и с умеренными переделками по частям переиспользовать под центральный блок, у Спейсов уже полный ангар...
GermanRLI
26.01.2018 10:48Даже если остались не только полные чертежи, но и технологические карты — уже нет того оборудования под которое составлялись эти карты.
Valerij56
26.01.2018 13:11Да нет ничего. Уже, например, не выпускается та резина, из которой были шланги и прокладки, и так далее. Это не означает, что эти материалы нечем заменить, это означает, что их замена может потребовать столько работы, что проще перепроектировать двигатель на современные материалы и технологии.
gromko
25.01.2018 19:35РД «Мерлин» — уже «обкатанная» технология, а чтоб заново возпроизвести F-1 надо начинать всё с «ноля», поскольку никто не будет возвращаться на технологический уровень средины шестьдесятых.
kirass
26.01.2018 08:36Да, бытует мнение специалистов, что мы безвозвратно «потеряли» технологии в 1960-х…
Но ведь наука вчера-сегодня-завтра основана на так называемом процессе «Reverse Engineering» с девизом — все давно придумано.Мы только открываем.Tim_23 Автор
26.01.2018 09:33Технологии действительно теряются, ибо старый инструментарий, материалы и т.п. не целесообразно воспроизводить в современных условиях, но принципы работы и даже проектирования никуда не исчезают, а наоборот эволюционируют.
black_semargl
26.01.2018 13:44Это скорей из категории «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»
Если утрачена информация — то мы не можем восстановить точно так как было потому что собственно не знаем как оно было.
Вот какого цвета была шляпка снятая на чёрно-белое фото? ХЗ…kirass
26.01.2018 14:06Это напоминает эффект Манделлы с общим симптомом забывчивости.
Вся документация осталась, а воспроизвести не могут, и это не античные времена, а каких то 40 лет назад.gearbox
27.01.2018 14:17эффект Менгеля Вы хотели сказать? Как вариант, конечно, но бритва Оззи подсказывает что банальное разгильдяйство более вероятно.
metric_ghost
25.01.2018 19:48Потому что нельзя просто взять и поставить F-1 на ступень Falcon 9. Как минимум его параметры тяги не подойдут к прочностным параметрам ступеней, а невозможность дросселирования до малой тяги в свою очередь сделает невозможным возвращение ступеней.
galqiwi
25.01.2018 19:16> нагрузку порядка 900 тонн, которая с каждой секундой растет с учетом уменьшения веса ракеты
Кажется, реактивная сила не зависит от массы самой ракеты.Tim_23 Автор
25.01.2018 19:32Сила нет, а нагрузка да. На опоры в момент до зажигания действует вес ракеты — 1400 тонн допустим. В момент поджига, против веса начинает действовать реактивная сила струи, вертикально вверх, с усилием 2300 тонн-силы. В итоге ракета как бы приподнимается и начинает тянуть и опоры и стол вверх. По мере сгорания топлива вес ракеты снижается, а тяга остается постоянной, а суммарная нагрузка на опоры растет по формуле
N(усилие)=F(тяга, тс)-[Мст(масса на старте)-Расход(тонн/сек)*время(сек)]
ZuOverture
26.01.2018 09:23На второй ступени не видно решеток рулей. Это значит, что её собираются сажать только под управлением маневровых сопел, или не в этот раз?
lokiby
26.01.2018 09:46Если под второй ступенью ты имеешь в виду центральный блок, то там есть решетчатые рули. Боковушки и центральный блок — разные поколения, где-то стоят титановые рули, а где-то алюминиевые. Правда не помню где какие. И да, боковушки уже летавшие вроде
Pand5461
26.01.2018 10:01Видно, по центру стоят алюминиевые покрашенные решётки, а на боковушках некрашенные титановые.
Valerij56
26.01.2018 13:17Видно, по центру стоят алюминиевые покрашенные решётки, а на боковушках некрашенные титановые.
Это, кстати, интересно. Дело в том, что центральному «ядру» предстоит разогнаться сильнее, и, по идее, тепловая нагрузка на решётки центрального «ядра» должна быть больше, чем у боковых. Но на центральном «ядре» крашенные решётчатые рули.opxocc
26.01.2018 14:26А вдвойне интересно то, что в оригинале боковые ускорители были с алюминиевыми решетками, видно в процессе их ревизии после первого использования их решили «проапгрейдить», в то время как ядро уже было готово и его решили не трогать.
KyZZMI4
27.01.2018 12:18Писали, что следующие FH будут на базе блока 5, а первый собран из боковушек 3 блока, а центр оригинальный. Но вроде тоже как на базе 3 блока.
black_semargl
27.01.2018 15:57боковушки вообще блок2, хотя проапгрейженные.
KyZZMI4
27.01.2018 17:36Блок 3 это Full Thrust, блок 2 получается 1.1? Версии 1.1 спасти не получилось.
И FH использует боковушки от миссий Thaicom 8 и CRS-9, номера ступеней B1025 и B1023. Они обе блок 3.black_semargl
27.01.2018 22:14+1по серийным номерам блоков деление такое:
1001-1018 — v1.1
1019-1021 — v1.2 (FT)
1023-1028 — FT Block 2
1029-1038 — FT Block 3
1039-1045 — FT Block 4
1046-… — FT Block 5
Под Зуму использовали №1043
degressor
Launching in a week or so. — Через неделю или позже.
AndrewRo
Через неделю или вроде того
wormball
В течение недели, ну или нет.
Popadanec
Даже гугл вроде того переводит. :)
Tim_23 Автор
Спасибо! Уже подумал, что быстро как-то :)
degressor
Человек уже исправил, а меня минусуют.
Tim_23 Автор
причем минусуют обоих :), но не отвечают