Это четвёртая статья серии, посвящённая использованию класса Optional при обработке объектов с динамической структурой. В первой статье было рассказано о способах избежания NullPointerException в ситуациях, когда вы не можете или не хотите использовать Optional. Вторая статья посвящена описанию методов класса Optional в том виде, как он появился в Java 8. Третья — методам, добавленным в класс в Java 9.
Класс о котором я хочу рассказать в этой статье возник при попытке найти решение реальной задачи. На абстрактном уровне постановка задачи звучит так: вы обращаетесь к некому сервису, который в случае успеха должен вернуть объект. Но запрос может закончится и неудачей. Причин для неудачи может быть несколько. И логика дальнейшей обработки ошибочной ситуации зависит от того, какова была причина неудачи.
Если сервис возвращает Optional, о причине мы ничего не узнаем. Значит надо использовать что-то похожее на Optional, но содержащее информацию об ошибке в случае неуспеха.
В примере с электрочайником, рассмотренном во второй статье этого цикла мы получали кипячёную воду, если на входе у нас есть и вода и электричество. При отсутствии воды или электричества мы получали Optional.empty() объект.
В случае электрочайника причину неудачи нетрудно определить. А вот если наш прибор приготавливает различные типы кофе, в случае неудачи было бы неплохо знать, в чем причина. Например, какого ингредиента недостаёт.
Для этого нам необходимо уметь возвращать не только результат обработки в случае успеха, но и информацию об обнаруженной проблеме в случае неудачи. Для наглядности я сравнивал в предыдущих статьях Optional футляром. Развивая эту аналогию, в данном случае нам необходим футляр с двойным дном.
К сожалению, Java позволяет использовать в качестве возвращаемого значения метода строго один объект. А нам, как мы видим, необходимо уметь возвращать либо один либо другой объект.
При всем моем уважении к создателям Java и понимая все сложности принятия решений о расширении языка новыми возможностями, я считаю это одним из недостатков языка, который можно было давно исправить.
Но пока это не сделано, я предлагаю использовать класс Result<SUCCESS, FAILURE>, разработка которого была инспирирована чтением одной из глав книги:
Functional Programming in Java. How functional techniques improve your Java programs. Pierre-Yves Saumont. Manning Pubn. ISBN 9781617292736Я очень советую прочитать вам эту книгу, если вы ее еще не прочитали. Итак, перейдем к рассмотрению класса.
Как его использовать внутри метода (в качестве возвращаемого значения)?
Класс позволяет запаковать в свои объекты (инстанции) сразу результат обработки в случае удачи либо информацию об ошибке в случае неудачи. Поэтому класс параметризуется двумя типами: Result<SUCCESS, FAILURE>.
Трюк состоит в том, что он позволяет запаковать либо одно, либо другое, но не оба вместе.
А дальше все просто: в случае успешной обработки мы записываем результат работы вашего метода как объект типа SUCCESS а в случае неудачи как объект типа FAILURE.
Как его использовать снаружи (в вызове метода)?
Для обработки полученного результата можно в зависимости от ситуации использовать простой либо более элегантный подход.
Простой подход двухшаговый. Сначала вы определяете, была ли обработка удачной. А затем, в зависимости от этого, разбираетесь отдельно либо с положительным результатом либо с ошибкой.
Элегантный подход заключается в использовании элементов функционального программирования из арсенала Java 8.
Но давайте перейдем к примерам.
Модифицируем электрочайник
Мы оттолкнемся от модели электрочайника из примера с электрочайником, рассмотренном во второй статье этого цикла.
Его исходные тексты а также исходные тексты рассмотренного в этой статье примера вы найдете в моём проекте на GitHub.
В примере мы пытались с использованием Java 8 Optional симулировать функционирование стационарного кипятильника, который можно встретить в офисах некоторых компаний.
Его схема представлена на картинке внизу:
Как можно видеть, для работы кипятильнику нужна вода и электроэнергия. На выходе кипятильник может выдавать сырую или кипяченую воду.
public class CupOfWater {
public CupOfBoiledWater boil() {
return new CupOfBoiledWater();}
}
Как мы видим, мы можем получить из сырой воды кипячёную с помощью метода boil(). Это допущение вызвало справедливые нарекания читателей. Но оно сделано из соображений простоты кода.
Ну а класс моделирующий кипячёную воду совсем прост:
public class CupOfBoiledWater {}
Вход модифицированного прибора можно описать таким вот интерфейсом:
public interface IBoilerInput2 {
void setAvailability(@Nullable CupOfWater water, boolean powerAvailable);
}
Не удивляйтесь числам-суффиксам в названии интерфейсов. В серии я рассматривал разные альтернативы реализации модели чайника.
Выход прибора мы определим вот так:
public interface IBoilerOutput3 {
Result<CupOfWater, String> getCupOfWater();
Result<CupOfBoiledWater, String> getCupOfBoiledWater();
}
В случае успеха мы получаем объект моделирующий сырую или кипяченную воду. А в случае неудачи – текст об ошибке. Разумеется вместо текста мы могли бы использовать более сложный объект с кодом ошибки, список ошибок, и т.д.
Поведение класса описывается интерфейсом:
interface IBoiler3 extends IBoilerInput2, IBoilerOutput3 {}
По сравнению со старым вариантом можно видеть, что вместо Optional<CupOfBoiledWater> мы используем теперь Result<CupOfBoiledWater, String>.
Чтобы рассмотренные ниже тестовые коды были понятнее, договоримся сначала о текстах ошибок, которые наш класс может выдавать:
...
public static final String WATER_NOT_AVAILABLE = "Water not available.";
public static final String POWER_NOT_AVAILABLE = "Power not available.";
public static final String BOTH_NOT_AVAILABLE = WATER_NOT_AVAILABLE + " " + POWER_NOT_AVAILABLE;
Пишем тест:
public class Boiler3Test {
private IBoiler3 boiler;
@Before
public void setUp() throws Exception {
boiler = new Boiler3();
}
@Test
public void testBothNotAvailable() {
boiler.setAvailability(null, false);
assertFalse(boiler.getCupOfWater().isSuccess());
boiler.getCupOfWater().ifFailure(message->assertEquals(message, Boiler3.WATER_NOT_AVAILABLE));
assertFalse(boiler.getCupOfBoiledWater().isSuccess());
boiler.getCupOfBoiledWater().ifFailure(message->assertEquals(message, Boiler3.BOTH_NOT_AVAILABLE));
}
@Test
public void testPowerAvailable() {
boiler.setAvailability(null, true);
assertFalse(boiler.getCupOfWater().isSuccess());
boiler.getCupOfWater().ifFailure(message->assertEquals(message, Boiler3.WATER_NOT_AVAILABLE));
assertFalse(boiler.getCupOfBoiledWater().isSuccess());
boiler.getCupOfBoiledWater().ifFailure(message->assertEquals(message, Boiler3.WATER_NOT_AVAILABLE));
}
@Test
public void testWaterAvailable() {
boiler.setAvailability(new CupOfWater(), false);
assertTrue(boiler.getCupOfWater().isSuccess());
assertFalse(boiler.getCupOfBoiledWater().isSuccess());
boiler.getCupOfBoiledWater().ifFailure(message->assertEquals(message, Boiler3.POWER_NOT_AVAILABLE));
}
@Test
public void testBothAvailable() {
boiler.setAvailability(new CupOfWater(), true);
assertTrue(boiler.getCupOfWater().isSuccess());
assertTrue(boiler.getCupOfBoiledWater().isSuccess());
}
}
А вот и реализация класса электрочайника с помощью нашего нового класса Result<SUCCESS, FAILURE>:
public class Boiler3 implements IBoiler3 {
public static final String WATER_NOT_AVAILABLE = "Water not available.";
public static final String POWER_NOT_AVAILABLE = "Power not available.";
public static final String BOTH_NOT_AVAILABLE = WATER_NOT_AVAILABLE + " " + POWER_NOT_AVAILABLE;
@Nullable
private CupOfWater water;
private boolean powerAvailable;
@Override
public void setAvailability(@Nullable CupOfWater water, boolean powerAvailable) {
this.water = water;
this.powerAvailable = powerAvailable;
}
@Override
public Result<CupOfWater, String> getCupOfWater() {
return water == null
? Result.failure(WATER_NOT_AVAILABLE)
: Result.success(water);
}
@Override
public Result<CupOfBoiledWater, String> getCupOfBoiledWater() {
Result<CupOfWater, String> resultStep1 = getCupOfWater();
return resultStep1.isSuccess()
? powerAvailable
? Result.success(resultStep1.getSuccess().boil())
: Result.failure(POWER_NOT_AVAILABLE)
: powerAvailable
? Result.failure(WATER_NOT_AVAILABLE)
: Result.failure(BOTH_NOT_AVAILABLE);
}
}
Обратите внимание на задание значений в методе getCupOfWater() в зависимости от того, что должен вернуть метод.
Простой метод обработки результата продемонстрирован в третьей строчке метода getCupOfBoiledWater(). Вначале мы узнаем, каков результат с помощью resultStep1.isSuccess(). А затем в зависимости от ответа продолжаем обработку.
В тесте был продемонстрирован более функциональный способ обработки с помощью метода ifFailure:
boiler.getCupOfWater().ifFailure(message->assertEquals(message, Boiler3.WATER_NOT_AVAILABLE));
Метод будет вызван только если результат обработки был ошибочным. При этом информация об ошибке (в данном случае это message) будет автоматически предоставлена вашему обработчику.
Как видите, все очень просто.
Ну а под конец – исходный текст самого класса Result:
public abstract class Result<SUCCESS, FAILURE> {
public abstract boolean isSuccess() ;
public abstract SUCCESS getSuccess();
public abstract FAILURE getFailure();
public abstract Result<SUCCESS, FAILURE> ifSuccess(Consumer consumerSuccess);
public abstract Result<SUCCESS, FAILURE> ifFailure(Consumer consumerFailure);
public static class Success<SUCCESS, FAILURE> extends Result<SUCCESS, FAILURE>{
private final SUCCESS _success;
private Success(SUCCESS success) {
_success = success;
}
@Override
public boolean isSuccess() {
return true;
}
@Override
public SUCCESS getSuccess() {
return _success;
}
@Override
public FAILURE getFailure() {
throw new IllegalStateException("getFailure called on Success");
}
@Override
public String toString() {
return "Success [_success=" + _success + "]";
}
@Override
public Result<SUCCESS, FAILURE> ifSuccess(Consumer consumerSuccess) {
consumerSuccess.accept(_success);
return this;
}
@Override
public Result<SUCCESS, FAILURE> ifFailure(Consumer consumerFailure) {
return this;
}
}
public static class Failure<SUCCESS, FAILURE> extends Result<SUCCESS, FAILURE>{
private final FAILURE _failure;
private Failure(FAILURE failure) {
_failure = failure;
}
@Override
public boolean isSuccess() {
return false;
}
@Override
public SUCCESS getSuccess() {
throw new IllegalStateException("getSuccess called on Failure");
}
@Override
public FAILURE getFailure() {
return _failure;
}
@Override
public String toString() {
return "Failure [_failure=" + _failure + "]";
}
@Override
public Result<SUCCESS, FAILURE> ifSuccess(Consumer consumerSuccess) {
return this;
}
@Override
public Result<SUCCESS, FAILURE> ifFailure(Consumer consumerFailure) {
consumerFailure.accept(_failure);
return this;
}
}
public static <SUCCESS, FAILURE> Result<SUCCESS, FAILURE> failure(FAILURE failure){ return new Failure<>(failure);}
public static <SUCCESS, FAILURE> Result<SUCCESS, FAILURE> success(SUCCESS success){ return new Success<>(success);}
}
Пользуйтесь, код полностью свободен.
Как и в случае прошлых примеров, исходные тексты вы найдете проекте на GitHub.
В последней статье серии мы поговорим о некоторых тонкостях использования класса Optional.
Я планирую также вознаградить ваше терпение подарком. Каким? Об этом вы узнаете в следующей статье.
Иллюстрация: ThePixelman
Комментарии (29)
visirok Автор
30.01.2018 14:15Одобрение как от школьного усителя. Хотя у «ученика» волос на голове больше седых, чем иных. Но всё равно — спасибо.
Ну а если серьёзно — класс писался для собственного использования. Пока мне ни map ни flatMap не понадобились. Понадобится — напишем. А заодно и filter.
Если хотите, сделайте сами pull requestt в упомянутый проект.
Очень интересная тема для дискуссии, навеянная Вашим замечанием: «Какие методы из арсенала функционального программирования были бы уместны в этом классе?“
В качестве певого набора кандидатов можно рассмотреть методы, реализованные в Optional.koldyr
30.01.2018 14:33Нимагу, потому как в джава продакшене я как свинья в апельсинах. Вы упорно отбиваетесь от изучения функторов, монад, алгебраических типов данных. Хотя то что вам нужно называется монада ошибки.
visirok Автор
30.01.2018 15:47Не воспринимаю упрёк на свой счёт. Как я понимаю, по «вы» Ва понимаете сообщество профессиональных Java программистов.
Кстати, я лично программировал и программирую далеко не только на Java.
Я могу понять Вашу досаду, что замечательные языки с замечательными функциональными концепциями в своих недрах никак не отвоюют себе достойную нишу в продакшине. Вы думаете, что это всё из-за лени и костности практикующих программистов?koldyr
30.01.2018 18:13Я имел в виду Вас лично. Почему этого нет в экосистеме? Думаю потому, что не приспособленный синтаксис и высокий порог входа. Есть SkalaZ, но его синтаксис я вообще не знаю.
sshikov
30.01.2018 20:03Это есть в экосистеме. Возможно не в самом runtime, но есть в десятках (я не преувеличиваю) реализаций от сторонних производителей. Скажем Atlassian fugue, или очень старая Functional Java.
koldyr
30.01.2018 20:16В фуге копроизведение, а хочется монаду. Впрочем без do нотации это будет весьма ограниченно. Без частичного применения некрасиво, могут спасти лямбды, но всё равно некрасиво. Ещё про замыкания забыл, не знаю что с ними в джаве.
sshikov
30.01.2018 20:25Ну, я не обещал, что будет как в хаскеле. Не будет — система типов местами слабовата. Но для практического применения тот Either который имеется, вполне пригоден.
Moriline
30.01.2018 18:271.
Для этого нам необходимо уметь возвращать не только результат обработки в случае успеха, но и информацию об обнаруженной проблеме в случае неудачи. Для наглядности я сравнивал в предыдущих статьях Optional футляром. Развивая эту аналогию, в данном случае нам необходим футляр с двойным дном.
Для этого и придумали исключения. Почему Вы снова возвращаетесь к методам возвращения кода ошибки( или текста ошибки) вместо использования исключений? Ведь использование исключений во время потока исполнения программы намного лучше. Что и доказывает их внедрение в поздних версиях языков( PHP, Haskell и т.д.).
2. Если реализовать Ваш новый тип и КАЖДЫЙ метод его будет использовать, то какова будет реализация обработки таких ошибок на более высоком уровне? Как будет выглядеть код? Например в таком выдуманном случае:public void name(IRequest req) { Request request = req.getOriginalParam(); Collection<Group> groups = new Groups().findByName(new ConnectionStorage("x", 10L).getConnection(), new Hash("z", 100).getHash(), request.getParam("name")); List<User> result = new FilterByAge(new Users().findByGroup(groups, new Hash("y", 10).getHash(), new ConnectionStorage("w", 20).getConnection()), request.getParam("age")); }
koldyr
30.01.2018 18:36Как раз в Haskell исключения сделаны правильно, через монадический трансформер ErrorT. Возможно есть какие-то ньюансы с IO, но там всегда так.
visirok Автор
30.01.2018 18:51+1Я с Вами не согласен. Исключения пришли в С из ассемблера как абстракция аппаратных прерываний «нормального» потока вычислений. С моей точки зрения — это крайность, которую надо использовать как средство обработки брутальных процессорных проблем типа нехватки памяти. Такие исключения случаются редко (если у Вас не барахлит компьютер) и обрабатывать их стоит на верхних этажах.
Я не призываю КАЖДЫЙ вызов оформлять как Result, а только те, где вероятность неудачи относительно высока и для дальнейшей обработки надо знать причину неудачи.
debose
31.01.2018 01:19Поддерживаю. У меня при чтении этой части в голове крутилась мысль "а чем исключения не угодили?".
brake
02.02.2018 17:54Я, в свое время, набросал вот такое (буду благодарен за конструктивную критику, т.к. решено чуть иначе):
Unionimport java.util.Optional; import java.util.function.BiFunction; import java.util.function.Consumer; import java.util.stream.Stream; /** * Объект-контейнер, который может содержать один из двух типов объектов. */ class Union<T1, T2> { private final Optional<T1> first; private final Optional<T2> second; Union(T1 first, T2 second) { assert (first == null && second != null) || (first != null && second == null); this.first = Optional.ofNullable(first); this.second = Optional.ofNullable(second); } public boolean isFirstPresent() { return first.isPresent(); } public boolean isSecondPresent() { return second.isPresent(); } public <U> Stream<U> map(BiFunction<T1, T2, U> function) { return Stream.of(function.apply(first.orElse(null), second.orElse(null))); } public void forEach(Consumer<? super T1> whenValue1, Consumer<? super T2> whenValue2) { first.ifPresent(whenValue1); second.ifPresent(whenValue2); } }
visirok Автор
03.02.2018 00:32Это хорошее минималисткое решение. Понятно, что из класса Union можно наследовать другие подобные классы.
Улучшения также возможны. Класс Union лучше сделать abstract, чтобы его нельзя было вызывать напрямую. А функции isFirstPresent, isSecondPresent лучше сделать protected и заменять их предметными аналогами типа isSuccess и isException.
koldyr
Прекрасно, вы почти уловили суть. Теперь допишите к классу Result правильные методы map и flatMap. И тогда всё будет совсем красиво и в соответсвии с теорией.
sshikov
Да я вот читаю уже четвертый пост, и все думаю… ну неужели те, кому это интересно, все еще не читали скажем вот это: https://dzone.com/articles/whats-wrong-java-8-part-iv? Ведь все уже расписано в мае 2014 года!
visirok Автор
Во второй стате этой серии я упомянул, что существует немало введений в Optional, в том числе и на русском языке, в том числе и на Хабре. Их намного меньше чем книг с кулинарными рецептами или книг по йоге. Но это можно обьяснить более узкой аудиторией и более узким вопросом.
Не умаляя достоинств других tutorial и статей Optional, включая цитируемую Вами статью, рискну утверждать, что в них не «все уже расписано» а иногда, по моему мнению, кое-что не так преподнесено. Поэтому я и взялся за это дело.
Ну а кто хорошо разбираетсч в теме, может попытаться написать ещё одну кулинарную книгу, курс по йоге или… введение в Optional (Шутка).
sshikov
Так еже ли бы вы их читали… Если бы читали — у вас скорее всего не возникало бы вопросов, почему у вашего класса должны быть методы map и flatMap.
Писать очередное введение в монады — это давно уже моветон. Уже лет пять как каждый новый автор извиняется за графоманию )))
visirok Автор
Я думаю всё дело в том, что Вам хотелось бы, чтобы читатели видели в Optional монаду. А я пытался добиться, стобы читатели ассоциировали Optional с футляром с дополнительными возможностями. Я думаю, с практической точки зрения моя аналогия практикующим программистам намного полезнее.
Знать что монады существуют, безусловно полезно. Но в практической деятельности нужны (в Java) классы, которые содержат столько полезных методов, что из-за них монаду уже и не видно.
Так стоит ли вообще на монаде заострять внимание и вообще упоминать о ней, если её не видно?
sshikov
Футляры? Ну вот вам футляры: https://habrahabr.ru/post/183150/. Я же говорю — все уже написано сто раз.
Говорите за себя. Я и есть практикующий программист в чистом виде, и мне ваша аналогия кажется а) устаревшей б) неудачной. Потому что во-первых, таких уже было сотни, а во-вторых, они были лучше.
visirok Автор
Если предложение начинается с «Я думаю», это и означает «говорить за себя». Аналогия с футляром введена во в орой статье серии. Те кто считают эту аналогию неинтересной, неудачной и т.д., по-видимому не читали третью и четвертую часть. У Вас тоже была такая возможность. В аннотациях к статьям серии я старался не обещать лишнего и относительно точно описать, о чём пойдет речь.
Если Вы судите о качестве сотни материалов, которые все были лучше моего, вы должны были потратить на их простениеи уйму времени. Для меня это не очень сочетается с моим представлением о практикующих программистах.
В чём дело? Тоже зуб болит, как и у меня? (Я действительно только от зубного врача вернулся :)
Может подождать, перетерпеть боль?
koldyr
Стоит, потому что если вы знаете про что-то, что оно монада, то вы сразу знаете, что там есть fmap, bind, join, return, аппликативное применение. Вы сразу знаете что можете комбинировать стелки Клейсли и при этом получать ожидаемый результат. И это знание даётся вам почти даром, если конечно вы знаете что такое монады.
А вы пропустили самое интересное — как делать композицию вычислений, возвращающих Result.
visirok Автор
Эта серия статей — tutorial с конкретными целями, которые не совпали с Вашими ожиданиями. Так бывает. То что интересно для Вас, может быть неинтересно для других и наоборот. Возможно, со временем интересы изменятся.
Автору остаётся только надеяться, что труд не пропал зря.
visirok Автор
А не попробовать ли Вам, как это сделал Moriline представить свои интерпертации или расширения рассмотренных в статьях примеров? Например — с композицией? Это был бы конструктивный вклад в Хабр.
visirok Автор
Относительно монад мне нравится вот эта цитата: «… монады — это шаблон, а не определенный тип. Монады — это форма, они абстрактные интерфейс (не в смысле Java) больше, чем конкретные данные. В результате любое руководство, основанное на примерах, обречено на неполноты и неудачи. [...] Единственный способ понять монады — увидеть их для них: математическую конструкцию.» Daniel Spiewak. В этом переводе
А моё руководство основано на примерах.
Так что я против упоминания монад в моем tutorial :)
visirok Автор
Если бы в Java был стандартный интерфейс Monad с перечисленными методами и как минимум 2 стандартных класса, которые его реализовывают, то про это стоило бы говорить. Иначе — только запутывать читателя.
С моей точки зрения, уже сейчас семантику map и flatMap в Optional не просто соотнести с семантикой этих же методов в Steeam.
koldyr
Он и есть. Если Typename — монада, то у него есть методы of, map,flatMap. И, что характерно, они реализованы у Optional и Stream.
visirok Автор
Я бы согласился с Вами, если в документации на Optional и Stream в разделе All Superinterfaces стояло в числе других Monad. Но этого нет. Есть методы с одинаковыми названиями. А это далеко не одно и то же.