В прошлом году до меня дошли сведения о появлении на свет ещё одного музыкального проекта, где были использованы промышленные роботы. Он отнюдь не дублировал 2 предыдущих, но создавался в духе этого сравнительного нового веяния музыкальной культуры. Под впечатлением от этих проектов я стал живо интересоваться всем, что связано с автоматами, которые извлекают звуки из классических инструментов, начиная от экспериментов с лего и заканчивая малоизвестными разработками наших соотечественников в 80-х.
Всё верно, речь пойдет о роботах-музыкантах и автоматах, играющих на традиционных музыкальных инструментах (гитарах, клавишных, ударных, бас-гитарах). Истории таких проектов в чем-то похожи, но каждая интересна по-своему. Помимо рассказа об этих необычных роботах и их создателях, я опубликую несколько видео и составлю собственный хит-парад из композиций, частично или полностью исполненных роботами. Под катом факты о современных роботах-музыкантах, их конструкторах и живых партнёрах по творчеству.
Compressorhead — robo-punk not dead
Коллектив антропоморфных роботов-музыкантов был создан берлинским художником Франком Бранесом (Frank Barnes), а также его партнерами конструкторами Маркусом Кольбом (Markus Kolb) и Стоком Плюсом (Stock Plum).
Именно этот проект смог разжечь мой интерес к этой форме музыкального искусства.
Как следует из названия, для движений роботы-музыканты используют энергию сжатого воздуха.
Характерной особенностью участников коллектива являются не только исполнительские возможности, но и реалистичная сценическая пластика, которая делает выступления очеловеченными. Иными словами — разработчики подарили машинам “характер”, с использованием, казалось бы, банальных выразительных средств.
Сегодня коллектив состоит из целых шести участников. В состав входят:
- Stickboy — четырехрукий ударник, созданный ещё в 2007-м году. Можно сказать, ветеран коллектива, с которого всё началось. Исполнение также осуществляется при помощи ног, которые робот использует для управления педалями бас-бочек. Особого внимания заслуживают реалистичные движения головы с металлическим ирокезом. Описание на официальном сайте группы гласит следующее: “Four arms two legs and one head, no brain”. Контроль осуществляется при помощи — Midi.
- Fingers — манипулятор-гитарист, извлекающий звуки с использованием 78 независимых пальцев, имеет 2 руки. Экспрессивно мотает головой и двигает туловищем вверх-вниз и поворачивается в разные стороны. Построен в 2009 году. Играет на Gibson Flying V с Min-E-Tune System. Характер скверный, не женат, носит солнцезащитные очки.
- Hi-Hat Humper (Junior) — самый маленький участник группы с ростом менее полуметра. Управляет педалью Хай-хэта, упрощая задачи Stickboy. Двигается в ритм композиции и любит неожиданно поворачивать голову в сторону зрителей. Голова снабжена металлическим ирокезом.
- Bones — электронно-механическая копия типичного басиста. Играет двумя четырехпалыми руками. Может передвигаться по сцене на гусеничной платформе. Голова оснащена декоративными рогообразными антеннами. Завершен в 2012 году.
- Hellga Tarr — единственная женщина в коллективе, роль — вторая гитара и бэк-вокал. В перспективе должна первой получить перемещение при помощи антропоморфных подвижных ног. Построена и вошла в состав коллектива в 2016-м году.
- Mega-Wattson — самый харизматичный фронтмен в истории. Для его постройки собрали средства на Kickstarter, и, как оказалось, собирали не зря. Робот очень реалистично имитирует пение, открывает рот, пластично двигает туловищем, может перемещаться по сцене на гусеницах. К концу 2016 года вокалист был полностью завершен.
Как собирали фронтмена можно увидеть здесь:
Приписываемый коллективу статьями в Вики 2013-й год рождения — хронологическая ошибка. Наиболее ранним публичным выступлением группы считается дебют Fingers и Stickboy в студии Brainpool (Кельн, Германия), который состоялся в марте 2012-ого года. Роботы исполнили кавер на “TNT”, группы AC/DC, оный впоследствии стал программным произведением.
В начале 13-года создатели коллектива пригласили канадского панка Джона Райта из группы Party Machine в качестве автора произведений. Музыкант написал для роботов 3 песни и стал музыкальным менеджером коллектива. Эти оригинальные треки, а именно одноименная «Compressorhead», «Speed ??Walking Lady» и инструментальный вариант песни Hanson Brothers «Моя девушка» робот" стали основой концертной программы.
Репетиция под руководством Джона Райта
Позже композиции райта войдут в первую студийную работу коллектива Party Machine, выпущенную в 2017-м году.
Живое выступление 2017-го года
Как и многие живые рок-музыканты, Compressorhead используются в рекламе. В начале музыкальной карьеры с молчаливого согласия материально заинтересованных создателей рекламировали продукцию компании GIbson.
Промо акция Gibson
Помимо собственного материала коллектив исполняет композиции таких банд как Nirvana, AC/DC, Motorhead и прочих легенд мировой рок-музыки.
Z-machines и Squarepusher
Z-machines — это ещё один известный коллектив роботов-музыкантов, созданный японскими инженерами под общим концептуальным руководством известного дизайнера Кенджиро Мэцуо (Kenjiro Matsuo). Цель проекта сделать роботов, которые смогут значительно превзойти возможности людей в исполнении музыки на обычных инструментах.
Основные работы по проектированию и изготовлению машин были проведены в Токийском университете. Сегодня Z-machines считаются наиболее конструктивно сложными. Робот гитарист по имени Марш оперирует 78-ю “пальцами” и 12-ю управляемыми медиаторами на двухгрифовой гитаре. Ашура — робот-ударник оснащён 22-мя руками, что делает его возможности по управлению ритмом почти безграничными. Робот клавишник по имени Космо отличается скоростью звукоизвлечения и способен осилить такие интервалы как 64-я и 128-я. Многих, кто видел Космо в живую, очень впечатляет его внешний вид с зелеными лазерами в глазах. Органы управления инструментами приводятся в движение электрическими и пневматическими приводами.
Изготовление и настройка музыкальных роботов Z-machines
Дебют коллектива был коммерческим мероприятием для спонсоров слабоалкогольного бренда ZIMA. Произведения, которые исполнял коллектив, были либо однообразным полуэлектронным мясом, либо полупопсовым суррогатом с анимешным колоритом.
Между тем сама необычная идея впечатлила многих, как в Японии, так и за её пределами. В частности, в проект включился достаточно популярный у себя на родине DJ Tasaka. Хотя остается не до конца понятным, что для диджея было основным мотивирующим фактором — возможности роботов или гонорар от ZIMA.
Кэндзиро предложил композиторам использовать возможности своих роботов, и, как утверждает разработчик, многие согласились. Коллектив особенно известен сотрудничеством с Томом Дженкинсоном, более известным как Squarepusher. Музыкант, используя роботов, записал альбом из пяти композиций, который назвал “Music for Robots”. И эта работа, пожалуй, стала первым опытом использования роботов не в целях коммерческого PR, а для расширения возможностей создателя музыки.
Первый релиз Squarepusher с роботами под названием «Sad Robots Goes Funny».
После внушительных успехов Кенджиро Мэцуо постепенно охладел к проекту Z-machines и в последние годы переключился на применение искусственного интеллекта при создании музыкальных дронов. Вероятно, что в случае запуска музыкального ИИ, он может быть вполне испытан с Z-machines.
Найджел Сэндфорд и миллионы просмотров для компании KUKA
Пожалуй, это один из тех случаев, когда интересы музыканта и интересы бизнеса полностью совпадают. Немецкий производитель промышленных роботов компания KUKA и музыкант из Новой Зеландии Найджел Сэндфорд нашли друг друга в нужный момент.
Результатом работы Стэндфорда с роботами стал альбом Automatica, который увидел свет в прошлом году. В поддержку альбома и, конечно, компании производителя, был записан клип с признаками вирусного ролика. Ролик хайпанул в сентябре 2017-го, и о компании KUKA узнали даже те, кто никогда в жизни не был связан с промышленной автоматикой.
В клипе роботы делают почти невозможное. Если этот безусловный баян прошел мимо вас, рекомендую сначала посмотреть на короткие выдержки с репетиций Стэндфорда, а уже потом переходить к клипу.
репетиция и настройка
репетиция и настройка
репетиция и настройка
клип
Владимир Демин и баян из СССР
Я не планировал включать этого талантливого соотечественника в материал и, откровенно говоря, не знал о его работе. Первое видео, которое меня впечатлило, было исполнение гитарным-роботом токкаты и фуги ре-минор И.С. Баха по органной партитуре. Я напоролся на него случайно при подготовке этого поста.
Биографической справки об этом человеке в сети, вероятно, нет. Есть лишь скудные сведенья из интервью в hackaday.com, где Демин сообщает, что он инженер и программист, который в качестве хобби занимается музыкальными роботами, что живет он в Москве, а ранее обитал в Иркутской области. Также есть его YouTube-канал, где определённо есть, что посмотреть.
А потом YouTube порекомендовал мне вот это:
На видео Владимир говорит о том, что продемонстрированное устройство он создал в 1988 иди 1987-м, само видео записано в 1999-м году. После просмотра я понял, что автор этих устройств обязательно должен попасть в этот материал. Я не исключаю, что в нашем блоге появится интервью с этим человеком.
Итог
Я искренне надеюсь, что застану то время, когда композиторы начнут писать произведения для роботов. Такие проекты способствуют популяризации науки и техники, позволяют понять возможности, которые может подарить прогресс. Мне сложно представить, какой будет эта музыка, написанная с учетом возможностей музыканта-робота, но я убежден, что выход за пределы физиологии живого исполнителя открывает перед создателем произведения безграничные возможности.
В материале использован фотоконтент:
compressorhead.rocks
lenta.ru
www.roxyrocker.com
Традиционная джинса
В нашем каталоге, к сожалению, пока нет роботов-музыкантов, но, наверняка, найдется масса инструментов и прочего оборудования для создания музыки.
Комментарии (7)
SvSh123
01.02.2018 13:33+2— Спасибо, Вертер, но мне бы что-нибудь, чего не было сто лет назад…
© Гостья из будущего
— Состязания роботов-гитаристов!Sound_cULT Автор
01.02.2018 13:44+1Ага, пророческий фильм).
zabadal
01.02.2018 14:07+1В техническом музее Мюнхена видел и слышал как играет дедушка перечисленных роботов —
Hupfeld Phonoliszt Violina, созданный в 1920-х годах Людвигом Хапфилдом (Ludwig Hupfeld).
Видео на ютубе не много, но есть.
Мелодия с префоленты воспроизводится на пианино и трех скрипках. Устройство пианино не видно под корпусом, а вот скрипки выставлены напоказ. Смычок — это вращающееся кольцо, к которому прижимаются скрипки, и ряд металлических пальцев зажимает струны на ладах. У каждой скрипки используется только одна струна, видимо потому, что поворачивать скрипки и прижимать их разными струнами к смычку оказалось слишком сложно.
Всё работает от пневматики. Единственный электромотор нагнетает воздух, а он уже приводит в движение все элементы. И механизм считывания с ленты — тоже пневматический. Каждый считыватель — это отверстие, выдувающее воздух. Отверстие перекрывается перфолентой, и если в ленте тоже есть отверстие, то воздух выходит свободно и внутри проворачивается заслонка.
Помню, я тогда очень удивился: насколько же костыльным получается агрегат, если нужно заставить его пользоваться вещью, сознанной специально для человеческих рук!GennPen
01.02.2018 14:58+1Смычок — это вращающееся кольцо, к которому прижимаются скрипки, и ряд металлических пальцев зажимает струны на ладах.
Этот инструмент похож по принципу работы на колесную лиру.zabadal
01.02.2018 15:05Нет, посмотрите на фото. В этом автомате всего один смычок в виде кольца и три обычные скрипки, которые установлены внутри этого кольца. То есть смычок является частью автомата, а не скрипки.
GennPen
01.02.2018 15:25Сначала когда писал сообщение, то подумал, что там действительно колесная лира использовалась, ведь ее проще модифицировать для использования в таком роботе.
HerrDirektor
Панки порадовали необычайно :)
И да, тоже жду, когда можно будет свободно завалиться на концерт с этими железками. Надеюсь, я доживу до того времени :)