Я собираюсь обсудить два основных архетипа большой организации — замок и город — и сравнить их. А что насчет вашего проекта? Это замок или город?

image

Замок


Замок большой и строится со временем путем усердной работы. Он олицетворяет силу, влияние и власть. Есть один Замок и у него есть ворота, ров, возможно хороший маленький сад, за которым ухаживают старики, которые бормочут о драконах и о своей любви к лимонным деревьям.

В былые времена Замок был единственным реальным способом построить большое сооружение, главным образом потому, что все, построенное в меньшем масштабе, как правило, сгорало, сгнивало или разрушалось, обычно забирая несчастных жителей и их свиней и коз вместе с собой.

Устройство Замка строится как бесконечный ряд особых случаев, накапливающихся со временем, иногда уничтожаемых или же перестраиваемых, но всегда воспринимающихся как единое целое. Нет никакой последовательной структуры, никакой регулярности, только план, который всегда является несколько устаревшим. Вам может потребоваться много лет, чтобы узнать расположение Замка и если вы не являетесь одним из главных людей в Замке или слугой, то этот поиск будет абсолютно бесполезным, так как вы в любом случае не можете пойти куда-то без приказа или разрешения.

Структура Замка имеет большое количество уровней, и каждый уровень имеет столько составляющих сколько может выдержать. Каждый уровень имеет своих специалистов, с тщательной иерархией, начиная от герцогов, заканчивая садоводами. Если вы посмотрите на план Замка, то на самом деле вы видите иерархию важных людей, поскольку каждое пространство в Замке принадлежит некоторым людям.

Таким образом, макет большой организации, структурная схема организации является картой людей и отношений между главными лицами и их подчиненными.

Город


Город тоже большой и строится со временем путем усердной работы. Он также олицетворяет силу, влияние и власть и есть только один Город. Тем не менее, Город это совокупность многих мелких или крупных зданий, разбросанных по какой-либо местности. Города ограничивается лишь природными границами, и тем насколько плотна земля (чем она плотнее, тем более высокое сооружение можно построить, именно поэтому небоскребы строятся на скалах, а пейзаж современного Города — это, как правило, оборотная сторона его геологической карты).

У Города лишь несколько уровней и большинство из них вы можете игнорировать. Главным образом, это собрание зданий, каждое с парадным входом, стенами, дверями, крышами, и изменяемым количеством уборных. Как только вы понимаете концепт “строения”, вы уже понимаете почти все. У вас есть квартира, ваш семейный дом, одноквартирный дом, имеющий общую стену с соседским домом, переоборудованный лофт, склад, гараж, офис. Это не бесконечная вариация. В дальнейшем в процессе создания новых Городов мы используем все те же примеры зданий снова и снова.

Город может расти гораздо, гораздо больше, чем Замок. В тысячи или миллионы раз больше. Вы можете узнать город, не изучая его подробно, потому что по большому счету он повторяется. Я не имею в виду уличную планировку, а скорее то, что есть улицы, соединяющие каждое здание, например. На самом деле, как только вы однажды узнали концепцию города, вы можете применить ее к большинству городов на планете.

В Городе вы почти не видите людей. Все еще есть несколько символических Замков разбросанных по кругу, но подавляющее большинство активности происходит на свободном рынке. Люди передвигаются по своему желанию. Они самоорганизуются, и Город представляет собой бесконечный пейзаж независимых, но связанных работ, а не VIP-персон. Нет никого во главе, что ужасно странно для любого, кто пришел из Замка.

Различие


Организация замка основывается на контроле, единстве, слаженности. Городская организация основывается на свободном рынке проблем и решений. Наши человеческие умы плохо справляются с деспотичной сложностью замка и его многочисленными уровнями. Города, с другой стороны очень легко и даже весело исследовать.

Замок объединяет работу одной группы людей, возможно от дюжины до ста. Одно здание Города объединяет работу небольшого количества людей. Но поскольку Город может содержать неограниченное количество проектов, общий размер сообщества может быть намного больше.

Модель города очень сильно масштабируется, из-за того, что его легче изучать он привлекает больше людей. Если вам требуется всего пять минут, чтобы понять модель проекта, вы, скорее всего, останетесь и прочитаете README. Если это займет у вас неделю, вы не будете заниматься подобным, если вам за это никто не платит.

Чтобы построить успешный Город, любому человеку должно быть легко начать проект, конкурировать с людьми и самоорганизовываться вокруг проблем, которые возникают с течением времени. Как великодушный диктатор, вы просто должны установить достаточное количество правил и стандартов, чтобы канализация работала.

Комментарии (17)


  1. sbnur
    04.02.2018 18:43
    +1

    Не хватает третьего вида поселения — деревни.
    Кстати, город, как и замок, огорожен (имеет гороскую черту)
    Но, как вы правильно заметили — замок замкнут, город более свободен.
    Деревня же не имеет границы — некоторые в ней вообще живут на выселках (или хуторах).


    1. LynXzp
      04.02.2018 19:30

      Огороженный город — это крепость.


      1. sbnur
        04.02.2018 19:58

        А масло не маслянное


    1. MockBeard
      05.02.2018 11:17

      и город, зачастую, вырастает именно вокруг замка


  1. Louie
    04.02.2018 22:50

    Вот, детишки, что происходит с теми, кто слишком поздно сталкивается с творчеством Кафки. Это как ветрянка — во взрослом состоянии гораздо мучительнее.
    Чувак явно недавно прочитал «Замок», и всё заверте…


  1. Chamie
    05.02.2018 00:57
    +1

    Это ещё одна метафора на тему «собор и базар»?


  1. genew
    05.02.2018 07:47

    Проекты с которыми мне доводилось работать скорее походили на Страну Чудес, чем на город или замок.


    1. KLMBD1
      05.02.2018 14:31

      + мы живем в Стране Чудес.


      1. MagisterLudi Автор
        05.02.2018 14:54

        Мы живем в стране «Ой, лучше не спрашивайте»


  1. AndreyYu
    05.02.2018 10:22

    Оффтоп по картинке слева: как давно я не играл в Castles. Спасибо за ностальгию.


  1. Backuper
    05.02.2018 13:30
    +1

    извиняюсь, что не по теме, подскажите название игры с рисунка, слева, давно ищу и никак не могу найти…


    1. MagisterLudi Автор
      05.02.2018 13:30

      Castles


      1. vesper-bot
        05.02.2018 13:52

        Больше похоже на «The Castle» dosgames.ru/games/castle-the — либо один и тот же движок, но разные названия.


  1. KLMBD1
    05.02.2018 13:30
    +1

    Гляди Грааль откопал)


  1. scoffer-by
    05.02.2018 13:30

    Философия — это неразделенная любовь идиотов к мудрости.


  1. Glazz87
    05.02.2018 13:33

    Идеальная статья чтобы настроиться на рабочий лад после выходных, проведенных за игрой престолов с женой. Москвичи поймут почему.


  1. amarao
    05.02.2018 13:55

    Есть два вида архитектуры проекта:
    * плохая — в ней трудно разобраться, она требует внимания, она сложная и старая
    * хорошая — в ней легко разобраться, она не требует внимания, она простая и молодая.

    Хорошая архитектура хорошая, плохая архитектура плохая. Важно делать хорошую архитектуру в проектах, иначе она будет плохой. Плохая архитектура плохая.

    Опрос: какой вид архитектуры вам больше нравится:
    * Хороший
    * Плохой

    А информативности от статьи — ноль.

    Ах, да! Подумайте о детях!