Но решение дорогостоящее и не во всякой ситуации возможное. Что же делать тем, кто в данный момент не может позволить себе апгрейд?
- Профессионалы индустрии могут работать на выездах не со своим, уже проверенным, оборудованием (либо хозяин твоей студии может зажать средства на замену устаревшего конфига).
- Звукачи начинающего и среднего уровня могут просто не иметь денег на замену комплектующих (а упомянутые pro также могут приходить из напичканной топовой техникой студии домой к своему старому ноутбуку и плакать горючими слезами).
- Привычное оборудование может просто сломаться как раз в период работы над множеством заказов для крайне обидчивых заказчиков; тогда, опять же, придётся искать обходные пути — через использование старых машин.
- Наконец, главный аргумент состоит в том, что универсального лимита для вашего творчества и для используемого количества дорожек и эффектов просто нет. Иногда замысел превышает возможности по его реализации, и тут нужно немного схитрить.
Цель данного руководства — собрать в одном месте все существующие способы повышения быстродействия работы программ для звукозаписи в условиях аппаратных ограничений.
Основные понятия
Оптимизация — улучшение способа использования чего-либо.
Аппаратная и программная производительность (англ. «hardware & software performance») — качественная или количественная характеристика способности компьютерной техники или ПО решать заданную задачу в целом или в определённый момент времени.
Саунд-проект (далее — «проект») — произвольное множество объединённых общим замыслом звуковых дорожек, находящихся в одной папке на жёстком диске вместе с исполняемым файлом проекта, хранящим информацию о положении, длительностях и эффектах данной совокупности дорожек.
Аппаратная и программная производительность проекта — характеристика способности мощностей ПК, DAW или того и другого одновременно выполнять задачи звукового проекта без временных потерь и согласно замыслу звукорежиссёра. Примечание: уточняя вид производительности (аппаратно-программная), я отделяю её от другого вида — производительности работы самого звукорежиссёра (там уже речь бы шла про юзабилити и KPI).
Оптимизация АПП проекта — улучшение методик работы с аппаратно-программной производительностью звукового проекта в целях лучшего решения задач работы со звуком.
CPU — центральный процессор ПК.
DAW (Digital Audio Workstation) — многофункциональная звукозаписывающая программа (цифровая рабочая станция в программном аспекте).
Когда железо не справляется
Что вообще в этот момент происходит? С ростом количества дорожек и применяемых плагинов растёт нагрузка на процессор, оперативную память, жёсткий диск и кулеры. Воспроизведение происходит не сразу или вообще перестаёт стартовать, горячие клавиши не отзываются на нажатие, а все возможные метрики горят красным (технический аспект).
Рис. 1. Мониторинг через диспетчер задач
Далее работа затрудняется или приостанавливается, проблема попадает в поле внимания звукорежиссёра и начинаются попытки её решить или же поматюкаться, проигнорировать и работать дальше (это психологический аспект).
Когда железо не справляется, самые нежелательные варианты развития событий — это:
- длительные зависания
- потеря проекта или части важных изменений в нём в случае отсутствия бэкапов
- более быстрый износ аппаратной составляющей ПК
Вот чего мы больше всего хотели бы избежать, но и простая потеря времени сама по себе может действовать на нервы.
Мониторинг производительности проекта
Фактически мониторинг производительности является одной из составляющих любой серьёзной работы над звуком. Он может выполняться как автоматически (средствами операционной системы, самой DAW или других приложений), так и человеком за пультом.
Желательный вариант проверки — если вы намеренно, периодически посматриваете на соответствующие шкалы («как бы чего там не это»; т.е. мониторите ситуацию).
Есть и другой подход — проверять, когда уже почувствовали, что «там что-то подтормаживать стало» (т.е. заниматься диагностикой лишь в случае возникновения проблем).
Рис. 2. Окошко «VST Performance» в Cubase
Какие у нас есть возможности для мониторинга?
- Во-первых, все DAW предоставляют нам шкалы (как я люблю говорить — «метрики»), отображающие текущую нагрузку на ПК.
- Во-вторых, можно посматривать в системный диспетчер задач (или его аналоги).
- В-третьих, полезную информацию можно получить, просто пощупав железо (компьютер, USB-звуковую или микшерный пульт).
Рис. 3. Метрика нагрузки на CPU и память в FL Studio
Итак, вы прочекали производительность и результатат вас не устраивает? Дальше разбираем возможности реальной оптимизации.
Способы оптимизации
Решения проблемы производительности очевидны только на первый взгляд, на деле же здесь огромное пространство для вашей фантазии. Они объединены в 7 групп способов, которые отсортированы по предполагаемой частоте использования.
Рис. 4. Родной ASIO микшера Behringer
Отключения и удаления
Данный раздел по вполне понятным причинам составляет ядро, поскольку рассчитан на применение в реальном времени.
В процессе сведения/мастеринга
- Отключаем часть плагинов и дорожек в проекте.
- Необходимые для прослушивания дорожки замораживаем (функция «Freeze»).
- Экспортируем дорожки с неактуальными в данный момент обработками в этот же проект (исходные можно пока отключить).
- Экспортируем временно неактуальные дорожки в тяжёлых, несжатых форматах (.wav и подобные) в mp3, можно немного порезать битрейт (исходные можно пока отключить).
- Вместо VST2-плагинов включаем в рэк VST3 (есть ряд свидетельств в пользу лучшей производительности последних).
- Зацикливаем воспроизведение повторяющихся звуков вместо копирования (можно как средствами DAW, там и с помощью сэмплера). Примечание: благодарю ChiginAV за напоминание.
- При записи вокала/голоса: все остальные дорожки экспортируем в одну, открываем новый проект и записываем вокал под одну-единственную минус-дорожку. Потом голос импортируется в прежний проект.
- Меняем ASIO-драйвер на другой (как правило, у нас их несколько на выбор: системный драйвер, ASIO4ALL и ASIO звуковой карты) и копаемся в его настройках. Важнее всего размер буфера (Buffer Size) и частота: увеличивая размер буфера и снижая частоту, повышаем задержку, но выигрываем производительность.
- Отказываемся от использования Rewire и отсоединяем часть внешней аппаратуры (флэшка, USB-дисковод, процессор эффектов).
- Отрубаем ненужные приложения в трее.
- Выключаем браузер, если до этого ещё пытались сёрфить.
- Отключаем визуальные эффекты операционной системы (прозрачность меню, движущиеся заставки рабочего стола, виджеты).
Рис. 5. Заморозка дорожки в Cubase
В простое
- Выключаем проект или часть плагинов, перегоняем комп в сон или выключаем совсем.
Перезапуски
- Если не помогли предыдущие способы, перезапускаем DAW и/или операционную систему (можно только отдельные зависающие плагины).
- Отключаем часть загружаемых при старте DAW плагинов и перезапускаем её, чтобы загружалось только необходимое.
Способы выше являются основными, следующие же включаем по остаточному принципу (однако в некоторых случаях и они могут стать решающими).
Рис. 6. Сравнение системных требований Cubase 9 и 7. В данном случае для производительности может быть выгоднее использовать версию 7
Обновления
- Обновляем DAW и плагины или даунгрейдим на старые (часто бывает ситуация, когда более старые версии более производительны. Тут смотрите по отзывам, описаниям патчей и рекомендуемым системным требованиям).
- Обновляем ОС (можно выборочно только те обновления, которые точно повысят быстродействие, особенно касается крупных сервис-паков).
Чистки
- Чистим ОС от мусора, особенно системный диск, реестр, автозагрузку при старте системы, скрытые файлы, выключаем ненужные службы.
- Отключаем в BIOS'е неиспользуемые модули ПК (стационарный дисковод, а, если необходимо, также: Ethernet-контроллер, встроенные аудио- и видеокарту), чтобы они не стартовали с системой.
- Протираем оборудование, особенно различные решётки для вывода воздуха. Затем берём пылесос, снимаем крышку системного блока и вперёд. Продуваем сжатым воздухом труднодоступные места, меняем термопасту CPU.
Стороннее оборудование
- Берём технику взаймы ради завершения конкретного проекта.
Шопинг и тюнинг
Если и не меняем ПК и другие составляющие звукового тракта полностью, то хотя бы частично. Короче, заказываем новое оборудование. Особое внимание уделяем системе охлаждения: для десктопа врезаем больше кулеров, ноутбук ставим на охлаждающую подставку. Хорошим решением станет SSD.
Рис. 7. Палитра ASIO на выбор
Пересаживаемся на другую DAW
Примечание: данный способ не просто так стоит здесь самым последним.
Вполне очевидно, что разный софт по-разному использует ресурсы ПК. Опытным путём можно понять, как аналогичное ПО справляется с теми же задачами звукозаписи, и затем осуществить рокировку. Однако для такого решения требуются либо опыт использования двух и более программ, либо объективные результаты тестов (причём ваш случай может не совпадать с результатами тестов).
Заключение
Нужно понимать, что всё перечисленное — это лишь полумеры, лишь борьба с очевидным моральным и физическим устареванием оборудования. Однако рабочая обстановка бывает разной, и иногда малейшая деталь вроде удаления лишней дорожки способна поменять расклад.
Рис. 8. Метрика нагрузки в Mixcraft
Ниже предлагаю принять участие в опросе, чтобы мы с вами выяснили самые популярные способы бороться с тормозами и перегревом (немножко нерепрезентативно, но всё равно ведь интересно). Для тех же, кто впервые слышит о каких-либо из перечисленных методик, опрос может считаться бриф-тестом на знание способов повышения производительности работы со звуком.
Удачных всем сессий в ваших студиях и берегите свой ПК от перегрева :)
Комментарии (10)
LifeKILLED
17.03.2018 22:05В целом, извините за прямоту, но статья полна странных советов и воды. Например, «перейдите на другую DAW». На какую? Давайте уж конкретики побольше. Где производительность лучше? В Cubase? В Cakewalk? В Adobe? Где тесты, где попугаи? Вот я считаю, что разницы нет. Я уж не говорю о трудоёмкости переноса проекта из одной DAW в другую.
Остальные советы из разряда «продуйте системник пылесосом и отключите биткойн майнеры».
Могли бы, ей-богу, написать: «Переходите на Mac». Или вообще сделать всю статью из одного этого предложения, по крайней мере получилось бы смешно :) Извините, не удержался.
В целом мне не понравилось именно отсутствие конкретики в статье. Я читаю Хабр ради узко употребляемых терминов и конкретных сведений. Но вместе с тем было приятно читать о знакомой мне теме от человека с опытом.EVK_PR Автор
17.03.2018 22:27Спасибо за прямоту, извиняться не нужно, но всё же возражу по некоторым пунктам.
Конкретно этот совет — перейти на другую дав — лично к моему списку способов оптимизации не относится, НО ради объективности его нужно было упомянуть, да и статья не претендует на всеобъемлющее рассмотрение (если что-то становится известно впоследствии, я, конечно же, добавляю новые способы). Также действительно было бы неплохо знать обобщенные результаты тестов, которые, увы, получить не так-то просто (и в этом вопросе пришлось бы сослаться на сторонний источник, например RMM, точность изысканий которого мы не сможем проверить). Если брать мой опыт, то как минимум Cubase не самый быстрый (может какой-то особый конфиг у меня, неизвестно), хотя найдутся юзеры, расхваливающие куб как самый-пресамый.
По поводу пылесоса: ну извините, так не каждый звукач по умолчанию является эникейщиком. Да, таки есть люди, которые не знают этих основ, а это тоже важно.
И в заключение: я не думаю, что термины «продакшн», «звуковой тракт» и «DAW» широко употребимы, ну вот серьёзно)
ChiginAV
19.03.2018 12:42У Universal Audio (UAD) есть звуковые карты и отдельные железки, которые позволяют запускать плагины этой же фирмы, полностью снимая нагрузку с вашего компьютера. По качеству эти обработки считаются одними из лучших.
На этапе аранжировки, вместо многократного копирования повторяющихся звуков (ударная секция, например), нужно использовать семплер (NI Battary, DrumRack если работаете в Ableton). Загружаете в него звуки и midi-нотами рисуете партию. Таким образом в ОЗУ будет висеть только один семпл каждого звука.EVK_PR Автор
19.03.2018 12:43А вот это кстати хороший совет (зацикливать)! Постоянно пользуюсь, только немного другим образом.
basilbasilbasil
19.03.2018 14:40голосовать не могу, но статья вредная и водянистая.
и на том же RMM материалов по оптимизации больше и даже более структурированы.
углубляться не буду, пройдусь только по нескольким моментам.
когда железо не справляется, самые нежелательные варианты развития событий — это:
длительные зависания
потеря проекта или части важных изменений в нём в случае отсутствия бэкапов
более быстрый износ аппаратной составляющей ПК
Что?
более быстрый износ аппаратной составляющей ПК
— это как? что изнашивается? транзисторы в процессоре?
потеря проекта или части важных изменений в нём в случае отсутствия бэкапов
да, капитан, в случае отсутствия бекапов потеря проекта может произойти по разным причинам, и проблема не в железе, а именно в отсутствии бекапов.
Какие у нас есть возможности для мониторинга?
Во-первых, все DAW предоставляют нам шкалы (как я люблю говорить — «метрики»), отображающие текущую нагрузку на ПК.
Во-вторых, можно посматривать в системный диспетчер задач (или его аналоги).
В-третьих, полезную информацию можно получить, просто пощупав железо (компьютер, USB-звуковую или микшерный пульт).
1. эта «шкала» показывает отношение времени, которое затрачивается на обработку ASIO-буфера, ко времени самого буфера. К нагрузке на CPU имеет опосредованое отношение.
2. диспетчер задач показывает загрузку CPU, и не всегда коррелирует с п.1
3. вот я пощупал пульт. Какую полезную информацию я получу? о шероховатости?EVK_PR Автор
19.03.2018 15:55Голосовать не могу, но комментарий выше вредный и водянистый. Углубляться не буду, пройдусь лишь по нескольким моментам!
1. RMM — не Хабр. Это другой сайт с другими материалами. В каком месте они более структурированы? Это другой формат, потому что там форум, а тут статьи. Открывая поиск по RMM, я вижу тонну статей со словом «оптимизация» (на 10 страниц) — хорошо. А вот я почему-то захотел собрать советы на одной странице, а не собирать как хлебные крошки по одному. Кому не хватит материалов из текста на этой странице, тот будет копать дальше, но вот только не говорите мне, что грамотная работа с дорожками и другие перечисленные способы не работают, потому что это тупо неправда.
2. Некоторые пользователи выше дали пару ценных советов, которые я забыл упомянуть, потому что всего их в статье на данный момент 23. Стоит ли упоминать баяновый факт из психологии, что объём внимания любого человека не превышает 5-7 одинаковых объектов? Это значит, что даже простые и очевидные факты нужно кому-то собирать воедино. И очевидность не следует путать с полезностью, это разные категории.
3. Более быстрый износ оборудования. CPU: у всех процессоров есть рекомендуемая рабочая температура, соответственно при повышении нагрузки она превышается. Кулеры работают на повышенных оборотах, вы в курсе? Это действительно нужно объяснять вдобавок? Вроде бы это итак подразумевается в тексте.
4. Это даже на нормальную придирку не тянет. Вводим гипотетическую ситуацию: допустим, мы заработались, нашли клёвую настройку, забыли только 1 раз сохраниться — и вот она ситуация, когда происходит вылет, бэкап сделан 10 изменений назад, а тот самый звук уже не вернуть.
5. По третьему пункту: а) в тексте шла речь о нагрузке не только на CPU; б) и что дальше? Не пользоваться диспетчером задач? в) о том, что он греется, а значит он работает давно и на пиковых нагрузках (или нет), это вообще очевидно, капитан.
Конструктивные предложения-то будут? Судя по вашим комментариям, вы много где критикуете…
LifeKILLED
В статье не упомянута «заморозка» треков, хотя это самое очевидное решение. Особенно актуально для VST-инструментов (программных синтезаторов). Ну и вокальных треков тоже, на которые понавешано много эффектов :)
Ещё одно хитрое решение: создать одну шину с реверберацией и отсылать на нее много дорожек (громкость реверберации для каждой дорожки регулируется громкостью посыла).
EVK_PR Автор
Благодарю за напоминание про заморозку. Держал в голове на этапе черновиков и забыл внести. Второе также с вашего позволения вношу при правке :)