Конечно бывает так, что работа сделана, а результат заказчика не устраивает. Это может произойти с кем угодно. В таком случае, будь вы начинающий фрилансер или опытный, не стоит сразу всё принимать на свой счёт.
В рамках заботы о фрилансерах, мы предлагаем некоторые рекомендации, как держаться в отношениях с заказчиком. Многим любителям покритиковать они могут показаться банальными, да… они банальные, но они работают. Надеемся они помогут многим уберечься от излишних переживаний, обойти стороной конфликтные ситуации и сохранить репутацию.
Будьте спокойны и выдержанны. Получив от заказчика уведомление о том, что сделанная работа его не устраивает, сделайте глубокий вдох, выдох… и не торопитесь наотвечать ему всякого! Его интересует результат, а не вы, возможно договариваясь, вы друг друга не правильно поняли. Отложите ответ минут на 15-20. Эмоции отступят, и вы сможете разобраться и договориться спокойно.
Спорить бессмысленно. Так же, как и доказывать свою правоту. И это заказчика тоже не интересует, он ведь считает, что «он (Клиент) всегда прав». Хочешь испортить отношения – начни их выяснять. Общайтесь языком профессионала, демонстрируя компетентность. Не выходите из себя из-за чужой вспыльчивости. Предложите заказчику тоже быть сдержанным и спокойно объяснить – что не подходит. Люди разные, но у вас ведь исключительно деловые отношения.
Узнайте причины недовольства. Оставаясь вежливым и спокойным, разберитесь, что именно для вашего оппонента не так и что он хотел бы изменить. Чтобы подобная ситуация не повторилась, узнайте в деталях, в каком виде конечный результат удовлетворит его высокие требования. В будущем, договаривайтесь и решайте всё до мелочей «на берегу». Ну и понятно, уж не стоит злиться, когда клиент попросит вас переделать работу.
Исправляйте – репутация дороже. Раз уж ваше понимание конечного результата было достигнуто не сразу, то будьте готовы потратить ещё немного времени на переделки, чтобы не терять авторитет и репутацию. Бессмысленно искать крайнего, это ни к чему не приведёт. Покажите, как хорошо вы умеете общаться и находить подход к людям. Работая в одиночку, психологические навыки просто необходимы. Переделав, вы лишь ещё раз продемонстрируете свой высокий уровень профессионализма.
Извлекайте урок из всего. Любая ситуация – это опыт. В следующий раз подготовьте все необходимые вопросы заранее. Цели создания материала, на чём необходимо сделать акцент и т.д., постарайтесь не упустить каждую деталь. Они все должны помочь вам максимально раскрыть понимание того, какой результат удовлетворит заказчика, чтобы вам не пришлось переделывать выполненную работу. Тем самым вы сохраните нервы и сэкономите время как себе, так заодно и заказчику.
Будьте осмотрительны наперёд. Чтобы извлекать уроки, не обязательно совершать ошибки. В работе фрилансера, как и в любых других видах деятельности есть свои риски. Прислушивайтесь, присматривайтесь, подмечайте, попробуйте узнать у других, определите для себя, насколько заказчик может быть не надёжный и не добропорядочный. Обезопасьте себя заранее.
Не беритесь выполнять тестовые задания. Да, почти каждый фрилансер проходит через выполнение тестовых заданий. Но зачем это делать, если например сервис, через который вы работаете, верифицировал вас и предоставляет возможность разместить в профиле портфолио и материалы из предыдущих работ? Это позволяет любому желающему ознакомиться с этими материалами и определить для себя, подходит ли ему ваш стиль, темы в которых вы работаете, и другое. Если, не смотря на это, вас просят что-то выполнить в качестве теста, то не стоит соглашаться и тратить зря время и нервы.
Оговаривайте сроки и объемы заранее. Все особенности и детали заказа, моменты, связанные с его выполнением, конечно же, необходимо обсудить и прояснить до того, как вы начнёте работу. Возможно, заблаговременно нужно приготовить бриф, и сначала попросить заказчика заполнить его, а потом, дополнительно вместе обсудить, что является идеальным конечным результатом. Проговорите объёмы работ и сроки их выполнения. Добейтесь уточнения конкретных дат, а не абстрактных рамок. Это позволит вам правильно распланировать время и структурировать работу. И самому заказчику будет известно, когда он точно получит результат.
Просите предоплату. Ничего плохого, если это будет вашим обязательным условием. Предоплата может быть, как полной, так и частичной. В зависимости от того, какой проект, его можно разбить на части (Scrum). При этом традиционная схема оплаты каждой итерации – 50% до и 50% после. И не получив оплату за спринт – не приступайте к следующему. Если заказчик ответственный и порядочный человек, заинтересован в сотрудничестве с вами, то в отличие от мошенника он согласится. Наличие у вас хорошей репутации – это повод принять ваши условия.
Не показывайте исходники. Заказчик может попросить посмотреть материал, чтобы согласовать рабочие моменты, это нормально. Но если, не оплатив заказ, он просит исходники, то это сигнал о том, что с вами лукавят и пытаются обмануть. Ответьте вежливо, что отправить исходники вы сможете только после оплаты заказа, согласно договорённости.
Цените себя. Не смотря на то, опытный вы фрилансер или начинающий, у вас есть полное право договариваться работать на тех условиях, при которых не будет обмана. Придерживайтесь установленных для себя критериев, по которым вы соглашаетесь на сотрудничество. Иногда принципами можно и поступиться, но только с проверенными заказчиками, зарекомендовавшими себя с хороших сторон. Рисковать или нет, выбирать вам. Понимайте каждого – и будьте успешны!
В рамках заботы о фрилансерах, мы предлагаем некоторые рекомендации, как держаться в отношениях с заказчиком. Многим любителям покритиковать они могут показаться банальными, да… они банальные, но они работают. Надеемся они помогут многим уберечься от излишних переживаний, обойти стороной конфликтные ситуации и сохранить репутацию.
Будьте спокойны и выдержанны. Получив от заказчика уведомление о том, что сделанная работа его не устраивает, сделайте глубокий вдох, выдох… и не торопитесь наотвечать ему всякого! Его интересует результат, а не вы, возможно договариваясь, вы друг друга не правильно поняли. Отложите ответ минут на 15-20. Эмоции отступят, и вы сможете разобраться и договориться спокойно.
Спорить бессмысленно. Так же, как и доказывать свою правоту. И это заказчика тоже не интересует, он ведь считает, что «он (Клиент) всегда прав». Хочешь испортить отношения – начни их выяснять. Общайтесь языком профессионала, демонстрируя компетентность. Не выходите из себя из-за чужой вспыльчивости. Предложите заказчику тоже быть сдержанным и спокойно объяснить – что не подходит. Люди разные, но у вас ведь исключительно деловые отношения.
Узнайте причины недовольства. Оставаясь вежливым и спокойным, разберитесь, что именно для вашего оппонента не так и что он хотел бы изменить. Чтобы подобная ситуация не повторилась, узнайте в деталях, в каком виде конечный результат удовлетворит его высокие требования. В будущем, договаривайтесь и решайте всё до мелочей «на берегу». Ну и понятно, уж не стоит злиться, когда клиент попросит вас переделать работу.
Исправляйте – репутация дороже. Раз уж ваше понимание конечного результата было достигнуто не сразу, то будьте готовы потратить ещё немного времени на переделки, чтобы не терять авторитет и репутацию. Бессмысленно искать крайнего, это ни к чему не приведёт. Покажите, как хорошо вы умеете общаться и находить подход к людям. Работая в одиночку, психологические навыки просто необходимы. Переделав, вы лишь ещё раз продемонстрируете свой высокий уровень профессионализма.
Извлекайте урок из всего. Любая ситуация – это опыт. В следующий раз подготовьте все необходимые вопросы заранее. Цели создания материала, на чём необходимо сделать акцент и т.д., постарайтесь не упустить каждую деталь. Они все должны помочь вам максимально раскрыть понимание того, какой результат удовлетворит заказчика, чтобы вам не пришлось переделывать выполненную работу. Тем самым вы сохраните нервы и сэкономите время как себе, так заодно и заказчику.
Будьте осмотрительны наперёд. Чтобы извлекать уроки, не обязательно совершать ошибки. В работе фрилансера, как и в любых других видах деятельности есть свои риски. Прислушивайтесь, присматривайтесь, подмечайте, попробуйте узнать у других, определите для себя, насколько заказчик может быть не надёжный и не добропорядочный. Обезопасьте себя заранее.
Не беритесь выполнять тестовые задания. Да, почти каждый фрилансер проходит через выполнение тестовых заданий. Но зачем это делать, если например сервис, через который вы работаете, верифицировал вас и предоставляет возможность разместить в профиле портфолио и материалы из предыдущих работ? Это позволяет любому желающему ознакомиться с этими материалами и определить для себя, подходит ли ему ваш стиль, темы в которых вы работаете, и другое. Если, не смотря на это, вас просят что-то выполнить в качестве теста, то не стоит соглашаться и тратить зря время и нервы.
Оговаривайте сроки и объемы заранее. Все особенности и детали заказа, моменты, связанные с его выполнением, конечно же, необходимо обсудить и прояснить до того, как вы начнёте работу. Возможно, заблаговременно нужно приготовить бриф, и сначала попросить заказчика заполнить его, а потом, дополнительно вместе обсудить, что является идеальным конечным результатом. Проговорите объёмы работ и сроки их выполнения. Добейтесь уточнения конкретных дат, а не абстрактных рамок. Это позволит вам правильно распланировать время и структурировать работу. И самому заказчику будет известно, когда он точно получит результат.
Просите предоплату. Ничего плохого, если это будет вашим обязательным условием. Предоплата может быть, как полной, так и частичной. В зависимости от того, какой проект, его можно разбить на части (Scrum). При этом традиционная схема оплаты каждой итерации – 50% до и 50% после. И не получив оплату за спринт – не приступайте к следующему. Если заказчик ответственный и порядочный человек, заинтересован в сотрудничестве с вами, то в отличие от мошенника он согласится. Наличие у вас хорошей репутации – это повод принять ваши условия.
Не показывайте исходники. Заказчик может попросить посмотреть материал, чтобы согласовать рабочие моменты, это нормально. Но если, не оплатив заказ, он просит исходники, то это сигнал о том, что с вами лукавят и пытаются обмануть. Ответьте вежливо, что отправить исходники вы сможете только после оплаты заказа, согласно договорённости.
Цените себя. Не смотря на то, опытный вы фрилансер или начинающий, у вас есть полное право договариваться работать на тех условиях, при которых не будет обмана. Придерживайтесь установленных для себя критериев, по которым вы соглашаетесь на сотрудничество. Иногда принципами можно и поступиться, но только с проверенными заказчиками, зарекомендовавшими себя с хороших сторон. Рисковать или нет, выбирать вам. Понимайте каждого – и будьте успешны!
Superstarlab
Хотелось бы добавить, что для физических лиц есть возможность работать по специальным условиям на биржах фрилансеров (пример: «Безопасная сделка» на сайте ФЛ.ру), да они берут комиссию, но ограждают Вас от мошенников в случае, если работа полностью сделана, но оплачивать ее никто не собирается.
Для юридических лиц (к физическим это тоже относится) стоит работать только в рамках действующего законодательства: подробно расписывать в договоре условия и порядок работы, разбить работу на этапы, каждый из которых принимается путем подписания заказчиком акта принятия работ (пример: этап «разработка дизайна сайта» — акт согласования дизайна сайта в 2 экземплярах, который заказчик подписывает, тем самым подтверждая, что принимает дизайн). Все эти бумаги бережно хранить даже после окончания работ. Да, бюрократия, да, лишние движения. Но только так Вы сможете доказать свою правоту в суде.
2Polyglot Автор
Большое спасибо за дополнительную информацию и уточнения! Любой полезный опыт, которой каждый может оставить здесь, в комментариях, кому-то точно поможет. Достаточно эту статью добавить в избранное, и можно будет всегда воспользоваться подсказками отсюда. Чем больше будет желающих поделиться опытом, тем полезней станет такая закладка.
Коль речь зашла о безопасных сделках, то хочется проинформировать — и в этом Polyglot позаботился о лингволансерах. На этой площадке фриланса для специалистов в языковой сфере, также предусмотрена такая услуга, она так и называется «Безопасная сделка», а в ней ещё есть опция «Арбитраж», для рассмотрения спорных моментов.