Патентная заявка описывает самообучающуюся систему (нейросеть), которая постоянно отслеживает, как конкретный человек использует приложение Uber — и идентифицирует поведение, необычное для этого человека. Система обучается по ряду входных сигналов, в том числе:
- количество опечаток в тексте;
- точность нажатия на ссылки и кнопки;
- угол наклона устройства;
- скорость ходьбы (вероятно, данные снимаются по GPS);
- скорость ввода данных;
- день недели и время суток;
- адрес пассажира.
Хотя в патентной заявке не говорится о конкретной цели применения системы, но исходя из параметров обучения нейронной сети можно предположить, кого конкретно она должна выявлять. Судя по всему, речь идёт о выявлении сильно пьяных пассажиров.
В патентной заявке приводится таблица с примерами различных значений входных данных — и результата, который выдаёт система в графе «Идентификация необычного состояния пользователя» (1 или 0). Возможно, Uber уже действительно опробовал модель машинного обучения — и в патентной заявке указаны реальные результаты её работы.
Результаты в таблице действительно похожи на результаты работы настоящей нейросети, потому что они не всегда очевидны. Например, пользователь № 5 набирает данные быстро и точно, при этом передвигается со средней скоростью. Но система всё равно приписывает ему «необычное» состояние (результат 1). Вероятно, большой вес имеет время вызова и день недели (суббота, 1:38 ночи). Другими словами, в субботу в такое время очень трудно доказать нейросети, что ты трезвый.
Если систему внедрят, то при получении заказа водителю в качестве сопроводительной информации может выводиться предупреждение, что заказ потенциально поступил от пассажира с «пониженной адекватностью». Соответственно, водитель может или согласиться на такую поездку, или отказаться от неё.
Можно предположить также, что компания попробует внедрить специальный повышенный тариф для перевозки пьяных пассажиров.
Правда, сразу на ум приходят способы, как можно обмануть систему. Например, пользователь может попросить трезвого друга сделать заказ из приложения, чтобы система не предлагала ему ехать по повышенному тарифу. Могут появиться специальные боты — программы, которые самостоятельно вызывают такси в Uber, например, по голосовой команде пользователя. В этом случае целый ряд входных сигналов дадут искажённую картину: количество опечаток в тексте будет нулевым, точность нажатия на ссылки и кнопки — идеальной, а время между открытием программы и вызовом такси — минимальным.
Впрочем, другие входные параметры всё равно не удастся скрыть. Например, если человек вызывает такси в 2 ночи, находясь внутри питейного заведения или рядом с ним, то и без всякой нейросети таксист может сделать правильные выводы.
В патенте прямо говорится, что выводы нейросети оказывают влияние на услугу, которую Uber предоставляет пользователю. Водители могут быть предупреждены о состоянии пассажира. Если же «вероятность необычного состояния пассажира относительно высока», то его заявка не поступит в общий пул, а будет направлена только водителям «с соответствующим опытом или подготовкой», говорится в патентной заявке.
Для водителей Uber работа с пьяными пассажирами — один из основных недостатков их профессиональной деятельности. Если обычный таксист в прошлом веке мог даже радоваться такому пассажиру, потому что это сулило ему дополнительный заработок, то в автоматизированной системе прокладки маршрута, тарификации и безналичных платежей Uber очень трудно получить дополнительные деньги от пьяного пассажира. Поэтому введение повышенного тарифа в случае интоксикации выглядит вполне оправданным.
«Было бы здорово, если бы водители получили дополнительные деньги за подвоз пьяных пассажиров. Здесь нет особой разницы [между пьяными и трезвыми пассажирами], но определённо у водителя добавляется седых волос после десятков таких поездок», — сказал Гарри Кэмпбелл (Harry Campbell), автор блога RideShare Guy.
Комментарии (49)
vedenin1980
08.06.2018 18:52+2Плохо, что патентуют вполне тривальные идеи «давайте нейросеть будет вычислять пьяных», через десяток лет может оказаться, что все возможные способы использования машинного обучения уже запантетованы. Это как патент «использования цикла for для обхода массива при финансовых расчетах».
swelf
08.06.2018 18:57+1Если обычный таксист в прошлом веке мог даже радоваться такому пассажиру, потому что это сулило ему дополнительный заработок, то в автоматизированной системе прокладки маршрута, тарификации и безналичных платежей Uber очень трудно получить дополнительные деньги от пьяного пассажира. Поэтому введение повышенного тарифа в случае интоксикации выглядит вполне оправданным.
Вот этот момент не понятен, раньше водитель мог повозить вокруг дома, а теперь не может и поэтому давайте с бухих сразу побольше денег снимем?agat000
09.06.2018 04:38Там много чего было. Заломить цену, «попасться ментам», посоветовать хороший бордель, слупить на химчистку. Но это только для матерых прожженых таксоидов.
Vilgelm
09.06.2018 05:16Сдачу не дать, один раз было у меня такое.
roscomtheend
09.06.2018 09:46Спереть кошелёк, получить в залог телефон, свалить и не попасться. Защититься можно только комбо — не бухать и не пользоваться такси (проверено — работает).
Angmarets
08.06.2018 19:37Поэтому введение повышенного тарифа в случае интоксикации выглядит вполне оправданным.
Как-то не вяжется с призывом Don't drink and drive. Выпил — за руль не садись, но в такси мы с тебя сдерем три шкуры. Я понимаю, что убер — не гос контора, но имидж, имхо, немного портится.SBKarr
08.06.2018 20:16+2Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.
Какой имидж, о чём вы…fatronix
09.06.2018 12:05Если повторить одну фразу миллион раз, правдивой она не станет.
mk2
09.06.2018 18:02А что именно не так? Исключения, конечно, есть, но они скорее подтверждают правило.
vedenin1980
09.06.2018 18:34Исключения, конечно, есть, но они скорее подтверждают правило
Уфф, как же устаешь от неправильного использования этой фразы. Разумется, древние римляни, придумавшие римское право, не могли придумать такую нелогичную фразу, что противоречия делают утверждения сильнее.
В оригинале, если есть исключения из правила, это подтверждает существование и самого этого правила: От утверждения «Только лесник может рубить деревья в этом лесу» следует, что существует правило «рубить деревья в лесу нельзя», даже если это явно не указано.
Rusli
08.06.2018 20:33+1С трезвого человека можно взять не больше определенной суммы, иначе он просто поедет на своей машине. У выпившего человека такой опции нет, так что можно брать больше. Просто бизнес, ничего личного.
vedenin1980
08.06.2018 20:52Не у каждого трезвого человека есть своя машина и тем более в данном месте и в данное время, а выпивший может попытаться уговорить друзей, знакомых или просто мимопроезжающих водителей. Но такси конкурирует с другими такси и общественнным транспортом. Другое дело, что выпившие часто не в состоянии выбирать и сравнивать тарифы разных такси…
Kisa_ua
08.06.2018 23:58+1Человек едет на такси при наличии своей, не из-за определенной суммы, а а потому что сейчас это не удобно. В одну сторону трезвый, а обратно уже… не очень. Или дом — аэропорт-дом… в аэропорту дорого и не очень хотеться оставлять машину. Но вот опыт показал что дом аэропорт 150 грн, а обратно 100. Но остаётся догадываться только в разнице, машина… время… может ещё чего я не знаюъ…
USBLexus
08.06.2018 21:30+1Система обучается по ряду входных сигналов, в том числе: скорость ходьбы (вероятно, данные снимаются по GPS)
Я надеюсь речь про ходьбу при непосредственном заказе такси, а не перманентном мониторинге состояния независимо от того, пользовался ты такси или нетagat000
09.06.2018 04:43«Надежда -глупое чувство» (с) не помню откуда. Кто запретит?
Разумеется, это для удобства пользователя.
agat000
09.06.2018 04:51У таксистов есть несколько категорий нежелательных клиентов — цыгане, наркомане, бухие гопники.
Как то подрабатывал в такси, там в заявке прямо писалось — цыгане или нарки. Берите кто хочет, на свой риск.
С другой стороны — для конторы это всего лишь еще один клиент, т.е. деньги. Проблемы таксистов их не волнуют.
С третьей стороны — выборочное повышение тарифа — есть голимая дискриминация, можно смело в суд подавать.Cast_iron
09.06.2018 07:25Ну почему же? В ОТ пьяным могут отказать в поездке, да даже в такси, там где я живу. Почему водитель такси не может взять повышенный тариф за риск везти пассажира в не очень адекватном состоянии?
EgorZanuda
09.06.2018 08:01Во первых такси не самолет, уровень общественной безопасности не тот.
Во вторых не правильно обсуждаем, вот если бы за пьяного пассажира был стандартный ценник, а за трезвого скидка вот тогда многие думали по другому.shekelgruber
09.06.2018 08:09А ты сначала наблюй в том такси, устрой пьяный дебош, ну и попытайся смыться, не заплатив.
Cast_iron
09.06.2018 12:43Поднимут стандартную цену, так чтобы с учетом скидки равнялось нынешнему стандарту — это что-то изменит?
agat000
09.06.2018 11:30Это вопрос официально озвученных правил. Если для ОТ написано «Пассажиры… в состоянии алкогольно опьянения… не допускаются...» то это законное право+(и даже обязанность) водителя, не допускать.
Если в правилах пользования такси, оферте, где нибудь на сайте будет сказано «Пассажиры… в состоянии алкогольно опьянения… оплачивают с коэффициентом ххх%..., состояние оценивается с помощью программного комплекса „Buhmetr“, тогда все законно. При этом пассажир перед поездкой должен быть предупрежден, что выявлено его состояние и применен коэффициент.Andy_Big
09.06.2018 18:23Водители того же Убера (и любых других служб такси, заключающих с частными владельцами автомобилей «договор на информационное обслуживание») вполне могут отказать в поездке любому пассажиру на свое усмотрение, т.к. это их личный автомобиль и они имеют полное право разрешать или запрещать садиться в него кому бы то ни было :)
Вот когда машина принадлежит автопарку и водитель работает на зарплате — тогда уже все зависит от правил и утвержденных обязанностей водителя.
Сам подрабатывал долгое время в Убере — пьяных не любил возить. Многие из них нервов вымотает как десяток обычных пассажиров, но при этом шанс получить что-то сверх тарифа (чаевые) мизерные даже на фоне обычных пассажиров Убера (которые и вообще в большинстве своем гораздо прижимистее пассажиров того же Яндекса, например). Да и проблемы от них бывают гораздо чаще, чем от трезвых — от беспричинной агрессии до невозможности разбудить по приезду на место :)
DrZlodberg
09.06.2018 08:54Т.е. если у тебя тремор, проблемы с вестибуляркой или ещё какие физические/неврологические (в т.ч. и временные) то такси ты теперь фиг вызовешь?
bondbig
09.06.2018 09:08Нет, твой профиль поведения будет смоделирован на этом поведении, а в от если начнешь вдруг ходить ровно и писать четко — скажут, что ты на спидах и не приедут!
DrZlodberg
09.06.2018 09:35Я специально упомянул временные. После сотряса, например. Или мне как-то довелось на костылях походить — там вообще ровно с непривычки что-то сложно делать.
agat000
09.06.2018 11:34Угу, или с гипсом на правой руке. Левой, например, сложно расписаться «как в паспорте». Да и просто писать — на смех пробивает от каракуль. В смысле ручкой писАть.
Хотя БигДата будет прекрасно знать, что вы на костылях или я палец в клапан сунул (минус 30 к социальному рейтингу за нарушение ТБ), сделает скидку наверное.
Welran
09.06.2018 10:08Тем более. У тебя проблемы со здоровьем, трудно передвигаться, самое время содрать с тебя побольше. :)
DrZlodberg
09.06.2018 10:33Я к тому, что в некоторых странах за такое отношение можно и в суд попасть по итогам расставшись с ощутимой суммой.
agat000
09.06.2018 11:40При хороших адвокатах ответчика не прокатит. «Перевозка лиц с ограниченными возможностями требует дополнительные усилия от водителя, повышенной внимательности и осторожности… бу-бу-бу… трудозатраты… ля-ля-ля… риск ответственности… насильно никто не садит в машину… посадка в машину означает согласие с ценой, ранее озвученной...» Это так, навскидку.
shekelgruber
09.06.2018 11:51Это фантазии или поделитесь ссылками на судебную практику?
DrZlodberg
09.06.2018 12:01Фантазии, основанные на активном нынче тренде давать преимущество людям с ограниченными возможностями. Ну и дискриминацию могут приплести. Не силён в теме, но, подозреваю результат очень зависит от региона и адвокатов.
agat000
09.06.2018 17:07Фантазии, конечно. Но дело не в преимуществах, в судебной системе, где побеждает более грамотный и красноречивый. Если таковой будет у другой стороны — победит она и таксистам впаяют дискриминацию.
bondbig
09.06.2018 09:06Впрочем, другие входные параметры всё равно не удастся скрыть. Например, если человек вызывает такси в 2 ночи, находясь внутри питейного заведения или рядом с ним, то и без всякой нейросети таксист может сделать правильные выводы.
Какие? Я вот бываю с друзьями в барах иногда, но не употребляю алкоголь.
zemavo
09.06.2018 10:01Если человек вызывает такси в 2 ночи, находясь внутри питейного заведения или рядом с ним
То это вполне может быть официант, закончивший смену. Хотя, как я читал здесь же, фильтровать таксистов, которые возят пассажиров в аэропорт, от этих самых пассажиров, научились давно.
oxothuk_uae
09.06.2018 11:48Патентуем телефон со встроенным алкотестером, приложение просит «дунуть», Face ID следит, чтобы дул владелец. В настройках можно запретить пьяному звонить жене, начальнику…
AlexParker
09.06.2018 15:12Количество обрабатываемых параметров избыточно, ИМХО. Вполне достаточно дня недели и времени суток (а возможно, и только времени суток), для 90% точности определения степени трезвости пассажира.
achekalin
09.06.2018 18:02Памятуя, как сервисы такси на ровном месте оптимизировали отношения с миром (по слухам, то Убер учитывал, не чиновник ли едет, и выбирал для него другую машину, то Яндекс с юзеров с айфонами пытался просить больше, чем с других), я легко поверю, что как будто бы бухому человеку (точнее, человеку в необычном состоянии) сервис легко будет выкатывать повышенный ценник без объяснения причин — просто потому, что клиент, вероятно, заплатит.
Причем торговли нет в принципе, чуваку придется заплатить, сколько скажут. Это вам не «шеф, до дома, сотку плачу!», это уже «Уважаемый, с вам 259 руб!»
Писком будет, если два чувака, трезвый ипьяный«находящийся в ненормальном состоянии», стоя рядом, запросят машину до сравнимой точки, и ценник им высветится сильно разный. Для устранения такой несправедливости сервис в дальнейшем просто будет всем, кто рядом с потенциально пьяным находится, показывать повышенный вариант цены — так что пострадает не толькобухойнемного разгорячившийся чудак.vedenin1980
09.06.2018 18:09Писком будет, если два чувака, трезвый и пьяный «находящийся в ненормальном состоянии», стоя рядом, запросят машину до сравнимой точки, и ценник им высветится сильно разный.
На языке маркетологов это называется персональное предложение/скидка, как самому постоянному, лояльному или еще какому-нибудь клиенту. Кто сказал, что нельзя показать двум товарищам цену в X, но одному из них показать персональную скидку в Y?
Причем торговли нет в принципе, чуваку придется заплатить, сколько скажут. Это вам не «шеф, до дома, сотку плачу!», это уже «Уважаемый, с вам 259 руб!»
Обычно цену показывают до поездку и никто не мешает открыть другой приложение и взять такси там.
Это как раз у чувака ночью без телефон, который едит на вокзал на глухой улице нет возможности торговаться с единственным таксистом.achekalin
09.06.2018 18:15Ну, просто Убер так много инфы про меня пытался собирать (это чтобы машину-то вызвать, он столько разрешений захотел), что я предпочел его снести. Если что — поставлю, вызову, опять удалю.
Потому что иначе я им не просто деньги должен платить, а еще и личные данные, и статистику перемещений, и все свои контакты, и даже энергию своей батарейки. Многовато!
thauquoo
Эти мобильные приложения слишком много себе позволяют. И требуют при установке тоже слишком много привилегий.
Обычный сервис такси, куда можно позвонить с любого номера без необходимости регистрации, более приемлем, IMHO.
Akuma
В «обычном сервисе такси» операторы также могут определить бухого клиента, и довольно просто и точно.
Хотя я согласен, мобильные приложения сейчас лезут куда только могут и не могут дотянуться.
roscomtheend
Услуга «трезвый звонитель».