Умный предприниматель бросил колледж, обнаружил на рынке неудовлетворенный спрос и создал целый рыночный сегмент.
Он запустил площадку, нацеленную на удовлетворение растущего спроса на услуги за счет умелого использования накопившегося, но нереализованного ресурса в качестве предложения. Одним из конкурентных преимуществ сервиса была централизованная платежная платформа, которую предприниматель создал для устранения сложностей и препятствий при оплате услуг поставщиков.
Реализация идеи заняла около двух лет до поворотного момента. В один прекрасный день сервис набрал обороты. Платформа предпринимателя разрослась до уровня мультимиллиардного бизнеса и породила целую отрасль, размеры которой уже оцениваются примерно в половину триллиона долларов.
Основатель бизнеса, о котором мы говорим, не имеет отношения к крупным технологическим гигантам, хотя его история звучит знакомо и очень похоже. Его бизнес также нельзя назвать высокотехнологичным, во всяком случае по современным меркам.
Героя этой истории зовут Уильям Рассел Келли, а его детище, появившееся на свет 72 года назад, сегодня известно под именем Kelly Services и представляет собой кадровое агентство по краткосрочной аренде персонала (аутстаффинг).
Основанная в 1946 году компания Russell Kelly Office Service дала толчок к появлению современной платформы, которая отвечает потребностям гиг-экономики здесь и сейчас, хотя в то время никто не пользовался подобной терминологией для описания созданной Келли модели. Его компания отправляла офисных сотрудников на работу в местные бизнесы, когда у тех возникала кратковременная потребность в том или ином персонале. Так зародилась и развилась целая индустрия размером 480 млрд долларов, известная под названием аутсорсинг и управление персоналом.
Успех гиг-экономики: высокий профессионализм, простые схемы оплаты
Как и прочие бизнес-платформы, цифровые или иные, Kelly Services разрослась за счет набора критической массы квалифицированных специалистов разного рода деятельности. Они могли решать проблемы бизнесов, испытывающих временные трудности в подборе персонала. В сороковые годы это в основном были команды профессиональных администраторов с подходящим опытом, способные в любой момент взяться за любой проект и выполнить поставленные задачи.
Сегодня востребованными кадрами все чаще оказываются гиг-работники, обладающие более техническими навыками, — это опытные и профессиональные веб-разработчики, медсестры, техники-лаборанты, доктора, инженеры, информатики, архитекторы, начальники охраны и даже финансовые директоры и юристы, которые могут жить и работать из любой точки мира.
Цифровые платформы и достижения в области ПО, коммуникаций и других технологий существенно упрощают набор критической массы квалифицированных кадров для работы над внеочередными проектами в случае нехватки работников в тех или иных направлениях. Подобные услуги также востребованы, когда компании экономически невыгодно на постоянной основе нанимать сотрудника для решений узкоспециализированных задач.
Наш индекс подтверждает эту тенденцию. По нашим данным, более половины (54%) гиг-работников были наняты не для восполнения нехватки персонала, а для устранения текущих пробелов в знаниях или навыках.
В связи с этим стала очевидна нехватка такой модели оплаты услуг современных наемных работников, которая соответствовала бы возможностям цифровой эпохи.
По данным статистики, только 18,4% гиг-работников получают оплату через ту цифровую платформу, с помощью которой они были наняты. Для некоторых профессионалов этот показатель вообще составляет менее 5 процентов. Согласно прогнозам, в 2018 году гиг-работники заработают в общей сложности 1,4$ трлн на соответствующих платформах. Это значит, что около 1,2$ млрд из этой суммы останутся в подвешенном состоянии до момента, когда цифровые маркетплейсы сумеют оцифровать и монетизировать соответствующие транзакции.
Как рынок цифровых платежей для гиг-экономики может вырасти на 1,2$ трлн долларов
Работники рынка гиг-экономики рассказали нам, что сейчас они получают оплату одним из четырех способов: чеки (40%), наличные (39%), прямые переводы на счета (34%) или PayPal (32%). Дебетовые карты (11%) используются нечасто, отчасти потому, что этот способ оплаты непопулярен среди исполнителей.
Выбор того или иного способа в каждом случае зависит от того, кто оплачивает услуги.
Представители малого и среднего бизнеса используют чеки (52%), PayPal (38%), наличные или прямые переводы (37% на оба способа).
Крупные организации оплачивают услуги гиг-работников прямыми переводами (45%), чеками (43%) и PayPal (40%).
Рядовые потребители платят наличными (47%), чеками (41%) и PayPal (37%).
Перевод на дебетовую карту изредка используется правительственными заказчиками и крупными бизнесами.
Но вот что действительно интересно во всей этой истории
Чуть более 84% (84,3) всех наемных рабочих сообщили, что готовы выполнять больше работы, если им будут платить быстрее.
То есть 35% всей рабочей силы на рынке смогут работать продуктивнее, если упростить процедуру оплаты. Здесь важно понимать, что люди берутся за разовые заказы и проекты, поскольку это удобный способ оплатить счета или сберечь средства на будущее. Таким образом работники обеспечивают до 40% своего дохода.
Желание быстрее и удобнее получать оплату стабильно прослеживалось среди всех групп респондентов. Специалисты с годовым семейным доходом 150$ тыс. и 50$ тыс. были в равной степени заинтересованы в возможности получить оплату при первой необходимости и с помощью способов, предусмотренных цифровой платформой, на которой они получили работу.
В большинстве случаев эти люди получают за свою работу чеки, отсюда и интерес в ускорении оплаты. Тем не менее 70% исполнителей из рассматриваемой группы также сообщили, что довольны текущим способом оплаты. Этот показатель на порядок выше аналогичного среди среднестатистических потребителей, которые в 96% случаев указали, что терпеть не могут получать чеки в качестве платежа.
Так откуда же тогда берется желание получать оплату быстрее, если 70% работников рынка гиг-экономики устраивают чеки?
Вероятно, это связано с тем, что бизнес зачастую не предлагает иных вариантов, и работникам приходится принимать оплату как есть. Кроме того, чеки — наиболее распространенная форма среди бизнесов от мала до велика, когда речь заходит об оплате услуг вендоров. А с точки зрения большинства компаний, услуги гиг-работников относятся именно к категории вендоров.
Поэтому гиг-работники, как и прочие вендоры, получают выплаты от отдела бухгалтерии, а не отделов по работе с персоналом или заработной плате. Перевод денежных средств в таком случае осуществляется на основании получения счета на оплату, запускающего внутренний процесс, который длится от 30 до 60 дней. В результате оплата поступает на счет исполнителя, только когда в компании посчитают, что работа была выполнена в соответствии с поставленными задачами.
Многие цифровые платформы, позволяющие выйти на узкоспециализированных гиг-работников, устроены так, что цифровые выплаты в них возможны только на кредитные карты или PayPal-аккаунты и только на основании получения счета на оплату. Большинство крупных организаций не производят выплаты указанными способами и могут не захотеть приспосабливаться к подобным правилам. Гиг-работники также не хотят получать оплату в такой форме, особенно когда сумма в счете составляет несколько тысяч долларов и комиссия в 3% начинает играть ощутимую роль.
Наше исследование выявило, что 39% тех гиг-работников, которые не пользуются цифровыми маркетплейсами для поиска сделок, сообщили, что отказываются от них из-за страха высоких комиссий, сопряженных с процессами оплаты на подобных платформах.
Что дальше?
Возможно, гиг-экономика сформировалась в современном виде благодаря успеху Uber и Lyft — цифровых платформ, предоставляющих водителям и пассажирам возможность в реальном времени найти друг друга и обсудить детали поездки.
Но мы полагаем, что именно сочетание высококвалифицированной рабочей силы и простых схем оплаты, характерное для гиг-экономики, будет все больше способствовать ее росту в дальнейшем.
Чтобы это стало возможным, должны произойти несколько вещей.
- Для начала необходимо предоставить компаниям доступ к маркетплейсу опытных и проверенных специалистов. Russell Kelly Office Service в прошлом и Kelly Services сегодня нанимает работников только после их проверки в соответствии с определенными требованиями. И только после этого они получают договоры на работу в тех или иных проектах в соответствии со своими способностями и опытом.
Современным маркетплейсам гиг-экономики придется приложить немало усилий для достижения необходимого количества и качества опытной рабочей силы. Им нужно будет проверять всех соискателей и обеспечивать строгую и объективную рейтинговую систему. Это позволит компаниям убедиться, что сотрудники, нанимаемые ими посредством подобных платформ, смогут хорошо справиться с поставленной задачей. - Также цифровым платформам следует обновить и улучшить систему оплаты труда, разработав модель, которая устранит существующие затруднения для обеих сторон.
Эта задача становится сложнее с учетом того, что гиг-работники считают текущее положение дел удовлетворительным, а также боятся, что за ускорение платежей придется заплатить частью дохода. - Цифровым платформам важно дать гиг-работникам выбор предпочитаемого способа оплаты, чтобы отказаться от чеков в мире гиг-экономики, где развитие все больше определяется сужением специализации и повышением стоимости труда кадров, а также осуществлением платежей на основе счетов на оплату. Это значит, что сервисам следует быть открытыми к новым бизнес-моделям, позволяющим отправлять цифровые платежи новыми, более удобными способами.
Маркетплейсы, которые это понимают, и игроки в сфере цифровых платежей, помогающие им устранить все перечисленные пробелы, окажутся в очень выгодном положении для извлечения прибыли из потенциального триллионного роста гиг-экономики, который может произойти в ближайшем будущем.
А те, кто не захочет развиваться в данном направлении, пожалеют о своем выборе, особенно когда их более расторопные коллеги начнут рассказывать о новых механизмах оплаты как о своем конкурентном преимуществе.