EBA одобрило использование поезда на топливных элементах в пассажирских перевозках. Источник: Alstom
Федеральное управление железных дорог Германии (нем. Eisenbahn-Bundesamt, EBA) дало «зелёный свет» разработке французской компании Alstom — составу на водородных топливных элементах, а следовательно, скоро он начнёт курсировать по немецким железным дорогам в штатном режиме.
Состав Coradia iLint является первым в мире поездом, в котором электроэнергия для движения вырабатывается электрохимическими ячейками, и специально разработан для работы на неэлектрофицированных линиях. Согласно заявлению ЕВА, два прототипа некоторое время будут использоваться в тестовом режиме на участке Эльба-Везер, а пассажирские рейсы начнутся уже в конце лета.
Выдача этого разрешения — важное событие как в судьбе Coradia iLint, так и для перевозок в целом, решительный шаг в будущее, чистое и полное перспектив — Вольфрам Шваб, Alstom.Представитель от федерального правительства Германии по вопросам железнодорожного транспорта, депутат Энак Фирлеманн, сказал: «В нашей стране состоится премьера мирового уровня: с одобрения ЕВА, мы в скором времени отправим первых пассажиров на поезде с технологией топливных элементов. Считайте это событие очередным знаком того, как будет выглядеть транспорт нового поколения. Используя водород в качестве альтернативы дизельному топливу, мы не только не потеряем в эффективности, но и сможем всерьёз снизить выброс вредных веществ в атмосферу. Такие поезда в сравнении с тепловозами выглядят привлекательным вариантом с точки зрения экологии, особенно на вспомогательных участках железнодорожной сети, где нет возможности или нерентабельно строить воздушную контактную сеть. Поэтому мы хотим и дальше поддерживать и продвигать эту технологию, с целью дальнейшего её распространения».
Плод совместного труда команд Alstom из Зальцгиттера (Германия) и Тарба (Франция), Coradia iLint также обрёл полную поддержку со стороны немецкого министерства экономики и транспорта. Компания получила восемь миллионов евро от правительства Германии как участник Национальной программы инноваций (NIP, National Innovation Program) в области применения водорода и топливных элементов.
Директор отдела исследований и разработки Alstom Вольфрам Шваб заявил: «Выдача этого разрешения — важное событие как в судьбе Coradia iLint, так и для перевозок в целом, решительный шаг в будущее, чистое и полное перспектив. В Alstom безмерно гордятся своим творением, и мы невероятно рады, что оно наконец отправится в регулярные рейсы с пассажирами, а мир таким образом станет ещё на одну ступеньку ближе к возможности перемещаться, не вредя окружающей среде».
В ноябре прошлого года Alstom заключила с транспортным управлением Нижней Саксонии (нем. Landesnahverkehrsgesellschaft Niedersachsen, LNVG) контракт на поставку четырнадцати составов на топливных элементах. Контракт также предусматривает техническое обслуживание и снабжение топливом в течение тридцати лет.
immaculate
Не проще ли для поездов передавать энергию по проводам, как это делается с незапамятных времен? Я понимаю топливные элементы в авто — авто может заехать куда угодно. Но поезда то движутся всегда по одним и тем же дорогам, которые можно электрифицировать, и это наверняка проще и дешевле.
VIPDC
Не так уж наверняка. В РФ контактную сеть (КС) разумно строить при размерах движения более 42 пар грузовых в обе стороны, с пассажирскими всё намного хуже
КС тянет за собой очень важные аспекты особенно по меркам Европы:
— отчуждение земель под инфраструктуру на всём протяжении линии
— необходимость строительства тяговых подстанций
— обслуживать всё это дело надо очень тщательно, людей нанимать. На очень опасную работу.
И т.д.
НА малоинтенсивных линиях по моему отличное решение, плюс думаю водород они из альтернативки получать планируют чтобы сгладить суточные перепады.
Javian
офф А откуда эта норма 42.
А вот дальше самое смешное. За мостом дорог нет — ни авто, ни жд. Что с авто видно в Яндекс.Пробках. Конкретно по жд RG:
Как они собираются пропихнуть через одноколейную дорогу это количество — непонятно. В СМИ гуглятся только намерения RG.ru
VIPDC
Почему 42
А если серьезно, все зависит от топологии и конкретных деталей проекта. Некое усредненное число на основе опыта.
Через однопутку можно очень много пропихнуть, вплоть до 90 пар поездов. Всё зависит от её параметров.
Javian
Лично эти пути не видел. Нашел фото в галерее
www.parovoz.com/newgallery/?ID=376760&LNG=RU
www.parovoz.com/newgallery/?ID=526002&LNG=RU
«Крепкая советская однопутка».
Сомнительно, что она долго протянет под заявленной нагрузкой. Хотя может быть скорость движения будет 40-60 км/ч. пока не построят новый путь когда-нибудь.
semmaxim
Контактная сеть — это дорого. Дорого строить, дорого обслуживать и ОЧЕНЬ дорого обслуживать (или вообще невозможно использовать), если поезд скоростной.
idiv
Немецкие, французские и японские скоростные поезда ездят, значит все таки можно.
semmaxim
Ну у них денег больше и расстояния гораздо меньше. И то, как написали ниже, это очень дорого.
idiv
Расстояния тут не так важны. Экономически и по удобству поезда находятся в нише 100-500 км, обычно так и ездят на них. И это было больше к части про невозможность для скоростных поездов. Можно, практически проверено, что до 620 км/час при специальной подготовке, по факту 400-450 км достигается без лишних капитальных затрат на пути.
Что касается «очень дорого». На сегодня в Германии строиться в принципе 3 типа пути — на скорость 200, 250 и 330 км/час. Первый тип существует в двух вариантах с возможностью использования более тонкого провода. Разница же между обычным (200 км/час) и скоростными ветками (250 и 330 км/час) в конструкционном плане — расстояние между опорами. Максимальное для низкой скорости 80 м, для высокой — 65 м. Есть еще высота удерживающих тросов, но она была изменена для использования одинаковых опор, изоляторов и т.п. с прочими странами со скоростным движением (у Германии 15 кВ 16,7 Гц но были выбраны расстояния как для питания 25 кВ 50 Гц). При этом бoльшее число опор по нормам компенсируется увеличенными радиусами, где число опор для медленных линий возрастает.
Собственно сами опоры в общей стоимости строительства линий и провод составляют не самую большую часть затрат. Потому аргумент про дороговизну скорее относится ко всей железной дороге, чем чисто к скоростному движению.
stardust1
В Германии сейчас только 60% путей электрифицированы. К 2025 планируют достичь 70%. Каждый километр стоит больше миллиона евро. Не везде это выгодно и не везде это возможно из-за защиты ландшафта.
Сами топливные элементы дают 200 kW, а для разгона надо 800 kW. Поэтому там ещё и батарейка стоит.
Если учитывать, что локомотив используют 25-30 лет, то по прогнозам через треть этого времени этот поезд себя окупит. При тестирование выявили, что на километр расходуется 0,18-0,28 кг водорода (5,5 — 6,5 евро).
Водород хранится в баках под давлением в 350 бар, как и в автобусах на топливном элементе. И даже если поезд перевернётся, то ничего не произойдёт.
Источник
OriSvet Автор
Отличное дополнение, спасибо!
JobberNet
Стрёмно использовать водород не для космоса — из-за постоянных неизбежных утечек водорода:
— Откуда на Плюке моря? Из них давным-давно луц сделали.
— Извините, что сделали?
— Топливо, Скрипач, топливо! © «Кин-дза-дза»
Mike_soft
это переходит в разряд инженерных проблем. не думаю, что не поддается решению (о свойствах жидкого водорода я осведомлен)
lv333
Водород в принципе можно и в соединениях хранить, без всякого высокого давления и уж тем более сжижения. Взять хотя бы гидриды — СаН2, NaH.
Welran
Для этого нужно получить водород -> он улетит. А вообще какая то надуманная проблема. Для того что бы целые океаны исчезли из за утечек водорода понадобится столько времени, что гораздо раньше эти океаны просто испарятся от повышения температуры.
cheburen
На моезде можно решить многие проблемы связаные с хранением и использованием водорода, благо масса и набариты позволяют хоть баки с двойными стенками делать и горелки для ликвидации утекшего водорода, да и системы защиты на случай аварии тоже впихнуть можно, а вот на авто с водородной силовой установкой ездить пока еще опасно, особенно в туннлях
gnomeby
Чем опасно? Водород при разрыве баллона стремится вертикально вверх.
Сравнение метанового авто и водородного. Значит надо сделать ровно 2 вещи:
1. Технологические отверстия, чтобы при любом положении автомобиля водород уходил вверх. Даже если снаружи искрит кабель прямо над авто, то горение будет на открытом воздухе, а не под днищем.
2. Сделать так чтобы разрыв баллона был не опасен. Вот например с помощью специальной намотки так: Тест на разрушение для метанового баллона DIGITRONIC Light.
В туннелях есть технологические вентиляционные отверстия, через которые водород захочет очень быстро его покинуть.
striver
gnomeby
Да, ложный друг переводчика, меня накрыл. Судя по видосам в инете газовый авто посередине между ними по безопасности огня находится.
KonkovVladimir
У водорода очень широкие пределы взрываемости шире только у ацетилена.
Но дирижопьль Гиндернбург просто сгорел, без взрыва, но там водород был не под давлением (но много) www.youtube.com/watch?v=0zpPDQLMZJ4
причем через минуту весь водород уже сгорел.
gnomeby
Пределы взрываемости у него могут быть какие угодно. Вопрос в том, где накопиться гремучему газу для взрыва в случае аварии авто?
KonkovVladimir
В вашем гараже, например. Вечером вы не заметили утечку водорода из бака вашего авто, утром пришли, закурили — БАМ!
Придется одорировать водород запахом тухлый яиц, хотя… сера отравляет платиновый катализатор, кротоновый альдегид подойдет.
Mike_soft
можно и закурить не успеть — искрящий контакт в светильнике…
gnomeby
Да, в гараже такую ставить нельзя, или делать скатную крышу и прямое вентиляционное отверстие. Но я имел ввиду конечно во время эксплуатации.
OriSvet Автор
Так есть же установки по дожиганию водорода. На подводных лодках, например, используются, потому что там постоянно образуется «лишний» водород в аккумуляторных ямах.
KonkovVladimir
Конечно есть, принцип такой-же как у автомобильного катализатора — платина или палладий, нагретые до >300 дожигаемые газы.
Если роскомнадзор-за-водородными-автомобилями обяжет всех ставить такие катализаторы в гаражах, да не китайские по-дешману, а отечественного производителя, и проводить их ежегодные поверки, будет зашибись и безопастно.
gnomeby
Да, водородный автомобиль должен храниться на открытом воздухе или в сертифицированном гараже.
Zmiy666
а насколько отличается КПД топливных ячеек от сжигании водорода в ДВС или в газтоурбине напрямую, как горючего газа?
Mike_soft
60-80% против 35-40%.
Ну и отсутствие шума, движущихся масс…
lv333
Вот только платина в качестве катализатора… Или в этом направлении есть подвижки чем ее дешевле заменить? К тому же платиновый катализатор со временем «портится». Во всем остальном топливные ячейки прекрасны конечно.
Mike_soft
не знаю. может, найдутся реальные спецы, расскажут о подвижках…
Areso
Вроде как существуют ферментные топливные ячейки.
KonkovVladimir
www.railvolution.net/railvolution/blog/13431/fuel-cell-coradia-ilint-on-test
нагородили то, нагородили… литиевые батареи, мобильные водородные заправочные станции и не поезд это а большее похоже на трамвай.
Проще провода кинуть не парясь, а лучше убрать водород полностью, оставив только литий-ионные батареи
Nubus
Лития нехватает уже катастрофически. Вы цены на него видели? За прошедшие 5 лет он вырос в цене в 3 раза минимум.
KonkovVladimir
Инвесторы утверждают, что скачек цен на литий носит временный характер, Чили не успела нарастить объемы добычи.
Lithium prices to fall 45% by 2021, Morgan Stanley says
Ну а про добычу лития из морской воды уже писали неоднократно habr.com/post/374265 повторяется история алюминия — сначала он был дороже золота, а потом БАЦ! и по цене электроэнергии.
Но сначала нужно инвестировать в технологию (требуется бабло).
wtg
По распространённости в земной коре алюминий занимает 1-е место среди металлов и 3-е место среди элементов. Если мы будем добывать литий такими-же темпами которыми сейчас добываем алюминий то все разведанные запасы будут добыты меньше чем за год(лития разведано ~30млн. тонн, за год мы вырабатываем ~35 млн. тонн алюминия).
JobberNet
Погуглил пик добычи для Лития… похоже его ещё двадцать лет будет достаточно хватать.
black_semargl
В известных месторождениях 10-40 млн тонн лития.
В океане растворено порядка триллиона тонн.
gnomeby
Расскажите только как литий тушить будем в случае пожара на станции?
KonkovVladimir
Тушение лития.
В современных Li батареях более горючим является жидкий электролит.
www.youtube.com/watch?v=UU9jAYA5LTk
Видите пламя паров и цвет пламени совсем не красный.
Переход к твердому электролиту уменьшит пожаро-безопастность IMHO.
KonkovVladimir
уменьшит пожароопасность
old_bear
Пойдёте работать обслуживающим персоналом высоковольтной контактной сети?
Все эти коврики под ноги, пепел в сапогах случае ошибки… романтика!
Mike_soft
технологии вообще опасны. если к ним относиться без должного уважения.
DieSlogan
На мой взгляд, основное отличие топливных элементов состоит в том, что топливо для них можно длительно хранить.
При условии, что в Германии уже сейчас бывает переизбыток электроэнергии в ночное время, её можно послать на создание водорода.
batja84
В Германии упорно ходят слухи о запрете в скором времени всех дизельных автомобилей. Скорее всего, поезда на водороде будут заменять дизельные поезда, коих, в принципе, тоже хватает.
gnomeby
Если дизель класса Евро-5, то почему бы и нет.
KonkovVladimir
У них Дизельгейт в полном разгаре.
www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=39221
Первым погорел Фольксваген, потом Porsche. Теперь скандал дошел и до Daimler.
Gutt
Только слухи, но очень полезные для людей без предрассудков, так как здорово сбивают цены на новые дизельные автомобили. На Евро-4 до сих пор можно въезжать всюду (до последнего времени не было предусмотрено в ПДД возможности различить Евро-4/5/6), так что беспокоиться нужно только по поводу двигателей хуже Евро-4. А выхлоп Евро-6 с его EGR, DPF, нейтрализаторами и мочевиной в выпуске уже не хуже выхлопа бензиновых двигателей, если не лучше.
gnomeby
Но вообще, если мы об экологии города, то экологичным в первую очередь должен быть общественный транспорт, а потом и грузовой. Легковушки могут и на Евро-5 долгое время побыть никому не мешая.