Сверхмалая РН Electron от RocketLab не достигла орбиты в мае 2017 года, но уже второй запуск в январе 2018 года доставил в космос кубсаты для Planet и Spire. Источник фото: Rocket Lab

NASA, Военно-Воздушные Силы (U.S. Air Force, USAF) США, Национальное Разведывательное Управление (National Reconnaissance Office, NRO) и Управление перспективных исследовательских проектов Министерства Обороны (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) с нетерпением ждут появления новых поколений сверхмалых ракет-носителей — и в преддверии этого уже откладывают деньги и ослабляют ведомственный надзор.

«Каждому хочется получить свою небольшую ракету, потому что хорошо летать одному, без попутчиков», — с такой фразы Рэнделл Риддл, инженер Подразделения пусковых структур запуска сверхмалых носителей и наведения (Launch Enterprise Small Launch and Targets Division) Центра аэрокосмических и ракетных систем ВВС (Air Force Space and Missile Systems Center, SMC), начал свою речь на Симпозиуме по совместному запуску малых нагрузок 2018 (2018 Small Payload Rideshare Symposium), который прошёл в прошлом месяце, 13 июня, в Исследовательском центре Эймса на Моффет-Филд, Калифорния.

«В прошлом, если ты был маленьким участником „большого“ запуска, колебания цены на услугу могли отличаться раз в десять, а теперь это разница всего в два-три раза. Вот что получается, если ты можешь позволить себе „персональный“ носитель», — говорит Риддл.

Воррен Фрик, руководитель перспективных проектов в Northrop Grumman Innovation Systems и глава технического комитета служб запуска Ассоциации совместного пуска малых нагрузок (Small Payload Rideshare Association): «Раньше подавляющее большинство малых аппаратов отправлялось в космос попутной нагрузкой на тяжёлых РН; сегодня куча компаний по всему миру планируют предлагать клиентам выделенные пуски под нагрузку размерами вплоть до кубсатов, поскольку в основном вновь разрабатываемые ракеты имеют диапазон нагрузок от 200 до 500 килограммов».


Источник картинки: оригинальная статья

Пока что есть только шесть РН, которые предназначены для вывода нагрузок около 1000 килограммов или меньше: китайские Kaitouzhe-2, Kuaizhou-1A и Long March 11; Pegasus и Minotaur 1 от Northrop Grumman; и Electron от Rocket Lab, выведшая первую нагрузку буквально недавно, в январе этого года. В ближайшее время к ним присоединится множество других операторов, включая Virgin Orbit, Vector Launch, Firefly Aerospace и Stratolaunch.

Поэтому правительственные организации с нетерпением ждут, какие предложения поступят от появляющихся участников рынка относительно цены на услуги и скорости доступа на орбиту.

День Независимости


Подполковник ВВС А. Дж. Эшби, глава службы материально-технического обеспечения в подразделении закупок Управления космических запусков (Office of Space Launch acquisition division) NRO: «Микроспутники, которые цепляются за основную нагрузку, зависят от неё, как автостопщики от водителя фуры. Поэтому мелкие ракеты — это отличная возможность самому сесть за руль и отправиться куда и как угодно, и когда пожелаешь».

Мэри Фаллер, ведущий руководитель миссий NASA в программах услуг запуска Космического центра имени Джона Кеннеди: «Для наших учёных крайне важно вести наблюдения с определённых орбит. Кроме того, NASA планирует проводить эксперименты с „созвездиями“ кубсатов, отправляемыми на малых РН. В случае потери одной из нагрузок мы рискуем значительно меньше».

На мероприятии представители USAF, DARPA и NRO также заявили, что такие ракеты пригодятся и в вопросах обеспечения национальной безопасности.

Тодд Мастер, консультант проектов в Управлении тактических технологий DARPA: «Сегодня мы тратим миллиарды долларов на постройку космической техники, и это продолжается в течение пяти, шести, восьми или даже десяти лет. И думаю, вы и сами видите, как с прогрессом микроэлектроники фокус смещается в сторону модульных конструкций (прим.перев.: думаю, речь идёт о Falcon 9) или даже систем, которые выводятся индивидуально и собираются в более крупный объект уже на орбите».

Свобода доступа на НОО


«При наличии достаточного количества малых носителей военные могли бы рассмотреть задачу по массированной доставке спутников на низкую опорную орбиту», — говорит Тодд Мастер — «Ведь это даёт отказоустойчивость и способность быстро восстанавливать потери, в которых Вооружённые Силы крайне заинтересованы. Это то, чем мы сейчас не обладаем — возможность запускать нагрузку в любой момент, когда это понадобится».

«Кроме того, сверхмалые РН сделают инфраструктуру более гибкой. Хотя никто об этом и не задумывается, но наши главные пусковые площадки сконцентрированы всего в двух местах, на Восточном и Западном побережьях. Наша компания и некоторые другие новички хотят предложить государству альтернативные „маршруты“ на орбиту на тот случай, если что-то произойдёт с базой Вандерберг или мысом Канаверал», — добавляет Стив Никсон, вице-президент по стратегическому развитию в Stratolaunch; эта фирма, финансируемая сооснователем Microsoft Полом Алленом, планирует производить запуски с самого большого в мире самолёта-воздушного старта.


Источник картинки: оригинальная статья

Чтобы подстегнуть разработку и производство подобных ракет, правительственные конторы предлагают выгодные контракты, призовые конкурсы, а также обещают рационализировать бумажную волокиту.

«Монстры, обеспечивающие миссии»


Закупая запуски венчурной категории, NASA подписало контракты на доставку кубсатов с Rocket Lab, Virgin Galactic и Firefly Space Systems; последняя пережила банкротство в 2016 году и после снова возникла на рынке как Firefly Aerospace в 2017. В агентстве решили пересмотреть требования и метод государственного контроля относительно этих контрактов.

«Мы не собираемся превращать рабочий процесс в бесконечную череду совещаний и согласований», — объясняет Мэри Фаллер — «NASA лишь желает предоставить рекомендации и предложения, но они [компании] не обязаны им строго следовать».

NRO тоже работает над тем, чтобы сделать закупку ракет менее головоломной. А. Дж. Эшби: «Управление космических запусков больше не выглядит как монолитный монстр, у которого только одна задача — обеспечение миссий. Мы хотим, чтобы с нами было легко вести дела. Вместо того, чтобы каждый раз выкатывать список из всевозможных жёстких ограничений, мы будем пересматривать их каждый раз, в зависимости от вероятного риска во время миссии».
NRO скорее всего получит финансирование на запуск как минимум двух ракет в год, сравнимых по классу с Minotaur. Снова Эшби: «Обычно мы получаем бюджет только тогда, когда можем доказать, что есть миссия, назначенная на закупаемый запуск; то, что на сей раз получилось отвоевать своё без конкретики — доказывает, что кое-где явно наконец произошли подвижки в мышлении».

SMC также ожидает поступления дополнительных средств. Рэнделл Риддл: «Как только начнётся 2019 финансовый год, там будет новая строчка про деньги, выделенные на малые РН, и мы очень этого ждём. Нами уже закуплено почти полдюжины запусков, в том числе и посредством соглашений в рамках „Права дополнительного финансирования“ (Other Transaction Authority agreements, OTA), и в ближайшие двенадцать месяцев мы купим ещё столько же».

Оборонные и разведывательные структуры используют OTA, чтобы спонсировать проектирование различных прототипов. Такие сделки, в отличие от стандартных процедур, не подвергаются контролю со стороны Федерального агентства по контролю над закупками (Federal Acquisition Regulation, FAR).

DARPA, тем временем, принимает заявки на очередной конкурс, с помощью которого в 2019 году планирует ускорить рост индустрии малых носителей. Тодд Мастер: «Главный приз составит десять миллионов долларов, а компании должны будут обеспечить запуск микроспутников в течение недель или даже дней, не имея никакой конкретики о точке запуска, целевой орбите или характере нагрузки».

Статья впервые была опубликована 30 июля 2018 года в журнале SpaceNews.

Комментарии (4)


  1. TerraV
    08.08.2018 21:50

    Поэтому мелкие ракеты это отличная возможность самому сесть за руль и отправиться куда и как угодно, и когда пожелаешь.

    компании должны будут обеспечить запуск микроспутников в течение недель или даже дней, не имея никакой конкретики о точке запуска, целевой орбите или характере нагрузки.

    Мне хочется посмотреть как разрешатся эти два момента. Потому что согласование запуска ракеты в Америке составляет 6-9 месяцев и аццки забюрократезировано (вспомнить то же самое закрытое небо для самолетов в окно пуска). По сути именно бюрократические ограничения сейчас являются бутылочным горлышком. И если эта проблема будет устранена, то SpaceX будет давить на рынок еще сильнее.

    Ну и конечно же хотелось бы видеть какую-то экономику, кроме хайпа, но что есть то есть. Ждем и наблюдаем как будут разворачиваться события.


    1. OriSvet Автор
      08.08.2018 22:40

      Вот и мне интересно. Три агентства заявили, что будут упрощать процедуры, без подробностей, но озвучили намерение. Будем посмотреть!


  1. Alter2
    09.08.2018 15:14

    и в преддверии этого уже ослабляют ведомственный надзор

    Как же приятно читать и как редко такие новости попадаются у нас. То ли у запретов и ужесточений пиар лучше, то ли действительно только ими в правительстве и госкорпорациях занимаются.


  1. olgerdovich
    09.08.2018 20:39

    Прошу прощения, но я бы при переводе статей с названием вроде этой вставлял бы в ее название указание страны, о которой идет речь. Понятно, что первая ассоциация, по умолчанию — правительство родной страны читателя, и по этой причине в оригинале этого указания, вероятно, нет. По этой же причине при переводе лучше бы указывать, а то эмоциональный скачок при переходе от крупно набранного заголовка к тексту немножечко не очень («черт, речь не про нашу страну! А я уж подумал...»).