После множества усилий, предпринятых британским правительством, и долгих лет лоббирования интересов космической индустрии Соединённое Королевство, похоже, возвращается на рынок услуг запуска. Источник изображения: оригинальная статья

28 октября 1971 года ракета-носитель Black Arrow («Чёрная Стрела») стартовала с испытательного полигона Вумера в Австралии; она успешно вывела небольшой спутник под названием Prospero, созданный с целью изучить влияние космического пространства на орбитальные аппараты. Это был первый случай в истории Британии, когда она запустила полезную нагрузку на ракете собственной разработки и постройки; увы, такое событие стало одновременно и последним подобным, до сих пор.

Ведь тремя месяцами ранее правительство закрыло программу Black Arrow, однако запуск всё равно состоялся, поскольку РН уже доставили в Австралию. По сути, Великобритания стала ещё и первой страной, которая обрела возможность производить орбитальные пуски только чтобы потом тут же отказаться от неё.

Но теперь, после множества усилий, предпринятых британским правительством, и долгих лет лоббирования интересов космической индустрии Соединённое Королевство, похоже, возвращается на рынок услуг запуска. На Международном авиасалоне в Фарнборо, проходившем в середине июля, официальными лицами был сделан ряд заявлений, согласно которым запланировано восстановление способности страны выводить полезную нагрузку в космос с пусковых площадок на территории государства; однако средства вывода, в большинстве своём, пока будут стороннего производства.

Шотландский космопорт




Black Arrow, собственная разработка Великобритании, стартует с полигона Вумера, Австралия, 1971 год. Источник фото: Wikipedia

Постройка космодрома в Британии обсуждалась годами. В основном звучали предложения перестроить какой-нибудь из существующих объектов, вроде бывшей военной базы или недогруженного гражданского аэропорта, в пусковую площадку суборбитальных аппаратов наподобие SpaceShipTwo от Virgin Galactic или для иных систем с воздушным стартом. В 2015 году список потенциальных претендентов на переделку сузился до шести пунктов.

Однако, поскольку фокус внимания в индустрии сместился к микроспутникам и сверхмалым РН, закономерным образом начала меняться и стратегия британского правительства; и 15 июля оно объявило, что вместо одного кандидата из шести будет с нуля построена площадка вертикального старта в северной Шотландии.

«Увы, пришлось некоторое время посекретничать», — говорит Рой Кирк, руководитель проекта в Highlands and Islands Enterprise; это агентство по развитию шотландской экономики как раз и получило государственный грант в 3,3 миллиона долларов, чтобы начать работы по постройке космодрома на полуострове А'Мхойн в регионе Сатерленд, на северном побережье Шотландии.

Планируется, что с этой точки можно будет вертикально запускать небольшие ракеты с траекторией в северном направлении. «Просто супер, что с нового комплекса мы как раз получаем доступ туда, куда больше всего стремимся, например, на солнечно-синхронные орбиты или любые другие с настолько же высоким наклонением», — объясняет Рой Кирк — «Однако для этого не понадобится возводить какую-то громадину. Нам нужно не что-то вроде «ракетной аллеи» на мысе Канаверал, а скорее наоборот, наподобие того, что у Rocketlab в Новой Зеландии».

Кирк также добавил, что в дополнение к начальному взносу от правительства, Highlands and Islands Enterprise «заручилось принципиальной поддержкой» инвесторов ещё на 13 миллионов долларов, необходимых для постройки базовой инфраструктуры. Кроме того, уже начаты процессы согласования с экологическими и другими надзорными организациями относительно постройки космодрома, чтобы все нужные документы были готовы к 2020 году.

«Получить все требуемые разрешения может стать не так-то просто, и все подрядчики поставили своей целью добиться поддержки проекта со стороны населения», — рассказывает Кирк — «Согласно текущему графику работ мы вроде укладываемся, но в процессе планирования нас ждёт ещё множество препятствий, вне всякого сомнения. Мы очень рассчитываем на одобрение местных, равно как и на вклад всех, кто участвует в этой большой стройке. Но кто именно и насколько всерьёз „за нас“ — покажет лишь время».

Средства выведения



Orbex, небольшой стартап из Великобритании, разрабатывает сверхмалую ракету-носитель под названием Prime, которую тоже предполагается использовать для пусков с космодрома в Шотландии. Источник изображения: Orbex

Несмотря на то, что Космическое агентство Великобритании (UK Space Agency; UKSA) наконец выбрало место для космодрома, не было ни слова сказано о том, кто же будет с него стартовать. Лишь на следующий день публике был представлен список компаний, которые готовы стать операторами при условии дополнительной господдержки.

Разумеется, одной из них стала Lockheed Martin, получившая на организацию запусков в Сатерленде 31 миллион долларов. В эту сумму входит в том числе финансирование разработки разгонного блока под названием Small Launch Orbital Maneuvering Vehicle, который обещают изготовить в Moog, и кубсата-технологического демонстратора от компании Orbital Micro Systems, планирующей в перспективе развернуть целое созвездие таких спутников для мониторинга погоды.

«Начат обратный отсчёт до первого запуска с британской земли», — заявил Рик Эмброуз, исполнительный директор Lockheed Martin по вопросам коммерческого космоса, на авиасалоне в Фарнборо во время брифинга, посвящённого космической стратегии Соединённого Королевства.

Самое забавное здесь то, что представитель Lockheed Martin не уточнил, что именно стартует «с британской земли», поскольку у компании нет собственной РН, а всё, что показали на презентации — некая условная «ракета», целиком выкрашенная в чёрный и несущая на борту логотип LM и «Юнион-Джек».

На вопросы по этому поводу Патрик Вуд, региональный директор по космосу от Lockheed Martin, ответил, что «использоваться будет наиболее подходящая и доказавшая свою лётную надёжность коммерческая ракета-носитель, специально предназначенная именно для вывода малых аппаратов. Подробности мы сообщим вам в самое ближайшее время».

В связи с таким ответом сразу широким фронтом поползли сплетни, что «наиболее подходящей», разумеется, станет РН Electron от Rocket Lab, компании, в которую Lockheed вложилась ещё в 2015 году. Однако официальные лица LM отказались подтвердить подобные слухи, тем не менее сказав об Electron как о «предпочтительном выборе».

Патрик Вуд: «Мы тесно сотрудничаем с Rocket Lab и знаем, что их ракета весьма хороша. Но пока что мы внимательно наблюдаем за ними лишь как стратегический инвестор».

Также же есть вопросы и к другой компании, выбранной правительством — Orbex, небольшой стартап из Великобритании, разрабатывает сверхмалую ракету-носитель под названием Prime, которую тоже предполагается использовать для пусков с космодрома в Шотландии. На свою разработку стартап уже получил 7 миллионов долларов от UKSA.

На некоторое время Orbex словно превратилась в невидимку, однако на Фарнборо компания представила масштабную экспозицию; кроме того, стало известно, что Orbex удалось привлечь дополнительно 40 миллионов долларов как через государственные гранты, так и через частное финансирование от европейских агентств.

Крис Лармур, исполнительный директор Orbex: «По всему миру сейчас ведётся несколько дюжин различных проектов сверхмалых ракет-носителей, но лишь у нескольких одновременно есть и достаточно грамотные технические специалисты, и приемлемая материальная поддержка; думаю, с учётом того, что нас выбрали для такой серьёзной задачи, мы теперь тоже в этом списке».

Инвестиции помогут Orbex увеличить штат от 15 сотрудников до 40 или больше к 2019 году; сейчас там заняты тем, что тестируют двигатели и дорабатывают подсистемы, а первый полёт готового изделия должен состояться в 2021 году.

Однако, на пути в космос с площадки Lockheed Martin у Orbex явно будут определённые проблемы. Топливо для Prime — пропан, в то время как у Electron — если именно её всё-таки выберут LM — керосин. Крис Лармур утверждает, что часть инфраструктуры можно сделать общей, но понадобятся два раздельных старта.
«В следующие несколько месяцев придётся утрясать подобные вопросы со всеми участниками программы», — говорит Крис — «Но мы совершенно не против сотрудничества, если это идёт на пользу общему делу».



Рик Эмброуз, исполнительный директор по вопросам коммерческого космоса Lockheed Martin, беседует с британским министром бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Грегом Кларком и другими чиновниками на Международном авиасалоне в Фарнборо. Источник фото: Lockheed Martin

Утешительные призы



Разгонный блок ракеты-носителя Prime компании Orbex выводит спутник на заданную орбиту, в представлении художника. Источник изображения: Orbex

Решение правительства насчёт Шотландии — это утрата позиций для аэропортов, каждый из которых много лет лоббировал собственную кандидатуру в соревновании за право стать будущим космодромом. Однако UKSA организовало дополнительный фонд на 2,5 миллиона долларов тому из них, который «предоставит подходящий бизнес-план».

И в одном аэропорте, похоже, думают, что там есть «подходящий». Ньюки-Корнуолл на авиасалоне в Фарнборо подписал с Virgin Orbit соглашение, которое может привести LauncherOne прямиком на ВПП в юго-западной Англии.

Патрик МакКолл, управляющий директор Virgin Group и член совета директоров Virgin Orbit, считает, что идея об использовании Корнуолла как площадки отвечает запросам клиентов: «Многие желают отправиться в космос, но эти люди разбросаны по всей планете. Поскольку у нас есть клиенты в том числе и здесь, мы можем упростить для них получение услуги. Кроме того, с разных точек можно отправляться на разные орбиты».

Плюс, добавляет МакКолл, это способ помочь космической индустрии Великобритании. «Ричард [Брэнсон] и я, мы оба британцы, и мы всегда рады поддержать космическую промышленность страны. А тут такая шикарная возможность подвернулась», — смеётся он.

Кроме вышеупомянутых, в Соединённом Королевстве есть и другие разработчики носителей, кто полон оптимизма насчёт перспективы выиграть государственный грант на свои проекты. Например, компания Skyrora, научно-производственные мощности которой несмотря на британскую регистрацию сосредоточены в Украине, конструирует сверхмалую РН, и её первый полёт намечен на 2019 год.

Skyrora видит себя в некотором роде наследницей британской космической истории: некоторые испытания запланированы на комплексах, где тестировали Black Arrow, да и компоненты топлива хотят использовать такие же — керосин и перекись водорода. «Мы горды тем, что идём по её [Black Arrow] стопам, спустя 50 лет», — гордо гласит сайт компании.

Робин Гаага, ведущий инженер Skyrora, думает, что новые инициативы правительства приведут к бОльшим достижениям, чем программа Black Arrow, однако нельзя останавливаться только на тех позициях, которые озвучивались в Фарнборо.

«Бесспорно, это колоссальные подвижки для Великобритании в отношении доступа на орбиту», — напоминает Робин Гаага — «Но предстоит ещё очень много работы».

Статья впервые была опубликована в журнале SpaceNews, 30 июля 2018 года.

Комментарии (7)


  1. holy_desman
    11.08.2018 18:03
    +1

    Когда прочитал «государственный грант на строительство космодрома в 3,3 млн. долларов» долго щурился и протирал глаза.


    1. OriSvet Автор
      11.08.2018 18:23

      А что не так?

      agency that received $3.3 million from the government to start work on the launch site


      Хорошо, чтобы «начать работы по строительству космодрома». Как я понимаю, Highlands and Islands Enterprise будет много заниматься всякой бумажной работой, всякими разрешениями-согласованиями, искать спонсоров, осуществлять контроль над результатами и так далее.
      Так что в целом можно считать, что они получили деньги на свою часть «строительства».

      Да, обычно цены где-то на три порядка отличаются, но там разговор за полную стоимость обычно, да и старты совсем другие.


      1. holy_desman
        11.08.2018 21:45

        Да всё так. Просто, после сводок с космодрома Восточный странно смотрится. Ясно что там ракета будет запускаться размером с водопроводную трубу, ни установок для сжижения газов, ни взлётного стола гигантского не будет. Ну, и украдут, может, поменьше (тут я ничего не могу ни гарантировать ни утверждать). Я вполне готов допустить, что под их масштаб три миллиона долларов это более чем достаточно.


  1. saag
    11.08.2018 20:56
    +3

    Для сверхмалых ракет вполне себе сумма, там будет «табуреточный старт», Маск на Кваджалейне с такого начинал, там по моему газоотводного лотка то нет, небольшая бетонная площадка всего-навсего


    1. OriSvet Автор
      11.08.2018 22:14

      Да, в принципе что-то уровня старта для «Фау-2» — бетонная площадка, элементарная стрела и рассекатель выхлопа какой-нибудь.


  1. pnetmon
    12.08.2018 14:33

    Сколько раз пишут — о ошибках пишите в личку. Написал в личку — как обычно у переводчика такое виденье.


    Да, переводить это не критиковать.


    некоторые замечания

    Из переписки


    Аэропорты превращаются в объекты, пункты. — Мгм, это делалось совершенно сознательно, потому что когда за три предложения пять раз повторяется одно и то же слово, текст становится корявым. Я понимаю, что автору оригинала в целом по барабану, но задача переводчика в том числе и сделать перевод удобочитаемым — сохранив при этом смысловую нагрузку. Нет, конечно можно делать максимально дословный перевод, но читать его будет не очень комфортно

    у английского другая структура, нежели у русского, плюс зачастую накладывается специфика автора, который сочиняет по принципу «одно слово пишем — два в уме», и приходится самому догадываться, что автор имел ввиду этими несогласованными фразами.

    Это значит комфортно. За отсебятину при переводе в рабочей среде обычно по головке не гладят. А сейчас нужно догадываться что еще переводчик.


    Оригинал.


    Creating a U.K. spaceport has been a topic of discussion for years. For most of that time, though, the focus has been on converting an existing airport, be it a former military base or underutilized commercial airport, into a launch site for suborbital vehicles like Virgin Galactic’s SpaceShipTwo or, possibly, air-launch systems. By 2015 the government had narrowed the list to six airports.

    Автор


    Постройка космодрома в Британии обсуждалась годами. В основном звучали предложения перестроить какой-нибудь из существующих объектов, вроде бывшей военной базы или недогруженного гражданского аэропорта, в пусковую площадку суборбитальных аппаратов наподобие SpaceShipTwo от Virgin Galactic или для иных систем с воздушным стартом. В 2015 году список потенциальных претендентов на переделку сузился до шести пунктов.

    А могло быть


    Создание британского космодрома обсуждалось в течение многих лет. Большую часть времени основное внимание уделялось преобразованию существующего аэропорта, из бывшей военной базы или недогруженного коммерческого аэропорта, в стартовую площадку для суборбитальных аппаратов таких как SpaceShipTwo Virgin Galactic или иных систем воздушного старта. В 2015 году правительство сократило список до шести аэропортов.

    Объект, пункт… Последняя фраза заставила перечитывать оригинал который был открыт после первого абзаца.


    Далее
    Оригинал


    One challenge it faces is sharing the launch site with Lockheed Martin. Orbex uses propane fuel for its rocket while Electron — if that is indeed what Lockheed Martin selects — uses kerosene.

    Автор


    Однако, на пути в космос с площадки Lockheed Martin у Orbex явно будут определённые проблемы. Топливо для Prime — пропан, в то время как у Electron — если именно её всё-таки выберут LM — керосин.

    А ведь могло быть


    Одна из из проблем с которыми он сталкивается — это пусковая площадка совместно с Lockheed Martin. Orbex использует в качестве топлива пропан,......

    Нету утверждения что LM единоличный владелец/создатель космодрома или его единственной площадки.


    Далее пример
    Оригинал


    One such company is Skyrora, a British-based company with a research and development center in Ukraine that is developing a small launch vehicle with a first suborbital test flight planned for 2019

    Автор


    Например, компания Skyrora, научно-производственные мощности которой несмотря на британскую регистрацию сосредоточены в Украине, конструирует сверхмалую РН, и её первый полёт намечен на 2019 год.

    А могло быть


    Одной из таких компаний является Skyrora, британская компания с научно-исследовательским центом в Украине которая разрабатывает малый РН, первый тестовый суборбитальный запуск которого запланирован на 2019 год.

    Откуда взялось сверхмалая, куда пропало слово суборбитальный. С чего автор "научно-производственные мощности которой несмотря на британскую регистрацию сосредоточены в Украине" переносит все мощности в Украину, если написано что компания имеет научно-исследовательский центр.


    1. ion2
      12.08.2018 21:41
      +1

      Раз пошла такая пьянка

      А могло быть
      … существующего аэропорта… коммерческого аэропорта… шести аэропортов
      Нужно больше «аэропортов» в одном абзаце