Разработчики становятся преподавателями, чтобы профессионально расти, сделать имя или усилить портфолио и попасть в международную компанию. Лекторы «Нетологии» делятся опытом и рассказывают, как попали в преподавание, какие навыки для этого требуются и как можно совмещать лекции с основной работой, путешествиями, семьёй и занятиями спортом.

Евгений Шмаргунов


Должность: senior automation engineer в goTRG, Wargaming.
В Нетологии: лектор и руководитель курса по Python.



Как попал в преподавание?


По образованию я программист. Окончил математический факультет в Оренбургском государственном университете. Уже тогда мне было интересно наблюдать за работой наших преподавателей. В университете ставили в пример старших студентов, которые устроились в Яндекс, Майкрософт и другие крупные компании. Поэтому, закончив университет, я захотел устроиться в Яндекс. В 2013 году переехал в Санкт-Петербург и устроился в Яндекс тестировщиком. Сначала в Яндекс.Почте, а потом в Яндекс.Диске. Всё это время я продолжал программировать для себя и параллельно проходить онлайн-курсы. В октябре 2015 года устроился в Wargaming автоматизатором тестирования, а в феврале 2017 года мне предложили вести лекции по Python в Нетологии. Я сразу согласился, так как мне это всегда было интересно.

Зачем ты преподаёшь?


Обучая людей, нужно всегда учиться самому, потому что студенты могут задавать неочевидные вопросы, и собственный процесс обучения так проходит гораздо качественнее.

В 2018 году меня повысили в Wargaming до руководителя отдела автоматизации. Частично я связываю это с работой в Нетологии, так как здесь постоянно нужно находиться в тонусе и заниматься самообразованием.

Также на основной работе я тоже обучал сотрудников. Здесь мне и пригодился опыт Нетологии. Преподавание помогает развить навык общения и выступления. Постоянно встречаются новые люди со своими историями, и каждая группа не похожа на предыдущую.

Как совмещаешь с основной работой?


Основную работу я заканчиваю в 19:00. После этого не ухожу из офиса, а продолжаю работать уже с Нетологией. Читаю лекции, проверяю домашние задания, общаюсь со студентами, планирую лекции.

Пока едешь в метро, вместо игры лучше прочитать статью или главу из книги. Примерно так же и с работой в Нетологии: каждый день после работы я 1–2 часа проверяю домашки, общаюсь со студентами или продумываю лекции.

Кому советуешь попробовать преподавать?


Тем специалистам, чья работа превратилась в рутину и они хотят чего-то нового. По сути, мы не меняем свою предметную область, продолжаем быть в IT и при этом пробуем себя в другой профессии.

Игорь Лобанов


Должность: старший разработчик в OneTwoTrip.
В Нетологии: лектор и тренер на курсах по React и JavaScript.



Как попал в преподавание?


Я познакомился с сотрудником Нетологии на дне рождения общего знакомого. Мне сказали, что нужно идти преподавать в Нетологию, и я пошёл, чтобы попробовать что-то новое, ещё и за деньги.

Зачем ты преподаёшь?


Я преподаю, потому что хорошо знаю некоторые области, и мне хочется делиться этими знаниями. Читая лекции, я вижу, как растёт мой навык выступления. Во время лекций студенты задают разные вопросы, поэтому приходиться изучать тему основательно и знать все тонкости, это помогает в работе.

Во время проверки дипломов я вижу, как студенты чему-то учатся у меня. А ещё иногда студенты после диплома присылают трогательные сообщения с благодарностями. Это приятно.

Как совмещаешь с основной работой?


Совмещать с работой несложно: Нетология занимает 3–4 часа в неделю. Лекция с подготовкой — 1,5–2 часа, проверка дипломов — 15–45 минут на диплом в зависимости от уровня студента.

На основной работе чтение лекций в Нетологии поощряют, так как я прокачиваю навык преподавания и могу лучше помогать нашим джунам. Плюс, это реклама компании, и студенты после обучения могут попробовать устроиться к нам на стажировку.

Кому советуешь попробовать преподавать?


Тем, кто хорошо знает свою область и хочет делиться знаниями.

Михаил Ларченко


Должность: tech lead в Sytac (Амстердам).
В Нетологии: лектор и тренер на курсах по React и CSS.



Как попал в преподавание?


Первые шаги к преподаванию я сделал ещё в Минске. Мой коллега посоветовал меня в качестве преподавателя по фронтенду в одной из белорусских компаний. Затем были воркшопы, лекции и так далее. Была ещё попытка привлечь меня к преподаванию в «Образовательный центр парка высоких технологий» в Минске, но я отказался, так как это государственное предприятие, и там большая бюрократия. На это не было ни времени, ни желания.

Совсем не помню, как попал в Нетологию, но, кажется, через Фейсбук. Со мной связались и предложили попробовать.

Зачем ты преподаёшь?


Мне нравится преподавать. Я люблю общаться с людьми, даже если это просто монолог. Хочется делиться знаниями. Это также хорошая практика для выступления на конференциях — тренируется речь. Я не часто разговариваю по-русски на рабочие темы, так что ещё это практика общения с коллегами.

В юности я работал в журналистике. Оттуда я взял в привычку уметь объяснять вещи понятным языком. В обучении программированию наоборот, процессы описывают техническими и математическими терминами. Для новичков это тяжело. Так вот, я люблю всё объяснять самыми простыми словами, чтобы каждому студенту было понятно.

Как совмещаешь с основной работой?


Многие спрашивают, сколько времени занимает преподавание. На самом деле не так и много. Так как сами лекции длятся 1 час и повторяются, то для подготовки к занятию мне нужно не больше 15 минут, чтобы пробежаться по презентации.

Больше времени занимает проверка домашних заданий — на одну проверку уходит 10–15 минут. Кода не много, но если он неверный или есть замечания, нужно написать об этом студенту и разобрать в доступной форме его ошибку с примерами.

Кому советуешь попробовать преподавать?


Я бы посоветовал преподавать людям с хорошими знаниями и средним уровнем общения, чтобы это самое общение подтянуть. Так как это чаще монолог, к нему можно заранее подготовиться. Ещё я хотел бы, чтобы преподавали как можно больше людей с хорошо подвешенным языком и глубокими знаниями и опытом. Есть много ситуаций и вопросов в программировании, которые быстро решаются только тогда, когда хватает опыта. Преподаватели с опытом могут передать его молодому поколению.

Владимир Языков


Должность: web-разработчик в S7, Tele2, ВТБ.
В Нетологии: лектор, тренер и разработчик курсов по JavaScript, PHP, веб-разработке.



Как попал в преподавание?


В обучении я давно — с 2009 года. Тогда, будучи студентом второго курса Московского авиационного института, я устроился в Физико-технический колледж, где преподавал школьникам 5–11 классов различные IT-дисциплины: Flash, Photoshop, C#, основы работы с компьютером, веб-программирование. Тогда, параллельно делая проекты для S7, я рассматривал ФТК как дополнительный заработок, не думая о грандиозных планах.

Интерес к преподаванию, как способу изменить жизнь, я в себе открыл, когда вёл курс по веб-разработке для старшеклассников. С тех пор я занимаюсь обучением, а в сентябре исполнилось полгода, как я сотрудничаю с Нетологией.

Зачем ты преподаёшь?


Работа IT-специалиста — кропотливый труд, требующий большой сосредоточенности и концентрации внимания. Учитывая накопительный эффект, это может привести к замкнутости и социальной разобщённости. Для меня это недопустимо. Я слишком люблю людей и общение, и не готов жертвовать общением ради работы.

Ещё для меня важно быть полезным людям. У меня катастрофически мало времени, чтобы воплотить все масштабные планы в жизнь, и я понимаю, что, разрабатывая проекты клиентов, придётся от некоторых отказаться. Даже имея большую команду численностью со штат Google, мы не сможем сделать столько, сколько смогут в будущем те, кого я могу обучить.

Как совмещаешь с основной работой?


Совмещать образование и работу — трудный, но интересный процесс. Для таких вещей у меня есть ежедневник и день, который начинается в шесть утра и заканчивается в час ночи. Жить на износ у меня всё равно не получается — важной частью моей жизни являются семья и тренировки по айкидо. В моём случае успевать всё — не задача, а желание и необходимость.

Кому советуешь попробовать преподавать?


Идти в преподавание стоит, если:

  1. Вы любите людей.
  2. Вы не любите людей, но очень хотите их полюбить.
  3. Вы мечтаете о светлом будущем для всех людей.

А где же тут деньги? Деньги — это благодарность людей за то, что вы что-то делаете правильно и хорошо; побочный эффект от занятости нужным и полезным делом.

Максим Сальников


Должность: fullstack-разработчик в ForgeRock, управляющий партнер в Mobile Era Conference.
В Нетологии: лектор и разработчик курса по JavaScript.



Как попал в преподавание?


Мне нравится изучать самые прогрессивные подходы к построению современных веб-приложений и делиться знаниями и опытом с аудиторией.

Преподавание отлично совмещается с моей любовью к путешествиям. За несколько лет выступлений на конференциях я объездил весь мир: от Токио до Лос-Анджелеса.

К выступлениям добавились и воркшопы, где каждый из участников в течение полного рабочего дня под моим руководством погружается в изучение предмета на практике. При этом всегда хотелось попробовать и другие форматы обучения, поэтому предложение попробовать онлайн-преподавание я принял с энтузиазмом.

Зачем ты преподаёшь?


Главная ценность проведения курсов для меня — ощущение себя частью сообщества разработчиков и расширение круга профессиональных контактов. Я убеждён, что времена героев-одиночек в мире программирования, а особенно в веб-фронтенде, проходят.

Чтобы оставаться востребованным специалистом и получать удовольствие от работы, я каждый день узнаю что-то новое: общаюсь с другими разработчиками, читаю и комментирую статьи коллег, посещаю и организую митапы и конференции.

Как совмещаешь с основной работой?


Самая сложная часть — создание курса, а поддерживать его в актуальной форме не так трудозатратно. При грамотном управлении временем сочетать основную работу веб-разработчика с лекциями получается без труда. Видеоуроки я воспринимаю не как работу, а как дружеские встречи по обмену опытом, и их график легко подстраивается под моё рабочее расписание и путешествия.

Кому советуешь попробовать преподавать?


Я разделяю мнение о том, что умение рассказать о сложном явлении простым и понятным языком является одним из значимых показателей того, что вы действительно разбираетесь в предмете. Так что сама разработка курса, проведение занятий и ожидание вопросов всех уровней сложности от студентов — отличная мотивация исследовать материал глубже.

Комментарии (0)