Доставка дронами от Aha работает в Рейкьявике до 19 часов – в дни, когда нет сильного ветра, снега или дождя
Исландский стартап Aha использует изготовленных к Китае дронов и израильскую систему логистики для доставки горячей еды, продуктов и электроники по домам столицы Исландии, Рейкьявика.
Это первая доставка такого рода в мире [нет], а ещё она игнорирует стандартные правила безопасности авиаперевозок. Эти дроны не определяют и не избегают препятствий – у них нет ни радаров, ни камер, ни других систем построения изображений. Они летают по GPS, по путям, признанным свободными от деревьев, зданий и других препятствий. За последние пять месяцев служба осуществила 500 доставок, и пока без единого пострадавшего.
Работает это так: вы вбиваете заказ в приложение на смартфоне («два гамбургера, без лука»), повар Aha грузит заказ на дрон. Вы отслеживаете доставку, выходите встретить дрон, и если в точке сброса всё хорошо, вы соглашаетесь её принять. Тогда дрон опускает вам бургеры на верёвочке, и с жужжанием улетает домой.
Доставка стоит порядка $7. Это окупает работу службы, говорит Марон Кристоферсон, главный исполнительный директор Aha. «На электричество уходит 25 центов», — говорит он.
Доставка может занимать от 4 минут, по сравнению с 25 минутной доставкой по дорогам при плотном движении. Это идеально для горячей еды (самый популярный товар – бургеры), но клиентам также нравится доставка продуктов (популярнее всего – бананы) и оборудования (в основном, электроники).
Кристоферсон начал интересоваться технологиями автономной доставки в 2014 году, ища способ справиться с растущей стоимостью оплаты труда. Обратившись к компаниям, занимающимся дронами, он обнаружил, что большинство из них равнодушно отнеслись к крохотному рынку Исландии.
В 2015 году он связался со стартапом Flytrex из Тель-Авива, продававшим GPS-маячки компаниям, занимающимся дронами. Flytrex разработала систему логистики на основе этих маячков, вместо того, чтобы делать дрон самостоятельно. «С моей точки зрения, такой подход был куда как более прагматичным», — говорит Кристоферсон.
«FedEx не делает грузовики, они их покупают», — говорит Ярив Баш, директор Flytrex. «Мы делаем то же самое с дронами. У нас есть ноу-хау, позволяющее выбирать правильные дроны и подстраивать их под наши нужды, но наши ключевые компетенции лежат в области логистики и облачных сервисов».
Кристоферсон сказал администрации Исландии, занимающейся регулированием воздушного пространства, что у них есть выбор: Исландия может остаться в хвосте списка стран, разработавших доставку дронами, или она может оказаться в первых рядах. А чтобы быть в первых рядах, необходимо разработать правила безопасности.
Прошло больше года обмена мнениями, и Aha получила разрешение на работу. Первые экспериментальные доставки начались в этом году.
Aha использует гексакоптеры DJI Matrice 600, способные переносить до 3 кг груза и весящие 15 кг в полном снаряжении. Они способны пролетать 8 км – 4 км в одну сторону, и потом обратно – чего достаточно для покрытия всего Рейкьявика из центра, где расположена штаб-квартира компании. Пути полёта дронов постоянно отслеживаются, чтобы избегать новых построек. Для уменьшения риска дроны по возможностью летают над водой и ненаселёнными промзонами.
Изначально дроны прибывали на десяток особых точек сброса на окраинах города. Представителю компании необходимо было дождаться дрона и забрать посылку из грузового отсека. Такие доставки позволили Aha набрать опыт и успокоить регуляторов в плане безопасности.
Затем в августе компания получила разрешение опускать посылки на верёвке к избранным домам. «Дрон способен опустить посылку практически на коврик на вашем заднем дворе», — говорит Баш. Вам остаётся только убедить соседей согласиться с этим.
Но это редко вызывает проблемы, говорит Кристоферсон. Он утверждает, что при стрижке газона вы доставляете им больше неудобств.
Полёты вслепую были спорным вопросом в других юрисдикциях по всему миру. В США Федеральное управление гражданской авиации держится за своё требование «почувствовать и избежать». Но Управление всё же разрешило недавно испытательные полёты, включая те, что проводит Wing, подразделение компании Alphabet; в них дрон летит дальше, чем может видеть оператор.
Баш говорит, что две страны – он пока не готов раскрыть их названия или даже континенты – уже готовы разрешить проекты, подобные тому, что Flytrex и Aha запустили в Исландии. И почему нет, говорит он, если у доставки дронами рисков меньше, чем у многих других разрешённых вещей в нашей жизни.
«Что безопаснее, — спрашивает он, — позволять 16-летнему подростку вести двухтонную машину к вашему дому каждый раз, когда вам хочется гамбургера, или отправить 15-кг дрон, не страдающий от недосыпа прошлой ночью?»
Комментарии (20)
rusec
14.10.2018 04:07Семь баксов за доставку пары кило бананов на пару км — кучеряво живут. У нас за половину доставят хоть мешок в любую точку страны, хоть на пятьсот км.
khim
14.10.2018 04:28Ну тут плата за скорость в основном. Другие способы будут дешевле, но больше.
rusec
14.10.2018 05:24Вот вам часто так нестерпимо срочно хочется бананов?
khim
14.10.2018 09:38+1Нечасто. Но бывает. А с учётом того, что «за последние пять месяцев служба осуществила 500 доставок» (это, на минуточку, 3-4 доставки в день), а речь идёт о целом городе (пусть и небольшом) — этого достаточно.
Zordhauer
14.10.2018 10:50+2иногда мне хочется бананов, прилетевших к моему дому по воздуху… думаю, немало людей заказывают скорее своего рода шоу, а не сами бананы) кому-то может понравиться отсутствие необходимости контактировать с людьми (социофобам, например)
Из той же серии: Vip-такси вместо обычного; красивая брендовая одежда вместо «прикрывает срам и сохраняет тепло»; беспроводные наушники вместо проводных; бизнес-класс в самолете…rusec
14.10.2018 16:06Согласен, о бананах по воздуху как шоу я даже не подумал. Первое время, пока народ не наиграется, это будет работать.
agat000
14.10.2018 07:32Любая система проверяется на крайностях. Вот когда разрулят первые ЧП, аварии, сбития, травмы и прочее — тогда и будет видно, насколько это жизнеспособно в конкретной стране.
Удачи им, конечно.
C4ET4uK
14.10.2018 10:10-1Радиус доставки 4 км. Как-то не густо.
rusec
14.10.2018 16:11+1Это самые противные 4 км — от магазина до потребителя. В магазин можно затащить фуру бананов, дёшево и неторопливо, никому не мешая. Растащить их по квартирам, не создавая пробок — бесценно. Точнее, пятьсот рублей с человека.
SADKO
14.10.2018 13:40Два момента…
… к стоимости энергии нужно добавить стоимость батарей, а так-же каким-то образом учитывать их износ, от компании купившей DJI не ожидаешь учёта этих ньюансов, но в конце концов это их деньги
...DJI позаботится вернуться при разряде и плавно сесть, но бывают глушилки GPS вольные и невольные
dididididi
14.10.2018 20:50+1Почему использует коптеры, ведь самолетоподобные дроны практичнее? У коптеров главное достоинство зависать на месте, но зачем это при доставке?
Если они летают по GPS, то о какой доставке на коврик идет речь, если там точность порядка нескольких метров?vasimv
14.10.2018 22:42Самолетоподобным нужны взлетная и посадочные полосы, прочные шасси, довольно сложные алгоритмы навигации и аэродинамика, то есть груз придется прятать внутри фюзеляжа. Конвертоплан еще как-то снимет первую и вторую проблемы, но не третью и четвертую. То есть получится довольно габаритный и тяжелый девайс с большими крыльями и фюзеляжем, да еще и с раздвижным грузовым люком. Дорого и опасно в городской черте.
GPS дает точность в пределе пары метров в пределах одного региона, если учитывать положение ближайшей корректирующей станции. С RTK-GPS вообще никаких проблем с точностью, до сантиметров.
khim
15.10.2018 14:16Если они летают по GPS, то о какой доставке на коврик идет речь, если там точность порядка нескольких метров?
Точность определения координат по GPS — метры, точность определения дистанции — сантиметры (ну может десятки сантиметров).
А положение базы, окуда дрон взлетает, фиксировано.
dididididi
15.10.2018 09:05Для вертолета тоже нужна ВПП, причем ненамного меньше, самолеты(модели) счас взлетают практически с места. Выгрузка же производится «бомбометанием» в аэродинамическом одноразовом контейнере. обратно возвращается пустой «тощий» электропланер.
Второй вопрос, понятно куда осуществляется доставка в случае частного сектора, можно указать точку доставки на своей лужайке. Да и то если он доставляет по gps, откуда знать что там не натянуты бельевые веревки или не поставили стремянку, например. Куда он доставляет в городе? Оставляет возле подъезда? В любом случае нужна инфраструктура для выгрузки, например на крыше.
ТО есть точки доставки тоже должны быть как то обозначены, наверно ковриком с машиночитаемым рисунком, «сертифицированным на безопасность»(без веревок, стенок и т.п. )
Popadanec
Что то про почту России больше не слышно.