Шаг за шагом: как легализовать заработок в валюте / Хабр

Шаг за шагом: как легализовать заработок в валюте

Каждый, кто был на Хабре больше одного раза, знает о наших сервисах для профессионалов — Мой круг и Фрилансим. Первый помогает найти друг друга потенциальным работодателям и соискателям вакансий, второй — фрилансерам и заказчикам. Часто с помощью этих сервисов иностранный работодатель или заказчик ищет специалистов в России — порядка 30% пользователей Моего Круга и Фрилансим не из нашей страны. И неудивительно — российские айтишники востребованы за рубежом, и гонорары им переводят неплохие, в валюте. А вот как легализовать эти совершенно законно заработанные деньги — не всегда понятно даже тем, от кого профессия требует каждый день решать сложнейшие задачи.
Как правильно оформить валютные платежи и какие налоги при этом заплатить — помогают разобраться эксперты банка Точка.

Пару недель назад мы провели опрос среди пользователей Фрилансим на тему работы с зарубежными заказчиками. Оказалось, среди штатных сотрудников 20%, а среди фрилансеров 45% работали с иностранными заказчиками и получали оплату в валюте. В обоих случаях только каждый третий оформлял свою деятельность как ИП или ООО. При этом 95% всех опрошенных рассматривают возможность работы с иностранными заказчиками. Множество вопросов о деталях оформления на профильных ресурсах говорит о том, что процедура вывода валюты пугает исполнителей, заставляя их действовать как частное лицо и постоянно рискуя привлечь внимание налоговой.
Но не так страшен валютный контроль, как его малюют. Тем более, что правила работы с иностранными заказчиками и детали учета комиссий сервисов со временем даже упрощаются.
Начнем с того, что с точки зрения законодательства, ИП из России имеет полное право легально работать на зарубежного заказчика — специальных статусов и разрешений на это не требуется. Однако род «внешнеэкономической» деятельности должен соответствовать кодам ОКВЭД, заявленным при регистрации ИП и занесенным в ЕГРИП.
Работа с иностранными заказчиками возможна в любой системе налогообложения, поэтому выбирать ее надо по тем же факторам, что и при работе внутри страны: по доходам, роду деятельности и т.п. Отличаться будет только оформление НДС с комиссии сервиса-посредника, если таковая применяется. Подробнее об этом — в кейсе Upwork. Кстати, с 1 января 2019 года отменяется обязанность налогового агента по оплате НДС в случае приобретения услуг в электронном виде, поэтому эти детали оформления потеряют свою актуальность.
Еще один фактор — разница в учете дат переводов для УСН и патента. На УСН важно учитывать доходы по кварталам, но законодательство не уточняет, на какую именно дату «засчитывать» доход (дата поступления денег на виртуальный счет Upwork, дата поступления их на транзитный счет банка или дата вывода в рубли). Патент же вообще не учитывает сумму доходов, а значит, и даты поступления платежей. С этой точки зрения он может быть удобнее. Правда, это не означает, что патент будет выгоднее для какого-то конкретного бизнеса.
Если предприниматель заключил выгодный контракт и купить патент ему будет дешевле, чем платить УСН, он может обратиться в налоговую с заявлением на получение патента. Главное, чтобы деньги пришли на его счет тогда, когда уже применяется патент.
Любовь Козлова
Банк Точка
Есть разные сценарии работы российских исполнителей с работодателями или заказчиками из-за рубежа. Но начнем мы с рассмотрения простейшего случая — прямой работы российского ИП с одним партнером.
Кейс 1. «Исполнитель — Заказчик» без посредников
Итак, вы — ИП с российской пропиской и рублевым счетом в российском банке. Через сервисы Мой Круг или Фрилансим вы договорились о работе с неким иностранным заказчиком и выполнили для него определенную работу. Чтобы получить честно заработанное, вам необходимо выполнить следующие шаги.
Шаг 1. Заключаем договор
Как и внутри страны, любые услуги должны быть оформлены документально. Мой Круг и Фрилансим в этом процессе не участвуют, помогая только поиску партнеров. Т.е. в данном случае мы не рассматриваем разнообразные оферты сервиса-посредника и прочие сложности, которые можно встретить на других площадках (на них мы остановимся позже).
В зависимости от деталей взаимодействия с заказчиком, договор можно подписать дистанционно (заказчик подписал со своей стороны, отсканировал и отправил исполнителю; исполнитель распечатал, подписал со своей стороны) или присоединиться к публичной оферте заказчика. Подписанный с обеих сторон договор необходимо отсканировать и отправить в банк на старте взаимодействия с зарубежным заказчиком.
Кстати, совсем недавно в Точке появился сервис составления экспортного договора на оказание услуг или инвойса для выставления счета контрагенту экспертами валютного контроля. Доступен он всем желающим — не только клиентам банка.
Шаг 2. Оплата
Предположим, оплата по договору осуществляется в валюте заказчика. Для получения этого платежа российскому ИП необходим счет в той же валюте, но в российском банке (на этапе открытия счета стоит уточнить, какой нужен будет банковский тариф, чтобы были возможны валютные операции — внешнеэкономическую деятельность могут разрешить не любые пакеты обслуживания).
Реквизиты этого счета надо сообщить контрагенту, когда придет время оплаты.
В Точке обслуживание и открытие валютного счета является бесплатным. Вместе с обычным валютным счетом открывается так называемый транзитный, на котором хранятся пришедшие деньги, пока идет валютный контроль.Транзитный счет участвует в процессе, только если речь идет о входящих платежах — это своего рода «буферная» зона валютного контроля. Исходящие платежи транзитный счет не затрагивают.
Ярослав Суханов
Банк Точка
Шаг 3. Прохождение валютного контроля
Чтобы воспользоваться поступившей валютой необходимо предоставить на проверку валютного контроля банка документы, подтверждающие договорные отношения с заказчиком, на русском языке. В Точке перевести документы, составленные на иностранном языке, могут сами, но нужно будет подтвердить корректность перевода. Заверять документы у нотариуса для прохождения валютного контроля не нужно.
При проверке документов сотрудники Точки могут подсказать, как лучше все оформить, чтобы валютные операции проходили максимально оперативно и правомерно. Мы придерживаемся мнения, что фрилансерам удобнее вести электронный документооборот, не посещая офис, поэтому стараемся все процедуры проводить удаленно. Сотрудники в любом случае помогут сделать всё правильно и оперативно, чтобы предприниматель получил свои деньги. Они не заинтересованы в том, чтобы клиент самостоятельно искал выход из ситуации, поэтому просто присылают образцы и помогают их заполнить.
Ярослав Суханов
Банк Точка
Валютный контроль — процедура платная, стоимость ее в разных банках и на разных тарифах может различаться.
Шаг 4. Конвертация в рубли
Обменять валюту на рубли можно сразу после прохождения валютного контроля либо дождаться более выгодного курса конвертации. При скачках курса разница может оказаться существенной, однако стоит помнить, что эта разница может быть как в плюс, так и в минус.
Шаг 5. Налоговая отчетность
Еще один важный момент — предоставление отчетности, в том числе о валютных операциях в налоговую. Доход в рублях определяется по курсу ЦБ РФ на дату зачисления валюты на транзитный счет.
В Точке есть возможность полностью автоматизировано считать налоги при работе напрямую с заказчиком. Сервис сам посчитает доход в рублях на дату зачисления валюты, рассчитает курсовую разницу при продаже валюты и добавит её в доход, если разница будет положительной. По итогу года мы подготовим декларацию, которую можно отправить в налоговую в интернет-банке в электронном виде. При таком подходе работа напрямую с налоговой минимальна
Любовь Козлова
Банк Точка
Кейс 2. Upwork
Больше всего вопросов о правильном оформлении внешнеэкономической деятельности в Точку поступает от пользователей различных зарубежных бирж-посредников. Кстати, среди респондентов нашего опроса 34% хотя бы раз использовали Upwork для поиска заказов. На нем и разберем правильный алгоритм вывода валюты (разбор проведем на примере требований Банка Точка).
От предыдущего кейса такой сценарий работы отличает то, что взаимодействовать приходится не с конечным заказчиком, а с посредником, у которого есть свои подходы к работе, определяющиеся тем, с валютным законодательством каких стран ему приходится работать.
Шаг 1. Присоединяемся к оферте
Upwork предлагает пользователям сервиса присоединиться к публичной оферте. И для правильного оформления сделки необходимо распечатать ее последнюю версию. На последней странице следует указать дату присоединения (как ИП, т.е. «+ ИП ********») и поставить подпись. В теории оферта должна быть переведена на русский язык. Однако у Upwork есть и двуязычный документ (русский — английский) — его можно запросить в поддержке.
Договор оферты (английскую версию либо двуязычный договор) нужно отправить в банк при первом зачислении валюты. Каждую новую версию оферты нужно отправлять, если договор с Upwork стоит на учете в банке (сумма обязательств по договору превысила 6 млн. руб.), чтобы специалисты могли вовремя внести изменения в ведомость банковского контроля, если это потребуется.
Шаг 2. Указываем реквизиты на сервисе Upwork
Этот шаг практически не меняется. Только вместо отправки заказчику необходимо указать реквизиты валютного счета в настройках вывода платежей Upwork.
Скриншот страницы с реквизитами в Upwork надо предоставить в Точку, переводить его не обязательно.
Шаг 3. Валютный контроль
В целом, банки довольно часто сталкиваются с пользователями площадок, вроде Upwork, и стараются унифицировать работу с ними. В Точке для проведения валютного контроля по отдельным платежам потребуется Подтверждение оказанных услуг (Confirmation of Services), подписанное с обеих сторон, где будет прописана сумма вознаграждения за вычетом комиссии сервиса и срок оплаты работ. Этот документ можно запросить в поддержке Upwork. Для перевода денег его необходимо перевести на русский язык. Именно в Точку можно предоставить английскую версию — там есть свой переводчик, работу которого впоследствии надо будет просто подтвердить.
Документы от конечного заказчика не требуются.
Шаг 4. Конвертация в рубли
После проверки документов валютным контролем банка вывод денег с валютного счета осуществляется также, как и в предыдущем кейсе.
Хранить деньги в валюте можно сколь угодно долго. Но стоит учитывать то, как впоследствии будет оформляться налоговая отчетность. Так что рекомендуем ознакомиться со следующим пунктом, прежде чем принимать окончательное решение.
Шаг 5. Налоговая отчетность
Больше всего вопросов при легальной работе с Upwork вызывает именно момент уплаты налогов и отражения доходов в отчетности.
И здесь есть три загвоздки.
Первая — правильный расчет полного дохода, который указывается в налоговой отчетности. Чтобы отразить для налоговой полный доход, необходимо сумму до вычета комиссии площадки умножить на курс ЦБ РФ на дату учёта дохода (подробности о датах— в абзаце, посвященном третьей загвоздке). При продаже валюты нужно также добавить в доходы положительную курсовую разницу от этой сделки.
В сервисе Точки есть возможность добавить сумму комиссии, уплаченную Upwork, дополнительной строкой, нужно только рассчитать её самостоятельно. Курсовая разница будет рассчитана автоматически при продаже валюты.
Вторая загвоздка — НДС с комиссии сервиса, которая актуальна для предпринимателей, работающих на любой системе налогообложения (патент в данном случае не «спасет»). Оплачивая услуги площадки UpWork, предприниматель становится налоговым агентом по НДС, вне зависимости от системы налогообложения. Это значит, что ему нужно уплатить в бюджет начисленный НДС, составить счет-фактуру, зарегистрировать ее в книге продаж и подать в налоговый орган декларацию по НДС.
Для подтверждения размера комиссии, добавления ее в расчет УСН и оплаты НДС может потребоваться Отчёт с портала Upwork (Certificate of earnings, находится в разделе Reports — More reports), где будет отражена комиссия сервиса и дата присоединения к оферте сервиса. Для валютного контроля этот документ не обязателен (может предоставляется по желанию исполнителя в виде скриншота как раз для подтверждения комиссии сервиса). Переводить и подписывать этот отчет не обязательно.
На дату оплаты комиссии нужно определить налоговую базу по НДС; она рассчитывается как 18/118 от суммы комиссии сервиса по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату списания комиссии. Оплатить налог надо до 25 числа месяца, следующего за кварталом. Налог предприниматель должен перечислить в свою налоговую по месту проживания. В течение пяти дней после оплаты комиссии сервису UpWork выставляется счет-фактура по услугам площадки, которая регистрируется в книге продаж. Отчитаться в налоговую нужно до 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Штраф за неперечисление НДС — 20% от суммы налога плюс пени за просрочку платежа (1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки). А за непредставление налоговой декларации налоговый агент привлекается к ответственности согласно п. 1 ст. 119 НК РФ. В соответствии с указанной нормой штраф может составлять от 1000 руб. до 30% не уплаченной в установленный срок суммы налога, которая определяется на дату истечения срока перечисления налога.
С 1 января 2019 года для ИП и организаций отменяется обязанность налогового агента по НДС в случае приобретения услуг в электронном виде, а значит, не нужно будет платить НДС и отчитываться в налоговую.
Третья загвоздка — на какую дату должны отражаться доходы.
В законодательстве нет четкого понимания, на какую дату должны отражаться доходы, например, по УСН — на дату перечисления суммы заказчиком, на дату ее поступления на виртуальный счет исполнителя в сервисе Upwork, либо на дату вывода денег на транзитный счет.
Любой из подходов, какой бы ни выбрал предприниматель, может вызвать расхождение с налоговой инспекцией. В Точке есть возможность учитывать доходы любым из способов, выбранным предпринимателем. Все три способа потребуют от предпринимателя вручную добавлять информацию. Если предприниматель выберет способ учёта доходов по дате зачисления на транзитный счёт, ему нужно добавлять информацию о сумме удержанной комиссии, а доход за вычетом комиссии будет рассчитан автоматически. Остальные два предполагают ручное добавление суммы дохода –предпринимателю нужно будет вручную добавлять сумму дохода по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перечисления суммы заказчиком либо на дату поступления денег на виртуальный счет (в зависимости от того, какой вариант расчета он выберет). При этом для операции на транзитном счете необходимо выставить статус «Игнор», чтобы доход не учитывался второй раз.
Любовь Козлова
Банк Точка
Отсутствие официальных разъяснений о том, «как надо», может привести к доначислению налога, если курс на дату, выбранную предпринимателем, оказался ниже курса на дату, который выбрала налоговая.
В целом работа с валютой характерна тем, что при сравнении налоговой оборота по рублевому счету и суммы дохода по декларации почти всегда выявляются несоответствия (как раз из-за разницы в курсах валюты на дату учета дохода и дату продажи валюты). Для ответа на возникающие вопросы налоговой достаточно предоставить письменные пояснения, выписку по транзитному счету или отчеты Certificate of earnings и книгу учета доходов и расходов.
Полностью исключить вопросы про даты платежей может только переход на патентную систему налогообложения для тех родов деятельности, для которых это возможно.
А если не легализовывать?
Довольно часто можно видеть комментарии о том, что пользователи, работая с Upwork, выводят средства на личный счет, не оформляя ИП и не проходя валютный контроль. Однако хочется напомнить, что осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве ИП влечет наложение штрафа 500 — 2000 рублей. Кроме того, нарушителя ждут все налоговые последствия за весь период деятельности:
  • несдача декларации влечет наложение штрафа 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки сдачи декларации, но минимум 1 000 рублей, максимум 30%;
  • неуплата налога влечет штраф 20% от суммы налога и начисление пени.
Важно понимать, что при вскрытии такой «серой» схемы работы систему налогообложения (а значит и ставку налога) выбрать будет уже нельзя. Все налоги будут рассчитываться по ОСНО (а это значит начисление НДФЛ и НДС).
Зарегистрировать ИП просто, для этого не нужно никуда ходить, специалисты Точки подготовят все необходимые документы, помогут подобрать систему налогообложения и свяжутся с налоговой.
В финале хотим напомнить, что законодательство постоянно меняется, вместе с ним развиваются и инструменты автоматизации (банковское обслуживание, личный кабинет налогоплательщика). Поэтому перед применением на практике озвученных выше идей настоятельно рекомендуем ознакомиться с последними нововведениями.

Комментарии (8)


  1. SDKiller
    12.11.2018 19:39
    +3

    Зря все-таки хабр позволяет менять стили.


  1. garex
    12.11.2018 19:46
    +2

    Сёравно всё сложно. 21 век на дворе, а до сих пор ни одно государство не придумало нормальной системы взимания налогов, чтобы голову не греть. Агенты, НДСы. Проще всё должно быть.


    1. IpkisIpkis
      12.11.2018 20:07

      Чтобы отсутствовали проблемы с налогами, наверное, должно отсутствовать само понятие "государство". Точнее должна быть какая-нибудь планетарная общеземная налоговая система. В противном случае одно государство будет всегда пытаться наживиться на другом и на своих гражданах, работающих на другие государства


      1. 5oclock
        12.11.2018 20:17

        Своему заказчику, с которым подписал договор, выдаёшь реквизиты счёта, куда перечислить деньги.
        Банку говоришь: вот мне деньги тут придут скоро (а может уже пришли). Вот договор, вот ИНН — перекиньте налоговой 13% от суммы, пжалста.

        А остальным распоряжаешься как хочешь.

        Чем плохо?


      1. Alexey2005
        12.11.2018 20:23

        Да пусть наживается, лишь бы лишнего геморроя не доставляло.
        Вот серьёзно, в чём (кроме отсутствия желания сделать по-людски) проблема подготавливать все эти документы автоматически?
        Всё равно же налоговая как-то проверяет правдивость поданных сведений, значит у них уже есть возможность вести учёт, не трахая лишний раз налогоплательщиков бюрократией?


  1. Dmitry88
    12.11.2018 20:14

    хм, неужели для продажи товара обязательно нужен договор? Продаешь ты картинки из фотобанка и софт какой-нибудь и обязательно нужны договорные обязательства? Разве недостаточно инвойса и пеймента?


  1. arku
    12.11.2018 20:15
    +1

    Ни в коем случае не поощряю теневую экономику, но есть маленький, но суперважный нюанс, который стоит учитывать.

    При открытии ИП, на вас возлагается требование в уплате страховых взносов — около 30 тысяч рублей в год, вне зависимости от ваших доходов. Это автоматически вызывает сомнения в разумности открытия ИП как НЕ ОСНОВНОГО источника дохода.

    Если бы этого пункта не было, то при прочих существующих обстоятельствах, это возможно, имело бы хоть какой-то смысл открыть ИП «на всякий случай» и искать контракт. Но не сейчас.


    1. 5oclock
      12.11.2018 20:19
      +1

      А ещё банки ИПшникам кредиты не дают.