Насколько я помню, в 70-80 годах лозунг «секс — двигатель рекламы» был невероятно притягателен. Было такое ощущение, что предметом общего согласия в рекламе был образ полуодетой красавицы, которую достаточно поставить перед неким продуктом и сфотографировать, после чего этот продукт разлетится как горячие пирожки. Это касалось джинсов, лосьонов после бритья, автомобилей, да всего чего угодно, щедро приправляемого двусмысленными образами, призванными вытягивать деньги из карманов альфа-самцов. Где-то этот приём использовался утончённо и элегантно, где-то — более грубо, пожалуй, найти можно самые разные примеры.

Реклама аркадных игровых автоматов, по меньшей мере, в ранний период их существования, не смогла противостоять этому веянию. Игры тогда воспринимались как мужское развлечение, поэтому очевидной казалась мысль о том, что женские образы сделают их рекламу результативнее. Однако объективный взгляд на то, что тогда происходило, говорит о неоднозначности результатов подобных рекламных кампаний.

Всё это началось с игры Computer Space. Пожалуй, лучше всего начать наш разговор именно с неё, так как она была представлена первым игровым автоматом, получившим широкое распространение. Автомат выпустила в 1971 году компания Nutting Associates. Тогда явно чувствовалось, что для того, чтобы эту игру продавать, нужно немного гламура. В результате игровая индустрия, с самого начала, прибегала к услугам женщин-моделей для того чтобы привлечь внимание аудитории.


Глядя в прошлое, и зная о том времени, я могу предположить, что такой подход к рекламе делал своё дело. Притягательные изгибы корпуса аппарата хорошо сочетались со стоящей рядом с ним моделью.

Похожим образом всё происходило и с будущими выпусками классических аркадных игр. Но, к сожалению, в отличие от предыдущего примера, создатели следующего снимка, кажется, особенно не задумывались. Можно не придавать значения копиям экрана, видеосъёмкам, демонстрирующим ход игры, захватывающей графике. Вероятно, достаточно просто сфотографировать строго одетую даму, которая играет в игру? Такой ход должен сработать. Правда?


Ну, вообще-то, вряд ли это сработает. Просто сравните рекламу Computer Space и Quantum. Не хочу никого обидеть, но пытаться с помощью модели, одетой как счетовод, «разогреть» аркадный автомат Quantum, по-моему — не лучшая маркетинговая идея Atari. Может это случайное совпадение, а может и нет, но основной выпуск игры так и не состоялся. Ретроспективный взгляд — замечательная штука.

Не хочу показаться буйным извращенцем или кем-то вроде того (мне придётся что-то написать об этом, так что потерпите минутку), но, по моему мнению, можно поспорить с утверждением о том, что в случае с Centipede рекламщики поступили лучше.


На снимке можно видеть модель с причёской в стиле 80-х, одетую в короткие облегающие шорты. Они, пожалуй, даже слишком короткие. Что тут может не понравиться? Хотя, не интересно ли отметить, что сам игровой автомат практически полностью скрыт во тьме? Очевидно, он в этом кадре — не самое главное.

В то же время ниже показан более традиционный подход к рекламе той же самой игры.



Всё ли хорошо с этой рекламой? Глядя на эти снимки, я не уверен, что модель сможет простоять в такой позе более пяти минут, и, в общем-то, могу закрыть глаза на тот факт, что автомат не подключен к электросети. Эти изображения взяты из одной интересной статьи о женщинах в игровых залах, почитать которую можно здесь.

Но, конечно, несмотря на мою критику, надо отметить, что общепризнано то, что женщин могут привлекать некоторые игры, вроде Pac-Man от Namco или того же Centipede от Atari (что интересно, игра Centipede была спроектирована и запрограммирована, в основном, Доной Бэйли). Например, вот Кейт Пирсон из группы «The B-52s» играет в Centipede.



Во многих рекламных материалах Atari встречаются оживлённые парочки, совместно играющие в аркадные игры. Возможно, такие изображения несут в себе тонкий намёк на то, что игры — это не только новая игрушка для молодых мужчин, которой опасаются те, кто уже повзрослел, а кое-что такое, чем могут наслаждаться абсолютно все. Тут можно ощутить попытку «демистификации» этих ранних аркадных автоматов. В качестве примера взгляните на рекламу игр Asteroids Deluxe, Dig Dug, Space Duel, Tempest, Gravitar и Millipede.







Как видно, до тех пор, пока модель одета в длинные брюки, аппараты рекламируются как развлечение для всей семьи. Обратите внимание на то, что на каждом из этих изображений женщина, так сказать, у руля, а мужчина выступает в роли пассажира, дающего водителю советы. Это, в свете пренебрежительного отношения к женщинам в 70-80-е, выглядит неожиданно.

Отмотаем ленту времени на несколько лет назад и взглянем на Gotcha — одну из ранних игра Atari. Тут использован похожий подход к съёмкам. Говорят, что этот снимок доставил компании немало хлопот из-за его неоднозначного подтекста. А вроде — ничего такого — просто парень гонится за девушкой.


Однако если к этому снимку присмотреться, оказывается, что контроллеры, встроенные в автомат, напоминают женскую грудь — наивная попытка сделать игру более женственной. После этого уже можно понять — сколько будет дважды два. То, что сделано с игрой под предлогом обычного привлечения внимания аудитории, можно воспринять как кое-что куда более низменное. Тут можно разглядеть маркетинговые уловки, в которые завёрнута игра с ограниченным игровым процессом, возможно, созданные для того, чтобы шокировать аудиторию. (Вам будет приятно узнать, что Atari убрала эти неоднозначные контроллеры в более поздних выпусках игры, заменив их на более традиционный двойной джойстик).

А вот реклама автоматов Atari, выпущенных ещё раньше, в 70-х. На этих снимках видны неумелые попытки использовать женскую красоту для продвижения таких игр, как Pong, Barrel Pong, Space Race и Gran Track 10.



На двух предыдущих изображениях, кстати, одна и та же модель.



Кажется, тут мы видим образцы высокой моды 70-х. Следом за Arari похожую рекламу подготовили в Sega/Gremlin для игр Fonz, Astro Fighter и Head On, выпущенных примерно тогда же.




Это близнецы или древний Photoshop? Думаю, мы об этом никогда не узнаем, но цветы в руках моделей, определённо, добавляют шика тому, что происходит на этом снимке.

Явление в рекламе игр, о котором мы тут говорим, не обошло стороной и компанию Sega Japan. А именно, речь идёт об играх Monaco GP и об игре Space Odyssey.




А как насчёт Williams Electronics? Тут — та же история. Вот фото автомата Defender, выпущенного в 1981 году.


Тут, вроде, всё хорошо — до тех пор, пока не удаётся заметить, что модель не обута. Откровенный намёк, нечего сказать. А вот ещё одно интересное наблюдение по поводу этого кадра. Картинки, нанесённые на автомат, вдохновлены «Звёздными войнами». Их спешно поменяли после претензий юридического характера от киностудии 20th Century Fox. Правда, некоторое количество таких вот автоматов, сделанных до их массового выпуска, всё же, после первых выставок, попало в продажу. Сегодня один или два таких находятся у коллекционеров.

А вот какую рекламу для Shark Attack сделали в Game Plan в 1981 году.



Бикини? Галочка. Маска и ласты? Ещё одна галочка. Подтекст в изображении челюстей и женщина в опасности? А ещё — повод для мужских шуток по центру второй картинки. Да, всё это тут есть. Компания Game Plan, вскоре после выпуска этой игры, ушла под воду без следа.

А вот вариации на тему моделей в коротких шортах от Stern — реклама игры Moon War 1981 года.


И правда: «The Ultimate Moon Shot». (Тут раздаётся смех Бивиса и Баттхеда).

Мы много всего сегодня видели, но, пожалуй, самым страшным грешником игровой индустрии стоит признать Konami. А именно, речь идёт об играх конца 1980-х: Haunted Castle, Contra, Jungle King, Konami GT, Dead Eye, A-Jax, Missing in Action и Konami Spy. Такое ощущение, что ничто не ограничивало фантазию их рекламщиков.









Невероятный сексизм. Konami можно лишь пожелать удачи, хотя позиции её крепки до сих пор.

А вот реклама Pac-Man, в которой, как мне кажется, всё сделано правильно. Не знаю, правда, официальный это снимок, попавший в тираж, или нет.


Наконец-то перед нами картинка, на которой всё в порядке с обувью.

На самом деле, есть ещё множество примеров того феномена, который мы сегодня обсуждали. Найти их можно на сайте The Arcade Flyer Archive.

Комментарии (45)


  1. 8street
    23.11.2018 12:47
    +3

    А детьми это воспринималось более чем нормально. Без всякого подтекста.


  1. Tarson
    23.11.2018 12:52
    -8

    Есть же на свете такие задроты:D Сколько работы проделано… И где он столько фоток накопал?
    Ну, а так всё тривиально — игровая аудитория мужского пола следовательно приманиваем голыми бабами. Опять же изображение полуодетой женщины рядом с игровым автоматом сообщает мозгу, что не фигней занимаетесь, значит там что-то связано с размножением, важнейшей биологической функцией организма, следовательно играть нужно и полезно.


    1. vvzvlad
      23.11.2018 15:32
      +1

      Черт, я уже вам минусовал карму.


      1. Tarson
        23.11.2018 16:02
        -1

        Да? А вы, вообще, кто???


        1. vvzvlad
          23.11.2018 16:03

          А какая разница?


          1. Tarson
            23.11.2018 16:05

            Да, чувствуется какая-то личная обида.


            1. vvzvlad
              23.11.2018 16:06

              Нет, я даже не помню, кто вы, и за что я вас минусовал в прошлый раз. Тоже за какой-то неприятный комментарий скорее всего.


              1. Tarson
                23.11.2018 16:09
                -1

                А вот тут, чувствуется, врете. Ради интереса поищу, комментариев у меня немного. Тем более, неприятных не припомню.


                1. vvzvlad
                  23.11.2018 16:10

                  Да ради богов.


                  1. Tarson
                    23.11.2018 16:47
                    -6

                    Нашел. Это вы, оказывается, просто свое в комментариях гнали к моей публикации про удалённое программирование AVR. Опять же неприятных комментов со своей стороны (в отличие от вашей) не увидел.
                    За неё что ли минусовали?
                    Фу, позорище...


                    1. vvzvlad
                      23.11.2018 16:49
                      +1

                      Держите в курсе, нам очень важен ваш репортаж с места событий.


                      1. Tarson
                        23.11.2018 17:06
                        -5

                        Это пожалуйста. Всегда приятно вернуть людям память.


      1. OnelaW
        23.11.2018 17:31
        -2

        А что так к карме прикопались? Плюсиков жалко? Пусть пишут.
        Я бы может тоже хотел и плюсики всем понаставить и статейку написать если бы знал о чём писать.


  1. OnelaW
    23.11.2018 13:46
    +6

    Правильный пятничный пост)


    1. tvr
      23.11.2018 15:04
      +1

      Просто огонь! И ностальгия по такому антуражу/стилю сразу накатила.
      Konami в этой подборке уделали всех, не зря автор оставил их на сладкое :))


      1. OnelaW
        23.11.2018 15:37

        Надо будет накатить пинбол, понастальгировать.


      1. Alexey2005
        23.11.2018 15:42
        -2

        Странно, но девушки на таких древних плакатах почему-то не кажутся сексуальными, скорее просто вульгарными. Возможно, дело в совершенно безвкусном макияже и причёсках, которые им совершенно не идут.


        1. tvr
          23.11.2018 15:50
          +1

          Ну здравствуй, не смотревший «Греческую смоковницу» в своё время.


          1. MacIn
            24.11.2018 00:49

            И слава те господи.
            Купил тут на барахолке почти нулевый Электроника-ВМ12, а с ним шла в комплекте советского же производства VHS кассета с затертой подписью. Воткнул, включил — оно самое. Сначала стошнило, потом порадовался, что к импотенции не привело за те 5 секунд, что видел экран. Вправду — общественные предпочтения меняются и очень сильно.


        1. boilroom
          23.11.2018 16:13

          Вы на года посмотрите. Восприятие сексуальности (равно как и красоты вообще) имеет свойство меняться с течением времени. То толстых любят, то тощих и т.д. Просто время такое было. Сейчас нам смешно, а тогда было круто.


        1. proton17
          23.11.2018 17:20
          +1

          Просто тогда еще Photoshop не было)


        1. stangrinn
          24.11.2018 18:42

          А может за 30 лет сменились веяния моды?


  1. vlreshet
    23.11.2018 14:00
    +8

    А представьте сейчас такую рекламу. Сразу набегут всевозможные борцы, и начнут кричать что женщина не реклама, и модели только стройные почему-то, и толстых одноногих негритянок не хватает. Общество повернуло куда-то не туда…


  1. boogiebomzh
    23.11.2018 14:14
    -11

    Автору пора уже найти девушку.


  1. Maslukhin
    23.11.2018 15:29
    +2

    Т.е. красиво раздетая девушка у игрового автомата — это уже плохо? Нет, не о таком будем я мечтал :(



  1. Javian
    23.11.2018 15:44

    На странице The Vault of the Atomic Space Age можно увидеть множество примеров рекламы, например, ЭВМ с таким же подтекстом.
    image


    1. hippohood
      23.11.2018 19:21
      +3

      Что происходит на фото? о_0


      1. solariserj
        23.11.2018 23:32
        +1

        Бережное сохранение данных на ваших магнитных лентах


      1. MacIn
        23.11.2018 23:46

        Разбиение на тома и резервное копирование на ленту IBM 9 track


  1. basilbasilbasil
    23.11.2018 16:05

    Это очень важную проблему затронули, пожалуйста, продолжайте ваши исследования.


  1. varelavalera
    23.11.2018 16:42
    +2

    Отличный пост. Жаль нет голосования за лучший постер. По мне лучше всех Monaco GP, вне времени.


    1. betrachtung
      26.11.2018 06:29

      Да у Sega все приведённые постеры удачные. Интересно, чем вызван такой разрыв в качестве с остальными постерами.


  1. muhaa
    23.11.2018 18:23

    Какие же они все страшные. Эти старые игровые автоматы.


    1. unwrecker
      23.11.2018 21:46

      Не, ну первая то очень даже ничего! :)


  1. MacIn
    23.11.2018 21:28

    я не уверен, что модель сможет простоять в такой позе более пяти минут, и, в общем-то, могу закрыть глаза на тот факт, что автомат не подключен к электросети

    Почерк техногика вижу я… серьезно, рассуждать о реалистичности позы или чего-то подобного в контексте рекламы с сексуальным подтекстом? На такое способны только техно-гики (в хорошем смысле слова). Очевидно же, что поза выбирается такая, чтобы мышца бедра подтягивалась и ягодицы+ляжки выглядели наиболее сексуально.


  1. SADKO
    24.11.2018 00:01
    +1

    Автор мало понимает в рекламе, всё сделано правильно для своего времени, даже бабушки в ночнушках с цветами и бухгалтер, дело то не в сексе, так просто удобно думать.
    Модели привлекают внимание к невзрачным ящикам, символизируют успех, и даже если снять откровенно порнографическую рекламу стола, на котором босс натягивает секретаршу, сам секс здесь будет не более чем символ…
    … дальше больше, если реклама для покупателя аппарата, то можно показать людей играющих, и их отношение к игре, что собственно и демонстрируют играющие парочки

    Как правильней сейчас, как правильней тогда, нам трудно судить не имея портрета покупателя тех лет и его культурного бэкграунда. Но так-же как и сейчас, кто-то делал рекламу что-бы продавать, кто-то креативил, а иной просто пытался подражать делая «всё как у людей» не отдавая себе отчёта как и зачем.


  1. hipposphaericus
    24.11.2018 01:25

    Не понял. О чём это вообще? Что это за выставка моделей прошлых лет? Где графики зависимости продаж от типа рекламы? Где выводы? «Как видно, до тех пор, пока модель одета в длинные брюки, аппараты рекламируются как развлечение для всей семьи.» — да, это видно, спасибо, кэп, мы не слепые. Но выводы-то какие? Помогло или нет? Правильной ли дорогой шли товарищи? Какова статистика использования автоматов семейными и холостыми? Куда в основном ставили?

    Если это было историческое эссе про игровые автоматы — наверное не нужно было так упирать на обувь моделей и позы, достаточно просто перечислить производителей, год выпуска, возможности, популярность на рынке. Что рекламу делают не боги и не гении — мы и сами в курсе. Любоваться здесь не на что, выводов никаких. Зря потраченное время.

    Самое главное, тема, заданная заголовком «А кто же покупатель?» — вообще не раскрыта! Ни одного слова про покупателей, все инсинуации только про моделей. Какая-то желтая пресса.


  1. tommyangelo27
    24.11.2018 01:57

    на каждом из этих изображений женщина, так сказать, у руля, а мужчина выступает в роли пассажира, дающего водителю советы. Это, в свете пренебрежительного отношения к женщинам в 70-80-е, выглядит неожиданно.

    Да не все верно. Не станет мужчина бабские советы слушать!
    /sarcasm_off


  1. MisterParser
    24.11.2018 12:03

    На электролобзике Bosch EasyCut на рекламном вкладыше внутри изображена женщина с лобзиком в руках!


    1. 8street
      26.11.2018 10:15

      Ну всё правильно, покупаешь, а женщина внутри.


  1. aleksandros
    24.11.2018 13:48

    Тёплая ламповая реклама. Мне очень нравится.


  1. seminiva
    24.11.2018 18:42

    Некоторые ракурсы сзади порадовиали


  1. tartarelin
    25.11.2018 13:13

    Картинки мне понравились, но когда я открывал статью с заголовком "Секс — продавец классических аркадных игр. А кто же покупатель?" ожидал совершенно другого.


    1. Welran
      26.11.2018 17:23

      Ага так и не выяснили кто же покупатель. По идее автоматы стоят в игровых залах и люди играют в наиболее интересные из представленных игр, а не в тот у кого на рекламе модель красивее. Может реклама рассчитана на владельцев игровых залов? Хотя было бы странно что они могут руководствоваться таким незатейливым маркетингом.