Qt Everywhere — так именуются архивы с исходниками Qt. В 5.12.0 завезут WebAssembly и WebGL стриминг и everywhere звучит уже по другому. Так и просилось что-нибудь запрототипировать. Был быстро накидан прототип чатика на веб-сокетах, что бы протестировать поддержку сети. Под катом будет инструкция по сборке и запуска проекта на WebAssembly, пример вызова JavaScript из С++.


Сборка Qt с WebAssembly


Сперва нужно поставить toolchain emscripten, которым будем собирать Qt. Не забудьте прописать переменные окружения, что бы qmake нашел emcc. Скрипт configure запускался со следующими параметрами:


./configure  -prefix /home/dmitry/Qt/5.12.0/wasm  -xplatform wasm-emscripten   -confirm-license -opensource  -nomake tests  -c++std c++1z  -nomake examples  -release  -no-dbus  -skip qtxmlpatterns  -skip qttools

Дальше как и везде:


$ make 
$ make install

Сборка и запуск проекта


$ ~/Qt/5.12.0/wasm/bin/qmake 
$ make
$ emrun chat.html 

Платформенно-зависимый код


Зашивать url на котором висит бэкенд не очень хорошо, т.к. захочется запускать на произвольном порту. В случает работы из браузера нужно взять location.hostname и location.port что бы определить где запущен бэкенд. Для этого придется немного пописать на JavaScript.


Для любителей дефайнов есть Q_OS_WASM, я же предпочитаю выносить код в pimpl и отдельные файлы. Pimpl здесь лишний, но код разнесу на разные файлы


Заведем какой-нибудь конфиг


//config.h
#pragma once

#include <QtCore/QUrl>

class Config
{
public:

    static QUrl wsUrl();

};

и две реализации


//config.cpp
#include <QtCore/QCoreApplication>
#include <QtCore/QCommandLineParser>
#include "config.h"

QUrl Config::wsUrl()
{
    QCommandLineParser parser;

    QCommandLineOption wsOption(QStringList() << "u" << "url"
                                , "WebSocket url"
                                , "url"
                                , "ws://localhost:1234");
    parser.addOption(wsOption);

    parser.process(*QCoreApplication::instance());
    return QUrl(parser.value(wsOption));
}

//config_wasm.cpp
#include <QtCore/QByteArray>

#include <emscripten/emscripten.h>
#include <emscripten/html5.h>

#include "config.h"

QUrl Config::wsUrl()
{
    QByteArray buff(1024, 0);
    EM_ASM_({
       var url = "ws://"+ window.location.hostname + ":" + window.location.port + "/ws";
       stringToUTF8(url, $0, $1);
    }, buff.data(), buff.size());
    return QUrl(QString::fromUtf8(buff));
}

Осталось прописать в pro файле


wasm {
SOURCES += config_wasm.cpp
} else {
SOURCES += config.cpp
}

EM_ASM_ это магия emscripten позволяющая вызывать JavaScript код из C++. Хотя можно это было сделать и без JavaScript


emscripten::val location = emscripten::val::global("location");
auto host = QString::fromStdString(location["host"].as<string>());
auto protocol = QString::fromStdString(location["protocol"].as<string>());

Поддержка в браузерах


Десктопные браузеры: запускается и работает в Сhrome, Firefox, Safari, Edge(тут пришлось включить экспериментальные функции JavaScript). В зависимости от железа могут быть существенные задержки на компиляции WebAssembly.


В Chrome на Andorid могут пройти минуты на компиляцию WebAssembly. Сразу заметил отсутствия поддержки мобильных браузеров, а именно нет вызова системной клавиатуры, при попытки ввести текст.


Safari на iOS 12 тут приложение падает на этапе компиляции WebAssembly и я не стал дебажить. Теоретически можно перейти на asm.js, но это требует отдельного исследования.


Qt Quick WebGL


В блоге позиционировался как VNC на веб-сокетах с отрисовкой на WebGL. Из зависимостей Qt WebSockets и Qt собранный с поддержкой OpenGL ES 2 т.е. гонять на железе без GPU будет мучительно. Для её поддержки достаточно поставить Qt WebGL Streaming Plugin в онлайн установщике и запустить приложение с параметром -platform webgl или -platform webgl:port=80, если нужно указать порт.


Но у этой технологии есть свои ограничения:


  • задержки или пресловутый input lag;
  • отсутствует поддержка приложений на Qt Widgets;
  • отсутствие передачи звука;
  • одно пользовательское соединение на процесс т.е. во второй вкладке уже не зайти, будет крутиться прелоадер.

Так же я заметил проседание fps при анимации StackView на переходах между экранами. Достоинство WebGL стриминга:


  • встроенный сервер;
  • минимум усилий. Мне не пришлось собирать из исходников Qt и отдельно пересобирать существующее приложение.

Способы применения WebAssembly и WebGL Streaming


Альтернатива Wt когда есть готовое приложение на C++ и к нему нужно прикрутить веб-интерфейс. Например web-интерфейс к torrent качалке.


Web интерфейс для какого-нибудь умного дома. Не даром в Qt завезли MQTT, а на msorvig/qt-webassembly-examples пример mqtt_simpleclient. Можно иметь общий код UI который работает на планшете и в браузере.


Код доступен на GitHub, подготовленные бинарники там же

Комментарии (8)


  1. AnthonyDS
    27.11.2018 12:42

    Вся эта история с WebAssembly напоминает фрактал…


    1. RPG18 Автор
      27.11.2018 14:10

      Так фракталы они же красивые. В следующий раз попробую добавить ложку дегтя и поэксплуатировать какую-нибудь багу.


      1. AnthonyDS
        28.11.2018 13:21

        Может цикл статей по WebAssembly — простой вывод в консоль, работа с DOM, стилями, обработка графики, потоки, сеть, камера, микрофон? =)


        1. RPG18 Автор
          28.11.2018 13:51

          А что не так с графикой в Qt? А сеть тут есть. Манипуляция с DOM нужна тогда, когда пишется кастомный контрол. Например webview, который на десктопе использует Qt WebEngine, а в браузере iframe. Следующая будет по отладке.


          1. AnthonyDS
            28.11.2018 17:59

            Сколько весит результирующий бинарник?


            1. RPG18 Автор
              28.11.2018 18:07

              Сам chat.wasm 21Mb, в gzip'e 7.1 Mb. Демка Go + UI 28Mb.


  1. Antervis
    27.11.2018 18:40

    хорошо если Qt действительно будет «everywhere», и мы получим fullstack framework для любых (не сильно специализированных) задач


    1. RPG18 Автор
      27.11.2018 19:00

      Только не хватает примеров использования в продакшене.