Всем привет!
Меня зовут Дмитрий. Так получилось, что я являюсь тим лидом в команде из 13 iOS разработчиков уже на протяжении двух лет. И вместе мы трудимся над приложением Тинькофф Бизнес.
Хочу поделиться с вами нашим опытом о том, как релизить приложение в неожиданный момент с максимальным набором фич или баг фиксами и при этом не поседеть.
Расскажу о практиках и подходах которые помогли команде заметно ускориться в разработке и тестировании и заметно сократить количество стресса, багов, проблем при внеплановом или срочном релизе. #MakeReleaseWithoutStress.
Поехали!
Описание проблемы
Представьте себе следующую ситуацию.
Идет очередной релиз. Ему предшествовало регрессионное тестирование, тестировщики снова нашли место, в котором вместо текста в приложении отображается ID строки.
Это была одна из самых частых наших проблем с которой мы сталкивались.
Вы можете не столкнуться с данной проблемой, если у вас не локализовано приложение на другой язык, или вся локализация пишется строками прямо в коде без использования Localizable.strings файла.
Но вы можете столкнуться с другими проблемами, которые мы поможем вам решить:
- Падает приложение, потому что вы неправильно указали имя картинки и сделали force unwrap
UIImage(named: "NotExist")!
- Падает приложение, если storyboard не добавлен в target
- Падает приложение, если создали контроллер из storyboard с несуществующим ID
- Падает приложение, если создали контроллер из storyboard с существующим ID, но сделали приведение не к тому классу
- Непредсказуемое поведение, если используете шрифт в коде, который не добавлен в info.plist, или файлу шрифта не проставлен target: возможен crash, а возможно и просто получение стандартного шрифта вместо того, который нужен. Developer Apple: Custom Fonts, Stackoverflow: crash
- Падает приложение, если в storyboards указали контроллеру класс, которого не существует
- Куча однообразного кода в котором создаются иконки, шрифты, контроллеры, вьюшки
- Отсутствуют картинки, иконки в runtime, хотя название картинки есть в storyboard, но нет в assets
- В storyboard используется шрифт, которого нет в info.plist
- В приложении появляются ID строк, вместо локализации в неожиданных местах, из-за удаления строк в Localizable.strings (думали, что не используются)
- Что-то еще, о чем забыл упомянуть, или мы еще не сталкивались.
Причина > Следствие
Почему это все происходит?
Есть программный код, который компилируется. Если вы что-то написали не так (синтаксически, или неправильное название функции при вызове), то ваш проект просто не соберется. Это понятно, очевидно и логично.
А как быть с такими вещами, как ресурсы?
Они не компилируются, просто добавляются в bundle уже после компиляции кода. В связи с этим может возникать большое количество проблем в runtime, например, тот случай, что описан выше — со строками в локализации.
Поиск решения
Мы задумались, как подобные проблемы решаются вообще, и как мы можем это исправить. Я вспомнил одну из конференций Cocoaheads в mail.ru. Там был доклад про сравнение инструментов для кодогенерации.
Посмотрев еще раз, что эти инструменты (библиотеки/фреймворки) из себя представляют, мы наконец-то нашли то, что было нужно.
При этом, похожий подход уже годами используется разработчиками под Android. Google подумал о них и сделал им такой инструмент из коробки. А ведь нам Apple даже стабильный Xcode не может сделать...
Оставалось выяснить только одно — какой именно инструмент выбрать: Natalie, SwiftGen или R.swift?
У Natalie не было поддержки локализации, от него было решено сразу отказаться. У SwiftGen и R.swift были очень похожие возможности. Мы сделали выбор в пользу R.swift, просто исходя из количества звезд, зная о том, что в любой момент мы можем поменять на SwiftGen.
Как работает R.swift
Запускается pre-compile build phase скрипт, пробегает по структуре проекта и генерирует файл, под названием R.generated.swift
, который нужно будет добавить в проект (о том, как это сделать мы детальнее расскажем в самом конце).
Файл имеет следующую структуру:
import Foundation
import Rswift
import UIKit
/// This `R` struct is generated and contains references to static resources.
struct R: Rswift.Validatable {
fileprivate static let applicationLocale = hostingBundle.preferredLocalizations.first.flatMap(Locale.init) ?? Locale.current
fileprivate static let hostingBundle = Bundle(for: R.Class.self)
static func validate() throws {
try intern.validate()
}
// ...
/// This `R.string` struct is generated, and contains static references to 2 localization tables.
struct string {
/// This `R.string.localizable` struct is generated, and contains static references to 1196 localization keys.
struct localizable {
/// en translation: Активировать Apple Pay
///
/// Locales: en, ru
static let card_actions_activate_apple_pay = Rswift.StringResource(key: "card_actions_activate_apple_pay", tableName: "Localizable", bundle: R.hostingBundle, locales: ["en", "ru"], comment: nil)
// ...
/// en translation: Активировать Apple Pay
///
/// Locales: en, ru
static func card_actions_activate_apple_pay(_: Void = ()) -> String {
return NSLocalizedString("card_actions_activate_apple_pay", bundle: R.hostingBundle, comment: "")
}
}
}
}
Использование:
let str = R.string.localizable.card_actions_activate_apple_pay()
print(str)
> Активировать Apple Pay
"Зачем нужен Rswift.StringResource
?", — спросите вы. Я сам не понимаю, зачем его генерировать, но, как объясняют авторы, то нужен он для следующего: ссылка.
Применение в реальных условиях
Небольшое пояснение контента ниже:
*Было — пользовались подходом какое-то время, в итоге, ушли от него
*Стало — подход который используем при написании нового кода
*Не было, но у вас может быть — подход, которого никогда не существовало в нашем приложении, но я встречал его в различных проектах, в те далекие времена, когда еще не работал в Tinkoff.ru.
Localization
Мы начали применять R.swift
для локализации, это избавило нас от проблем, о которых мы писали в самом начале. Теперь, если поменялся id в локализации, то проект не соберется.
*Это работает только при условии, если вы поменяли id во всех локализациях на другой. Если же в какой-то из локализаций осталась строка, то при компиляции будет warning, что данный id локализован не на всех языках.
final class NewsViewController: UIViewController {
override func viewDidLoad() {
super.viewDidLoad()
titleLabel.text = NSLocalizedString("news_title", comment: "News title")
}
}
extension String {
public func localized(in bundle: Bundle = .main, value: String = "", comment: String = "") -> String {
return NSLocalizedString(self, tableName: nil, bundle: bundle, value: value, comment: comment)
}
}
final class NewsViewController: UIViewController {
private enum Localized {
static let newsTitle = "news_title".localized()
}
override func viewDidLoad() {
super.viewDidLoad()
titleLabel.text = Localized.newsTitle
}
}
titleLabel.text = R.string.localizable.newsTitle()
Images
Теперь, если мы что-то переименовали в *.xcassets, и не поменяли в коде, то проект просто не соберется.
imageView.image = UIImage(named: "NotExist") // иконка не видна пользователям
imageView.image = UIImage(named: "NotExist")! // crash
imageView.image = #imageLiteral(resourceName: "NotExist") // crash
imageView.image = R.image.tinkoffLogo() // иконка всегда видна пользователям
Storyboards
let someStoryboardName = "SomeStoryboard" // Change to something else (e.g.: "somestoryboard") - get nil or crash in else
let someVCIdentifier = "SomeViewController" // Change to something else (e.g.: "someviewcontroller") - get nil or crash in else
let storyboard = UIStoryboard(name: someStoryboardName, bundle: .main)
let _vc = storyboard.instantiateViewController(withIdentifier: someVCIdentifier)
guard let vc = _vc as? SomeViewController else {
// логируем ошибку в какой-нибудь хипстерский сервис, вроде Fabric или Firebase
// или просто вызываем fatalError() ?\_(?)_/?}
guard let vc = R.storyboard.someStoryboard.someViewController() else {
// логируем ошибку в какой-нибудь хипстерский сервис, вроде Fabric или Firebase
// или просто вызываем fatalError() ?\_(?)_/?
}
И так далее.
Валидация Storyboard
R.validate() — это замечательный инструмент, который бьет по рукам (вернее просто выкидывает error в catch блок), если вы сделали что-то не так в storyboard или xib файлах.
Например:
- Указали название картинки, которой нет в проекте
- Указали шрифт, а потом перестали его использовать и удалили его из проекта (из info.plist)
Использование:
final class AppDelegate: UIResponder {
func application(_ application: UIApplication, didFinishLaunchingWithOptions launchOptions: [UIApplicationLaunchOptionsKey: Any]? = nil) -> Bool {
#if DEBUG
do {
try R.validate()
} catch {
// смело вызываем fatalError и передаем туда текст ошибки
// так как этот код вызывается только в debug режиме то делать это можно не опасаясь
// если что-то пойдет не так, то данный код отловится на этапе тестирования и ни в коем случае не должен попасть в production
fatalError(error.localizedDescription)
}
#endif
return true
}
}
И вот вы уже готовы купить два!
Как внедрять?
*Component-based system — wiki, концепция разработки кода, при которой компоненты (набор экранов/модулей связанных между собой) разрабатываются в замкнутой среде (в нашем случае в локальных подах) с целью уменьшения связанности кодовой базы. Многим известен подход в backend, который основан на данном концепте — микросервисы.
*Монолит — wiki, концепция разработки кода, при которой вся кодовая база лежит в одном репозитории, и код тесно связан между собой. Данная концепция подходит маленьким проектам с конечным набором функций.
Если вы разрабатываете монолитное приложение или используете только сторонние зависимости, то вам повезло (но это не точно). Берете tutorial и выполняете все строго по нему.
Это был не наш случай. Мы втянулись. Так как мы используем component-based system, то, помимо
встраивания R.swift в основное приложение, мы решили встраивать его еще и локальные поды (которые являются компонентами).
Из-за постоянного обновления локализаций, картинок и всех элементов, которые влияют на файл R.generated.swift, возникает много конфликтов в сгенерируемом файле при мерже в общую ветку. И чтобы этого избежать, следует убрать R.generated.swift из под власти git репозитория. Автор так же рекомендует это делать.
Добавляем в .gitignore
следующие строки.
# R.Swift generated files
*.generated.swift
Еще, если вы не хотите генерировать код для каких-то ресурсов, всегда можно воспользоваться игнорированием отдельных файлов или целых папок:
"${PODS_ROOT}/R.swift/rswift" generate "${SRCROOT}/Example" "--rswiftignore" "Example/.rswiftignore"
Как и в основном проекте, нам было важно не добавлять R.generated.swift файлы из локальных подов в git репозиторий. Мы начали рассматривать варианты, как это можно было бы сделать:
- alias на R.generated.swift, чтобы файл (alias, например: R.swift) добавился в проект, а затем, при компиляции по ссылке был доступен настоящий файл. Но cocoapods умный, и не позволил так сделать
- в podspec в pre-compile фазе добавлять файл R.generated.swift в сам проект с помощью скриптов, но тогда он добавится просто, как файл в файловой системе, а в проекте файл так и не появится
- другие более-менее аккуратные варианты
магия в Podfile
Магия
pre_install do |installer| installer.pod_targets.flat_map do |pod_target| if pod_target.pod_target_srcroot.include? 'LocalPods' # Идем по всем подам и если в их пути есть LocalPods, то применяем к ним то, что ниже pod_target_srcroot = pod_target.pod_target_srcroot # Достаем путь pod_target_path = pod_target_srcroot.sub('${PODS_ROOT}/..', '.') # Меняем переменные окружения на относительный путь pod_target_sources_path = pod_target_path + '/' + pod_target.name + '/Sources' # Создаем путь до папки Sources generated_file_path = pod_target_sources_path + '/R.generated.swift' # Создаем путь до файла R.generated.swift File.new(generated_file_path, 'w') # Создаем пустой файл R.generated.swift с возможностью записи в него end end end
- и еще вариант… все же добавить R.generated.swift в git
Мы временно остановились на варианте: "магия в Podfile", при том, что у него был ряд недостатков:
- Запускать его можно было только из корня проекта (хотя cocoapods может запускаться почти из любой папки в проекте)
- У всех подов должна быть папка с названием Sources (хотя это не критично, если в подах порядок)
- Он был странный и непонятный, а поддерживать рано или поздно пришлось бы (это все же костыль)
- Если какая-то сторонняя библиотека лежит в папке, в пути которой есть "LocalPods", то он попытается и туда добавить R.generated.swift файл или упадет с ошибкой
prepare_command
Живя какое-то время со скриптом и страдая, я решил поизучать эту тему шире и нашел еще один вариант.
В Podspec есть prepare_command, которая предназначена, как раз для создания и изменения исходников, которые затем будут добавлены в проект.
*News — название пода, которое нужно заменить на название именно вашего локального пода
*touch — команда для создания файла. Аргументом является относительный путь до файла (включая название файла с расширением)
Далее мы будем производить махинации с News.podspec
Данный скрипт вызывается при первом запуске pod install
и добавляет нужный нам файл в папку исходников в поде.
Pod::Spec.new do |s|
# ...
generated_file_path = "News/Sources/R.generated.swift"
s.prepare_command =
<<-CMD
touch "#{generated_file_path}"
CMD
# ...
end
Далее идет еще один "финт ушами" — нам нужно сделать вызов скрипта R.swift для локальных подов.
Pod::Spec.new do |s|
# ...
s.dependency 'R.swift'
r_swift_script = '"${PODS_ROOT}/R.swift/rswift" generate "${PODS_TARGET_SRCROOT}/News/Sources"'
s.script_phases = [
{
:name => 'R.swift',
:script => r_swift_script,
:execution_position => :before_compile
}
]
end
Правда, есть одно "но". C локальными подами prepare_command
не работает, вернее работает, но в каких-то особых случаях. Есть обсуждение этой темы на Github.
Fatality
*Fatality — wiki, финальный удар в Mortal Kombat.
Проведя еще немножечко ресерча, я нашел еще одно решение — гибрид подходов c prepare_command
и pre_install
.
Небольшая модификация магии из Podfile:
pre_install do |installer|
# map development pods
installer.development_pod_targets.each do |target|
# get only main spec and exclude subspecs
spec = target.non_test_specs.first
# get full podspec file path
podspec_file_path = spec.defined_in_file
# get podspec dir path
pod_directory = podspec_file_path.parent
# check if path contains local pods directory
# exclude development but non local pods
local_pods_directory_name = "LocalPods"
if pod_directory.to_s.include? local_pods_directory_name
# go to pod root directorty and run prepare command in sub-shell
system("cd \"#{pod_directory}\"; #{spec.prepare_command}")
end
end
end
И тот же самый скрипт, что не запускался для локальных подов
Pod::Spec.new do |s|
# ...
s.dependency 'R.swift'
generated_file_path = "News/Sources/R.generated.swift"
s.prepare_command =
<<-CMD
touch "#{generated_file_path}"
CMD
r_swift_script = '"${PODS_ROOT}/R.swift/rswift" generate "${PODS_TARGET_SRCROOT}/News/Sources"'
s.script_phases = [
{
:name => 'R.swift',
:script => r_swift_script,
:execution_position => :before_compile
}
]
end
В итоге это работает так, как мы и ожидаем.
Наконец-то!
P.S.:
Пытался сделать еще кастомную команду вместо prepare_command
, но pod lib lint
(команда для валидации контента podspec и самого пода) ругается на лишние переменные и не проходит.
Нелокальные поды
В удаленных подах (те, что находятся каждый в своем репозитории) не нужно всей этой скриптовой магии, что описано выше, ибо там кодовая база строго привязана к версии зависимости.
Достаточно просто встроить в сам Example (проект, генерируемый после команды pod lib create <Name>) R.swift скрипт и добавлять R.generated.swift в пакет с библиотекой (подом). Если в проекте нет Example, то уже придется писать скрипты, которые будут похожи на те, которые я привел.
P.S.:
Есть небольшое уточнение:
R.swift + Xcode 10 + new build system + incremental build != <3
Подробнее о проблеме на главной странице библиотеки или тут
R.swift v4.0.0 не работает с cocoapods 1.6.0 :(
Думаю в скором времени уже поправят все проблемы.
Вывод
Всегда нужно держать планку качества как можно выше. Особенно это важно для приложений, которые работают с финансами.
При этом не нужно перегружать тестирование и находить баги как можно раньше. В нашем случае это находится либо в момент компиляции кода разработчиком, либо на прогоне проверок для Pull Requests. Тем самым, отсутствие локализации мы находим не внимательным взглядом тестировщиков или автоматизированными тестами, а обычным процессом сборки приложения.
Также нужно учитывать тот факт, что это — сторонний инструмент, который завязан на структуру проекта и парсит ее контент. Если поменяется структура файла проекта, то и инструмент придется менять.
Мы пошли на этот риск и, в случае чего, всегда готовы поменять данный инструмент на любой другой или написать свой.
А выигрыш от R.swift — огромное количество человеко-часов, которые команда может потратить на куда более важные вещи: новые фичи, ресерч новых технический решений, повышение качества и так далее. R.swift сполна вернул то количество времени, которое было потрачено на его интеграцию, даже с учетом возможной замены его в будущем на другое похожее решение.
Bonus
Вы можете поиграться с примером, чтобы сразу своими глазами увидеть профит от кодогенерации для ресурсов. Исходный код проекта "на поиграться": GitHub.
Спасибо огромное, что прочитали статью или же просто долистали до этого места, мне в любом случае приятно)
That's all.
Комментарии (2)
BadDevelop
06.12.2018 23:52Тоже постоянно пользуемся. Очень не хватало разделения локализации по подструктурам (не все онлайн-локализаторы умеют выгружать несколько *.strings файлов) — вот немножко поконтрибьюитили туда, может кому пригодится github.com/mac-cain13/R.swift/pull/467
GDXRepo
Да, либа отличная, пользуюсь уже во втором проекте и доволен, как слон. Она реально экономит тонну времени и нервов.