Для меня новый бизнес-год начался в начале декабря 2018-го. В Хельсинки побывал на Slush — ежегодной IT-конференции, собирающей тысячи инвесторов и стартапов.

Кому интересны подробности подобных мероприятий — добро пожаловать под кат.

Все фотографии в тексте кликабельны — открываются полноформатные изображения.

10 фактов о Slush


  1. Название с английского переводится как «слякоть». Таким ёмким словом характеризуется погода в Финляндии на стыке осени и зимы.
  2. Текущая статистика: количество стартапов — 3100, инвесторов — 1800, журналистов — 650, участников — 20 000. Это делает Slush самой масштабной европейской стартап-конференцией на сегодняшний день.
  3. В 2018 конференция отметила 10-летний юбилей. Slush ежегодно проводится с 2008-го года, когда было всего 300 участников.
  4. «Никто в здравом уме не поедет в Хельсинки в ноябре. Добро пожаловать, фрики». Таким слоганом на одной из прошлых конференций встречали участников.
  5. Slush осуществляет активную экспансию на азиатский рынок. С 2015 года мероприятия проводятся также в Токио, Шанхае и Сингапуре.
  6. Что общего у Slush и Angry Birds? Сооснователем обоих проектов является финн Питер Вестербакка (Peter Vesterbacka).
  7. На Slush можно встретить известных людей. Здесь можно пересечься с американским вице-президентом, китайским министром, Нобелевским лауреатом, миллиардером или главой корпорации.
  8. Инвестиции на 900 000 000 евро. Примерно столько непосредственно на конференции бизнес-ангелы осуществили вложений в стартапы за всё время существования Slush.
  9. На территории конференции работают мобильные сауны. Зачастую стартаперы посещают финскую баню с целью расслабиться перед ключевыми встречами, но некоторые даже рандеву с инвесторами проводят в таком интересном для бизнес-переговоров месте.
  10. Большинство бизнес-встреч назначается через мобильное приложение Matchmaking Tool. Необязательно искать нужного человека на огромной выставке — достаточно просто написать ему сообщение со смартфона.

На Slush меня пригласил бизнес-партнёр и просто хороший человек Дэвид Робертс. Он копирайтер и блогер, готовит контент для продвижения на американском рынке, обращайтесь.

По работе ему часто приходится посещать подобные мероприятия. Сразу после Хельсинки он укатил делать доклад в Рейкьявик — там тоже проходила IT-конференция, хотя и на порядки меньшая по масштабу.

Дорога


Самое главное — не забыть визитки. Я заказал аж 500 штук. Все не раздал, но уверен, что не пропадут.

Добирался поездом «Лев Толстой» Москва-Хельсинки. Небольшой лайфхак для поездок в Финляндию. Визу финны открывают долго (около двух недель), но подойдёт и виза для въезда в любую другую страну Евросоюза. У меня была французская, её делают гораздо быстрее.



День инвестора


Прибыв в Хельсинки и заселившись в отель, сразу отправился, что называется, с корабля на бал. Главная выставка длилась два дня (4-5 декабря), однако уже днём ранее можно было посетить ворох предварительных мероприятий.

Сначала был так называемый День Инвестора. Главными действующими лицами являются, как это ни странно, инвесторы, с которыми можно познакомиться в ходе организованных круглых столов. Столов было много, забронировав место за одним из них, можно было поучаствовать в обсуждениях разных вопросов и произвести благоприятное впечатление на какого-нибудь бизнес-ангела.

Впрочем, поиск финансирования не был моей целью посещения конференции, мне интересны сто?ящие стартапы, в которые я и сам готов инвестировать (только не деньги, а нечто более ценное — человеко-часы команды EDISON).

Основной плюс всего этого — вкусно и бесплатно покормили (можно даже было пропустить бокал-другой хорошего вина, но я решил, что рановато для возлияний). Поглядев на инвесторов и перекусив бизнес-ланчом, я отправился дальше.

Slush 100


Весь этот день шёл 11-часовой марафон, где стартаперам давалось по несколько минут на рассказ, как они изменяют мир. Терпеливое жюри стойко внимало выступлениям, задавало коварные вопросы.

Само по себе мероприятие носило имиджевый характер, основная цель была не найти инвестора здесь и сейчас (хотя вероятность, что интересный проект заметят люди с деньгами, конечно же, есть), а заявить о себе.

Поучительным было выступление mojo diagnostic, поднявших проблему недостаточного внимания к мужскому бесплодию.

Суть такова. В развитых странах очевидна тенденция, когда люди заводят детей уже в зрелом возрасте. Молодёжь, в основном, озабочена тем, чтобы «встать на ноги», себя прокормить непросто, а дети — ещё то дорогое удовольствие. Поэтому рождение потомства откладывается до зрелого возраста (30-40 лет), когда мужчины и женщины уже обладают соответствующими финансовыми возможностями.

Однако матушке-природе на эту экономику, в общем-то, наплевать. Девушкам предпочтительнее рожать как раз до 30 лет, и если не соблюсти дедлайн в этом вопросе, то сильно увеличивается вероятность проблем со здоровьем. Всё это хорошо известно и, в общем-то, современная медицина, в основном, и заточена на женщин. Мужскому бесплодию уделяется на порядки меньше внимания, а между тем причиной бездетности пар мужчины являются не реже, чем женщины. Стартап как раз и ставит вполне амбициозную цель — поднять изучение мужской фертильности на должный уровень.

Или вот PrivacyAnt, автоматизирующий бизнес-процессы и документооборот с учётом локальных законов о защите персональных данных.

Хайп, который поднят в связи с требованием России хранить данные о россиянах на территории РФ, по моему мнению, сильно преувеличен — на самом деле сейчас с этим строго во всём мире. Мы и сами делаем различные облачные сервисы для клиентов из разных стран — так что не понаслышке знаю, что проблемы с защитой персональных данных везде стоят в полный рост.

В общем, ребята этим и занимаются — на защищённых серверах предоставляют облачные сервисы для работы бизнеса с персональными данными. И всё по законодательному фен-шую.

На презентации Teacherly (образовательная тема, совместное планирование уроков, коучинговая платформа, объединение учителей в группах, вот это всё) пришла мысль, что необязательно предлагать нечто из ряда вон выходящее.

Если есть правильный промоушен, предпринимательская хватка основателей и немного удачи, то продвинуть стандартный проект гораздо легче, чем сверхгениальную идею. Для успеха идеи нужно менять сознание половины мира. Поэтому проще пойти по проторенной дороге — что почти все стартаперы и делают.

Ещё фото со Slush 100










Полное видео



Мы, кстати, с Дэвидом попали в кадр. В последние полтора-два часа пересели поближе к сцене и служили фоном для жюри.

День Германии


Одной из побочных программ в предварительный день были презентации от отдельных стран — технологических лидеров. Из мировых флагманов не было разве что США, но были все остальные, являющиеся передовиками в сфере IT — Германия, Израиль, Италия, Китай, Нидерланды, Россия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Южная Корея, Япония. Представительские мероприятия (назывались соответственно «День России», «День Франции» и т.п.) проходили примерно одновременно. В принципе, можно было посетить несколько из них. Я основное время посвятил немецким стартапам, хотя и на некоторые другие тоже заглянул.

Из особо понравившихся хочу отметить Agranimo, представленного на «Дне Германии».

Про «умное поле». По всей площади сельхозугодий датчики и дроны мониторят микроклимат, замеряя температуру (воздуха, грунта), влажность и пр. Данные анализируются и с учётом прогноза погоды формируются рекомендации — что, где и когда поливать, какие удобрения следует использовать и т.д. Система позволяет собирать максимальный урожай с оптимальным расходованием ресурсов.

Интересно было бы съездить и на всё это посмотреть. Вроде у них есть «демо-поле», где можно воочию убедиться что это всё работает.

Ещё фото с «Дня Германии»








Что впечатлило на всех этих «днях» — много русскоговорящих программистов. Ребята с России/Беларуси/Украины работают в стартапах всего мира, представителей других стран Восточной Европы гораздо меньше. Среди маркетологов много наших девчонок.

Slush Opening Party


Достаточно поздно (в 22-23:00) состоялась вечеринка в честь открытия стартаперского праздника жизни. Познакомился с интересными ребятами из Польши. Один из них владелец аутсорс-компании. Есть пара-тройка крупных постоянных клиентов, что с одной стороны обеспечивает стабильную прибыль, а с другой у него достаточно времени и ресурсов, чтобы вкладываться в небольшие стартапы.

На подобных тусовках достаточно просто знакомиться, можно подойти к любому и вопросами а-ля «Привет! Как жизнь? Что к чему?» завязать беседу. Впрочем, пробыл на вечеринке недолго, за день сильно устал (к тому же ещё был не выспавшийся с поезда). Отправился в отель восстанавливать силы для двух последующих очень интенсивных дней.

Окончание: Slush 2018. День первый, день второй


Комментарии (0)