Поклонники идеи освоения космоса следили за попытками НАСА восстановить связь с уснувшим ровером Opportunity не один месяц. Напомню, что проблема заключалась в глобальной пылевой буре, из-за которой солнечные панели марсохода оказались загрязнены настолько, что уже не смогли вырабатывать ток.

В итоге аппарат отключился и не подавал признаков жизни — на связь он не выходил с июня 2018 года. 13 февраля НАСА в последний раз попыталось установить связь с марсоходом, но безуспешно. Всего было предпринято около 800 попыток связаться с аппаратом.

Жаловаться не приходится — Opportunity и так побил все возможные рекорды продолжительности работы на другой планете. Вместо нескольких месяцев он функционировал 14 лет и 195 дней. За это время ему удалось проехать по поверхности Красной планеты около 45 километров. В последний раз связь с ним установили 10 июня 2018 года. После этого аппарат перевели в режим энергосбережения из которого он так и не вышел.

Специалисты знают, где находится ровер, но ничего поделать не могут. Скорее всего, аппарату не хватило энергии для обогрева аккумуляторов, а это привело к полной заморозке всех систем. Как и указывалось выше, основная причина — загрязнение солнечных батарей.

По словам представителей команды Opportunity, аппарат являлся иконой в сфере исследования планет. Ему удалось раскрыть многие особенности эволюции планеты, ученые и обычные люди смогли познакомиться с Марсом лучше, чем когда-либо до этого.


Миссию ровера продолжат Curiosity, InSight Lander и другие (будущие) марсоходы. Один из роверов будущего, Mars 2020, сейчас прорабатывает агентство.

Стоит напомнить, что Opportuniy был вторым марсоходом, отправившемся на соседа Земли в рамках проекта Mars Exploration Rover. Основной задачей ровера было изучение вопроса наличия воды на Марсе и ее происхождения. Кроме того, ровер должен был выяснить, как вода влияет или влияла на геологию и климат планеты.

Комментарии (169)


  1. batja84
    14.02.2019 04:41

    Сладких снов, дружок!


    1. Valerij56
      14.02.2019 07:15

      Ты сделал много открытий, и много интересного нам рассказал. Отдохни.


  1. dfgwer
    14.02.2019 06:08

    Есть шанс что, песчаный вихрь пройдется прямо по нему, очистит солнечные батареи, тогда может включится. Но если никто не слушает Марс в поисках именно его сигнала, мы об этом не узнаем.


    1. StroboNights
      14.02.2019 09:26

      У меня родственник (сейчас на пенсии — 78 лет ему уже) всю жизнь на космос проработал. Все мое детство он рассказывал мне про Марс, в т.ч. и про пресловутую, очень характерную марсианскую пыль; так вот, касательно марсианской пыли, если я все правильно понял из его слов, то в месте где пылевой вихрь проходит, пыли не то что не убывает, а скорее наоборот. Все же Марс — это не Земля: атмосфера разреженная, гравитация низкая, да и и пыль, зело, мелкодисперсная.


      1. Kolegg
        14.02.2019 09:44

        было такое, что временами эффективность панелей увеличивалась, аппарат в это время не двигался, поэтому объяснение только одно — пыль сдуло ветром.


        1. SantaCluster
          14.02.2019 19:36
          +1

          или кто-то протёр ;)


          1. Wesha
            14.02.2019 19:47

            Известно кто



    1. Victor_koly
      14.02.2019 10:09
      -1

      Кажется что-то подобное уже было. Но я не уверен, что это поможет после полного разряда аккумуляторов.
      Возможно, что был создал какой-то сложный процесс, когда попавший в цепь от солнечных элементов ток начинает включать какие-то основные системы. Правда получается, что в данном случае нужно было бы включить «систему обдува панелей», но её могли не включить в механизмы «миссии на пару месяцев».
      И аккумуляторы явно рассчитаны на подогрев, то есть в условиях марсианского холода в них видимо произойдет такой процесс, что напряжение может упасть (по причине уменьшения заряда или как это можно объяснить?). Может оно упадет на 0.02 В, а может — куда сильнее.
      При уменьшенном напряжении полупроводниковые микросхемы могут вообще перестать работать (грубо говоря — каждый транзистор, а диоды может будут выполнять свои функции, как и резисторы).


      1. Valerij56
        14.02.2019 10:28
        +1

        Там нет 2системы обдув панелей", потому, что атмосфера очень разрежена, и потому, что такая система будет иметь большие размеры, массу и энергопотребление.

        Когда Маск начнёт запускать на Марс свой Starship, придёт время для тяжелых аккумуляторных роверов, которые будут заряжаться от стационарных солнечных ферм и ездить со скоростью несколько километров в час. Такие роверы смогут детально (включая бурение с извлечением образцов) обследовать зону радиусом в сотни километров.


        1. Victor_koly
          14.02.2019 11:48

          придёт время для тяжелых аккумуляторных роверов, которые будут заряжаться от стационарных солнечных ферм

          Забросить такую массу на Марс, ага. Под названием «Старшип» имеется в виду «космический корабль / верхняя ступень», то есть именно то, что будет лететь после отделения основного разгонного блока и преодоления силы тяжести Земли.


          1. Valerij56
            14.02.2019 13:49

            Да, забросить такую массу, после отделения нижней ступени и заправки на НОО. Вы не забыли, что Starship, в конечном счете, должен вернуться, а для этого построить на арсе инфраструктуру, состоящую из солнечной фермы — источника энергии, комплекса добывающего из грунта воду, и перерабатывающего её и углекислоту из атмосферы на топливо? Так что тяжелый ровер (и не один!) будет частью этого комплекса.


            1. Victor_koly
              14.02.2019 23:25

              Вы не забыли, что Starship, в конечном счете, должен вернуться

              Моё мнение по такому амбициозному проекту.
              1. Сборка массивного корабля на геостационарке. Ну или скорее пониже, чтобы летать легче было, но чтобы и за время пребывания не потерять слишком много энергии.
              2. Несколько рейсов для заправки корабля топливом. Это могут быть именно сбрасываемые ускорители (с собственным баком). Как вариант — КК полностью отрабатывает баки сбрасываемых движков для выхода на эта орбиту, но сами движки не сбрасываются. «Танкеры» заправляют баки, последний рейс — доставка экипажа, финальный монтаж СЖО (то есть каких-то массивных частей, не нужных без экипажа). На начальной стадии разгона (скажем до расстояния 250 тысяч км от поверхности Земли, но вероятно куда меньше времени) эти баки и ускорители отрабатывают свой ресурс, потом просто откидываются чем-то типа пиропатронов.
              3. В конечном итоге корабль прилетает к Марсу, занимает скажем ареостационарную орбиту (высота над поверхностью экватора — 17000 км, глубокий вакуум).
              4. Спускаемый аппарат должен достичь поверхности и высадить колонистов. Напоминаю, что парашют на Марсе нужен большой, что-то типа такого:
              youtu.be/AcAgnQ9K7UY?t=94
              5. На следующем этапе технического развития на Марс доставляется аппарат, способный поднять колонистов на борт устройства, которое сможет отлететь от Марса и аккуратно «упасть» на расстояние 1 а.е. от Солнца.


              1. MyOnAsSalat
                14.02.2019 23:46

                Что бы сбрасывать колонистов нужна не хилая инфраструктура.
                Тоесть как минимум отправить туда запас воды, еды, солнечную ферму, несколько геостационарных спутников на орбите, и возможно даже герметичное укрытие от пыли.
                Это необходимо во первых что бы резервировать и продлить жизнь людей в случае аварии, во вторых для изучение посадки крупных кораблей на поверхность марса.


                1. Victor_koly
                  15.02.2019 00:21

                  Я согласен с идеей, что «первым поколением колонистов на Марсе будут роботы». То есть, буквально 20 лет скажем пройдет от высадки первого робота до высадки первого человека.
                  Слишком опасная идея лететь на Марс, как не обустроенную планету. Конечно у Армстронга не было кажется надежды на «старт Аполлона-12 в течении 24 часов от получения сигнала бедствия или отсутствия связи 30 минут» и «приземление спасательного модуля в 10-15 минутах пути по Луне на луноходе, но была гонка с Союзом.


                  1. Valerij56
                    15.02.2019 07:55

                    Я согласен с идеей, что «первым поколением колонистов на Марсе будут роботы». То есть, буквально 20 лет скажем пройдет от высадки первого робота до высадки первого человека.

                    И сколько человек на Марсе будет обеспечивать работоспособность этих роботов в течении двадцати лет? Вы хоть одного серьёзного робота, способного работать без обслуживания один месяц видели?


                  1. black_semargl
                    15.02.2019 12:02
                    +2

                    Первого робота высадили в 2003…


                    1. Victor_koly
                      15.02.2019 13:05

                      Отлично. Значит к 2023 году на Марсе должен быть построен космодром:)
                      Но явно не произойдет высадка людей.


                    1. FirExpl
                      15.02.2019 13:06

                      У которого за 15 лет (а часть оборудования уже через пару лет) отказало куча всего, в результате чего он не мог выполнять большую часть своих изначальных функций. Ну т.е. для аппарата изначально рассчитанного на 90 дней работы это очень хорошие показатели, но вот если у вас будет цель сделать что-то, что гарантированно прослужит хотя бы 5 лет, то это будет уже совсем другой уровень сложности.


              1. Valerij56
                15.02.2019 07:52

                Моё мнение по такому амбициозному проекту


                Я не возражаю, можете приступать к реализации. Когда первый полёт?


                1. Victor_koly
                  15.02.2019 10:10
                  -2

                  Я же написал. Сначала за 20 лет роботы должны построить посадочную площадку и «гостиницу» для экипажа. Вы знаете срок реабилитации после невесомости в условиях гравитации Марса? Какя инфрасруктура для этого необходима?
                  Или Вы записываетесь добровольцем для полета на Марс к следующему «великому» противостоянию?


                  1. Valerij56
                    15.02.2019 10:34

                    Нет, я не «записываетесь добровольцем для полета на Марс к следующему «великому» противостоянию», у меня нета профессия, которая там потребуется, плюс возраст и состояние здоровья внушают большое сомнение, что к я доживу, тем более в здравом уме и т.д.

                    Нет, я просто утверждаю, что для того, чтобы построить роботов, способных что-то строить на Марсе в течении двадцати лет без обслуживания вам вряд ли хватит несколько сотен лет на исследовательские и опытно-конструкторские работы. С другой стороны ещё во времена станции Мир доказано, что даже в более тяжёлых земных условиях, космонавт может, менее чем чрез сутки после многомесячного полёта, реально управлять самолётом.

                    С тех пор технологии поддержания астронавтов в форме значительно продвинулись, и смотрите трансляции посадок, как из спускаемого аппарата выносят наших космонавтов, проводящих два месяца в профилактории, и как в сравнении с ними чувствуют себя астронавты, на второй-третий день после посадки возвращающиеся в семью. Это заслуга «универсального тренажёра» в американском сегменте


              1. black_semargl
                15.02.2019 12:01
                +1

                1. Собирать особого смысла нет, особенно беспилотные — проще послать их независимо.
                2. Да. Но так как у Маска многоразовый — баки остаются.
                3. Целесообразней садиться «с ходу» — не нужно топливо на торможение
                4. Парашут на Марсе не поможет сесть на поверхность, всё равно ракетный движок надо для окончательной посадки. Так может лучше вообще без него?


                1. Victor_koly
                  15.02.2019 13:15
                  -2

                  1. В смысле беспилотные? Я людей на Марс отправляю, у меня контракт с Дартом Вейдером.
                  2. На орбите болтаются? Хотя я понял, Вы сторонник «Фалькон Супер Хэви».
                  3. А вдруг потом выйдет вернуться на нем на Землю?
                  4. «Старшип» сколько весит? Каким маневром будете гасить скорость, даже если это заход на Марс по лемнискате через условную «точку Лагранжа» системы «Земля-Марс». Ведь главное при посадке КА — сбросить первую космическую до «плотных слоев». «Плотными» правда слои на Марсе не будут, там наверное сила трения на единицу массы апарата) на «третьей космической» на 1 км над Олимпом будет меньше, чем на 0.8 МАХ на тех высотах, где такая скорость дает аэродинамике поднять истребитель.


                  1. black_semargl
                    15.02.2019 23:03

                    1. На каждый корабль с колонистами планируется 2-4 чисто грузовых. Которые можно делать с облегчёнными требованиями по безопасности
                    2. Не то чтобы сторонник но логика в его модели есть. Вот возвращать корабли назад с поверхности Марса это достаточно сомнительно. А бак на грунте пригодится.
                    3. Ну один можно и оставить.
                    4. На Земле основное торможение на высоте 60-90 км, на Марсе на поверхности как на 30 км над Землёй, и учитывая втрое более низкий градиент падения давления с высотой — как ни парадоксально, примерно те же высоты получаются.
                    Т.е. точно так же как и при посадке на Землю — об атмосферу сбрасываем с космической до скорости свободного падения (до 1 км/с если не ошибаюсь), её гасим непосредственно перед посадкой.


                    1. Victor_koly
                      16.02.2019 00:20

                      1. Согласен. Например — РИТЭГ на расстоянии 8-10 мм от того места, где был бы жилой отсек.
                      2. Все же хочу уточнить, что я возвращаю не с поверхности Марса, а с орбиты.
                      Тут у меня небольшое сомнение к Вашей идее — какая будет точность? Упадет бак в 100 км от базы, будете роверы гонять за «редкомарсианскими элементами»?
                      3. Сама идея «возврата с Марса» мне кажется не менее фантастической, чем «20 лет роботы строят цивилизацию». Только давайте отсчитывать 20 лет не от первого марсохода, а от условной даты «Мы отправили робота, чтобы он добыл из Марса железо и выплавил чугун, из которого следующая экспедиция роботов построит ещё 2 робота.» Правда на Марсе основным источником углекислоты будут полярные шапки, а на полюсе солнечные батареи резко упадут в эффективности (и подогрев обойдется в копеечку). Чугун сложно добыть будет, углерод в ещё какой-то форме на Марсе есть?
                      4. Тут мне наверное нужно оценить скорость торможения в терминах потенциальной тепловой мощности, греющей корпус. Не выйдет ли, что постоянная тепловая нагрузка нагреет внешнюю часть корпуса хотя бы до 550 градусов по Цельсию (я тут вспоминаю статью про Маска и сталь) на слишком долгое время — либо в смысле способности конструкции выдержать долгие нагрузки, либо в терминах нахождения экипажа в «парилке» чуть ли не сутки.


                      1. black_semargl
                        17.02.2019 02:14

                        2. Для торможения атмосферой лучше всего иметь низкую плотность корабля. А интегрированный бак (уже пустой после разгона) как раз её создаёт. Кроме того, после посадки его сразу можно использовать как гермообъём.
                        3. На начальном этапе риск того что что-то не рассчитали и дальнейшее функционирование базы невозможно весьма велик. В этом случае придётся всё бросить и вернутся.
                        Чугун получается именно потому что железо восстанавливают углеродом. Достаточно взять другой восстановитель — и будет сразу сталь
                        4. титановые шарбаллоны с орбиты до грунта долетают не имея вообще никакой термоизоляции, и на тыловой стороне даже краска остаётся — т.е. сама железяка не прогревается.


        1. darthmaul
          14.02.2019 18:09

          Лучше РИТЭГ/ядерный реактор и паровая машина)


          1. Valerij56
            14.02.2019 23:20

            Нет. РИТЕГ — это в любом случае мощность, ограниченная спонтанным делением ядер плутония, поэтому она не может быть большой (в отличии от мощности реактора). ровер на аккумуляторах может иметь довольно большую мощность, а это и скорость перемещения, и возможность бурения, возможность вернуться в интересное место, возможность развернуть несколько постоянных и/или временных солнечных ферм для подзарядки аккумуляторов.

            Чтобы инфраструктура выжила в случае длительных пылевых бурь на производстве топлива для Starship нужно иметь резервный источник энергии — хоть ДВС или топливные элементы на метане и кислороде. Естественно, что производство топлива таким способом не обеспечить, но поддержание работоспособности инфраструктуры — почему нет?


        1. 9660
          15.02.2019 06:50

          Когда Маск начнёт запускать на Марс свой Starship

          Если. В слове когда присутствует непреложность. А человек смертен и подвержен случаю, далеко не все успевают совершить все задуманное.


          1. Valerij56
            15.02.2019 08:01

            Если. В слове когда присутствует непреложность.

            Нет, когда. Маск прошёл «точку невозврата» и сейчас уже собирает «корпорацию освоения Марса». Деньги ему даст Пентагон после первых орбитальных полётов Starship, потому, что сто человек и сто тонн в любую точку планеты за час — это его розовая мечта в наше время гибридных войн.


            1. 9660
              15.02.2019 08:41

              Нет, когда. Маск прошёл «точку невозврата»

              Чем это поможет если через месяц его самолет рухнет? Человек смертен поэтому всегда «если».


              1. Valerij56
                15.02.2019 08:51

                Тем, что даже если «его самолёт рухнет» его команда построит Starship, а люди, собравшиеся в «корпорацию освоения Марса» начнут программу колонизации, пусть и немного медленнее.

                Сейчас, чтобы прервать этот процесс, надо что-то более серьёзное. Например, большая война действительно затормозила бы.


                1. 9660
                  15.02.2019 09:48

                  Тем, что даже если «его самолёт рухнет» его команда построит Starship, а люди, собравшиеся в «корпорацию освоения Марса» начнут программу колонизации, пусть и немного медленнее.

                  Возможно. Хотя совсем и не факт.
                  Но фраза «Когда Маск начнёт запускать» будет несостоятельной. О чем и речь.


    1. RiseOfDeath
      14.02.2019 10:29

      Даже если это случится аппарат нне оживет. У него куча чувствительной к температуре электроники, котрая постоянно подогревалась. Он просто замерз уже.


      1. Alexeyslav
        14.02.2019 16:43
        +1

        Чувствительной при работе, но не при «хранении». Если разморозить то электроника заработает как и прежде. Если, конечно, при этом не происходят необратимые процессы вроде повреждения сепараторов ячеек кристаллами замерзающего электролита.


    1. Stas911
      14.02.2019 20:39

      Насколько я знаю DSN (Deep Space Network) ведет связь одновременно со всеми аппаратами около Марса через одну тарелку. Не в курсе деталей, но в моем понимании если там предусмотрена какая-то сигнализация в случае получения и его сигнала — то можем еще и услышать


      1. Alexeyslav
        15.02.2019 10:37

        Тарелка не способна принять сигнал непосредственно от ровера. Для этого есть орбитальный ретранслятор который сначала устанавливает связь с ровером, накапливает данные, передаёт ему команды а только потом связывается с землёй и сообщает результат. И один процесс и другой связаны с определёнными ограничениями — условиями видимости. Поэтому нет, если ретранслятору не дадут команду слушать эфир и выдавать команды роверу когда он пролетает над ним то он ничего не услышит и не сообщит на землю, даже если ровер оживёт и станет пытаться выйти на связь. Вероятней всего, там существует определённое расписание сеансов связи, чтобы не тратить энергию зря поэтому без синхронизации шансы услышать ровера тают на глазах — он может выходить на связь по своему расписанию, но из-за того что параметры орбиты ретранслятора изменились делать он это будет когда тот вне зоны досягаемости и результат соответственно нулевой. Может, конечно, у него есть какой-то аварийный приемник команд который работает всегда но что если он давно вышел из строя? Или передатчики все вышли из строя, и он бедняга слышит, отвечает но… в пустоту.


  1. AlexSpirit
    14.02.2019 06:40

    RIP, великолепная была миссия.


  1. Papashkin
    14.02.2019 08:11
    +1

    В будущем экипаж условного «Сокол-1» заберет его домой, где его почистят, восстановят и выставят в музей как часть истории освоения космоса человечеством.


    1. AlexSpirit
      14.02.2019 08:47
      +2

      Нет, музей будет построен вокруг него, на Марсе.


      1. Koneru
        14.02.2019 09:23
        +1

        Вот именно с таких позитивных мыслей и нужно начинать утро. Отличный подход!


      1. FirExpl
        14.02.2019 10:07

        Ну так есть ещё Spirit, так что один марсоход можно и забрать обратно на Землю :)


        1. BalinTomsk
          15.02.2019 17:22

          image


      1. Wesha
        14.02.2019 19:42

        Пока я просто оставлю это здесь, но потом, похоже, переведу.


    1. maximd4
      14.02.2019 16:57

      А еще, рано или поздно, человечество найдет Вояджеры — где-то между Землей и условной Альфой Центавра. И родстер Илона Маска.

      Было бы интересно посмотреть на образцы космической техники прошлых веков.


      1. darthmaul
        14.02.2019 18:12

        Запустить миссию по возврату вояджера, увы, невозможно. Даже УИ ЯРД и ионников не хватит чтобы догнать, сравнять скорость и развернуть вектор движения. Только совсем забористая фантастика вроде термоядерных ракетных двигателей справится, но даже в контроллируемом вакууме ТОКАМАКа разжечь термояд сложно, а тут ещё и в нестационарных условиях работа. Кроме что на катализе термояда антиматерией (ещё больше фантастики)


        1. dimonoid
          15.02.2019 02:15

          Но если появятся технологии то скорее всего никто его возвращать не будет, он просто останется достопримечательностью с ежедневными туристами.
          https://youtu.be/a-D2Nz5Vx2M


        1. Victor_koly
          15.02.2019 10:31

          Обычное понятие для термояда — «мюонный катализ». Правда требует столкновения электронов с энергией хотя бы по 1.25 МэВ (точнее — в сумме 2.42 МэВ и более). При таком столкновении есть вероятность получить пару мюон-антимюон, каждая из частиц пары живет в среднем на 1.15% больше, с полученной скоростью пролетает 100.00 метров.
          Антиматерией нужно видимо не катализировать, а разогревать. Предположим, что 1 позитрон «нагреет» до 10 ядер дейтерия-трития.


        1. killik
          15.02.2019 16:55

          Даже УИ ЯРД и ионников не хватит


          У парусников хватит, особенно если с подкачкой лучом с низкой солнечной орбиты.


  1. piligrim130
    14.02.2019 08:49
    +1

    да надо просто техобслуживание провести :))-помыть солнечные батареи, прикурить от другого ровера и пусть дальше ездит.


    1. Ollrite888
      15.02.2019 07:29

      Совет конструкторам марсоходов.
      Нужно записать программу действий марсохода на случай пыльной бури, например такую:
      1. Осмотреться и найти наивысшую точку ландшафта (лучше каменистый гребень).
      2. Сложить батареи в вертикальное положение (ФЭПами наружу).
      3. Включить обогрев при попадании света на СБ.
      Таким образом, мы защитимся от засыпания пылью и обеспечим условия для нормального функционирования после бури на Марсе.


      1. Alexeyslav
        15.02.2019 10:44
        +1

        «как нарисовать сову в два этапа.jpg»
        Если бы… если бы роверы могли обладать таким уровнем интеллекта чтобы выполнять такие элементарные задачи… А пока, ими управляют с земли и многие часы продумывают траекторию движения чуть ли не по сантиметрам в 3D-модели рельефа снятой камерами так чтобы исключить всякого рода случайности и неожиданности. Ведь «пинг» до марса составляет до 20 минут, и управлять в реальном времени им невозможно, а вычислительных мощностей бортового компьютера едва дотягивает до 80386-го процессора.


  1. OKyJIucT
    14.02.2019 08:58
    -1

    Ну ничего, Маск прилетит и починит.


  1. shaukote
    14.02.2019 09:11
    +1

    Второй день вижу на различных ресурсах эту новость и, если честно, каждый раз в горле встаёт ком.
    Я следил за подвигами Opportunity большую часть своей сознательной жизни и это была потрясающая история о невероятном упорстве маленького одинокого ровера и безграничном таланте людей, реализовывавших и поддерживающих программу.
    Странное, казалось бы дело — железка своё отслужила, и мне от этого должно быть ни горячо, ни холодно. Но мне вот почему-то очень печально, словно я потерял старого друга.
    Остаётся радоваться настолько продуктивной миссии и надеятся на счастливый конец (однажды).

    P.S. Ну и конечно же с нами остался наш дружелюбный сосед (другой) марсианский ровер. :)


  1. dbalabanov
    14.02.2019 09:12
    +1

    ну, стоя и не чокаясь.


  1. zookko
    14.02.2019 09:13
    +1

    Press F to Pay Respects.


    1. Koneru
      14.02.2019 09:24

      HESOYAM уже не поможет


  1. poznawatel
    14.02.2019 09:28
    -1

    Нужно разработать электронику, для которой нормальной температурой функционирования полупроводниковых структур будет не земная, а космический холод. Такая электроника сможет работать без обогрева, который в КА доставляет много неудобств и снижает надёжность.


    1. nightwolf_du
      14.02.2019 09:48
      +1

      Только полные расходы на ниокр для нового типа полупроводниковой электроники существенно больше бюджета наса.


    1. acin
      14.02.2019 10:22

      Здесь проблема в обогреве аккумуляторов. В условиях крайне низких температур химические реакции (а обычные аккумуляторы все работают на химических превращениях) протекают с большой неохотой, если вообще протекают. Создать новый вид аккумулятора электроэнергии будет на порядок сложнее, нежели создать электронику для -150 градусов.


      1. poznawatel
        14.02.2019 12:18

        Если б электроника могла жить при -150, то с запасанием энергии вопрос бы как-нибудь можно решить — есть много не химических способов запасти энергию для ждущего режима МК — от суперконденсатора, через сжатый газ, до углепластикового супермаховика на магнитном подвесе. Я могу такое сконструировать и изготовить.
        Но пока нужно непрерывно всё греть — печально.


        1. amartology
          14.02.2019 14:29

          Микросхемы могут жить при -150, и, более того, прекрасно себя при этом чувствуют, подвижность носителей заряда растет.
          image

          Вопросы в первую очередь к конструкционным материалам и к батареям.


          1. poznawatel
            14.02.2019 16:13

            Покажите хоть какую-то микросхему, которая нижний предел допускаемой рабочей температуры имеет на означенном уровне.


            1. Alexeyslav
              14.02.2019 16:55

              У микросхем есть гарантированный диапазон температур. Не так давно, была статья про разгон микроконтроллера ATMEGA328, по простому — ардуинка, обычного industrial grade диапазона 0...70 градусов. Так её в жидком азоте искупали, до -50 или -80 охладили и она работала. Проблема не в электронике. Проблема в конструкционных материалах. Одно дело работать при -80, а другое дело проходить термоциклирование где от теплового расширения может просто стальные дорожки порвать, корпус треснет, параметры частотозадающих элементов уйдут и т.д.
              К слову про тепловое расширение(или не совсем тепловое) попробуйте на досуге налить в использованный баллончик от СО2 налить воды, вкрутить шуруп(для надёжной герметичности) и положить в морозилку. Балончик порвёт к чертям. Обычная вода!


              1. poznawatel
                14.02.2019 17:20

                Это замечательно, что электроника может работать при такой температуре! С конструкционными- то материалами мы, материаловеды, справляться научились — материалы с близким (или околонулевым) КЛТР, угловые компенсаторы итп.
                С кварцевыми генераторами можно что-то и придумать.
                С баллончиком СО2 аналогия некорректная — во-первых вода входит в крайне узкий круг жидкостей, которые при замерзании увеличивают объём, во-вторых, это всё-таки фазовый переход, у них энергетика другого порядка.


              1. black_semargl
                15.02.2019 12:10

                Азот — это -200


                1. Alexeyslav
                  15.02.2019 12:13
                  +1

                  Её не кипятили в азоте, а охлаждали. Теплоемкость азота небольшая, он не всё тепло забрал при кипении.


                  1. black_semargl
                    15.02.2019 23:10

                    Именно что купали в азоте.
                    Аж светодиод позеленел. Кстати тоже «забавный» эффект — рост ширины запрещённой зоны у полупроводников, из-за которой требуется подавать на них большее напряжение
                    habr.com/ru/post/190180

                    Удалось разобраться как изменяются параметры электронных компонент при глубоком охлаждении: падение сопротивления металлов в ~8.5 раз, падение емкости конденсаторов (электролитов, керамики Y5V — в тысячи раз, X7R — на 2/3. Емкость NP0 не изменяется), увеличение ширины запрещенной зоны полупроводников (рост падения напряжения диодов, изменение цвета светодиодов, очень большие изменения в работе аналоговых схем)


                    1. Victor_koly
                      16.02.2019 00:34

                      Про ширину з/з — это даже на Вики упоминается. Так тогда светодиод при температуре «ночь на Марсе» вообще почти перестанет светить при стандартном напряжении?
                      P.S. Статью помню про Arduino.


                      1. black_semargl
                        17.02.2019 02:15

                        Да, светодиод светить а блок питания работать.


            1. rogoz
              14.02.2019 17:02

              www.neoseeker.com/Articles/Hardware/Reports/amd_oc_090521/3.html

              Amazing temperatures of -230C and lower were achieved. Since the cold bugs have been fixed in the Phenom II processors, they happily ran at such temperatures.


            1. amartology
              14.02.2019 17:19

              Покажите хоть какую-то микросхему, которая нижний предел допускаемой рабочей температуры имеет на означенном уровне.
              www.stahl-electronics.com/verstaerker.html

              Operation in strong magnetic fields (6T) and low temperatures down to 4.2 K
              Вот предел по даташиту в 4.2 Кельвина. Дальше рассказывать? Про тепловой шум, ПЗС-матрицы, сверхпроводимость?


              1. akuzmin
                14.02.2019 17:54

                Несколько лет назад один знакомый делал дипломную работу, тема которой была микроволновый усилитель квантового шума при температурах ~ 1.5 Кельвина, так предполагалось исследовать примеси в графене. Все успешно заработало, кстати. Работало на mosfet транзисторах. Так что современная электроника (пусть пока что не вся) может работать при температурах, близких к нулю.


        1. Alexeyslav
          14.02.2019 17:33

          У нехимических источников энергии слишком много недостатков и порой они весьма критичны. Суперконденсаторы — отлично! Только вот проблема… плотность энергии в СОТНИ раз меньше чем у какого-то там паршивого солевого аккумулятора. И не уверен что суперконденсаторы будут эффективны при глубоких минусах, все-таки наноструктуры, тепловое расширение… при -100 градусах может оказаться что наш ионистор уже не на 2.7В а всего 1.8В выдерживает т.к. структуры сжались, зазор уменьшился а где-то и вовсе коротнуло… Сжатый газ — надо где-то хранить, пополнять, утечки… и газ газом, а он тоже умеет нехило так замерзать. Какая там температура сжижения кислорода? ?182 градуса… Азот ?195 градусов, углекислый газ ?78 градусов. А пригреет потом на солнышке, газ расширится, давление в замкнутом сосуде?
          Ладно… супермаховик — МАССА, потери на трении, пассивная масса магнитов… как ни крути, а химический истчоник тока оказывается в десятки раз выгодней и компактней что в свете стоимости заброски массы на марс перекрывает все недостатки. Даже РИТЭГ-и не так часто применяют.


          1. poznawatel
            15.02.2019 05:26

            За безотказность при низких температурах для критических систем жизнеобеспечения КА можно потерпеть низкую ёмкость. Уж лучше, если аппарат сможет хоть периодически, при поступлении энергии, как-то выполнять свои функции, чем замёрзнет и уснёт навсегда.
            Сжатый газ марсианской атмосферы можно хранить в сферических композитных баллонах, энергоёмкость углепластиковых сопоставима с химическими аккумами, при большей надёжности. Солнечные батареи дают энергию, когда газ тёплый, плюс предохранительные клапаны за триста лет делать научились лучше, чем аккумы.
            Супермаховик удельную энергетику имеет на уровне литиевых ХИТ. И откуда у него потери на трение? от магнитного подвеса? От вакуума?


            1. Valerij56
              15.02.2019 08:18

              «Набивать» газ в баллоны вы будете тогда, когда солнышко и тепло, а энергия вам нужна тогда, когда темно и холодно. Одно это приведёт к тому, что энергетическая «ёмкость» баллона с сжатым газом упадёт раза в два.

              Кроме того всё это «подготовка к прошлой войне», когда максимальная масса, которую человечество могло аккуратно доставить на поверхность Марса была около одной тонны. Сейчас пора думать, как использовать возможности кораблей Маска, способных доставить сто-сто пятьдесят тонн на Марс. Цикл разработки и производства головных образцов техники нового поколения таков, что она будет готова примерно к моменту первого беспилотного полёта Starship на Марс.

              Моё мнение состоит в том, что это будут аккумуляторные роверы, заряжающиеся от стационарных «солнечных ферм» и временных «заправочных станций» с «зонтичной» складываемой солнечной батарей. Это позволит поднять энерговооружённость рабочих роверов.


            1. Alexeyslav
              15.02.2019 10:54

              Газ ещё сжать надо, ну и температура… сжали газ под солнышком, а ночью когда энергия нужней всего все наши усилия пошли прахом из-за понижения температуры газа, его давления и соответственно энергоёмкости. КПД стремится к неприличной величине.
              Супермаховик хорош в стационарном положении, но подвижный ровер не совместим с супермаховиком, который будет обладать нехилым гироскопическим эффектом. Чтобы его нивелировать, супермаховик надо будет поместить в огромные складные рамки(как этот подвес называется?) позволяющие супермаховику свободно вращаться вокруг всех осей. Вот тут нас ждут и пониженная надёжность, потери, лишняя пассивная масса… которую необходимо тащить с собой с земли и таскать по всему Марсу. Проще обеспечить подогрев эффективных ХИТ.


              1. tvr
                15.02.2019 11:30

                (как этот подвес называется?)

                Карданов. Только он поможет ровно до того момента, как роверу понадобится снять часть запасённой энергии.


                1. killik
                  15.02.2019 17:02

                  В чем проблема? Надо снять энергию — останавливаемся, клиним подшипники подвеса, тормозим маховик генератором, опираясь о планету колесами. Накопление аналогично.


                  1. tvr
                    15.02.2019 17:12

                    Вот именно так. Иначе ровер может начать вальсировать. Т.е. на ходу этого делать нельзя и, соответственно, не слишком лёгкий и потенциально ломучий механический костыль этот будет, кхм, ограниченно применим.


              1. poznawatel
                15.02.2019 17:06

                КПД цикла заряд-разряд ХИТ, включая энергию подогрева, тоже не фонтан. Вдобавок энергия сжатого газа может использоваться непосредственно, для обдува-очистки тех же солнечных батарей, привода пневмоцилиндров и колёс.
                Вы считали гироскопический эффект или голословно утверждаете? На наземном транспорте никто не заморачивается подвесом супермаховиков — ничего, ездит.


                1. tvr
                  15.02.2019 17:19

                  никто не заморачивается подвесом супермаховиков — ничего, ездит.

                  Ой, а вот можно точнее, кто и где ездит? Кмк, всё на гиробусах и закончилось, и кстати, не в последнюю очередь из-за гироскопического эффекта (подшипникам тяжковато приходится) да на рельсовом транспорте в гомеопатических количествах отметились маховики.


                  1. poznawatel
                    15.02.2019 18:06

                    После гиробусов, до эпохи горячих литиевых аккумов, были автобусы на супермаховиках, были испытания на авто automobili.ru/news/technique/volvo-delaet-supermakhovik-8225 и даже на Формуле1
                    Тяжковато подшипникам от гироэффекта приходится быстроходному транспорту (да и то, ни один не развалился).
                    А а на марсоходе, меееедленно проезжающем аж сотни метров в сутки, на гироэффект — плюнуть, да и растереть- не те усилия. Перфекционист может использовать супермаховик в одноколёсном прицепе.


                    1. tvr
                      15.02.2019 18:13

                      Не, не, не.
                      Ваше утверждение — «На наземном транспорте никто не заморачивается подвесом супермаховиков — ничего, ездит.»
                      В обоснование — «были… испытания… и вот вам статья 2011 года».
                      Так где он ездит (т.е. применяется, в настоящем времени)?



      1. akhmelev
        15.02.2019 00:19

        del


    1. Ellarihan
      14.02.2019 10:41

      del


    1. amartology
      14.02.2019 11:58

      Электроника может работать при таких температурах, ей в принципе чем холоднее — тем лучше. Батареи надо новые создавать, литий-ионки выше нуля должны работать (поэтому мобильники зимой быстро разряжаются, если достать из кармана).


  1. AiratGl
    14.02.2019 09:39

    Его последние слова: «Моя батарея разряжена. Становится темно»

    Англ.
    1. bopoh13
      14.02.2019 10:39

      Rovers cry too 1927.55 KB
      image


    1. iago
      14.02.2019 13:31

      боже, не надо, мне 30 лет и я сейчас заплачу!


    1. JC_IIB
      14.02.2019 15:26

      Его

      Примечательно, что в процитированном твиттере «Oppy» — это она, там везде «she».

      Жаль, конечно.


  1. TorynVerd
    14.02.2019 10:45

    Великолепная миссия! Блистательная работа. Трагичный финал!
    Спасибо за все открытия, отдыхай дружочек…


    1. TheShock
      15.02.2019 02:55

      Можно ли назвать трагическим финал, где главный герой спокойно умирает в глубокой старости?


      1. Stas911
        15.02.2019 04:55

        Причем не в просто глубокой, я прямо таки глубоченной!


        1. TheShock
          15.02.2019 06:45

          Типа как Бильбо во Властелине — прожил значительно больше любого другого Хоббита и умер на Марсе другом материке.


  1. inferrna
    14.02.2019 10:45

    Интересно, в последующих миссиях на Марс будет ли/уже учтена эта самая пыль и как именно? Например:

    • можно приделать к батареям «дворники»
    • вибромоторчик для стряхивания пыли
    • складывать батареи на время бури
    • можно таскать за собой «раковину» из поликарбоната, под которую ровер будет заползать на время бури — там и теплее и инструменты пылью не засыпет


    1. striver
      14.02.2019 10:52

      Интересно, в последующих миссиях на Марс будет ли/уже учтена эта самая пыль и как именно?
      Учтена. Curiosity тому пример. Без панелей. Никаких дворников и стряхивания пыли.


      1. iago
        14.02.2019 13:33

        правда, топлива на РИТЭГи на всей Земле не накопить быстро… поэтому большинство все же на батареях летает


        1. striver
          14.02.2019 13:38

          Кто/что большинство? Мы говорим о роверах на Марсе или о чем-то другом?


      1. Sun-ami
        14.02.2019 21:43

        Curiosity почти в 5 раз тяжелее и в 6 раз дороже. У него один РИТЭГ весит около 45 кг. Неизвестно что дало бы больше научных результатов — один Curiosity или 5 аналогов Opportunity с механизмом удаления пыли — ведь они, помимо прочего, могут ещё и проработать дольше. Думаю, вариант с одним Curiosity выбран, помимо новизны, потому, что для пяти марсоходов больше расходы на зарплату эксплуатационной команде — но тут есть пути снижения расходов.


        1. striver
          14.02.2019 22:00

          Как бы не понятно, но новый делают по образцу Кьюриосити.


          1. black_semargl
            15.02.2019 12:15

            Не «по образцу» а из резервного аппарата


            1. striver
              15.02.2019 12:32

              Ну, если бы Кьюриосити показал себя не очень, то резервный бы отправили на переплавку.


    1. 8street
      14.02.2019 11:17

      Разработчики и так учли пыль при конструировании ровера. Первоначальный срок его миссии не превышал 90 дней именно поэтому. То что он так долго проработал — большая удача. Всё могло закончиться в первую же пылевую бурю.


  1. yoz
    14.02.2019 11:08

    Старые добрые РИТЭГи решают такие проблемы.
    Интересно, ведутся ли разработки по улучшению их эффективности, долговечности, компактности?


    1. xFFFF
      14.02.2019 11:47

      Curiosity на РИТЭГе


      1. yoz
        14.02.2019 11:57

        Да и Вояджеры уже не первый десяток лет на них.
        Интересно, изменились ли технологии РИТЭГов с 70-х годов до наших дней. Топливо там понятно одно — Pu238, но всякая вспомогательная обвязка могла бы стать лучше за счет роста технологий.


        1. unwrecker
          15.02.2019 00:56

          Дык, Kilopower с двигателем Стирлинга в качестве обвязки.


    1. Victor_koly
      14.02.2019 11:56

      К сожалению, банально наработка плутония не достаточна, для проектов чаще, чем «Мы точно можем послать 1 ровер каждое противостояние Марса и Земли» (такие сближения происходят раз в 15-17 лет, последнее было 27 июля). Значит все слудующие запуски нужно подготовить так, чтобы они были на «середине пути» где-то летом 2033 года. Либо же разработать к этому времени фотоэлементы и защиту от пыли (наклон панелей + вибрация для стряхивания песка).


      1. yoz
        14.02.2019 12:02

        Хм, странно. Я не специалист, но вроде бы Pu238 это продукт дополнительный обработки уже отработавших ТВЭЛов с АЭС, т.е. отходов, мусора. А их должно быть немало в запасах в мире.
        При наличии спроса — неужели никто не готов в частном порядке их производить, выкупая отработку у АЭС? Понятно, что подобный бизнес далеко не прост, но все же.
        Ведь при наличии достаточно количества РИТЭГов на рынке, целей их применения может найтись куда больше, чем один Марс.


        1. Victor_koly
          14.02.2019 12:18

          Вот из последних новостей:

          В 2013 году Национальная лаборатория Оук-Ридж (штат Теннеси) начала производство плутония-238 с проектной мощностью в 1,5—2 килограмма изотопа в год

          Про роверы:
          Марсоход «Кьюриосити» несёт РИТЭГ-и с 4,8 кг плутония-238

          Итого — нужно 2-3 года на 1 марсоход нарабатывать. В 2009 был такой проект в США:
          Стоимость проекта оценивалась в 75—90 миллионов долларов за пять лет

          Нашли бюджета для NASA — по 10 миллионов в 11 и 12 году.
          Альтернативой была бы России, но и у неё в 2009 году было сокращение производства плутония (кризис, или что там было в мире в те годы?)

          Действительно, изотоп нарабатывается:
          образуется в любом ядерном реакторе, работающем на природном или малообогащённом уране, содержащем в основном изотоп 238U

          Из порядка величин (миллионы бюджета и килограммы наработки) получаем:
          Цена одного килограмма плутония-238 составляет примерно 1 млн долларов США

          Не 45 миллионов за кг, так как это фактически «побочный продукт», причем такой, что его желательно вывести из активной зоны побыстрее (и может распихать в маленькие объемы, так как 1 грамм плутония-238 дает за каждую секунду 2600 нейтронов только спонтанным делением).
          Я не смог найти критическую массу (она может быть выше мировой наработки, которую сделают за первые 90 лет от получения первых граммов изотопа), но это очень активный продукт.


          1. poison85
            14.02.2019 16:07

            А википедия пишет, что Плутоний-238 является практически чистым альфа-излучателем., а не нейтронным.
            Я правильно понял?


            1. Goodwinnew
              14.02.2019 19:36

              в этом вся прелесть ритега, от альфа-излучения защита очень простая


            1. begin_end
              14.02.2019 22:44

              Верно, из 2.5x10^21 (1 грамм) атомов плутония-238 по 6,34x10^11 атомов каждую секунду становятся альфа-частицами и атомами урана-234. Но с вероятностью 1,9x10^-7% может произойти не такой распад, а деление ядра на пару почти равных осколков и с выходом пары нейтронов, что дает с 1 грамма 2590 нейтронов в секунду. Теоретически, можно использовать очень чистый плутоний и защиту, не подверженную реакции с его альфа-частицами. Но за счет деления кусок плутония только в такой защите не будет совершенно не радиоактивным снаружи. Даже бытовой дозиметр почувствует небольшой фон (особенно у старого) — для полной изоляции потребуется дополнительная защита (иначе гамма и бета осколков деления и того, кто поглотит нейтроны и распадется). Для грамма вроде не так критично, а вот с килограммом плутония я бы рядом спать не стал…


              1. Paskin
                14.02.2019 23:30

                Я своими глазами видел электронику, работающую в потоке рентгеновской трубки — сенсор томографа с установленным на нем соответствующим DSP. Так что защита нужна в основном на этапе подготовки к запуску — после установки на ракету ее можно снять/отстрелить.


                1. begin_end
                  15.02.2019 00:39

                  С одной стороны, в отличие от человека для электроники это не должно составить проблем (исключая ту, которая предназначена для исследований радиационного фона, свой фон придется учесть). А с другой, 1 кг плутония это 2,6 млн нейтронов в секунду. Хотя, это действительно мало (я предположил, что это может повлиять на чистоту полупроводника вследствие загрязняющего легирования другими атомами, но судя по http://journals.ioffe.ru/articles/viewPDF/6125 до такого далеко). В любом случае, если проблемы и были, то их уже решили, раз применяют материал.


                  1. Victor_koly
                    15.02.2019 12:52

                    «1 кг плутония это 2,6 млн нейтронов в секунду» — именно легированный п/п в процессоре имеет масштаб не менее 1020 (ну может 1018, ЕМНИП) атомов легирующего элемента на куб. см. Вот сходу нашел проблему, если Вы применяете кремний как основу п/п (а может и старые диэлектрики типа SiO2 станут проблемой).

                    Исходным является облучение тепловыми нейтронами, кремния, содержащего изотоп 30Si.
                    В результате этой реакции образуется радиоактивный изотоп 31Si, с распадом которого происходит накопление 31P (фосфора-31) – донорской легирующей примеси, создающей проводимость n-типа. Важно, что фосфор рождается в узлах решетки кремния.

                    Возникает ощущение, что при упомянутом мною масштабе (скажем легирование p-области транзистора таким «радиогенным» фосфором до плотности 1018 атомов на куб. см) не составит проблемы за разумное время. 1 кг плутония не направит 2.5*106 нейтронов за секунду на 1 куб. см транзистора, но даже в таком случае упомянутый мною уровень будет достигнут за 12675 лет. И это при вероятности 100% поглощения нейтрона, а ещё доля этого тяжелого изотопа кремния 3.10% (и без учета вероятности того, что процесс очистки кремния — в первую очередь именно от фосфора и других элементов III, V группы как сопутствующее явление снижает его долю, может до 2%).


                1. Alexeyslav
                  15.02.2019 12:02

                  Работает, конечно, а какой ресурс у сенсора по поглощенной дозе? Кажется мне, что не всё так радужно там. В любой момент сенсор может выйти из строя по радиации, и если в томографе заменить его относительно легко и просто, то на космическом аппарате в 20 световых минутах от Земли сделать это будет крайне проблематично.


                  1. Paskin
                    15.02.2019 19:46

                    По поглощенной дозе — очень большой, там же нет процессов как в живых клетках. Потенциальная проблема в микроэлектронике — не возможность полного отказа, а сбои в работе при облучении.
                    Ну и замена сенсора в томографе — это то еще «развлечение», учитывая плотность механики и электроники, радиацию и ответственность если что-то пойдет не так. По сравнению с заморочками FDA — иногда космический запуск выглядит проще ;)


            1. Victor_koly
              14.02.2019 23:37

              Я тоже, эту фишку не очень понял.

              Спонтанное деление (вероятность 1,9(1)?10?7 %)

              Как я понимаю, вынужденное деление, при правильном подборе энергии нейтрона, происходит с куда большей вероятностью (сечением реакции). Для цепной реакции необходимо, чтобы скажем рождалось 4 нейтрона с вероятностью 33.4%, уходило из этих 4 нейтронов только 0.002 (скажем за пределы сферы заряда). В частности, в цепной реакции могут замедлять нейтроны водой, отражать разными материалами (покрытие нашей критической массы чем-то). Замедлители — бериллий, графит, вода (обычная или тяжелая).


        1. SobakaRU
          14.02.2019 13:26

          Я не специалист, но вроде бы Pu238 это продукт дополнительный обработки уже отработавших ТВЭЛов с АЭС, т.е. отходов, мусора.

          Этот изотоп действительно нарабатывается в любом реакторе, работающем на уране, но технологии его выделения в весовых количествах при таком сценарии наработки не существует.

          Значимые количества Pu-238 сейчас получают по другой технологии: длительное время облучают нейтронами специально изготовленные гранулы из прессованного с алюминиевой пудрой оксида нептуния. 10-15% нептуния-237 в гранулах превращаются в плутоний-238, который можно химически выделить.
          Это дорогой и сложный процесс. В США, где сейчас возрождают эту технологию, сегодня нарабатывают сотни граммов в год с перспективой выхода на 1.5 кг/год к 2025 году.

          Рынок PU-238 при этом невелик, поэтому сугубо коммерческие перспективы такого производства довольно туманны.


        1. black_semargl
          15.02.2019 12:20

          Нет, проблема в том что в реакторе параллельно образуется Pu239 и Pu240, и разделить их нереально.
          Вот и приходится сначала выделять нептуний и потом его облучать отдельно


      1. shedir
        14.02.2019 12:19

        Противостояния Марса каждые 26 месяцев. Это великие раз в 15-17 лет, когда Марс вблизи перигея оказывается в момент противостояния и расстояние между планетами становится меньше 60 млн. км.


        1. Victor_koly
          14.02.2019 13:40

          Ну тогда минимальная задача — КА должен довезти людей за 26 месяцев. Тут я предполагаю, что режим полета «Старт и финиш в момент противостояния» является если не самым быстрым, то самым экономичным.


          1. striver
            14.02.2019 13:42

            Ну тогда минимальная задача — КА должен довезти людей за 26 месяцев.
            По какому маршруту?


            1. Victor_koly
              14.02.2019 14:00

              «Земля-Марс» конечно. Проблему защиты от радиации кажется на Хабре обсуждали, ведь не унесешь с собой броню в 1 см свинца, а под ней — защиту от электрон-позитронных пар.
              Скорость требуется заначит «линейного полета» 3200 км/час, то есть что за каждый час растояние от Солнца растет на 3200 км. Вроде как не много, ведь типичный полет по «закону Кеплера» не должден превышать полусуммы периодов вращения планет по орбите (1.44 земных года)?
              То есть за 2 года лететь — слишком долго (включая проблемы с невесомостью).
              А уровень «ультратех» предполагает «летим на Марс с постоянным ускорением „1 же“ — после учета гравитации Земли и Солнца».


              1. striver
                14.02.2019 14:19

                «Земля-Марс» конечно.
                за 26 месяцев.
                Хм, интересно.


                1. shedir
                  14.02.2019 15:22

                  Псс парень… Хочешь на Марс за 70 дней? С тебя где-то 16,7 км/с дельты. Есть? Ну тогда встретимся летом 2020.


                  1. striver
                    14.02.2019 15:37

                    Полгода как летают роверы и прочие аппараты вас не устраивают. Только 2,5 года или 2,5 месяца…


                    1. shedir
                      15.02.2019 00:20

                      Меня устраивает полгода. Это даже меньше, чем 260 суток по гомановской траектории.
                      Я вообще понятия не имею откуда взялись 26 месяцев или 2,5 года.


                      1. Victor_koly
                        15.02.2019 00:31

                        Вот тут же упомянул человек:
                        habr.com/ru/post/440250/#comment_19755304
                        Если Вы создаете ракету для отправки людей на Марс за 260 суток в любой квартал — создавайте.
                        Если что, первая ссылка в Гугле.


                        1. shedir
                          15.02.2019 01:00

                          Я написал, что противостояния Марса случаются каждые 26 месяцев. Этот период отношение к времени затрачиваемому на полет имеет довольно слабое.


                          1. Victor_koly
                            15.02.2019 13:02
                            -1

                            Я не знаю, насколько легко послать человека на Марс с временем полета меньше, чем 26 месяцев. Я просто предположил, что скажем отправлять в момент, когда Земля в афелии будет проще по затратам топлива, а когда Марс в перигелии — быстрее по времени.
                            Вот нашел на Вики:

                            Гомановские орбиты являются наиболее экономичными двухимпульсными маневрами по затратам топлива, но при этом не обеспечивают минимального времени перелёта

                            Пока не шлем КА на Уран — отличная идея с 2 импульсами.
                            Желающие могут прикинуть — какая ракета может заслать массу в «Аполлон-11» на маршрут до Урана (то есть в точку гарантированного захвата гравитацией планеты). Условие — после разгона у КА будет право на 1 включение двигателя, разрешены грав. маневры (но с учетом условия на включение двигателя).


                            1. black_semargl
                              15.02.2019 23:08

                              Тут вопрос в том, что если лететь для флаговтыка — то всё равно придётся ждать следующего противостояния для возврата. А поэтому без разницы с какой скоростью лететь — общий срок полёта от этого не особо меняется.
                              А если лететь чтобы там остаться то можно и за 2-3 месяца долететь и сесть.


                      1. striver
                        15.02.2019 10:16

                        Да, я немного ошибся и написал ответ вам

                        Полгода как летают роверы и прочие аппараты вас не устраивают.


      1. TheShock
        15.02.2019 02:58

        (такие сближения происходят раз в 15-17 лет, последнее было 27 июля)
        И послали новый марсоход полгода назад?


        1. Victor_koly
          15.02.2019 13:03
          -1

          Мне не сообщали. Но наверное слать нужно было заранее?


    1. SobakaRU
      14.02.2019 12:01
      +1

      Интересно, ведутся ли разработки…

      Существует довольно перспективный проект ASRG, активность по которому сейчас поутихла, но, вроде бы, частные компании им все же занимаются.
      Если его реализуют, то есть надежды на КПД >25% (против 5-6% у нынешних образцов «космических» РИТЭГов).
      Кроме того, такая конструкция в сравнении с традиционными позволяет достичь существенной экономии крайне дефицитного плутония-238: 1.5 кг против нынешних 5 кг.


      1. yoz
        14.02.2019 12:05

        Спасибо, ознакомлюсь.
        Довольно мало информации на вики. При наличии спроса на РИТЭГи в мире, удивлен, что никто из частных миллиардеров (вроде Маска), не вложился в подобное.


        1. SobakaRU
          14.02.2019 12:15

          Честно говоря, не уверен, что в мире наличествует ощутимый спрос на РИТЭГи.
          Их банально не на чем строить. Нету нужного плутония, а эту проблему частники не решат.

          Сейчас есть более-менее железная бронь на один РИТЭГ, аналогичный тому, что стоит на Curiosity (для ровера в рамках миссии «Марс-2020» ). И еще есть запас примерно на два таких же генератора. И запас тает. Наработки свеженького плутония в США выйдут на более-менее приличные объемы (около полутора килограммов в год) к 2025 году.


          1. genuimous
            14.02.2019 19:17

            Их же при союзе было много построено. Или они были не той системы?


            1. SobakaRU
              14.02.2019 19:49

              Много, но они в массе своей не плутониевые, а на базе стронция-90.
              Вдоль северного морского пути и по Дальнему Востоку их при Союзе было несколько сотен установлено (для энергоснабжения световых и радиомаяков).
              Беда в том, что сама концепция наличия сотен необслуживаемых и неохраняемых мощных источников радиации в современном мире находит мало сторонников. В сети тьма историй про раскуроченные в поисках цветмета РИТЭГи и последствия этого варварства.


              1. genuimous
                14.02.2019 19:51

                Но ведь вопрос был в сырье, а не в безопасности. Чем советские не подходят, зачем нужны плутониевые?


                1. SobakaRU
                  14.02.2019 20:14

                  Стронций-90 очень доступный и дешевый в сравнении с Pu-238, но он крайне опасен в обращении и быстрее распадается.
                  То есть выбирая между Pu-238 и Sr-90 вы выбираете между сравнительно безопасной и долгоиграющей батарейкой и очень опасной и вдвое менее живучей.

                  Причем стронций-90 настолько активен, что кроме проблем с биологической защитой на Земле наверняка понадобится и защита тонкой аппаратуры во время миссии. А это еще и в массу лишнюю упрётся.

                  В целом, я думал что ваш вопрос про советские РИТЭГи скорее не про космос, а про коммерческие перспективы и наличие спроса на РИТЭГи в целом. Спроса нет, потому что для широкого использования на Земле сегодня это слишком опасная технология.


    1. ClearAirTurbulence
      14.02.2019 13:58

      Старые добрые РИТЭГи решают такие проблемы.
      Интересно, ведутся ли разработки по улучшению их эффективности, долговечности, компактности?

      Kilopower как альтернатива, дешевле и эффективнее.


    1. lingvo
      14.02.2019 14:08

      Сорри, я просто оставлю это здесь: E-CAT живет и здравствует и даже принимает заказы. NASA, налетай!


      ПС Хохмы ради, но почему такое знаменательное явление прошло мимо Хабра?


      1. tvr
        14.02.2019 17:37
        +1

        ПС Хохмы ради, но почему такое знаменательное явление прошло мимо Хабра?

        Нефтяное/традиционных энергетиков/ящериков/ZOG и прочие лобби мёртвой хваткой вцепились в штаны великого трансмутатора и не допускают разглашения его успехов широкой публике.


    1. Alexeyslav
      14.02.2019 17:40

      Вообще не решают. РИТЭГ-и слишком тяжелые и маломощные для своего веса. Тот же кьюриосити использует РИТЭГ как основной источник энергии, но силовые цепи питаются от обычных аккумуляторов. Сколько они там сутки заряжаются минуты едет… Это вот РИТЭГ. Но РИТЭГ как побочный продукт даёт тепло, поэтому аккумуляторам хорошо. И если на нём аккумуляторы выйдут из строя… то толку от РИТЭГ-а не будет никакого.


      1. yoz
        14.02.2019 21:52

        Потому и спрашивал насчёт развития этой технологии в сторону компактности\повышения кпд. Альтернатив в категории независимого и автономного источника питания и тепла сейчас нет.


  1. KirillovAlex
    14.02.2019 11:26
    -1

    Вот бы Зеленый Кот сделал штуку, которая бы полетела на Марс, смахнула бы пыль, зарядила аккумуляторы, поменяла блоки… и «Я снова с вами, вижу свет!».

    Есть еще вариант с Брюсом Уиллисом, но стар мужик…


    1. striver
      14.02.2019 11:33

      Сюжет для низкобюджетного фильма.


      1. KirillovAlex
        14.02.2019 12:28

        Ну да, если фильм будут снимать по комментарию на хабре, бюджет сильно не раздуть…


      1. TheShock
        15.02.2019 03:33

        Сюжет для низкобюджетного фильма.
        Немецкого?


  1. MK_Ultra
    14.02.2019 12:18

    утащил картинку с фейсбука:
    image


  1. super-guest
    14.02.2019 12:49

    А что это за полоса (похожая на ВВП или дорогу) справа:


    1. RiseOfDeath
      14.02.2019 13:38

      Предположу что артефакт склейки.


      1. bondbig
        15.02.2019 11:20
        -1

        Это все подделка голивудская, как и лунная программа!


  1. saag
    14.02.2019 15:50

    А всего то надо дроида с веником послать:-)


  1. romanonthego
    14.02.2019 15:55
    +1

    Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он выиграл спо…

    NASA: 'Mission complete' for Mars Opportunity rover


    1. mao_zvezdun
      14.02.2019 19:16
      +1

      Перевод телеметрии марсохода на человеческий, ну те самые “My battery is low and it’s getting dark.” пожалуй еще драматичнее.


  1. slava_k
    14.02.2019 16:45

    Интересно, а насколько затратно привезти на Землю все вышедшие из строя аппараты на Марсе (для космических музеев)? Ну или хотя бы с Луны. Это же в инженерно-техническом плане осуществимо при существующих технологиях?


    1. valis
      14.02.2019 16:51

      Хм, как по мне гораздо ценнее привезти проб грунта того же веса. В музеях можно выставлять и копии — с познавательной точки зрения этого достаточно.


      1. RiseOfDeath
        14.02.2019 18:03

        Ну почему же. Можно исследовать деградацию материалов в условиях конкретного небесного тела (как за счет излучения. так и за счет химических и механических процессов). Правда для такой цели выгоднее будет отправить маленькие «пробники» со средством возврата.


    1. braineater
      15.02.2019 03:14

      Зачем? Лучше на месте посетить.

      Лирика
      Я бы предложил у каждого ровера яблоню посадить. Домой не попадут, но каждый хороший ровер заслуживает немного земного вида.


  1. MacIn
    14.02.2019 20:24

    Напомню, что проблема заключалась в глобальной пылевой буре, из-за которой солнечные панели марсохода оказались загрязнены настолько, что уже не смогли вырабатывать ток.

    В итоге аппарат отключился и не подавал признаков жизни


    Эх, а как же:

    За четыре месяца работы «Луноход-2» прошёл 42 километра (это расстояние оставалось рекордным до 2015 года, когда его превзошёл марсоход «Оппортьюнити»[4]), передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки[1], но его дальнейшей работе помешал перегрев аппаратуры внутри корпуса.

    После въезда внутрь свежего лунного кратера, где грунт оказался очень рыхлым, луноход долго буксовал, пока задним ходом не выбрался на поверхность. При этом откинутая назад крышка с солнечной батареей, видимо, зачерпнула немного грунта, окружающего кратер. Впоследствии, при закрытии крышки на ночь для сохранения тепла, этот грунт попал на верхнюю поверхность лунохода и стал теплоизолятором, что во время лунного дня привело к перегреву аппаратуры и выходу её из строя


  1. Bobnecat
    14.02.2019 22:38

    Наверное в следующий раз Opportunity оживет когда его раскопает какой-нибудь марсианин земного происхождения, которого забыли на Марсе экипаж какого-нибудь Starship'а, в спешке покидающий Марс из-за очередной пылевой бури.


  1. RuK
    15.02.2019 01:35

    Марс ему пухом


  1. Andriy1218
    16.02.2019 14:01

    image