Чтобы рассказать о Lyft — конкуренте Uber на рынках США и Канады, мы перевели статью CСN, дополнили её цифрами и представили наш прогноз. Для UT сравнение этих компаний, их финансовые показатели и продуктовые преимущества — крайне интересная тема. Надеемся, для читателей Хабра тоже. В любом случае пишите в комментариях.
Как только стали известны планы по выходу на IPO двух крупнейших сервисов райдшеринга, не утихают споры, в какую компанию лучше инвестировать. Может показаться, что компании предлагают одинаковые услуги, но при близком рассмотрении все становится не так однозначно. В этой статье мы приводим пять причин, почему Lyft может быть серьезной угрозой для Uber и более выгодным объектом инвестиций.
Технически Lyft похож на классического единорога стоимостью более 1 млрд долларов. Однако в своей заявке на IPO компания раскрыла много интересной финансовой информации. С учетом этого, а также дозированно публикуемых данных от Uber, у нас впервые появилась возможность сравнить бизнес двух компаний.
Данные: форма S-1; цифры за 2019 г. являются прогнозом.
1. Lyft растет быстрее, чем Uber
Принципиальная разница между двумя компаниями — их размер. В то время как Uber работает почти в 70 странах мира, сервисы Lyft доступны лишь в 300 городах США и Канады.
Кто-то может подумать, что покупка акций Uber будет более разумной инвестицией в силу размеров компании, но это не совсем так. Чем больше размер компании, тем более высокие расходы и операционные риски она несет. Пока Uber продолжает оставаться под прицелом регулирующих органов, Lyft присутствует только в США и Канаде и ему не знакомы большинство этих проблем.
Как младший брат наблюдает за старшим, так и Lyft учится на ошибках Uber.
Обе компании пока остаются убыточными, но давайте взглянем на динамику их роста.
Выручка Lyft в 2018 году выросла на 100% до 2,2 млрд долларов, а выручка Uber выросла «лишь» на 45% до 11 млрд. долларов. Отчасти такой сильный рост Lyft связан с ростом комиссионных (с 23% до 27%), что вполне может быть временным явлением. Поэтому лучше смотреть на количество бронирований: у Lyft они выросли на 76% к уровню прошлого года, а у Uber на 45%. Как видим, разница в темпах роста не такая серьезная, особенно если учесть что Uber в пять раз больше по размерам, чем Lyft.
Тем не менее, эти цифры однозначно указывают, что Lyft растет быстрее. При этом, что интересно, в США Lyft растет, отбирая долю рынка у Uber: сама компания говорит о 39%, в то время как компания Second Measure, анализирующая данные по оплате кредитными картами, оценивает долю Lyft на уровне 29% (а Uber — 69%). В разрезе отдельных городов эта статистика выглядит еще интереснее: в Сиэтле, например, доля Lyft близка к 50%.
Доля рынка по объему продаж
Судя по цифрам выше, стратегия компании Lyft по концентрации своих усилий на рынке США выглядит оправданной, чему в немалой степени способствует либеральная позиция регулирующих органов страны, которая пока сильно отличается от позиции властей во многих странах, где работает Uber.
2. Выход Lyft на IPO повышает доверие к компании
Если рассуждать гипотетически, то основным препятствием к использованию райдшеринга является безопасность поездки. Все, что нужно пассажиру — это попасть в пункт назначения безопасно и оперативно. Для обеих компаний — это приоритет номер один. Конечно, в те времена, когда альтернатив Uber на рынке не было, выбор был очевиден. Но как мы видим, Lyft постепенно отбирает долю рынка у Uber, что подтверждает доверие клиентов к водителям этой компании.
Подав заявку на IPO и имея все шансы стать первой публичной компанией, проповедующей инновационный подход к пассажирским перевозкам, Lyft привлекла к себе внимание широкой общественности (и не в последнюю очередь потому, что теперь ее постоянно сравнивают с прямым конкурентом — Uber). В нише, где правит доверие покупателей к компании, заявить о себе как о публичной компании — дорогого стоит. К тому же, оба основателя Lyft после смены статуса компании сохранят за собой как визионерские, так и управленческие роли в ней, что очень ярко контрастирует с историей основателя Uber и тоже может добавить привлекательности Lyft как в глазах потенциальных инвесторов, так и ее клиентов.
3. «Водители Lyft подрабатывают в свободное время, водители Uber зарабатывают на жизнь»
У Lyft и Uber разные профили водителей — большинство водителей Lyft подрабатывают в свободное время, в то время как для водителей Uber эта занятость является их основным источником дохода. Это подтверждают и доступные цифры: среднестатистический водитель Lyft зарабатывает 4,3 тыс долларов в год и эта цифра в последние годы растет; а среднестатистический водитель Uber в год зарабатывает 16,7 тыс долларов (и показатель снижается).
В среднем на одного водителя Lyft в день приходится 1 поездка (или 326 поездок в год), а на одного водителя Uber — 5 поездок в день (1773 поездки к год). У Uber всего в 1,5 раза больше водителей, чем у Lyft (3 млн и 1,9 млн водителей, соответственно), хотя размеры бизнеса самой компании больше в 5 раз.
При этом многие водители пользуются приложениями обеих компаний и им все равно от какого сервиса поступит новый заказ. В данном случае важно то, что небольшой и менее известной компании Lyft удалось добиться наличия достаточного количества доступных водителей, которые довольны работой с компанией несмотря на то, что клиентов у Lyft значительно меньше, чем у Uber.
Поддерживать доступность водителей в городах присутствия сервиса — сложная задача и критически важный фактор, определяющий выбор клиентов. Ведь мало кто, прождав машину 20 минут под дождем, захочет воспользоваться этим сервисом еще хотя бы раз. А чем больше водителей, тем больше клиентов: Lyft сможет наращивать количество доступных автомобилей на дорогах до тех пор, пока это выгодно водителям.
4. Lyft ищет новых клиентов и запускает райдшеринг беспилотных автомобилей, велосипедов и электроскутеров
Одним из серьезных преимуществ Uber как объекта инвестирования на ожидаемом IPO является ее позиционирование себя не только как такси, но еще и сервиса доставки еды и разработчика гораздо более заманчивой технологии беспилотных автомобилей. Lyft также инвестирует в разработку беспилотных авто, хотя в публичном пространстве об этом мало упоминаний.
В разработке прогрессивных идей развития городского транспорта компании идут нога в ногу. Так, в апреле 2018 Lyft подписала пятилетнее соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Magna, производителем запчастей и комплектующих для автомобильной промышленности, по которому компании будут делиться друг с другом технологическими разработками в области беспилотных автомобилей, а в октябре 2018 года компания приобрела лондонского разработчика решений компьютерного зрения Blue Vision Labs.
Кроме собственных разработок, Lyft также планирует допускать сторонних производителей беспилотных автомобилей к своей платформе (и клиентской базе), что должно ускорить постепенный переход на беспилотный транспорт. Так, совместно с компанией Aptiv в январе 2018 года в Лас-Вегасе было запущено коммерческое использование беспилотных автомобилей (с водителем в салоне) на платформе Lyft: почти за год пассажиры совершили более 35 000 поездок.
Беспилотные автомобили не только помогут райдшеринговым компаниям избавиться от затрат в виде оплаты труда водителей, но и привлечь новые категории клиентов, которые пока неохотно пользуются их услугами: например, тех, кто возвращается после шоппинга домой, семей с детьми (которые пользуются райдшерингом крайне мало из-за сложностей с наличием подходящих кресел), а также регулярных клиентов (например, ежедневно добирающихся таким способом до работы), которым не всегда комфортно в салоне с незнакомыми попутчиками. Для этого придется изменить и интерьер беспилотных авто.
McKinsey, дизайн беспилотного автомобиля для транспортировки нескольких человек
McKinsey, дизайн беспилотного автомобиля для доставки покупок
Еще одно направление развития — это велопрокат: Uber вышла на этот рынок в апреле 2018 года, купив Jump Bikes и инвестировав в прокат электросамокатов Lime, а Lyft в июле того же года приобрела компанию Motivate и запустила пилотный проект проката электросамокатов в Денвере. При этом лидеры этого рынка, компании Bird и Lime, уже оцениваются в 2 млрд долларов каждая.
5. Lyft выходит в зону безубыточности
На финансовых рынках много говорят о динамике и импульсах и часто это крайне субъективно. Лишь потому, что что-то выросло на Х в прошлом месяце, не означает продолжение роста. Но часто следует учитывать и эти тренды, поскольку они могут пролить определенный свет на поведение потребителей.
Достаточно впечатляюще выглядит статистика поездок, совершенных существующими клиентами Lyft. На этом графике клиенты разбиты на когорты по году их привлечения.
Как видим, каждый год количество поездок новых клиентов растет, как и количество поездок тех клиентов, кого компания привлекла в прошлые годы. Lyft привлекла около 13 миллионов новых клиентов в 2018 году (рост с 19 миллионов до 31 миллиона за год). Зная расходы компании на маркетинг и продажи (0,8 млрд долл. в 2018 г.), мы можем приблизительно подсчитать стоимость привлечения одного клиента — около 70 долларов. При этом выручка на одного клиента в год тоже приблизительно равна 70 долларам (в среднем один клиент совершил 20 поездок в 2018 году), но маржа компании составляет лишь половину этой суммы. Таким образом, вложения в привлечение клиента окупаются только за два года, но в свете статистики выше такие расходы выглядят вполне оправданно.
Самый важный вопрос, который одинаково актуален для Lyft и Uber, касается их текущей рентабельности и перспектив получения прибыли. Взяв за основу текущие операционные показатели Lyft, их относительные величины и динамику их изменения в последние несколько лет, мы прогнозируем, что компания сможет выйти в зону безубыточной деятельности уже в 2020 году при продолжении роста бизнеса, но замедлении его темпов.
Оценка Lyft от United Traders
Один из самых популярных методов оценки компании на IPO — сравнительный анализ по показателю Price-to-Sales, где Price — стоимость акционерного капитала, а Sales — прогнозируемая выручка компании в следующие 12 месяцев после IPO.
Компания Lyft первая выходит на IPO из сегмента шеринг экономики, и похожих компаний для сравнения пока нет, но если отнести Lyft к технологическому сектору США, то там среднее значения P/S на данный момент составляет 10х.
В 2017 и 2018 годах выручка компании составила $1.06 млрд и $2.16 млрд соответственно. Компания Lyft показала значительный рост выручки за этот период (209% и 103%). Учитывая эти показатели, в базовом сценарии мы прогнозируем показатель выручки в $3.2-$3.4 млрд в 2019 году (ожидаемый рост 50%).
Таким образом, ожидаемая рыночная стоимость компании Lyft в базовом сценарии составит $31.3 млрд. На данный момент известно, что Lyft будет размещаться в диапазоне $62-68 за акцию, что даст оценку в $19.3 млрд по верхней границе ценового диапазона. Можно сделать вывод, что потенциал роста акций на рынке составит 62%.
Прогнозируя доходность инвестиции, мы принимаем во внимание разницу между ценой (pricing) и фундаментальной стоимостью компании (intrinsic valuation). Горизонт инвестирования в IPO составляет 1-3 месяца — в этом случае повышенный интерес инвесторов является определяющим драйверов цены акции. Другими словами, инвестирование в IPO предполагает оценку компании с точки зрения краткосрочного спроса, в то время как оценка компании для стратегии buy-and-hold предполагает прогнозирование фундаментальной или справедливой стоимости компании. Поэтому для первой стратегии наиболее подходящим методом оценки является сравнительный анализ, а для второй — метод дисконтирования денежных потоков.
Так почему же Lyft?
Даже если всем вокруг хочется объединить Uber и Lyft, с инвестиционной точки зрения это, возможно, ошибочно. Да, компании предлагают одну и ту же услугу, но их амбиции сильно разнятся. Uber — это попытка создания глобальной монополии, а Lyft хочет стать лидером на внутреннем рынке райдшеринга и переосмыслить перемещение людей в городском пространстве.
Именно по этой причине и несмотря на меньший размер компании, Lyft может быть более безопасным вариантом с точки зрения инвестиций в IPO. Мы не хотим сказать, что у Lyft нет проблем, но с учетом глобальных масштабов бизнеса и череды скандалов в прошлом у Uber больше не только водителей и пассажиров, но и проблем и рисков.
Комментарии (15)
maionez
19.03.2019 19:50-1а почему нет в голосовалке варианта «против всех», какое то априорное навязывание точки зрения, на мой взгляд оба хуже
koluka
19.03.2019 20:02Строить свои выводы основываясь на статье CNN… такое себе… Они может и мастера пера, но к мастерам адекватной информации мало относятся. Ну и судя по картинкам в одном случае перевозят людей в ванной, которая стоит ребром, а во втором в ящике… наааверное поэтому это не пассажиро-перевозка, а пассажиро-транспортировка.
оба хуже
+1UnitedTraders
20.03.2019 15:16Это статья CCN, вот ссылка: ccn.com/5-biggest-reasons-to-choose-lyft-ipo-over-uber-in-2019
А маршрутки в форме ванной — это визуализация McKinsey.
semibiotic
19.03.2019 20:05Мдя, одни гробят пассажирские перевозки, другие пытаются заработать инвестируя в гробящих…
Под микроскопом Он открыл,
Что на блохе живет блоху кусающая блошка,
На блошке той — блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито,
Блошиночка… и так ad infinitum
panchmp
19.03.2019 20:09прочитав
Обе компании пока остаются убыточными, но давайте взглянем на динамику их роста.
вспомнил
Желаемая капитализация в $20-25 млрд — это 2,5-3 годовых оборота платформы, или 10 выручек. Невероятные числа. Посмотрим на Google, компанию современную и модную. Соотношение P/E — стоимость компании, поделенная на прибыль до налогов (EBITDA), у нее составляет 23,5, и это очень много, биржа в Google верит. Наглядно Lyft с ним сравнить нельзя, поскольку EBITDA отрицательная. Но сделаем мысленный эксперимент. Пусть Lyft удвоил количество поездок, одновременно увеличил комиссию с водителя с 27% до 40%, сохранил на нынешнем уровне расходы на маркетинг, разработку и менеджмент и после всех этих подвигов по-прежнему стоит на бирже $20-25 млрд — вот тогда его P/E будет, как у Google.
www.facebook.com/gornal/posts/10158248791988012vladsuski Автор
20.03.2019 16:06Спасибо, прочитал анализ по ссылке, очень толково, но мы настроены более оптимистично.
Раз уж речь зашла про Google, я бы предложил взглянуть на ее оценку на момент выхода на IPO в 2004 году. Самое важное отличие – это прибыльность. Да, в отличие от Lyft, Google была прибыльна уже тогда, а ее выручка и прибыль росли гораздо быстрее (за полный год рост выручки – в 3.3 раза, за последние шесть месяцев – в 2.4 раза; чистая прибыль год-к-году выросла всего на 6%, а за первое полугодие в 2.46 раза).
При размещении (компания привлекла около 1.6 млрд $; при цене акции на IPO в 85 $ рынок тогда оценивал Google в $23 млрд) оценка по мультипликатору P/S (цена к выручке) составила около 15 (если брать выручку за полный год) и 10 (если закладывать в цену скорость роста выручки). А вот P/E составил около 120. Мультипликатор P/S у Lyft на уровне 10 выглядит не таким уж завышенным. Вот ссылка на S-1 Google: https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1288776/000119312504139655/ds1a.htm
Также нужно учитывать, что с момента IPO Google прошло 15 лет и за это время «нормальность» мультипликаторов, особенно для технологического сектора, очень сильно изменилась. Медианное значение мультипликатора P/S для быстрорастущих технологических компаний находится сейчас на уровне 14, а между скоростью роста выручки и оценкой компании рынком есть прямая зависимость: чем выше рост, тем выше оценка.
speakingfish
19.03.2019 22:04Последние полгода эпизодически натыкался на предложения работы с машинным зрением для Lyft у аутсорсинговых контор.
Diordna
19.03.2019 22:35юнайтед трейдерс анатолий радченко не впечатлил по ютуб каналу.
— Как можно на 16000 в год жить в сша, где минимум почти 17500юсд? Не студенты же там подрабатывют
Sly_tom_cat
20.03.2019 11:27Я что-то вообще не понял как можно сравнивать международного гиганта и локального провайдера?
Пусть это даже самая «крутая локаль» но пока остается локалью, сравнивать ее с глобальной компанией просто неуместно.Hardcoin
20.03.2019 12:39По доходу от инвестиций легко можно сравнить. Даже автомобильную компанию с производителем бритв так сравнивают, если нужно.
vsergiyenko
20.03.2019 14:53Непростое решение, но всё же, наверное, LYFT — у UBER с репутацией проблемы просто капец за годы существования
Hardcoin
На отрезке в пять лет важно только одно. Кто из них запустит беспилотники. Всё остальное (кроме совсем уж сильных непредсказуемых ошибок) имеет заметно меньшее влияние.
Впрочем, если речь о горизонте в 3 месяца, тогда оценка других факторов имеет смысл.
avtrrr
На отрезке в 5 лет они не запустят беспилотники для гражданского использования без ограничений. А CEO Waymo вообще признал, что Self-Driving Cars Will Always Be Limited
Hardcoin
Человек, который может водить в любых условиях, тоже редкий зверь. Если автомобиль сможет определить, что он на просёлочной дороге в метель и откажется ехать — это приемлимо. Уберу нужно то, что может водить в пределах города при нормальных условиях. И не любого города, а сотни самых крупных. Это увеличит капитализацию компании в разы. А вот кто раньше справится, не ясно. Может вообще Яндекс :)
avtrrr
«Искусственный интеллект» беспилотника — это грубо говоря предиктивный алгоритм, который может ошибаться. Поэтому бОльшей проблемой является продолжение движения, когда нужно остановиться.