Уже в скором будущем покупки из интернет-магазинов нам будут доставлять не люди на автомобилях, а стайки роботов, путешествующие по тротуарам. В этом направлении работают сразу несколько перспективных проектов. Starship Technologies из Эстонии уже использует маленьких роботов-курьеров в сотне городов для доставки горячих продуктов из пиццерий и ресторанов. Marble, стартап из Сан-Франциско, похожим методом научился доставлять фалафель. Роботы Kiwi привозят еду студентам UC Berkeley в Калифорнии, и иногда возгораются.
А недавно Amazon объявила о начале полевых испытаний собственного робота-курьера – Скаута. Шестиколесный автономный дроид будет путешествовать по тротуарам и доставлять посылки подписчикам Amazon Prime в крупных городах США. Для начала машинка начнет работу в тихом округе Снохомиш в Вашингтоне. С понедельника по пятницу, в те часы дня, когда на улицах меньше всего пешеходов.
При Скауте сперва всегда будет находиться человек-компаньон, проверяющий, чтобы бот «безопасно и эффективно объезжал людей, домашних питомцев и всё остальное на своем пути». Пользователи Prime с помощью робота должны будут увидеть еще более существенное сокращение времени доставки. Amazon обещает, что большая часть заказов будет обрабатываться и приезжать к покупателю в этот же день.
Компания уже больше десяти лет экспериментирует над способами сделать доставку быстрее и дешевле. Особенно большой проблемой в последние годы стала так называемая «последняя миля» – доставка от складов непосредственно к домам покупателей. Здесь Amazon сейчас вынуждена полагаться на гос. почту США, USPS. Только у той есть ресурсы (и желание) отправляться по одним и тем же маршрутам, к десяткам миллионов домов ежедневно. Проблема в том, что некоторые власть имущие в Америке убеждены, что такое сотрудничество с Amazon для USPS в итоге убыточно, и хотят запретить гос. почте принимать посылки от частной компании. Одним из них является Трамп, который в прошлом году практически объявил Amazon вендетту.
Если гос. почты не будет – вся структура, выстроенная компанией, грозит обвалиться. Чтобы себя застраховать, нужно находить собственные варианты. Поэтому Amazon так активно развивает доставку дронами, патентует башни, в которых они могли бы «гнездиться», и пытается организовать людей работать у них курьерами по пути домой или на работу.
В 2018-м компания запустила программу Delivery Service Partners. Зарегистрировавшиеся в ней предприниматели могут нанимать водителей и получать от Amazon до 40 грузовиков, чтобы доставлять посылки от складов к домам. Компания хочет нанять минимум 1000 таких «партнеров», каждый из которых будет получать от $75 до $300 тысяч в год. Не так уж и плохо для владельца мелкого бизнеса, которому еще и дают хороший кредит для старта.
Но даже несколько тысяч частных предпринимателей не справятся с нужным объемом заказов. Плюс, что если один из них «отвалится»? Несколько дней без посылок для жителей городка? Amazon так сильно рисковать не может.
Роботы должны устранить эти недостатки. Они легко заменяются, не занимают места под парковку, не путают посылки и не требуют регулярного повышения зарплат.
Аргумент «против»
Amazon довольно поздно пришла к идее наземных роботов-курьеров, и её путь в этой сфере обещает быть непростым. Такие роботы – это как беспилотные автомобили, только с большим числом параметров, о которых нужно волноваться. Магистрали и трассы более-менее регулированы, у них есть структура и свод правил, которым нужно следовать. Тротуары – дело более интуитивное. Здесь нет красного сигнала светофора или определенных полос, по которым нужно перемещаться. Робот-доставщик должен уметь оценивать намного больше ситуаций, и как-то ориентироваться во всём этом хаосе. Учитывать, что перед ним может открыться дверь, следить за животными и их поводками, проверять, есть ли перед ним лужа или сломанная плитка, понимать, когда ему нужно перейти дорогу, и как это лучше сделать. Даже в нынешний век беспилотных машин, научить AI реагировать на все эти ситуации будет крайне непросто.
В Скауте пока что используются технологии машинного зрения, больше дюжины камер и лидар, помогающий избегать препятствия. Пока что на дороги будет выпущено только шесть машин – для сбора информации и проверки работы систем.
Учитывая то, сколько компаний идёт в направлении роботов-курьеров, можно подумать, что будущее однозначно за ними. Особенно когда у тебя есть безграничные финансы Amazon. Но Брайан Герки, глава Open Robotics, поддерживающей открытое аппаратное и программное обеспечение в робототехнике, имеет некоторые сомнения:
Еще не ясно, что этот рынок существует. Может быть, окажется, что в таких роботах нет экономического смысла. Сложно представить, чтобы они были лучше в перемещении по тротуарам, чем человек, для которого они создавались. Нестандартная лестница, неожиданное препятствие, неосторожный прохожий – и ваша посылка никогда не будет доставлена.
Единственное, в чём у робота-посыльного пока что преимущество – он никогда не устает. В остальном пока – сплошные минусы. Он не сможет открыть калитку или дверь, не сможет уточнить дорогу. И, если история с электросамокатами что-то показала, люди так просто свой тротуар не отдадут. Увидев самодовольного робота, занимающего их законное место, некоторые захотят показать ему, кто в доме хозяин. Многие Скауты будут поломаны или украдены, это гарантированно, с этим ничего не поделать. Системы, которая могла бы обеспечить маленькому дорогому девайсу полную безопасность, пока что не существует.
Аргумент «за»
Для многих взаимодействие со Скаутом будет даже приятнее, чем работа с курьером-человеком. С точки зрения клиента Amazon, здесь нет ничего сложного. Вы покупаете товар, вам на смартфон (и на электронную почту) приходит PIN-код, через несколько часов – получаете сигнал, открываете дверь, видите робота, вводите код, открываете слот и забираете свою посылку. Пока что недостаток тут в том, что если вас нет дома, PIN-код ввести некому, и посылка не будет доставлена. Но это легко решается. Достаточно дать человеку возможность выбирать опцию оставить пакет у двери. Тогда доставка роботом мало чем будет отличаться от доставки людьми, плюс робот, с его камерами и GPS, имеет меньший шанс ошибиться дверью.
Чтобы не раздражать пешеходов, Скаут будет передвигаться со средней скоростью ходьбы. Возможно, даже подстраиваясь, если поток начинаеет двигаться медленнее или быстрее. Боб Дойл, вице-президент Robotic Industries, говорит, что это позволит машинке быстрее стать принятой среди людей, «влиться в среду своих». Он также делает комплименты дизайну Скаута:
По-моему, достигнут хороший баланс. Он выглядит достаточно дружелюбно, чтобы люди его не пинали, но не настолько дружелюбно, чтобы дети подбегали и обнимали его, и мешали ему делать свою работу.
Главное – новая технология открывает большое поле для потенциальной прибыли. И тот, кто первым захватит этот рынок, как обычно бывает с новыми технологиями, окажется в большом плюсе. Доставка посылок до сих пор является крайне неэффективным процессом, с множеством стадий, на каждой из которых может случиться ошибка или заминка. Полная автоматизация может решить очень много проблем, и сэкономить крупным компаниям очень много денег, если всё получится.
Это понимает не только Amazon. Буквально через пару дней после объявления о начале работе Ската своего бота-курьера в конкуренцию ему представила FedEx. Её девайс уже даже успел поучаствовать в шоу с Джимми Фэллоном, продемонстрировав свою способность ездить по песку и по гравию. Этот SameDay Bot, как обещают, будет возить посылки для Pizza Hut, Walmart, Target, Lowe's, Walgreens и нескольких других крупных ритейлеров. За его разработку отвечает изобретатель Дин Кеймен, автор сегвея и вездеходной инвалидной коляски iBOT. Робот FedEx и Кеймена, как ожидается, начнет работу в июле, когда его использование одобрят советы выбранных городов.
Проблему с восприятием бота среди пешеходов они решили по-своему. Он у них чуть больше, почти в рост человека, и с экраном по центру, в котором робот будет сообщать свои намерения. Намного сложнее негативно относиться к машинке, которая при встрече говорит тебе «Hello!». А для тех же детей он может написать «Please don’t touch me J». Такой же экран сзади показывает, когда робот собрался повернуть или остановиться. Похожую технологию до этого испытывали разработчики беспилотных авто. По их словам, это уменьшает число несчастных случаев и в целом недопониманий между человеком и машиной.
Для Amazon и FedEx, первые месяцы тестирования роботов должны позволить компаниям принять решение, стоит ли дополнять ими обычных человеческих курьеров, или технология пока слишком сырая. Мало кто сомневается, что в итоге, может быть, через пять-десять лет, похожие машины будут успешно применяться для доставки – возможно, в какой-то своей определенной нише. Для клиентов компаний, впрочем, разница вряд ли будет заметна. Посылки просто будут всё так же появляться у них перед дверью. Вся эта работа на сотни миллионов долларов с самыми передовыми технологиями – ради того, чтобы клиенты не почувствовали разницу.
Комментарии (21)
hokum13
22.03.2019 18:29Не вижу причин, почему робот не может ехать по краю проезжей части? Велосипедисты же могут. Скорость выше, пешеходам не мешает, аварийность больше чем велосипедист не повысит — одни плюсы.
И да, не понимаю, в чем проблема «последних 20 метров». В том смысле, что есть такси, которое подъедет прямо к подъезду, а есть каршеринг, до которого еще дойти надо. Вот и тут: есть человек-курьер, который доставит продукт в назначенное время в назначенное место, а есть мототележка, которая будет ждать у подъезда. Разные сервисы, разная стоимость.
Эта система однозначно оставит без работы огромное количество курьеров и снизит зарплаты у оставшихся, но это безусловно нужно для отрасли.
andrewdrone
22.03.2019 18:47Для того чтобы робота не пинали пешеходы на тротуаре — он не должен мешать и путаться под ногами, следовательно, кроме велодорожек нужно будет еще и рободорожки построить. В противном случае робот или затупит в попытке объехать "распродажу печенек/шмоток" или будет жестоко наказан за порчу газона
robert_ayrapetyan
22.03.2019 21:42Амазон решил спуститься с небес на землю: два года назад активно трубили о дронах, которые вот вот начнут доставлять посылки.
super-guest
22.03.2019 22:20-1У таких (самоуправляемых) роботов будет проблема ещё и с тем, что в США (да и в РФ тоже) не везде есть тротуары в спальных районах. У одного дома может быть, а следующего (или через маленький перекрёсток) — уже нет.
Но вопрос в другом: Почему никто не рассматривает вариант роботов-доставщиков, которыми дистанционно управляют дешёвые индусы?
Это же решает все проблемы с безопасностью (лучше человека за приемлемые $ и в ближайшее время) никто не придумает, а операторов таких роботов в странах типа Индии — полно. Эта моя идея не даёт мне покоя уже давно…Areso
23.03.2019 01:04Пинг? Input lag?
Diordna
23.03.2019 15:45не смешите, это не шутер а бот со скоростью 5км/ч.
hokum13
23.03.2019 23:58Ага, Вы это моему двору скажите. В определенных местах просто яма (в смысле сотового сигнала). Я из-за этого всегда звонок заканчиваю, когда к дому подхожу — гарантированно разорвет. При том, что связь отлично ловит почти во всем районе и в том числе в квартире.
Вот представьте: едет такой «индус» по заказу и тут раз, а на экране «связь не доступна». И что, посылать за ним «эвакуатор»? Нет, они должны быть достаточно автономны.
lexx_v11
23.03.2019 13:28Чтобы люди распознали намерения роботов, надо их оснастить огнями, как машины. И пусть подают сигналы, как машины. Из все знают, их легко распознать.
Darquee
23.03.2019 17:18Это выглядит как костыль, принципиально ничем не лучше курьера. В то же время доставка дронами действительно кажется чем-то революционным и в то же время реализуемым, что может изменить отрасль и модели потребления.
dabystru
Кончится тем, что курьером будет шагающий робот ростом со среднего человека и выглядящий, как человек.
Areso
Сложно, дорого, избыточно.
dabystru
Окупится с лихвой тем, что сможет пройти везде, где не проедет колёсный робот, и уменьшит вандализм.
DrZlodberg
Чтобы уменьшить вандализм — нужен робот как из робокопа. Думаю позже вернуться к почтовым фургонам, но на автопилоте. А там на месте самоходная площадка до двери дотащит как-нибудь последние 20 метров.
dabystru
Одно другому не мешает. Автомобиль привозит робота, тот последние 20 метров тащит. Там калитка, лестница, дверь, лифт — на тележку не рассчитано.
DrZlodberg
Так эти роботы по сути и есть та же тележка. Естественно я не имел ввиду просто тележку. Однако 20 метров от дороги до двери и несколько километров по оживлённому и не слишком гостеприимному городу — это разные задачи.
Areso
Чтобы уменьшить вандализм, нужно, чтобы люди боялись или не имели желания заниматься вандализмом.
Предположим, вы можете заказать пиццу в офис. У вас доступны три опции:
— Гуманоидный робот с доставкой на этаж — 20 у.е.
— Робот-тележка с доставкой до входной группы — 10 у.е.
— Человек с доставкой на этаж — 25 у.е.
Какую опцию вы выберете?
dabystru
Если сейчас доставка пиццы человеком стоит 0–5 у.е., то непонятно, почему она будет стоить 25. А все роботы будут иметь смысл, только когда их стоимость станет меньше, чем доставка человеком.
Areso
Это условные единицы. Не обязательно американские доллары.
Ну, в моем примере оба робота дешевле человека. Просто тележка, в силу относительной простоты, дешевле, чем гуманоидный робот. У вас есть три варианта (даже человек оставлен, на случай, если у клиента роботофобия).
dabystru
Стоимость доставки даже человеком не критична. Из двух более дешёвых вариантов (шагающий робот и самоходная тележка) останется в конце концов тот, который сможет пройти в большее число мест.
Areso
Если уж из этих двоих и останется один, то это будет тот, кто выгоднее (конкретному предпринимателю — или отрасли в целом).