В 80-х и 90-х не каждому ребёнку родители покупали Game Boy. Я был одним из таких детей, и оставался единственным на игровой площадке, у кого не было GB.

Вместо консоли у меня был графический калькулятор. Мой отец горел сильным желанием с детства готовить меня к SAT. Поэтому я пользовался TI (Texas Instruments) 83 и ПО для Windows, необходимым для синхронизации калькулятора с компьютером. Предполагалось, что я буду использовать ПО для скачивания учебных программ и сохранения резервных копий хранимых в калькуляторе результатов.

Но вместо этого я играл на нём в игры. Даже тогда уже существовали хранилища монохромных видеоигр с низким разрешением, написанных специально для графических калькуляторов Texas Instruments. Большинство из них было отстойными (да, Drug Warz, я имею в виду тебя), но некоторые оказались на удивление хорошими, учитывая особенности платформы.

Вот например, Zelda для TI-83, в которой использовались спрайты, выдранные из серии Zelda для Gameboy:


Однако это была полностью оригинальная игра с уникальным внешним миром и совершенно новыми подземельями. Но не стоит особо радоваться, очень немногие игры выглядели столь же хорошо. Более характерным примером качества игр для TI-83 была Penguins Билла Нэйджела:


Она была довольно популярной, и я активно обменивался ею в средней школе, где наконец-то был не единственным человеком с TI-83. Мои одноклассники, не знавшие о том, что на графических калькуляторах можно запускать игры, начали считать меня гением-волшебником за умение переносить игры с калькулятора на калькулятор с помощью моего линк-кабеля. Одной из таких игр была Mario83:


Как и на любой другой платформе, на нём был клон Tetris. Эта игра хорошо подходила к столь ограниченному формату, ведь она состояла всего лишь из блоков:


Ещё одной игрой, которую портировали на все возможные платформы, был Doom. Что, Doom? На платформе более слабой, чем первый Gameboy? Но разработчикам как-то удалось это сделать. Хотя движок намного проще, в игре всё равно можно узнать Doom:


Gemini — это ещё одна псевдотрёхмерная игра, работавшая на TI-83, и отличавшаяся впечатляющими текстурированными стенами. Хоть она находилась примерно на одном техническом уровне с Wolfenstein 3D, для такой простой машины это было серьёзным достижением:


Иногда игры оказывались на удивление сложными. Не ожидаешь увидеть на каком-то паршивом калькуляторе глубокую RPG, но их было несколько, и одной из лучших считалась «Desolate»:


А как насчёт демо? Разумеется, были и они. Например, «Two by Two» разработчика Noice. Те же эффекты, которые можно было видеть на Gameboy, хоть и немного более неуклюжие, разумеется:


Тот же автор создал и это красивое демо «Monochromatic». Подходящее название для системы, в которой даже невозможны были истинные оттенки серого и их приходилось имитировать включением и отключением пикселей с нужной частотой:


Это демо 3D-движка работает на TI-84 plus, а не на TI-83, но я не мог его пропустить, ведь в нём есть полигональная графика с плоским затенением. Демо выглядит как подражание Elite:


Хоть моё сердце навсегда принадлежит старому доброму TI-83, должен признать, что более поздние графические калькуляторы намного превосходили его по графическим возможностям. Только посмотрите на Mario на TI-89 и сравните с нем, что видели выше:


Вполне предсказуемо, что TI-89 (по сути являющийся урезанной версией огромного, размером с Game Gear, TI-92) намного лучше проявлял себя в 3D. Взгляните на Counterstrike (по-прежнему работает на движке в стиле Wolf3D, но выглядит намного красивее):


А ещё на калькуляторах была Kirby’s Dreamland. Так как экран TI-89 больше по разрешению, чем у Gameboy (а в TI-83, напротив, пикселей меньше), он стал более популярным для копирования графических ресурсов из игр для Gameboy и создания на их основе новых однопользовательских кампаний:


Prince of Persia работал на этой платформе достаточно неплохо. Если вы ещё не поняли, то 89 стал огромным шагом вперёд по сравнению с 83 и был лучшим, пока на рынке не появились цветные графические калькуляторы с подсветкой. Как по мне, так они растеряли всё очарование:


И никак нельзя обойти вниманием Metroid. Как можно играть в него на размытом экране TI-89? Не лучше и не хуже, чем на экране первого Gameboy. Как и во всех других играх, в нём нет звука, потому что у калькулятора не было звукового чипа. Но это не останавливало некоторых разработчиков: они реализовали поддержку звука, выполнявшуюся в основном 8-битном процессоре, и выводили его через порт соединительного кабеля, совместимого с некоторыми наушниками:


Более примитивная 3D-графика. В следующий раз мы увидели на портативном устройстве полигональную графику с заливкой только на Handspring Visor. То, что разработчикам-любителям удалось добиться этого на графическом калькуляторе конца 80-х, должно вдохновлять вас:


King of Fighters? Серьёзно? Да, действительно. Игра, как я полагаю, портирована с Neo Geo Pocket (монохромной версии) или с Wonder Swan (тоже без цвета. У обеих консолей поначалу были монохромные версии). Здесь спрайтовая графика выглядит замечательно:


Некоторые из игр выглядели по-настоящему красиво, и они, вероятно, стали началом карьеры многих студентов, которые после распространения смартфонов вышли на рынок мобильных игр. Если добавить цвета, то Air Mission выглядела бы вполне уместной на старом телефоне с поддержкой java-приложений:


Но мы скачивали приложения для портативных устройств и обменивались ими задолго до этого. В каком-то смысле графические калькуляторы были прародителями современной культуры смартфонов и магазинов приложений. В те времена мы могли напрямую обмениваться приложениями, что со смартфонами делать не так просто, и весь этот контент был бесплатным!

Это была настоящая находка. Никакого звука, обычно плохая графика, размытый экран без подсветки… зато бесплатные игры! Сколько захочешь! Половина удовольствия заключалась в отыскивании новых шедевров и в обмене ими по кабелю с друзьями на игровой площадке или в школьном коридоре. Меня даже удивляет, почему Texas Instruments никогда не обращала внимания на андерграундную игровую культуру, возникшую вокруг этих калькуляторов, и у неё никогда не возникало мысли «о, а ведь мы можем создать настоящую игровую портативную консоль».

Я бы её купил. Но надо учитывать то, что в течение долгих лет я покупал почти все игровые устройства, в том числе и отстойные. Если хотите узнать, какие игры есть для вашего графического калькулятора, то рекомендую посетить сайты TiCalc.org и Omnimaga.

Характеристики TI-83



Процессор: Zilog Z80 с частотой 6 МГц.

Язык программирования: TI-BASIC, ассемблер.

Пользовательская память: 32 кБ ОЗУ.

Экран: монохромный, 96x64 пикселя, 16x8 символов.

Комментарии (15)


  1. AntonSor
    07.04.2019 11:09
    +2

    То есть там стояло практически Спектрумовское железо.


    1. mpa4b
      07.04.2019 14:05
      +1

      Нет. Процессор быстрее, экран меньше, ПЗУ огого сколько и она флеш. А вот что было именно на спектруме: youtu.be/WHxBpmh-PF0?t=50
      Видно, что калькуляторщики не настолько круты, как им кажется :)


      1. Valery4
        07.04.2019 20:57

        Или вот. youtu.be/3v7cFGneuaw?t=161
        Учитывая известное ограничение в два цвета на знакоместо 8x8.


    1. thealfest
      07.04.2019 14:19
      +1

      z80 != спектрум


      1. mistergrim
        07.04.2019 19:05

        Z80 вообще где только не стоял.


  1. GeMir
    07.04.2019 12:47
    +3

    На неприлично дорогих (по сравнению с куда более мощными, но запрещёнными на территории школы телефонами) Casio fx-CG 20 (~150 €) начиная с седьмого класса играют в тетрис, «крестики-нолики» и Flappy Bird. Однажды видел даже шахматы.


  1. mpa4b
    07.04.2019 14:08
    +1

    что TI-89 (по сути являющийся урезанной версией огромного, размером с Game Gear, TI-92) намного лучше проявлял себя в 3D.

    Конечно, проц уже 68000 на где-то 10-12 МГц, а экран всё так же крошечный. Там конечно можно 3д гонять :)


  1. Alexey2005
    07.04.2019 14:42

    Половина удовольствия заключалась в отыскивании новых шедевров и в обмене ими по кабелю с друзьями на игровой площадке или в школьном коридоре.
    Значит, в современном мире удовольствие от такой «консоли» можно делить на два: ведь все игры очень быстро окажутся в Интернете, и никакого обмена не потребуется.


  1. msa
    07.04.2019 18:50

    arduboy — современная версия 8 битного игрового железа.


    1. GeMir
      07.04.2019 19:02

      За скромные $49 :)


  1. andy_p
    07.04.2019 22:20

    А я для своего TI-89 Titanium реверси написал.


    1. MR_VF
      08.04.2019 12:31

      Сделай видео или пост, пожалуйста.


    1. danfe
      08.04.2019 19:59

      Когда-то давно я писал (на бейсике, до 2009 г. не было возможности писать на ассемблере) клон некогда популярной досовской игры Gorillas для TI-81. Так как TI-81 не имеет связи с внешним миром кроме дисплея и клавиатуры (в отличие от большинства других калькуляторов TI с link port), программы нельзя было куда-то промежуточно сохранять или загружать, и в какой-то момент я его то ли уронил, то ли еще что, в общем, память очистилась вместе с моей игрой. Было очень обидно. :-(

      Интересное наблюдение: про легендарные калькуляторы TI (более культовыми, пожалуй, были и остаются только HP 48 G-серии) в рунете посты в основном о более поздних 83/84 и их «плюсовых» версиях, хотя в Америке много лет куда более ходовыми были TI-85. Практически у всех старшеклассников на них была залита ZShell, чтобы играть в «змейку» и прочие тетрисы.

      Еще у некоторых были мотороловские, алгебраические TI-92, этакие монстры с QWERTY-клавиатурой, но вот игр и прочих ассемблерных извратов на них я в то время не припомню — бал правил TI-85, залипали в и показывали друг другу что-то новое только на «восемьдесятпятках».


  1. ivanrt
    08.04.2019 03:34
    +1

    Отличия дума от Вульфа — переменная высота потолка и пола, стены под произвольными углами. Так что, на дум (даже упрощённый) не дотягивает. Вульфинштейн.


  1. Bookvarenko
    08.04.2019 06:16

    Интересно, реймаршер для этих калькуляторов уже запилили?