Второй семестр подходит к концу, и, значит, уже можно сделать какие-то объективные выводы об учебе на физическом факультете Вышки. В этой статье мне бы хотелось рассказать о моем факультете, в частности, о лабораторных работах.


Подход


Мне кажется, что «плохих» учеников — меньшинство. Много преподавателей, не умеющих заинтересовывать в своем предмете студентов. Много университетов, не сумевших подобрать правильный подход к процессу обучения. Мне повезло попасть на факультет, где собраны замечательные преподаватели, являющиеся действующими учеными. Они могут погрузить аудиторию в атмосферу области своей работы, и это очень захватывает. Помимо преподавателей, мне очень нравится система обучения на факультете. Точнее так, она мне подходит. Есть много споров об эффективности Болонской системы образования и четырех сессий в год, я считаю, что тут надо определить, что подходит конкретно Вам. Я же хочу рассказать об одном большом (для меня) преимуществе конкретно моего факультета. Это лабораторные.

Во-первых, под практикум выделен целый учебный день. С 10.30 до 16.30. Хотя большинство учеников засиживается до 6-7 вечера, а кто-то, наоборот, может уйти пораньше. В этом плане нет строгости, кому-то удобнее выполнить всю практическую часть, а анализом заниматься дома, кто-то стремиться закончить с работой как можно скорее. Преподаватель толерантен к любому решению студента.

Во-вторых, по каждой лабораторной работе производится отчет. В первом модуле (модуль == семестр в школе) студентов учат оформлять научные работы. Нам показали, как работать с LibreOffice, с LaTeX, с GNUPlot и с Labview. Рассказали также о требованиях к оформлению статьи. Выбор, чем пользоваться, стоит за студентом, никто не будет ругать и за Word с Excel. Лично я предпочитаю обрабатывать данные в Python (иногда грешу Origin, если времени не хватает) и техать. Отчет можно сдавать в бумажном виде, можно отправлять в формате PDF на почту преподавателя.

В-третьих, помимо отчетов каждый ученик обязан один раз за семестр выступить с докладом. Доклад предусматривает устную защиту работы с презентацией. Тут, на самом деле, можно проявить креативность. Можно рассказать чуть больше о теории и применении какого-то оборудования, можно вдаться в подробности сделанного практикума. Преподаватель и слушающие студенты задают вопросы. Получается мини-конференция.

Оборудование


В кабинетах для лабораторных работ можно найти всевозможные крепежные элементы, нитки, микроконтроллеры и датчики (для желающих работать с LabView), измерительные приборы. Тут допускается полный полет фантазии. Лично мне очень нравится такая атмосфера, не люблю рамки. Основное оборудование также впечатляет. Мне больше всего запомнились работы с пневматическими ружьями, тепловизорами (Testo 865) и вакуумными машинами. В конце обзора привожу несколько фото.

О плюсах и минусах факультета


Помимо лабораторных работ из достоинств можно отметить преподавательский состав (многие преподают также в МГУ или на Физтехе), совершенно оригинальный курс предметов (отступление в механику сплошных сред, метод перевалов на приближенных аналитических методах, например), отзывчивость сотрудников. Группа студентов все-таки мнение одного студента не приоритет всегда может о чем-то попросить руководство, и в большей части ситуаций руководство помогает. Например, для нас организовали студенческую комнату с пуфиками, диванчиком, столами, досками и шкафами, чтобы можно было учиться и расслабляться в университете. Наш курс уже дважды посещал институты РАН (ИКИ и ИФП). Преподаватели готовы внести изменения в программу, если какая-то тема слишком сложная или, наоборот, легкая.
Конечно, недостатки тоже имеются. Как известно, проблемы для всех иногородних учеников Вышки заключается в длинной дороге до общежития (факультет находится на Курской, а общага — в Дубках или в Одинцово). Также факультету всего три года, определенно стоит корректировать программу. Например, введение в механику сплошных сред в конце первого семестра бралось штурмом, пока на математических методах мы только учились работать с матрицами (можно было бы заняться решением дифференциальных уравнений). В то же время, как я выше уже упоминала, учителя готовы подстраиваться под пожелания студентов, и мне кажется, что в скором времени проблемы с нескоррелированной программой исчерпаются. Еще многие люди считают, что в университете с названием «Высшая Школа Экономики» технарные направления не могут быть развиты. Хотя ФКН и Матфак уже который год подряд опровергают этот стереотип. Правда, это уже мелочи.

Вот такой вот получился обзор от студента-первокурсника. Задавайте вопросы, с радостью отвечу на все уместные.

Фото с лаб
image



Комментарии (38)


  1. borovichok13
    11.05.2019 16:00
    +2

    А разве есть ВУЗы, где не требуют отчетов по лабораторным работам?
    Моя практика показала, что графики студенты на первых курсах должны строить руками и миллиметровке. Только так можно научить правильно понимать, как сглаживать данные и что каждая точка на графике имеет свою «цену». Если данные получают через АЦП и точек много, тогда, да, стоит их строить с помощью программы. Origin стоит немалых денег, можно использовать бесплатный Scidavis.

    Кстати, о чем лабораторные можно только догадываться. Подписи к фото нужны. А графики также в отчете не подписываете?


    1. SvOlAl Автор
      11.05.2019 16:04
      +1

      А разве есть ВУЗы, где не требуют отчетов по лабораторным работам?
      Обычно сильно разнится формат этих отчетов, я рассказала, что происходит у нас.
      Моя практика показала, что графики студенты на первых курсах должны строить руками и миллиметровке.
      Мне кажется, что студенты, выбравшие физическое направления обучения, имели возможность познакомиться с «ручным» выполнением лабораторных работ еще в школе. Конечно, вероятно, некоторым требуется больше опыта.
      Кстати, о чем лабораторные можно только догадываться. Подписи к фото нужны. А графики также в отчете не подписываете?

      Тут я не задавалась целью рассказать о конкретных лабораторных, только показать, как примерно все выглядит:) Пожелания учту!


      1. Pand5461
        11.05.2019 20:44

        Мне кажется, что студенты, выбравшие физическое направления обучения, имели возможность познакомиться с «ручным» выполнением лабораторных работ еще в школе.

        Вот не скажите. У нас в школе лабораторная база была слабая, хотя на задачки хорошо натаскали. Без оборудования лабы сводились к "измерить расстояние между питами на компакт-диске с помощью лазерной указки".
        Потом уже в универе (Физтех, да) были проекты, где народ с большим удовольствием копался по локоть в масле, перебирая установки.
        Как показал опыт, просто автоматизированные установки для лабораторных сейчас проще достать и дешевле поддерживать и обслуживать, чем "ручные", хотя вторые и нагляднее.
        Как пример — на стрелочном приборе проще увидеть зашкаливание или ощутить потерю значащих цифр при измерениях слабого сигнала, на цифре с датчика это легче прозевать.


        1. Tyusha
          11.05.2019 22:21

          Особенно если это немецкий увесистый стрелочный прибор в карболитовом корпусе, на котором написано чуть ли не «собственность Вермахта». Такие ещё остались на Физтехе.


          1. Pand5461
            11.05.2019 22:56

            Потому что умели люди делать на совесть! На лабах по химфизике в мастерской (ЛК) стоял немецкий токарный станок, тоже чуть ли не трофейный. Лаб тех уже и не осталось, а он всё стоит, только переехал в "Титаник".


          1. Victor_koly
            12.05.2019 16:17

            На нашем Физтехе кажется тоже что-то немецкое было в лабе.


        1. borovichok13
          11.05.2019 23:11
          +1

          Старые установки с одной стороны плохо, с другой хорошо: все надо собрать самому.
          Со значащими цифрами у студентов проблема, когда использовали логарифмическую линейку и умножение в столбик — сразу понимаешь цену еще одной значащей цифры, но прогресс неумолим и десять знаков после запятой стали получаться без проблем.


          1. Pand5461
            11.05.2019 23:58

            Так ТС пишет, что у них как раз тоже нужно собрать самому. Но у них есть 6 часов на это, у нас не было.
            Старые-то установки не всегда плохие. Точнее, они не всегда формально требуют полной замены, иногда "как бы" достаточно заменить один неисправный прибор. Но этот неисправный прибор бывает выполнен в таком форм-факторе, что сейчас таких не сыщешь (ионизационный манометр какой-нибудь).
            Чисто эстетически мне нравился тот дизельпанк, который у нас был в основном на лабах. Если бы там приборы ещё измеряли то, что надо, — по мне, это для младшекурсников было бы ценнее, чем сразу на АЦП и в Лабвью. И чаще всего собирать самому там ничего не требовалось, максимум — клеммы или насос правильно подключить.


            Кстати, курьёзный такой момент. Как раз старые лабы с выводом на компьютер проблем вызывали больше всего. Пока этому делу 3 года, да даже 5 лет — это незаметно. А потом оказывается, что у прибора ПО только под DOS/Win3.11/XP, лицензия на один компьютер с привязкой к серийнику матплаты и прочие весёлости. Ну и выходит, что те же стрелочки, только с экрана и с лютыми тормозами.


            1. borovichok13
              12.05.2019 09:54

              ПМИ-2 запросто купить. Измерители давления современные к ним тоже выпускают.
              На первом фото у ТС всё вышеуказанное есть. И собирать там нечего — все просто.

              Первокурсники как работает стеклянный предохранитель работает не видели и как его починить. Я как-то такое со студентами первого курса делал.


    1. Pand5461
      11.05.2019 20:32

      Миллиметровка — по-моему, перебор, хотя про "цену" точек согласен.
      Поэтому, в целом, за то, чтобы были бумажные отчёты — чтобы было ощущение, что на каком-то этапе должно появляться "написанно пером, не вырубишь топором".


      1. borovichok13
        11.05.2019 23:07

        Пером написано, прочитано и понято, а не скачан чужой отчет.


    1. ksr123
      13.05.2019 18:40

      Не логичнее ли учить студентов строить и обрабатывать графики программно? Будет намного точнее.


  1. Victor_koly
    11.05.2019 17:11
    +2

    Нам показали, как работать с LibreOffice, с LaTeX, с GNUPlot и с Labview.

    Круто. У нас конечно в какой-то момент принимали распечатки графиков из Excel, но это все равно вклеивалось в тетрадку. Но может весь 1й курс были графики на миллиметровке.


  1. Victor_koly
    11.05.2019 17:18

    Например, введение в механику сплошных сред в конце первого семестра бралось штурмом


    У нас то механика с.с. была в 4м семестре (готовой курс «ТФ1: Класс. мех.»).
    И потом в 8 семестре уже отдельный предмет.


    1. SvOlAl Автор
      11.05.2019 18:20

      Вот и мне кажется, что подход на факультете уникальный. Хотя мы прошли примерно 3/4 книги Эглит по МСС, это сложно назвать глубоким изучением :)


      1. Victor_koly
        11.05.2019 22:49

        Точно помню, что немного в МСС использовали комплексные числа, но может там нам не нужны были знания сильно выше школьных (то есть то, что учили в 4м семестре).
        Ещё что-то помню про использование понятия якобиана, это наверное 3й семестр матана будет.

        А теперь, о чем речь. У нас на Физтехе (совсем не Ваш какой-то русский, а КПИ, хотя многие преподы заканчивали Московский) было 3 курса общей физики (1-3) и 3 ТФ (2-4). И даже при этом скажем в 3м семестре идет электродинамика, то есть ур-я Максвелла. Достаточно быстро пришлось рассказать преподу физики немного из того, что учили по матану дальше (но тоже в этом семестре). А ведь многие учат физику за 3 года и эта часть у них идет во втором семестре.
        А ещё им просто дают уравнение Шрёдингера и пускай думают, как для него записать гамильтониан. А для этого нужно всего-то 2 раздела из 5 разделов годового курса ТФ1 слегка понять.

        P.S. Извините, если нагрузил бедного первокурсника страшными словами:)


        1. SvOlAl Автор
          11.05.2019 22:56

          Совсем не нагрузили:)
          У нас, к сожалению, ситуация, когда преподаватели физики рассказывают что-то с опережением программы по математике, очень распространенная. С якобианом мы уже бегло поработали, с некоторыми уравнениями Максвелла тоже. Много с чем поработали, на самом деле. Нам сейчас, например, дали Фурье на аналитической механике. В этом есть и плюсы, потому что первокурсник полон сил для усвоения нового материала. В то же время, сложно, конечно.


          1. borovichok13
            11.05.2019 23:13

            Физика всегда обгоняет математику при обучении. Такова реальность.


          1. Victor_koly
            12.05.2019 12:22

            Ух ты. Вот Фурье до изучения в 4 семестре на ТФКП как-то нигде не применяли.
            На 3 курсе по «Урав-я мат. физики» слово «метод Фурье» было, то есть это уравнения с частными производными (конечно 2 порядка).

            А вот хватало ли мне сил — не знаю. В 1 семестре были хорошие результаты сессии, в 2 и 3 — соответственно хуже и хуже. А на 5 и 6 курсе видимо халява была.


  1. third112
    11.05.2019 20:56

    В кабинетах для лабораторных работ можно найти всевозможные крепежные элементы, нитки, микроконтроллеры и датчики (для желающих работать с LabView), измерительные приборы. Тут допускается полный полет фантазии. Лично мне очень нравится такая атмосфера, не люблю рамки.
    Когда учился в МГУ в каждой лабораторной было четкое задание, которое нужно выполнить заданным методом с применением определенной аппаратуры. Какой тут полет фантазии? Или сейчас под лабораторной работой понимается что-то другое?


    1. SvOlAl Автор
      11.05.2019 22:36

      Нам на лабораторных работах дают возможность подумать самим, как все работает. Наши способы проведения эксперимента могут отличаться от способов, предложенных преподавателем, это даже поощряется. В то же время, инструкция к проведению и теоретическая справка, конечно, есть, и если совсем нет идей, можно попросить ее выдать.


      1. third112
        11.05.2019 23:05

        Нпр., лабораторка «изучение фигур Лиссажу». Выдают осциллограф и пару сигнал-генераторов, м.б. еще кальку, чтобы с экрана обвести. Какие тут можно придумать варианты? Наверное, если студент попросит для этого задания лазер и микроскоп, то вызовет удивление :)


        1. borovichok13
          11.05.2019 23:14

          Сделать фото на мобильник. Намного лучше, чем калька.


          1. third112
            11.05.2019 23:17

            ИМХО не принципиально. Но если студент забыл/потерял мобильник — пусть использует кальку.


            1. borovichok13
              12.05.2019 09:57

              Применение мобильника повышает точность в таких работах как движение тела с ускорением (видео), интерференция, дифракция…


        1. SvOlAl Автор
          11.05.2019 23:21

          Ведь в этом же и смысл, ученику следует представлять, что да как работает. Лично мне гораздо приятнее, если я сама поняла, как собрать установку и как собирать данные. У нас есть ребята, которым нравится возиться с микросхемами и собирать данные, используя LabView. Есть ребята, которые снимают работу датчиков на видео, потом уже выбирают точки. Когда нам было необходимо измерить пропускаемость капилляра с помощью вакуумной машины и вспомогательного оборудования, возникло очень много различных мнений по поводу использования датчиков (нам было предложено три вида) и последовательностей действий (кто-то хотел поддерживать на одном конце капилляра атмосферное давление, кто-то смотрел на изменение давления в присоединенной ёмкости). Конечно, есть работы, где ничего нового не придумаешь.


          1. third112
            11.05.2019 23:38
            +1

            Не все эксперименты всегда удаются. Не все изменения бывают безопасны. Поэтому ИМХО нужна четкая стандартная методика работы, выполнив которую, с разрешения препода можно попробовать свою идею. Как собрать установку и как собирать данные студент должен знать приступая к работе, иначе ИМХО до работы его допускать не надо.


          1. borovichok13
            12.05.2019 10:03

            Вакуумные машины используют в ассенизации. Точнее с терминологией.


  1. VT100
    11.05.2019 22:51
    +1

    … об учебе на физическом факультете Вышки.

    Думаю — было-бы неплохо более явно атрибутировать ВУЗ.


    1. SvOlAl Автор
      11.05.2019 23:02

      Мне захотелось сделать обзор менее формальным, но, возможно, Вы правы.


  1. Radiohead72
    12.05.2019 00:35

    А что такое Вышка?
    ВШЭ?
    Они ударились в «технику»?


    1. SvOlAl Автор
      12.05.2019 09:01

      Она самая, ВШЭ. Вообще, факультет компьютерных наук и матфак они открыли уже давно, недавно открылся наш, физический. В следующем году открывается хим.-био. направляния


  1. sbnur
    12.05.2019 13:05

    Видно бум на эффективных экономов прошел — приходится переквалифицироваться.
    Интресно, где выпускники экономической физики, или физической экономии, собираются работать?


    1. SvOlAl Автор
      12.05.2019 13:15

      К сожалению или к счастью, экономику мы изучаем не больше, чем физики других ВУЗов. На третьем курсе предусмотрено распределение по базовым кафедрам (мне бы хотелось попасть в ИКИ РАН или ИТФ им. Ландау). Мне кажется, это хороший способ введение студента в научную деятельность. Лично мне бы хотелось продолжить развиваться в науке. Кто-то планирует уйти в бизнес, кто-то не определился. На Физтехе, по слухам, похожая ситуация.
      P.S. Вот об этом я как раз писала. Не воспринимает народ всерьез выпускников-технарей из ВУЗа с названием «Высшая Школа Экономики».:)


      1. sbnur
        12.05.2019 14:25

        К слову, судя по состоянию экономики России, и непосредственно выпускники-экономисты ВШЭ не блещут.


        1. SvOlAl Автор
          12.05.2019 20:41

          Вам виднее:)


      1. Victor_koly
        12.05.2019 16:20

        У нас на кафедре после 3 курса все проходили практику в институтах НАНУ. Ну и потом в них диплом писали. Кто-то на 5-6 курсы перешел к другому институту, то есть совсем сменил область физики, по которой писал диплом магистра.


        1. SvOlAl Автор
          12.05.2019 20:41

          Предполагаю, у нас будет похожая ситуация.