В последнее время можно всё чаще встретить запуски любительских латексных метеозондов, которые имеют в качестве своего полезного груза утепленный бокс с камерой, GPS маяком и источником питания. Полет таких аппаратов как правило ограничивается 2-3 часами, за которые аппарат достигает стратосферы и совершает посадку в 80-100 километрах от места запуска.



Подготовка к запуску нашего дрейфующего стратостата


Может ли стратостат летать дольше, дальше и стабильнее? Да, может. На помощь приходят стратостаты категорий Zero-Pressure и Super-Pressure. Мы в качестве первого опыта выбрали Zero-Pressure, т.к. эта технология испытана временем и довольно проста.


Технология полёта


Суть этой технологии в поддержании «нулевого» давления внутри газ.оболочки, в то время как Super-Pressure оболочки дрейфуют засчет переизбытка давления газа. При наборе высоты газ расширяется. Метеозонд при достижении пикового давления разрывается, а Zero-Pressure оболочка стравливает излишки давления и остается дрейфовать в струйных течениях до захода солнца. Когда солнце заходит, воздух начинает остужаться и аппарат снижается. Для полетов длительностью более 1-2х дней нужен запас балласта, он компенсирует потерю подъёмной силы газа(гелия, водорода).



Изображение профилей полетов Zero-Pressure и Super-Pressure стратостатов


Оболочка


Для первого запуска мы сделали оболочку в форме тыквы объёмом 170м3, высотой 5 метров и диаметром 8 метров. Форма тыквенная, т.к. она наиболее оптимально распределяет давление внутри оболочки. Большой грузоподъёмности и высоты от первого полета мы не требовали, задача стояла в получении информации о моменте достижения нейтральной плавучести и дрейфе аппарата, чтобы в дальнейшем наращивать длительность полётов и объёмы оболочек(летают Zero-Pressure от 2-х до 55дней).



Модель тыквенной оболочки из восьми сегментов


Техническая часть


Задачи стратостата были распределены на две ступени:


  • Первая ступень (возвращаемая) – модульная платформа с парашютом
  • Вторая ступень (дрейфующая) – Zero-Pressure оболочка с радиозондом


Модульная платформа с принимающим телеметрию планшетом


Первая ступень, модульная платформа
Платформа первой ступени представляет из себя алюминиевую раму, которая помимо своей основой функции(фиксация модулей) является частью антенной системы и радиатором для видеопередатчика Lawmate 1.2ГГц и LoRa-модема 433МГц усилителя мощностями 1 и 2 ватта.


Обладает следующими каналами связи:


  • LoRa 433МГц, передача телеметрии
  • Lawmate 1.2ГГц, видеотрансляция с OSD
  • GlobalStar, сведения о местоположении
  • GSM, телеметрия
  • поисковые маяки 433/868МГц, поиск аппарата в районе приземления по уровню сигнала

Полетный контроллер, выполняющий сбор данных и управление силовыми реле и транзисторами основан на AtMega2560. В помощь полетному контроллеру сделан LoRa-GSM модем на AtMega328p, который собирает от ПК телеметрию и передает её на землю.
Видео записывают на 2 экранированных GoPro Hero 4 Black с видом на горизонт и Yi 2k с видом на газ.оболочку.
Источником питания служат 2 батареи NiMH 12v 4500mah и LiPo 11.1v 2000mah.


Вторая ступень, радиозонд
Радиозонд второй ступени выполняет очень важную функцию – расстыковка ступеней. Без расстыковки полезный груз улетит в Китай, Монголию или Северную Корею, что нам конечно не нужно.


Для выполнения это задачи радиозонд определяет момент достижения нейтральной плавучести(дрейфа), после чего ждет 30 минут и производит расстыковку.


Помимо этой задачи, если повезет с покрытием сотовой связи, радиозонд связывается по GSM и передаёт записанные в памяти данные в виде траектории полета, профилей изменения температуры и заряда аккумулятора.


Источником питания служит LiPo 11.1v аккумулятор емкостью 3800mah.


Полезный груз


Так как это испытания мы не могли запустить полезный груз коммерческого назначения, но и оставить запуск без полезного груза было бы тоже неправильно. Программа запусков АДА министерством обороны России закончилась в 2013 году, и, т.к. это был единственный клиент на АДА в ДКБА, с того момента запусков АДА в России и СНГ не было. Нашей, хоть и косвенной задачей стояло привлечение внимания к АДА. Через опрос в одном из космических сообществ соц.сети "Вконтакте" мы определили желаемую полезную нагрузку, ею стала семёрка с Рогозиным.



Рогозин в качестве полезного груза первой ступени


Запуск


За 4 дня до запуска мы подали план полёта в Росавиацию, после чего 2 июня получили разрешение на 06:00 утра (разрешение дают в день запуска).


Подготовка к запуску началась с места развертки-наполнения оболочки и установки ретранслирующей станции на крыше, кейса с принимающим оборудованием на земле.



Наполнение газовой оболочки стратостата



Ретранслирующая станция (LoRa, Lawmate)



Кейс с приёмным оборудованием


На наполнение оболочки ушло почти четыре 60-ти литровых баллона гелия, которые обеспечили подъёмную силу оболочки в 13 килограмм, чего достаточно для запуска 9 килограмм груза со скоростью подъёма 2,5м/с.



Дозаправка оболочки гелием


После наполнения оболочки мы начали запуск оборудования и ступенчатую сборку аппарата, собрали первую и вторую ступени стратостата. Высота оболочки на старте составила 10 метров, полная высота аппарата 20 метров.



Стратостат за 10 секунд до запуска


Хорошая безветренная погода(за исключением небольшого дождя) позволила почти беспрепятственно запустить стратостат.


Стратостат поднимался со скоростью 2,5м/с, через 1 час 10 минут он стравил излишки гелия продрейфовал 40 минут, после чего отстыковал первую ступень. Первая ступень начала приземление на парашюте со скоростью 4-5м/с (что заняло 45 минут), в это время вторая ступень продолжила набор высоты, после чего продрейфовала на высотах 18-20км в течение 10 часов и начала ускоряющееся снижение из-за захода солнца.



Инфографика полёта стратостата



Профиль высоты первой ступени


Несмотря на пасмурную погоду LoRa очень хорошо себя показала передавая данные на расстоянии в 120 километров. Видеотрансляция на оборудовании Lawmate 1.2ГГц была доступна на расстоянии до 60 километров, что в подобную погоду тоже неплохо. GlobalStar маяк стабильно работал, передавая каждые 2.5 минуты сведения о местоположении.



Видеоролик запуска аппарата


Второй ступени немного не повезло с покрытием сотовой связи, в течении своего полёта ей пять раз было доступно GSM соединение. Получены сведения о преодолении высоты в 18 километров и приземлении через 16 часов после запуска.



Приземлившаяся первая ступень


В общем, миссия прошла успешно. Отрасль автоматических стратостатов в России начала свое возрождение путём частных усилий. Постепенно длительность полётов будет наращиваться, полторы-две недели пребывания в струйных течениях стратосферы достаточно для того, чтобы облететь планету.


Планируется полёт длительностью 2-3 дня с тестированием AirMax, iridium каналов связи. Опробуем стратостат, как средство организации WISP-сетей с покрытием более 150 километров(проверим модели project Loon и AirBus).

Комментарии (28)


  1. oam2oam
    11.06.2019 20:47

    очень интересно! А не могли бы вы выложить профили уровня приема по lora?


    1. ToSky_project Автор
      11.06.2019 21:04

      Мне тоже бы сейчас хотелось на них взглянуть, но что-то перед запуском я о них не подумал… Могу лишь сказать, что на расстоянии в 150 километров RSSI: -96dbm


      1. vvzvlad
        13.06.2019 16:38

        Это какая мощность передатчика была?


        1. ToSky_project Автор
          13.06.2019 20:09

          до 2Вт.


  1. avacha
    11.06.2019 20:59

    А меня интересует бюджет по оборудованию — не столько точный до копейки, сколько порядок цен. Иными словами, это только для организаций, или подобные запуски могут себе позволить физлица? ( ПОПРАВКА: имеется в виду рядовые граждане экс-ссср, физлиц Маска, Безоса и Брэнсона просим не беспокоиться.)


    1. ToSky_project Автор
      11.06.2019 21:18

      Да, конечно. Набор для запуска метеозонда в стратосферу:
      — латексная оболочка, 8т.р.
      — спутниковый маяк Spot GEN 3, 11т.р.
      — радиомаяк tBeacon, 3т.р.
      — радиостанция baofeng, 1.5т.р.
      — 1-2 баллона водорода, 4-5т.р.
      — камера Yi 2K+microSD карта, 5т.р.
      — powerbank 15000mah, 2т.р.
      Парашют думаю сделать не проблема. Как и найти пенопластовый термобокс. Это цена немного неточная, я из памяти брал, но близка к реальной. Можно и сделать за меньшие деньги, но на некоторых вещах лучше не экономить, есть вероятность потери запускаемого аппарата.


      1. superdzen
        12.06.2019 06:03
        +2

        А без Рогозина тоже взлетит?


        1. Whuthering
          12.06.2019 07:44
          +5

          Мне кажется нет, не взлетит, но не могу объяснить почему, это уже за пределами научного познания.

          Это примерно как если из комментариев к ядру Linux вырезать слово «fuck», то оно перестанет запускаться.


        1. beduin747
          12.06.2019 15:13

          Это балласт. Чтобы далеко не улетело. Его не было — вообще всё летало.


      1. Naves
        12.06.2019 12:33
        +2

        Водород???


        1. Javian
          13.06.2019 10:58

          Как вариант аэростатная смесь гелия и водорода.


  1. grinCo
    12.06.2019 01:50
    +1

    Постепенно длительность полётов будет наращиваться, полторы-две недели пребывания в струйных течениях стратосферы достаточно для того, чтобы облететь планету.

    А можно облетать всю планету? Я про юридические вопросы. На этой высоте уже перестают действовать границы государств? Или можно как-то запросить разрешение на пролет?


    1. ToSky_project Автор
      12.06.2019 09:13

      Пока что этой темой сильно не интересовался. Будет пересекаться граница Китая, США и Австралии. Первое, что приходит в голову — зарегистрировать запуск в каждой стране отдельно.
      Можно шибко не вдаваться в детали и запустить свой дрейфующий стратостат в Швеции через оператора запусков SSC
      NASA, CNES и частные лица пользуются их услугами, есть опыт согласования кругосветных полётов.


    1. Javian
      13.06.2019 11:02

      Траектория шара не особо предсказуемая. А на высотах выше 15-20 км он никому не мешает.

      Выдающийся результат Andy Nguyen получил в 2015 году — его 46-й шар пролетел три раза вокруг Земли, пройдя 110 800 километров

      habr.com/ru/post/373641
      image


  1. raamid
    12.06.2019 02:29

    Кстати, если поставить микрокомпрессор прямо на воздушный шар, то можно теоретически бесконечно долго управлять балластом, перекачивая газ из шара в баллон со сжатым газом и выпуская газ обратно в шар. Не знаю, насколько это будет работать, учитывая массу баллона, но вот вам идея.


    1. Rambalac
      12.06.2019 05:21

      Каким образом вы будете закачивать газ в балон?


    1. ToSky_project Автор
      12.06.2019 08:57
      +2

      Вас понял. Есть вид дрейфующих стратостатов типа "tandem". Оболочка такого стратостата совмещает в себе свойства как Zero-Pressure, так Super-Pressure стратостатов. По сути это 2 оболочки, одна внутри другой. Внешняя оболочка удерживает гелий, а внутренняя регулирует давление газа, нагнетая в себя и выпуская окружающий воздух. Плотность меняется, подъёмная сила увеличивается/уменьшается.



      На изображении один из таких стратостатов разработанный Raven Aerostar совместно с Google project Loon


  1. dididididi
    12.06.2019 11:59

    Он летает выше самолетов?
    А диспетчеры аэропортов его радиомаяк видят или просто запускается в «безлюдных» местах?


    1. ToSky_project Автор
      12.06.2019 12:22
      +1

      Да, большую часть времени он находится выше самолётов. На высотах менее 10-12 километров мы сообщаем его местоположение диспетчерам с периодичностью 1 раз в 5-10 минут. Запускать его удобно в "безлюдных" местах, т.к. вероятность переноса времени и даты запуска невелика, но в любом случае согласование обязательно.
      На будущее нужно ставить ADS-B, это намного удобнее постоянных звонков диспетчерам по телефону.


      1. Naves
        12.06.2019 12:45
        +1

        Первая попавшаяся ссылка говорит, что цена транспондера 2К$
        diydrones.com/profiles/blogs/google-producing-low-cost-adsb-transponders-for-drones


        1. ToSky_project Автор
          12.06.2019 12:49
          +1

          Спасибо, приму к сведению.


        1. Javian
          13.06.2019 11:08

          Есть польские для мультикоптеров — uavionix.com/product/skyecho. Что-то около 450 euro.


          1. ToSky_project Автор
            13.06.2019 20:12

            Спасибо. Ознакомлюсь с данным устройством.


  1. baxatob
    12.06.2019 12:22

    Спасибо за статью! Всегда было интересно, как решается вопрос авиационной безопасности при запуске стратостатов?


    1. ToSky_project Автор
      12.06.2019 12:36

      Решается этот вопрос совместно с вашим региональным ОрВД. Процедура у всех регионов схожая, единственное в Московской области под запуски определены спец.районы.
      У нас Западной Сибири заведует воздушным пространством Новосибирский ЗЦ ЕС ОрВД, согласуем мы запуски с ним.
      Обычно, если загруженность воздушных коридоров невелика, дело будет так:


      • за 3-4 дня до запуска подаёте план полёта
      • получаете сообщение о принятии вашего плана
      • в день запуска, за 2-3 часа звоните диспетчеру, сообщаете о готовности и местной погоде
      • за час, за 30 минут получаете разрешенное для запуска время (пусковое окно обычно дают на 30 минут)
      • запускаете свой аппарат, уведомляете диспетчеров о запуске
      • во время полёта, до самого его завершения держите связь с диспетчерами, регулярно сообщаете информацию о передвижении.
      • по истечении полета сообщаете дежурным диспетчерам о окончании миссии
        Подробную информацию по согласованию можете прочитать здесь


    1. Javian
      13.06.2019 11:10

      12 апреля ru_vds запускал
      habr.com/ru/company/ruvds/blog/446300


  1. baxatob
    12.06.2019 13:01

    во время полёта, до самого его завершения держите связь с диспетчерами, регулярно сообщаете информацию о передвижении.

    Вы выходите в эфир на частоте диспетчеров, или каким образом это решается?


    1. ToSky_project Автор
      12.06.2019 13:05

      Мы звоним по телефону.