Знаете ли вы, что из десяти IT стартапов выживает только один? Как стать тем, кто лучше, быстрее, сильнее? Как не увязнуть в бюрократической рутине, не потерять финансовый задел, создать продукт, который будет востребован на рынке и станет лидером в своей бизнес-нише?
Многие из нас задавались подобными вопросами в процессе запуска своего бизнеса. Некоторых перспектива неопределенности пугает, других – вдохновляет. Но вне зависимости от того, к какой группе принадлежите вы, необходимо учитывать целый ряд важных моментов, чтобы перейти из ряда IT стартапов в полноценно действующий и прибыльный бизнес.
- Предлагайте решение проблемы
Самое важное для стартапа — правильное сегментирование рынка. Вы должны четко понимать, какие проблемы помогает решать ваш продукт, и на какую целевую аудиторию он рассчитан. Никому не нужен 1001 Facebook, тем более что №1 в этом списке справляется со своей задачей на ура. Сложный, не дружественный по отношению к пользователю проект, вероятно, также не найдет своих почитателей в должном объеме. Для оценки перспектив своего продукта необходимо выявить проблему потенциально целевой аудитории и постараться ее решить как можно качественнее. Вспомните, как появился Android, ведь к тому времени были уже и Symbian и iOS. Но Android нашел свою нишу, став более удобной альтернативой Symbian и прямым конкурентом iOS, закрытая структура которой предназначалась лишь для устройств Apple.
А как не вспомнить, жесткую конкуренцию среди трех гигантов поиска Google, Yahoo и MSN/Bing? Наверное, о таких поисковых системах начала 2000-х как AllTheWeb и Altavista никто уже и не помнит? А ведь когда-то и Google был “гаражным” стартапом, но особый подход к созданию поискового сервиса позволил занять более 70% мирового рынка в своей бизнес-нише. Google решал проблему поиска информации по миллиардам страниц лучше и быстрее других, предлагая более релевантные результаты, и вполне преуспел в этом.
- Не упускайте мелочей
Казалось бы, тематика продукта известна, целевая аудитория определена и изучена, разработчики – профессионалы с Большой Буквы, руководитель – фанат своего дела и идейный вдохновитель. Обречены на успех? Как бы не так! Недостаточно собрать лучших игроков – надо еще научить их играть в одной команде. В случае стартапа должностные обязанности немного размыты и каждый может и должен делать вещи не совсем типичные для его обычной специализации. Разработчики должны понимать маркетинговую составляющую продукта, а маркетологи разбираться в основных аспектах разработки. Здесь не идет речь о том, как заставить продажника программировать. Помните, “за всё, что мы делаем, отвечать будем вместе!”. Я именно об этом. Успех или неудача зависит от каждого звена команды стартапа.
- Не бойтесь меняться
Вероятно, перед запуском продукта в разработку, прошел не один месяц анализа и расчетов. Составлен подробный бизнес-план развития проекта не на один десяток страниц. План – это хорошо и ценно, но жизнь вносит свои коррективы. Я еще не видел ни один бизнес-план, который бы на 100% соответствовал реалиям. И это нормально. План оперирует ключевыми параметрами, но он не предусматривает оперативные изменения и данные, полученные на реальном рынке, опытным путем.
- Скорость роста важна
Быстрый рост – индикатор выбора правильной идеи и бизнес-стратегии. Помимо того, что взрывной рост напрямую влияет на доходы компании, он также стимулирует инвесторов вкладывать средства в ваш бизнес. Что лучше покажет потенциал, чем динамика роста проекта? Кроме того, у стартапа всегда есть риск не успеть выйти на уровень безубыточности до момента расходования первичных инвестиций. Если рост не будет достаточным, бизнес может попросту захлебнуться, так и не достигнув плановых показателей прибыльности.
- Сложности существуют для того, чтобы их преодолевать
Знаете ли вы, что компания Apple в конце 90-х балансировала на грани банкротства, а в 2014 году ее прибыль составила более 39,5 млрд. долларов (1 место по прибыли в соответствии с рейтингом Fortune 500)! Всего пару десятков лет назад мало кто верил, что революционные идеи Стива Джобса смогут вывести компанию из затянувшегося кризиса. Но основной залог успеха основателя Apple — вера в себя: свои идеи, силы и возможности. Когда на рынок выводится новая линейка продуктов, какой бы замечательной по замыслу создателя она ни была, далеко не факт, что ее восторженно встретит целевая аудитория. Здесь важно не пасовать перед трудностями, а доказать, чем ваш продукт удобнее, надежнее, безопаснее и просто лучше аналогов.
Если ваш бизнес уверенно развивается и даже начал приносить прибыль – поздравляю, вы все делаете правильно и избежали типичных ошибок стартаперов. Вероятно, ваш продукт эффективно решает проблемы клиентов, ваша команда слажена, вы достаточно гибки, чтобы подстроиться под меняющиеся реалии рынка, сложности на пути рассматриваете как возможности, которые обеспечивают ваш бизнес должным уровнем роста. Это действительно большая удача: не поделитесь своим рецептом?