Как создать MVP приложения, в который вложатся инвесторы
Шаг 1. Составить требования
Шаг 2. Выбрать компанию-разработчика
Шаг 3. Создать ТЗ и собрать прототип для фокус-групп
Шаг 4. Разработать и протестировать приложение
Шаг 5. Опубликовать приложение
Как найти инвестора?
Раунд 0. Если есть идея, но нет продукта
Раунд 1. Если есть готовый MVP без монетизации
Раунд 2. Если есть готовый MVP c монетизацией
Другие способы привлечения инвестиций
Полезные ссылки
MVP (Minimum Viable Product) — дословно минимально жизнеспособный продукт.
В статье сконцентрированы полезные советы и даны ответы на следующие вопросы:
- Как выглядит “идеальный MVP” в понимании инвесторов?
- Какие шаги нужно предпринять для создания “идеального MVP”?
- Что такое раунды развития проекта и на каком раунде каких инвесторов можно привлечь?
- Где можно найти инвесторов?
- Как преподносить инвесторам идею в зависимости от раунда?
- Как выбрать разработчика для реализации и поддержки мобильного приложения-стартапа?
Вы загорелись идеей создать мобильное приложение, не нашли аналогов, и осознав насколько много людей готовы платить за его функционал, поняли — нужно действовать.
Получили оценку стоимости от множества агентств и пришли к выводу — на качественную разработку приложения и маркетинг для запуска проекта Ваших средств недостаточно.
Если этот шаг ещё не пройден — в конце несколько полезных ссылок на сайты, которые помогают произвести самостоятельную оценку стоимости разработки.
Идеи летают в воздухе и медлить значит отдать идею тому кто смог привлечь инвесторов.
Прийти с одной только идеей к инвестору можно, но если есть бюджет, то для старта лучше разработать MVP мобильного приложения и уже с ним найти инвестиции.
Во-первых, если идея действительно стоящая, то просто изложив её инвестору и получив отказ, спустя некоторое время на очередной презентации можно случайно узнать, что идея почти реализована именно теми людьми, которые не пожелали вложиться в Ваш проект.
Тем же могут грешить и бизнес акселераторы, обещающие привлечь инвесторов, ведь теория вероятности подобных событий не исключает.
Если Вы приходите к инвесторам как полноправный владелец приложения, все играет другими красками.
MVP (Minimum Viable Product) — дословно минимально жизнеспособный продукт.
Применимо к мобильному приложению жизнеспособный равно полезный пользователю, ведь если целью создания была монетизация, то в первой версии приложения обязательно должен присутствовать функционал, представляющий ценность для аудитории.
Аудитория должна быть либо многочисленной, либо с узкоспециализированной потребностью и проблемой, которую не могут решить существующие сервисы и приложения.
Проблема и потребность аудитории при идеальном раскладе возникает с некоторой периодичностью, а не единожды.
5 шагов для создания MVP мобильного приложения, в который вложатся инвесторы
Составить требования к MVP который будет соответствовать ожиданием пользователей и инвесторов.
Хороший MVP в понимании инвесторов должен иметь формулу монетизации:
Возможно из “Дохода” придется вычесть комиссию APP STORE в размере 30 %, поэтому нужно четко понимать с каких платежей взимаются эти комиссии, информация о том за какие функции приложения придется произвести откат стору есть на официальном сайте apple.
Если с численностью аудитории и монетизацией всё ясно, можно переходить к следующему шагу.
Вторым шагом будет именно выбор разработчика, а не написание технического задания, т. к. доверить описание функционала и выбор технологий разработки лучше конечным исполнителям. Если Вы не специалист из IT сферы, самостоятельно составить ТЗ, в котором будут учтены все нюансы, будет очень сложно.
В следующем пункте будут рекомендации по подготовке материалов для разработчиков, уменьшающие стоимость разработки ТЗ (спойлер: именно Вы, как автор идеи, наилучшим образом можете описать пользовательские истории).
Признаки компаний которые идеально подходят для реализации и поддержки мобильных стартапов:
Компании из региона, и у них нет клиентов “гигантов” которых они поддерживают не первый год, как у крупных столичных компаний.
Такие разработчики имеют амбиции и адекватное ценообразование, с охотой возьмутся за реализацию MVP и не отодвинут на его на задний план в самый ответственный момент, потому что крупный клиент внезапно захотел масштабное обновление.
Разработчики которые не темнят, называя стоимость (велика вероятность что подробного ТЗ на шаге запроса стоимости у Вас не было и вилку стоимости все называли по разному).
Обратите внимание на коммерческие предложения, в которых есть разбивка работ с указанием человеко часов, затрачиваемых на конкретные работы, сравните объем информации, который разработчики запрашивали для оценки, чем подробнее был бриф и глубже был рассмотрен проект тем адекватней подход компании.
Компании с гибким подходом к этапам оплат и разработки.
Изучите NDA (соглашение о неразглашение коммерчески ценной информации) и типовой договор компании разработчика и обязательно обсудите возможность разработки и оплаты с разбивкой по этапам, в каждом из которых есть осязаемый результат либо в виде исходного кода, либо в виде части полноценно завершенных работ, например: этап дизайн — при принятии работ переданы все материалы для верстки и макеты в векторном формате, второй этап верстка — полностью завершена и реализована точно по согласованным ранее макетам. Если от предложенного Вами подобного формата компания отказывается это повод задуматься.
Составление технического задания и сборка кликабельного прототипа для фокус группы
Чтобы написать техническое задание самостоятельно:
Описать все (а не только идеальные) пользовательские шаги с учетом всех возможных сценариев взаимодействия пользователя с приложением (пример одного из сценариев “когда что то пошло не так”- разрыв соединения с интернетом или входящий вызов, при совершении какой либо операции в приложении. Что должно произойти? Например кеширование данных для повторной отправки и т.п.)
Исследовать рынок мобильных устройств на предмет активного использования определенных моделей устройств у Вашей аудитории и возможностей данных устройств относительно необходимых Вам функций. Это необходимо для указания в ТЗ версий мобильных ОС которые необходимо поддерживать разработчику (в том числе это влияет и на стоимость, больше версий выше стоимость).
Продумать структуру интерфейса обеспечив всем пользователям одинаковый UX (пользовательский опыт). Пример: авторизация с помощью Touch ID. Сам Touch ID есть не на всех устройствах, но пользователи поменявшие устройство за время использования мобильного приложения тоже хотят пользоваться этой функцией, поэтому возможность задать отпечаток пальца для авторизации должна быть не только на экранах регистрации, а например и в настройках профиля.
В приведенном примере сценарий “не смертельный”, а всего лишь ухудшающий пользовательский опыт (и хорошо если такой непродуманный сценарий всего один иначе раздражение пользователя превращается в снежный ком), но в некоторых случаях упущенное и непродуманное требование к функционалу может быть весьма критичным для использования приложения, например: пользователь вынужден через приложение заполнять множество полей заявки (такой уж бизнес процесс) и вдруг пресловутый входящий вызов… Все заполненные поля пусты? Если да, это печально… Кто виноват? Это было в ТЗ?
Прописать архитектуру взаимодействия базы данных, сервера, клиентских приложений, административной панели — составить корректное описание может только специалист.
Должны быть учтены множество нюансов.
Второй вариант заказать техническое задание у разработчиков:
ответить на их вопросы и получить качественное ТЗ.
В большинстве случаев техническое задание пишут параллельно с разработкой дизайна приложения или с его прототипированием.
Это удобно и рационально.
Из макетов экранов можно собрать кликабельный прототип, с помощью которого впоследствии можно проверить и удобство использования и корректность заложенных в дизайн шагов пользователей.
Такой прототип можно собрать с помощью бесплатных сервисов InVision, Moqups, Marvelapp.
Третий путь золотая середина между первым и вторым: описываете подробно сценарии (и иллюстрируете их в прототипах) и отдаёте их разработчикам для оформления ТЗ.
Техническое задание описывающее те сценарии которые Вы отразили в прототипах, дополненное разработчиками описанием технических “подводных камней”, будет стоить в разы меньше относительно ТЗ которое студия составляла бы с Вами с нуля.
С разработкой всё просто ведь есть ТЗ и дизайн, а вот на тестирование нужно обратить особое внимание, по хорошему разработчик должен предоставить отчет о тестировании в формате закрытых чек листов с привязкой к устройствам и платформам подтвердив что все предусмотренные ТЗ сценарии работают на поддерживаемых устройствах корректно.
Пятый шаг публикация в маркетах, с одной стороны это финишная прямая и здесь только одно предостережение не привязывать события связанные с продвижением к каким либо датам до прохождения ревью в APP STORE, просто представьте себе как будет неприятно организовать мероприятие, целью которого является демонстрация приложения и в последний момент выяснить что презентовать его не возможно, так как оно ещё не опубликовано. Поэтому сначала пройдите ревью и только потом назначайте даты презентаций.
Раунды развития проекта и где искать инвестора в зависимости от раунда:
Как привлечь инвесторов если Вы находитесь на раунде “0”?
На раунде который называют нулевым нет продукта как такового и лучшим вариантом поиска инвестиций будет вложение (или внушительная скидка) со стороны разработчиков проекта.
Реализуя проект как внутренний (иначе говоря “свой собственный” с потенциалом получения прибыли) разработчики однозначно выберут масштабируемую архитектуру, оптимальный стек технологий, безопасные способы хранения данных и прочие составляющие обеспечивающие стабильное развитие проекта и рациональные расходы на сторонние сервисы.
Совет Если Вы находитесь на раунде “0” — описывая идею разработчикам акцентируйте внимание на схеме монетизации сервиса предположите, как быстро могут появится конкуренты которые попытаются воспроизвести функционал Вашего сервиса.
Эти два пункта (помимо уникальности идеи) будут особенно важны для принятия решения о вложении в Ваш проект. Из них следует условная нагрузка (которую разработчик будет сопоставлять с имеющимися рабочими ресурсами) и формируется понимание того как часто и с какой скоростью необходимо выпускать обновления чтобы оставаться наиболее успешным из подобных сервисов (возможно Ваша идея не на 100% уникальна и Вы создаёте лучшую версию существующего сервиса, тогда этот пункт особенно важен).
Соответственно сами Бизнесаксилераторы (в финале статьи перечень наиболее популярных) безусловно полезны для проектов, которые самостоятельно не могут произвести качественное исследование аудитории и конкурентов, выстроить план развития и продвижения, более того у акселераторов есть “каналы сбыта” фондам и бизнес-ангелам. Но всё же если у Вас уже сформировано общее представление проекта по всем пунктам, которые я описывал Выше то Вам не стоит “платить дважды”, так как на инвесторов и бизнес ангелов можно выйти самостоятельно да и консалтинг никто не отменял.
Как привлечь инвесторов если Вы находитесь на раунде “1”?
Когда проект готов к запуску и можно продемонстрировать его полную функциональность хотя бы на тестовых пользователях то можно транслировать идею бизнесу (конкретной компании) особенно если проект имеет специфику полезности для специалистов конкретной сферы.
Если проект такой специфики не имеет то легче будет донести информацию о потенциале и перспективах приложения частному инвестору или бизнесмену с высокой социальной активностью интересующемуся it сферой и имеющему хотя бы базовое представление о том как монетизируются it проекты, “консервативному бизнесу“ презентовать MVP будет труднее это очевидно.
Где же ловят бизнес ангелов проекты первого раунда?
Наиболее адекватный формат это демо день или так называемый день инвестора информация о запланированных демо днях размещается всеми крупными компаниями в свободном доступе
вот кстати интересный обзор от участника такого демо дня в котором даны рекомендации по подготовке к выступлению https://vc.ru/flood/43855-den-investora-demo-day-ili-kak-ya-prezentoval-startap-za-3-minuty
Если Вы находитесь на раунде номер 2 то лучшим вариантом Вашего опыта будет отсутствие потребности в инвестициях так как полезный продукт, который уже монетизируется с большой долей вероятности можно поддерживать и развивать самостоятельно (по крайней мере рассматриваемый нами продукт мобильное приложение).
Если инвестиции все же необходимы то:
- Ищем Инвест фонды (ссылки на сайты и обзоры фондов в конце статьи)
- Смотрим в какие проекты они вкладывались последние 5 лет
- Смотрим внимательно на эти проекты (если они стали принадлежать инвесторам полностью, а изначальный владелец канул в лету то возможно это чёрный инвестор с не самыми честными условиями договора)
- Если изначальный владелец до сих пор в проекте то внимательно изучаем всю информацию которую могут запросить инвесторы (иногда она есть на сайте) например анкеты и специальные брифы.
- Смотрим на то как они преподносят свои проекты, для этого читаем статьи блога, интервью их топ менеджеров и отчеты об успехах проектов в которые они инвестировал.
- Формируем для себя тезисный список из их ценностей и категорий на которых они фокусируются.
- Затем поняв ценности фонда и фокус приоритетов подготавливаем материалы:
- Презентация
- В презентации отображаем главный замысел, говорим о конкурентах или об их отсутствии если конкуренты есть то рассматриваем их с точки зрения “не повторим ошибок” или “хотим повторить успешный опыт на другом=свободном рынке”
- Бизнес план (в котором обязательно считаем юнит экономику)
- Маркетинговый план (максимально подробно и грамотно описываем стоимость привлечения пользователей с обоснованием распределения бюджета на конкретные рекламные каналы)
- Заполняем их материалы (анкеты, сводные формы и т. д.)
Есть ли другие способы “получить средства на проект”?
- Краудфандинговые площадки — хороши для социально полезных проектов.
- Государственные гранты (для технологичных и узкоcпециализированных или вовсе разработанных под конкретный грант).
- Гранты крупных компаний (могут иметь разные ценности и цели, но на них тоже есть смысл обратить внимание).
- Конкурсы, например конкурс в рамках ежегодной стартап-конференции форума Startup Village в Сколково в 2019 году для проектов ранней стадии предлагают главный приз 2 000 000 рублей и до 5 000 000 за на развитие наиболее интересного готового сервиса (продукта).
Дайджест полезных ссылок в продолжении темы:
Публикации и электронное издание Романа Янковского
(Автор книги «Закон стартапа», «Венчурный юрист», к.ю.н., преподаватель в МГУ.)
Способы монетизации мобильного приложения
Обзор популярных среди российских IT стартапов бизнес акселераторов:
Стартап Академия. МШУ "Сколково"
[Акселератор от Сбербанка и 500 ](Startups https://www.sberbank-500.ru/)
Акселератор ВШЭ
Акселератор ФРИИ
Y Combinator
Бизнес-акселератор МГУ
Philtech-акселератор
Y Combinator
Самостоятельно оценить стоимость разработки:
https://estimatemyapp.com/
https://is.gd/03lzxa
https://venturepact.com/mobile_app_price_calculator
http://calculator.kinvey.com/mbaas-savings-calculator
Комментарии (2)
Br00t
15.10.2019 23:05Спасибо за интересную статью! Круто, что есть сервисы которые помогают оценить стоимость разработки мобильного приложения и задают правильные вопросы!
DocBorya
Хорошая статья спасибо. Главное что рассмотрели максимум возможных ситуаций.
Если есть идея, но нет продукта
Если есть готовый MVP без монетизации
Если есть готовый MVP c монетизацией