Большинство из них расхваливают вес квадрокоптера, который позволит не ставить его на учет
(что в тех же статьях часто выставляется существенной проблемой). И это действительно так, по недавно вступившим в действие правилам учета БПЛА, беспилотники легче 250 не надо регистрировать. Но такой ли это большой плюс? Ведь поставить беспилотник на учет можно минут за 20, если у вас есть конверт для писем и принтер. По сравнению с необходимостью получать разрешения на каждый полет это мелочь. Получается, не такой уж и хороший новый дрон? Давайте разберемся.
На сегодняшний день для любительского полета на БПЛА весом до 30 кг требуется два разрешения: разрешение от местной администрации (если полет происходит над населенным пунктом) и разрешение на использование воздушного пространства (ИВП) от органов организации воздушного движения. И это вне зависимости от веса. Однако, на данный момент на рассмотрении находятся изменения Правил использования воздушного пространства РФ, которые существенно меняют правила полетов БПЛА.
Во-первых, в изменениях есть подпункт б пункта 2:
б) пункт 49 после слов «указанных городов» дополнить словами «, за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг»;
Который отменяет необходимость получения разрешения на полет в пределах населенного пункта у органов местного самоуправления для БПЛА весом менее 0,25 кг. И это уже существенный плюс. И дело даже не в том, что сейчас приходится получать разрешение в администрации, а в том, что лишь в нескольких городах существует процедура получения разрешения на полет, и прежде придется заставить администрацию вашего населенного пункта заняться этой процедурой.
Во-вторых, есть пункт 3, касающийся уже БПЛА весом вплоть до 30 кг:
52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов, на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства, за исключением выполнения визуальных полетов беспилотными воздушными судами в пределах прямой видимости, осуществляемых беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой до 30 кг в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения охранных мероприятий, публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований, а также на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок…
Который отменяет необходимость получения разрешения на ИВП в перечисленных в пункте случаях. Предвижу множество комментариев по поводу количества ограничений и разделяю их, тем не менее это существенное послабление действующих правил полетов.
В виде блок-схемы это будет выглядеть так.
В итоге имеем: в случае принятия изменения правил ИВП РФ, DJI Mavic Mini будет беспилотником, на полеты которого либо вообще не нужно получать разрешения, либо надо получать только разрешение на ИВП.
Я автор ресурса «Летаем по закону». Если статья покажется интересной читателям, то в следующей подробно рассмотрим ограничения пункта 52 новых правил ИВП.
Комментарии (61)
silvestr22
27.11.2019 18:54+2Что интересно закон изначально разрабатывался для противодействия разных терр актов — типа прикрепить шашку к коптеру и залететь в окно на 15 этаже
По факту имеем безумные ограничения которые испортят жизнь обычным людям но для бандитов толку нет так как для противоправных действий никто не будет напрягаться с регистрацией — купят на авито и взорвут что нибудь
то же самое и со съемкой правительственых объектов — если для фильма снимают то там можно купить с десяток коптеров и просто выкидывать их после съемок.
С одной стороны дебилов летающих над скоплением людей много — с другой добавили проблем обычным людям при этом не решив никаких своих задач
так как единственное средство это глушилкиAzat2015 Автор
27.11.2019 19:15Ну, "правила учёта", возможно, да, хотя я скорее назвал бы это попыткой упорядочить использование воздушного пространства в связи с скачкообразно возросшим количеством БПЛА на руках у граждан. А все заморочки с получением разрешений вытекают из исторически сложившихся правил полетов, которые всегда ранее ориентировались только на "традиционные" летательные аппараты. Все эти заморочки по наследству передались беспилотникам. Думаю, из-за нежелания глубоко вникать в суть беспилотной революции, беспилотнику в лоб дали статус воздушного судна, что и повлекло за собой бюрократический ад.
Jef239
28.11.2019 02:48А как не дать статус судна, если беспилотники (они же самолеты-мишени) издавна имеют размах крыльев до 30 метров, то есть с девятиэтажку.
Да и современные российские беспилотники хоть и поменьше, но требуют перевозки на двух грузовиках.
Где уж тут учесть китайскую гражданскую мелочь…
Надо бы её не беспилотниками, а авиамоделями назвать — вот и был бы иной статус.
Azat2015 Автор
27.11.2019 19:22А, кстати, для противодействия терроризму приняли на дня новый закон, разрешающий различным силовым структурам сбивать беспилотники. Можете почитать небольшой разбор https://uavdoc.ru/%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%8b/%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd-%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%82%d0%b2%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b8-%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8/
silvestr22
27.11.2019 22:26Сбить коптер летающий от вас в 100 метрах вверх — практически невозможно особенно в движении
Просто потому что у стреляющего нет горизонта и он не может правильно прицелится (см наставления по воздушной стрельбе )
Разве что коптер
1 — летит ниже 100 метров (при 150 метров коптер уже не видно визуально ) Утки летают низко по этому на них можно охотится
2 — стрельба осуществляется дробовиком ( ружьем ) с применением дроби
3 — Посадка каптера осуществляется глушилкой
В связи с этим понятие «сбивать» мне кажется немного некорректнымAzat2015 Автор
27.11.2019 22:32Согласен, конечно. В "сбить" я вкладываю то, что написано в законе: перехват/глушение управляющего сигнала, физическое уничтожение и "воздействие на пульт" (интересный, кстати, момент, видимо, имеется в виду завладеть пультом и посадить БПЛА).
DarkWolf13
28.11.2019 01:01ввести в пульт а автопилот режим «антикража», когда дрон самостоятельно «рвет когти» «домой» с противозенитными маневрами))))
safari2012
28.11.2019 18:31Утки летают ещё как высоко и оочень быстро. На уток мало кто охотится в лёт. Их бьют в основном на посадке/взлёте и в плавающем положении.
Jef239
28.11.2019 02:56Ну это лишь до тех пор, пока случайно не собьют что-то крупное, военное и дорогое. А дальше — и ущерб от падения крупной туши (бывает и несколько тонн) и военные наедут не слабо.
В итоге просто забояться дальше сбивать.
pproger
27.11.2019 20:16автор ресурса «летаем по закону» не понимает разницы между массой и взлетной массой бпла? регистрировать требуется как раз бпла, ВЗЛЕТНАЯ масса которых овер 250г.
Azat2015 Автор
27.11.2019 20:29Не понял, поясните. Если я где-то написал, что ставить на учёт надо БПЛА легче 250г, то дайте, пожалуйста, ссылку, я поправлю. Если дело в терминологии, то взлетная масса (масса на момент взлета) для мавик мини 249 гр равна массе мавик мини 249 гр. Если вы имеете в виду, что кто-то повесит доп оборудование на мавик мини перед взлетом, то его масса и его взлетная масса будут больше на вес этого оборудования и пилот, думаю, это понимает.
edogs
27.11.2019 21:08Занудства ради.
В законе указано «с максимальной взлетной массой от 0,25». Тесть речь идет не о том с какой массой взлетает квадракоптер, а с какой он может потенциально и безопасно взлетать.
Если взлетная масса при соблюдении безопасности mavic mini может быть «больше на вес оборудования»©, то тогда его максимальная взлетная масса (этой конкретной модели квадракоптера) на самом деле больше чем 250гр и он подпадает под действие закона.Azat2015 Автор
27.11.2019 21:58Да, с максимальной взлетной массой, конечно же, согласен. Однако, конструкция мавика не предусматривает установку доп оборудования и это нарушение правил эксплуатации воздушного судна. Поправьте, если не прав.
edogs
27.11.2019 22:22Разница между 249гр (разрешенные) и 250гр (неразрешенные) всего 1 грамм. Капля воды, слой пыли, зацепленная земля или листик, сд карта побольше размером, альтернативные аккумулятор — превысить как делать не фиг. Очень тонкий лед.
И дальше варианты: либо нарушение закона (эксплуатация аппарата весом от 250гр) либо нарушение правил безопасной эксплуатации (максимальная-то безопасная 249, а тут аж 250) либо то и другое вместе. Подойдет полицай в середине полета, взвесит на сертифицированных весах и привет.
Лично нас этот вопрос смущает, сделали бы вес скажем 240гр — было бы спокойнее, все же 10гр легче превысит чем 249.
Возможно разработчики дрона рассчитывали на законодательства стран где разделение более четкое (именно по базовой массе, а не по максимальной взлетной), но именно в российских реалиях решение спорное.Azat2015 Автор
27.11.2019 22:43На мой взгляд маловероятный, хоть и реальный вариант. Если надо кого-то конкретно нагнуть, могут использовать. Однако, возможно, проще, например, просто сбить. Органы по новому закону самостоятельно разрабатывают процедуры принятия решения об перехвате/уничтожении, так что возможности есть.
DarkWolf13
28.11.2019 00:58асли сделать правильно автопилот сбить могут только физически, главное что бы автопилот по аларму или сбою канала управления правильно включился на возврат по резервной системе навигации
Sun-ami
27.11.2019 23:21+1Капля воды, слой пыли, или листик не могут весить 1 грамм — капля воды весит от 0,025 до 0,05 грамма, грамм воды — это объём 10х10х10мм, слой пыли весом в 1 грамм — это уже не слой пыли, а слой грязи.
snnrman
28.11.2019 01:45Надо ориентироваться на то что указано в ТТХ, а не капли воды, слой пыли и тд.
edogs
28.11.2019 21:33Один из нюансов в том, что при массе 249гр взлетная масса так же указана 249гр. Поэтому «один грамм сверху» и оппа — нарушение правил безопасной эксплуатации, эксплуатация с массой превышающей максимальную взлетную.
И хотя выше нас верно поправили (что пара травинок, пыль и капля воды погоды не сделает), все же 1гр это слишком небольшой зазор что бы чувствовать себя спокойно.agat000
01.12.2019 07:28Учитываются только данные паспорта. Никто с весами не будет бегать за дроноводами. Если на «Газель» нагрузить 3т картошки, она все равно останется легковым автомобилем, массой до 3,5т по ПТС.
silvestr22
27.11.2019 22:28конструкция мавика не предусматривает установку доп оборудования
Ну с такой формулировкой можно 90 % коптеров запускать ))Azat2015 Автор
27.11.2019 22:38Запускать можно 100% коптеров.) Но использовать поблажку в плане не получения разрешения от органов местной власти — только с мавик мини, т.к. среди серийных качественных моделей легче 250 гр есть только он. Это все, конечно же, если закон будет принят в существующем сейчас виде.
uzverkms
28.11.2019 10:12У него в качестве официального аксессуара предусмотрена клетка для пропеллеров. А ещё на него можно нацепить алиэкспрессную бижутерию типа удлинителей ножек. Тогда масса составит наверное 270 г. — уже превышение!!!111 )
azatfr
28.11.2019 10:03+1Вы не путайте взлетную массу с тягой моторов. Максима?льная взлётная ма?сса — Максимальная масса воздушного судна, при которой оно может взлететь с соблюдением всех правил безопасности полётов.
Если в инструкции нет, что дрон може перевозить грузы, то можно считать, что «ВЗЛЕТНАЯ масса» == «масса дрона». А моторы для безопасности полетов могут тянуть хоть 10 килограмм, но в законе нет ограничения к тяге моторов.Tarakanator
28.11.2019 10:08А что такое взлёт?
Если я брошу БПЛА в воздух, а потом включу его, то в какой момент происходит событие взлёта?
А если дрон проходит дозаправку в воздухе, то его полётная масса может быть больше взлётной.Blackwing215b
28.11.2019 15:16Максимальная взлётная указывается в паспорте, сколько он весит де-факто не должно интересовать. Если производитель написал 249 — значит 249.
DarkWolf13
28.11.2019 00:56да сейчас регистрация и учет бесплатные, но если что то рядом случится из-за квадрокоптера где гарантия что не придется доказывать, что «Гималайский не верблюд»- а нет гарантии, и придется тратя свое личное время и возможно деньги на юриста… а если я делаю экспериментальные модели и они не живут у меня за редким исключением больше 7...10 полноценных вылетов (либо планер с особенностями аэродинамики, либо электроника управления со своим алгоритмом ) и свои полетные «автоматы» не вижу смысл регистрировать, да и испытываю я их совсем не в городе… не на площадке автодрома или досаафского аэродрома по разрешению руководителя площадки/аэродрома, что было бы логично… А интересно привязав к кирпичу стабилку от Д6 можно его зарегистрировать как беспилотник вертикально взлета-посадки[сарказм]…
Tarakanator
28.11.2019 09:56Бегло почитал по теме. Поправьте если я ошибаюсь:
1)Если аппарат не имет внешнего пилота, то он не является беспилотником.(Управление автопилотом, полёт без управления)
2)Что такое максимальная взлётная масса? Точнее что такое взлёт? Если у меня есть БПЛА максимальной взлётной массой 249г, я примотаю к нему ещё что-то и его масса будет более 250грамм, то нарушу ли я что-нибудь, если кину этот БПЛА в воздух и включу уже в воздухе?
Максимальная полётная масса не установлена, события взлёта вроде как нет.
3)Могу ли я состыковать несколько БПЛА уже в полёте, чтобы обойти ограничение на максимальную взлётную массу?Azat2015 Автор
28.11.2019 10:341. Автопилот был кем-то запущен (т.е. управлялся), БПЛА не сам принял решение о взлете.
Вообще, мне понравился такой ответ на этот вопрос:
Вина характеризуется осознанием связи между деяниями человека и совершенным им преступлением. Так же преступление, помимо вины характеризует, в числе прочих, противоправность. Программист, создавая ПО не совершал противоправной деяние, а потому не виновен, ведь он не мог предположить, что его деяние приведёт к совершению преступления, потому что по умолчанию считается, что разрешённые законом действия не обязательно приводят к преступлениям. Человек же, запускающий БПЛА и активирующий программу совершает противоправные действия, абсолютно точно понимая (если мы предполагаем, что он знает закон, а в российской системе мы всегда предполагаем, что он знает закон), что его действия ведут к совершению преступления. Осознание причинно-следственной связи между действиями и результатом преступления и есть вина. То есть в данном случае виновен именно тот, кто запускает, а не тот, кто пишет ПО. Если писать ПО не запретят законом, конечно же.
2. Максимальная взлетная масса — максимальная масса воздушного судна (ВС), при которой оно может взлететь без нарушения правил безопасности полетов. Если вы совершаете с ВС действия, не предусмотренные правилами его эксплуатации, то его эксплуатация запрещена.
Взлет — переход в состояние полета. Видимо, взлетом следует считать отрыв от руки во время броска.)
3. В принципе это, кажется, не противоречит правилам, т.к. максимальная взлетная масса не нарушается.) Думаю, такой вариант просто не рассматривался из-за отсутствия подобных устройств.kolu4iy
28.11.2019 11:36-1Ой, то есть кирпич без регистрации кидать уже нельзя получается? Он автоматом в момент отрыва от руки переходит в категорию БПЛА (кстати, абсолютно автономного) массой более 250 грамм…
Azat2015 Автор
28.11.2019 11:39БПЛА — воздушное судно, управляемое внешним пилотом. Кирпич после отрыва от руки не управляется внешним пилотом -> это не БПЛА.
Treviz
28.11.2019 16:46Надо бы ввести понятие разницы между управляемым полётом и полётом по баллистической траектории. Тогда летящий кирпич сразу отсекается.
Tarakanator
29.11.2019 11:15Т.е. если я включу БПЛА, когда он летит по баллистической траектории, то взлёта не происходит?
Понятия взлётной массы тоже нет?
Tarakanator
28.11.2019 10:49-12)Т.е. Если у меня в рюкзаке БПЛА, то прыжок преследуется по закону?
3.1) Развиваем тему: т.е. если мне нужно запустить БПЛА на 30+ кг, то я запускаю мавик мини, с 2-х сторонним скотчем на брюшке. Даю ему команду зависнуть, и приклеиваю к брюшку БПЛА на 30+ кг? Профит? Технически вроде не отличается от дозаправки в воздухе.
Closius
28.11.2019 11:07Шума он наделает… такие мелкие беспилотники довольно шумные. И это очень большая проблема когда например хочешь полетать и поснимать и не беспокоить людей вокруг
Aleksazhko
28.11.2019 16:28По сравнению с его более увесистыми родственниками этот достаточно тихий. Метров с 20 его уже не слышно
ilyaska
28.11.2019 11:36основная проблема это разрешение генштаба на видеосъёмку. Это собираются поправить?
taishy
28.11.2019 13:48Разрешение генштаба если только съемка секретных объектов
Tarakanator
28.11.2019 14:20А где получить список секретных объектов, чтобы узнать нужно получать разрешение на съёмку в конкретном месте или нет.
kAIST
28.11.2019 23:02Все просто: получите отлуп либо на этапе получения разрешения от муниципалитета, либо при представлении на местный или временный режим (над секретными объектами и пр, нельзя летать не только беспилотникам но и другой авиации)
Tarakanator
29.11.2019 08:13Так если меньше 249 грамм, то не нужно разрешение в некоторых случаях.
kAIST
29.11.2019 09:27В каких случаях?)
Разрешение на использование воздушного пространства сейчас требуется в любом случаеTarakanator
29.11.2019 11:57Блок-схема в статье.
kAIST
29.11.2019 12:00В этой схеме предпологаемые изменения в законах.
Но опять таки, если их примут, то все равно остаётся много жирных НО. Например, летать практически во всех крупных городах и рядом с ними, вы не сможете.
ErshoffPeter
29.11.2019 10:39Было бы смешно, если бы не так грустно: наиболее вероятным, к сожалению происшествием является столкновение коптера с мотодельтапланом (или любым подобным аппаратом сверхмалой авиации). Ибо площадки для запуска обоих видов техники обычно выделяются в одном и том же месте и, как следствие, расположены рядом, полеты никто не разграничивает и так далее.
У меня были подобные инциденты (слава богу, ничем плохим не закончились) в поле под Жуковским, когда я вёл занятие с детьми и с коптерами, а через нас, внезапно и без предупреждения, стали заходить на посадку мотодельтапланы, катающие людей. Причём кто где летает согласовали за час до этого с ихним старшим. У меня с пяток коптеров, два-три в воздухе — у них пяток мотодельтапланов, 2-3 в воздухе… Пошёл, поругался — стали облетать.
Я к тому, что такие ситуации нигде не прописаны, законом не предусмотрены и остаются только на усмотрение тех кто такие полёты организуют.Azat2015 Автор
29.11.2019 10:56К сожалению, скоро, видимо, будут прописаны в Изменениях правил ИВП РФ (п. 2(в)):
Ответственность за предотвращение столкновений беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.».
oisee
Спасибо.
А вот как летать по закону в других странах (в разных тёплых и красивых краях) — это в сфере интересов вашего сайта?
Azat2015 Автор
Пожалуйста.
Нет, сам статьи на эту тему не пишу, только про наши законы. Разве что могу посоветовать вот этот ресурс www.google.com/maps/d/embed?mid=1OkEtyCaGNjKhLeMr6L2IU975SP8&ll=14.056672192674617%2C58.47482176653&z=2
Vacxe
Мне кажется, что я первый человек из пост-СССР кто получил разрешение (полное) на полеты в Тайланде.
Для этого было потрачено
1) Страховка — порядка 70 баксов (30 минут)
2) Регистрация как телекомуникационного устройства — бесплатно (45 минут)
3) Регистрация в СААТ — бесплатно (около трех месяцев!)
Могу описать процесс подробно, если необходимо.
Azat2015 Автор
Если не затруднит. С вашего разрешения потом размещу инструкцию у себя, с ссылкой на вас, конечно.