16 апреля, после десятичасовой непрерывной развозки заказов в Санкт-Петербурге умер 21-летний курьер «Яндекс-еды». По заключению судмедэкспертизы, причиной смерти стал сердечный приступ, спровоцировать который могла перегрузка.
Раскрытые в написанной восемь месяцев спустя статье «Что изменилось в работе «Яндекс.Еды» и Delivery Club после гибели курьера в апреле 2019 года» подробности о механизме работы «Яндекса» и Delivery с курьерами делают эту аналогию ещё глубже.
В статье описано, что ни «Яндекс», ни Delivery не нанимают курьеров напрямую, а используют для этого субподрядчиков — «логистические компании». На которых, если что, можно спихнуть всю вину: а мы что, мы ничего, этот курьер вообще не наш сотрудник.
А также удобно съехать с вопросов об оплате труда курьеров, что наглядно продемонстрировано в самой статье:
О размере бонусов пресс-служба сервиса говорить отказалась, пояснив, что не комментирует финансовые аспекты сотрудничества с логистическими компаниями
Ведь если вместо найма сотрудников нанять компанию, которая наймёт сотрудников, то вопросы об оплате труда сотрудников магическим образом превращаются в «финансовые аспекты сотрудничества» с контрагентами.
Это мне напомнило, как в 2015 году я делал репортаж о работе сортировочного центра в Пенсильвании. Одна из первых вещей, которые мне тогда бросились в глаза, что почти все складские работники Shopfans — латиноамериканцы (офисные сотрудники, наоборот, были почти все белые). Тогда же мне объяснили, они не нанимают их напрямую — они сотрудничают со специальной компанией, которая им предоставляет рабочих.
Позже я узнал, что это типичная практика в США. Многие из таких работников — нелегалы. Нанимать нелегалов напрямую опасно с точки зрения возможных неприятностей с законом. А если использовать для этого специальную фирму, то все юридические риски она возьмёт на себя, оставив заказчику чистый профит от использования низкооплачиваемого труда.
В России латиноамериканцев на низкооплачиваемых работах с жестокими условия труда, конечно, не встретишь. У нас для этого есть среднеазиаты — но на этом различия, похоже, заканчиваются.
Имя погибшего в апреле курьера «Яндекс-еды» было Артык Орозалиев. 21 апреля его похоронили в маленьком киргизском селе Торт-Куль.
Российские бизнесмены жадно перенимают передовой опыт западных коллег. И не только по разработке современных сервисов, очевидно. Но и по тому, как организовать процессы, скрытые за глянцевым фасадом вылизанных приложений. Включая то, как людей подешевле нанимать и побольше из них выжимать. А что с ними будет — их не волнует. Уволился, не выдержав стресса, или умер — технически, для них одно и то же. Логистическая компания наймёт нового.
Чтобы этого не повторилось — курьерам нужно организовываться для коллективного действия.
Если они потребуют улучшения условий труда и устроят забастовку хотя бы на пару дней — бизнесы «Яндекс-еды» и Delivery Club встанут. Нанять других курьеров, конечно, можно, но это займёт время, которого в доставочном бизнесе просто нет — вся их модель строится на выполнении заказа как можно быстрее, каждая минута на счету.
Курьерам нужно потребовать улучшения условий своего труда. Возможно — прямого найма «Яндекс-едой», «Деливери-клабом» и другими компаниями, пользующимися их услугами — со всеми вытекающими из Трудового кодекса привилегиями.
Самым большим усилием, которое от них потребуется для этого — это скоординироваться для коллективного действия. Которым может быть просто отказ выходить на работу в течение пары дней, сказавшись больными. Интересно, «логистические компании» разрешают своим сотрудникам болеть?
Как раз незадолго до смерти Артыка оштрафовали — не успел вовремя доставить что-то… его волновало и он хотел загладить свою вину перед начальством… свой последний штраф он получит 17 апреля — за то, что наутро после смерти не выйдет на работу. Скриншот с сообщением о материальном наказании покойного «за прогул» выложил в соцсетях знакомый Артыка.
Курьеры — основа таких бизнесов. А значит, эти бизнесы должны нести за них ответственность, а не прикрываться фиговым листочком «сотрудничества с логистическими компаниями».
Пусть у «Яндекса» и Delivery так пару дней «поболеет» больше половины курьерского состава — пусть они напомнят им о человечности и человеческих условиях труда.
P.S. А Хабр мог бы помочь людям, работающим курьерами, найти друг друга и организоваться онлайн.
Комментарии (31)
Afistotel
19.12.2019 15:46-1Для того, что бы профсоюз работал, руководство компании должно подписать документы соответствующие, а этого никто делать не будет. Уж больно много проблем для высшего руководства будет, а пользы никакой.
negasus
19.12.2019 15:54Вот прям используют подрядчиков только чтобы «можно спихнуть всю вину»
Ну а как же, иной причины и быть не можетnegasus
19.12.2019 15:55А профсоюзы это, наверное, хорошо. Только объединять курьеров на хабре, мне кажется, не лучшее место.
ShmidtGA
19.12.2019 16:06+1Ну еще уход от налогов и перестраховка и Вы очень недооцениваете «отсутствие ответственности» на основной компании.
Но я считаю что сама идея неактуально. Курьеры слишком легко заменимы.
Больше шансов первыми организовать профсоюз таксистам (им хотя бы права нужны для попадания в эту прослойку).
Если смотреть на это как работодатель, то так и хочется сказать «не хотите — уходите» но нюансов много поэтому думаю лучше воздержаться.
Klenov_s
19.12.2019 16:50Это простой аутсорсинг. Почти все ритейлеры так комплектуют штат своих магазинов. Особых требований к квалификации нет, так зачем содержать свой штат эйчаров? Проще отдать эту работу на сторону и сфокусироваться на бизнесе.
Soft-Patent
19.12.2019 18:27В "наследство" от СССР, Российская Федерация — получила (пока ещё сохраняющийся) сверх-супер льготный режим функционирования профессиональных объединений трудящихся. ("Профсоюзы — школа коммунизма!"© В.И.Ленин) А именно: запрет на запрещение их создания и функционирование.
А именно:
"Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица."
Ст.8. Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" N 10-ФЗ от 12.01.1996
Однако без регистрации, во первых — не удастся получить разрешение (муниципальных и городских властей) на проведение публичных массовых мероприятий. (Проходящие в помещениях или изолированных пространствах выставки, праздники, фестивали, и смотры — можно проводить по согласованию с администрацией площадок, но на проведение уличных шествий, митингов, и пикетов — уже надо получать разрешение.)
Во вторых — не получится подавать официальные запросы.
Ст.17 "1. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам." (это конечно — не запрос депутата, но и не "письма граждан")
И наконец, без регистрации — не получится вести хозяйственную деятельность (экономить на налогах; покупать в складчину кипрский санаторий, оформлять его как профсоюзную здравницу, и выдавать туда бесплатные (профсоюзные) путёвки; оплачивать бесплатное заграничное лечение; оплачивать бесплатную юридическую помощь; организовывать в офисе бесплатную (профсоюзную) столовую; закупать на всю контору и бесплатно раздавать одежду, велосипеды, проездные, телефоны (и всё что можно привязать к проф.деятельности); не платить некоторые виды гос.пошлин, и т.д.). (а тогда — ради чего весь этот сыр-бор?)
(инсайд: Если есть возможность раз в квартал выставлять по 60-70 чел. на "шефские" уличные мероприятия, или организовывать интернет-флешмоб с обращениями граждан, тогда всю лабуду с регистрацией и отчётностью профсоюза — можно попробовать сбросить на Шмаковскую федерацию.}
anshev0
19.12.2019 18:52Есть простое правило, если вам принёс еду «латиноамериканец», который работает по 10-15 часов, то в следующий раз заказывайте у другой компании, пусть на несколько рублей дороже.
Не пользуйтесь услугами тех, кто экономит на мед. книжках, здоровье сотрудников, делает вид, что ни при чём при найме людей и т.д. Как только людей, которые так будут поступать (голосовать рублём) станет много, то никаких профсоюзов и прочего сложноорганизуемого не понадобится. Заработок, здоровье и качество курьеров, водителей, грузчиков и т.д. вырастет. Не будет чёрного рынка услуг фирм прокладок торгующих людьми.SakuradaJun
20.12.2019 10:21Можно просто давать чаевые.
Кто готов давать каждый раз курьеру лишнюю сотку или хотя бы полтинник?
10 точек — 500-1000 рублей и штрафы не страшны и переработки не нужны.
Ага, все сейчас модные стали, оплачивают телефонами или часами с NFC, налички нет ни у кого, да и в нищей стране просто так раздавать чаевые налево и направо кому попало не принято. Особенно "латиноамериканцам".EgorKotkin Автор
20.12.2019 11:47Кто-то и так даёт чаевые. Если таких людей станет больше — хорошо, но для изменений на системном уровне нужно, чтобы все клиенты доброй воли осознанно стали давать повышенные чаевые для компенсации. Чтобы это случилось — потребуется приложить такие организационные усилия, которые лучше было бы направить на решение корневой проблемы отношений работников с работодателями.
Иначе получается предложение вместо пенсий пощедрее давать милостыню.
К тому же это никак не решает вопросы стресса и переработок. Вся ваша доброта просто уйдёт на компенсацию штрафов, которые накладывают работодатели, сами же создающие условия для них.
solariserj
20.12.2019 14:41Хммм в штатах официантам меньше платят, так как работатдатели поняли что им массово дают чаевые.
RealFLYNN
20.12.2019 14:51+1Плохие условия труда и отсутствие трудовой этики у компаний — это систематическая проблема экономики, и нельзя перекладывать ответственность за эти проблемы на конечного покупателя. То, что спрос диктует поведение свободного рынка — это миф, потому что рынок никогда не бывает свободным.
«Голос рублем» не работает, потому что причина не в людях, которые покупают вещи «не там, где надо», а потому что другие люди, которые владеют средствами производства и оказывают существенное влияние на рынок, наплевательски относятся ко всем остальным. От таких людей спасает только юнионизация.
truebest
19.12.2019 19:26Профсоюз курьеров конечно нужен. Право на труд и отдых необходимо соблюдать и контролировать, ну и нормативная база по режиму труда и отдыха курьера должна быть.
А по ответственности компаний я считаю что, было бы неплохо сделать так: чтобы неважно, какое количество компаний, прослоек и тд было между схемой исполнитель-сервисы/компании-клиент. Клиент платит деньги сервису, % берет компания 1, другой % компания 2 и тд. В зависимости от % определяется уровень ответственности каждой компании. Что касается исполнителя в этой схеме, он и его действия просто должны быть застрахованы (такси ли это или курьер).
azatfr
19.12.2019 20:23+1Конечно нужно отстаивать права. Рабские условия тормозят прогресс и инновации — зачем развивать робототехнику, доставку беспилотным транспортом, заниматься оптимизацией логистики, когда компаниям проще и дешевле нанять дешевую рабочую силу.
mr_tron
19.12.2019 22:07Написать мобильное приложение для организации профсоюза курьеров, как дешевый способ простимулировать яндекс активнее пилить своего робота курьера и лобировать изменение законодательства под него.
Igorjan
20.12.2019 00:18Рабские?
не нравится — не работай. Получи права и иди в такси. Купи фотоаппарат и иди фотографом.
mamont80
20.12.2019 08:19Эээ надо больше платить бедным курьерам =>
чтобы был стимул развивать роботов =>
чтобы наконец поувольнять всех бедных курьеров!
Может не будем дожидаться роботов и сразу всех поувольняем?
ShmidtGA
20.12.2019 09:24Тут не соглашусь, думаю для многих наличие какой-то работы важнее чем её отсутствие. Китай так стал сверхдержавой как бы.
Это я к тому что плохие условия труда у низшего звена «работяг» бессмысленно сопоставлять с инновацией и прогрессом и говорить что это тормозит развитие.
Какую-то логику в Вашем высказывании я прослеживаю, мол если труд дешевый то его не будут автоматизировать и заменять (тратить деньги на инновации), но условному Васе хочется кушать всегда (и сейчас и через 5 лет) и он не очень будет рад временному повышению ЗП чтобы потом его заменили на автоматизированную технику (он конечно будет рад в момент повышения, но можно легко предугадать его настроение после увольнения).
anaym
20.12.2019 11:29Ну так если создадут роботов-курьеров — курьеры люди вообще без работы останутся
Tetragonchik
20.12.2019 11:13+1Профсоюз появляется при смене парадигмы мышления с «я» на «мы». К сожалению, в нашей стране этот процесс, который кстати стал возможен благодаря ИТ в том числе, только начинается.
Methos
20.12.2019 13:20-1Курьер умер от собственной глупости и слабости, он был не готов к таким нагрузкам, которые вовсе не велики, например, для человека, постоянно занимающимся физнагрузками с контролем состояния и правильным питанием.
RealFLYNN
20.12.2019 15:01+1Давайте посмотрим на цифры. В Санкт-Петербурге, насколько мне известно, зарплата курьера Яндекс.Еды в месяц может составлять от 25 до 57 тысяч рублей. Верхнего потолка зарплаты можно достичь, если работать в несколько смен подряд — то есть, от 10 до 15 часов в сутки. Эта работа предполагает активное перемещение по городу, если говорить о СПб — по городу, не преспособленному для перемещения пешком или на велосипеде. По сути, на каждый заказ у вас есть около получаса, и за это время нужно преодолеть путь через плохо спроектированные и перегруженные дороги с опасными водителями, едва работающий наземный общественный транспорт и перегруженное метро.
Отнимите от зарплаты среднюю стоимость жилья и коммунальных услуг в спальных районах СПб, учтите время, которое работник может тратить на дорогу на работу и домой. В результате получится, что поддерживать образ жизни человекапостоянно занимающимся физнагрузками с контролем состояния и правильным питанием
становится практически невозможно.
Это крайне тяжелая работа, сопряженная с постоянным душевным и физическим стрессом, и компенсация, которую предоставляет работодатель, никак не покрывает ущерб нанесенный этими условиями сотруднику. Не надо обвинять жертвуMogwaika
20.12.2019 15:16Вы понимаете, что за КАДом и МКАДом многие получают меньше, чем у этих курьеров может остаться после вычета жилья и коммуналки? И работают работу они тоже не самую простую.
Eldhenn
Ну заставить нанимать няпрямую вы не сможете. Никак.
Areso
Кхе-кхе, но если есть грамотные и заинтересованные юристы, то они могут подтянуть ФЗ-116 (о заемном труде) и устроить долгие тяжбы. А они кому-то нужны?
Озвучу ход моих мыслей: аутсорсинг непрофильной деятельности (уборка офисных помещений компании, которая занимается, скажем, ПО) это одно, а вот курьерская доставка курьерской службы это уже профильная деятельность. А раз профильная — то это аутстаффинг, а не аутсорсинг. А если это аутстаффинг, то смотрим закон и видим приличные гарантии для таковых рабочих, если окажется, что их надо применять в этих двух случаях. Это, конечно, поверхностный взгляд, но возможно это идея сработает.
Ark_V
А там не курьерская служба, там «технологическая платформа», позволяющая «встречаться» всем заинтересованным сторонам и организующая их взаимодействие. Причем это настолько хайповый термин и концепция, что её похоже в рамках цифровизации экономики готовы принять всюду. Т.ч. тут не профсоюз создавать надо, а Партию.
dmbarsukov
Не, тут вопрос что надо дергать именно те компании, которые предоставляют штат курьеров