В продолжение темы IT-профсоюзов: одним из самых частых комментариев к посту «Возвращение солидарности: айтишникам и фрилансерам нужно организовываться» был «да зачем, айтишникам и так неплохо платят». Про фрилансеров в комментариях, почему-то, не вспоминали. Как и про то, что на IT-компании работают не только айтишники.

16 апреля, после десятичасовой непрерывной развозки заказов в Санкт-Петербурге умер 21-летний курьер «Яндекс-еды». По заключению судмедэкспертизы, причиной смерти стал сердечный приступ, спровоцировать который могла перегрузка.

Раскрытые в написанной восемь месяцев спустя статье «Что изменилось в работе «Яндекс.Еды» и Delivery Club после гибели курьера в апреле 2019 года» подробности о механизме работы «Яндекса» и Delivery с курьерами делают эту аналогию ещё глубже.

В статье описано, что ни «Яндекс», ни Delivery не нанимают курьеров напрямую, а используют для этого субподрядчиков — «логистические компании». На которых, если что, можно спихнуть всю вину: а мы что, мы ничего, этот курьер вообще не наш сотрудник.

А также удобно съехать с вопросов об оплате труда курьеров, что наглядно продемонстрировано в самой статье:

О размере бонусов пресс-служба сервиса говорить отказалась, пояснив, что не комментирует финансовые аспекты сотрудничества с логистическими компаниями

Ведь если вместо найма сотрудников нанять компанию, которая наймёт сотрудников, то вопросы об оплате труда сотрудников магическим образом превращаются в «финансовые аспекты сотрудничества» с контрагентами.

Это мне напомнило, как в 2015 году я делал репортаж о работе сортировочного центра в Пенсильвании. Одна из первых вещей, которые мне тогда бросились в глаза, что почти все складские работники Shopfans — латиноамериканцы (офисные сотрудники, наоборот, были почти все белые). Тогда же мне объяснили, они не нанимают их напрямую — они сотрудничают со специальной компанией, которая им предоставляет рабочих.

Позже я узнал, что это типичная практика в США. Многие из таких работников — нелегалы. Нанимать нелегалов напрямую опасно с точки зрения возможных неприятностей с законом. А если использовать для этого специальную фирму, то все юридические риски она возьмёт на себя, оставив заказчику чистый профит от использования низкооплачиваемого труда.

В России латиноамериканцев на низкооплачиваемых работах с жестокими условия труда, конечно, не встретишь. У нас для этого есть среднеазиаты — но на этом различия, похоже, заканчиваются.

Имя погибшего в апреле курьера «Яндекс-еды» было Артык Орозалиев. 21 апреля его похоронили в маленьком киргизском селе Торт-Куль.

Российские бизнесмены жадно перенимают передовой опыт западных коллег. И не только по разработке современных сервисов, очевидно. Но и по тому, как организовать процессы, скрытые за глянцевым фасадом вылизанных приложений. Включая то, как людей подешевле нанимать и побольше из них выжимать. А что с ними будет — их не волнует. Уволился, не выдержав стресса, или умер — технически, для них одно и то же. Логистическая компания наймёт нового.

Чтобы этого не повторилось — курьерам нужно организовываться для коллективного действия.

Если они потребуют улучшения условий труда и устроят забастовку хотя бы на пару дней — бизнесы «Яндекс-еды» и Delivery Club встанут. Нанять других курьеров, конечно, можно, но это займёт время, которого в доставочном бизнесе просто нет — вся их модель строится на выполнении заказа как можно быстрее, каждая минута на счету.

Курьерам нужно потребовать улучшения условий своего труда. Возможно — прямого найма «Яндекс-едой», «Деливери-клабом» и другими компаниями, пользующимися их услугами — со всеми вытекающими из Трудового кодекса привилегиями.

Самым большим усилием, которое от них потребуется для этого — это скоординироваться для коллективного действия. Которым может быть просто отказ выходить на работу в течение пары дней, сказавшись больными. Интересно, «логистические компании» разрешают своим сотрудникам болеть?

Как раз незадолго до смерти Артыка оштрафовали — не успел вовремя доставить что-то… его волновало и он хотел загладить свою вину перед начальством… свой последний штраф он получит 17 апреля — за то, что наутро после смерти не выйдет на работу. Скриншот с сообщением о материальном наказании покойного «за прогул» выложил в соцсетях знакомый Артыка.

Курьеры — основа таких бизнесов. А значит, эти бизнесы должны нести за них ответственность, а не прикрываться фиговым листочком «сотрудничества с логистическими компаниями».

Пусть у «Яндекса» и Delivery так пару дней «поболеет» больше половины курьерского состава — пусть они напомнят им о человечности и человеческих условиях труда.

P.S. А Хабр мог бы помочь людям, работающим курьерами, найти друг друга и организоваться онлайн.

Комментарии (31)


  1. Eldhenn
    19.12.2019 15:38

    Ну заставить нанимать няпрямую вы не сможете. Никак.


    1. Areso
      19.12.2019 21:45
      +1

      Кхе-кхе, но если есть грамотные и заинтересованные юристы, то они могут подтянуть ФЗ-116 (о заемном труде) и устроить долгие тяжбы. А они кому-то нужны?
      Озвучу ход моих мыслей: аутсорсинг непрофильной деятельности (уборка офисных помещений компании, которая занимается, скажем, ПО) это одно, а вот курьерская доставка курьерской службы это уже профильная деятельность. А раз профильная — то это аутстаффинг, а не аутсорсинг. А если это аутстаффинг, то смотрим закон и видим приличные гарантии для таковых рабочих, если окажется, что их надо применять в этих двух случаях. Это, конечно, поверхностный взгляд, но возможно это идея сработает.


      1. Ark_V
        20.12.2019 17:29

        А там не курьерская служба, там «технологическая платформа», позволяющая «встречаться» всем заинтересованным сторонам и организующая их взаимодействие. Причем это настолько хайповый термин и концепция, что её похоже в рамках цифровизации экономики готовы принять всюду. Т.ч. тут не профсоюз создавать надо, а Партию.


        1. dmbarsukov
          22.12.2019 15:31

          Не, тут вопрос что надо дергать именно те компании, которые предоставляют штат курьеров


  1. Afistotel
    19.12.2019 15:46
    -1

    Для того, что бы профсоюз работал, руководство компании должно подписать документы соответствующие, а этого никто делать не будет. Уж больно много проблем для высшего руководства будет, а пользы никакой.


    1. RikoSaGe
      19.12.2019 18:49
      +1

      Поэтому официальные профсоюзы — не выход. Следует создавать независимые.


  1. negasus
    19.12.2019 15:54

    Вот прям используют подрядчиков только чтобы «можно спихнуть всю вину»
    Ну а как же, иной причины и быть не может


    1. negasus
      19.12.2019 15:55

      А профсоюзы это, наверное, хорошо. Только объединять курьеров на хабре, мне кажется, не лучшее место.


    1. ShmidtGA
      19.12.2019 16:06
      +1

      Ну еще уход от налогов и перестраховка и Вы очень недооцениваете «отсутствие ответственности» на основной компании.
      Но я считаю что сама идея неактуально. Курьеры слишком легко заменимы.
      Больше шансов первыми организовать профсоюз таксистам (им хотя бы права нужны для попадания в эту прослойку).
      Если смотреть на это как работодатель, то так и хочется сказать «не хотите — уходите» но нюансов много поэтому думаю лучше воздержаться.


    1. Klenov_s
      19.12.2019 16:50

      Это простой аутсорсинг. Почти все ритейлеры так комплектуют штат своих магазинов. Особых требований к квалификации нет, так зачем содержать свой штат эйчаров? Проще отдать эту работу на сторону и сфокусироваться на бизнесе.


  1. Soft-Patent
    19.12.2019 18:27

    В "наследство" от СССР, Российская Федерация — получила (пока ещё сохраняющийся) сверх-супер льготный режим функционирования профессиональных объединений трудящихся. ("Профсоюзы — школа коммунизма!"© В.И.Ленин) А именно: запрет на запрещение их создания и функционирование.
    А именно:
    "Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
    Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица."
    Ст.8. Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" N 10-ФЗ от 12.01.1996
    Однако без регистрации, во первых — не удастся получить разрешение (муниципальных и городских властей) на проведение публичных массовых мероприятий. (Проходящие в помещениях или изолированных пространствах выставки, праздники, фестивали, и смотры — можно проводить по согласованию с администрацией площадок, но на проведение уличных шествий, митингов, и пикетов — уже надо получать разрешение.)
    Во вторых — не получится подавать официальные запросы.
    Ст.17 "1. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам." (это конечно — не запрос депутата, но и не "письма граждан")
    И наконец, без регистрации — не получится вести хозяйственную деятельность (экономить на налогах; покупать в складчину кипрский санаторий, оформлять его как профсоюзную здравницу, и выдавать туда бесплатные (профсоюзные) путёвки; оплачивать бесплатное заграничное лечение; оплачивать бесплатную юридическую помощь; организовывать в офисе бесплатную (профсоюзную) столовую; закупать на всю контору и бесплатно раздавать одежду, велосипеды, проездные, телефоны (и всё что можно привязать к проф.деятельности); не платить некоторые виды гос.пошлин, и т.д.). (а тогда — ради чего весь этот сыр-бор?)
    (инсайд: Если есть возможность раз в квартал выставлять по 60-70 чел. на "шефские" уличные мероприятия, или организовывать интернет-флешмоб с обращениями граждан, тогда всю лабуду с регистрацией и отчётностью профсоюза — можно попробовать сбросить на Шмаковскую федерацию.}


    1. yewuv
      20.12.2019 07:13

      Профсоюз это в первую очередь люди. Вот будет что-то близкое к 50% от коллектива (пусть даже не членов, но готовых поддержать), тогда и имеет смысл регистрироваться. А раньше и светиться особо не стоит.


      1. Gryphon88
        20.12.2019 12:28

        Да даже 10% хватит, если все как один.


  1. anshev0
    19.12.2019 18:52

    Есть простое правило, если вам принёс еду «латиноамериканец», который работает по 10-15 часов, то в следующий раз заказывайте у другой компании, пусть на несколько рублей дороже.
    Не пользуйтесь услугами тех, кто экономит на мед. книжках, здоровье сотрудников, делает вид, что ни при чём при найме людей и т.д. Как только людей, которые так будут поступать (голосовать рублём) станет много, то никаких профсоюзов и прочего сложноорганизуемого не понадобится. Заработок, здоровье и качество курьеров, водителей, грузчиков и т.д. вырастет. Не будет чёрного рынка услуг фирм прокладок торгующих людьми.


    1. Ketovdk
      20.12.2019 10:19

      и «латиноамериканцы» вымрут. Спасибо, добрый человек


    1. SakuradaJun
      20.12.2019 10:21

      Можно просто давать чаевые.
      Кто готов давать каждый раз курьеру лишнюю сотку или хотя бы полтинник?
      10 точек — 500-1000 рублей и штрафы не страшны и переработки не нужны.
      Ага, все сейчас модные стали, оплачивают телефонами или часами с NFC, налички нет ни у кого, да и в нищей стране просто так раздавать чаевые налево и направо кому попало не принято. Особенно "латиноамериканцам".


      1. EgorKotkin Автор
        20.12.2019 11:47

        Кто-то и так даёт чаевые. Если таких людей станет больше — хорошо, но для изменений на системном уровне нужно, чтобы все клиенты доброй воли осознанно стали давать повышенные чаевые для компенсации. Чтобы это случилось — потребуется приложить такие организационные усилия, которые лучше было бы направить на решение корневой проблемы отношений работников с работодателями.

        Иначе получается предложение вместо пенсий пощедрее давать милостыню.

        К тому же это никак не решает вопросы стресса и переработок. Вся ваша доброта просто уйдёт на компенсацию штрафов, которые накладывают работодатели, сами же создающие условия для них.


      1. solariserj
        20.12.2019 14:41

        Хммм в штатах официантам меньше платят, так как работатдатели поняли что им массово дают чаевые.


    1. RealFLYNN
      20.12.2019 14:51
      +1

      Плохие условия труда и отсутствие трудовой этики у компаний — это систематическая проблема экономики, и нельзя перекладывать ответственность за эти проблемы на конечного покупателя. То, что спрос диктует поведение свободного рынка — это миф, потому что рынок никогда не бывает свободным.

      «Голос рублем» не работает, потому что причина не в людях, которые покупают вещи «не там, где надо», а потому что другие люди, которые владеют средствами производства и оказывают существенное влияние на рынок, наплевательски относятся ко всем остальным. От таких людей спасает только юнионизация.


  1. truebest
    19.12.2019 19:26

    Профсоюз курьеров конечно нужен. Право на труд и отдых необходимо соблюдать и контролировать, ну и нормативная база по режиму труда и отдыха курьера должна быть.

    А по ответственности компаний я считаю что, было бы неплохо сделать так: чтобы неважно, какое количество компаний, прослоек и тд было между схемой исполнитель-сервисы/компании-клиент. Клиент платит деньги сервису, % берет компания 1, другой % компания 2 и тд. В зависимости от % определяется уровень ответственности каждой компании. Что касается исполнителя в этой схеме, он и его действия просто должны быть застрахованы (такси ли это или курьер).


  1. azatfr
    19.12.2019 20:23
    +1

    Конечно нужно отстаивать права. Рабские условия тормозят прогресс и инновации — зачем развивать робототехнику, доставку беспилотным транспортом, заниматься оптимизацией логистики, когда компаниям проще и дешевле нанять дешевую рабочую силу.


    1. mr_tron
      19.12.2019 22:07

      Написать мобильное приложение для организации профсоюза курьеров, как дешевый способ простимулировать яндекс активнее пилить своего робота курьера и лобировать изменение законодательства под него.


    1. Igorjan
      20.12.2019 00:18

      Рабские?
      не нравится — не работай. Получи права и иди в такси. Купи фотоаппарат и иди фотографом.


    1. mamont80
      20.12.2019 08:19

      Эээ надо больше платить бедным курьерам =>
      чтобы был стимул развивать роботов =>
      чтобы наконец поувольнять всех бедных курьеров!

      Может не будем дожидаться роботов и сразу всех поувольняем?


    1. ShmidtGA
      20.12.2019 09:24

      Тут не соглашусь, думаю для многих наличие какой-то работы важнее чем её отсутствие. Китай так стал сверхдержавой как бы.
      Это я к тому что плохие условия труда у низшего звена «работяг» бессмысленно сопоставлять с инновацией и прогрессом и говорить что это тормозит развитие.
      Какую-то логику в Вашем высказывании я прослеживаю, мол если труд дешевый то его не будут автоматизировать и заменять (тратить деньги на инновации), но условному Васе хочется кушать всегда (и сейчас и через 5 лет) и он не очень будет рад временному повышению ЗП чтобы потом его заменили на автоматизированную технику (он конечно будет рад в момент повышения, но можно легко предугадать его настроение после увольнения).


    1. anaym
      20.12.2019 11:29

      Ну так если создадут роботов-курьеров — курьеры люди вообще без работы останутся


  1. andreysl
    19.12.2019 21:27

    Начали призывать к бойкоту Рэмблера. И вот до «Яндекса» и Mail.ru дошли


  1. Tetragonchik
    20.12.2019 11:13
    +1

    Профсоюз появляется при смене парадигмы мышления с «я» на «мы». К сожалению, в нашей стране этот процесс, который кстати стал возможен благодаря ИТ в том числе, только начинается.


  1. Methos
    20.12.2019 13:20
    -1

    Курьер умер от собственной глупости и слабости, он был не готов к таким нагрузкам, которые вовсе не велики, например, для человека, постоянно занимающимся физнагрузками с контролем состояния и правильным питанием.


    1. RealFLYNN
      20.12.2019 15:01
      +1

      Давайте посмотрим на цифры. В Санкт-Петербурге, насколько мне известно, зарплата курьера Яндекс.Еды в месяц может составлять от 25 до 57 тысяч рублей. Верхнего потолка зарплаты можно достичь, если работать в несколько смен подряд — то есть, от 10 до 15 часов в сутки. Эта работа предполагает активное перемещение по городу, если говорить о СПб — по городу, не преспособленному для перемещения пешком или на велосипеде. По сути, на каждый заказ у вас есть около получаса, и за это время нужно преодолеть путь через плохо спроектированные и перегруженные дороги с опасными водителями, едва работающий наземный общественный транспорт и перегруженное метро.

      Отнимите от зарплаты среднюю стоимость жилья и коммунальных услуг в спальных районах СПб, учтите время, которое работник может тратить на дорогу на работу и домой. В результате получится, что поддерживать образ жизни человека

      постоянно занимающимся физнагрузками с контролем состояния и правильным питанием
      становится практически невозможно.

      Это крайне тяжелая работа, сопряженная с постоянным душевным и физическим стрессом, и компенсация, которую предоставляет работодатель, никак не покрывает ущерб нанесенный этими условиями сотруднику. Не надо обвинять жертву


      1. Mogwaika
        20.12.2019 15:16

        Вы понимаете, что за КАДом и МКАДом многие получают меньше, чем у этих курьеров может остаться после вычета жилья и коммуналки? И работают работу они тоже не самую простую.