Начало и развитие истории, откуда я взял эту картинку.
История с весами мне напомнила случай, который случился на старте карьеры в Леруа три года назад. Я пришёл в эту компанию на позицию бэкенд-разработчика и сразу попал на трёхнедельную интеграцию: предстояло побывать почти на всех ролях в магазине. Через пару недель уже поработал с местным айтишником (привет, Коля!), ночью потаскал коробки на складе и разобрался в устройстве кухонной вытяжки. Как это было, это отдельное приключение, достойное собственного поста. Парой слов: для разработчика это необычный опыт, который даёт прочувствовать боли сотрудников и покупателей на собственной шкуре.
В один день довелось побывать в комнатке, куда покупатели относили товар для оформления доставки. Там работали сотрудницы, которые помогали людям переложить товар на весы, взвешивали и подсчитывали стоимость услуг. Делалось это, конечно же, в экселе, — и инженерная тяга к автоматизации окружающей среды привела в раздумья об оптимальности происходящего.
В этот момент покупатели уже держали чек на руках и представляли в уме новую и уютную планировку комнаты. Информация о товарах, которые они пробили пару минут назад на кассе, сразу попадала во внутреннюю систему, сканер штрихкодов на чеках лежал рядом с клавиатурой. Только один вопрос крутился у меня в голове: почему никто не додумался скрестить информацию с чеков с характеристиками товаров и избежать необходимости в совершении лишних телодвижений, покупки дорогостоящих весов и в разы сократить время, которое тратилось на ручное «взвешивание» клиента.
Сказано — сделано. Первое задание на новой работе представляло из себя поиск нужных источников информации, их скрещивание и создание простенькой апи и веб-формы с одним-единственным полем для ввода номера с чека. Нужная информация сканировалась аппаратом, сотруднику выводилась на экран табличка с товарами, количеством и общим весом. После первого теста в полях выяснилось, что у некоторых товаров отсутствовала нужная характеристика. Отлично, вот и дополнительная, неявная в самом начале польза — дадим покупателю возможность вводить информацию о весе и будем на ней учиться.
По правилам жанра здесь должна быть картинка радостной сотрудницы на выдаче со сканером-пистолетом. И хотя у меня под рукой такой фотографии нет, подпись к ней я уже придумал.Радостные эмоции сотрудников — бесценно.
В течение времени форма обрастала функциональностью, полностью переписывалась и интегрировалась в экосистему магазина. Но выводы, сделанные мною после этой истории, я держу в голове и сейчас. Проблемы, с которыми сталкиваются люди «в полях», очень часто воспринимаются сотрудниками центральных офисов слишком легко. И только когда собственными глазами видишь, как работают люди, перестаёшь думать о сферических проблемах в вакууме и представляешь себе живых сотрудников, которые впустую проделывают ненужную работу. Для меня это было простенькой задачей, а для них это спасённые нервы, время, силы и довольные покупатели. «Сверхспособность» айтишников — умение экономить время, которое тратится впустую в рутине. Приятно, когда написанный на компьютере код меняет реальную жизнь.
P. S. Предчувствую в комментариях кейсы с неоптимальными алгоритмами на сайте или в магазине. Если у вас есть вопрос «Почему???» и он не касается поста, пишите в личные сообщения.
P. P. S. А что с мемом про весы, я не знаю. Возможно, это какая-то ошибка.
amarao
Возможно, кого-то уволят из-за вашей автоматизации. И кого-то наймут. Наймут умного, уволят беззащитного.
martyncev
К сожалению да. Цифровизация и автоматизация в бизнесе сокращают потребности в слабоквалифицированных кадрах. Но такова жизнь. Кто захочет — может попробовать поднять свою квалификацию, перестроится так сказать, а кто нет… увы… мир жесток, как бы не печально это было.