История многоканального звука
Впервые многоканальная запись для воспроизведения в кино была использована в 1941 году для мультфильма «Fantasia» от Disney. Звукорежиссёры тогда совершили огромный шаг в формате воспроизведения звука перейдя с моно на трехканальное аудио (2 фронта и центр), записанных на кинопленку оптическим способом.
Почему этот шаг был огромным? Звук в кино и так появился относительно недавно. Первым фильмом с синхронной речевой фонограммой стал музыкальный фильм «Певец джаза», вышедший в свет в 1927 году, а первая фраза главного героя «Подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» стала символом новой эпохи звукового кинематографа. А теперь представим себе, как реагировали зрители того времени на новый звук. Если раньше мы слышали одинаковый звук из всех колонок, то теперь можно было четко позиционировать правую и левую часть аудиокартины.
Но дальнейшее развитие многоканального звука было приостановлено на 10 лет, главной причиной чему послужила 2-я мировая война.
Новым толчком к развитию многоканальности стало активное совершенствование магнитофонной записи. Первые магнитофоны были трофейными, привезенными из Германии, да и само название «магнитофон» – это ставшее нарицательным имя модели AEG Magnetopfon.
Далее развитие многоканального аудио продолжилось в США. Первый многодорожечный магнитофон был изобретен знаменитым музыкантом Лесом Полом (изобретателем электрогитары, без которой невозможно представить современную музыку), он же первым до этого проводил записи на моно магнитофон.
Звук в кинотеатрах
В кино первые форматы объемного звука записывались именно при помощи магнитофона, на пленку вместо оптической дорожки стал наносится магнитный слой, а проекторы оснащались магнитофонными головками для воспроизведения звуковых дорожек. В дальнейшем, в связи с ростом популярности кинематографа и экспериментами в форматах пленки, индустрия перешла на широкий формат – широкоэкранный Cinemascope на 35мм пленке с анаморфированием (при съемке и воспроизведении) и 70 мм пленка вместо 35мм. Большие экраны требовали соответствующего звукового оформления. В то время в кинотеатрах были использованы два основных аудиоформата: для Cinemascope (4 канала – левый фронт, правый фронт, центр и surround, расположенный сплошным массивом сзади и сбоку от слушателей) от 20th Century Fox и Todd AO для 70 мм (имел уже 6 каналов, где добавилось по одному дополнительному каналу слева и справа на фронте, в связи с огромным размером экрана).
Любопытный факт: Центральный канал стал необходимым в связи с большими размерами кинозала, когда диалоги для зрителей справа и слева звучали не из центра. Центральная АС же обеспечивала четкое позиционирование всей воспроизводимой речи. В дальнейшем центральный канал так и сохранил рабочее название «dialog».
Звуковая дорожка того времени сильно отличалась от современных, хотя по сути количество каналов не изменилось. Все дело в том, что на том этапе развитие технологий было очень сложным, да и качественные звуковые эффекты в те времена не были столь востребованы. Сами форматы к тому же были не столь распространены, поскольку оборудование для их воспроизведения стоило весьма недешево и его могли позволить себе только наиболее успешные кинотеатры.
Компания Dolby
В середине 70-х годов на сцену выходит компания Dolby, изначально заработавшая себе имя на системах шумопонижения Dolby A и Dolby B для профессиональной и любительской звукозаписи. Но успехов в данной сфере создателю компании Рею Долби было мало и он обратил свой взор на кинематограф. В 1971 году появился первый фильм, при записи звуковой дорожки к которому использовалась система шумопонижения Dolby A – им стал «нашумевший» тогда «Заводной апельсин». Данная технология позволила значительно расширить динамический диапазон воспроизводимых частот в аудиосопровождении фильма.
В 1974 году компания Dolby представила миру новый формат записи Dolby Stereo, который используется в звукозаписи до сих пор (не он один, естественно).
Понятие Stereo тех дней значительно отличается от того, как его понимают сейчас, в наши дни – это обозначение двухканального аудио. Для многоканального используется термин surround sound, который появился, кстати, именно благодаря внедрению технологий многоканального звука в домашние кинотеатральные системы. В те времена термин Stereo обозначал именно объемный звук. Данный формат снова вернул на пленку оптическую дорожку звукозаписи причем для четырех существующих каналов. Звук фронтальных каналов при таком декодировании оставался без изменений, объемные аудиоэффекты получились путем вычитания левого фронта из правого (путем переворота фазы) и фильтрацией сигнала в диапазоне ниже 100гц и выше 7кГц.
С центральным каналом возникла небольшая загвоздка, ведь классически звук центрального канала – это смешение звука правого и левого фронта с увеличением громкости на 3Дб. То есть звук голоса был слышен и в фронтальных парах, но тише на 3Дб. Dolby использовал умную систему улучшения разделения каналов в зависимости от ситуации: в случае если диалог звучал в тишине, то звуки фронтальных каналов дополнительно приглушались, а если речь шла вместе с музыкой (если использовать предыдущий метод, то музыку было плохо слышно, а еще она увеличивала громкость в пузах между речью) для синергии двух звуковых дорожек было использовано подмешивание звука в противофазе правого канала к левому и наоборот. Естественно четкое позиционирование звуковых эффектов в записях с технологиями Dolby появилось не сразу, ведь достаточно сложно было четко позиционировать и разделять доминантное звуковое сопровождение и спецэффекты. Но компания постоянно совершенствовала кинопроцессоры и технологии, и качество звука в новом формате достигло небывалых высот.
Огромную же популярность данному формату принес фильм Джорджа Лукаса – «Звездные войны», 1976 г. Показав в данном фильме величайшее, по тем временам, качество аудио и видео эффектов фильм обрел огромную популярность и продвинул использование Dolby Stereo в кинематографе. Джордж Лукас, в принципе, внес огромную лепту в мир звукозаписи, но об этом немного позже.
В то время уже активно развивалось домашнее телевидение, кинотеатры стали посещать реже, но запись прокатных версий фильма была недешевой и отличалась плохим качеством. Dolby Stereo позволило значительно удешевить домашнее кино, сделав его доступным для широкой публики.
Для поддержки высокого качества звука в кино Dolby вводит жесткую сертификацию кинотеатров, а логотип компании становится приманкой для зрителя, так как подобный звук невозможно было реализовать в домашних условиях.
В дальнейшем копания Dolby добралась и до широких экранов, привнеся в мир первые системы 5.1 которые используются в наши дни.
Наличие отдельных динамиков для воспроизведения НЧ сигнала стало новым прорывом в спецэффектов выдавая громоподобные реалистичные взрывы и эффекты (первым фильмом формата 5.1 стал «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы).
Но все же популярность широкоформатного кино стала падать, поэтому большого количества кинофильмов с данным типом фонограммы создано не было.
Домашние кинотеатры
Новый виток развития кинозвука начался в 80-е годы, именно в это время активно развивалось домашнее видео и появился лазерный видеодиск. Также широкое распространение получили домашние Hi-Fi стереосистемы. В 1982 году компания Dolby выпустила в свет декодер Dolby Surround способный декодировать 3 канала (левый + правый фронт и surround). Для большинства слушателей этого было достаточно, но в связи с ростом популярности телевизоров больших диагоналей, от 27", в 1987 году был представлен декодер Dolby Surround Pro Logic, способный извлекать 4-х канальный звук из двухканальной фонограммы. Так в мире стали появляться первые домашние кинотеатры основанные на Hi-Fi оборудовании. Они стремительно захватили рынок и из предметов роскоши стали обычным явлением.
В 90-е годы стала активно развиваться цифровая запись, в свет вышел формат CDS с цифровой аудиодорожкой вместо аналоговой, разметка метаданных осуществлялась при помощи пикселей на кинопленке. Но из-за уровня технологий часто появлялась проблема пропадания звука связанной с ошибками в звуковой дорожке.
Dolby Digital
В 1992 втором году на премьере фильма «Batman Returns» был представлен новый формат цифровой записи Dolby Digital, широко использующийся в наше время. Данный формат использовал дублированные цифровые и аналоговые аудио дорожки (в качестве резервных) и смог избавиться от проблем с прерыванием звука. Данный формат разрабатывался как универсальный для различных носителей и стал одним из обязательных при записи DVD.
Dolby Surround EX
В 1999 году компания долби совместно с компанией THX и Skywalker Sound Studios разрабатывает новый формат Dolby Surround EX специально для 1-го эпизода приквела «Звездных Войн» — «Призрачная угроза». Данный формат позволял записать звук формата 6.1, что давало звукорежиссеру дополнительную палитру звуковой картины.
THX
О THX стоит рассказать отдельно. THX – это не формат звукозаписи, это общий стандарт звуковоспроизводящих устройств для того, что бы при воспроизведении звук был таким же, каким его слышал звукорежиссёр.
Интересна и история его появления. Когда Джордж Лукас снял фильм «Возвращение джедая» из первой трилогии «Звездных войн», был проведен тестовый показ фильма в кинотеатре. Результат не удовлетворил режиссёра, так как все задумки касаемые звуковых эффектов оборудование того времени не могло воспроизвести физически. Тогда и была создана компания THX названная в честь первого фильма Лукаса «THX 1138». Перед разработчиками была поставлена задача выработать строгие правила для кинотеатров, чтобы звуковая дорожка при воспроизведении не отличалась от той, которую слышит звукорежиссер, при этом качество должно быть максимальным. Также компанией был создан высококачественный кроссовер, аналогов которого на тот момент на рынке не было. Сертификацию THX обязаны были пройти как звукозаписывающие студии, так и кинотеатры. С 1990 года её начали проходит и домашние аудиосистемы.
DTS
В 1993 году появился еще один популярный формат DTS (Digital Theatre Systems), созданный для фильма «Парк Юрского периода». Данный формат воспроизводит аудиодорожку синхронно с видео, но с отдельного лазерного носителя. В домашних форматах DTS использует принципиально иную систему кодирования, данная система позволяет воспроизвести звук с учетом особенностей человеческого слуха, а так же записать до 8 независимых дорожек. Несмотря на то, что принципы кодирования в системах разные, название используется одно и тоже, вероятнее всего в целях маркетинга.
Dolby Atmos
Ну и, наконец, хочется рассказать о новом формате звука для домашних кинотеатров – Dolby Atmos, который был впервые презентован в 2012 году. Если распространение обычного звука в классических уже системах многоканального аудио мы можем рассмотреть как двухмерное, горизонтально (звук справа, слева, спереди, сзади), то Atmos позволяет обеспечить полностью трехмерное звучание с использованием вертикальной плоскости. Данная технология открывает возможность звуковым дорожкам эффектов существовать независимо друг от друга, так как они не сводятся звукорежиссером раз и навсегда, а существуют отдельно и обрабатываются специальным процессором. Дополнением в Dolby Atmos кинотеатрах стали потолочные колонки и дополнительные сабвуферы. Первым фильмом в данном аудиоформате стал 3D мультфильм «Храбрая сердцем».
Но и это еще не все, данный формат также внедрен и в домашние кинотеатральные системы. Такие производители Hi-Fi как Onkyo, Yamaha, Marantz, Denon, Pioneer, уже выпустили ресиверы с поддержкой данного декодера. Чтобы сделать Atmos кинотеатр дома необязательно встраивать потолочные АС, производители колонок и ресиверов уже выпускают дополнительный комплект акустики, который устанавливается на фронтальную пару и работает за счет отражения звука от потолка.
Мне самому посчастливилось протестировать домашнюю систему на Dolby Atmos, презентация которой проводилась в конференц-зале, не подготовленном специально к демонстрации. Показывали ролик про тропические леса. Мне удалось услышать очень интересные и реалистичные эффекты: во-первых, эффект падения дождевых капель именно сверху, то есть звук падения распространялся сверху вниз. Но что мне больше всего понравилось, так это эффект летящей птицы. На экране колибри пролетала над головой и потом по дуге уходила назад по левой части сцены. Я четко услышал положение птички в пространстве, то есть не только справа или слева, но и над головой или на уровне лица. Звук получился очень реалистичный. Если получится совместить данную технологию звука с шлемом вроде Oculus можно получить в итоге полный эффект участия в кино.
Москвичи могут оценить технологию Atmos уже сегодня, посмотрев фильм «Миссия невыполнима» в одном из 3-х кинотеатров «Формула Кино» или в одном из 6 кинотеатров «Люксор».
А если вы хотите собрать домашнюю систему с Dolby Atmos, то мы рекомендуем присмотреться к такому комплекту:
— Ресивер Onkyo TX-NR636
— Колонки для Dolby Atmos Onkyo SKH-410
— И любую Hi-Fi 5.0 акустику
О том как собрать и настроить это оборудование для создания домашнего кинотеатра я расскажу в следующей статье.
Комментарии (8)
alexcom
11.08.2015 15:29У меня возникает правомерный вопрос: уши у человека в количестве 2х штук, с ориентацией источника звука они справляются. Зачем столько динамиков?
Маркетинг?AnyLogin
11.08.2015 15:49+1Стандартные системы могут позиционировать звук с точки зрения вертикальной плоскости, то есть распространения звука справа, слева, спереди, сзади. АС для Dolby Atmos позволяют позиционировать звук в вертикальной плоскости, например если вокруг слушателя, по синусоиде, двигается частица издающая тот или иной звук. При классической системе мы можем четко позиционировать где в горизонтальной плоскости частица находится, с Atmos мы можем позиционировать и вертикальное местонахождение частицы.
prover
11.08.2015 16:06Не совсем понимаю почему вы сравниваете прибор по приёму/обработке звука (уши то есть) с прибором, который этот звук вырабатывает (динамик).
Ну то есть 2 ваших уха способны воспринимать звук в любом месте, но мир вокруг вас генерирует звуки из совершенно разных мест и сегодняшние технологии добились того, чтобы с помощью 5 динамиков можно было услышать звук в абсолютно любом месте вокруг вас, а не только там, где эти 5 динамиков установлены.
dMac
12.08.2015 11:28Может быть, отчасти и маркетинг, но процентов на 90 — все-таки особенности слухового восприятия с разных направлений.
Подробно — тут
www.e-reading.club/bookreader.php/105068/Osnovy_psihoakustiki.pdf
А вкратце — из-за сложной формы ушей звуки с разных направлений звучат немного по-разному (например, сзади и сверху приходит меньше высоких частот), и за счет этого мозг различает направления прихода звука, используя всего два уха.
Кстати, расхожее мнение насчет разности фаз сигналов с левого и правого уха — вряд ли верно, т.к. уши не анализируют фазу сигнала (см. статьи по ссылке), а только разность моментов прихода звука, но эта разность измеряется в долях миллисекунды, и мозг не всегда может ее использовать. Значительно более четкое позиционирование происходит за счет разности амплитуд, ну и за счет частотных характеристик ушных раковин, которые зависят от направления.
barkalov
11.08.2015 19:11Если получится совместить данную технологию звука с шлемом вроде Oculus можно получить в итоге полный эффект участия в кино.
Если у вас есть точное позиционирование головы, вам не нужно 100500 динамиков, достаточно двух наушников, эффект будет ещё богаче.
AnyLogin
12.08.2015 10:17Согласен, но с другой стороны у нас создается полноценное звуковое поле на большой площади с точным позиционированием эффектов, в том числе НЧ сигнала, например дрожь от взрывов и т.д. Это также позволит лучше использовать различные эффекты связанный с эффектом Доплера.
DjOnline
20.08.2015 20:01Для Oculus Rift лучше подтянуть алгоритмы binaural для нашников, чтобы было полное погружение как в записях barbershop или со спичками. Всё таки это персональный шлем, и для полной 3d картиным нам хватает двух ушей, а не 24ых.
Logonoff
Есть мнение, что дублированные фильмы с Atmos звучат в плане спецэффектов значительно хуже оригинала. Кто-нибудь кто в теме может прокомментировать?